Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 34 Невского района Санкт – Петербурга
Анализ работы начальной школы за 2013-2014 учебный год
Цели анализа:
выявить степень успешности реализации поставленных перед коллективом задач;
осуществить рефлексию проблемных моментов в деятельности начальной школы и ее сильных сторон;
определить перспективы развития педагогического коллектива.
Предмет анализа: учебная и методическая работа коллектива учителей начальных классов.
Целевая ориентация педагогического коллектива: сформировать необходимые предпосылки, условия и механизмы для постоянного самообновления – модернизации образования в направлении повышения качества и роста его эффективности.
Предполагаемый результат: повышение эффективности и качества учебно-методической работы. В 2013-2014 учебном году перед педагогами начальной школы стояла цель:
обеспечение качественного начального общего образования, соответствующего актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) и направленного на максимальную реализацию индивидуального потенциала каждого обучающегося в усвоении учебной программы, развитие духовно-нравственных качеств личности.
Для достижения данной цели решались следующие задачи:
Создать условия для успешного овладения программным материалом и выполнения ФГОС НОО учащимися;
Совершенствовать работу начальной школы по введению ФГОС НОО;
Развивать познавательный интерес обучающихся/воспитанников; продолжить изучение и внедрение в практику наиболее эффективныездоровьесберегающие образовательные технологии преподавания предметов в начальной школе, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к развитию творческой деятельности учащихся;
Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей обучающихся/воспитанников с привлечением их к активному участию в школьной жизни;
Содействовать профессиональному развитию/саморазвитию педагогов;
Организовать активную научно-методическую деятельность педагогического коллектива;
Внедрить опыт творчески работающих учителей через мастер-классы, обучающие семинары;
Совершенствовать работу по повышению качества ведения документов педагогами;
Осуществлять учебно-воспитательную работу в соответствии с СанПиНом;
Развивать и укреплять материально-техническую базу школы в соответствии с требованиями современной петербургской школы.
I. Информационная справка.
В начальных классах на 1 сентября обучалось 229учеников, на конец учебного года – 194(отсоединение структурного подразделения с 01.01.2014г). Количество прибывших (Шотмана, 12, Коллонтай, 27) за учебный год – 6 человек. Количество выбывших –6 учащихся. Обучение велось по следующим УМК: «Школа России» (речевая патология, дети с ЗПР) и программам под редакцией В.В. Воронковой (умственная отсталость поI и II вариантам );в режиме одной смены пятидневной рабочей недели, в 33 общеобразовательных классах, с 01.01.2014г в 17классах.
По итогам года переведены в следующий класс 193 учащихся, из них обучались:
а)на «5» - 6 учащихся
б) на «4» и «5» - 54 учащихся
в) с одной «3» - 26 учащихся
в) рекомендовано обследование на ТПМПК –7 человека
Переведены условно - 7 обучающихся.
Изменение ОМ - 7 обучающихся.
Оставлены на повторное обучение - 1 обучающийся.
Задачи, поставленные в 2013-2014 учебном году, решал педагогический коллектив в составе 33 учителей начальных классов с 01.09.2014 – 17 учителей, 4 учителей –логопедов, 4 педагогов-психологов, 3 учителей-дефектологов , 6 учителей-предметников и 16воспитателей.
Учебно-воспитательный процесс был организован следующим образом:
Продолжительность урока (академический час) во всех классах не превышает 45 минут, за исключением 1-го класса. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований (СанПин):
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый);
- для посещающих группу продленного дня организован дневной сон и прогулка;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Минимальная перемена – 10 минут, максимальная – 20 минут. Между третьим и четвертым уроками проводится динамическая пауза. При составлении расписания учтена недельная нагрузка учащихся, и уроки чередуются согласно баллу трудности предмета, во второй половине дня организована коррекционно-развивающая работа, спортивно-оздоровительное и духовно - нравственное воспитание(кружки, занятия со специалистами). Школа работает по четвертям.
Сведения об учителях начальных классов
Учителя начальных классов – это высокопрофессиональный коллектив с большим опытом работы. 88% учителей имеют высшую и первую квалификационную категорию, 42% учителей имеет педагогический стаж более 20 лет. Средний возраст педагогов –41год. Коллектив учителей постоянно повышает уровень профессионального мастерства. В этом году были аттестованы и подтвердили свою квалификационную категорию следующие учителя: Степанова М.Е..(первая),Лещенок О.Б.(высшая), Маслова А.И..(высшая), Юрочкина О.А. (первая), Гаркина М.В. (первая), Сулейманова Н.А. (высшая), Минтюкова С.Ю. (высшая).
Среди учителей начальной школы:
Полученное образование Квалификационные категории
Несомненно, кадровый состав педагогического коллектива играет положительную роль в сохранении контингента обучающихся: (изменение контингента произошло в связи с отсоединением одного из структурных подразделений)
Обучение и повышение квалификации кадров осуществляется по нескольким направлениям. Систематическое прохождение аттестации, требующее курсовой подготовки (1 раз в пять лет), работа внутри МО (обмен опытом), самообразование (работа над методической темой), получение первого или второго высшего образования. 12 % учителей начальных классов прошили обучениепоновым ФГОС второго поколения. 11,8% учителей прошли подготовку по курсу ОРКСЭ.
Анализируя деятельность педагогов начального звена по использованию информационных компьютерных технологий в образовательном процессе, следует отметить, что 76% педагогов прошли курсы ИКТ – компетентности. Практически все используют данные знания и умения при подготовке документации и подготовки к уроку.
Выводы:
в начальной школе имеется сложившийся коллектив опытных педагогов, способных успешно реализовать поставленные задачи;
образовательный и воспитательный процесс в начальных классах строится учетом образовательных стандартов и требований СанПиН;
во всех классах начальной школы сохраняется высокая наполняемость (по нормативам коррекционных ОУ), что свидетельствует о востребованности, актуальности и престиже учреждения, предлагаемых образовательно-воспитательных и реабилитационных услуг.
II. Анализ учебно-воспитательного процесса
В 2013-2014 учебном году школа работала по теме: «Качество образования младших школьников с ОВЗ в условиях модернизации образовательной системы. Внедрение ФГОС начальной школы: проблемы, перспективы и возможности развития.
Для этого решались следующие задачи:
Способствовать реализации установки педагогов на профессиональный рост и саморазвитие, самоанализ и позиционирование педагогического опыта в условиях работы школьных методических объединений (далее – ШМО).
Создать условия для достижения прогнозируемых результатов обучения и воспитания на диагностической основе за счет повышения качества образования.
Обеспечить достижение всеми учащимися ФГОС НОО, повышение качественного показателя по предмету и реализовать в полном объеме государственные образовательные программы на базовом уровне.
Способствовать воспитанию творчески развитой социально-ориентированной личности учащихся через реализацию целевых программ воспитательной работы.
Вся работа учителей начальной школы, воспитателей ГПД, а также специалистов школьной службы сопровождения (далее ШСС) нацелена на создание комфортной обстановки для получения знаний и всестороннего развития ребёнка как личности.
Анализ учебной деятельности.
Контроль и анализ в начальной школе показали, что все учебные программы выполнены.
В 2013-2014 учебном году в педагогическом коллективе использовались и такие формы обучения как домашнее обучение.Учащиеся, находящиеся на домашнем обучении, полностью усвоили программный материал и переведены в следующие классы.
ФГОС. ООП НОО.
С 1 сентября 2013 года по ФГОС НОО обучение проходило в двух классах (в 1 «Б», 2 «Б» классе). Это направление работы стало приоритетным для педагогического коллектива школы в связи с тем, что введение ФГОС НОО является основой реализации национальной инициативы «Наша новая школа». Творческим коллективом педагогов была разработана ООП НОО для 1-4 классов, которая соответствует ФГОС НОО второго поколения. Текст данного документа был принят и утвержден на педагогическом совете 30 августа 2013 года.
Нами был выбран второй вариант базисного учебного плана, который предполагает организацию 10 часов внеучебной деятельности учащихся без привлечения внешних совместителей.
Учителями 1-го, 2-го классов разработаны рабочие программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения, которые реализовывались в течение учебного года. Прошли срезовые диагностические контрольные работы (сентябрь, декабрь, май) по итогам, которых определялся уровень усвоения учебной программы.Внеурочная деятельность включалась в основную образовательную программу образовательного учреждения через разделы «Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального образования»; «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни»иорганизовывалась по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе, через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, соревнования, общественно полезные практики.
Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов учащихся 1-4 классов в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования. Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей учащихсяпутем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей.
Содержание занятий, предусмотренных в форме внеурочной деятельности, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Занятия проводятся во время группы продлённого дня, часов классного руководства. Организация экскурсионной деятельности способствует становлению гражданского мировоззрения, формированию позитивного отношения к окружающему миру и любви к родному краю, Родине.
Занятия внеурочной деятельности во второй половине дня ведут учителя, классные руководители, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования и другие педагогические работники. Организация внеурочной деятельности в 1 классе (ФГОС) в 2012/2013 учебном году
Направления внеурочной деятельности
| Состав и структура направлений внеурочной деятельности
| Формы организации
| Объем внеурочной деятельности, часов
| в неделю
| в год
| Спортивно-оздоровительное
| ОФП
| кружок
| 1
| 33
| Духовно-нравственное
| Хор
| кружок
| 1
| 33
| Духовно-нравственное
| Классный час
| занятие
| 1
| 33
| Коррекционная работа
| ИГЗ
| занятие
| 2
| 66
| Коррекционная работа
| Комплексная реабилитация
| занятие
| 1
| 33
| Коррекционная работа
| Развитие речедвигательной моторики
| занятие
| 1
| 33
| Коррекционная работа
| Развитие мелкой пластики
| занятие
| 1
| 33
| Коррекционная работа
| Сенсорное развитие
| занятие
| 1
| 33
| Коррекционная работа
| Ритмика
(фонетическая ритмика)
| занятие
| 1
| 33
| Итого:
| 10
| 330
|
Выводы:
Второй год внедрения ФГОС показал как свои положительные стороны, так и выявил ряд проблем:
- необходимость разработки и принятие стандартов для детей с ОВЗ с учетом их психофизических особенностей;
- низкая заинтересованность родителей в жизни класса, школы.
|