Администрации г. Челябинска Управление образования Калининского района


НазваниеАдминистрации г. Челябинска Управление образования Калининского района
страница1/19
ТипРеферат
filling-form.ru > Туризм > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19



Администрации г. Челябинска

Управление образования Калининского района



Психолого-медико-педагогическая служба (ПМПС)

Отделение психолого-педагогического сопровождения

дошкольного и общего образования (ОППС)


Серия «Социально-психологическое сопровождение образования»







ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ

К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ





2007




Давыдова В.И., Трофимчук О.М., Башак Т.В., Кривошеина И.Ю., Усманова О.Д. Подготовка детей к обучению в школе. –Челябинск, 2007г.

Авторы-составители:

Давыдова В.И., начальник управления образования администрации города Челябинска

Трофимчук О.М., руководитель отделения психолого-педагогического сопровождения дошкольного и общего образования

Башак Т.В., педагог-психолог отделения психолого-педагогического сопровождения дошкольного и общего образования

Кривошеина И.Ю., педагог-психолог отделения психолого-педагогического сопровождения дошкольного и общего образования

Усманова О.Д., педагог-психолог отделения психолого-педагогического сопровождения дошкольного и общего образования

Данный сборник адресован педагогам-психологам, воспитателям старших и подготовительных к школе групп. Сборник может быть полезен также учителям начальных классов, родителям.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

Краткий экскурс в историю изучения вопроса 5

Психологическая готовность к школьному обучению. 8

Характеристика компонентов психологической готовности к школе 10

Физическая готовность 10

Интеллектуальная готовность 11

Эмоционально-волевая готовность 14

Мотивационная готовность к обучению в школе 15

Готовность в сфере общения 18

Показатели психологической готовности 21

Алгоритм работы по подготовке детей к обучению в школе 24

Диагностика готовности детей к началу обучения в школе 26

Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения 26

Диагностика готовности детей к школе. Выявления основных типов развития 48

Анкеты для родителей детей подготовительных к школе групп 69

Психолого-педагогическое просвещение родителей 73

Курс для родителей. Ребенок идет в школу 74

Консультации для родителей 94

«Шпаргалки для родителей» 112

Советы школьных специалистов родителям 125
Из опыта работы 134

Подготовка детей к школе. И.А. Пятковская, педагог-психолог

МДОУ ДС КВ №308 134

Психологическая подготовка детей к школе, профилактика школьной

дезадаптации. Садыков Р.Г., педагог-психолог МДОУ ДС ОВ №28 137

Социально-психологическая готовность ребенка к школьному обучению

в сфере общения. Русских И.В., старший воспитатель МДОУ детский сад №105 140

ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в XXI веке и сейчас очень высокие требования жизни, к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение, что объясняется рядом причин.

Во-первых, школа как социальный институт со своими ценностями и нормами, ролевыми отношениями, методами обучения и режимом предъявляет к ребенку вполне определенные требования. И эти требования оказываются настолько жесткими, а сама школа, несмотря на все эксперименты и реформы, настолько консервативной, что детям приходится приспосабливаться к ней путем специальной подготовки.

Во-вторых, в образовательном процессе дошкольных учреждений наблюдается еще одна тенденция – дублируются цели, задачи, формы и методы начальной школы, практикуется раннее обучение письму, чтению, усложнены занятия по математике. Как правило, подобные явления провоцируются требованиями родителей, которые считают: раннее обучение ребенка обеспечивает ему в дальнейшем успешность школьного образования, позитивное отношение учителей и признание со стороны сверстников.

В-третьих, перемены произошли в системе подготовки детей к школе. Фактически возник новый вид обучения – дошкольное образование; открылись дошкольные гимназии, группы, появились новые учебники и учебные пособия. Но как показывает практика, ребенок, прошедший такую подготовку, даже если он в 1 – 2-м классе демонстрирует лучшие результаты, уже с 3-го класса начинает заметно уступать своим сверстникам, прошедшим «правильную» подготовку.

А эта «правильная» подготовка, согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов, должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии ребенка.

Проблема готовности ребенка и детской популяции в целом к началу школьного обучения рассматривалась в течение последнего десятилетия практически всеми авторами, работающими в «детстве». За эти годы проведены комплексные исследования по изучению физического и психического развития детей 6-7 летнего возраста, отработаны новые методики тестирования, разработаны принципы и методы работы с детьми перед школой. Самые важные результаты этих исследований были включены в настоящий сборник.

Данный сборник адресован педагогам-психологам, воспитателям старших и подготовительных к школе групп. Сборник может быть полезен также учителям начальных классов, родителям.
КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА
Проблема психологической готовности к школе для психологии не новая. Впервые вопрос о готовности детей к началу школьного обучения возник в конце 40-х годов, когда было принято решение о переходе к обучению детей с 7-летнего возраста. Именно с той поры не затухает интерес к определению готовности ребенка к регулярному обучению.

Второй всплеск интереса возник в 1983 году – после знаменитого решения об обучении с шести лет. И снова перед обществом встал вопрос о зрелости ребенка, сформированности предпосылок учебной деятельности.

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрело­сти: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости.

Американские исследователи этой проблемы в основ­ном интересуются интеллектуальными возможностями де­тей в самом широком смысле. Это находит отражение в применяемых ими батарейных тестах, показывающих раз­витие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических функций.

Если зарубежные исследования школьной зрелости в основном направлены на создание тестов и в гораздо мень­шей степени ориентированы на теорию вопроса, то в работах отечественных психологов содержится глубокая теоре­тическая проработка проблемы психологической готовности к школе, идущая своими корнями из трудов Л.С.Выготского (Л.И.Божович, 1968; Д.Б.Эльконин, 1989; Н.Г.Салмина, 1988; Е.Е.Кравцова, 1991, и др.).

Л.С.Выготский указывал, что готовность к школе определяется умением ребенка обобщать и дифференцировать в необходимых категориях предметы и явления окружающего мира.

Л.И.Божович (1968) выделяет несколько парамет­ров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них – определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интел­лектуальной сферы. Были выделены две группы мотивов учения:

  • широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему обще­ственных отношений»;

  • мотивы, связанные непосредственно с учебной дея­тельностью, или «познавательные интересы детей, по­требность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями».

Новообразование «внутренняя позиция школьника», возникающее на рубеже дошкольного и младшего школь­ного возраста и представляющее собой сплав двух по­требностей – познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне, позволяет ребенку включить­ся в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполне­нии намерений и целей, или, другими словами, произ­вольном поведении ученика.

Почти все авторы, исследующие психологическую го­товность к школе, уделяют произвольности особое место в изучаемой проблеме.

Д.Б.Эльконин (1978) считал, что произвольное поведе­ние рождается в ролевой игре в коллективе детей, позво­ляющей ребенку подняться на более высокую ступень раз­вития, чем он это может сделать в игре в одиночку. Так как коллектив в этом случае корректирует нарушения в под­ражании предполагаемому образцу, тогда как самостоя­тельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно. Именно поэтом игру можно считать школой произвольного поведении.

Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б.Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:

  • умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

  • умение ориентироваться на заданную систему требований;

  • умение внимательно слушать говорящего и точно поднять задания, предлагаемые в устной форме;

  • умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Фактически это – параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в первом классе.

В работах Е.Е.Кравцовой (Г.Г.Кравцов, Е.Е.Кравцова, 1987; Е.Е.Кравцова, 1991) при характеристике психологи­ческой готовности детей к школе основной удар делается на роль общения в развитии ребенка. Выделяются три сферы - отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития «которых определяет степень го­товности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной дея­тельности».

Необходимо подчеркнуть, что в отечественной психо­логии при изучении интеллектуального компонента пси­хологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже немало­важный фактор, а на уровень развития интеллектуальных процессов, «...ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравни­вать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы» (Л.И.Божович, 1968).

Кроме указанных составляющих психологической го­товности к школе И.В.Добровина (2001) выделяет дополнительно еще одну - развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отра­жает как общее развитие ребенка, так и уровень его логи­ческого мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел на­ходить в словах отдельные звуки, т. е. у него должен быть развит фонематический слух.

Подводя итог всему сказанному, перечислим психоло­гические сферы, по уровню развития которых судят о психологической готовности к школе: аффективно-потребностная, произвольная, интеллектуальная и речевая.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
Готовность ребенка к систематическому обучению в школе рассматривается на современном этапе как уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка.

Компонентами готовности ребенка к школьному обучению являются: физическая готовность, мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность, готовность в сфере общения. Все компоненты тесно связаны между собой, представляют ассиметричную гармонию, могут ком­пенсировать развитие друг друга.

Разработанная характеристика общей готовности базируется на следующих принципах:

  • непрерывности в развитии способностей, возможностей ребенка;

  • оптимального объема показателей;

  • понимания готовности как способности к обучению, а не результата обученности в дошкольном учреждении;

  • диалектики общего, частного и единичного в понимании уровня готовности.

Методологической основой представленной характеристики является систем­ный подход к анализу готовности. Рассмотрение общей готовности к школе как целостной системы позволяет выделить системные качества (свойства), характе­ризующие сущность данного явления и позволяющие более обоснованно рассмот­реть проблему диагностики готовности к школе и условий подготовки дошкольников к школьному обучению.

Готовность к школе – это целостное образование. Целостность как свойство системы обусловливает, что результат готовности к школьному обучению оп­ределяется не столько уровнем отдельных компонентов, сколько их взаимосвязью и интеграцией. Поэтому готовность к школе обладает компенсаторностью, т.е. недостаточный уровень отдельных компонентов может восполняться высоким уровнем других.

Неаддитивность (от лат. additio - прибавление) как свойство системы показывает, что уровень готовности к школе не может быть определен как простая сумма уровней компонентов готовности. Соединение компонентов дает новое качество, поэтому в диагностике необходимо выделение основных системообразующих компонентов готовности, без которых общий достаточный уровень не достижим.

Эмерджентность (от англ. emergence - возникновение, появление нового) как свойство системы показывает, что цели развития отдельных компонентов готовности не всегда полностью совпадают с общей целью готовности. Это определяет, с одной стороны, некоторую автономность и более широкий контекст развития компонентов готовности (например, развития личностной мотивации, а не только мотивации к школьному обучению; или более широкий смысл развития коммуникативности). С другой стороны, данное свойство обусловливает противоречивость процесса подготовки к школе, являющегося источником внутреннего развития. Согласно данному свойству готовность к школе рассматривается не как конечный результат, а как развивающийся процесс, поэтому в диагностике готовности важен не столько измеренный (снятый) уровень, сколько его динамика.

ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТОВ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Администрации г. Челябинска Управление образования Калининского района iconРуководство для начинающего профессиональную деятельность педагога-психолога
Давыдова В. И., начальник управления образования Калининского района администрации города Челябинска

Администрации г. Челябинска Управление образования Калининского района iconОбразец заявления
Начальнику Калининского управления социальной защиты населения Администрации города Челябинска

Администрации г. Челябинска Управление образования Калининского района iconРешение именем Российской Федерации
Мировой судья судебного участка №9 Калининского района г. Челябинска Кравец А. В

Администрации г. Челябинска Управление образования Калининского района iconУтверждено постановлением Администрации города
Настоящее Положение о Почетной грамоте Администрации города Челябинска и Благодарности Администрации города Челябинска (далее Положение)...

Администрации г. Челябинска Управление образования Калининского района iconАкт №1 о результатах тематической проверки
Калининского района Саратовской области по вопросу проверки нормативно-правовой базы учреждения и соответствия ее действующему законодательству...

Администрации г. Челябинска Управление образования Калининского района iconМетодические рекомендации для органов местного самоуправления «Пошаговая...
Управление земельно имущественных отношений администрации калининского муниципального района саратовской области

Администрации г. Челябинска Управление образования Калининского района iconАдминистрация города челябинска постановление
Об учреждении Управления дорожного хозяйства Администрации города Челябинска и утверждения Положения о нем", постановлением Администрации...

Администрации г. Челябинска Управление образования Калининского района iconУтвержден постановлением Администрации города Челябинска
Исполнение муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство в пределах полномочий, установленных Градостроительным кодексом...

Администрации г. Челябинска Управление образования Калининского района iconОбразец
Юлию, 01. 01. 1997 года рождения. Судебным приказом мирового судьи судебного участка №15 Калининского района г. Челябинска с должника...

Администрации г. Челябинска Управление образования Калининского района iconПостановление Администрации города Челябинска от 10 октября 2012...
Фз "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", распоряжением Администрации города Челябинска...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск