Скачать 2.04 Mb.
|
Давыдова В.И., Трофимчук О.М., Башак Т.В., Кривошеина И.Ю., Усманова О.Д. Подготовка детей к обучению в школе. –Челябинск, 2007г. Авторы-составители: Давыдова В.И., начальник управления образования администрации города Челябинска Трофимчук О.М., руководитель отделения психолого-педагогического сопровождения дошкольного и общего образования Башак Т.В., педагог-психолог отделения психолого-педагогического сопровождения дошкольного и общего образования Кривошеина И.Ю., педагог-психолог отделения психолого-педагогического сопровождения дошкольного и общего образования Усманова О.Д., педагог-психолог отделения психолого-педагогического сопровождения дошкольного и общего образования Данный сборник адресован педагогам-психологам, воспитателям старших и подготовительных к школе групп. Сборник может быть полезен также учителям начальных классов, родителям. СОДЕРЖАНИЕ Введение 4 Краткий экскурс в историю изучения вопроса 5 Психологическая готовность к школьному обучению. 8 Характеристика компонентов психологической готовности к школе 10 Физическая готовность 10 Интеллектуальная готовность 11 Эмоционально-волевая готовность 14 Мотивационная готовность к обучению в школе 15 Готовность в сфере общения 18 Показатели психологической готовности 21 Алгоритм работы по подготовке детей к обучению в школе 24 Диагностика готовности детей к началу обучения в школе 26 Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения 26 Диагностика готовности детей к школе. Выявления основных типов развития 48 Анкеты для родителей детей подготовительных к школе групп 69 Психолого-педагогическое просвещение родителей 73 Курс для родителей. Ребенок идет в школу 74 Консультации для родителей 94 «Шпаргалки для родителей» 112 Советы школьных специалистов родителям 125 Из опыта работы 134 Подготовка детей к школе. И.А. Пятковская, педагог-психолог МДОУ ДС КВ №308 134 Психологическая подготовка детей к школе, профилактика школьной дезадаптации. Садыков Р.Г., педагог-психолог МДОУ ДС ОВ №28 137 Социально-психологическая готовность ребенка к школьному обучению в сфере общения. Русских И.В., старший воспитатель МДОУ детский сад №105 140 ВВЕДЕНИЕ Мы живем в XXI веке и сейчас очень высокие требования жизни, к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение, что объясняется рядом причин. Во-первых, школа как социальный институт со своими ценностями и нормами, ролевыми отношениями, методами обучения и режимом предъявляет к ребенку вполне определенные требования. И эти требования оказываются настолько жесткими, а сама школа, несмотря на все эксперименты и реформы, настолько консервативной, что детям приходится приспосабливаться к ней путем специальной подготовки. Во-вторых, в образовательном процессе дошкольных учреждений наблюдается еще одна тенденция – дублируются цели, задачи, формы и методы начальной школы, практикуется раннее обучение письму, чтению, усложнены занятия по математике. Как правило, подобные явления провоцируются требованиями родителей, которые считают: раннее обучение ребенка обеспечивает ему в дальнейшем успешность школьного образования, позитивное отношение учителей и признание со стороны сверстников. В-третьих, перемены произошли в системе подготовки детей к школе. Фактически возник новый вид обучения – дошкольное образование; открылись дошкольные гимназии, группы, появились новые учебники и учебные пособия. Но как показывает практика, ребенок, прошедший такую подготовку, даже если он в 1 – 2-м классе демонстрирует лучшие результаты, уже с 3-го класса начинает заметно уступать своим сверстникам, прошедшим «правильную» подготовку. А эта «правильная» подготовка, согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов, должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии ребенка. Проблема готовности ребенка и детской популяции в целом к началу школьного обучения рассматривалась в течение последнего десятилетия практически всеми авторами, работающими в «детстве». За эти годы проведены комплексные исследования по изучению физического и психического развития детей 6-7 летнего возраста, отработаны новые методики тестирования, разработаны принципы и методы работы с детьми перед школой. Самые важные результаты этих исследований были включены в настоящий сборник. Данный сборник адресован педагогам-психологам, воспитателям старших и подготовительных к школе групп. Сборник может быть полезен также учителям начальных классов, родителям. КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА Проблема психологической готовности к школе для психологии не новая. Впервые вопрос о готовности детей к началу школьного обучения возник в конце 40-х годов, когда было принято решение о переходе к обучению детей с 7-летнего возраста. Именно с той поры не затухает интерес к определению готовности ребенка к регулярному обучению. Второй всплеск интереса возник в 1983 году – после знаменитого решения об обучении с шести лет. И снова перед обществом встал вопрос о зрелости ребенка, сформированности предпосылок учебной деятельности. Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости. Американские исследователи этой проблемы в основном интересуются интеллектуальными возможностями детей в самом широком смысле. Это находит отражение в применяемых ими батарейных тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических функций. Если зарубежные исследования школьной зрелости в основном направлены на создание тестов и в гораздо меньшей степени ориентированы на теорию вопроса, то в работах отечественных психологов содержится глубокая теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе, идущая своими корнями из трудов Л.С.Выготского (Л.И.Божович, 1968; Д.Б.Эльконин, 1989; Н.Г.Салмина, 1988; Е.Е.Кравцова, 1991, и др.). Л.С.Выготский указывал, что готовность к школе определяется умением ребенка обобщать и дифференцировать в необходимых категориях предметы и явления окружающего мира. Л.И.Божович (1968) выделяет несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них – определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Были выделены две группы мотивов учения:
Новообразование «внутренняя позиция школьника», возникающее на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста и представляющее собой сплав двух потребностей – познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика. Почти все авторы, исследующие психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое место в изучаемой проблеме. Д.Б.Эльконин (1978) считал, что произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это может сделать в игре в одиночку. Так как коллектив в этом случае корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно. Именно поэтом игру можно считать школой произвольного поведении. Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б.Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:
Фактически это – параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в первом классе. В работах Е.Е.Кравцовой (Г.Г.Кравцов, Е.Е.Кравцова, 1987; Е.Е.Кравцова, 1991) при характеристике психологической готовности детей к школе основной удар делается на роль общения в развитии ребенка. Выделяются три сферы - отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития «которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности». Необходимо подчеркнуть, что в отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже немаловажный фактор, а на уровень развития интеллектуальных процессов, «...ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы» (Л.И.Божович, 1968). Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе И.В.Добровина (2001) выделяет дополнительно еще одну - развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т. е. у него должен быть развит фонематический слух. Подводя итог всему сказанному, перечислим психологические сферы, по уровню развития которых судят о психологической готовности к школе: аффективно-потребностная, произвольная, интеллектуальная и речевая. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ. Готовность ребенка к систематическому обучению в школе рассматривается на современном этапе как уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка. Компонентами готовности ребенка к школьному обучению являются: физическая готовность, мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность, готовность в сфере общения. Все компоненты тесно связаны между собой, представляют ассиметричную гармонию, могут компенсировать развитие друг друга. Разработанная характеристика общей готовности базируется на следующих принципах:
Методологической основой представленной характеристики является системный подход к анализу готовности. Рассмотрение общей готовности к школе как целостной системы позволяет выделить системные качества (свойства), характеризующие сущность данного явления и позволяющие более обоснованно рассмотреть проблему диагностики готовности к школе и условий подготовки дошкольников к школьному обучению. Готовность к школе – это целостное образование. Целостность как свойство системы обусловливает, что результат готовности к школьному обучению определяется не столько уровнем отдельных компонентов, сколько их взаимосвязью и интеграцией. Поэтому готовность к школе обладает компенсаторностью, т.е. недостаточный уровень отдельных компонентов может восполняться высоким уровнем других. Неаддитивность (от лат. additio - прибавление) как свойство системы показывает, что уровень готовности к школе не может быть определен как простая сумма уровней компонентов готовности. Соединение компонентов дает новое качество, поэтому в диагностике необходимо выделение основных системообразующих компонентов готовности, без которых общий достаточный уровень не достижим. Эмерджентность (от англ. emergence - возникновение, появление нового) как свойство системы показывает, что цели развития отдельных компонентов готовности не всегда полностью совпадают с общей целью готовности. Это определяет, с одной стороны, некоторую автономность и более широкий контекст развития компонентов готовности (например, развития личностной мотивации, а не только мотивации к школьному обучению; или более широкий смысл развития коммуникативности). С другой стороны, данное свойство обусловливает противоречивость процесса подготовки к школе, являющегося источником внутреннего развития. Согласно данному свойству готовность к школе рассматривается не как конечный результат, а как развивающийся процесс, поэтому в диагностике готовности важен не столько измеренный (снятый) уровень, сколько его динамика. ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ. |
Давыдова В. И., начальник управления образования Калининского района администрации города Челябинска | Начальнику Калининского управления социальной защиты населения Администрации города Челябинска | ||
Мировой судья судебного участка №9 Калининского района г. Челябинска Кравец А. В | Настоящее Положение о Почетной грамоте Администрации города Челябинска и Благодарности Администрации города Челябинска (далее Положение)... | ||
Калининского района Саратовской области по вопросу проверки нормативно-правовой базы учреждения и соответствия ее действующему законодательству... | Управление земельно имущественных отношений администрации калининского муниципального района саратовской области | ||
Об учреждении Управления дорожного хозяйства Администрации города Челябинска и утверждения Положения о нем", постановлением Администрации... | Исполнение муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство в пределах полномочий, установленных Градостроительным кодексом... | ||
Юлию, 01. 01. 1997 года рождения. Судебным приказом мирового судьи судебного участка №15 Калининского района г. Челябинска с должника... | Фз "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", распоряжением Администрации города Челябинска... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |