Муниципальное общеобразовательное учреждение
Николо-Шангская средняя общеобразовательная школа имени А.А.Ковалева
Шарьинского муниципального района Костромской области Утверждаю Рассмотрено и принято Директор школы ___________________ на педагогическом совете И.В.Морозова «___»____________2013 г. Протокол № ___
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
НА ПЕРИОД 2013-2015 Г.Г.
НИКОЛО-ШАНГА
2013
Содержание
| Наименование
| Страницы
|
| Вводная часть. Миссия школы.
| 1-2
| Целевой раздел.
| 1.1.
| Пояснительная записка.
| 2-4
| 1.2.
| Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего
(полного) общего образования.
| 5-24
| 1.3.
| Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.
| 24-28
| II. Содержательный раздел.
| 2.1.
| Программы отдельных учебных предметов, курсов.
| 28-71
| 2.2.
| Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования
| 71-87
| III. Организационный раздел.
| 3.1.
| Учебный план среднего (полного) общего образования.
| 87-89
| 3.2.
| Система условий реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.
| 90-101
| 3.3.
| Заключение.
| 101
|
Вводная часть. Миссия школы.
Образовательная программа является нормативно-управленческим документом Миниципального общеобразовательного учреждения Николо-Шангской средней школы имени А.А.Ковалева, характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.
Полное название школы: Муниципальное образовательное учреждение Николо-Шангская средняя общеобразовательная школа имени А.А.Ковалева
Адрес: 157512 Костромская область, Шарьинский район, село Николо-Шанга, улица Школьная, 18
Организационно-правовая форма: Общеобразовательное учреждение
Учредитель: комитет образования администрации Шарьинского муниципального района Костромской области.
Характеристика внешней среды школы.
Муниципальное образовательное учреждение Николо-Шангская средняя общеобразовательная школа имени А.А.Ковалева расположена в 12 километрах от города Шарья, в центре сельского поселения.
Характеристика внутренней среды школы.
МОУ Николо-Шангская средняя школа имени А.А.Ковалева по организации образовательного процесса и в соответствии с условиями образовательных программ осуществляет образовательный процесс, соответствующий 1,2,3 ступени образования и дошкольное отделение. Образование по всем трем ступеням обеспечивает усвоение обязательного минимума содержания образования, развитие интеллектуальных, духовных и физических задатков, развитие независимого творческого мышления, реализацию интересов и склонностей учащихся, формирование личностных качеств, необходимых выпускнику для успешной самореализации в условиях конкуренции.
Школа работает в режиме 6-дневной недели, 1 класс - пятидневка. Продолжительность урока – 45 минут (1 класс-35 минут в первом полугодии).
МОУ Николо-Шангская средняя школа имени А.А.Ковалева СОШ располагается в отдельно стоящем 3-х этажном типовом здании (рассчитано на 500 учащихся). Общее количество кабинетов – 27, 1 компьютерный класс на 7 посадочных мест, спортивный зал, швейная и столярно-слесарная мастерские, столовая на 80 посадочных мест, библиотека с читальным залом, пришкольный интернат на 100 мест, учебно-опытный участок 2 га, теплица, автобус.
В образовательном процессе участвует социально-психологическая служба (психолог, социальный педагог), для выявления тенденций, которые корректируются силами педагогического коллектива.
Сведения об обучающихся.
Ухудшение демографической ситуации привело к снижению численности населения села и соответственно численности обучающихся. Но на данный момент общая численность стабилизировалась:
2009-2010 учебный год – 11 классов – 130 обучающийся
2010-2011 учебный год – 11 классов – 135 обучающихся
2011-2012 учебный год – 11 классов -144 обучающихся.
2012-2013 учебный год – 10 классов – 138 обучающихся.
По ступеням образования: (2012-2013 учебный год)
Начальная школа – 4 класса-комплекта–53 обучающихся
Основная школа – 5 классов-комплектов – 81 обучающийся
Старшая школа – 1 класс-комплект –4 обучающихся
Осуществляя свою деятельность в статусе опорной школы, школа стремится организовать тесное сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями образовательного консорциума.
Школа - сложная и динамичная социальная структура. В ее стенах взаимодействуют порядка 360 человек (педагогов, учащихся, родителей), имеющих самый различный образовательный, культурный, экономический и профессиональный уровень, со своими, порой, противоречивыми запросами и интересами.
Школа способна предложить общее и дополнительное образования на уровне Государственных стандартов, в соответствии с уровнем подготовки, состоянием здоровья, запросами и возможностями учащихся и их родителей.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Уставом школы настоящая образовательная программа является содержательной и организационной основой образовательной политики школы.
Образовательная программа школы – локальный акт общеобразовательного учреждения - создана для реализации образовательного заказа государства, содержащегося в соответствующих документах, социального заказа родителей учащихся и самих учащихся, с учетом реальной социальной ситуации, материальных и кадровых возможностей школы.
Образовательная программа школы рассчитана на 2013-2015 учебный год.
Миссия школы:
- создание достаточных и необходимых образовательных условий для социальной успешности учащихся и выпускников Школы.
- создание условия для самореализации учащихся в учебно-воспитательном процессе и развитии их ключевых компетенций.
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка
Образовательная программа среднего (полного) общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения Николо-Шангскойсредней общеобразовательной школы имени А.А.Ковалева разработана в соответствии с:
Законом РФ «Об Образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1 (с изменениями и дополнениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 г., 6 января, 5, 9 февраля, 20 апреля, 26, 30 июня, 21 июля, 18, 24 октября, 1 декабря 2007 г., 28 февраля, 24 апреля, 23 июля, 27 октября, 25 декабря 2008 г., 10, 13 февраля, 3 июня, 17 июля 2009 г.);
Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19 марта 2001 г. N 196 (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.);
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», (Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. N 19993);
Уставом образовательного учреждения;
Правилами внутреннего распорядка;
Образовательная программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании».
Актуальность программы.
Среднее (полное) общее образование – третья, завершающая ступень общего образования.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» среднее (полное) общее образование является общедоступным.
Старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Социально-педагогическая суть этих изменений – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Эти изменения являются ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность, сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права.
Цель реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования:
формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;
дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.
Задачи реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования:
обеспечение соответствия образовательной программы среднего (полного) общего образования требованиям Стандарта;
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
обеспечение доступности получения качественного среднего (полного) общего образования, достижение планируемых результатов освоения образовательной программы среднего (полного) общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников, единства учебной и внеурочной деятельности;
взаимодействие образовательного учреждения при реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования с социальными партнерами (как внутри системы образования, так и в рамках межведомственного взаимодействия);
выявление и развитие способностей обучающихся, их профессиональной склонностей, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектной и учебно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональную ориентацию обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Учебные предметы образовательной программы среднего (полного) общего образования, в соответствии с Федеральным компонентом, представлены на базовом уровне. Уровень образовательной программы имеет общеобразовательный характер.
Базовый уровень образовательной программы ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.
Образовательная программа среднего (полного) общего образования реализует следующие учебные предметы: Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика, Информатика и ИКТ, История, Обществознание, Экономика, Право, География, Биология, Физика, Химия, Основы безопасности жизнедеятельности, Физическая культура.
Среднее (полное) общее образование завершается обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников. Требования к уровню подготовки выпускников являются основой разработки контрольно-измерительных материалов указанной аттестации.
Обучающиеся, завершившие среднее (полное) общее образование и выполнившие в полном объеме требования к уровню подготовки выпускников, вправе продолжить обучение на ступенях начального, среднего и высшего профессионального образования.
Для осуществления образовательного процесса в школе сформирован стабильный педагогический коллектив.
Школа укомплектована преподавателями согласно штатному расписанию. Кадровый состав в целом остается стабильным. В школе работает 26 педагогов, многие члены педколлектива – бывшие выпускники школы. Все учителя прошли курсы повышения квалификации. В школе сложился профессиональный, компетентный и работоспособный коллектив, в котором:
- 2 педагога – Заслуженный учитель Российской Федерации;
- 3 педагога удостоены знака «Почетный работник общего образования РФ»;
- 3 педагога имеют звание «Отличник просвещения РФ»;
- 4 педагога – победители конкурса ПНПО.
С высшим образованием – 16 человек (62%)
Высшая квалификационная категория – 13 человек (50%)
1 квалификационная категория – 4 человека
2 квалификационная категория - 5 человек
Не имеют категории – 4 человека (двое из них - молодые специалисты, стаж работы – 1 год).
Укомплектованность кадрами – 100%; уровень стабильности – 99%.
Учителю предоставлено право на творческое самовыражение, выбор норм и методов обучения и воспитания, на авторство учебных программ и планов.
Информационная база:
- библиотека (учебная и методическая литература, периодика),
- методический кабинет (библиотека методической литературы, методические новинки, творческие работы педагогов и обучающихся, нормативно-правовая документация),
- компьютерный класс (8 компьютеров, электронно-информационный банк данных по методике и статистике, выделенный канал в Интернет, мультимедийный проектор)
- в кабинетах директора, заместителя директора, в библиотеке, в кабинете социального педагога имеются компьютеры.
Все учителя владеют современными образовательными технологиями. Педагоги имеют успешный опыт разработки и внедрения инновационных проектов и программ, умеют осуществлять мониторинг экспериментальной деятельности и рефлексивный анализ её хода и результатов.
К числу сильных сторон образовательного учреждения следует отнести достаточно высокую теоретическую подготовку педагогов, существование у школьного сообщества положительного опыта осуществления инновационных преобразований в учебно-воспитательном процессе, наличие эффективной научно - методической поддержки усилий учителей в совершенствовании образовательной деятельности, благоприятный нравственно-психологический климат в педагогическом коллективе, средний уровень образовательной подготовки выпускников школы. 1.2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
|