Учебное пособие по дисциплине "Налоговая система и аудит"


НазваниеУчебное пособие по дисциплине "Налоговая система и аудит"
страница1/5
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > Туризм > Учебное пособие
  1   2   3   4   5

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ


По дисциплине "Налоговая система и аудит"



  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ


Налоговая система – свод законодательных актов государства, устанавливающих совокупность существующих налогов, механизмы их исчисления и методы контроля за их взиманием.

Налог – одна из форм финансовых отношений, осуществляемых в виде платежей , взимаемых государством с юридических и физических лиц с целью их перераспределения для нужд граждан и общества в целом. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы, которая зависит от степени развития демократических форм государства.


Из истории налогообложения



На ранних стадиях развития общества начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и таким образом становилось принудительной выплатой. Причем процентная ставка сбора была достаточно определенной. В Пятикнижии Моисея сказано: «и всякая десятина на земле из семени и из плодов дерева принадлежит Господу» После крещения Руси князь Владимир создал в Киеве церковь Св.Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. Итак, первоначальная ставка составляет 10% от всех доходов.
1.Налоги Древнего Рима
Налоговая система возникает и развивается вместе с государством. Многие стороны современного государства имеют свои истоки в Древнем Риме. На примере Римской империи можно проследить и развитие налоговой системы. Первоначально все государство состояло из города Рима и прилежащих к нему окрестностей. В мирное время жители не платили налогов. Расходы по управлению городом были минимальные, поскольку избранные магистраты исполняли свои обязанности бесплатно, порой вкладывая свои средства, это было почетно. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии с достатком. Граждане Рима делали цензорам клятвенное заявление о своем имущественном и семейном положении. Как видим, еще тогда закладывались основы декларации о доходах.

В IY-III вв. до н.э. Римское государство завоевывало новые города – колонии, где вводились местные (коммунальные) налоги и повинности, величина которых зависела также от размеров состояния. Собирали налоги откупщики, деятельность которых не контролировалась, развивалась коррупция и злоупотребление властью.

Одним из первых организаторов финансового хозяйства считается император Август Октавиан (63 г до н.э.). Во всех провинциях он создал финансовые учреждения, которые осуществляли контроль за сбором налогов. Была проведена оценка провинций с целью справедливого взимания налогов. Установлен контроль за откупщиками. Были введены поземельный налог (ставка 10% дохода с земельного участка), налог на ценности и живой инвентарь (рабов), а также налог с души.

Кроме прямых налогов в Римской империи существовали и косвенные. Это налог с оборота на внутреннее потребление, особый налог с оборота при торговле рабами по ставке 4%, налог на освобождение рабов 5%, акциз на соль (платили только жители провинций).

Многие устои Древнего Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до YII века в империи существовал 21 вид прямых налогов, среди них: поземельный, подушный, налог на покупку лошадей, налог «на воздух» (если при строительстве здание превышало установленные заранее размеры) и прочие многочисленные налоги. Однако обилие налогов не привело к финансовому процветанию Византийской Империи. Наоборот, чрезмерное налоговое бремя стало причиной сокращения налоговой базы, что привело к финансовому кризису.


2.Российские налоги

В первой половине 1Х века в районах среднего приднепровья и реки Волхов образовались союзы восточно-славянских племен во главе со своими вождями. Вражда племенных вождей наносила ущерб рядовым членам общин. В 862 году для решения межплеменных споров северо-западными славянами в качестве арбитра был приглашен варяжский князь Рюрик. В том же году его родственник Олег объединил два центра восточных славян – Новгород и Киев. Т.О. было создано древнерусское государство – Киевская Русь.

Несколько позже складывается финансовая система Руси. Князь Олег, утвердившись в Киеве установил дань с подвластных племен «некоторые платили мехами с дыма, или жилища, некоторые по «шлягу от рала". Под шлягом следует понимать иноземные (арабские) монеты, «от рала» - т.е. с плуга или сохи. Дань собиралась «повозом»- везли сами, или «полюдьем» -когда дань собирали дружины. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин («мыт», «перевоз», «вес», «торговая», «вира» -взималась за убийство; «продажа»- за прочие преступления)

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками – уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и с головы скота. Каждый удельный князь сам собирал дань в своем уделе и передавал ее великому князю для отправления в Орду.

Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440-1505). В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные – для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т.е. на строительство засек – укреплений на южных границах Московского государства.

Иван Грозный (1530-1584) умножил государственные доходы лучшим порядком в собирании налогов. Земледельцы при нем были обложены определенным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами. Со времени Ивана Грозного в промышленных местах подати стали производиться не по сохам, а «по животам и промыслам». Налоговые тяготы были разложены «по достатку», для чего составлялись «окладные книги».

Кроме обычных прямых податей и оброка, при Иване Грозном широко практиковались целевые налоги: ямские деньги, стрелецкая подать для создания регулярной армии, полоняничные деньги – для выкупа ратных людей, захваченных в плен и русских, угнанных в полон.

Главными косвенными налогами были торговые пошлины, взимаемые при любом передвижении, складировании, продаже товаров. В царскую казну шли сборы с публичных бань, с питейной торговли, т.к. изготовление пива и продажа пива, меда и водки составляли прерогативу государства.

Отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических шагов порой приводили к тяжелым последствиям. При правлении Алексея Михайловича (1629-1676) была предпринята попытка поправить финансовое положение с помощью косвенных налогов: был повышен акциз на соль, что закончилось соляными бунтами и соляной налог пришлось отменить. Начинается работа по упорядочению финансов на более разумных основаниях – была введена четкая таможенная система вместо случайных таможенных пошлин. В 1653 году издан Торговый Устав.

Реформы Петра I (1672-1725) коснулись и финансов. Именно в этот период возникли металлургия, горнозаводческая промышленность, судостроение, суконное дело. Занятие заводчиков и фабрикантов ставилось наравне с государственной службой, поэтому они пользовались протекцией и освобождались от таможенных пошлин. Реорганизация армии, строительство флота требовали все новых расходов. Помимо стрелецкой подати были введены военные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей. В это время введен гербовый сбор, подушный налог с извозчиков, налог с постоялого двора, с печей, с плавных судов, с арбузов, с орехов, с продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие. Облагались даже церковные верования. Например, раскольники обязаны были уплачивать двойную подать. Интересно, что в 1705 г была наложена пошлина на усы и бороды. Происходит коренное изменение системы налогообложения - переход к подушной подати, позже к поголовной, единицей обложения стала вместо двора мужская душа. Размер подушной подати определен был следующим образом: расходы на содержание армии в 4 млн. руб. возложили на крестьян. Получилось по 74 коп с души. Содержание флота возложили на посадское население, получился 1 рубль 14 копеек.

Петр I близко подошел к идее промыслового налога, предполагалось дифференцировать налогообложение сельскохозяйственных и городских жителей.

Доходы государства постоянно росли. Во второй половине царствования Петра I Российское государство, несмотря на огромные издержки, обходилось собственными доходами и «не сделало ни копейки долга».

Этапы развития налогообложения.
В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития, от древнего мира до начала средних веков, государство не имеет финансового аппарата для определения порядка сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор поручает городу или общине (откупщикам). Сборы существовали в виде бессистемных платежей, преимущественно в натуральной форме. По мере укрепления товарно-денежных отношений сборы постепенно принимали денежную форму. Основы финансовой науки зародились только в 15 веке. Неаполитанский финансист Д.Карафа считал, что основу бюджета должны составлять принадлежащие государству домены (земля, леса, капиталы, вещные права). Однако уже в 16 веке недостаточность доходов заставила государство перейти к использованию различных видов регалий (железные дороги; почтовая, горная, монетная, соляная регалии), пошлин и налогов.

На втором этапе (конец 17 века) в странах Европы возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, которые берут на себя следующие функции: установление квоты обложения, определение процесса сбора налогов, контроль за процессом сбора. На втором этапе развитие налогообложения связано с появлением систем, включающих прямые и косвенные налоги. Значительный вклад в развитие финансовой науки во втором периоде внесли английские и немецкие ученые (Т.Гоббс, Д.Локк, фон Секендорф).

Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети 18 века. Французский ученый Ф.Кене впервые обозначил органическую связь налогообложения и народнохозяйственного процесса. Основоположник теории налогообложения – шотландский экономист и финансист А.Смит в 1776г издал книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов». В 19 веке финансовая наука продолжала стремительно совершенствоваться благодаря работам немецких ученых: К.Рау, Ж.Сисмонди, К.Маркс и Ф. Энгельса, А.Вагнера, Э.Силегмана и др.

Третий этап развития системы налогообложения связан со становлением научно-теоретических воззрений на ее природу. После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы. Депрессия 1929-1933гг. заставила рассмотреть государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны финансы использовались в новом качестве – как средство государственного регулирования экономики.

Современный четвертый этап развития налогообложения характеризуется более глубоким теоретическим обоснованием всех его проблем. 80-е годы ХХ века получила признание бюджетная концепция А.Лаффера, согласно которой налоговые поступления – это продукт двух факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Промышленно развитые страны с развитой рыночной экономикой провели налоговые реформы, направленные на совершенствование систем прямых и косвенных налогов, их оптимального соотношения стимулирующего деловую активность. В России начиная с 90-х годов формируется налоговая система, которая оказывает существенное влияние на развитие процессов в обществе.




Теории налогообложения



Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей различных эпох. Один из основоположников теории налогообложения А.. Смит (1723-1790 г.г.) говорил о том, что налоги для того, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы

Ф. Аквинский (1225/1226-1274 г.г.) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755 г.г.) с полным основанием полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. Государственный деятель и ученый США Б.Фанклин (1706-1970 г.г.) заявлял: «В жизни нет ничего неизбежного кроме смерти и налогов».

В научных и экономических кругах середины 18 в. налоги рассматривались как плата, вносимая каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности, за защиту государства и другие услуги, т.е. как обмен одних ценностей на другие, хотя и не всегда добровольный (такая позиция получила название теории «общественного договора» или теории выгоды, обмена эквивалентов). Теория «фискального договора» утверждает, что люди отдают государству часть своего имущества для того, чтобы быть уверенными в другой части и спокойно пользоваться ею. Тогда же возникла и развитая позже А. Тьером идея о налоге как страховой премии: общество образует как бы страховую компанию, в которой каждый должен платить пропорционально своему доходу или имуществу, потому что издержки охраны и защиты должны распределяться по сумме охраняемой собственности, Эти теории находятся в тесной связи с учением о государстве как результате соглашения между гражданами.

Однако в действительности нет никакой связи между уплатой налогов и получаемыми от государства выгодами. Здесь нет добровольности и свободного соглашения, как при купле-продаже. Налоги собираются не на основании соглашения, а в силу принудительной власти государства. При этом нельзя установить какого бы то ни было равенства между суммой налога и получаемой от государства пользой.

Классическое представление о роли налогов в экономике, основоположником которого можно назвать шотландского экономиста и философа А.Смита, также основывалось на теории эквивалентного обмена. В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) он писал: "«Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен, Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица… Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству». А. Смит здесь изложил основные принципы налогообложения, которые не устарели и до нашего времени: принципы справедливости, определенности, удобности и экономии (или максимального уменьшения издержек взимания, т.е. дешевизны обложения). (Сегодня принцип справедливости трактуется как всеобщность обложения и равномерность распределения налогового бремен между гражданами соразмерно их доходам, т.е. подразделяется на два принципа).

Ученые-классики ( Ж. Б. Сэй, У. Петти, Д. Рикардо, Дж. Милль, Д. С. Милль) , опираясь на тезис о саморегулировании свободной рыночной экономической системы, рассматривали налог как справедливую цену за оплату услуг государства, как источник дохода государственного бюджета, но в то же время и как зло, убыток для общества, поскольку налог, по их мнению, обслуживал непроизводительные расходы государства и изымал средства из производительного применения.

Д. С. Милль впервые среди классиков сформулировал идею использования не единого налога, а совокупности разнообразных налогов: основное место в доходах казны он отводил налогу на ренту, на наследство; косвенные налоги должны быть сосредоточены на немногих предметах( алкогольные напитки, импортные товары, предметы роскоши). Он считал, что лишь разнообразие налогов взаимно сокращает элементы неравенства по отношению к налогоплательщикам, присущие каждому налогу.

В первой половине 19 в. швейцарский экономист Ж. Симонд де Сисмонди (1773-1842 г.г.) формулирует теорию налога как теорию наслаждения. При помощи налогов каждый плательщик покупает не что иное, как наслаждение, которое он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности, хороших дорог, здоровой воды, просвещения и национальной защиты. Следовательно, по Сисмонди налог – плата за наслаждения. Но налог у него - еще и жертва: если уплата налога лишает плательщика части необходимого, то надо отказаться от наслаждений, т.е. уплаты налога. Таким образом, и у Сисмонди в основании налога положена теория обмена, эквивалента.

Позднее (вторая половина 19 в. - начало 20 в.), когда государство само стало производителем материальных и нематериальных благ, возникли новые теории: теория жертвы, теория коллективных потребностей, которые рассматривали налог как принудительную обязанность, вытекающую из самой идеи государства и из тех коллективных потребностей, которые удовлетворяются государством. В основе этих теорий лежит понимание отсутствия какого бы то ни было эквивалента при уплате налога гражданами. Если оплата делимых услуг, оказываемых государством (например, нотариальные, почтовые, экспортно-импортные), может быть осуществлена пошлинами, то коллективные потребности (внутреннее спокойствие и безопасность, правосудие, общественная гигиена, охрана территории) удовлетворяются путем общественных услуг по природе своей неделимых, поэтому возмещаются гражданами посредством налоговых сборов.

Эта теория коллективных потребностей и налога как источника их удовлетворения была полностью принята кейнсианцами и неокейнсианцами с поправкой на «общественных потребности» вместо «коллективных».

По Дж. М. Кейнсу обеспечение экономического роста затруднено наличием больших сбережений, которые не вкладываются в производство и снижают общий объем совокупного спроса, поэтому их надо изымать с помощью налогов. А для этого необходимо государственное вмешательство, направленное на изъятие с помощью налогов доходов, помещенных в сбережения, и финансирование за счет этих средств инвестиций, а также текущих государственных расходов.

Согласно теории Дж. М. Кейнса налоги действуют в экономической системе как «встроенные механизмы гибкости». Высокие (прогрессивные) налоги, по его мнению, играют положительную роль. Являясь неотъемлемой частью бюджета, эта экономическая категория влияет на сбалансированность в экономике. В фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов, В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Стало быть, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. В итоге снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост. В фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются, а тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолению спада экономики. Тем самым достигается относительно стабильное социальное положение в обществе.

В условиях НТР кейнсианская теория эффективного спроса перестала отвечать требованиям экономического развития и уступила место неоклассической теории «эффективного предложения», основанной на устойчивости саморегулирующего рыночного механизма и ограничении вмешательства государства в экономику.

В области налогообложения теория экономики предложения предусматривает снижение налогов и предоставление налоговых льгот корпорациям, так как высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования, обновления и расширения производства. Другой важный аспект этой теории – обязательное сокращение расходов государства, которое лишь мешает нормальному функционированию свободного рынка.

Теория налогообложения всегда пыталась решить «вечный» вопрос: что целесообразнее – обеспечить формирование бюджета чисто фискальными методами или снижением налогов добиваться стимулирования предпринимательской деятельности и расширения налоговой базы.

В 70-80 –е г.г. ХХ столетия в западных странах получила признание бюджетная концепция А. Лаффера, основанная на неоклассической теории экономики предложения. Он исходил из того, что налоговые поступления являются продуктом двух основных факторов: налоговой ставки и налоговой базы (так называемая кривая Лаффера, см. рис. 1) Рост налогового бремени может приводить к увеличению государственных доходов только до какого-то предела (нормальная зона), пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет к увеличению, а к сокращению доходов бюджета (запретная зона).


Доходы

бюджета

Ставка налога, %

Нормальная

зона

Запретная

зона

100

0



ДБmax

НС(opt)


Рис. 1. Зависимость налоговых поступлений в бюджет

от уровня налогообложения (кривая Лаффера)



Фундаментальная идея, лежащая в основе кривой, заключается в том, что чем выше предельные налоговые ставки, тем более сильный пробудительный мотив будет у индивидуумов для уклонения от них. Если успешное функционирование рынка будет сталкиваться с усиливающейся дискриминацией в виде более высоких налогов, то экономическая активность будет падать.

Рост налоговых ставок лишь до определенного предела поддерживает рост налоговых поступлений, затем этот рост немного замедляется и далее идет либо такое же плавное снижение доходов бюджета, либо их резкое падение. Таким образом, когда налоговая ставка достигает определенного уровня, губится предпринимательская инициатива, сокращаются стимулы к расширению производства, уменьшаются доходы, предъявляемые к налогообложению, вследствие чего часть налогоплательщиков переходит из «легального» в «теневой» сектор экономики (рис. 2) . По теории А.Лаффера, развитие теневой экономики имеет обратную связь с налоговой системой, т.е. увеличение налогов увеличивает размеры теневой экономики, легальное и нелегальное укрытие от налогов, при котором большая часть имеющегося дохода не декларируется.



НБ

Ставка

налога, %

А

НБ*

В

НБ**


100

НС**

НС*

Рис. 2. Влияние изменения уровня налогообложения на экономическую

активность и налогооблагаемую базу

x

НБ – база для исчисления налога; НС – налоговая ставка; А – доходы, подлежащие налогообложению; В – реально облагаемые доходы (продекларированные); x - доходы, скрываемые от налогообложения.


Предельной ставкой для налогового изъятия в бюджет Лаффер считает 30 % суммы доходов, в границах которой увеличивается сумма доходов бюджета. При 40-50 %-м изъятии доходов, когда ставка налога попадает в «запретную зону» действия, сокращаются сбережения населения, что влечет за собой не заинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и сокращение налоговых поступлений. И наоборот, снижение стимулирует развитие экономики.

В последние два десятилетия многие ведущие страны мира провели налоговые реформы, основанные на концепции А. Лаффера. В целях ускорения накопления капитала и стимулирования деловой активности были снижены ставки на прибыль корпораций; одновременно снижен верхний уровень налогообложения личных доходов физических лиц, расширены интервалы необлагаемого дохода. Вместе с тем несколько возросли косвенные налоги, такие как налог на добавленную стоимость, налог с продаж. Реформам сопутствуют усиление системы контроля за соблюдением налогового законодательства и ужесточение экономических санкций и административных мер по отношению к тем, кто его нарушает.

Другое направление неоклассического учения – теория монетаризма

М. Фридмена – в области налогообложения также делает ставку на снижение налогов. Но обоснование другое – сокращение налогов ограничивает государственные расходы, служащие дополнительным стимулом инфляции, а сами налоги помогают изымать лишнее количество денег из обращения.

Основная идея неоклассических теорий заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставлении большого количества льгот корпорациями той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке. Несмотря на популярность и практическое использование приемов неоклассического направления, полной замены кейнсианских методов регулирования экономики не произошло.

Неокейнсианство (И. Фишер, Н. Калдор) в отношении налогообложения предлагает разделение объектов, налогообложения по отношению к потреблению, облагая в данном случае конечную стоимость потребляемого продукта, и к сбережению, ограничиваясь лишь ставкой процента по вкладу. Отсюда возникла идея налога на потребление, которая являлась одновременно методом поощрения сбережений и средством для борьбы с инфляцией. Деньги, предназначенные ранее на покупку потребительских товаров, могли теперь направлены либо в инвестиции, либо в сбережения, которые превратились бы в капиталовложения с помощью той же самой бюджетной политики – «изъятия излишних сбережений». Н.Калдор считал, что налог на потребление, введенный по прогрессивным ставкам с применением льгот и скидок для отдельных видов товаров (например, на предметы повседневного пользования), более справедлив для людей с низкими доходами, чем фиксированный налог с продаж. Кроме того, при сравнении с подоходным налогом этот налог не облагает сбережения, необходимые для будущего инвестирования, стимулирует их рост.

Теория неоклассического синтеза П.Самуэльсона подтверждает принудительный характер налогообложения, отсутствие прямой связи между выгодой гражданина и налогами, которые он платит. П.Самуэльсон является приверженцем прогрессивности налогообложения

Налог на прибыль



С Ш А

ДОХОД

НАЛОГ

ЛЬГОТЫ

До 50 000 $

15 %

Вычитаются штатные и местные налоги

Свыше 50 000 $ - 75 000 $

7500 + 25 %

70-80 % дивидендов

Свыше 75 000 $ – 100 000 $

34 %

Взносы в благотворительные фонды

Свыше 100 000 $ – 335 000 $

39 %

Инвестиции НИР

Свыше 335 000 $

34 %

Налоговый кредит в размере 50 % стоимости оборудования по по использованию солнечной энергии и эн. ветра

Я П О Н И Я

Крупные предприятия

37, 5 %




Мелкие и средние предприятия

29, 0 %




Ф Р А Н Ц И Я

Предпринимательская деятельность

39, 0 %




Продажа имущества

28, 0 %




От капитальных вложений

15, 0 %




Ф Р Г

45, 0 %




АВСТРИЯ, ДАНИЯ, КАНАДА, ТУРЦИЯ

50, 0 %




ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

35, 0 %













ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ




С Ш А


одинокие

семейные

доход

ставки

доход

ставки

До 18 550

15 %

До 30 950

15 %

18 550 – 44 900

28 %

30 950 – 74 850

28 %

44 900 – 93 130

33 %

74 850 – 155 320

33 %

Более 93 130

28 %

Свыше 155 320

28 %

Я П О Н И Я


MAX 50 % (10, 20, 30, 40, 50)

Ф Р А Н Ц И Я


ДОХОДЫ

СТАВКИ

До 18 140 франков

0 %

Свыше 18 140 франков

12, 7 %

Свыше 246 770 франков

56, 8 % (max)

Основные принципы налогообложения




  1. Цели и задачи изучения дисциплины.

  2. Экономическая природа налогообложения.

  3. Функции налогов.

  4. Принципы построения налоговой системы.


1. Цели и задачи изучения дисциплины



1. формирование теоретических знаний по дисциплине (по налогам),

знакомство с методологическими основами налоговой системы

2. приобретение практических навыков по расчету налогов

3. умение оптимизировать систему налогообложения на предприятии

4. знакомство с системами налогообложения развитых стран

5. знакомство с системой налоговой службы (инспекции, полиции) в

России.

2. Экономическая природа налогообложения





  1. Налоговая система как часть финансовой системы государства отражает

государственную экономическую политику. Через систему налогообложения регулируется экономика государства, поощряются те или иные виды деятельности: производство продукции, торговля, банковская и страховая деятельность и т. д.




Основной функцией налогообложения является регулирующая функция.

Кроме регулирующей отмечена фискальная функция налогов, т.е. налоги являются необходимой частью при наполнении государственного бюджета.

Система налогообложения оптимальна для государства тогда, когда она обеспечивает большей частью формирование бюджета.
В развитых странах государственный бюджет в основном формируется из налогов (от 60 до 80 %).У нас в России в 2000 году этот показатель составил 84,7%. В Германии -80%, в Японии – 75%, в США -90%.
Структура налоговых поступлений в бюджет России

Название налогов


1992 г.

1993г.

1994 г.

1995 г.

1999 г.

2001г

1.НДС

37,5%

27%

24,9%

42,3%

44,6%

43,27

2.Налог на прибыль

29,1%

40,2%

36,4%

25,8%

22,9%

14,47

3.Акцызы

4%

4,3%

4,8%

8,1%

21%

15,76

4.Подоходный налог

8,1%

10,5%

!3%

12,1%

5,5%

0,16

5. Плата за пользование природными

ресурсами

2%

2,8%

2,5%

1,3%

2,9%




6.Прочие налоги

19,3%

15,2%

18,4%

10,4%

3,1%

Итого:

100%

100%

100%

100%

100%

100



Налоги оказывают экономическое влияние на все экономические субъекты: производителя, потребителя, государство в целом.
На производителя. Снижение налогов обеспечивает предприятию дополнительный доход, который направляется на расширенное воспроизводство, освоение новых видов деятельности, финансовых вложений, если предприятие работает стабильно (прибыльно).
Если предприятие убыточно или имеет слабую структуру ( находится в состоянии банкротства), то снижение налогов увеличивает доход предприятия, но этот доход направляется на покрытие убытков, оплату кредиторских долгов, увеличение фонда оплаты труда и т. д. Т. е. Доход используется «на латание дыр» и не приносит в последствии очередного дохода.
На потребителя (физическое лицо). Снижение налогов дает дополнительный доход, который богатыми людьми используется как капитал (вклады в банк) и получает дополнительный доход.
Бедные дополнительный доход используют на покупки, в стоимость которых включаются налоги (продолжают платить налоги), т. е. полученный доход реально уменьшается на величину налогов в стоимости покупок.
На государство. Снижение налогов в краткосрочном периоде оборачивается уменьшением налоговых поступлений в бюджет.
В долгосрочном периоде налоговые поступления увеличиваются за счет получения дополнительных доходов хозяйственными субъектами.
Существует экономическая зависимость налоговых поступлений в бюджет от налоговой ставки (суммарная налоговая ставка).
Эту экономическую зависимость вывели американские ученые. Налоговые поступления увеличиваются с увеличением налоговой ставки до 35 %, но после

35 % предприниматель теряет способность к простому (даже не расширенному) производству.

Г


max


Налоговые поступления в бюджет
рафик Лаффера








Суммарная налоговая ставка, %

35 %



  1. Налоговые поступления при ставке = 0 % поступление отсутствует

  2. При ставке = 35 % - max

  3. При ставке = 100 % - поступление отсутствует



Налоговая система: реформы и эффективность



Многочисленные проблемы, с которыми сталкивается любое государство при смене социально-экономической системы и с которыми столкнулась Россия при переходе от административно-командной системы к рыночной экономике, условно можно разделить на три группы (Налоговый вестник №5 2001)


3. Функции налогов

  1. Фискальная – формирование бюджета

  2. Регулирующая – через систему налогов регулируется экономика государством

  3. Распределительная (социальная) – посредством налога изымается часть доходов у одних лиц и распределяется между другими. В форме компенсации, дотации и др. социальных выплат.



  1. Принципы построения налоговой системы


Основными принципами любой системы налогообложения являются следующие:


  1. Принцип справедливости, т. е. равнонаправленности налогов, т. е. изъятие налога должно быть направлено на все экономические субъекты с учетом возможности уплаты равносильных величин.

  2. Стабильность, т. е. налоговая система должна быть не изменена в течение длительного периода (количество налога, налоговые ставки, порядок расчета и взимание налога).

  3. Простота и доступность расчетов, т. е. методы расчета должны быть просты, в этом случае обеспечивается правильность расчетов и своевременность уплаты налогов.

  4. Экономия издержек по взиманию налогов, т. е. затраты на содержание налоговых служб должны быть соизмеримы с налоговыми поступлениями в бюджет.



  1   2   3   4   5

Похожие:

Учебное пособие по дисциплине \"Налоговая система и аудит\" iconУчебное пособие Учебное пособие Владимир 2016 г. Учебное пособие...
«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Учебное пособие по дисциплине \"Налоговая система и аудит\" iconНалоговая система
Н-23 налоговая система. Составитель: Багаева М. Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013....

Учебное пособие по дисциплине \"Налоговая система и аудит\" iconУчебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03....
Бианкина А. О., Казенков О. Ю.,Орехов В. И., Орехова Т. Р., Яковлев С. С. Налоги и налоговая система РФ по направлению подготовки...

Учебное пособие по дисциплине \"Налоговая система и аудит\" iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Налоговая система рф»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Налоговая система рф» разработан для студентовочной и заочной форм обучениянаправления...

Учебное пособие по дисциплине \"Налоговая система и аудит\" iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Налоговая система рф»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Налоговая система рф» разработан для студентов очной и заочной форм обучения направления...

Учебное пособие по дисциплине \"Налоговая система и аудит\" iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Налоговая система рф»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Налоговая система рф» разработан для студентов очной и заочной форм обучения направления...

Учебное пособие по дисциплине \"Налоговая система и аудит\" iconА. В. Непомнящий Рынок ценных бумаг Учебное пособие Москва 2008
Учебное пособие предназначено для студентов вузов специальностей «Менеджмент организаций», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» и«Финансы...

Учебное пособие по дисциплине \"Налоговая система и аудит\" iconУчебное пособие для самостоятельной работы студентов специальности...
Учебное пособие составлено на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерной...

Учебное пособие по дисциплине \"Налоговая система и аудит\" icon«Налоговая система рф»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Налоговая система рф» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного...

Учебное пособие по дисциплине \"Налоговая система и аудит\" iconУчебное пособие Рекомендовано Государственным университетом управления...
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по экономическим и другим специальностям, преподавателей, бухгалтеров, руководителей...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск