Скачать 0.93 Mb.
|
Рабочая программа по географии 6 класс Начальный курс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа общеобразовательных учреждений, «География 6-10 класс», автор: Домогацких Е.М. М.: Русское слово, 2008г. Учебник Авторы: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. География 6 кл. М.: Русское слово, 2013г. Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует Федеральный компонент основного общего образования по географии в 6 классе. Курс географии 6 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в школе. Начальный курс опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Природоведение», «Окружающий мир», «Естествознание» начальной и основной ступени обучения. Цели и задачи курса: - познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии; - начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку; - начать формировать умение использовать источники географической информации, прежде всего карты; - сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере; - начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных. Согласно Федеральному компоненту образовательного стандарта, на изучение географии в 6 классе отводится 34 часа. Однако еще 0,5/17 час добавлено из регионального компонента, а 0,5/17час перенесено в региональный компонент. Его рекомендуется использовать для преподавания краеведческой составляющей предмета: для изучения географии родного края (Брянской области). Поэтому изменено количество часов на изучение тем курса. Материал курса сгруппирован в семь разделов. Краткое введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор истории географических открытий. Целью введения является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении введения реализуются межпредметные связи с историей. Материал первого раздела - «Земля как планета» - не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает, как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии. Второй раздел - «Способы изображения земной поверхности» - знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности, это происходит при изучении географических координат и масштаба. Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах. Последний раздел - «Почва и географическая оболочка» - призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Данный раздел посвящен тому, как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы. Особую роль весь начальный курс географии играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности. В базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Брянской области на 2014-2015 учебный год на изучение курса «География Брянского края» отведено 17 часов из регионального компонента. Программа составлена на основании обязательного минимума содержания стандарта основного общего образования по географии и реализует региональный компонент географического образования в 6 классе через практическую направленность. Основой является учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Ахромеева Л.М. Главной задачей реализации программы является предоставление школьникам возможности наблюдения в повседневной обстановке географическую действительность, то есть в данном случае природу своего края. Формирование практических навыков в изучении природы (горных пород, рельефа, рек, озёр, погоды, почв, растительного и животного мира) и приёмов работы с географическими источниками знаний, приборами и инструментами. Всё это направлено на изучение Брянского края. Выполнение заданий краеведческого практикума развивает творческое мышление, требует большой самостоятельной работы в подборе и оформлении материала, воспитывает любовь к родному краю. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА Введение (2+2 часа) География как наука. Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками. Основные понятия: география, географическая номенклатура, географическое открытие. Персоналии: Эратосфен, Пифей, Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, Ф. Магеллан, Эль Кано, И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев. Тема 1. Земля как планета (5+2 часов) Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса. Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты. Персоналии: Клайд Томбо. Практическая работа: определение по карте географических координат различных географических объектов. Тема 2. Способы изображения земной поверхности (4+2 часа) Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека. Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки. Практические работы. 1. Определение направлений и расстояний по карте. 2. Определение географических координат. З. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности. Тема З. Литосфера (6+2 часов) Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора - верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы. Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы. Практические работы. 1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей. 2. Составление различий гор и равнин по высоте. З. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности). Тема 4. Атмосфера (8+2 часов) Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Адаптация человека к климатическим условиям. Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат. Практические работы. 1. Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов. 2. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды. Тема 5. Гидросфера (4+3 часа) Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные). Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота. Практические работы. 1. Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды. 2. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы. 3. Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей. 4. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком. Тема 6. Биосфера (2+1 часа) Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП. Основные понятия: биосфера, Красная книга. Персоналии: В.И. Вернадский. Практическая работа: ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности. Тема 7. Почва и геосфера (4+1 часа) Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно -хозяйствeнные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. 3акон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека. Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности. Персоналии: В.В. Докучаев, В.И. Вернадский. Практические работы. 1. Изучение строения почвы на местности. 2. Описание природных зон Земли по географическим картам. 3. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности. Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ. (1час) 1.Физико-географическое положение Брянской области. Практическая работа №1. Определите наибольшую протяжённость Погарского района с севера на юг и с запада на восток. Подпишите на контурной карте названия пограничных государств и областей Брянщины. Раздел 2. ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И РЕЛЬЕФ. (3час) 1.Особенности геологического строения. 2.Полезные ископаемые. 3.Рельеф. Практическая работа №2.Соберите образцы горных пород своей местности и составьте коллекцию. Практическая работа №3. Изучите и опишите строение небольшого месторождения песка, мела, торфа, расположенного вблизи населённого пункта. Практическая работа №4. Охарактеризуйте рельеф своей местности. Раздел 3. ПОГОДА И КЛИМАТ. (3час) 1.Особенности климата. 2.Сезоны года. 3.Особенности погоды. Практическая работа №5.Составление краткой характеристики климата. Практическая работа №6.Характеристика времён года. Заполнить таблицу. Практическая работа №7. Наблюдения за погодой и обработка результатов наблюдений. Раздел 4. ВОДЫ. (3час) 1.Реки. 2.Озёра и искусственные водоёмы. 3.Болота и подземные воды. Практическая работа №8. Определение направления течения крупных рек области и причины такого направления. Описание реки Судость. Практическая работа №9. Наблюдения за ближайшим озером. Практическая работа №10. Описание болот п. Вадьковка. Раздел 5. ПОЧВЫ, РАСТИТЕЛЬНОСТЬ И ЖИВОТНЫЙ МИР. (3час) 1.Почвы. 2.Растительный мир. 3.Животный мир. Практическая работа №11. Составление коллекции почв своей местности. Практическая работа №12. Составление гербария травянистых растений. Практическая работа №13. Составление коллекции полезных и вредных насекомых области. Раздел 6. ЛАНДШАФТЫ И ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ. (2час) 1.Естественные и антропогенные ландшафты. 2.Охраняемые природные территории и объекты. Практическая работа №14. Описание естественных и антропогенных ландшафтов Погарского района. Практическая работа №15. Природоохранные мероприятия. Раздел 7. ЭКОЛОГИЯ И НАСЕЛЕНИЕ. (2час) 1.Современная экологическая обстановка. 2.Население и города. Практическая работа №16. Наблюдение за чистотой водоёмов. Практическая работа №17. Оформление альбома «Капелька России – Брянщина моя». ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ Учащиеся должны: 1. Называть и показывать: - форму и размеры Земли; - полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт; - части внутреннего строения Земли; - основные формы рельефа; - части Мирового океана; - виды вод суши; - причины изменения погоды; - типы климатов; - виды ветров, причины их образования; - виды движения воды в океане; - пояса освещенности Земли; - географические объекты, предусмотренные программой. 2. Приводить примеры: - различных видов карт; - горных пород и минералов; - типов погоды; - взаимовлияния всех компонентов природы. 3. Определять: - стороны горизонта на местности (ориентироваться); - относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте; - расстояния и направления по плану и карте; - осадочные и магматические горные породы; - направление ветра.
В результате изучения материала и выполнения краеведческого практикума * ученик должен уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений, приводить примеры использования природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды; *определять: на местности, плане и карте расстояния и направления, представлять отчёты о выполнении практических работ в разной форме. При подготовке отчётов умело использовать как материал учебника, так и различную дополнительную литературу, посещать и использовать материалы краеведческих музеев района и области, страницы периодической печати и в частности газеты «Вперёд». Вся эта работа будет способствовать привитию любви к родному краю, более глубокому её изучению. Географическая номенклатура Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида. Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Острова: Гренландия, Мадагаскар, Hoвaя 3еландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия. Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска. Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский. Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский. Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины. Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское. Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи. Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи. Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское. Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио, Бенгальское, Западных Ветров. Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы. Озера: Каспийское море-озеро, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие Американские озера. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ГЕОГРАФИИ
Практических работ- 17+17 КАЛЕНДАРНОЕ ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО Тид «Русское слово – РС», 2009. 2. Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа,2008. 3. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Рабочая тетрадь по географии, 6 класс. – М.: «Русское слово», 2008. 4. Контурная карта по географии 6 класс. Для реализации практической части и контроля за уровнем обученности учащихся используются следующие учебные пособия: 1. Петрова Н.Н. «Тесты по географии. 6-10 классы»: Методическое пособие. М.: Дрофа, 1998. 2. Пятунин В.Б. «Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 классы»: метод, пособие. – М.: Дрофа, 1997. 3. Субботин Г.П. «Задачник по географии. Пятьсот заданий, тестов, вопросов». М.: Просвещение, 1993. 4. Сиротин В.И. «Практические и самостоятельные работы учащихся по географии 6-10 классы». М.: Просвещение, 2002. 5. Летягин А.А. «Тесты. География 6-10 классы» Учебно-методическое пособие – М.: ООО Изд-во Астрель, 2001. 6. Петрова Н.Н. «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии» — М.: «Дрофа», 2000. 1.Ахромеев Л.М. География родного края. «Курсив». Брянск. 2012. 2.Ахромеев Л.М. Природа Брянщины. «Дебрянск, Брянск, 1995. 3.Ефремов Ю.К. Природа моей страны. Мысль. Москва.1985. 4.Крашенинников В.В. Взгляд через столетия. Тула, Приокское изд-во,1978. 5.Цапенко М.П. Земля Брянская. Москва, Искусство,1972. 6.Рыбальский Н.Г., Самотёсов Е.Д., Митюков А.Г. «Природные ресурсы и окружающая среда». НИА-Природа. Москва. 2007. 7.Полякова И.В. «Земля Брянская». ООО «Агенство «Брянск-пресса». 2010. |
Рабочая программа по учебному предмету «География» разработана на основании авторской программы под редакцией В. В. Климанова, О.... | «География России. Природа» составлена на основе Примерной программы для образовательных учреждений География 6-9 кл под редакцией... | ||
Используемая программа: Домогацких Е. М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. М.: Ооо «тид русское... | Рабочая программа ориентирована на использование учебника «География Землеведение». Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений,... | ||
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии. Современный мир. В. В. Николина,А. И. Алексеев. Е. К. Липкина«Программы... | Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2010, учебника:... | ||
Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X – XI классы) | В. П. Дронова, Л. Е. Савельевой «Землеведение», И. В. Душиной «Материки, океаны, народы и страны», И. И. Бариновой, В. П. Дронова... | ||
В 2016 году запись детей на обучение в первый класс общеобразовательных учреждений осуществляется как в традиционном порядке (личное... | России, авторской программы курса английского языка к умк «Enjoy English» для учащихся 2-9 классов общеобразовательных учреждений.... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |