Тема опыта


НазваниеТема опыта
страница1/6
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6

Химия
Тема опыта: «Развитие информационной компетентности учащихся 8-11 классов через использование технологии критического мышления на уроках химии»

Автор опыта: Стебловская Лариса Станиславовна, учитель химии
МБОУ – лицей № 10 г. Белгорода.

Рецензенты:

Трапезникова И.В., доцент кафедры естественно-математического образования и информационных технологий ОГАОУ ДПО БелИРО, кандидат биологических наук.

Раевская М.В., старший методист центра методического обеспечения развития образования ОГАОУ ДПО БелИРО.
РАЗДЕЛ I. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Условия возникновения, становления опыта
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – лицей № 10 города Белгорода (далее – учреждение), в котором работает автор опыта в течение 5 лет, в 2010 году приступило к реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО), а с 2012 года – федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО).

ФГОС общего образования устанавливает особые требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения учащимися основной образовательной программы. Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.

Для повышения конкурентоспособности выпускника школы на рынке труда, очень важно сформировать у школьников высокий уровень информационной компетентности. Автор опыта в начале 2010-2011 года по методике Т. Г. Киселёвой «Оценка информационной компетентности учащихся» выявила, что 54% учащихся 8 «А» и «В» классов имели низкий уровень развития информационной компетентности, 31% - средний и лишь 15% - высокий. Таким образом, возникла необходимость в образовательной деятельности перейти от простой передачи знаний, умений и навыков к развитию способности каждого учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.

Назрела необходимость в поиске методов формирования, развития и совершенствования информационной компетентности учащихся. По мнению автора опыта, на уроках химии наиболее эффективно это позволит осуществить использование технологии критического мышления.

Актуальность опыта

Основная задача образования - научить учащегося самостоятельно работать, самому выстраивать систему своих знаний, исходя из собственных запросов, возможностей, устремлений, а также обеспечить освоение и воспроизводство им социального опыта. Реализация ФГОС нового поколения требует создания условий для формирования у выпускников таких компетенций, которые бы обеспечили им успешность и востребованность в профессиональной деятельности и психологический комфорт в личной жизни.

В современной школе все чаще в качестве одного из основных результатов образования называют уровень сформированности компетентностей учащихся. Компетентностный подход в обучении способствует успешной адаптации школьников в социуме, решению ключевых проблем современной жизни, их профессиональному самоопределению. Целью компетентностного подхода является качество образования, особенностью компетентного обучения является усвоение не «готового знания», а организация учебного процесса, в котором исследовались бы условия происхождения и становления данного знания. Результатом обучения должен стать набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Компетентностный подход «выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения решать проблемы в познании и объяснении явлений действительности, при освоении современной техники и технологии, в практической жизни при выполнении социальных ролей…» [16]

Использование технологии критического мышления на уроках с целью развития информационной компетентности учащихся позволит разрешить следующие противоречия:

  • между требованиями к современному образованию, где в центре внимания находится личность ребенка, и направленностью процесса обучения на освоение школьниками определенной суммы знаний;

  • сознанием важности и необходимости процессов саморазвития и самореализации со стороны школьников и учителей, и отсутствием в практике необходимых для них педагогических условий.

Как показывает опыт работы учителя Стебловской Л.С., дальнейшее накопление информации, необходимой для успешного овладения курсом химии на достаточно высоком уровне, ведет к перегрузке учащихся, поэтому задача педагога - вооружить учащегося инструментом, который можно использовать для получения знаний самостоятельно. Развитие информационной компетентности на уроках химии в 8 – 11 классах через использование технологии развития критического мышления позволит оптимально решить эту задачу.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что использование технологии развития критического мышления на уроках химии способствует развитию информационной компетентности учащихся 8 – 11 классов. Это даст возможность развивать способности каждого учащегося в самостоятельной постановке учебных целей, в проектировании пути их реализации, контроле и оценке своих достижений. Позволит развить умение работать с разными источниками информации, оценивать и анализировать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.

Новизна опыта заключается в создании системы работы по использованию педагогических приемов и практических методов с целью развития информационной компетентности на уроках химии в 8 – 11 классах посредством технологии развития критического мышления. Автором опыта создан электронный банк методических и дидактических ресурсов, использование которого будет способствовать формированию у учащихся необходимого уровня информационной компетентности.

Длительность работы над опытом

Длительность работы над опытом составляет 4 года.

I этап - диагностический (2010-2011 годы). Этап предполагал обнаружение и изучение проблемы; составление плана работы; изучение психологической, педагогической и методической литературы; изучение технологии развития критического мышления и возможности ее использования на уроках химии; подбор диагностического материала; выявление уровня развития информационной компетентности; исследование представлений учащихся о критическом мышлении и его роли в формировании компетентностей.

II этап - деятельностный (2011-2014 годы). Внедрение технологии критического мышления на уроках химии в 8 – 11 классах, формирование системы работы по развитию информационной компетентности учащихся, учет индивидуальных достижений учащихся, отслеживание динамики развития информационной компетентности учащихся и уровня овладения технологией развития критического мышления.

III этап - констатирующий (2014-2015 годы). Обобщение опыта работы по использованию технологии критического мышления для развития информационной компетентности на уроках химии.

Диапазон опыта распространяется на систему уроков химии в 8 – 11 классах.

Теоретическая база опыта

В основе педагогического опыта лежат идеи И.С. Якиманской, А.Н. Леонтьева, Л.С.Выготского, Н.Ф.Талызиной, Б.Д.Эльконина, А.В.Хуторского, С.В.Тришиной, Т.Г.Киселевой, И.О. Загашева, С.И. Заир-Бек и др.

В процессе работы над темой рассматриваются понятия: личностно-ориентированный, системно-деятельностный и компетентностный подходы в образовании; информационная компетентность; критическое мышление и технология его развития.

Основой для формирования системы методов и приемов формирования информационной компетентности учащихся стали личностно-ориентированный подход (И.С. Якиманская),системно-деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Н.Ф. Талызина),компетентностный подход (Б.Д.Эльконин, А.В.Хуторский,).

При использовании системно-деятельностного подхода личность рассматривается как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности [11]

В настоящее время нет однозначного определения компетентности, нет и единой структуры компетенций. Анализируя имеющиеся в отечественной и зарубежной литературе взгляды на раскрытие особенностей компетентностного подхода, можно утверждать, что наиболее часто среди компонентов компетентности авторы называют учебно-познавательную компетенцию, информационную компетенцию и коммуникативную компетенцию. [1]

Автор опыта рассматривает компетентность как непосредственный результат образования, выражающийся в овладении учащимися определенным набором способов деятельности. [16]

Опираясь на анализ теоретических положений компетентностного подхода к обучению, можно сделать вывод, что информационная компетентность является одной из ключевых компетенций школьников, и эффективное ее формирование возможно, если в образовательном учреждении создаются для этого все необходимые условия.

 Понятие «информационная компетентность» достаточно широкое и определяемое на современном этапе развития педагогики неоднозначно (О.Б. Зайцева, А.Л. Семенов, В.Л. Акуленко, М.Г. Дзугоева, Н.Ю. Таирова, О.М. Толстых). Автор опыта, вслед за Тришиной С.В., придерживается определения, что информационная компетентность — это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности. [13]

В структуре категории «информационная компетентность» выделяют компоненты [13,52]:

- когнитивный: отражает процессы переработки информации на основе микрокогнитивных актов (анализ поступающей информации, формализация, сравнение, обобщение, синтез с имеющимися базами знаний, разработка вариантов использования информации и прогнозирование последствий реализации решения проблемной ситуации, генерирование и прогнозирование использования новой информации и взаимодействие её с имеющимися базами знаний, организация хранения и восстановления информации в долгосрочной памяти);

- ценностно-мотивационный: заключается в создании условий, которые способствуют вхождению старшеклассника в мир ценностей, оказывающих помощь при выборе важных ценностных ориентаций; характеризует степень мотивационных побуждений человека, влияющих на отношение индивидов к работе и к жизни в целом;

- технико-технологический: отражает понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации;

- коммуникативный: отражает знание, понимание, применение языков (естественных, формальных) и иных видов знаковых систем, технических средств коммуникаций в процессе передачи информации от одного человека к другому; 

- рефлексивный: заключается в осознании собственного уровня саморегуляции личности, при котором жизненная функция самосознания заключается в самоуправлении поведением личности, а также в расширении самосознания.

В зависимости от способов деятельности информационной компетентности выделяем следующие уровни ее развития:

- репродуктивный или низкий (общая ориентировка ученика в способах предполагаемой деятельности; знание того, где основная информация может находиться; репродуктивное воспроизведение обобщённых учебных умений по известным алгоритмам; «узнавание» новой проблемы, возникшей в знакомой ситуации, наличие и принятие любой помощи извне);

- конструктивный или средний (умение искать недостающую информацию для решения поставленной проблемы в различных источниках и работать с нею; умение решать некоторые практические задания в знакомых ситуациях; попытка переноса имеющихся знаний, умений, способов деятельности в новую ситуацию; готовность оказать посильную помощь другим участникам совместной деятельности; минимальная помощь извне);

- продуктивный или высокий (умение прогнозировать возможные затруднения и проблемы на пути поиска решения; умение проектировать сложные процессы; умелый перенос имеющихся знаний, умений, способов деятельности в новую незнакомую ситуацию; отсутствие помощи извне; оказание помощи другим участникам совместной деятельности; умение отрефлексировать свои действия).

Таким образом, понятие информационная компетентность, рассматриваемое в данной работе, имеет многогранное и многокомпонентное содержание, и основная задача, которая стоит пред учителем, в том числе и перед учителем химии, связана с поиском и выбором эффективных способов ее развития и формирования в процессе обучения.

Исходя из сопоставления характеристики компонентов исследовательской компетентности и возможностей педагогических технологий, методов и приемов обучения, автор опыта пришел выводу, что для эффективной работы по формированию информационной компетентности можно использовать технологию развития критического мышления.

Технология развития критического мышления – одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов 20 века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом.

Формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. предлагают под критическим мышлением в обучающей деятельности понимать совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры учащегося, а также «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. [5]

С.Л. Рубинштейн писал: «Критичность – существенный признак зрелого ума. Некритический, наивный ум легко принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение – за окончательное» [9,36].

Изучив имеющуюся литературу по вопросу развития критического мышления, обратили внимание на следующее:

  1. Учебный процесс с использованием теории критического мышления строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.

  2. Используются разнообразные визуальные формы и стратегии работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов.

  3. Стратегии технологии позволяют всё обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

По мнению Г.К. Селевко, критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. [10]

По степени развития критического мышления у учащихся старших классов можно выделить три уровня:

- начальный или низкий (слабое представление учащегося о критическом мышлении, слабые умения оценивать, доказывать свою правоту),

- средний (умения и навыки мыслительных операций в пределах элементарных суждений, неокрепший опыт доказательства и опровержения, оценки и самооценки, понимание критики как мыслительного процесса),

- высокий (устойчивые умения и навыки основных мыслительных операций, умение видеть свои и чужие недостатки (в поведении, речи, слове, деле и т.д.), умение быстрее других определять ошибки, логически обосновывать оценку и самооценку, умело подбирать аргументы за и против; терпимость к аргументированной критике в свой адрес и т.д.)

Опираясь на вышеперечисленные теоретические знания, мы подобрали и систематизировали методы и приемы теории развития критического мышления, способствующие формированию и развития информационной компетентности.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Тема опыта iconТема опыта
Авторы опыта: Данченко Татьяна Евгеньевна, Новикова Ирина Васильевна, учителя английского языка мбоу «Лицей №9» г. Белгорода

Тема опыта iconТема опыта
...

Тема опыта iconТема опыта
Автор опыта: Копейкина Надежда Александровна, преподаватель английского языка гбоу спо нао «Ненецкий аграрно-экономический техникум»,...

Тема опыта iconТема опыта
Автор опыта: Вертиева Валентина Михайловна, учитель начальных классов мбоу «Ясеновская средняя общеобразовательная школа Ровеньского...

Тема опыта iconТема опыта
Сведения об авторе опыта: Ефремова Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы кгу «Пешковская средняя школа» отдела образования...

Тема опыта iconТема опыта
Автор опыта: Меркулова Ирина Григорьевна, учитель английского языка маоу «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением...

Тема опыта iconТема педагогического опыта
История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении

Тема опыта iconКонтрольные вопросы и задания
Составили: Гарифуллин И. Р. (тема 1); Нафикова О. Д. (тема 2); Галимханов А. Б. (тема 3); Сергеев А. Л. (тема 4); Валиуллина А. Р....

Тема опыта iconТема опыта: «Формирование основ нравственной культуры детей дошкольного...
Автор опыта: Ильюшина Марина Владимировна, воспитатель мб доу «Детский сад «Росток» г. Нарьян-Мара»

Тема опыта iconТема опыта
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №30

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск