Оглавление Оглавление 2
I. Целевой раздел 3
II. Содержательный раздел 43
III. Организационный раздел 308
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 52» города Рязани - инновационное учебное заведение, созданное в 1990 году как школа-лицей и переименованное в «Лицей № 52» .
Юридический адрес: 390042, г. Рязань, ул. Космонавтов, д. 13.
Учредитель образовательного учреждения: Рязанский городской Совет и администрация города Рязани.
Организационно – правовая форма: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.
Вид образовательного учреждения: лицей.
Лицензия: серия РО № 041913, регистрационный № 27 – 1047 от 10 мая 2012 г. выдана Министерством образования Рязанской области.
Свидетельство о государственной аккредитации: серия 62А01 № 0000357, регистрационный № 27 - 0598 от 23. 12. 2014 г.
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Лицей № 52» города Рязани разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный N 15785), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1241 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный N 19707), от 22 сентября 2011 г. N 2357 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540), от 18 декабря 2012 г. N 1060 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2013 г., регистрационный N 26993), от 29 декабря 2014 г. N 1643 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 г., регистрационный N 35916) и от 18 мая 2015 г. N 507 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 июня 2015 г., регистрационный N 37714) и от 31 декабря 2015г.№ 1576 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40936)
Разработка лицеем основной образовательной программы начального общего образования осуществлялась Рабочей группой с привлечением органов самоуправления (Совет лицея), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, основываясь на примерной основной образовательной программе.
Основная образовательная программа лицея направлена на удовлетворение потребностей:
- учащихся и их родителей в достижении высоких образовательных результатов в соответствии с их индивидуальными особенностями, в обеспечении условий для развития потенциала учащихся, способности к социальной адаптации каждого ребенка;
- общества и государства в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений;
- педагогов в организации образовательного процесса, соответствующего личностному потенциалу учителя и гарантирующего право личности на самореализацию и неповторимый стиль профессиональной деятельности.
Основная образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования лицея. Она разработана с учётом образовательных потребностей обучающихся и их родителей, а также концептуальных положений УМК «Перспектива», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования.
Основная образовательная программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Задачи реализации основной образовательной программы:
создание условий для
достижения личностных результатов учащихся:
готовности и способности, обучающихся к саморазвитию;
сформированности мотивации к обучению и познанию;
осмысления и принятия основных базовых ценностей;
достижения метапредметных результатов обучающихся;
освоения универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных);
достижения предметных результатов;
освоения опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.
Основная образовательная программа содержит три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования в лицее, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, на основе ФГОС;
программы отдельных учебных предметов, предметных курсов и курсов внеурочной деятельности;
программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, на основе ФГОС;
программу формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни на основе ФГОС.
Программу коррекционной работы
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
учебный план начального общего образования;
план внеурочной деятельности;
календарный учебный график
систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта;
Для реализации ФГОС в лицее создана целостная информационно – образовательная среда.
В лицее работают 9 учителей начальных классов. Из них 5 учителей высшей квалификационной категории. Педагоги начальных классов систематически повышают свой профессиональный уровень, активно участвуют в городских конкурсах, мастер – классах, семинарах.
Основная образовательная программа реализуется в режиме 5-дневной учебной недели. Занятия проводятся в одну смену. Учебный год начинается 1 сентября. Его продолжительность в 1 классах составляет 33 недели, в 2-4 классах - 34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней, летом – не менее 12 календарных недель. Учебный год делится на 4 четверти, осенние и весенние каникулы – по 7 календарных дней, зимние во 2- 4 классах 12 дней, в 1 классах – 19 дней. В середине 3 четверти устанавливаются дополнительные каникулы 7 дней.
В соответствии с санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2 2821 – 10) продолжительность уроков в 1 – х классах 35 минут в первом и 45 минут во втором полугодиях, во 2 – 4 классах 45 минут.
В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к условиям лицея обучение первоклассников организовано с соблюдением ряда особенностей (безотметочная система обучения, щадящий режим в начале года, обучение в первом классе без домашних заданий, дополнительные каникулы). Для лучшей адаптации детей в первых классах введён «ступенчатый» режим обучения. В сентябре – октябре 3 урока по 35 минут, четвёртый урок в игровой форме после динамической паузы, в ноябре – декабре по 4 урока по 35 минут, январь – май по 4 урока по 45 минут, один день в неделю – 5 уроков за счёт урока физической культуры. Расписание составляется с опорой на санитарно-гигиенические нормы. Необходимой частью организации учебно-воспитательного процесса является целесообразное чередование в течение целого дня уроков по общеобразовательным предметам с занятиями по творческим дисциплинам и физкультурой. Домашние задания даются с учетом возможности их выполнения (согласно п.2.9.19 СанПиН 2.4.2.1178-02).
В процессе реализации основной образовательной программы осуществляется психолого – медико-педагогическое сопровождение учащихся. В лицее работают педагог – психолог и медицинская служба. В распоряжении медицинской службы приемная и процедурный кабинет.
В каждом классе начальной школы функционируют группы продленного дня, в которых работают восемь воспитателей, трое из которых имеют высшую квалификационную категорию. Для детей, посещающих ГПД, организовано горячее питание, предусмотрены прогулки и подвижные игры на воздухе. Расписание работы кружков лицея учитывает требования к режиму работы ГПД.
Для осуществления целей основной образовательной программы сформирована необходимая образовательно-развивающая среда, предполагающая активное использование культурно-образовательных ресурсов микрорайона (ДК «Приокский», «Центр детского творчества «Приокский», городская детская центральная библиотека), города (филармония, театры города) и самого МБОУ.
Внеурочная деятельность в МБОУ «Лицей №52» включена в учебный план и соответствует целям, принципам, ценностям, отраженным в ООП НОО, учитывает особенности сложившейся воспитательной системы лицея.
Целью организации любой формы внеурочной деятельности в МБОУ «Лицей № 52» является предоставление учащимся возможности их реализации в этой деятельности с возможностью продвижения от знакомства с социальным опытом к приобретению собственного социального опыта в рамках этой деятельности.
Кроме этого, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в лицее; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Выбор модели, форм организации внеурочной деятельности младших школьников определён образовательным учреждением самостоятельно на основе анализа совокупности условий реализации образовательного процесса.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, в качестве организационной модели в МБОУ «Лицей № 52» определена оптимизационная модель внеурочной деятельности, которая реализуется через дополнительное образование образовательного учреждения, дополнительное образование учреждений культуры и спорта, классное руководство. Эта модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, охватывающего весь спектр направлений и видов этой деятельности и опирающегося на использование как педагогических ресурсов МБОУ, так и образовательных услуг социальных партнеров из Центра детского творчества «Приокский» Формирование единой воспитывающей среды обеспечивается заключением договоров о принципах, формах и содержании взаимодействия.
Внеурочная деятельность предусматривает динамику развития форм в логике и содержательном наполнении её по годам обучения, с учётом усложнения видов и форм деятельности от первого к четвёртому классу, расширения социального опыта и изменяющихся интересов детей. Внеурочная деятельность в МБОУ «Лицей № 52» соответствует целям, принципам, ценностям, отраженным в основной образовательной программе начального общего образования, а также воспитательной системе лицея. В МБОУ «Лицей № 52» разработаны содержательная основа рассматриваемой модели и план внеурочной деятельности основной образовательной программы начального общего образования лицея.
Образовательная среда лицея создает необходимые условия для реализации ФГОС.
Материально – техническое обеспечение введения ФГОС НОО:
- наличие доступа электронным образовательным ресурсам;
- наличие АМР учителей начальных классов;
- библиотека имеет рабочие зоны, читальный зал;
- наличие помещений для занятий спортом;
- наличие помещений для внеурочных занятий;
Обобщенным результатом общего образования 1 ступени является портрет выпускника, обладающего следующими основными чертами:
- желанием и умением учиться, потребностью самостоятельного познания окружающего мира;
- элементарной грамотностью в рамках содержания отдельных учебных предметов, функциональной грамотностью в области чтения и математики;
- инициативностью, навыками сотрудничества в разных видах деятельности;
- ответственностью, готовностью отвечать за свои поступки;
- осознанным принятием правил здорового и безопасного образа жизни и регуляцией своего поведения в соответствии с ними.
Лицей создает все необходимые условия предпосылки и механизмы для обеспечения возможностей получения качественного доступного образования детям, проживающим в микрорайоне, а также желающим обучаться в лицее из других районов города.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, закрепляются в заключённом между ними и образовательным учреждением в договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.
Родительская общественность выражает мнение о том, что лицей обеспечивает доступное качественное образование и имеет высокий рейтинг в образовательном пространстве города.
|