УМК: «Сфера жизни» Сонина Н. И.
Тема урока: Бактерии.
Место урока в программе: третий урок в разделе «Многообразие живых организмов».
Цели:
Предметно-дидактическая: формирование представлений об отличительных признаках представителей царства Бактерии и их значении в природе и в жизни человека.
Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.
Ожидаемые результаты: Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;
Ответственно относятся к выполнению учебных задач;
Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
Выдвигают простейшие гипотезы;
Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;
Работают с информацией и преобразуют её;
Находят причинно-следственные связи;
Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
Знают отличительные признаки бактериальной клетки, умеют находить бактерии на рисунках в сравнении с представителями других царств;
Имеют представление о распространении бактерий на Земле, особенностях их жизнедеятельности;
Называют примеры значения бактерий в природе и в жизни человека; меры профилактики бактериальных инфекций.
По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;
По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.
Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);
Дополнительные:
словесные (беседа, диалог);
наглядные (работа с рисунками, схемами, натуральными объектами);
практические (составление схем, поиск информации, )
дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).
Места обитания и существенные признаки бактерий: строение клетки и жизненные формы;
Процессы жизнедеятельности: размножение, образование спор;
Значение бактерий в природе и в жизни человека;
Меры профилактики бактериальных инфекций.
Учебник Сонин Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс. М.: Дрофа, 2012;
Рабочая тетрадь к учебнику;
ЦОР «Формы бактерий», «Спорообразование у бактерий».
Оборудование: микроскоп, мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Ход урока (см. технологическую карту).
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| УУД
| 1. Организационный
Цель: актуализация и обнаружение имеющихся у учеников знаний по теме, пробуждение интереса и мотивация
| 1. Демонстрирует микропрепарат.
2. Задает вопросы:
- К какому царству относят данные организмы?
- Можно ли тело данных организмов назвать клеткой? Почему?
- Какие особенности строения бактерий вы заметили?
- С помощью, каких методов можно изучать данные организмы?
- Где обитают данные организмы?
- Как получили данный микропрепарат? Предложите способ получения микропрепарата в школьной лаборатории. С какими трудностями мы встретимся при изготовлении микропрепарата?
- Есть ли бактерии в организме человека? Как можно это доказать?
-Какие вы знаете меры профилактики от бактериальных инфекций?
| - Рассматривают микропрепарат, вступают в диалог;
- вспоминают царства живой природы,
- вспоминают особенности строения клетки,
- отмечают их маленькие размеры,
- вспоминают увеличительные приборы,
- отмечают повсеместность распространения бактерий
- предлагают варианты изготовления микропрепарата,
- предполагают наличие бактерий в организме человека, используя личностный опыт, называют болезнетворные бактерии.
- перечисляют меры профилактики
| Личностные:
Ответственное отношение к выполнению учебных задач;
Готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма;
Уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
Познавательные:
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
структурирование знаний;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные:
Участие в совместной деятельности;
Изложение собственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию.
владение монологической и диалогической формами речи
| 2. Постановка проблемы
Цель: создание проблемной ситуации, вызывание у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.
| 1. Демонстрирует натуральные объекты
2. Задает вопросы:
- Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в яблоках?
- Какие изменения произошли с яблоком?
- Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий?
- Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения.
3. Учитель демонстрирует свежее яблоко и счищает с него кожуру.
- Я утверждаю, что полностью избавилась от бактерий на данном яблоке. Так ли это?
- Что необходимо знать о бактериях, чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение?
- Где найти эти знания?
- Какие меры помогут подольше оставаться яблоку свежим? Почему вы так думаете?
| Рассматривают объекты,
- вспоминают витамины, химические элементы, необходимые для здоровья человека;
- отмечают, что это яблоко подвержено гниению;
- предполагают, что это результат деятельности бактерий,
- высказывают мнение о роли бактерий – разрушителей, облике Земли без бактерий-разрушителей.
- Высказывают своё мнение,
- предполагают, что, прежде всего, необходимо знать процессы жизнедеятельности бактерий, - предлагают различные источники знаний,
- выдвигают предположения.
| Личностные:
Ответственное отношение к выполнению учебных задач;
Готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма;
Уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
Познавательные:
Формулирование проблемы, поиск путей решения;
Информационный поиск;
структурирование знаний;
Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение;
Знаково-символические действия (кодирование/ декодирование);
Коммуникативные:
Изложение собственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию.
владение монологической и диалогической формами речи
| 3. Открытие нового
Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний о бактериях
|
1. Формулирует и записывает учебную задачу: “Как сохранить яблоко свежим?”.
2. Предлагает учащимся высказать мнение о том, что мы не знаем о бактериях, обитающих на яблоке.
3. Анализирует предложения учащихся и предлагает ответить на вопросы.
- Какое имеют строение?
- Какую имеют форму?
- Когда и как размножаются?
- Академик В. И Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях потомство всего одной бактерии может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней.
Почему этого не происходит?
Что происходит с бактериями в неблагоприятных условиях?
- Приносят пользу или вред?
| - Записывают задачу в тетрадь,
- высказывают свои мнения,
- Высказывают предположения.
-работают с рисунком «Строение бактериальной клетки» учебник стр. 60.
-анализируют схему «Формы бактерий» (электронное приложение (www.drofa.ru)
-работают с поиском информации учебник стр. 61 - выслушивают мнения друг друга
_Знакомятся с ЦОР «Спорообразование у бактерий». (электронное приложение
(www.drofa.ru)
- Знакомятся с ЦОР «Многообразие бактерий». (электронное приложение
(www.drofa.ru), обмен мнениями по данному вопросу.
| Личностные:
Ответственное отношение к выполнению учебных задач;
Готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма;
Уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- поиск и выделение необходимой информации;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- Знаково-символические действия (кодирование/ декодирование);
Коммуникативные:
Изложение собственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию.
владение монологической и диалогической формами речи
| 4.Первичное осмысление и применение знаний
Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов, их корректировка
| Выполнение заданий в тетради на печатной основе
Задание № 65, с. 34 «Строение бактериальной клетки»
Задание № 67, с. 34 «Какой процесс изображен на рисунке?, Охарактеризуйте его?»
Задание № 66, с. 34 «Что такое спора? Какова ее роль в жизни бактерий?
|
- Выполняют задания в рабочей тетради.
Осуществляют проверку и взаимопроверку - Выполняют задания в рабочей тетради.
Осуществляют проверку и взаимопроверку - Выполняют задания в рабочей тетради.
Осуществляют проверку и взаимопроверку
| Регулятивные:
Самоконтроль учебной деятельности
| 5. Рефлексия и подведение итогов
Цель: целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, анализ всего процесса изучения материала
| - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?
Отметьте, на каком уровне шкалы успеха находятся ваши познания о бактериях.
| - отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. - Отмечают на каком уровне шкалы успеха находятся их познания о бактериях.
|
Регулятивные:
Участие в подведении итогов урока;
Самооценка.
оценивание качества и уровня усвоения
| 6. Информация о домашнем задании
Цель: обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания
| § 11, вопросы на с. 63 (у), задания р. т. № 63, 64 68 – 70, не менее 3-х по выбору.
По желанию подготовить короткие сообщения о бактериальных болезнях людей.
| Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Бактерии»
Этап
| Содержание
| Методы
| Учебно-познавательные задачи урока
| Формы контроля
| Формируемые УУД
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| Организационный
Ориентировочно-мотивационный – стадия вызова
| На уроках биологии мы будем знакомиться с различными группами организмов.
Слайд 1. Эти организмы появились и распространились на Земле раньше других. Они встречаются в почве, в воздухе, в воде, обитают и в телах других организмов, найдены в гейзерах, солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций. О них наш сегодняшний разговор.
Расшифруйте слово:
и сформулируйте тему урока.
На каком уровне шкалы успеха находятся ваши познания о бактериях. Слайд 2. Что бы вы хотели узнать на уроке? На какие вопросы получить ответы?
Сформулируйте критерии, по которым мы будем изучать бактерии
|
| Приветствует обучающихся, просит их проверить готовность к уроку.
| Осуществляют самопроверку готовности к уроку.
| Самопроверка
| Регулятивные:
Самоконтроль учебной деятельности
| Словесный
(беседа), наглядный
| Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока.
| - Определяют тему урока;
- Участвуют в постановке познавательной цели урока.
- Определяют критерии изучения бактерий:
-строение и распространение
-многообразие
-процессы жизнедеятельности
-значение
| Словесная оценка учителя
| Регулятивные: | Учебно-познавательная деятельность:
Постановка проблемы
Открытие нового через её решение
Первичное закрепление
Открытие нового
Постановка и решение проблемы
| Бактерии существовали на нашей планете уже несколько миллиардов лет назад, но люди узнали о них сравнительно недавно. Почему?
Слайд 3. Какие организмы, из изображённых на слайде, нельзя отнести к бактериям? Почему?
Слайд 4. На экране вы видите два организма. Являются ли они бактериями? Почему? Вы можете работать индивидуально или в парах.
Учебник § 11, с. 60.
| Дедуктивный (применение знаний)
Проблемный,
наглядный
| Предлагает обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выявления существенных признаков строения бактерий.
Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения.
| Делают вывод о малом размере бактерий.
Делают вывод об одноклеточности бактерий.
Осуществляют сравнение организмов, выявляют признаки их сходства и различия, осознают затруднение, производят поиск способа его преодоления.
Работают с текстом учебника, изучают строение клетки бактерии, отвечают на проблемный вопрос.
| Словесная оценка учителя Самопроверка по образцу
Самопроверка по образцу
Само- и взаимопроверка по образцу
Словесная оценка учителя
Взаимопроверка
Самопроверка
Самопроверка
Взаимопроверка
Взаимопроверка
Словесная оценка учителя
| Познавательные:
Формулирование проблемы, поиск путей решения;
Информационный поиск;
Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение;
Знаково-символические действия (кодирование/ декодирование);
Построение речевого высказывания.
Регулятивные:
Целеполагание;
Планирование;
Контроль;
Оценка и самооценка.
Коммуникативные:
Участие в совместной деятельности;
Изложение собственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию.
Личностные:
Ответственное отношение к выполнению учебных задач;
Готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма;
Уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
| Итак, мы смогли отличить бактерию от другого одноклеточного организма. Выполните задание 64, с. 34 рабочей тетради.
Поработаем со схемой бактериальной клетки в рабочей тетради (задание № 65, с. 34).
Проверьте работу в рабочей тетради у своего соседа.
Слайд 5. Формы бактериальных клеток разнообразны.
| Дедуктивный (применение знаний),
практический (заполнение схемы),
наглядный
| Организует первичное закрепление материала.
| Выполняют задания в рабочей тетради.
Осуществляют проверку и оценивание друг друга.
| Какой процесс лежит в основе увеличения численности бактерий? Как, на ваш взгляд, могут размножаться бактерии?.
| наглядный
| Предлагает обучающимся вопросы и задания с целью выявления особенностей процессов жизнедеятельности бактерий.
Осуществляет коррекцию, организует обсуждение.
| Высказывают предположение о размножении бактерий. Знакомятся с ЦОР «Деление бактериальной клетки»
| Слайд 6. Проанализируйте информацию слайда и сделайте предположение о питании бактерий.
| Наглядный,
дедуктивный (анализ)
| Высказывают предположение о питании бактерий. Обсуждают его в группе.
Делают вывод о разнообразных способах питания бактерий (сами создают, а также питаются готовые питательными веществами).
| Слайд 7. Академик В. И Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях потомство всего одной бактерии может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней.
Почему этого не происходит?
Что происходит с бактериями в неблагоприятных условиях?
Выполните задание № 66 рабочей тетради, осуществите взаимопроверку, (учебник с. 62).
| Проблемный,
наглядный
| Направляет деятельность учащихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения.
| Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждение
Выслушивают мнение осуществляют оценку.
Знакомятся с ЦОР «Спорообразование у бактерий».
Выполняют задание в рабочей тетради.
| Можно ли на Земле обойтись без бактерий?
1. положительного значения бактерий в природе;
2 пользы бактерий для человека;
3 вреда бактерий для человека;
4 способов сохранения продуктов питания;
5 методов профилактики бактериальных инфекций.
Слайды 8 – 15.
Сформулируйте вывод о значении бактерий в природе и в жизни человека.
| Проблемный,
практический,
индуктивный,
наглядный
| Организует работу для ответа на проблемный вопрос.
Во время выступления групп демонстрирует слайды, иллюстрирующие примеры.
| Работают с ЦОР «Многообразие бактерий»
Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, Выслушивают мнение, дополняют ответы, осуществляют оценку.
Работают с ЦОР «Польза и вред бактерий»
Делают вывод об огромной роли бактерий.
| Закрепление, рефлексия, подведение итогов урока
| Сегодня мы познакомились с царством Бактерии. А теперь возьмем в руки сигнальные карточки и ответим на несколько вопросов о бактериях.
Проверим ответы. Кто правильно ответил на все 5 вопросов? Аплодисменты.
Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке?
Оцените свои знания на шкале успеха
| Словесный
(беседа),
практический
(работа с сигнальными карточками)
| Организует закрепление материала и рефлексию.
| Работают с сигнальными карточками
Осуществляют рефлексию.
| Самопроверка
| Регулятивные:
Участие в подведении итогов урока;
Самооценка.
| Домашнее задание: § 11, вопросы на с. 63 (у), задания р. т. № 63, 68 – 72, не менее 3-х по выбору. По желанию подготовить короткие сообщения о бактериальных болезнях людей.
| Приложение к плану-конспекту открытого урока биологии в 5 классе по теме «Бактерии»
Дополнительная информация для работы в группах
По результатам жизнедеятельности бактерий выделяют несколько групп.
Бактерии гниения разлагают органические вещества отмерших растений и животных, выделения живых организмов и другие органические отходы, превращают их в перегной, участвуя, таким образом, в образовании почвы. Бактерии гниения – своеобразные санитары нашей планеты.
Следующая группа – почвенные бактерии. Они перерабатывают перегной до минеральных веществ, которые снова могут поглощаться растениями из почвы.
Есть бактерии, которые способны усваивать азот из воздуха и переводить его в состояние, пригодное для дальнейшего использования растениями. Можно сказать, что эти бактерии производят натуральные азотные удобрения. Они поселяются на корнях бобовых растений, таких как горох, фасоль, клевер, люцерна, образуя на них клубеньки, и поэтому получили название клубеньковые бактерии.
Под действием молочнокислых бактерий молоко превращается в простоквашу, сливки в сметану. Они же участвуют в сквашивании капусты.
Есть бактерии, живущие в кишечнике человека (от 300 до 1000 видов). Учёные считают, что их общая масса может достигать 1 кг, а численность их клеток в 10 раз превышает численность клеток человеческого тела. Они играют важную роль в пищеварении, синтезируют витамины, необходимые человеку, вытесняют патогенные вредные бактерии. Можно сказать, что микрофлора человека является дополнительным «органом», участвующим в переваривании пищи и защите организма от инфекций.
Деятельность бактерий можно оценить не только положительно. Много неприятностей приносят нам бактерии, деятельность которых приводит к порче продуктов питания (бактерии гниения). Это они вынуждают нас хранить продукты в холодильнике. Чтобы продукты не портились, их солят, сушат, засахаривают, маринуют, консервируют, то есть создают для бактерий неблагоприятные условия.
Целлюлозоразрушающие бактерии портят книги в книгохранилищах, чем наносят непоправимый урон, например, когда под их действием страницы старинных рукописей рассыпаются.
Некоторые виды бактерий (патогенные) поселяются в организмах растений, животных, человека, отравляют их продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь. Например, у человека бактериальными являются такие заболевания, как ангина, туберкулёз, дизентерия, дифтерия, холера, тиф, чума и многие другие.
Чтобы избежать бактериальной инфекции, нужно соблюдать определённые правила: правильно хранить и приготавливать продукты питания, мыть овощи, фрукты, не пить сырую воду, следить за чистотой своего тела и жилища, вовремя делать профилактические прививки. Бактерии погибают при воздействии высоких температур, прямого солнечного света, воздействии дезинфицирующих средств, например хлорки.
Бактерии – это одноклеточные организмы.
В клетке бактерий есть цитоплазма, ядро, нуклеиновая кислота.
Бактерии размножаются спорами.
Бактерии ведут активный образ жизни.
Человек использует бактерий для создания некоторых продуктов питания
СЛАЙД 1
УМК Н.И.Сонин и А.А.Плешаков «Сфера жизни», 5 класс «Введение в биологию»
СЛАЙД 3
ЦК Современный урок биологии в контексте ФГОС
Одним из заданий курсов было разработка урока по ФГОС в 5 классе с разработкой технологической карты урока. Мы работали творческой группой по разработке урока тема «Бактерии». Урок был разработан для полнокомплектного класса. Специфика работы в 5 «Б» классе иная, это класс коррекционный 4 вида, поэтому я переработала материал для такого класса.
СЛАЙД 4-7 Тема урока: Бактерии.
Место урока в программе: третий урок в разделе «Многообразие живых организмов».
Имеют представление о распространении бактерий на Земле, особенностях их жизнедеятельности;
Называют примеры значения бактерий в природе и в жизни человека; меры профилактики бактериальных инфекций.
СЛАЙД 8
Если ученик в школе не научился
сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет
только подражать, копировать…
Л.Н.Толстой
Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.
На своих уроках стремлюсь развивать способности обучающихся, развивать природный дар растущего человека, для этого организую такую атмосферу на уроке, где каждый ученик мог бы самореализоваться в соответствии со своими способностями.
Поэтому приходится выбирать такие приемы и формы работы для обучающихся, которые обеспечат каждому из них свой индивидуальный путь к успеху.
При подготовке к уроку я стараюсь учитывать реальные возможности и индивидуальные особенности учащихся, отобрать такую совокупность приемов мотивации, которая создает оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность.
Слайд 9
Приемы развития познавательного интереса на этапе восприятия знаний
Прием новизны, Прием «Удивляй!»
На уроках биологии мы будем знакомиться с различными группами организмов.
Слайд 1. Эти организмы появились и распространились на Земле раньше других. Они встречаются в почве, в воздухе, в воде, обитают и в телах других организмов, найдены в гейзерах, солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций. О них наш сегодняшний разговор.
Слайд 10
Расшифруйте слово:
и сформулируйте тему урока.
На каком уровне шкалы успеха находятся ваши познания о бактериях.
Слайд 11
Слайд 2. Что бы вы хотели узнать на уроке? На какие вопросы получить ответы?
Сформулируйте критерии, по которым мы будем изучать бактерии
Определяют критерии изучения бактерий:
-строение и распространение
-многообразие
-процессы жизнедеятельности
-значение
Слайд 12
Учебно-познавательная деятельность:
Постановка проблемы
Бактерии существовали на нашей планете уже несколько миллиардов лет назад, но люди узнали о них сравнительно недавно. Почему?
Открытие нового через её решение
Слайд 3. Какие организмы, из изображённых на слайде, нельзя отнести к бактериям? Почему? Слайд 4. На экране вы видите два организма. Являются ли они бактериями? Почему? Вы можете работать индивидуально или в парах.
Учебник § 11, с. 60.
Делают вывод о малом размере бактерий.
Делают вывод об одноклеточности бактерий.
Осуществляют сравнение организмов, выявляют признаки их сходства и различия, осознают затруднение, производят поиск способа его преодоления.
Работают с текстом учебника, изучают строение клетки бактерии, отвечают на проблемный вопрос
Первичное закрепление
Слайд 13
Итак, мы смогли отличить бактерию от другого одноклеточного организма. Выполните задание 64, с. 34 рабочей тетради.
Слайд 14 Поработаем со схемой бактериальной клетки в рабочей тетради
(задание № 65, с. 34).
Проверьте работу в рабочей тетради у своего соседа.
Слайд 15 Слайд 5. Формы бактериальных клеток разнообразны.
(Учебник стр. 61.)
Слайд 16 Открытие нового
Какой процесс лежит в основе увеличения численности бактерий? Как, на ваш взгляд, могут размножаться бактерии?.
Высказывают предположение о размножении бактерий.
Знакомятся с ЦОР «Деление бактериальной клетки»
Электронное приложение к учебнику, скаченное и установленное на компьютер учителя (www.drofa.ru)
После просмотра отвечают на поставленный вопрос
Слайд 17 Постановка проблемы
Слайд 6. Академик В. И Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях потомство всего одной бактерии может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней.
Почему этого не происходит?
Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждение
Выслушивают мнение осуществляют оценку.
Слайд 18 Знакомятся с ЦОР «Спорообразование у бактерий».
Сноска на учебник
Рисунок «Клетка бактерии со спорой внутри» стр. 61
Слайд 19 Выполните задание № 66 рабочей тетради, осуществите взаимопроверку.
Слайд 20
Слайд 7. Проанализируйте информацию слайда и сделайте предположение о питании бактерий. Слайд 21-22 Постановка проблемы
Можно ли на Земле обойтись без бактерий?
Знакомство с ЦОР «Многообразие бактерий» и найдите примеры:
1. положительного значения бактерий в природе;
2 пользы бактерий для человека;
3 вреда бактерий для человека;
4 способов сохранения продуктов питания;
5 методов профилактики бактериальных инфекций. Слайд 23-30 Слайды 8 – 15.
Сформулируйте вывод о значении бактерий в природе и в жизни человека
Делают вывод об огромной роли бактерий.
Слайд 31 На этих этапах учебно-познавательной деятельности формируются следующие познавательные УУД.
Познавательные УУД.
Формулирование проблемы, поиск путей решения;
Информационный поиск;
Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение;
Знаково-символические действия (кодирование/ декодирование);
Построение речевого высказывания
|