Урока: Бактерии. Место урока в программе


Скачать 273.16 Kb.
НазваниеУрока: Бактерии. Место урока в программе
ТипУрок
filling-form.ru > Туризм > Урок

УМК: «Сфера жизни» Сонина Н. И.

Тема урока: Бактерии.

Место урока в программе: третий урок в разделе «Многообразие живых организмов».

Цели:

  • Предметно-дидактическая: формирование представлений об отличительных признаках представителей царства Бактерии и их значении в природе и в жизни человека.

  • Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.

Ожидаемые результаты:

  • Личностные:

  • Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;

  • Ответственно относятся к выполнению учебных задач;

  • Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

  • Метапредметные:

  • Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;

  • Выдвигают простейшие гипотезы;

  • Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;

  • Работают с информацией и преобразуют её;

  • Находят причинно-следственные связи;

  • Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

  • Предметные:

  • Знают отличительные признаки бактериальной клетки, умеют находить бактерии на рисунках в сравнении с представителями других царств;

  • Имеют представление о распространении бактерий на Земле, особенностях их жизнедеятельности;

  • Называют примеры значения бактерий в природе и в жизни человека; меры профилактики бактериальных инфекций.

  • Тип урока:

  • По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;

  • По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;

  • По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

  • Методы:

  • Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);

  • Дополнительные:

  • словесные (беседа, диалог);

  • наглядные (работа с рисунками, схемами, натуральными объектами);

  • практические (составление схем, поиск информации, )

  • дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

  • Основные вопросы:

  • Места обитания и существенные признаки бактерий: строение клетки и жизненные формы;

  • Процессы жизнедеятельности: размножение, образование спор;

  • Значение бактерий в природе и в жизни человека;

  • Меры профилактики бактериальных инфекций.

  • Средства обучения:

  • Учебник Сонин Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс. М.: Дрофа, 2012;

  • Рабочая тетрадь к учебнику;

  • ЦОР «Формы бактерий», «Спорообразование у бактерий».




  • Оборудование: микроскоп, мультимедийный проектор, экран, компьютер.

  • Ход урока (см. технологическую карту).




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный

Цель: актуализация и обнаружение имеющихся у учеников знаний по теме, пробуждение интереса и мотивация

1. Демонстрирует микропрепарат.



2. Задает вопросы:

- К какому царству относят данные организмы?

- Можно ли тело данных организмов назвать клеткой? Почему?

- Какие особенности строения бактерий вы заметили?

- С помощью, каких методов можно изучать данные организмы?

- Где обитают данные организмы?

- Как получили данный микропрепарат? Предложите способ получения микропрепарата в школьной лаборатории. С какими трудностями мы встретимся при изготовлении микропрепарата?

- Есть ли бактерии в организме человека? Как можно это доказать?


-Какие вы знаете меры профилактики от бактериальных инфекций?

- Рассматривают микропрепарат, вступают в диалог;

- вспоминают царства живой природы,

- вспоминают особенности строения клетки,

- отмечают их маленькие размеры,

- вспоминают увеличительные приборы,

- отмечают повсеместность распространения бактерий

- предлагают варианты изготовления микропрепарата,

- предполагают наличие бактерий в организме человека, используя личностный опыт, называют болезнетворные бактерии.

- перечисляют меры профилактики


Личностные:

  • Ответственное отношение к вы­полнению учеб­ных задач;

  • Готовность к вос­приятию научной картины мира, осознание ценно­сти каждого жи­вого организма;

  • Уважительное отношение к дру­гому человеку, его мне­нию.

Познавательные:

  •  Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

  • структурирование знаний;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные:

  • Участие в сов­местной деятель­ности;

  • Изложение соб­ственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию.

  • владение монологической и диалогической формами речи




2. Постановка проблемы

Цель: создание проблемной ситуации, вызывание у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.

1. Демонстрирует натуральные объекты



2. Задает вопросы:

- Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в яблоках?

- Какие изменения произошли с яблоком?

- Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий?

- Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения.

3. Учитель демонстрирует свежее яблоко и счищает с него кожуру.

- Я утверждаю, что полностью избавилась от бактерий на данном яблоке. Так ли это?

- Что необходимо знать о бактериях, чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение?

- Где найти эти знания?

- Какие меры помогут подольше оставаться яблоку свежим? Почему вы так думаете?


Рассматривают объекты,

- вспоминают витамины, химические элементы, необходимые для здоровья человека;

- отмечают, что это яблоко подвержено гниению;

- предполагают, что это результат деятельности бактерий,

- высказывают мнение о роли бактерий – разрушителей, облике Земли без бактерий-разрушителей.

 
- Высказывают своё мнение,

- предполагают, что, прежде всего, необходимо знать процессы жизнедеятельности бактерий,
- предлагают различные источники знаний,


- выдвигают предположения.

Личностные:

  • Ответственное отношение к вы­полнению учеб­ных задач;

  • Готовность к вос­приятию научной картины мира, осознание ценно­сти каждого жи­вого организма;

  • Уважительное отношение к дру­гому человеку, его мне­нию.


Познавательные:

  • Формулирование проблемы, поиск путей решения;

  • Информационный поиск;

  • структурирование знаний;

  • Анализ с выявле­нием существен­ных и несуще­ственных призна­ков, сравнение, установление причинно-след­ственных связей, обобщение;

Знаково-символи­ческие действия (кодирование/ декодирование);

Коммуникативные:

  • Изложение соб­ственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию.

  • владение монологической и диалогической формами речи




3. Открытие нового

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний о бактериях



1. Формулирует и записывает учебную задачу: “Как сохранить яблоко свежим?”.

2. Предлагает учащимся высказать мнение о том, что мы не знаем о бактериях, обитающих на яблоке.

3. Анализирует предложения учащихся и предлагает ответить на вопросы.

 - Какое имеют строение?

- Какую имеют форму?

- Когда и как размножаются?

- Академик В. И Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях потомство всего одной бактерии может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней.

Почему этого не происходит?

Что происходит с бактериями в небла­гоприятных условиях?

- Приносят пользу или вред?

- Записывают задачу в тетрадь,

- высказывают свои мнения,

- Высказывают предположения.


-работают с рисунком «Строение бактериальной клетки» учебник стр. 60.

-анализируют схему «Формы бактерий» (электронное приложение (www.drofa.ru)

-работают с поиском информации учебник стр. 61
- выслушивают мнения друг друга

_Знакомятся с ЦОР «Спорообразование у бактерий». (электронное приложение

(www.drofa.ru)


- Знакомятся с ЦОР «Многообразие бактерий». (электронное приложение

(www.drofa.ru), обмен мнениями по данному вопросу.

Личностные:

  • Ответственное отношение к вы­полнению учеб­ных задач;

  • Готовность к вос­приятию научной картины мира, осознание ценно­сти каждого жи­вого организма;

  • Уважительное отношение к дру­гому человеку, его мне­нию.



Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- поиск и выделение необходимой информации;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- Знаково-символи­ческие действия (кодирование/ декодирование);

Коммуникативные:

  • Изложение соб­ственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию.

  • владение монологической и диалогической формами речи



4.Первичное осмысление и применение знаний

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов, их корректировка

Выполнение заданий в тетради на печатной основе

  1. Задание № 65, с. 34 «Строение бактериальной клетки»

  2. Задание № 67, с. 34 «Какой процесс изображен на рисунке?, Охарактеризуйте его?»

  3. Задание № 66, с. 34 «Что такое спора? Какова ее роль в жизни бактерий?






- Выполняют задания в рабочей тетради.

Осуществляют про­верку и взаимопроверку
- Выполняют задания в рабочей тетради.

Осуществляют про­верку и взаимопроверку
- Выполняют задания в рабочей тетради.

Осуществляют про­верку и взаимопроверку


Регулятивные:

Самоконтроль учебной деятель­ности



5. Рефлексия и подведение итогов

Цель: целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, анализ всего процесса изучения материала

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

Отметьте, на каком уровне шкалы успеха находятся ваши познания о бактериях.





- отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.
- Отмечают на каком уровне шкалы успеха находятся их познания о бактериях.


Регулятивные:

  • Участие в подве­дении итогов урока;

  • Самооценка.

  • оценивание качества и уровня усвоения



6. Информация о домашнем задании

Цель: обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания

§ 11, вопросы на с. 63 (у), задания р. т. № 63, 64 68 – 70, не менее 3-х по выбору.

По желанию подготовить короткие сообщения о бактериальных болезнях людей.

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Бактерии»

Этап

Содержание

Методы

Учебно-познавательные задачи урока

Формы контроля

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Ориентировочно-мотивационный – стадия вызова


На уроках биологии мы будем знако­миться с различными группами организ­мов.

Слайд 1. Эти организмы появились и распространились на Земле раньше дру­гих. Они встречаются в почве, в воздухе, в воде, обитают и в телах других организ­мов, найдены в гейзерах, солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций. О них наш сегодняшний разговор.

Расшифруйте слово:


























и сформулируйте тему урока.

На каком уровне шкалы успеха находятся ваши познания о бактериях.
Слайд 2. Что бы вы хотели узнать на уроке? На какие вопросы получить от­веты?

Сформулируйте критерии, по которым мы будем изучать бактерии




Приветствует обу­чающихся, просит их проверить готов­ность к уроку.

Осуществляют само­проверку готовности к уроку.

Самопроверка

Регулятивные:

  • Самоконтроль учебной деятель­ности

Словесный

(бе­седа), наглядный

Мотивирует обу­чающихся к опреде­лению темы и к по­становке познава­тельной цели урока.

- Определяют тему урока;

- Участвуют в поста­новке познавательной цели урока.

- Определяют критерии изучения бактерий:

-строение и распространение

-многообразие

-процессы жизнедеятельности

-значение

Словесная оценка учителя

Регулятивные:

  • Целеполагание

Учебно-познавательная деятельность:

  1. Постановка проблемы

  2. Открытие но­вого через её решение



  1. Первичное закрепление



  1. Открытие нового



  1. Постановка и решение проблемы



Бактерии существовали на нашей пла­нете уже несколько миллиардов лет назад, но люди узнали о них сравни­тельно недавно. Почему?

Слайд 3. Какие организмы, из изобра­жённых на слайде, нельзя отнести к бак­териям? Почему?

Слайд 4. На экране вы видите два ор­ганизма. Являются ли они бактериями? Почему? Вы можете работать индивиду­ально или в парах.

Учебник § 11, с. 60.



Дедуктивный (применение знаний)

Проблемный,

наглядный


  • Предлагает обу­чающимся про­блемные вопросы и задания с целью выявления суще­ственных призна­ков строения бак­терий.

  • Направляет дея­тельность обуча­ющихся, связан­ную с постанов­кой проблемы, поиском путей её решения.




  • Делают вывод о ма­лом размере бакте­рий.

  • Делают вывод об од­ноклеточности бакте­рий.

  • Осуществляют сравне­ние организмов, вы­являют признаки их сходства и различия, осознают затрудне­ние, производят поиск способа его преодо­ления.

  • Работают с текстом учебника, изучают строение клетки бак­терии, отвечают на проблемный вопрос.

Словесная оценка учителя
Самопроверка по образцу

Самопроверка по образцу


Само- и взаимо­проверка по образцу

Словесная оценка учителя


Взаимопроверка


Самопроверка

Самопроверка

Взаимопроверка

Взаимопроверка

Словесная оценка учителя

Познавательные:

  • Формулирование проблемы, поиск путей решения;

  • Информационный поиск;

  • Анализ с выявле­нием существен­ных и несуще­ственных призна­ков, сравнение, установление причинно-след­ственных связей, обобщение;

  • Знаково-символи­ческие действия (кодирование/ декодирование);

  • Построение рече­вого высказыва­ния.

Регулятивные:

  • Целеполагание;

  • Планирование;

  • Контроль;

  • Оценка и само­оценка.

Коммуникативные:

  • Участие в сов­местной деятель­ности;

  • Изложение соб­ственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию.

Личностные:

  • Ответственное отношение к вы­полнению учеб­ных задач;

  • Готовность к вос­приятию научной картины мира, осознание ценно­сти каждого жи­вого организма;

  • Уважительное отношение к дру­гому человеку, его мне­нию.



Итак, мы смогли отличить бактерию от другого одноклеточного организма. Выполните задание 64, с. 34 рабочей тетради.

По­работаем со схемой бактериальной клетки в рабочей тетради (задание № 65, с. 34).

Проверьте работу в рабочей тетради у своего соседа.

Слайд 5. Формы бактериальных кле­ток разнообразны.

Дедуктивный (применение знаний),

практический (заполнение схемы),

наглядный


Организует первич­ное закрепление материала.



  • Выполняют задания в рабочей тетради.

  • Осуществляют про­верку и оценивание друг друга.



Какой процесс лежит в основе увели­чения численности бактерий? Как, на ваш взгляд, могут размножаться бактерии?.


наглядный

  • Предлагает обу­чающимся во­просы и задания с целью выявления особенностей процессов жиз­недеятельности бактерий.

  • Осуществляет коррекцию, орга­низует обсужде­ние.




  • Высказывают предпо­ложение о размноже­нии бактерий. Знакомятся с ЦОР «Де­ление бактери­альной клетки»




Слайд 6. Проанализируйте информацию слайда и сделайте предпо­ложение о питании бактерий.



Наглядный,

дедуктивный (анализ)


  • Высказывают предпо­ложение о питании бактерий. Обсуждают его в группе.

  • Делают вывод о раз­нообразных способах питания бактерий (сами создают, а также питаются гото­вые питательными веществами).

Слайд 7. Академик В. И Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях потомство всего одной бактерии может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней.

Почему этого не происходит?

Что происходит с бактериями в небла­гоприятных условиях?

Выполните задание № 66 рабочей тетради, осуществите взаимопроверку, (учебник с. 62).



Проблемный,

наглядный


  • Направляет дея­тельность уча­щихся, связанную с постановкой проблемы, поис­ком путей её ре­шения.

  • Осуществляют поиск информации, необхо­димой для решения вопроса, обсуждение

  • Выслушивают мнение осу­ществляют оценку.

  • Знакомятся с ЦОР «Спорообразование у бактерий».

  • Выполняют задание в рабочей тетради.

Можно ли на Земле обойтись без бак­терий?

1. положительного значения бак­терий в природе;

2 пользы бак­терий для человека;

3 вреда бактерий для человека;

4 спосо­бов сохранения продуктов питания;

5 методов профилактики бактери­альных инфекций.

Слайды 8 – 15.

Сформулируйте вывод о значении бак­терий в природе и в жизни человека.


Проблемный,

практический,

индуктивный,

наглядный

  • Организует ра­боту для от­вета на проблем­ный вопрос.

  • Во время выступ­ления групп де­монстрирует слайды, иллю­стрирующие при­меры.

  • Работают с ЦОР «Многообразие бактерий»

  • Осуществляют поиск информации, необхо­димой для решения вопроса, Выслушивают мнение, допол­няют ответы, осу­ществляют оценку.

  • Работают с ЦОР «Польза и вред бактерий»



  • Делают вывод об огромной роли бакте­рий.

Закрепление, ре­флексия, подведе­ние итогов урока

Сегодня мы познакомились с царством Бактерии. А теперь возьмем в руки сигнальные карточки и ответим на не­сколько вопросов о бактериях.

Проверим ответы. Кто правильно ответил на все 5 вопросов? Аплодисменты.

Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке?

Оцените свои знания на шкале успеха

Словесный

(бе­седа),

практический

(работа с сигнальными карточками)

  • Организует за­крепление мате­риала и рефлек­сию.

  • Работают с сигнальными карточками

  • Осуществляют рефлек­сию.



Самопроверка

Регулятивные:

  • Участие в подве­дении итогов урока;

  • Самооценка.

Домашнее задание: § 11, вопросы на с. 63 (у), задания р. т. № 63, 68 – 72, не менее 3-х по выбору. По желанию подготовить короткие сообщения о бактериальных болезнях людей.

Приложение к плану-конспекту открытого урока биологии в 5 классе по теме «Бактерии»

Дополнительная информация для работы в группах

По результатам жизнедеятельности бактерий выделяют несколько групп.

Бактерии гниения разлагают органические вещества отмерших растений и животных, выде­ления живых организмов и другие органические отходы, превращают их в перегной, участвуя, таким образом, в образовании почвы. Бактерии гниения – своеобразные санитары нашей планеты.

Следующая группа – почвенные бактерии. Они перерабатывают перегной до минеральных веществ, которые снова могут поглощаться растениями из почвы.

Есть бактерии, которые способны усваивать азот из воздуха и переводить его в состояние, пригодное для дальнейшего использования растениями. Можно сказать, что эти бактерии произво­дят натуральные азотные удобрения. Они поселяются на корнях бобовых растений, таких как горох, фасоль, клевер, люцерна, образуя на них клубеньки, и поэтому получили название клубеньковые бактерии.

Под действием молочнокислых бактерий молоко превращается в простоквашу, сливки в сметану. Они же участвуют в сквашивании капусты.

Есть бактерии, живущие в кишечнике человека (от 300 до 1000 видов). Учёные считают, что их общая масса может достигать 1 кг, а численность их клеток в 10 раз превышает численность клеток человеческого тела. Они играют важную роль в пищеварении, синтезируют витамины, необходимые человеку, вытесняют патогенные вредные бактерии. Можно сказать, что микрофлора человека является дополнительным «органом», участвующим в переваривании пищи и защите организма от инфекций.

Деятельность бактерий можно оценить не только положительно. Много неприятностей приносят нам бактерии, деятельность которых приводит к порче продуктов питания (бактерии гниения). Это они вынуждают нас хранить продукты в холодильнике. Чтобы продукты не портились, их солят, сушат, засахаривают, маринуют, консервируют, то есть создают для бактерий неблагоприятные условия.

Целлюлозоразрушающие бактерии портят книги в книгохранилищах, чем наносят непоправимый урон, например, когда под их действием страницы старинных рукописей рассыпаются.

Некоторые виды бактерий (патогенные) поселяются в организмах растений, животных, человека, отравляют их продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь. Например, у человека бактериальными являются такие заболевания, как ангина, туберкулёз, дизентерия, дифтерия, холера, тиф, чума и многие другие.

Чтобы избежать бактериальной инфекции, нужно соблюдать определённые правила: правильно хранить и приготавливать продукты питания, мыть овощи, фрукты, не пить сырую воду, следить за чистотой своего тела и жилища, вовремя делать профилактические прививки. Бактерии погибают при воздействии высоких температур, прямого солнечного света, воздействии дезинфицирующих средств, например хлорки.


  1. Бактерии – это одноклеточные организмы.

  2. В клетке бактерий есть цитоплазма, ядро, нуклеиновая кислота.

  3. Бактерии размножаются спорами.

  4. Бактерии ведут активный образ жизни.

  5. Человек использует бактерий для создания некоторых продуктов питания


СЛАЙД 1

УМК Н.И.Сонин и А.А.Плешаков «Сфера жизни», 5 класс «Введение в биологию»

СЛАЙД 3

ЦК Современный урок биологии в контексте ФГОС

Одним из заданий курсов было разработка урока по ФГОС в 5 классе с разработкой технологической карты урока. Мы работали творческой группой по разработке урока тема «Бактерии». Урок был разработан для полнокомплектного класса. Специфика работы в 5 «Б» классе иная, это класс коррекционный 4 вида, поэтому я переработала материал для такого класса.

СЛАЙД 4-7
Тема урока: Бактерии.

Место урока в программе: третий урок в разделе «Многообразие живых организмов».

  • Имеют представление о распространении бактерий на Земле, особенностях их жизнедеятельности;

  • Называют примеры значения бактерий в природе и в жизни человека; меры профилактики бактериальных инфекций.




СЛАЙД 8

Если ученик в школе не научился

сам ничего творить,

то и в жизни он всегда будет

только подражать, копировать…

Л.Н.Толстой


Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.

На своих уроках стремлюсь развивать способности обучающихся, развивать природный дар растущего человека, для этого организую такую атмосферу на уроке, где каждый ученик мог бы самореализоваться в соответствии со своими способностями.

Поэтому приходится выбирать такие приемы и формы работы для обучающихся, которые обеспечат каждому из них свой индивидуальный путь к успеху.

При подготовке к уроку я стараюсь учитывать реальные возможности и индивидуальные особенности учащихся, отобрать такую совокупность приемов мотивации, которая создает оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность.

Слайд 9

Приемы развития познавательного интереса на этапе восприятия знаний

  1. Прием новизны, Прием «Удивляй!»

На уроках биологии мы будем знако­миться с различными группами организ­мов.

Слайд 1. Эти организмы появились и распространились на Земле раньше дру­гих. Они встречаются в почве, в воздухе, в воде, обитают и в телах других организ­мов, найдены в гейзерах, солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций. О них наш сегодняшний разговор.

Слайд 10

Расшифруйте слово:


























и сформулируйте тему урока.

На каком уровне шкалы успеха находятся ваши познания о бактериях.



Слайд 11

Слайд 2. Что бы вы хотели узнать на уроке? На какие вопросы получить от­веты?

Сформулируйте критерии, по которым мы будем изучать бактерии

Определяют критерии изучения бактерий:

-строение и распространение

-многообразие

-процессы жизнедеятельности

-значение

Слайд 12

Учебно-познавательная деятельность:

Постановка проблемы

Бактерии существовали на нашей пла­нете уже несколько миллиардов лет назад, но люди узнали о них сравни­тельно недавно. Почему?

Открытие но­вого через её решение

Слайд 3. Какие организмы, из изобра­жённых на слайде, нельзя отнести к бак­териям? Почему?
Слайд 4. На экране вы видите два ор­ганизма. Являются ли они бактериями? Почему? Вы можете работать индивиду­ально или в парах.

Учебник § 11, с. 60.

  • Делают вывод о ма­лом размере бакте­рий.

  • Делают вывод об од­ноклеточности бакте­рий.

  • Осуществляют сравне­ние организмов, вы­являют признаки их сходства и различия, осознают затрудне­ние, производят поиск способа его преодо­ления.

  • Работают с текстом учебника, изучают строение клетки бак­терии, отвечают на проблемный вопрос


Первичное закрепление

Слайд 13

Итак, мы смогли отличить бактерию от другого одноклеточного организма. Выполните задание 64, с. 34 рабочей тетради.

Слайд 14
По­работаем со схемой бактериальной клетки в рабочей тетради

(задание № 65, с. 34).

Проверьте работу в рабочей тетради у своего соседа.

Слайд 15
Слайд 5. Формы бактериальных кле­ток разнообразны.

(Учебник стр. 61.)

Слайд 16
Открытие нового

Какой процесс лежит в основе увели­чения численности бактерий? Как, на ваш взгляд, могут размножаться бактерии?.

  • Высказывают предпо­ложение о размноже­нии бактерий.

Знакомятся с ЦОР «Де­ление бактери­альной клетки»

Электронное приложение к учебнику, скаченное и установленное на компьютер учителя (www.drofa.ru)

После просмотра отвечают на поставленный вопрос


Слайд 17
Постановка проблемы

Слайд 6. Академик В. И Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях потомство всего одной бактерии может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней.

Почему этого не происходит?

  • Осуществляют поиск информации, необхо­димой для решения вопроса, обсуждение

  • Выслушивают мнение осу­ществляют оценку.

Слайд 18
Знакомятся с ЦОР «Спорообразование у бактерий».

Сноска на учебник

Рисунок «Клетка бактерии со спорой внутри» стр. 61

Слайд 19
Выполните задание № 66 рабочей тетради, осуществите взаимопроверку.

Слайд 20

Слайд 7. Проанализируйте информацию слайда и сделайте предпо­ложение о питании бактерий.
Слайд 21-22
Постановка проблемы

Можно ли на Земле обойтись без бак­терий?

Знакомство с ЦОР «Многообразие бактерий» и найдите примеры:

1. положительного значения бак­терий в природе;

2 пользы бак­терий для человека;

3 вреда бактерий для человека;

4 спосо­бов сохранения продуктов питания;

5 методов профилактики бактери­альных инфекций.
Слайд 23-30
Слайды 8 – 15.

Сформулируйте вывод о значении бак­терий в природе и в жизни человека

  • Делают вывод об огромной роли бакте­рий.


Слайд 31
На этих этапах учебно-познавательной деятельности формируются следующие познавательные УУД.

Познавательные УУД.

  • Формулирование проблемы, поиск путей решения;

  • Информационный поиск;

  • Анализ с выявле­нием существен­ных и несуще­ственных призна­ков, сравнение, установление причинно-след­ственных связей, обобщение;

  • Знаково-символи­ческие действия (кодирование/ декодирование);

  • Построение рече­вого высказыва­ния

Похожие:

Урока: Бактерии. Место урока в программе iconМетодика проведения урока Подготовка и проведение урока Виды анализа...
Каждый урок занимает определенное место в методике темы. Соответственно его организация определяется задачами всей темы и конкретного...

Урока: Бактерии. Место урока в программе iconПлан психологического анализа урока психологическая цель урока
Место и значение данного урока в перспективном плане развития учащихся. Формулировка цели

Урока: Бактерии. Место урока в программе iconПрослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?
Организация урока: тип урока, структура урока, этапы и их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения...

Урока: Бактерии. Место урока в программе iconУрока: «Горизонты гибридизации» Имя урока
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Горизонты гибридизации»

Урока: Бактерии. Место урока в программе iconПлан урока теоретического обучения цель урока: Изучить тему «Документооборот»
«Организация работы с документами. Регистрация документов в программе субд access»

Урока: Бактерии. Место урока в программе iconАнализ урока английского языка
Содержание урока соответствует поставленным целям и задачам. Цели урока достигнуты

Урока: Бактерии. Место урока в программе iconСамоанализ и анализ урока в контексте фгос
Аннотация: авторы представляют опыт школы по сопровождению урока в контексте фгос, важным инструментом совершенствования урока может...

Урока: Бактерии. Место урока в программе iconСоответствие урока требованиям фгос
...

Урока: Бактерии. Место урока в программе iconУрока технологии Тема урока
Цель урока Выбор модели проекта, составление описания внешнего вида с применением полученных знаний и использовании икт

Урока: Бактерии. Место урока в программе iconПлан-конспект урока Ф. И. О. Юнева Елена Ивановна Место работы моу...
Цель урока: создать условия для формирования умения учащихся различать наклонения

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск