Методическая разработка урока биологии для 7 класса 28 Подготовка к сочинению зарисовке на тему «Весна в лесу»


НазваниеМетодическая разработка урока биологии для 7 класса 28 Подготовка к сочинению зарисовке на тему «Весна в лесу»
страница1/7
ТипМетодическая разработка
filling-form.ru > Туризм > Методическая разработка
  1   2   3   4   5   6   7
Учебный день на туристической тропе

«Путешествие в весну»

(Урок – поход)

Авторский коллектив муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Костёнковская средняя общеобразовательная школа» Кемеровской области:

Голдобин Михаил Петрович, учитель физической культуры высшей категории,

Горн Наталья Геннадьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

Амельченкова Лидия Михайловна, учитель биологии и географии высшей категории,

Ермолова Анна Александровна, учитель русского языка и литературы первой категории.


Контакты: 654207, Кемеровская обл.,

Новокузнецкий район,

с. Костёнково, ул. Школьная, 33

Телефон 552-732

E-mail: costyoncowo@yandex.ru

Содержание





Введение

3

1.

Урок-поход: обоснование использования в здоровьесберегающем сопровождении воспитательно-образовательного процесса школы здоровья

9

2.

Подготовка и проведение урока-похода

(методические рекомендации)

13

3.

Методические разработки уроков-походов по учебным предметам




3.1.

Первоцветы.

Методическая разработка урока природоведения для 5 класса

20

3.2.

Наблюдения за погодой.

Методическая разработка урока географии для 6 класса

24

3.3.

Многообразие живых организмов. Весенние явления в жизни растений и животных.

Методическая разработка урока биологии для 7 класса

28

3.4.

Подготовка к сочинению – зарисовке на тему «Весна в лесу». Методическая разработка урока русского языка для 5 класса

32

3.5.

Родная природа в произведениях русских поэтов. Методическая разработка урока литературы для 6 класса

37

3.6.

Использование междометий в художественном произведении. Методическая разработка урока русского языка для 7 класса

43

3.7.

Виды туристических костров.

Методическая разработка урока ОБЖ для 5 класса

47

3.8.

Ориентирование на местности при помощи компаса. Методическая разработка урока ОБЖ для 6 класса

54

3.9.

Туристские узлы.

Методическая разработка урока ОБЖ для 7 класса

58

4.

Оценка результативности использования уроков-походов

в школе здоровья «Здравствуй»

61




Заключение

66




Литература

67


Введение
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Костенковская средняя общеобразовательная школа» с 1998 г. реализует комплексный проект по разработке модели школы формирования культуры здоровья «Здравствуй», что позволило сельской школе получить статус инновационной площадки МОУ ДПО «Институт повышения квалификации» г. Новокузнецка по теме «Проектный подход в управлении инновационной деятельностью в школе формирования культуры здоровья».

Разработка такой программы развития определялась для нас, прежде всего, актуальностью решения проблемы сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся в течение всего периода обучения; необходимостью освоения коллективом теории и практики здравоохранительной работы, что позволило бы осуществлять учебную деятельность без характерных для образования последних лет потерь здоровья, таких как физическая деградация юного поколения, возрастание доли школьников с хроническими заболеваниями, с избыточной массой тела, с психоневрологическими расстройствами и др. [4].

В настоящее время в Костёнковской школе внедрены разнообразные формы организации воспитательно-образовательного процесса (ВОП), способствующие сохранению, укреплению здоровья обучающихся и формированию мотивации здорового образа жизни, например, ежемесячные дни здоровья, утренняя гимнастика в начале учебного дня, портфолио здоровья, туризм, и многое другое. Совершенствуя и корректируя модель школы «Здравствуй», мы ведём постоянный поиск, апробацию и внедрение новых, интересных форм здоровьесберегающей работы. Так, в настоящее время педагогами школы разработаны и применены учебные программы «Твоё здоровье», «Лечебная физическая культура», «Психологическое здоровье», образовательные программы школьного туристического образования и летнего оздоровительного лагеря на базе школы. Обучающиеся нашего ОУ являются не только активными участниками, но и инициаторами спортивно-массовых мероприятий – туристических слётов, дней здоровья, экологических троп на базе школы. Особо следует отметить возросшую активность родителей школьников, которая выражается в соуправлении развитием школы посредством конструктивной заинтересованной работы родительского комитета, Управляющего совета.

Улучшение показателей здоровья – основной результат внедряемого в школе здоровьесберегающего сопровождения ВОП. Данные ежегодного обследования детей по скрининг-программе дают такую картину: за последние 5 лет доля здоровых детей (1-я группа здоровья) остаётся в пределах 33-47%, этот показатель гораздо лучше, чем в 2000 г. (8%). Однако по сравнению с 2003 г. увеличилось количество детей с нарушением осанки – на 9%, с заболеваниями желудочно-кишечного тракта – на 11%, снижение остроты зрения – на 4%. Почему созданная нами школьная система здоровьесбережения не даёт желаемого результата?

Всегда считалось, что сельские дети в сравнении с городскими физически более развиты, здоровы, выносливы, и им никогда не грозит гиподинамия. Но цивилизация дошла и до села. Сейчас сельские дети не заняты каждодневным физическим трудом. Они не носят из колодца воду, не косят вручную траву, не пилят дрова, да и до школы многие добираются на автобусе. Как и их городские сверстники, они много времени проводят за компьютером и у телевизора. Наблюдения за учащимися 1-11 классов, проживающими в Костенково, проведенные в последние годы (объем выборки 138 чел.), выявили следующее: объём двигательной активности не соответствует (меньше) возрастным нормам у 18 % учащихся, режим дня не соблюдают 29% обучающихся.

Кроме того, в сельских семьях не часто встречаются образчики здорового образа жизни. Недостаточно высокий экономический (46,4% семей наших учащихся относятся к малообеспеченным) статус, низкий образовательный уровень (54,8% родителей не имеют специального образования) не даёт возможности для обеспечения полноценного питания, отдыха и развития детей, нередка приверженность родителей к алкоголизму, табакокурению и другим вредным привычкам; физическая культура зачастую заменяется физическим трудом ради выживания семьи, к тому же на селе нет ни одного спортивного сооружения, и даже клуба. Особого внимания и помощи требуют дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в таких семьях воспитывается 18% ребят школьного возраста. Стоит ли говорить, в каком состоянии находятся дети в таких семьях, когда отсутствуют возможности для нормального, соответствующего возрасту, развития. Здесь необходимы меры не только для восстановления и сохранения здоровья, но и возможно более полного восстановления (сохранения) личности и социального статуса ребенка.

Мы живем в живописном уголке Кемеровской области, на берегу реки Чумыш, который в районе села Костёнково протекает среди живописных холмов Салаирского кряжа, покрытых лесами. Вполне естественной является тяга жителей к природе, поездкам и походам в окрестностях села. Поэтому многие годы особое место в школьной системе здоровьесберегающего сопровождения занимает туризм. Туристское движение в Костенковской школе насчитывает более чем 25-летнюю историю. Именно в этот период, с приходом в школу молодого учителя физической культуры М. П. Голдобина, ныне директора школы, возник школьный туристический клуб «Медвежонок». В первую очередь туристами клуба был исследован свой родной район, и только потом началось освоение дальних территорий. Юные туристы прошли на плотах и лодках реки Томь-Чумыш, Кара-Чумыш, Чумыш. Следующим этапом в туристической работе было освоение Поднебесных Зубьев в Кузнецком Алатау. Ребята прошли тысячи километров по горным тропам, каждый раз открывая для себя все новые и новые неизведанные уголки нашей Родины. Покорены почти все вершины, перевалы и ледники Поднебесных Зубьев.

Шли годы, и это интересное начинание, инициаторами которого стали администрация и часть педагогического коллектива, распространилось на всю школу, на село, на Новокузнецкий район. Все учащиеся (100 %) и значительная часть педагогов (более 80 %) – ежегодные участники туристических слётов, однодневных, либо многодневных походов в школе или в семье; школа – организатор районных туристических слётов. Туризм - прекрасное средство воспитания здорового, закаленного, мотивированного на ЗОЖ человека, любящего родной край и готового беречь его. Но туристический поход – это способ организации внеурочной деятельности, и в силу больших временных затрат используется только в выходные дни и на каникулах. Мы задались вопросом: а нельзя ли совместить так любимые нами туристические походы и обычные уроки? Так появилась идея внедрения в учебную практику «уроков здоровья на природе», и даже проведения полного учебного дня на туристской тропе (в ученической среде прижился термин – «урок-поход»).

Особенностью данной формы организации образовательного процесса является синтез урочной предметной и внеурочной туристской деятельности. Урок-поход позволяет комплексно решать познавательные, воспитательные, коммуникативные, оздоровительные и спортивные задачи при самом скромном ресурсном обеспечении. Это один из таких видов деятельнос­ти, которые имеют интегративную основу и при разумной организации дают огромные образовательно-оздоровительные результаты. Эффективность учебно-туристического образования связана с созданием интегрированных блоков, содержание которых включает вопросы экологии человека и социальной экологии, гигиены, психологии, физиологии, медицины, валеологии, географии, краеведения, ОБЖ и др.

Организации воспитательно-образовательного процесса в форме уроков-походов ставит своей целью создание условий для повышения мотивации учащихся к обучению, формирования безопасного и здорового образа жизни, для понимания необходимости сохранения здоровья и окружающей природы родного края.

Задачи:

  • активизировать познавательную активность учащихся через живое восприятие реального мира и личный практический опыт его освоения;

  • способствовать формированию естественнонаучной картины мира;

  • повышать двигательную активность учащихся;

  • развивать наблюдательность, внимательное отношение к окружающему миру;

  • воспитывать любовь к малой родине,

  • прививать любовь к природе, формировать экологическую культуру учащихся;

  • формировать мотивацию здорового образа жизни.

Данное методическое пособие – результат обобщения трёхлетнего опыта использования урока-похода в русле здоровьесберегающего сопровождения в школе «Здравствуй». Мы предлагаем детально проработанный учебный день на туристической тропе. Время проведения – весна, IV четверть. Возраст обучающихся – 5, 6, 7 классы. Как пример, взяты учебные предметы география, биология, русский язык, литература, основы безопасности жизнедеятельности.

Ежегодно при разработке рабочих программ учителя-предметники включают в тематическое планирование 2-3 урока-похода. Такие уроки обязательно планируются с использованием деятельностного подхода (проблемное обучение, выполнение проектов, самостоятельная работа в парах и группах и др.). Урок-поход уже по определению предполагает большую долю интеграции: любой предмет интегрируется с физкультурой и ОБЖ. Кроме того, на уроках географии часто используются знания по природоведению, физике (навыки работы с приборами барометром, термометром), математические умения (расчёты среднесуточной температуры, количества осадков). На уроках биологии на туристской тропе рассматривается, к примеру, влияние абиотических факторов на живые организмы, т.е. присутствует связь с географией; ребята подсчитывают количество растений на единицу площади (интеграция с математикой); делая с натуры зарисовки живых объектов, школьники используют умения, приобретённые на уроках изобразительного искусства, и т.д. В данном пособии представлены девять разработок уроков-походов.

Первая часть пособия раскрывает педагогические возможности урока-похода в качестве эффективной формы здравоохранительного сопровождения, вторая часть содержит рекомендации по организации учебного дня на туристической тропе. В третьей части приведены методические разработки уроков-походов по биологии, географии, литературе, и полевые занятия по туризму для 5-го, 6-го, 7-го классов. В четвёртой части методического пособия дана оценка результативности внедрения уроков-походов в школе «Здравствуй».

Данное методическое пособие адресовано руководителям школ и педагогам, тем кто стремится развивать такие виды деятельности, которые давали бы максимально возможный, комплексный эффект в развитии ребенка.

1. Урок-поход: обоснование использования

в здоровьесберегающем сопровождении

воспитательно-образовательного процесса школы здоровья
Образовательные возможности урока-похода.

В условиях классно-урочной системы зачастую познание мира происходит по принципу «на парте по карте». Познавательная прогулка на природу при правильной организации решает проблемы такого «бездеятельного», пассивного образования. Ре­бенок своими глазами видит леса, луга, узнает различные объекты живой и неживой природы. А наблюдения рождают интерес к изучению, дают знания о негативном и позитивном воздействии общества на природную среду, необходимые для формирования собственной оценки фактов взаимодействия человека с его средой обитания [6].

Уроки-походы должны быть ориентированы на изучение, накопление и использование краеведческого учебного материала, что способствует активному усвоению знаний и формированию практических умений и навыков.

Урок-поход от обычной экскурсии отличается четкой постановкой воспитательно-образовательных целей и задач, протяженностью маршрута, временными рамками, количеством выполняемых учащимися практических заданий. По окончанию урока-похода каждый учащийся получает оценку [1].

Преимущества уроков-походов в том, что учебные результаты достигаются не в искусственно созданных условиях; учат ребенка сама деятельность, природа, товарищи. Причем усвоение идет и на уровне понимания, и на эмоциональном уровне. Интересная, необычная организация учебного процесса активизирует инициативу и творческое самовыражение. Ребенок ждет такой учебы, хочет ее и «поглощает знания с аппетитом», а не из чувства долга или из-за будущей пользы. Знания, полученные в такой ситуации, оказываются более прочными [3].

Учебная деятельность в условиях урока-похода позволяет ученику приобрести каче­ства, необходимые ему для продолжения образования. Это - владение новыми (поми­мо привычных в условиях классно-урочной системы) способами получения знаний о мире и о себе, сформированный интерес к продолжению изучения своего края. Систематическое включение учащегося в такую деятельность расширяет его представления о спектре профессий, связанных с исследованием и освоением природы. Для выпускника школы это может стать необходимым условием его более качественного профессионального самоопределения, выбора профиля продолжения образования.

В условиях урока-похода используются специальные знания по медицине, гигиене, физиологии человека, необходимые для профилактики заболеваний и травматизма, ока­зания первой доврачебной помощи [2]. Личная заинтересованность и возможность сразу применить эти теоретические знания на практике быстро делают из детей «специалистов по выживанию в природной среде».

Кроме прочего, в уроках-походах дети приобретают навыки практической природоохранительной деятельности: они убирают место привала, чистят полигон для предстоящего урока-похода, обустраивают родник.

Оздоровительные возможности урока-похода. Урок-поход – это форма эффективной рекреации и оздоровления за счет повышения двигательной активности. Причем самым простым, физиологически доступным любому из нас способом — ходьбой. Оздоровительный эффект пешеходных прогулок переоценить невозможно. Нет более естественного вида двигательной деятельности, чем этот. Физическое развитие детского организма происходит незаметно, исподволь. Уже спустя какое-то время ребёнок сам удивляется: «И на этом самом маршруте нам было так трудно? Сейчас идем без усилий!». Как отмечают Ю. В. Козлова и В. В. Ярошенко, пешие походы устраняют, как минимум, два фактора риска сердечно-сосудистых заболеваний: гиподинамию и ожирение [2].

На уроке-походе преобладает деятельность практико-ориентированная. Конкретность и наглядность изучаемых объектов формируют наблюдательность и другие надпредметные умения ребёнка, активно включают чувственное восприятие информации, повышая эффективность обучения. Очень важным считаем это для успешности детей не теоретического, а практического склада, с преобладанием кинестетического канала восприятия.

Активная деятельность на природе даёт учащимся состояния успеха, радости, всплеска эмоций; это необходимо для поддержания психологического здоровья.

Воспитательные возможности урока-похода. Урок-поход позволяет обучить школьников навыкам сотрудничества. Ведь само участие в походах в подростковом возрасте мотивировано потребностями детей в общении со сверстниками. Взаимопомощь, взаимовыручка, терпимость к позиции другого – качества, которые на туристской тропе просто необходимы. А коллективные условия реализации деятельности дают ребёнку представ­ления о моральных нормах поведения в обществе и формируют отношение к ним как к ценности.

Расширяется опыт общения ребенка: практические умения сохранять положительные отношения в коллективе, поддерживать коммуникативные контакты в условиях преодоления трудностей, физических нагрузок, опыт разрешения конфликтных ситуаций.

Систематическое участие в уроках-походах способствует формированию готовности к физическому саморазвитию ученика и поддержанию собственного здоровья. Постепенно у школьника формируется отношение к собственному здоровью как к ценности и развивается положительная мотивация к физическому саморазви­тию. Опыт пеших переходов поддерживает интерес к данному способу физических нагрузок, создает у уче­ника представление о возможностях организации соб­ственного досуга активными методами на природе. Данная форма работы способствует активной мотивации здорового образа жизни, т.к. является очень положительно эмоционально окрашенной.

Урок-поход – средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни. Восприятие красоты природы, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому.

Детскому и особенно подростковому возрасту свойственно стремление к новизне, необычности, к приключениям и романтике. Занятия на туристической тропе – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет и такие, не всегда учитываемые взрослыми потребности ребят.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методическая разработка урока биологии для 7 класса 28 Подготовка к сочинению зарисовке на тему «Весна в лесу» iconМетодическая разработка Проведения учебного занятия на тему «Судебное разбирательство»
Методическая разработка предназначена для обучающихся специальности 38. 02. 01

Методическая разработка урока биологии для 7 класса 28 Подготовка к сочинению зарисовке на тему «Весна в лесу» iconГосударственное профессиональное образовательное учреждение «беловский...
Разработка урока предназначена для проведения занятия по дисциплине оп. 05 Технические средства для специальности 23. 02. 01 Организация...

Методическая разработка урока биологии для 7 класса 28 Подготовка к сочинению зарисовке на тему «Весна в лесу» iconМетодическая разработка урока по дисциплине «страховое дело»
Разработка урока предназначена для ведения урока (практического занятия) по дисциплине оп. 10 «Страховое дело» для специальности...

Методическая разработка урока биологии для 7 класса 28 Подготовка к сочинению зарисовке на тему «Весна в лесу» iconОбластной конкурс методических разработок по проведению интернет-урока...
Методическая разработка интернет – практикума для родителей на тему: «Счастливая семья – здоровая семья»

Методическая разработка урока биологии для 7 класса 28 Подготовка к сочинению зарисовке на тему «Весна в лесу» iconМетодическая разработка на тему тестовый контроль в методах и средствах...
Методическая разработка на тему: «Тестовый контроль в методах и средствах личностно ориентированного обучения». Подготовила Фалько...

Методическая разработка урока биологии для 7 класса 28 Подготовка к сочинению зарисовке на тему «Весна в лесу» iconМетодическая разработка учебного занятия на тему: «Труд. Право или обязанность»
В условиях развития рыночной экономики, в связи с появлением класса мелких и средних предпринимателей, возрастает роль работников...

Методическая разработка урока биологии для 7 класса 28 Подготовка к сочинению зарисовке на тему «Весна в лесу» iconМетодическая разработка урока письма по фгос тема урока
Автор: Мамедова Наталья Валерьевна, учитель русского языка и литературы мкоу «сош №15 ст. Староизобильной», Изобильненский район,...

Методическая разработка урока биологии для 7 класса 28 Подготовка к сочинению зарисовке на тему «Весна в лесу» iconСочинение размышление на лингвистическую тему как один из вариантов...
«Итоговая государственная аттестация. Трудные вопросы огэ» «Подготовка к сочинению на лингвистическую тему»

Методическая разработка урока биологии для 7 класса 28 Подготовка к сочинению зарисовке на тему «Весна в лесу» iconМетодическая разработка урока таблица сложения. (Тема урока)
...

Методическая разработка урока биологии для 7 класса 28 Подготовка к сочинению зарисовке на тему «Весна в лесу» iconКонспект урока по обществознанию по теме Название работы «Методическая...
Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лазарево»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск