Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 98 г Липецка.
Консультация для воспитателей
коррекционных групп ДОУ: «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей логопедических групп».
Учитель-логопед: Горяйнова Т.Л.
Липецк-2015г.
Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей логопедических групп.
Успешное осуществление коррекционно-педагогической работы в условиях дошкольного учреждения для групп компенсирующей направленности для детей с ОНР предполагает взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей. Руководство коррекционной работой по формированию правильной речи у дошкольников осуществляется учителем-логопедом. Педагоги обсуждают темы ближайших занятий, план их проведения с учётом уровня речевого развития детей; согласовывают содержание работы на занятиях, методы обучения и закрепления речевых навыков; при изучении каждой темы намечают словарный минимум, необходимый для усвоения детьми; уточняют, каким типам предложений необходимо обучать детей в соответствующий период обучения.
Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей группы для детей с ОНР начинается с начала учебного года, когда группа уже сформирована. Актуальна и работа с родителями в детском саду.
Совместную работу учителя-логопеда и воспитателей можно разделить на три этапа:
- организационный
- основной
- итоговый.
На организационном этапе взаимодействия учитель-логопед знакомит воспитателей с заключениями психолого-медико-педагогической комиссии. В первые две недели сентября учитель-логопед обследует речь детей, поступивших в группу, и заполняет речевые карты. В это время воспитатели изучают знания и умения детей, опираясь на разделы программы. После проведения обследования и заполнения документов результаты обсуждаются, намечается перспективный план работы с детьми. Затем составляется циклограмма деятельности педагогов, уточняется график работы учителя-логопеда. Эти документы утверждаются заведующим дошкольным учреждением.
Учитель-логопед даёт рекомендации воспитателям для составления календарного плана. Важно учитывать дифференцированный подход в подборе материала для занятий. В календарном плане воспитатель фиксирует список детей по подгруппам с указанием их речевого нарушения, возраста. Учитель-логопед информирует воспитателей о видах и причинах речевых нарушений, о предупреждении вторичных отклонений в развитии дошкольников с ОНР, знакомит с особенностями обучения и воспитания детей. Совместными усилиями педагоги формируют позитивную установку детей на участие в организованной деятельности.
Одним из условий является создание предметно-пространственной организации группового помещения, кабинета для логопедических занятий. Итогом работы на организационном этапе взаимодействия является составление группового и индивидуальных планов работы с дошкольниками, расписания организованной деятельности с детьми, плана работы с педагогическим коллективом и родителями, информирование родителей о результатах обследования и направлениях коррекционно-педагогической работы.
Основной этап взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей предполагает динамическое наблюдение и контроль состояния речи детей, осуществление коррекционно-педагогической работы, раннее определение неблагоприятных факторов, препятствующих коррекционному воздействию. Используя данные изучения речи детей, воспитатели совместно с учителем-логопедом продумывают реализацию коррекционно-развивающего и общеобразовательного направлений в работе.
Коррекционно-развивающее направление предусматривает преодоление речевых нарушений и включает: работу по практическому усвоению детьми лексических и грамматических средств языка; развитие связной речи; подготовку к обучению грамоте и овладению её элементами.
Общеобразовательное направление в работе педагогов решает задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечивает их интеллектуальное и личностное развитие.
Занятия познавательного цикла (ознакомление с окружающим миром, изучение художественной литературы, сенсорное воспитание, формирование элементарных математических представлений) создают условия для активизации и обогащения словаря, закрепления грамматических конструкций, правильного звукопроизношения. Например, при изучении темы «Мебель» воспитатель осуществляет наблюдение за мебелью в группе, составляет рассказ-описание. На занятиях по формированию математических представлений педагог использует «Геометрическое лото» (соотносит мебель с геометрическими формами), а также сравнивает по величине табурет, стул, диван; пересчитывает предметы (один стул, два стула, три стула, четыре стула, пять стульев и т. д.). Формирование лексико-грамматического строя речи в деятельности воспитателя осуществляется поэтапно. Вначале детей знакомят с изучаемым материалом, затем дети учатся с помощью образца речи педагога понимать словесные обозначения данных явлений. После этого воспитатель организует речевую практику детей с помощью игр с целью закрепления изучаемых явлений. Учитель-логопед с воспитателем определяют словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который детям необходимо понимать и уметь практически употреблять. Уточняются типы предложений, которые могут использоваться детьми в определённый период обучения, и уровень требований, предъявляемых к самостоятельной речи детей.
В процессе организованной деятельности эстетического цикла (лепка, рисование, аппликация, конструирование, музыкальное воспитание) создаются условия для развития коммуникативных умений детей. Важно стимулировать и поощрять их речевую активность. Соответственно на лепке дети лепят мебель (уточняется цвет, форма, для чего предназначена), выполняется аппликация «Моя комната», «Наша кухня» конструируется стол, стул и т. д.
Эффективным способом для побуждения к речи является создание проблемных ситуаций. Так, если воспитатель кому-то из детей «забывает» положить клей, геометрическую форму, картинку и другое, ребёнок вынужден попросить недостающее. Кроме того, используются такие приёмы, как:
• выполнение ребёнком поручений и просьб со стороны взрослого;
• создание воображаемых ситуаций через имитацию речевых и неречевых звуков в процессе подражания животным и копирования действий взрослого;
• опосредованное общение через игрушку;
• показ, рассматривание и называние предмета, активные действия с ним;
• составление предложения по следам демонстрации действий, вопросам, картинке, опорным словам;
• чёткое проговаривание каждого слова в образце и замедление темпа речи взрослого.
Воспитатель закрепляет речевые умения детей, полученные на логопедических занятиях. Для этого используются:
• оречевление действий детей: одевание, раздевание, кормление, умывание.
• ответы на вопросы, обращения ребёнка;
• совместное обсуждение с учителем-логопедом темы ближайших занятий с учётом уровня речевого развития детей;
• совместное определение содержания занятий: требовать ли от ребёнка развёрнутых ответов на вопросы или ограничиваться пониманием инструкций взрослого;
• приёмы по формированию умения вслушиваться в речь, понимать её содержание. Развитие восприятия речи осуществляется во все режимные моменты; в процессе наблюдения, экскурсий.
Закрепление усвоенных речевых умений (лексико-грамматических категорий, предложно-падежных конструкций, автоматизируемых звуков) у детей с тяжёлыми нарушениями речи вне занятий проводится воспитателем во время режимных моментов: одевание после сна на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание или мытьё рук перед каждым приёмом пищи, во время наблюдений в уголке природы и на прогулке, игр и т. д. Во всех ситуациях разговор с детьми организуется по вопросам воспитателя с учётом этапа обучения и индивидуальных особенностей детей. Например, когда дети умываются, педагог говорит о том, что они моют (лицо, шею, уши, руки), чем моют (водой, мылом, щёткой), какое мыло (душистое, белое, розовое, туалетное), чем вытираются (полотенцем белым, чистым, …).
В процессе игры воспитатель развивает умение взаимодействовать со сверстниками, учит подчинять или ограничивать свои желания в соответствии с правилами игры, осуществлять самоконтроль за своей речью и действиями.
Воспитатель использует приёмы по развитию мелкой моторики: учит складывать мозаики, фигуры из палочек, собирать рассыпанные пуговицы, карандаши, тренирует в развязывании и завязывании шнурков.
У детей с ОНР встречаются как трудности с ответами, так и ошибочные ответы. В этих случаях педагог не делает замечания, которые вызывают негативную реакцию. Возможны такие варианты исправления ошибок, как:
• привлечение внимания всех детей к данному ответу, определение его правильности или ошибочности;
• предложение кому-то из детей исправить ошибки;
• повторение правильного ответа хором, затем индивидуально с ребёнком, допустившим ошибку, и др.
Одним из условий повышения качества коррекционно-педагогической работы является заинтересованность педагога в её результатах, желание и постоянная готовность оказать помощь ребёнку. Дети с ТНР очень чувствительны не только к содержанию обращенной речи педагога, но и к её интонационному оформлению. Речь педагога должна быть спокойной, без раздражения, нормального темпа, с соблюдением пауз между вопросом, заданным ребёнку, и его ответом.
В «Журнале взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателя» записываются задачи для работы с подгруппой детей, индивидуально. Например, отдельные артикуляционные упражнения, повторение текстов, стихотворений, игры по совершенствованию словарного запаса детей и грамматического строя речи и т. д. Можно включить варианты упражнений по развитию мышления, внимания, памяти, различению звуков. Главное условие заключается в том, что виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю учителем-логопедом. В графе учёта воспитатель, как правило, отмечает освоенность материала детьми, у кого и в связи с чем, возникали трудности.
Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя группы для детей с ОНР предполагает оформление речевого уголка, групповой библиотеки художественной литературы, подбор настольно-печатных игр. Примерный перечень учебно-игрового материала, тематика консультаций для воспитателей описываются в рабочей программе.
Учитель-логопед с воспитателями проводят родительские собрания (не реже трёх раз в год), консультации для родителей, приглашают родителей на занятия.
На этом этапе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей осуществляется мониторинг, цель которого заключается в выявлении динамики и особенностей продвижения в коррекционно-педагогическом процессе всех и каждого из дошкольников группы. Мониторинг проводится в конце каждого полугодия учебного года (январь) и в конце учебного года (май). Результаты мониторинга позволяют педагогам проанализировать и внести изменения в коррекционно-педагогическое воздействие на детей, оценить работу родителей и других специалистов учреждения. Полученные данные записываются в речевые карты детей.
Итоговый этап взаимодействия предполагает качественную и количественную оценку результатов совместной работы педагогов. Для этого проводится итоговая психолого-педагогическая и логопедическая диагностика. Полученные результаты общего и речевого развития ребёнка сравниваются с данными первичного обследования. Результаты логопедической работы с дошкольниками оцениваются специалистами данного дошкольного учреждения. На основе полученных результатов осуществляется выбор дальнейшего образовательного маршрута ребёнка. Это может быть продолжение обучения в специальной группе для детей с ОНР, выход в общеобразовательную школу или специальную общеобразовательную школу. Результаты своей деятельности учитель-логопед и воспитатели сообщают на итоговом педагогическом совете, представляют данные мониторинга, намечают пути повышения эффективности коррекционно-педагогической работы.
Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:
– логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов;
– воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
Функции учителя- логопеда:
Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
Работа по коррекции звукопроизношения.
Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Работа по коррекции слоговой структуры слова.
Формирование послогового чтения.
Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.
Предупреждение нарушений письма и чтения.
Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.
Функции воспитателя:
Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).
Закрепление навыков чтения и письма.
Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях
По заданию логопеда.
Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
Задачи, стоящие перед учителем-логопедом
| Задачи, стоящие перед воспитателем
| 1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма.
| 1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе.
| 2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков
| 2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы
| 3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка
| 3. Наблюдение за ребенком в свободной деятельности с целью выявления его потенциальных возможностей.
| 4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом
| 5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи
| 5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания
| 6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти
| 6. Расширение кругозора детей
| 7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий
| 7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам
| 8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям
| 8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей)
| 9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизноше-
ния
| 9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей
| 10. Развитие фонематического восприятия детей
| 10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций учителя-логопеда
| 11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений.
| 11Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях
| 12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова.
| 12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида
| 13. Формирование навыков словообразования и словоизменения
| 13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни
| 14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации.
| 14. Контроль над речью детей по рекомендациям учителя-логопеда, тактичное исправление ошибок
| 15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения
| 15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализо-
ванной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей
| 16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы
| 16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении.
| Работа по формированию правильного звукопроизношения
| Проведение артикуляционной и дыхательной гимнастики, постановка отсутствующих или неправильно произносимых звуков, автоматизация поставленных и дифференциация смешиваемых звуков.
| Воспитатель в игровой форме закрепляет определенные артикуляционные уклады, автоматизирует поставленные и дифференцирует смешиваемые звуки во время всех режимных моментов.
| |