Программа «Центр инноваций социальной сферы «Среда нко» Рекомендации по использованию успешного опыта других регионов в сфере нко для органов власти на региональном и муниципальном уровнях Уфа 2014 г


НазваниеПрограмма «Центр инноваций социальной сферы «Среда нко» Рекомендации по использованию успешного опыта других регионов в сфере нко для органов власти на региональном и муниципальном уровнях Уфа 2014 г
страница1/10
ТипПрограмма
filling-form.ru > Туризм > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


ФОНД ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Fund of support and development of science of the Republic of Bashkortostan


Программа «Центр инноваций социальной сферы - «Среда НКО»

Рекомендации по использованию успешного опыта других регионов в сфере НКО для органов власти на региональном и муниципальном уровнях

Уфа 2014 г.

Рекомендации содержат концептуальные подходы к развитию инфраструктуры поддержки НКО в Республике Башкортостан и ее муниципальных образованиях, а также материалы об опыте развития НКО в регионах Российской Федерации и примеры проектов, решающих вопросы местного значения и государственные задачи в социальной сфере.

Суть рассматриваемых вопросов заключается в необходимости эффективно использовать человеческий потенциал территории в улучшении качества жизни через проектно-деловое партнерство власти и общества. Сегодня недостаточно используется ресурс некоммерческого сектора в решении социальных проблем. Вместе с тем, существует опыт эффективного взаимодействия органов государственной и местной власти в регионах, который демонстрирует высокий уровень результатов по активизации населения и его вовлеченности в осуществление местных дел. Необходимость учитывать этот опыт обуславливается актуальностью развития гражданского общества, как показателя уровня демократичности государства.

Рекомендации предназначены для органов государственной власти и местного самоуправления, лидерам республиканских и местных НКО.

Муниципальные и государственные служащие, в функции которых входит выстраивание системы взаимодействия с населением, представителями активной общественности, некоммерческими организациями, смогут почерпнуть из настоящих рекомендаций принципы и подходы к созданию инфраструктуры поддержки НКО.

Сами лидеры и актив НКО смогут найти в предложенных материалах идеи более эффективного партнерства с властью и, оттолкнувшись от идей общественников из других регионов, разработать свои проекты и мероприятия, решающие конкретные социальные проблемы и оказывающие социальные услуги конкретным категориям нуждающегося в них населения.

Область применения, в которых могут быть использованы настоящие рекомендации, весьма разнообразна – это практически все вопросы местного значения, которые касаются социальной сферы: социальная защита, здравоохранение, культура, образование, спорт и молодежная политика, противопожарная профилактика, здоровый образ жизни, помощь людям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и т.п.

Источниками практического опыта является деятельность НКО в регионах Российской Федерации.


  1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

К ИЗУЧЕНИЮ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ И ОПЫТА НКО В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В последнее время наблюдаются позитивные сдвиги в отношении государства к третьему сектору.

Начиная с 2000-х гг., были созданы формальные институты взаимодействия гражданского сектора с государством: гражданские форумы, Совет при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, Общественная палата. Появились общественные советы практически при всех министерствах и ведомствах.

Приняты федеральные законы и программы, поддерживающие развитие НКО путем предоставления возможности формировать целевые капиталы (2006 год), а также содействующие развитию благотворительности и добровольчества (июль 2009 года) и деятельности социально ориентированных НКО (апрель 2010 года). Работают различные программы финансирования НКО, с 2011г. реализуется программа поддержки социально ориентированных НКО, в ряде регионов реализована концепция муниципального гранта или заказа, проводятся конкурсы на консолидированный бюджет.

Были приняты законы о местном самоуправлении с четким разграничением полномочий и функций местного и территориального самоуправлений; наработана практика организации ТОС и ТСЖ.

Существует тенденция заимствования государством подходов некоммерческих организаций к решению отдельных социальных проблем, признается их более высокая эффективность в некоторых сферах по сравнению с государственными социальными системами (например, при работе с людьми с ограниченными возможностями). Как результат — ведется работа по передаче данных функций в целом в руки некоммерческих организаций на основе социального заказа.

Вектор социального развития государства предопределяет наступление в относительно недалекой перспективе (2014–2018 годы) точки бифуркации (развилки) во взаимоотношениях государства с общественными институтами. Вероятный кризис инерционного (государственнического) сценария поставит вопрос о выборе конфронтационной или партнерской модели, причем выбор этот в значительной степени будет зависеть от позиции государства. Следует также отметить, что конфронтационный сценарий, при котором государственные структуры будут стремиться подавить конструктивную активность  граждан и общественных институтов, плохо сочетается с задачами перехода к постиндустриальному обществу и стадии инновационного развития. По этой причине в качестве оптимального следует признать партнерский сценарий взаимодействия государство и общества в лице некоммерческих организаций.

Однако, между обществом и государством находится еще один уровень власти – органы местного самоуправления. На сегодня в Республике Башкортостан он практически не задействован в решении задач развития НКО сектора, гражданского общества в целом.

В связи с этим, необходимо изучить опыт других регионов по выстраиванию инфраструктуры поддержки НКО, развития гражданского общества как на уровне субъекта, так на уровне муниципалитетов и сами практики НКО, которые позволяют выстроить партнерские общественно-властные отношения в решении государственных задач и вопросов местного значения.

Среди организаций инфраструктуры могут быть1:

- ассоциация (союз, объединение) социально активных граждан и некоммерческих организаций муниципального образования;

- фонд поддержки муниципальных общественных инициатив;

- ресурсный центр обучающих коммуникаций для актива местных сообществ и СО НКО;

- школа общественных лидеров и инструкторов по работе с населением;

- организация информационного сопровождения общественных инициатив населения муниципального образования (сайт, печатное издание, пресс-центр).

Кроме того, местная власть может принять решение о выделении пространства для местных «гайд-парков», где (возможно только там) жители несанкционированно могут выражать свои мнения, оглашать точки зрения, выражать свою позицию по тому или иному волнующему их вопросу. Для пространственного размещения и экономии на материально-ресурсной поддержке каждой из инфраструктурных организаций, их можно разместить в общем комплексе «Дом общественного актива муниципального образования». Важно при этом обеспечить постоянную, системную и эффективную деятельность общественности как ресурса местного самоуправления, как человеческого капитала муниципального образования. Сегодня таким инструментом являются проекты, совместно разработанные, принятые и реализуемые органами местной власти, бизнеса и НКО в рамках целевых муниципальных программ.

Хочется подчеркнуть важное слово – совместно. Технологии постановки, выработки и принятия совместных решений – это важнейшие гуманитарные технологии, применение которых позволяет достичь синергетического эффекта во взаимодействии местной власти и населения. С помощью гуманитарных технологий (информационных, обучающих, внедренческих, политических и др.) в муниципальных образованиях самого разного уровня «можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рисковые ситуации, принимать оптимальные управленческие решения. Сущность таких технологий может быть понята как инновационная совокупность способов выявления и использования скрытых потенциалов социально-экономических систем, получения общественно полезного результата при незначительных затратах»2.

Сегодня все больше актуализируется вопрос о технологиях, методах, формах общественного участия в принятии решений. Его суть заключается в участии людей, не наделённых властными полномочиями, в подготовке и принятии решений органами государственной власти и местного самоуправления по тем вопросам, которые непосредственно затрагивают интересы этих людей. Это делается с целью повышения качества и эффективности и процессов управления, и принятия самих управленческих решений. Решения же касаются как непосредственной проектной деятельности (проекты бюджетов, строительства социально-культурных и хозяйственных объектов, освоения природных ресурсов, работы с населением и др.), так проектов нормативных актов и политик.

В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определен перечень форм участия населения в обсуждении вопросов местного значения, который включает местный референдум и выборы, инициативы по отзыву депутата или выборного должностного лица местного самоуправления, народную правотворческую инициативу, сход граждан, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, собрания, конференции, опросы граждан. Для муниципальных образований важным является тот факт, что перечень является открытым, т.е., «органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные формы в соответствии со спецификой территории и потребностями общества. Конкретные регламенты процедур слушаний, сходов, конференций или опросов граждан устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно»3. Реальность такова, что во многих муниципальных образованиях они либо не установлены, либо несут временный характер с неясной сферой действия. Среди попыток разработки таких документов можно встретить регламенты общественных советов, общественной экологической экспертизы или положения об общественном земельном контроле. Примеров эффективного нормотворчества в сфере привлечения населения к участию в местном самоуправлении и сфере общественного контроля власти населением пока практически нет. И этот вопрос тоже остро стоит в повестке дня повышения эффективности управления муниципальным образованием.

Муниципалитетам необходим полный (постоянно дополняющийся) пакет нормативно-правовых документов, позволяющих на принципах социального партнерства власти – бизнеса – НКО осуществлять совместное планирование с определением общей ответственности сторон за осуществление планов и результаты в решении вопросов местного значения. Совместное планирование может происходить в формате консультативных, рабочих, проектных групп. Хорошей формой решения запутанных по механизмам согласования вопросов в режиме «здесь-и-сейчас» является «переговорная площадка» с участием всех заинтересованных сторон и лиц, принимающих эти решения. Определение позиций сторон по тем или иным проблемным или спорным вопросам можно осуществлять в формате «круглого стола». Не нужно забывать и опыт проведения деловых, имитационных игр. Можно использовать такой достаточно новый для муниципалитетов формат, как форсайт (прогнозирование на основе анализа развития технологий в фокусе будущего какой-либо сферы, отрасли, территории или отдельного предприятия). Может применяться такая разновидность форсайта как форсайт-проектирование в режиме коллективной мыследеятельности экспертного сообщества (власть, бизнес, НКО, научная общественность).

Важно системно выстраивать целостную схему выявления проблем, выработки и принятия решений, анализа результатов и определения ориентиров развития муниципального образования через целевые:

- конкурсы (исследований, предложений, проектов, инновационных решений и т.п.),

- конференции (обсуждение проблем и решений, выработка рекомендаций субъектам участия),

- форумы (выявления позиции сторон по актуальному вопросу),

- ярмарки, выставки (демонстрация достижений),

- фестивали (активизация участия, создание позитивной атмосферы, синергетического эффекта взаимодействия),

- школы (капитализация человеческого ресурса в определенных видах общественного участия).

Все эти и другие массовые мероприятия, объединенные вокруг одной темы, стратегии, цели, задачи становятся тематическими праздниками. Их традиционное проведение формируют новый уровень культуры населения, в основе которого – субъектность позиции хозяина на территории своего муниципального образования, ответственного за все, что здесь происходит. Органы местного самоуправления должны обеспечить все возможное, чтобы сформировать у населения эту позицию и вместе «плечом к плечу» обеспечивать рост уровня и качества жизни в каждом поселении, городе, районе.



  1. ОПЫТ РЕГИОНОВ

В СОЗДАНИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ НКО


    1. ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РОССИИ

Современная практика принятия политических решений на Дальнем Востоке России выражается в виде следующих конструктивных форм: консультации с общественностью, создание координационных структур, исследование общественного мнения, независимая экспертиза, общественные слушания, финансовое участие. Неконвенциональное участие характеризует все виды проявления прямых протестных действий (митинги, демонстрации).

Механизмы участия некоммерческих организаций в принятии и реализации политических решений на Дальнем Востоке включают в себя ряд процедур:

- проведение обсуждений проектов социальных программ в органах исполнительной власти с приглашением на эти обсуждения представителей некоммерческого сектора;

- проведение слушаний по проектам социальных программ в органах представительной власти с приглашением на эти обсуждения представителей некоммерческого сектора;

- направление проектов социальных программ на экспертизу в ассоциации, объединяющие независимые некоммерческие организации;

- создание при органах власти рабочих групп по подготовке программ и их отдельных разделов, включение в эти группы представителей некоммерческого сектора; проведение конкурсов на разработку концепций региональных и локальных целевых социальных программ, подпрограмм, разделов программ, участие в которых могут принять и независимые некоммерческие организации; гласное подведение итогов конкурсов, создание рабочих групп по подготовке соответствующих программ, составленных на паритетной основе из представителей органов власти и организаций или граждан — победителей конкурсов.

Закрепление в региональном законодательстве положения, в соответствии с которым общественные организации, движения, политические партии и профсоюзные организации наделены правом законодательной инициативы по вопросам их ведения, по сути, является единственной правовой нормой, открывающей для НКО каналы. участия в принятии решений (см., например, основной закон республики Саха (Якутия), закон Приморского края, Сахалинской области).

Как уже отмечалось, в Дальневосточном федеральном округе наблюдается активное участие НКО в реализации социальной политики. Следует отметить, что участие НКО в предоставлении социальных услуг протекает в рамках тесного взаимодействия с органами власти. Органы власти и НКО выступают значимыми акторами друг для друга, обладающими необходимыми ресурсами. Работа по реализации проектов в «тандеме» повышает возможности получения финансирования как органами власти, так и НКО. Как показал проведенный анализ, тесные личные контакты представителей некоммерческого сектора и органов власти; а следовательно, возникающее на их основе доверие, являются главным ресурсом, который мобилизуют оба актора для достижения своих целей.

Эффективное решение сложных социальных проблем, разработка новых практик социальной помощи, устойчивое улучшение ситуации отдельных групп населения (инвалидов, беспризорных детей, женщин, пенсионеров и т.д.), — все это объединило акторов во множество сетей, выстраивающихся вокруг конкретных проблем. Однако акторы становились участниками сетей в силу того, что этого требовали конкретные проекты. Поэтому большинство из сложившихся сетей можно условно назвать «однопроектными». Обмен ресурсами и образцы достижения консенсуса, соглашения и обещания продолжения сотрудничества не переходили границ, очерчиваемых условиями проекта, и не становились базисом для взаимодействия во «внепроектной среде», не принимали форму долгосрочных практик.

Анализ участия в разработке и реализации социальной политики, накопленный дальневосточными НКО, свидетельствует о значительном профессионализме организаций некоммерческого сектора в ДВФО, закрепившихся практиках эффективного взаимодействия органов власти и НКО и движении управленческого процесса в округе в сторону повышения эффективности и демократичности.

В Дальневосточном федеральном округе некоммерческий сектор находится на этапе своей активной институционализации, что во многом связано с масштабной государственной инвестиционной политикой. Самым распространенным видом деятельности НКО на Дальнем Востоке является образовательная и научно-исследовательская деятельность, а также деятельность по содействию развитию экономики и предпринимательства. На основании изученных данных можно сделать вывод о том, что в ДВФО потенциал влияния некоммерческого сектора на политические и социальные процессы сегодня еще не достиг должного уровня развития, но тенденции по его активизации уже наметились.
2.2 НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Нижегородская область входит в число лидеров среди российских регионов с самым развитым некоммерческим сектором.

По состоянию на 01.08.2012 в ведомственном реестре Главного Управления Министерства юстиции России по Нижегородской области содержатся сведения о 4325 некоммерческих организациях, в том числе:

  • 1856 общественных объединений;

  • 1844 иных некоммерческих организациях;

  • 596 религиозных организаций;

  • 26 региональных отделений политических партий;

  • 3 казачьих обществ.

С 2011 года Министерством внутренней политики региона ведется Реестр некоммерческих организаций Нижегородской области, в который входят зарекомендовавшие себя с лучшей стороны социально ориентированные НКО, получающие возможность финансирования своих проектов из регионального бюджета. В 2011 году в него вошли 131 организация, а в 2012 году - 172 организации.

С 2010 года по середину 2012 года количество средств, направленных на поддержку социальных проектов НКО из областного бюджета, выросло с 6,5 до 30 миллионов рублей. Суммы на поддержку программ различаются в зависимости от содержания и варьируются от 100 до 500 тысяч рублей.

В Нижегородской области действует большое число некоммерческих организаций, чьи опыт, практика и технологии переносятся на другие территории, опыт нижегородских НКО перенимается другими регионами. Так, например, Нижегородская область является частью системы «Сеть добрых городов», которые проводят крупные масштабные марафоны добрых дел. Нижний Новгород стал вторым городом после Санкт-Петербурга, где стали проводить фестиваль «Добрый Нижний».

Начиная с 1999 года, Центром развития общественных инициатив - Ассоциацией «Служение» при поддержке регионального Правительства и областного Благотворительного совета в регионе проводятся «Нижегородские благотворительные сезоны», в рамках которых подводятся итоги социальной активности нижегородцев, отмечаются благотворители и меценаты, поощряются предприятия, компании, общественные объединения и СМИ, внесшие существенный вклад в развитие благотворительности в регионе. С 2012 года конкурс «Нижегородский Феникс» стал правопреемником «Благотворительных сезонов». За последние 12 лет количество заявок на конкурс «Нижегородский благотворительный сезон»/ «Нижегородский Феникс» возросло в 25 раз (с 4 - в 1999 году до 100 - в 2011). Важно отметить, что с 2011 года попечителем конкурса является губернатор Нижегородской области – В.П.Шанцев.

Ассоциация «Служение» начиналась в 1994 году как Клуб некоммерческих организаций Нижнего Новгорода. 20 апреля 1995 года официально зарегистрирована Нижегородская Ассоциация неправительственных некоммерческих организаций «Служение», и с этого момента она работала как Центр поддержки некоммерческих организаций. С  2005 года «Служение» работает как Центр поддержки общественных инициатив.

Идея объединения некоммерческих организаций г. Нижнего Новгорода возникла весной 1994 г., когда фонд Евразия проводил семинар "Управление некоммерческими организациями" для нижегородских НКО в рамках Конкурса малых грантов в Волжском регионе. Именно тогда многие организации впервые узнали о себе подобных, увидели, насколько их проблемы похожи и решили, что необходимо объединиться для взаимной поддержки и защиты интересов НКО на местном уровне. 

 1994 г. 

Создание Клуба некоммерческих организаций Нижнего Новгорода

 1995  г.

Регистрация Нижегородской Ассоциации Неправительственных Некоммерческих Организаций «Служение»

1996  г.

Проведение первой общегородской конференции НКО «Третий сектор Нижнего Новгорода». Открытие Центра поддержки НКО Нижегородской области

 1997-2000 гг.

Разработка и продвижение закона «О государственном социальном заказе в Нижегородской области» (принят 28.12.2000 - отменен 28.04.2006)

 1998 г.

Создание сети ресурсных центров НКО в Волго-Вятском регионе

 1998-2007 гг. 

Проведение ежегодной благотворительной акции «Белые цветы» в пользу детей, больных туберкулезом

 1999 г.

Проведение Ярмарки НКО Волго-Вятского региона «Все вместе»

 1999-2009 гг.
Проведение ежегодных "Нижегородских благотворительных сезонов"

 2000 г.

Проведение Ярмарки НКО Нижнего Новгорода «Все вместе на Большой Покровской»

 2000-2007 гг. 

Работает Факультет повышения квалификации (ФПК) работников социальной сферы

 2000-2001 гг.

Участие в проведении конкурсов социальных и культурных проектов в рамках окружных ярмарок «Пермь-2000» и «Саратов-2001»

 2001 г.

Участие в разработке и продвижении закона Нижегородской области «О благотворительной деятельности» (принят 7.02.2002 г.). Участие в организации первого Нижегородского Социального Форума. Проведение исследования «Третий сектор Волго-Вятского региона», создание справочника-путеводителя и электронной базы данных

 2002 г.

Победа в нижегородском профессиональном конкурсе «PR-персона года»

 2003 г.

Проведение Первого Нижегородского Губернского Благотворительного Бала и конкурсов проектов «Будущее Нижнего» и «Идеи рецензируются и воплощаются»

 2005  г.

10 лет организации. В рамках юбилея провели "День НКО" на нижегородской набережной

2004 г.

Создание благотворительного фонда местного сообщества «Партнерский совет»

 2006-2008 гг.

Реализация совместного проекта «Служение» и ассоциации «БОРИС» (Польша) «Развитие местных сообществ»

 2006 г.

 Победа в конкурсе на получение государственной поддержки из средств Администрации президента РФ,  который проводила Общественная палата РФ

2007 г.

 Издание справочника «Общественные ресурсы Нижегородской области», проведение Первого нижегородского форума социальных аниматоров

 2008 г.

Организация работы Школы социального аниматора, участие в организации и проведении Недели некоммерческих организаций в мэрии Нижнего Новгорода

2009 г.

Организация и проведение Первого городского фестиваля добрых дел "Добрый Нижний"

2010 г.

Проведено исследование "Вклад НКО в социально-экономическую сферу Нижегородского региона"

2011 г.

 - Центр развития общественных инициатив - Ассоциация "Служение" - один из победителей конкурсного отбора проектов социально ориентированных НКО, организованного Министерством экономического развития РФ.

2012 г.

- Организация и проведение Первой Региональной премии общественного признания в сфере благотворительности и добровольчества «Нижегородский Феникс» - Форум социальных аниматоров приобрел международный статус - в качестве экспертов на форуме выступили коллеги из Украины и Белоруссии.

- Организация и проведение Конкурса инициатив и достижений социально ориентированных НКО Нижегородской области.

Ассоциация «Служение» - одна из ведущих некоммерческих  организаций региона. Сотрудники Ассоциации «Служение» являются членами совета общественных объединений при Губернаторе Нижегородской области, Общественной палаты Нижегородской области, Благотворительного Совета Нижегородской области, Координационного совета по социальному развитию при Администрации Нижнего Новгорода и т.д.

Ассоциация «Служение» и ее сотрудники награждены Благодарственными письмами Администрации Нижегородской области, Правительства Нижегородской области, Законодательного Собрания Нижегородской области, Администрации Нижнего Новгорода, Национального фонда «Общественное признание» и т.д.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АССОЦИАЦИИ «СЛУЖЕНИЕ»

Профессиональный рост лидеров НКО

  • оказание информационных услуг по вопросам жизнедеятельности НКО (см. библиотека НКО, работа корпункта Агентства социальной информации);

  • семинары и тренинги  по наиболее актуальным для НКО темам;

  • специализированная библиотека НКО.

 Консолидация и защита интересов НКО

  • Клуб лидеров НКО;

  • ярмарки НКО;

  • координация Коалиции НКО Нижегородского региона;

  • законотворческая деятельность;

  • участие в организации и проведении Неделей НКО в Нижнем Новгороде.

 Информационная поддержка  НКО и общественных  инициатив

  • корпункт Агентства социальной информации - ежедневные и еженедельные новости о социальной сфере региона;

  • организация взаимодействия НКО и СМИ;

  • PR и информационная поддержка различных событий и кампаний, проводимых НКО и другими организациями социальной сферы;

  • организация специальных мероприятий и разработка долгосрочных социальных программ.

 Возрождение и развитие культуры благотворительности

  • Проведение "Нижегородских благотворительных сезонов";

  • Проведение благотворительных акций по сбору частных и корпоративных пожертвований;

  • Возрождение традиций благотворительности (акция «Белые цветы»);

  • Разработка  и апробация современных моделей и механизмов сбора частных пожертвований (благотворительные телефонные линии, музыкальный вечер «Поющие сердца» и т.д.);

  • Проведение фестиваля добрых дел "Добрый Нижний".

 Повышение социальной активности населения

  • информационная и организационная поддержка проектной деятельности органов территориального общественного самоуправления;

  • обучение лидеров местных сообществ;

  • разработка и внедрение механизмов активизации населения.

КЛИЕНТЫ АССОЦИАЦИИ:

  • Общественные объединения и некоммерческие организации

  • Органы территориального общественного самоуправления (ТОС)

  • Государственные и муниципальные учреждения социально-культурной сферы

  • Средства массовой информации

  • Коммерческие структуры

  • Руководство и студенты вузов

ПАРТНЕРЫ АССОЦИАЦИИ:

  • Правительство Нижегородской области

  • Законодательное Собрание Нижегородской области

  • Администрация города Нижнего Новгорода

  • Городская Дума Нижнего Новгорода

  • Благотворительный Совет Нижегородской области

  • Нижегородский государственный университет им. Лобачевского

  • Совет ветеранов города Нижнего Новгорода

  • Агентство социальной информации (Москва)

  • Центр РНО (Санкт-Петербург)

  • Фонд Ч.С. Мотта

  • Совет по международным исследованиям и обменам - IREX
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Программа «Центр инноваций социальной сферы «Среда нко» Рекомендации по использованию успешного опыта других регионов в сфере нко для органов власти на региональном и муниципальном уровнях Уфа 2014 г icon1 вестник нко
Вниманию нко: начался прием заявок в рамках третьего этапа Президентского конкурса грантов 2014 года

Программа «Центр инноваций социальной сферы «Среда нко» Рекомендации по использованию успешного опыта других регионов в сфере нко для органов власти на региональном и муниципальном уровнях Уфа 2014 г iconКак проверяют нко: хроника событий
Агора", открывшая для нко специальную "горячую линию". В москве и Санкт-Петербурге, по наблюдениям экспертов, проверяли в основном...

Программа «Центр инноваций социальной сферы «Среда нко» Рекомендации по использованию успешного опыта других регионов в сфере нко для органов власти на региональном и муниципальном уровнях Уфа 2014 г iconРекомендации по размещению отчетов нко
Особенности заполнения и загрузки отчета, заполненного в веб-интерфейсе Портала нко (ввод данных в форме): 6

Программа «Центр инноваций социальной сферы «Среда нко» Рекомендации по использованию успешного опыта других регионов в сфере нко для органов власти на региональном и муниципальном уровнях Уфа 2014 г iconИ банковского платежного агента платежная система рапида
Организация технологического взаимодействия между нко и Агентами, установление величины вознаграждений за использование сервисов...

Программа «Центр инноваций социальной сферы «Среда нко» Рекомендации по использованию успешного опыта других регионов в сфере нко для органов власти на региональном и муниципальном уровнях Уфа 2014 г iconИ банковского платежного агента платежная система рапида
Организация технологического взаимодействия между нко и Агентами, установление величины вознаграждений за использование сервисов...

Программа «Центр инноваций социальной сферы «Среда нко» Рекомендации по использованию успешного опыта других регионов в сфере нко для органов власти на региональном и муниципальном уровнях Уфа 2014 г iconОтчетных документов, утвержденных постановлением
Однако сложившаяся практика позволяет утверждать, что значительной частью вопросов, связанных с оформлением всех документов, занимается...

Программа «Центр инноваций социальной сферы «Среда нко» Рекомендации по использованию успешного опыта других регионов в сфере нко для органов власти на региональном и муниципальном уровнях Уфа 2014 г iconОоо нко «Рапида», именуемое в дальнейшем «нко»

Программа «Центр инноваций социальной сферы «Среда нко» Рекомендации по использованию успешного опыта других регионов в сфере нко для органов власти на региональном и муниципальном уровнях Уфа 2014 г iconО внесение изменений в правила планирования госзакупок
Новшества коснулись как планов закупок, составляемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, так и планов-графиков...

Программа «Центр инноваций социальной сферы «Среда нко» Рекомендации по использованию успешного опыта других регионов в сфере нко для органов власти на региональном и муниципальном уровнях Уфа 2014 г iconМетодические рекомендации по организации деятельности по созданию...
Методические рекомендации предназначены для работников территориальных и отраслевых исполнительных органов государственной власти...

Программа «Центр инноваций социальной сферы «Среда нко» Рекомендации по использованию успешного опыта других регионов в сфере нко для органов власти на региональном и муниципальном уровнях Уфа 2014 г iconОтчетные документы
Предметная практика ставит цель приобщение студентов к самостоятельной педагогической деятельности и формирование у них опыта педагогической...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск