МУНИЦИПАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ ФГОС: ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫСАМОЙЛЕНКО Е.В., методист отдела сопровождения инновационной деятельности ГБОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов Центр повышения квалификации «Ресурсный центр» городского округа Новокуйбышевск Самарской областиВ статье описана структура портфолио, предлагается образец Положения о портфолио (индивидуальной накопительной оценке) обучающихся, которое можно использовать в работе школы. Ключевые слова: ФГОС НОО, портфолио ученика, Положение о портфолио .
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования.
В требованиях стандарта отражены основные результаты начального общего образования. К ним относятся: личностные, предметные и метапред- метные результаты.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО в школе разрабатывается система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Идея самоценности детей младшего школьного возраста побудила разработчиков ФГОС ввести в образовательный процесс педагогическую технологию, позволяющую ребенку реализовать свой возрастной потенциал и индивидуальность. Это технология «Портфолио», которая обеспечивает лич- ностно ориентированный подход в образовании.
Портфолио (от фр. porter - излагать, формулировать, нести и folio - лист, страница) - досье, собрание достижений (Словарь иностранных слов).
Согласно «Новейшему словарю иностранных слов и выражений» портфолио может представлять собой:
визитную карточку, т.е. совокупность сведений о человеке, организации и т.д.;
досье, т.е. собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о человеке, организации и т.п.
Портфолио школьника - это способ фиксации, накопления индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены и т.д.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.), и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию. Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио ученика, дает учителю возможность создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха.
В процессе создания портфолио ученик перестает быть полностью зависимым от учителя, он становится более самостоятельным, так как у него постепенно формируется адекватная самооценка, ребенок учится сам себя оценивать.
Портфолио в начальной школе - специальное образовательное пространство (место), в котором происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный отрезок времени.
Цель портфолио - показать, на что способен ребенок, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Задачи портфолио:
создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки уверенности в собственных возможностях;
максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации в различных областях школьной и внешкольной жизни;
развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
формирование установки и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Структура портфолио может быть разнообразной. Методисты ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» совместно с руководителями школьных методических объединений учителей начальных классов рекомендуют следующую структуру портфолио для школ образовательного округа :
3Титульный лист.
Давайте познакомимся.
Копилка достижений.
Копилка творческих работ.
Отзывы и предложения.
Титульный лист.
Содержание (подготовлен готовый вариант содержания для данного портфолио).
раздел. «Давайте познакомимся!»
Мой портрет. (Здравствуйте! Это я. Помещаем фото ребенка, можно предложить ребенку нарисовать автопортрет)
Личные данные.
Мое имя.
Моя семья. (Помещаем фото семьи ребенка, можно предложить ребенку самому нарисовать семью.)
Безопасный маршрут «Дом - школа». (Лучше нарисовать от руки вместе с ребенком, чтобы он лучше запомнил, какой дорогой добираться до школы. В каких местах надо быть более внимательным! Рисование схем само по себе является универсальным учебным действием и развивает пространственное мышление ребенка.)
Мои лучшие друзья. (Помещаем фото друзей, можно предложить ребенку самому нарисовать друзей.)
Тайны моего характера.
А когда я вырасту, я буду вот такой. (Предполагается, что ребенок сам нарисует себя карандашами, каким он видит себя в будущем.)
Мои увлечения. (Рамочки можно заполнить фотографиями, рисунками или аппликациями ребенка о любимых видах деятельности. Здесь же в рамочки можно поместить фотографии с занятий кружков, которые посещает владелец портфолио. На листке в клетку следует прокомментировать картинки, которые вы поместите в рамочки или дополнить, чем еще любит заниматься ребенок.)
Мои кружки, секции, клубы.
Мое участие в школьных праздниках и мероприятиях (два варианта - для мальчиков и девочек).
раздел. «Копилка достижений»
Перечень сертифицированных документов (после 13-й страницы (Перечень достижений) оставьте пустые файлы для грамот, дипломов и других сертифицированных документов).
Оригиналы или копии наград.
Работы, которыми я горжусь (по предметам).
Выборки детских работ - формальных и
творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых обучающимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода могут быть работы:
по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку - диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т.п.;
по математике - математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебнопрактических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счета, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
по окружающему миру - дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;
по предметам эстетического цикла - аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
по технологии - фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
по физкультуре - видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.
Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы илисты наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.
Ill раздел. «Копилка творческих работ»
Перечень представленных работ;
оригиналы или фотографии творческих и научных работ (Как поместить поделку с выставки в папку портфолио? Конечно, сфотографировать ее!)
IV раздел. «Отзывы и пожелания»
Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. К сожалению, дневники школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями, например: «Не готов к уроку!», либо ничего не отражающей похвалой: «Молодец!». А что, если вместо того же «Молодец!» дать небольшой отзыв в портфолио? Например: «Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию «Цена Победы»; «Выучил и великолепно рассказал стихотворение»; «Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей». Можно добавить лист отзывов, где все участники образовательного процесса могут высказать свои рекомендации и пожелания.
Нельзя считать структуру портфолио определенной раз и навсегда. Структура портфолио определяется его целью, безусловным творческим подходом. Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой структуре оно организовано таким образом, что нацелено на демонстрацию прогресса.
С помощью портфолио можно определить личностный рост школьника, способствовать активному участию ребенка в процессе его обучения и воспитания, сформировать ключевые компетентности, необходимые человеку для успеха.
Педагогу и родителям это дает возможность:
оценить стартовый и последующие уровни ребенка, учесть индивидуальные особенности и возможности ребенка;
оказать помощь ребенку при подборке материалов для комплексного портфолио;
проводить мониторинг продвижения воспитанника в освоении образовательной программы, так как можно вместе с ребенком просматривать материалы, обсуждать результат каждой работы, оказывать помощь в подборе необходимой информации.
Можно добавить по желанию ребенка некоторые другие разделы, например, «Работы, которыми я горжусь» (тексты, рисунки, фотографии). Важно помещать в портфолио работы, которые демонстрируют индивидуальный прогресс ученика в начале, середине и конце курса обучения. Например: «Так я писал раньше», «Так я пишу теперь», «Мое творчество» (творческие работы: рисунки, фотографии поделок и т.п.), «Наши праздники» (творческие отчеты с фотографиями, рисунками о конкурсах, праздниках, играх по станциям), «Путешествия по городу» (фоторепортажи об экскурсиях, творческие домашние задания по итогам экскурсий), «Книги, которые я прочитал» (отзывы о прочитанных книгах), анкеты, тесты, «Оценка и самооценка моей деятельности за год» - отзывы о ребенке классного руководителя, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, их рекомендации, осмысление самим ребенком своего духовного, интеллектуального и творческого роста, саморегуляция поведения и эмоциональной восприимчивости.
Портфолио становится точкой соприкосновения во взаимодействии «учитель - ученик - родители», а работа над его составлением - интересным духовным взаимообогащением. Большая часть работ, которые помещаются в папку достижений, рождается в классе, в совместной деятельности с учителями, одноклассниками, а отзывы, фоторепортажи и т.п. выполняются дома с помощью заинтересованных родителей. Успех совместной работы над портфолио зависит от общего настроя на подобный вид сотрудничества всех участников процесса, от выбора форм работы, от учета индивидуальных особенностей ребенка. В таком случае создание портфолио превратится не в коллекционирование отчетов и справок, а в увлекательный рассказ о ребенке с целью повышения его творческого потенциала.
Сотрудниками Центра было составлено и предложено школам округа Положение о портфолио (индивидуальной накопительной оценке) обучающихся (приложение), в которое были включены следующие разделы:
Общие положения.
Цель портфолио.
Задачи портфолио.
Функции портфолио.
Порядок формирования портфолио.
Структура портфолио.
Оформление портфолио.
Критерии оценки достижений учащихся.
В сентябре 2011-2012 учебного года каждому первокласснику Поволжского образовательного округа было заведено портфолио. И весь год оно пополнялось необходимыми материалами. Надеемся, что эта работа продолжится и в следующих учебных годах и принесет только радостные впечатления и воспоминания о проведенных годах в школе.
Литература
О направлениях учебно-методической работы в 2010-2011 учебном году. Информационно-методическое письмо / Науч. ред. В.И. Безруков, Е.П.Бельчикова. Самара: ГОУ СИПКРО, 2010.
Кочкина Н.А. Внедрение технологии «портфолио» в образовательный процесс ДОУ. М., 2010.
Проскурина Т.В. Портфолио ребенка как один из видов работы с родителями. Тобольск, 2011.
Рекомендации Министерства образования и науки РФ.
Уханова О. Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития. СПб., 2012.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.
www.solnet.ee
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ № И.О. Ф.
« » 20 г.
Приложение
ПРИНЯТО
решением
Педагогического совета
от « » 20 г
Протокол №
ПОЛОЖЕНИЕ
о портфолио (индивидуальной накопительной оценке) обучающихся
Общие положения
Настоящее Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
«Портфолио» - это способ фиксации, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период обучения в 1 -х классах.
Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) - это комплект документов, представляющий совокупность сертифицированных или не- сертифицированных индивидуальных достижений, способ фиксации индивидуализированных оценок и самооценивания учащихся.
Портфолио - коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в различных областях.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.) и является важным элементом деятельностного подхода к образованию.
Портфолио способствует развитию осознанного образования учащимися, развитию само- и взаимооценивания, нацеливает учащихся на саморазвитие, самообразование.
Портфолио способствует формированию самостоятельности мышления обучающегося.
Цель портфолио
Представить отчет о процессе образования обучающегося, увидеть его образовательный результат в целостном контексте, обеспечить отслеживание его прогресса, продемонстрировать его способности практического применения знаний и умений.
Задачи портфолио
Поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию школьников;
Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности школьников.
Выявлять существующий уровень сформированное™ умений и совершенствовать их путем внесения коррекции в учебный процесс.
Формировать умения учиться ставить цели, планировать, организовывать, контролировать собственную учебную деятельность, делать отчет об индивидуальных образовательных достижениях.
Содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающихся.
Содействовать дальнейшей успешной социализации обучающихся.
Укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой.
Функции портфолио
Повышение образовательной активности обучающихся, уровня осознания ими своих целей и возможностей.
Порядок формирования портфолио
В школе устанавливается период времени, который отводится для организации работы по созданию накопительной папки и ознакомлению учащихся и родителей с правилами работы с портфолио - 1 цикл учебного года.
Ведение портфолио рекомендуется каждому ученику школы 1-го класса и предполагает видение «картины» значимых образовательных результатов в целом, обеспечение отслеживания его индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, демонстрацию его способностей практически применять приобретенные знания и умения по итогам учебного года.
Ведение портфолио рекомендуется и дошкольникам как копилка разнообразных видов деятельности, успехов, положительных эмоций.
Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя.
Портфолио хранится в школе в течение всего пребывания ребенка в ней. При переводе ребенка в другое образовательной учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом, медицинской картой ребенка .
Структура портфолио
Структура портфолио для обучающихся представляет собой комплексную модель, которая имеет титульный лист, содержание и состоит из нескольких разделов: «Давайте познакомимся!», «Копилка достижений», «Копилка творческих работ», «Отзывы и пожелания»
I раздел «Давайте познакомимся!» включает в себя:
Мой портрет. Личные данные.
Мое имя.
Моя семья.
Безопасный маршрут «Дом - школа».
Мои лучшие друзья.
Тайны моего характера.
А когда я вырасту, я буду вот такой.
Мои увлечения.
Мои кружки, секции, клубы.
Мое участие в школьных праздниках и мероприятиях (два варианта - для мальчиков и девочек).
II раздел «Копилка достижений» включает в себя:
Перечень сертифицированных документов.
Оригиналы или копии наград.
Работы, которыми я горжусь (по предметам).
Ill раздел «Копилка творческих работ» включает в себя:
Перечень представленных работ.
Оригиналы или фотографии творческих и научных работ.
IV раздел «Отзывы и пожелания» состоит из характеристик отношения ученика к различным видам деятельности, представленных учителем, родителями, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменного анализа самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов.
Оформление портфолио
Рабочую папку (портфолио) учащийся оформляет в соответствии с принятой в школе комплексной структурой. Обучающийся имеет право (по своему усмотрению) включать в папку с файлами дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т.п., отражающие его индивидуальность.
При формировании портфолио соблюдается принцип добровольности.
При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:
систематичность и регулярность ведения портфолио;
достоверность сведений, представленных в портфолио;
аккуратность и эстетичность оформления;
разборчивость при ведении записей;
целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;
наглядность.
Индивидуальные образовательные достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение года.
В конце учебного года проводится анализ портфолио и исчисление итоговой оценки (рейтинга) личных достижений обучающегося в образовательной, творческой и спортивной деятельности.
Анализ портфолио производится экспертной группой, назначенной приказом директора ОУ. В состав экспертной группы в обязательном порядке входит классный руководитель, а также представители родительского комитета класса, классного актива и администрации школы. Обучающиеся имеют право участвовать в процедуре анализа их портфолио.
Критерии оценки достижений учащихся
Портфолио учащихся оценивается классным
руководителем не реже 1 раза в полугодие по следующим критериям:
Раздел
| Индикатор
| Баллы
| Раздел «Давайте познакомимся!»
| - Красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, наличие положительных оценено учителем стараний ученика, наличие фото
| 5 баллов - индикатор полностью соответствует требованиям;
3 балла - незначительные замечания
| Раздел «Копилка достижений»
| Федеральный уровень: победитель - 10 баллов; призер - 8 баллов; участник - 3 балла;
региональный уровень: победитель - 6 баллов; призер - 5 баллов; участник - 2 балла;
муниципальный уровень: победитель - 4 балла, призер - 3 балла,
участник - 1 балл;
школьный уровень: победитель, призер - 2 балла; участник -1 балл;
классный уровень: победитель, призер - 1 балл.
наличие работ по предметам
| 5 баллов - от 5 и больше работ по каждому предмету;
3 балла - 3^4 работы по каждому предмету; -1 балл - менее 3 работ по каждому предмету
| Раздел «Копилка творческих работ»
| - Наличие рисунков, фото, творческих работ
| 5 баллов - наличие от 5 и больше работ;
3 балла - количество работ составляет 3-4; -1 балл - недостаточная информация о творчестве ученика
| Раздел «Отзывы и пожелания»
| - Наличие положительных отзывов и пожеланий
| - 5 баллов - наличие отзывов и предложений; -1 балл - их отсутствие
| Положение действительно до внесения следующих изменений.
|