О портфолио ученика начальной школы


Скачать 118.59 Kb.
НазваниеО портфолио ученика начальной школы
ТипПриказ
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании Директор МБОУ СОШ №20

Управляющего совета _________ А.В.Пшеничный

протокол №1от 26.08.2013г. Приказ №263 от 30.08.2013г.
ПРИНЯТО

на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от 29.08.2013г.
Положение

о портфолио ученика начальной школы

 

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в рамках реализации Федеральных государственных стандартов второго поколения с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, формирования у учащихся мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.

1.2. Портфель достижений учащегося начальной школы (далее Портфолио) относится к разряду индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений.

1.3. Портфолио – это один из способов организации накопительной системы оценки, фиксирования индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения в школе.

1.4. Портфолио является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе  ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

1.5. Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального образования, для подготовки  карты представления ученика при  переходе на вторую ступень обучения.

1.6. Основными задачами ведения Портфолио являются:

- поддержание высокой учебной мотивации обучающегося;

- поощрение активности и самостоятельности, расширение возможности

обучения и самообучения;

- развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной)

деятельности школьника;

- формирование умения учиться – ставить цели, планировать и

организовывать собственную учебную деятельность;

- укрепление взаимодействия с семьей ученика, повышение

заинтересованности родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности

с МБОУ СОШ № 20.

 

2. Порядок формирования Портфолио учащегося начальной школы
2.1. Период составления Портфолио – с 1 по 4 классы начальной школы, начинается с составления папки достижений, где осуществляется сбор работ учащихся для дальнейшего анализа и классификации результатов.

2.2. Классный руководитель несет ответственность за организацию формирования Портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием.

2.3. Портфолио хранится в МБОУ СОШ № 20, при переводе ребенка в другое образовательное учреждение выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом ребенка.
3. Структура, содержание и оформление Портфолио
3.1.В Портфолио включены следующие материалы:

3.1.1Выборка детских работ

– формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также факультативных и внеурочных;

- материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам;

- остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

По русскому языку и литературному чтению – диктанты и изложения, сочинения на произвольную или заданную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т.п.;

По математике – математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующие навыка устного счета, рассуждений, доказательств, выступлений с сообщением на математические темы), материалы самоанализа, рефлексии и т.п.;

По окружающему миру – дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.

По предметам эстетического цикла – аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.

По технологии – фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.

По физкультуре – видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.

3.1.2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями.

3.1.3. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
3.2. В Портфолио входят сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения школьника: копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, социальных проектах и др. мероприятиях (копии выписок, грамот, свидетельств, сертификатов и т.п.
3.3. Портфолио включает в себя собрание исследовательских и проектных работ ученика с приложениями самих работ: текстов, бумажных или электронных документов, фотографий и т.д.
3.4. В состав Портфолио входят характеристики отношения ученика к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности, анализ самого школьника своей деятельности (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.).

3.5. Портфолио имеет следующую структуру (Приложение 1):

- титульный лист, который оформляется педагогом, родителем (законным представителей) совместно с ребенком;

- основная часть;

- содержание.

 

4. Основные направления деятельности по формированию Портфолио.
4.1. В формировании Портфолио участвуют:

- обучающийся,

- классный руководитель,

- учителя – предметники,

- педагог – психолог,

- администрация школы.

4.1.1. Учащиеся:

- осуществляют заполнение Портфолио;

- оформляют Портфолио в соответствии с утвержденной в образовательном

учреждении структурой в папке с файлами;

- при оформлении соблюдают систематичность и регулярность ведения

Портфолио, достоверность сведений, представленных в Портфолио,

аккуратность и эстетичность оформления, разборчивость при ведении

записей, целостность и завершенность представленных материалов,

наглядность, наличие оглавления;

- могут презентовать содержание своего Портфолио на классном и

родительском собрании, на педагогическом совете.

4.1.2. Классный руководитель:

- оказывает помощь обучающимся в процессе формирования Портфолио;

- проводит информационную, консультативную, диагностическую работу

с учащимися и их родителями по формированию Портфолио;

- осуществляет посредническую функцию между учащимися и учителями,

представителями социума в целях пополнения Портфолио учащегося

начальной школы;

- осуществляет контроль за наполняемостью и правильностью заполнения

Портфолио;

- обеспечивает учащихся необходимыми формами, рекомендациями,

оформляет итоговые документы, табель успеваемости.

4.1.3.Учителя – предметники:

- предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов

Портфолио;

- организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету

или образовательной области;

- разрабатывают и внедряют систему поощрений урочной и внеурочной

деятельности по предмету или образовательной области;

- проводят экспертизу представленных работ по предмету;

- пишут рецензии, отзывы на учебные работы.

4.1.4. Педагог – психолог:

- проводит индивидуальную психодиагностику;

- ведет коррекционно-развивающую и консультативную работу.

4.1.5. Администрация образовательного учреждения:

- создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе

оценивания;

- осуществляет общее руководство деятельностью педагогического

коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы

образовательного учреждения;

- организует работу по реализации в практике работы школы технологии

Портфолио как метода оценивания индивидуальных достижений

обучающихся;

- осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива

по реализации технологии Портфолио в образовательном процессе.

 

5.Презентация Портфолио учащихся начальной школы

5.1. Учащийся представляет содержание своего Портфолио на классном и родительском собрании, на педагогическом совете.

5.2. Презентация Портфолио обучающихся может проходить в форме выставок Портфолио.

5.3. На презентацию учащийся выходит с кратким устным комментарием по содержанию Портфолио.

 

6. Оценка
6.1. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих Портфолио и Портфолио в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учетом основных результатов начального образования, устанавливаемых требованиями стандарта.

6.2. Оценка как отдельных составляющих Портфолио, так и Портфолио в целом ведется на критериальной основе с применением уровневого подхода к построению измерителей и представлению результатов.

6.3. Портфолио сопровождается документами:

- состав Портфолио;

- критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад

каждой работы в накопленную оценку выпускника.

6.4. Критерии оценки отдельных составляющих Портфолио могут полностью соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы учителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента учащихся.

6.5. При адаптации критериев целесообразно соотносить их с критериями и нормами, представленными в примерах инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов.

6.6. Все составляющие Портфолио оцениваются только качественно. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение, что позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.

6.7. В текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих Портфолио целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

- зачет/незачет, т.е. с оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках задач, построенных на опорном учебном материале;

- «хорошо», «отлично» - с оценками, свидетельствующим об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

6.8. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов Портфолио, делается вывод о:

 - сформированности универсальных и предметных способов действий, а

также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность

продолжения образования в основной школе;

- сформированности основ умения учиться, т.е. способности к

самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и

учебно-практических задач;

- индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности –

мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и

саморегуляции.

 

Приложение 1

Разделы рабочего Портфолио ученика начальной школы.

Страницы раздела «Портрет»

Мой портрет (знакомьтесь:  это - я)

Место для фото (или автопортрета)

Напиши о себе (как умеешь):

Меня зовут___________________

Я родился ____________________ (число/месяц/год)

Я живу в ______________________

Мой адрес_____________________

Моя семья _____________________

Нарисуй портрет своей семьи

Родословное дерево

Чем я люблю заниматься

Я ученик

Я могу делать

Я хочу  научиться в этом году…

Я научусь в этом году

Составляется вместе с учителем на уроке

Предмет

Чему научусь

Рисунок или пример

Русский язык

 

 

Литературное чтение

 

 

Математика

 

 

Окружающий мир

 

 

 

 

Я читаю

Мой класс,  мои друзья,  мой первый учитель

Мой распорядок дня

 

Время

Дела

Рисунок

Утро

 

 

 

День

 

 

 

Вечер

 

 

 

 

Я и мои друзья

Вопрос

Напиши

Нарисуй

 Чем я люблю заниматься?

 

 

 Какая игрушка у  меня самая любимая?

 

 

 Сколько у меня друзей и как их зовут?

 

 

 Какой у меня самый любимый цвет?

 

 

 Какие поделки я очень хочу научиться  мастерить?

 

 

 

Раздел «Рабочие материалы»

На каждый предмет имеется свой «файл»,  в него вкладываются диагностические работы.

Страницы раздела «Мои достижения»

Моя лучшая работа.

Мои награды.

Задание, которое мне больше всего понравилось.

Я прочитал ……. книг.

Что я теперь умею, чего не умел раньше?

Мои цели и планы на следующий учебный год:

Чему я еще хочу научиться?

Какие книги прочитать?

Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях

Мои проекты

Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками)

 

                                                                                                                     








Похожие:

О портфолио ученика начальной школы iconПамятка для ученика по ведению портфолио памятка для педагогов по...
«Портфолио ученика начальных классов, как средство мотивации личностного развития»

О портфолио ученика начальной школы iconПортфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития
Ведение портфолио каждым учащимся начальной школы является одним из требований фгос

О портфолио ученика начальной школы iconПортфолио ученика начальной школы
Портфолио это образцы проделанной работы, которые раскрывают способности и умение ученика. Так же портфолио свидетельствует об активности...

О портфолио ученика начальной школы iconПортфолио ученика начальной школы, образцы и шаблоны, структура портфолио,...
Так же портфолио свидетельствует об активности ребенка в разных видах деятельности в школе и за ее пределами. В конце статьи расположены...

О портфолио ученика начальной школы icon«Портфолио ученика начальной школы или «Дневник моего роста»
Основную образовательную программу начального общего образования и является обязательным для ведения всеми обучающимися начальных...

О портфолио ученика начальной школы iconПоложение о портфолио ученика основной школы общие положения
Портфолио это собрание личных достижений ученика, которое формируется лично и реально показывает его уровень подготовленности и...

О портфолио ученика начальной школы iconПоложение о портфолио ученика моу сош №16 Портфолио
Портфолио это собрание личных достижений ученика, которое формируется лично и реально показывает его уровень подготовленности и...

О портфолио ученика начальной школы iconНовые технологии в рамках фгос: портфолио ученика начальной школы
Самойленко е. В., методист отдела сопровождения инновационной деятельности гбоу дпо (повышения квалификации) специалистов Центр повышения...

О портфолио ученика начальной школы iconПоложение о портфолио ученика основной школы
Портфолио активно применяется в зарубежных системах образования, относящих его к разряду «аутентичных» индивидуализированных оценок,...

О портфолио ученика начальной школы iconМетодические рекомендации Для воспитателей «Технология портфолио»....
В последнее время в педагогической литературе активно обсуж­даются вопросы использования портфолио в общеобразовательной школе. Чаще...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск