РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании Директор МБОУ СОШ №20
Управляющего совета _________ А.В.Пшеничный
протокол №1от 26.08.2013г. Приказ №263 от 30.08.2013г. ПРИНЯТО
на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от 29.08.2013г. Положение
о портфолио ученика начальной школы
1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в рамках реализации Федеральных государственных стандартов второго поколения с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, формирования у учащихся мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.
1.2. Портфель достижений учащегося начальной школы (далее Портфолио) относится к разряду индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений.
1.3. Портфолио – это один из способов организации накопительной системы оценки, фиксирования индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения в школе.
1.4. Портфолио является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
1.5. Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального образования, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.
1.6. Основными задачами ведения Портфолио являются:
- поддержание высокой учебной мотивации обучающегося;
- поощрение активности и самостоятельности, расширение возможности
обучения и самообучения;
- развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной)
деятельности школьника;
- формирование умения учиться – ставить цели, планировать и
организовывать собственную учебную деятельность;
- укрепление взаимодействия с семьей ученика, повышение
заинтересованности родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности
с МБОУ СОШ № 20.
2. Порядок формирования Портфолио учащегося начальной школы 2.1. Период составления Портфолио – с 1 по 4 классы начальной школы, начинается с составления папки достижений, где осуществляется сбор работ учащихся для дальнейшего анализа и классификации результатов.
2.2. Классный руководитель несет ответственность за организацию формирования Портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием.
2.3. Портфолио хранится в МБОУ СОШ № 20, при переводе ребенка в другое образовательное учреждение выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом ребенка. 3. Структура, содержание и оформление Портфолио 3.1.В Портфолио включены следующие материалы:
3.1.1Выборка детских работ
– формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также факультативных и внеурочных;
- материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам;
- остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
По русскому языку и литературному чтению – диктанты и изложения, сочинения на произвольную или заданную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т.п.;
По математике – математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующие навыка устного счета, рассуждений, доказательств, выступлений с сообщением на математические темы), материалы самоанализа, рефлексии и т.п.;
По окружающему миру – дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.
По предметам эстетического цикла – аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.
По технологии – фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.
По физкультуре – видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.
3.1.2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями.
3.1.3. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности. 3.2. В Портфолио входят сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения школьника: копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, социальных проектах и др. мероприятиях (копии выписок, грамот, свидетельств, сертификатов и т.п. 3.3. Портфолио включает в себя собрание исследовательских и проектных работ ученика с приложениями самих работ: текстов, бумажных или электронных документов, фотографий и т.д. 3.4. В состав Портфолио входят характеристики отношения ученика к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности, анализ самого школьника своей деятельности (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.).
3.5. Портфолио имеет следующую структуру (Приложение 1):
- титульный лист, который оформляется педагогом, родителем (законным представителей) совместно с ребенком;
- основная часть;
- содержание.
4. Основные направления деятельности по формированию Портфолио. 4.1. В формировании Портфолио участвуют:
- обучающийся,
- классный руководитель,
- учителя – предметники,
- педагог – психолог,
- администрация школы.
4.1.1. Учащиеся:
- осуществляют заполнение Портфолио;
- оформляют Портфолио в соответствии с утвержденной в образовательном
учреждении структурой в папке с файлами;
- при оформлении соблюдают систематичность и регулярность ведения
Портфолио, достоверность сведений, представленных в Портфолио,
аккуратность и эстетичность оформления, разборчивость при ведении
записей, целостность и завершенность представленных материалов,
наглядность, наличие оглавления;
- могут презентовать содержание своего Портфолио на классном и
родительском собрании, на педагогическом совете.
4.1.2. Классный руководитель:
- оказывает помощь обучающимся в процессе формирования Портфолио;
- проводит информационную, консультативную, диагностическую работу
с учащимися и их родителями по формированию Портфолио;
- осуществляет посредническую функцию между учащимися и учителями,
представителями социума в целях пополнения Портфолио учащегося
начальной школы;
- осуществляет контроль за наполняемостью и правильностью заполнения
Портфолио;
- обеспечивает учащихся необходимыми формами, рекомендациями,
оформляет итоговые документы, табель успеваемости.
4.1.3.Учителя – предметники:
- предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов
Портфолио;
- организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету
или образовательной области;
- разрабатывают и внедряют систему поощрений урочной и внеурочной
деятельности по предмету или образовательной области;
- проводят экспертизу представленных работ по предмету;
- пишут рецензии, отзывы на учебные работы.
4.1.4. Педагог – психолог:
- проводит индивидуальную психодиагностику;
- ведет коррекционно-развивающую и консультативную работу.
4.1.5. Администрация образовательного учреждения:
- создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе
оценивания;
- осуществляет общее руководство деятельностью педагогического
коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы
образовательного учреждения;
- организует работу по реализации в практике работы школы технологии
Портфолио как метода оценивания индивидуальных достижений
обучающихся;
- осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива
по реализации технологии Портфолио в образовательном процессе.
5.Презентация Портфолио учащихся начальной школы
5.1. Учащийся представляет содержание своего Портфолио на классном и родительском собрании, на педагогическом совете.
5.2. Презентация Портфолио обучающихся может проходить в форме выставок Портфолио.
5.3. На презентацию учащийся выходит с кратким устным комментарием по содержанию Портфолио.
6. Оценка 6.1. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих Портфолио и Портфолио в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учетом основных результатов начального образования, устанавливаемых требованиями стандарта.
6.2. Оценка как отдельных составляющих Портфолио, так и Портфолио в целом ведется на критериальной основе с применением уровневого подхода к построению измерителей и представлению результатов.
6.3. Портфолио сопровождается документами:
- состав Портфолио;
- критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад
каждой работы в накопленную оценку выпускника.
6.4. Критерии оценки отдельных составляющих Портфолио могут полностью соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы учителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента учащихся.
6.5. При адаптации критериев целесообразно соотносить их с критериями и нормами, представленными в примерах инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов.
6.6. Все составляющие Портфолио оцениваются только качественно. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение, что позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.
6.7. В текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих Портфолио целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
- зачет/незачет, т.е. с оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках задач, построенных на опорном учебном материале;
- «хорошо», «отлично» - с оценками, свидетельствующим об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
6.8. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов Портфолио, делается вывод о:
- сформированности универсальных и предметных способов действий, а
также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность
продолжения образования в основной школе;
- сформированности основ умения учиться, т.е. способности к
самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и
учебно-практических задач;
- индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности –
мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и
саморегуляции.
Приложение 1
Разделы рабочего Портфолио ученика начальной школы.
Страницы раздела «Портрет»
Мой портрет (знакомьтесь: это - я)
Место для фото (или автопортрета)
Напиши о себе (как умеешь):
Меня зовут___________________
Я родился ____________________ (число/месяц/год)
Я живу в ______________________
Мой адрес_____________________
Моя семья _____________________
Нарисуй портрет своей семьи
Родословное дерево
Чем я люблю заниматься
Я ученик
Я могу делать
Я хочу научиться в этом году…
Я научусь в этом году
Составляется вместе с учителем на уроке
Предмет
| Чему научусь
| Рисунок или пример
| Русский язык
|
|
| Литературное чтение
|
|
| Математика
|
|
| Окружающий мир
|
|
|
|
Я читаю
Мой класс, мои друзья, мой первый учитель
Мой распорядок дня
| Время
| Дела
| Рисунок
| Утро
|
|
|
| День
|
|
|
| Вечер
|
|
|
|
Я и мои друзья
Вопрос
| Напиши
| Нарисуй
| Чем я люблю заниматься?
|
|
| Какая игрушка у меня самая любимая?
|
|
| Сколько у меня друзей и как их зовут?
|
|
| Какой у меня самый любимый цвет?
|
|
| Какие поделки я очень хочу научиться мастерить?
|
|
|
Раздел «Рабочие материалы»
На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы.
Страницы раздела «Мои достижения»
Моя лучшая работа.
Мои награды.
Задание, которое мне больше всего понравилось.
Я прочитал ……. книг.
Что я теперь умею, чего не умел раньше?
Мои цели и планы на следующий учебный год:
Чему я еще хочу научиться?
Какие книги прочитать?
Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях
Мои проекты
Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками)
|
|
| |