Положение о портфолио учащегося начальной школы
МБОУ ООШ № 23 поселка Узловой
1. Общие положения. 1.1. Настоящее положение разработано в рамках перехода на ФГОС начального общего образования второго поколения, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.
1.2. Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся образовательного учреждения по различным направлениям с помощью составления комплексного Портфолио.
1.3. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ученика в определенный период его обучения в школе. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
1.4. Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных или несертифицированых индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся.
1.5. Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников начальной школы.
1.6. На первой ступени (начальная школа) Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в различных видах деятельностиа. 2. Цели и задачи составления Портфолио.
2.1. Основные цели внедрения технологии портфолио – отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика.
2.2. Основными задачами составления Портфолио являются:
повышения качества образования в школе;
поддержание и поощрение высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности;
систематизация контроля за различными видами деятельности учащихся, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную деятельность;
развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формирование адекватной самооценки;
формирование у учащихся умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
создание ситуации успеха для каждого ученика;
содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося. 3. Структура Портфолио
3.1. Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.
3.2. Рабочий Портфолио ученика:
• является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
• реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;
• позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
• предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
3.3. Рабочий Портфолио представляет собой комплект печатных материалов формата А4, в который входят: листы-разделители с названиями разделов (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения); тексты заданий и инструкций; шаблоны для выполнения заданий; основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.
3.4. Рабочий Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.
3.5. Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:
• сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
• содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;
• разделы Портфолио (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения) являются общепринятой моделью в мировой педагогической практике;
• учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;
• позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали. 3.5. Разделы рабочего Портфолио
Страницы раздела «Портрет»
• Мой портрет (знакомьтесь: это - я)
• Место для фото (или автопортрета)
• Напиши о себе (как умеешь):
Меня зовут___________________
Я родился ____________________ (число/месяц/год)
Я живу в ______________________
Мой адрес
Моя семья
• Нарисуй портрет своей семьи
• Родословное дерево
• Чем я люблю заниматься
• Я ученик
• Я могу делать
• Я хочу научиться в этом году…
• Я научусь в этом году
Составляется вместе с учителем на уроке
Предмет
| Чему научусь
| Рисунок или пример
| Русский язык
|
|
| Литературное чтение
|
|
| Математика
|
|
| Окружающий мир
|
|
|
| • Я читаю.
• Мой класс, мои друзья, мой первый учитель
• Мой распорядок дня
| Время
| Дела
| Рисунок
| Утро
|
|
|
| День
|
|
|
| Вечер
|
|
|
| • Я и мои друзья
Вопрос
| Напиши
| Нарисуй
| Чем я люблю заниматься?
|
|
| Какая игрушка у меня самая любимая?
|
|
| Сколько у меня друзей и как их зовут?
|
|
| Какой у меня самый любимый цвет?
|
|
| Какие поделки я очень хочу научиться мастерить?
|
|
| Страницы раздела «Коллектор»
• Правила поведения в школе
• Законы жизни класса
• Примерный список литературы для самостоятельного и семейного чтения.
• План – памятка Решения задачи
• Памятка «КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ»
• Памятка «РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ»
• Памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.)
• Памятка: Правила общения
Раздел «Рабочие материалы»
На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы.
Страницы раздела «Мои достижения»
• Моя лучшая работа
• Задание, которое мне больше всего понравилось
• Я прочитал ……. книг.
• Что я теперь знаю, чего не знал раньше?
• Что я теперь умею, чего не умел раньше?
• Мои цели и планы на следующий учебный год:
• Чему я еще хочу научиться?
• Какие книги прочитать?
• Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях
• Мои проекты
• Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками) 4. Основные направления деятельности по формированию портфолио. 4.1. В формировании Портфолио участвуют: учащиеся, классные руководители, учителя - предметники, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, администрация школы.
4.2. Учащиеся с помощью родителей или их законных представителей:
Осуществляют заполнение Портфолио;
Оформляют Портфолио в соответствии с утвержденной образовательным учреждением структурой в папке с файлами;
При оформлении соблюдают систематичность и регулярность ведения Портфолио, достоверность сведений, предоставленных в Портфолио, аккуратность и эстетичность оформления, разборчивость при ведении записей, целостность представленных материалов, наглядность;
Могут презентовать содержание своего Портфолио на классном собрании, на Совете школы, на родительском собрании, на педагогическом совете, на общешкольной ученической конференции. 4.3. Администрация школы:
Разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение Портфолио;
Распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности;
Создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания;
Осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы образовательного учреждения;
Организует работу по реализации в практике работы школы технологии Портфолио как метода оценивания индивидуальных достижений обучающихся;
Осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в образовательном учреждении. 4.4. Классный руководитель:
Оказывает помощь обучающимся в процессе формирования Портфолио;
Проводит информационную, консультативную, диагностическую работу с учащимися и их родителями по формированию Портфолио;
Осуществляет посредническую функцию между учащимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения Портфолио;
Осуществляет контроль за наполняемостью и правильностью заполнения Портфолио;
Обеспечивает учащихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями;
Оформляет итоговые документы;
Организует работу с учащимися, направленную на личностное и профессиональное самоопределение учащихся. 4.5. Учителя – предметники, педагоги дополнительного образования:
Проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию Портфолио;
Предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов Портфолио;
Организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету;
Разрабатывают и внедряют ситему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету;
Проводят экспертизу представленных работ по предмету;
Пишут рецензии, отзывы на учебные работы. 4.6. Участие и информация о присвоении призовых мест в конкурсах, олимпиадах, конференциях, соревнованиях должны быть подтверждены документально (грамоты, дипломы, свидетельства, удостоверения и т.д.) 5. Оформление портфолио Портфолио оформляется самим учеником в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях и/или в электронном виде. По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет обучающимся постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.
Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности.
При оформлении следует соблюдать следующие требования:
Записи вести аккуратно и самостоятельно.
Предоставлять достоверную информацию.
Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться и визироваться (кроме грамот, благодарностей) в течение года. 6. Подведение итогов работы.
Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем.
Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио прилагается. Оценка по каждому виду деятельности суммируется, вносится в итоговый документ «Сводную ведомость», утверждается директором и заверяется печатью школы.
По результатам оценки портфолио учащихся проводится годовой образовательный рейтинг, выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Победители поощряются. |