Скачать 0.67 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе профессор С.Н. Цыбусов _________________________ «____»_____________201 __г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЬ «Пропедевтика», «Материаловедение», «Местное обезболивание и анестезиология в стоматологии» Дисциплина - Стоматология Специальность - - 060201 «Стоматология» Факультет стоматологический Очная форма обучения Квалификация выпускника - «специалист» 2012 г. Рабочая программа составлена в соответствии (на основании) с Федеральным государственным образовательным стандартом Высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) «СТОМАТОЛОГИЯ» (Квалификация (степень) «Специалист»), утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации, приказ от 14 января 2011 г. № 16 Составители рабочей программы: Казарина Л.Н., д.м.н., профессор, зав. кафедрой пропедевтической стоматологии; Вдовина Л.В., к.м.н, доцент кафедры пропедевтической стоматологии Рабочая программа по пропедевтической стоматологии обсуждена на заседании кафедры пропедевтической стоматологии Протокол №1 от « 28» августа 2012 года Заведующий кафедрой /Казарина Л.Н./ Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании цикловой методической комиссии по стоматологии Протокол № от «» 2012 г. Председатель / / ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем стандарте используются следующие сокращения: СПО – среднее профессиональное образование; ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования; ОУ – образовательное учреждение; ОПОП – основная профессиональная образовательная программа по специальности; ОК – общая компетенция; ПК – профессиональная компетенция; ПМ – профессиональный модуль; МДК – междисциплинарный курс. I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. 1.1. Пропедевтическая стоматология является ведущей среди стоматологической дисциплин, так как главное место в ней занимают проблемы не только лечения, но и профилактики кариеса зубов, болезней пародонта. Существует тесная взаимосвязь пропедевтической стоматологией с другими клиническими дисциплинами. Пропедевтическая стоматология является важнейшим разделом среди всех других профилей стоматологии – терапевтической, хирургической и ортопедической. Пропедевтическая стоматология - раздел стоматологии, где закладывается начальный фундамент профессиональных навыков, знаний и мышления общей и частной стоматологии. У студентов вырабатывается положительная мотивация к обучению по специальности, что является основой успешной деятельности врача-стоматолога. В связи с этим, настоящая программа определяет объем знаний по пропедевтической стоматологии, необходимых студенту для освоения профильных клинических дисциплин. Практические навыки, полученные на кафедре пропедевтической стоматологии, являются базовыми для всей последующей творческой деятельности врача-стоматолога. Пропедевтическая стоматология является профильной дисциплиной первостепенной важности. Основная задача кафедры пропедевтической стоматологии - теоретическая и практическая подготовка врача, способного решать вопросы профилактики, диагностики и лечения стоматологических заболеваний. Практическая направленность занятий реализуется привлечением студентов к работе на фантомах, что способствует выполнению главной задачи: научить студентов не только знать, но и уметь. Преподавание материаловедения ставит своей целью подготовку врача стоматолога знакомого с основами диагностики и лечения врожденных и приобретенных дефектов, повреждений и деформаций органов зубочелюстной системы. С этой целью студент должен овладеть необходимым запасом теоретических знаний и практических навыков, уметь использовать их при лечении больных. Сюда входит знание основополагающих и организационных принципов ортопедической стоматологии, знание зуботехнического материаловедения и зубопротезной техники, знание мер профилактики и распознавание основных стоматологических заболеваний, владение клиническими приемами лечения ортопедических больных. Цель освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих общекультурных компетенций (ОК): ОК-1- способностью и готовностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; ОК-8-способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну; Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих профессиональных компетенций (ПК): ПК-1-способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками; ПК-3-способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности; ПК-7-способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными; профилактическая деятельность: ПК-18- способностью и готовностью к проведению стоматологических профессиональных процедур; диагностическая деятельность: ПК-19- способностью и готовностью к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента, включая данные состояния полости рта ПК-24- способностью и готовностью к проведению диагностики типичных стоматологических заболеваний твердых и мягких тканей полости рта, зубочелюстно-лицевых аномалий у пациентов всех возрастов; лечебная деятельность: ПК-29- способностью и готовностью к проведению премедикации, инфильтрационной и проводниковой анестезии в полости рта, назначению медикаментозной терапии до, во время и после стоматологического вмешательства научно-исследовательская деятельность: ПК-50- способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования. Цель пропедевтики стоматологических заболеваний - обучение студентов основам врачебной деонтологии, общим принципам диагностики; семиотике заболеваний органов и тканей полости рта, профессиональным начальным мануальным навыкам врача-стоматолога общей практики, что является базисом для освоения клинических дисциплин. Цель преподавания пропедевтической стоматологии заключается в изучении возникновения, механизмов развития, методов диагностики и лечения заболеваний зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта. Изучение курса пропедевтической стоматологии начинается с освоения основных элементов – асептики, антисептики, анестезии, принципов и техники препарирования твердых тканей зубов при кариесе, основ профилактики кариеса, что необходимо знать студенту для успешного лечения больного и дальнейшего освоения курса стоматологии. Знания мануальные и теоретические, приобретенные на предклиническом курсе, позволяют более глубоко и полно освоить диагностику и лечение осложненного кариеса, патологию твердых тканей зубов некариозного происхождения, болезней пародонта и слизистой оболочки полости рта. Для лучшего усвоения материала учебный процесс максимально приближен к реальной обстановке работы в поликлинике, что дает возможность студентам лучше овладеть практической стороной дела. Большинство изучаемых тем прорабатывается в два этапа: теоретически, затем практически в фантомных классах, что помогает с разных позиций отразить сущность изучаемой темы. Такая тактика позволяет в большей степени удовлетворить требования приближения преподавания к практической медицине, обеспечить конкретный характер педагогического процесса. Практические занятия проводятся в непосредственной работе на фантомах, что имеет большое значение в приобретении мануальных навыков и умений. Задачи дисциплины: (знать, уметь, владеть) СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: - Организацию и оснащение стоматологического кабинета, отделения, поликлиники, санитарно-гигиенические нормы, основные правила техники безопасности и эргономики. - Основные стоматологические инструменты, их применение. - Правила и методы дезинфекции и стерилизации в стоматологии. - Схему обследования стоматологического больного. Правила заполнения истории болезни. Этапы диагностического процесса (предварительный, окончательный диагноз). Основные принципы составления плана лечения. - Функциональную анатомию и физиологию челюстно-лицевой области. - Стоматологические, зуботехнические материалы (пломбировочные, конструкционные, вспомогательные). Физико-химические свойства, показания к применению, методика работы с ними. - Основные аспекты боли в стоматологии. Методы местного обезболивания при различных видах стоматологического вмешательства на фантоме. - Понятие о пародонте. Роль гигиены полости рта в развитии гингивита, пародонтита. Определение индекса гигиены. Методику удаления зубных отложений на фантоме. - Понятие о кариесе. Роль зубной бляшки в возникновении кариеса. Классификацию локализации кариозных полостей. Принципы, этапы препарирования кариозных полостей на фантоме. - Методики пломбирования кариозных полостей I—V классов по Блэку с использованием различных пломбировочных материалов для восстановления анатомической формы, функции зуба, эстетики на фантоме. - Понятие об эндодонте, как морфофункциональном комплексе. Эндодонтические инструменты, показания, методика их применения. Методы и этапы эндодонтического лечения на фантоме. - Методы восстановления анатомической формы, функции зуба, эстетики после эндодонтического лечения (пломбирование, реставрация, реконструкция, штифтовые конструкции, искусственные коронки) на фантоме. - Организацию и оснащение хирургического стоматологического кабинета, отделения, санитарно-гигиенические нормы, основные правила техники безопасности и эргономики. - Основные хирургические стоматологические инструменты, их применение. - Правила и методы дезинфекции и стерилизации при работе в отделении хирургической стоматологии. - Схему обследования стоматологического больного. Правила заполнения истории болезни. Этапы диагностического процесса (предварительный, окончательный диагноз). Основные принципы составления плана лечения. - Функциональную анатомию и физиологию челюстно-лицевой области. - Основные аспекты боли в стоматологии. Методы местного обезболивания при различных видах стоматологического вмешательства на фантоме. - Показания и методики проведения местного обезболивания при операции удаления различных групп зубов на верхней и нижней челюстях. - Этапы операции удаления различных групп зубов на верхней и нижней челюстях (на фантоме). - Знать хирургические инструменты и методику их применения при операции удаления зубов и корней на верхней и нижней челюстях (на фантоме). - Виды осложнений при операции удаления зуба (местные, общие). Методы лечения (на фантоме). Профилактика. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: - Провести обследование стоматологического больного (опрос, осмотр, пальпация, перкуссия, зондирование) - Заполнить медицинскую карту стоматологического больного (на студентах). - Работать со стоматологическим оборудованием (стоматологическая установка, инструменты, наконечники, режущие и абразивные инструменты) с соблюдением эргономических принципов, техники безопасности, санитарно-эпидемиологического режима. - провести медикаментозную обработку полости рта, пародонта, кариозной полости, полости зуба, корневых каналов различными лекарственными препаратами на фантоме. - провести удаление зубных отложений на фантоме. - сформировать кариозные полости по Блеку на фантоме с соблюдением принципов безболезненного препарирования. - изолировать зуб от ротовой жидкости. - наложить ватные валики на фантоме. -запломбировать кариозных полостей. - выбрать пломбировочный материал, инструменты по показаниям, методика замешивания, внесение в полость. - выполнить отделку пломбы. -выполнить этапы эндодонтического лечения в различных группах зубов. - вскрыть полость зуба - раскрыть полость зуба. - создать оптимальный доступ к корневым каналам. - провести инструментальную, медикаментозную обработку корневого канала. -запломбировать корневой канал на фантоме. - использовать эндо- и парапульпарные штифты при восстановлении коронки зуба после эндодонтического лечения на фантоме. - наложить девитализирующую пасту. - провести местное обезболивание (инфильтрационное, проводниковое) при хирургических вмешательствах на зубах верхней и нижней челюсти (на фантоме) - выполнить этапы операции удаления различных групп зубов и корней на фантомах - восстанавливать коронки зубов с использованием штифтовых конструкций на моделях. - проводить одонтопрепарирование под различные виды искусственных коронок, мостовидных протезов и моделирование их на моделях, учебных фантомах. - снимать оттиски на моделях и фантомах. - изготавливать восковые базисы с окклюзионными валиками и проводить определение центральной окклюзии на моделях. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ: - методиками обследования пациента - методиками препарирования, механической и медикаментозной обработки и пломбирования кариозных полостей - методиками механической и медикаментозной обработки корневых каналов - методиками пломбирования корневых каналов - методиками инъекционной и неинъекционной местной анестезии - методиками лечения пульпита - методиками проведения профессиональной гигиены полости рта - методиками обработки рук -методиками проведения антисептической обработки инструментария -методиками удаления различных групп зубов на фантоме II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП. 2.1. Пропедевтика, материаловедение, местное обезболивание и анестезиология в стоматологии относятся к С3. Профессиональный цикл (базовая часть). 2.2. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: 2.2.1. Нормальная анатомия человека. Знания: Анатомическое строение челюстно-лицевой области. Кровоснабжение зубов и челюстно-лицевой области. Иннервация зубов и челюстно-лицевой области. Лимфатическая система челюстно-лицевой области. Прикус и его виды. Анатомическое строение временных и постоянных зубов. Умения: найти соответствующее анатомическое образование. Навыки: определить топографию анатомических структур. 2.2.2. Гистология с цитологией и эмбриологией . Знания: Гистологическое строение твердых тканей зубов. Гистологическое строение пульпы зуба. Гистологическое строение твердых тканей зуба при кариесе. Гистология органов полости рта и зубов. Эмбриология органов полости рта и зубов. Умения: различать гистологические препараты. Навыки: использования микроскопа для просмотра препаратов. 2.2.3. Патологическая физиология. Знания: Воспаление. Патология терморегуляции. Лихорадка. Умения: выявить наличие воспаления, аллергической реакции. Навыки: определить остроту и тяжесть воспалительного процесса. 2.2.4. Патологическая анатомия. Знания: Воспаление. Некроз. Регенерация. Травмы. Умения: направить больного на соответствующее исследование. Навыки: отличать различные патологические процессы друг от друга 2.2.5. Нормальная физиология. Знания: Слюна, ее свойства и роль в питании твердых тканей зуба. Функции зубов и их роль в организме. Болевой синдром при кариесе и методы его регистрации. Параметры в пульпе зуба, при воспалении и возрастных изменениях. Умения: провести основные функциональные пробы. Навыки: методиками проведения функциональных проб и различных физиологических тестов. 2.2.6. Медицинская физика и информатика. Знания: Физические свойства твердых тканей зубов. Физические свойства слюны. Физические свойства пломбировочных материалов. Стоматологическое оборудование, его принципиальное устройство, назначение, применение. Умения: применить теоретические знания о приборах и аппаратах на практике. Навыки: работать с различными аппаратами и компьютером. 2.2.7. Общая и клиническая фармакология. Знания – Антисептики. Ферменты. Антибиотики. Противомикробные и противопаразитарные средства. Средства, влияющие на тканевой обмен. Антидоты и комплексоны. Транквилизаторы и седативные. Наркотические и ненаркотические анальгетики. Местно-анестезирующие препараты. Умения – выбор необходимого лекарственного препарата в зависимости от патологии Навыки - выписывать рецепты на лекарственные препараты. 2.2.8. Общая химия. Знания: Микроэлементы твердых тканей зубов. Белки твердых тканей зубов. Умения: провести химические реакции Навыки: методики проведения химических реакций. 2.2.9. Биохимия. Знания: Аминокислоты твердых тканей зубов и пульпы. Обмен белков в твердых тканях зубов. Умения: простые биохимические исследования. Навыки: проведение простых биохимических исследований. 2.2.10. Микробиология и иммунология. Знания: Микрофлора полости рта в норме и при кариесе. Инфекция. Физиология микроорганизмов. Иммунитет. Умения: анализировать результаты лабораторных исследований, оценить роль микроорганизмов в развитии кариеса. Навыки: приготовить препарат для микроскопии. |
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры протокол №4 от 31 января 2013 года | Программа обсуждена на заседании кафедры «Экономики и основ предпринимательства «02» сентября 2014 года Протокол №1 | ||
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры Налогового администрирования и бухгалтерского учета | Под общей редакцией заведующего кафедрой стоматологии фпк и ппс дагмедакадемии, главного внештатного стоматолога мз рд абдурахманова... | ||
Разработчики программы: заведующий кафедрой фтиБ, д фарм наук, проф. Симонян А. В | Обсуждена на заседании кафедры экономики и менеджмента «29» апреля 2011 г., протокол №10 | ||
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования | Методические рекомендации для студентов 3-го курса, обучающихся по специальности (31. 05. 03) «Стоматология» | ||
... | Тема. Пропедевтика терапевтической стоматологии. Эргономика в стоматологии. Структура и организация стоматологической поликлиники.... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |