Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов НСО
ГБОУ СПО «Новосибирский геологоразведочный техникум»
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 01 Инженерная графика
Специальности 130104 Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых
г. Новосибирск 2014
ОДОБРЕНА Разработана на основе
Предметной, цикловой комиссией Федерального государственного
_________________________________ образовательного стандарта по
_________________________________
название ЦК специальности 130104 Технология
и техника разведки месторождений
полезных ископаемых
Председатель ЦК Заместитель директора по УВР
_________________________________ _____________________________ «_____»_________________20___г. «_____»______________20____ г.
РАЗРАБОТЧИК/И: ________________________________________________
ФИО, должность
РЕЦЕНЗЕНТЫ: ______________________________________________
ФИО, должность внутреннего рецензента _________________________________________________
ФИО, должность, место работы внешнего рецензента с предприятия или организации
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
| СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
| условия реализации программы учебной дисциплины
|
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
|
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Инженерная графика»
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
среднего профессионального образования 130 104 Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышения квалификации и переподготовки, профессиональной подготовке в области перевозок и управления на автомобильном транспорте при наличии среднего (полного) общего образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
-профессиональный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
Выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике;
Выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности, в ручной и машинной графике;
Выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов в ручной и машинной графике;
Оформлять технологическую и конструкторскую документацию в соответствии с действующей нормативно-технической документацией;
Читать чертежи, технологические схемы, спецификации и технологическую документацию по профилю специальности
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
Законы, методы и приемы проекционного черчения;
Классы точности и их обозначение на чертежах;
Правила оформления и чтения конструкторской и технологической документации;
Правила выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов и схем, геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей;
Способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем в ручной и машинной графике;
Технику и принципы нанесения размеров;
Типы и назначение спецификаций , правила их чтения и составления;
Требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД) 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 133 час, в том числе:
-обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 89 часов;
-самостоятельной работы обучающегося 45 часов. 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 133
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 89
| в том числе:
|
| практические занятия
| 89
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 45
| в том числе:
|
| самостоятельная работа по выполнению графических работ
| 25
| внеаудиторная самостоятельная работа
| 20
| Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Инженерная графика
Наименование
разделов и тем
| Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 1. Геометрическое черчение
|
| 20
|
|
Тема 1.1.
Основные сведения по оформлению чертежей.
| Содержание учебного материала
| 10
| 2
| Введение. Содержание учебной дисциплины и ее связь с другими дисциплинами, роль и место в подготовке студента к профессиональной деятельности. ЕСКД в системе государственной стандартизации.
Правила оформления чертежей. Форматы ГОСТ 2.301-68. Масштабы ГОСТ 2.302-68. Сведения о стандартных шрифтах, конструкциях букв и цифр. Правила выполнения надписей на чертежах. Линии чертежа.
| 2
|
| Практические занятия
Стандартный чертежный шрифт ГОСТ 2.304-81. Конструкция букв и цифр, размеры.
Выполнение титульного листа альбома графических работ.
Основная надпись чертежа ГОСТ 2.104-68. Порядок заполнения основной надписи чертежа (графическая работа)
Линии чертежа ГОСТ 2.303-68. Наименование, назначение, начертание (графическая работа).
| 8
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся
Оформление титульного листа.
Основная надпись чертежа
| 5
| 2,3
|
Тема 1.2.
Основные правила нанесения размеров на чертежах.
| Содержание учебного материала
| 4
| 1,2
| Нанесение размеров на чертежах ГОСТ 2.307-68.
|
|
| Практические занятия
Нанесение размеров (графическая работа)
Особенности нанесения размеров на симметричной детали (графическая работа)
| 4
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся
Уклон, конусность (конспект).
Нанесение размеров на несимметричной детали (графическая работа)
| 2
| 2,3
|
Тема 1.3.
Геометрические построения и приемы вычерчивания контуров технических деталей.
| Содержание учебного материала
| 6
| 2
| Деление окружностей на равные части.
Сопряжения прямых, прямой и дуги, дуг.
|
|
| Практические занятия
Выполнение графических работ по теме 1.3.
| 4
| 2
| Контрольная работа
«Деталь техническая»
| 2
| 3
| Самостоятельная работа обучающихся
Творческое задание по разделу 1.
| 3
| 2,3
| Раздел 2.
Чертежи и схемы по специальности
|
| 20
|
| Тема 2.1
Построение таблиц.
| Содержание учебного материала
| 4
| 2
| Общие требования по оформлению таблиц ГОСТ 2.105 -95.
|
|
| Практические занятия
Сравнительная таблица (графическая работа)
| 4
| 2
|
Тема 2.2
Построение диаграмм, графиков, схем.
Способы графического представления технологического оборудования
| Содержание учебного материала
| 12
| 2
| Основные правила оформления диаграмм, графиков ГОСТ 2.319-81. Виды диаграмм. Методика подбора и обработки цифрового материала для построения диаграмм и графиков. Последовательность построения графиков, диаграмм.
|
|
| Практические занятия
Диаграмма столбиковая (графическая работа).
Диаграмма секторная (графическая работа).
Диаграмма полосовая (графическая работа).
Условные обозначения для кинематических схем (графическая работа).
Выполнение кинематической схемы узлов буровой установки (графическая работа).
| 10
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся
Диаграмма секторная – подбор необходимого материала для выполнения графической работы.
Завершение графических работ по темам 2.1, 2.2.
| 6
| 2.3
|
Тема 2.3
Основные надписи для текстовых документов
| Содержание учебного материала
| 4
| 1,2
| Основные правила составления текстовых конструкторских документов (пояснительной записки курсовых и дипломного проектов). Основная надпись текстовых документов ГОСТ 2.104-68 (форма 2 и 2а).
|
|
| Практические занятия
Основная надпись пояснительной записки (графическая работа).
| 3
| 2
| Раздел 3.
Проекционное черчение
|
| 20
|
| Тема 3.1
Проекции прямоугольные
| Содержание учебного материала
| 10
| 2
| Общие сведения о проекционном черчении. Виды проецирования. Комплексный чертеж. Точка, прямая и плоскость – как элементы геометрических тел. Прямоугольные проекции геометрических тел.
|
|
| Практические занятия
Многогранники, их прямоугольные проекции (графическая работа).
Тела вращения, их прямоугольные проекции (графическая работа).
Построение третьего вида геометрических тел по двум заданным (графическая работа)
| 9
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся
Виды проецирования: метод центральных проекций, аксонометрических, прямоугольных.
Выполнение моделей геометрических тел.
| 5
| 3
| Тема 3.2
Проецирование моделей
| Содержание учебного материала
| 10
| 2
| Комплексный чертеж модели.
|
|
| Практические занятия
Прямоугольные проекции модели по аксонометрии (графические работы)
Построение третьей проекции модели по двум заданным (графические работы)
| 10
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся
Элементы технического рисования (конспект). Выполнение технического рисунка плоских фигур, геометрических тел и моделей по двум заданным видам (графическая работа).
| 5
|
| Раздел 4
Машиностроительное черчение
|
| 29
|
| Тема 4.1
Категории изображений на чертеже.
| Содержание учебного материала
| 10
| 2
| Изображения – виды (основные, местные, дополнительные), сечения, разрезы, выносные элементы.
|
|
| Практические занятия
Выполнение комплексного чертежа модели с применением простых разрезов (графические работы)
Построение третьего вида модели по двум заданным с необходимыми разрезами (графические работы)
| 9
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся
Графическое обозначение материалов в сечениях (конспект).
Классификация разрезов: в зависимости от расположения секущей плоскости, полноты выполнения, количества секущих плоскостей (конспект).
| 5
| 3
| Тема 4.2
Резьба и резьбовые изделия.
| Содержание учебного материала
| 4
| 2
| Назначение, изображение и обозначение резьбы. Виды и типы резьб.
|
|
| Практические занятия
Изображение резьбы на стержне, в отверстии, в соединении (графическая работа).
Изображение резьбового соединения двух деталей (графическая работа).
| 4
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся
Технологические элементы резьбы (конспект).
|
2
|
3
| Тема 4.3
Основные требования к чертежам.
| Содержание учебного материала
| 9
| 2
| Виды и комплектность конструкторских документов.
Основные требования к выполнению чертежей ГОСТ 2.109-73. Рабочие чертежи и эскизы деталей. Этапы выполнения рабочего чертежа детали.
Сборочный чертеж, его назначение и содержание. Последовательность выполнения сборочного чертежа.
Назначение спецификации. Форма и порядок заполнения спецификации ГОСТ 2.106 – 96.
|
|
| Практические занятия
Рабочие чертежи деталей (графическая работа).
Сборочный чертеж (графическая работа)
Спецификация (графическая работа)
| 8
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся
Обозначение материалов на чертежах (конспект)
| 4,5
| 3
| Тема 4.4
Чтение и деталирование сборочного чертежа
| Содержание учебного материала
| 6
| 2
| Чтение сборочного чертежа. Деталирование сборочного чертежа – выполнение рабочих чертежей по сборочному.
|
|
| Практические занятия
Выполнение рабочих чертежей деталей по сборочному (графические работы)
| 6
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся
Чтение сборочного чертежа.
Деталирование сборочного чертежа.
| 3
| 2,3
| Всего
| 133
|
| Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Перечень графических работ
-
№ задания
| № темы
| Содержание задания
| Формат
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| 1.1
| Титульный лист альбома графических работ
| А4
| 2
| 1.1
| Основная надпись чертежа
| А4
| 2
| 1.1
| Линии чертежа
| А4
| 3
| 1.2
| Нанесение размеров
| А4
| 4
| 1.2
| Нанесение размеров
| А4
| 5
| 1.3
| Деление окружности
| А4
| 6
| 1.3
| Сопряжения
| А4
|
| 1.1,1.2,1.3
| Контрольная работа «Деталь техническая»
| А4
| 7
| 2.1
| Сравнительная таблица
| А4
| 8
| 2.2
| Диаграмма столбиковая)
| А4
| 9
| 2.2
| Диаграмма полосовая
| А4
| 10
| 2.2
| Диаграмма секторная
| А4
| 11
| 2.2
| Условные обозначения для кинематических схем
| А4
| 12
| 2.2
| Выполнение кинематической схемы узлов буровой установки
| А4
| 13
| 2.3
| Основная надпись для текстовых документов
| А4
| 14
| 3.1
| Многогранники (проекции прямоугольные)
| А4
| 15
| 3.1
| Тела вращения (проекции прямоугольные)
| А4
| 16
| 3.1
| Тела геометрические (проекции прямоугольные)
| А4
| 17
| 3.1
| Построение третьего вида геометрических тел по двум заданным
| А4
| 18
| 3.2
| Проекции прямоугольные модели
| А4
| 19
| 3.2
| Построение третьего вида модели по двум заданным
| А4
| 20
| 4.1
| Разрез простой
| А4
| 21 22 23
| 4.1
| Построение третьего вида модели по двум заданным с разрезами
| А4
| 24
| 4.2
| Изображение резьб
| А4
| 25
| 4.2
| Резьба в соединении
| А4
| 26
| 4.3
| Рабочие чертежи деталей
| А4
| 27
| 4.3
| Сборочный чертеж
| А4
| 28
| 4.3
| Спецификация
| А4
| 29
| 4.4
| Рабочие чертежи деталей по сборочному чертежу (деталирование)
| по потребности
|
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Инженерная графика»
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место обучающегося (по количеству обучающихся);
- рабочее место преподавателя дисциплины;
- учебно–наглядные пособия (плакаты, модели, раздаточный материал для выполнения графических работ).
Технические средства обучения:
- кодоскоп – Лектор 2000;
- диапроектор – Пеленг 500.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Государственные стандарты ЕСКД;
2. Боголюбов С.К. Инженерная графика. – М.: Машиностроение, 2000;
3. Куликов В.П., Кузин А.В., Демин В.М. Инженерная графика. - М.: Форум, 2007;
4. Куликов В.П. Стандарты в курсе инженерной графики. - М.:2008.
Дополнительная литература:
1. Баранова Л.А., Панкевич А.П. Основы черчения. - М.: Высшая школа, 1978.
2. Чекмарев А.А., Осипов В.К. Инженерная графика. Справочные материалы. - М.: ВЛАДОС, 2002.
3. Боголюбов С.К. Задания по деталированию. Альбом чертежей. - М.: Машиностроение, 1971.
4. Миронова Р.С., Миронов Б.Г. Сборник заданий по черчению. – М, 1984
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения графических и самостоятельных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Текущий контроль осуществляется преподавателем в процессе обучения при проведении теоретических и практических занятий (опрос, собеседование).
Промежуточная аттестация проводится преподавателем в форме дифференцированного зачета.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| Уметь:
Выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике;
Выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности, в ручной и машинной графике;
Выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов в ручной и машинной графике;
Оформлять технологическую и конструкторскую документацию в соответствии с действующей нормативно-технической документацией;
Читать чертежи, технологические схемы, спецификации и технологическую документацию по профилю специальности; Знать:
. Законы, методы и приемы проекционного черчения;
Классы точности и их обозначение на чертежах;
Правила оформления и чтения конструкторской и технологической документации;
Правила выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов и схем, геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей;
Способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем в ручной и машинной графике;
Технику и принципы нанесения размеров;
Типы и назначение спецификаций , правила их чтения и составления;
Требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД)
| Практические занятия,
внеаудиторная работа по индивидуальным заданиям, самопроверка технических рисунков, рабочих и сборочных чертежей,
тестирование, зачёт.
| |