МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«РОСТОВСКИЙ-НА-ДОНУ КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ И ИНФОРМАТИКИ»
РАбочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНЖЕНЕРНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА» для специальности
230111 «Компьютерные сети»
(базовый уровень среднего профессионального образования)
2012 СОГЛАСОВАНО
представителем работодателя
(должность)
_______________________________
___________________________ ФИО
«______» ______________________
| УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР
________________Жукова Е. Л.
«_____» ___________________
| РАССМОТРЕНО
На заседании цикловой комиссии (кафедры)
Основ техники связи
Протокол № ___ от ________ 2012 года
Председатель ЦК (зав. кафедрой)
____________________ Панченко В. Г.
|
|
Рабочая программа дисциплины «Инженерная компьютерная графика»
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения для студентов среднего профессионального образования, обучающихся по специальности 230111 «Компьютерные сети». Разработчики: Пустоветова С. Ю., преподаватель ГБОУ СПО РО «РКСИ»
Левкович Т. К., преподаватель ГБОУ СПО РО «РКСИ»;
Рецензент: Панченко В. Г., преподаватель ГБОУ СПО РО «РКСИ»
СОДЕРЖАНИЕ 1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………….….4 2 СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………….5 3 условия реализации РАБОЧЕЙ программы
учебной дисциплины…………………………………………………………………......12 4 Контроль и оценка результатов Освоения
учебной дисциплины……………………………………………………………………...13
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Инженерная компьютерная графика» 1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230111 «Компьютерные сети».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании для повышения квалификации, а также для получения рабочих профессий.
Код по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК016-94)
| Наименование профессий рабочих, должностей служащих
| 14995
| Наладчик технологического оборудования
|
1.2. В структуре основной профессиональной образовательной программы дисциплина является общепрофессиональной и входит в профессиональный цикл. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Выполнять схемы и чертежи по специальности с использованием прикладных программных средств.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Средства инженерной и компьютерной графики;
Методы и приёмы выполнения схем электрического оборудования и объектов сетевой инфраструктуры;
Основные функциональные возможности современных графических систем;
Моделирование в рамках графических систем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.5. Выполнять требования нормативно-технической документа-ции, иметь опыт оформления проектной документации. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 96 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 64 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 32 часа. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 96
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 64
| в том числе:
|
| практические занятия
| 64
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 32
| в том числе:
|
| практические работы
| 8
| выполнение упражнений в рабочей тетради
| 8
| работа с материалами ГОСТов, конспекта, подготовка к графическим работам.
| 16
| Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
| 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Инженерная компьютерная графика»
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
| Объем часов
| Уровень освоения
| Раздел 1 Методы, нормы, правила чтения и составления конструкторских документов
| 18
|
| Тема 1.1
Виды, содержание и форма конструк- торских документов. Государственные нормы, опреде -ляющие качество конструкторских документов.
| Содержание учебного материала
| 2
| 1
| Практическое занятие № 1
Оформление чертежей: стандарты (ЕСКД); форматы чертежей основные и дополнительные их размеры и обозначение (ГОСТ 2.301-68); основная надпись чертежа её форма, размеры, порядок заполнения основных надписей и дополнительных граф (ГОСТ 2.104-68); масштабы (ГОСТ 2. 302-68); линии чертежа и их конструкция (ГОСТ 2.303-68).
| Самостоятельная работа
1 Ознакомиться с ГОСТами: ГОСТ 2.301 – 68 Размеры основных форматов чертежных листов; ГОСТ 2.307 - 68 Определения и стандартные масштабы;
ГОСТ 2.104 - 68 Форма, содержание и размеры граф основной надписи.
2 Выполнить упражнения в рабочей тетради:
заполнить таблицу форматов
вычертить деталь в заданном масштабе;
вычертить разные типы линий чертежа.
| 1
|
| Тема 1.2.
Введение в автоматизированную систему программирования КОМПАС-ГРАФИК
| Содержание учебного материала
|
| 2
| Практическое занятие № 2
Запуск автоматизированной системы программирования КОМПАС – ГРАФИК. Открытие существующего документа, закрытие документа и завершение сеанса работы системы. Знакомство с основными элементами интерфейса. Заголовок программного окна и Главное меню. Стандартная панель. Панели Вид. Панель Текущее состояние. Компактная панель: панель переключений и инструментальные панели. Панель свойств, панель специального управления и Строка сообщений.
| 2
| Практическое занятие № 3
Выполнение упражнений с использованием АСП КОМПАС-ГРАФИК
| 2
| Самостоятельная работа:
Повторить материал, изложенный в конспекте
| 1
|
| Тема 1.3
Шрифты чертёжные ГОСТ 2. 304-68
| Содержание учебного материала
| 2
| 2
| Практическое занятие № 4
Типы чертёжных шрифтов, их параметры (размер шрифта, толщина линии шрифта), конструкция прописных и строчных букв, цифр и знаков шрифта типа Б с углом наклона 750
Заполнение основной надписи с использованием АСП КОМПАС-ГРАФИК
| Самостоятельная работа:
Упражнение в рабочей тетради. Выполнить буквы, цифры и надписи чертежным шрифтом типа Б с наклоном 750.
| 2
|
| Тема 1.4
Нанесение размеров на чертежах. ГОСТ 2.307.81, ГОСТ 2.3318-81
| Содержание учебного материала
|
| 2
| Практическое занятие № 5
Основные правила нанесения размеров по ГОСТу на чертежах.
Нанесение размеров с использованием АСП КОМПАС-ГРАФИК
| 2
| Практическое занятие № 6
Графическая работа №1 Нанесение размеров
| 2
| Самостоятельная работа:
Практическая работа №1 Контур детали
| 2
|
| Раздел 2 Геометрическое черчение
| 8
|
| Тема 2.1
Геометрические построения и правила вычерчивания контуров технических деталей
| Содержание учебного материала
|
| 2
| Практическое занятие № 6
Геометрические построения и правила вычерчивания контуров технических деталей
Сопряжение линий
| 2
| Практическое занятие № 7
Геометрические построения в АСП КОМПАС-ГРАФИК
| 2
| Практическое занятие № 8
Графическая работа №2 Сопряжения
| 2
| Самостоятельная работа:
Изучить материал, изложенный в конспекте.
Упражнение в рабочей тетради. Выполнить построение сопряжений, коробовых и лекальных кривых
| 2
|
| Раздел 3 Проекционное черчение
| 17
|
| Тема 3.1
Ортогональное проецирование.
| Содержание учебного материала
|
| 2
| Практическое занятие № 9
Методы получения изображений и методы проецирования; Проецирование точки на три плоскости проекции. Комплексный чертеж точки.
Выполнение комплексного чертежа точки с использованием АСП КОМПАС-ГРАФИК
| 2
| Практическое занятие № 10
Проецирование отрезка прямой линии на плоскости проекций. Угол между прямой и плоскостью проекций Взаимное расположение двух прямых в пространстве и их изображение на комплексном чертеже.
Проецирование отрезка прямой линии на плоскости проекций с использованием АСП КОМПАС-ГРАФИК
| 2
| Самостоятельная работа № 11
Выполнить упражнения рабочей тетради: «Проецирование точки», «Проецирование прямой линии».
| 2
|
| Тема 3.2
Аксонометрические проекции
| Содержание учебного материала
| 2
| 2
| Практическое занятие № 12
Общие понятия об аксонометрических проекциях. Виды аксонометрических проекций: прямоугольные (изометрическая и диметрическая). Аксонометрические оси. Показатели искажения. Аксонометрические проекции плоскостей и окружностей.
Построение изометрических проекций плоскости и окружности с использованием АСП КОМПАС-ГРАФИК
| Самостоятельная работа:
Выполнить упражнение в рабочей тетради.
| 1
|
| Тема 3.3
Проецирование геометрических тел
| Содержание учебного материала
|
| 2
| Практическое занятие № 13
Проецирование призмы, пирамиды, цилиндра, конуса на три плоскости проекции. Построение проекций точек, принадлежащих поверхностям.
| 2
| Практическое занятие №14
Построение аксонометрических проекций геометрических тел с использованием АСП КОМПАС-ГРАФИК
| 2
| Практическое занятие №15
Графическая работа №3 Геометрические тела.
| 2
| 3
| Самостоятельная работа:
Выполнить упражнение в рабочей тетради.
Изучить материал, изложенный в конспекте
| 2
|
| Раздел 4 Машиностроительное черчение
| 25
|
| Тема 4.1
Правила разработки и оформления конструкторской документации
| Содержание учебного материала
| 1
| 1
| Практическое занятие № 16
Виды изделий. Виды конструкторских документов графические и текстовые
| Самостоятельная работа:
Изучить материал, изложенный в конспекте
| 1
|
| Тема 4.2
Категории изображений на чертеже
| Содержание учебного материала
| 2
| 2
| Практическое занятие №17
Виды: назначение, расположение, обозначение
| Практическое занятие №18
Сечения вынесенные и наложенные. Расположение сечений и их обозначения Графическое обозначение материалов в сечении.
| 1
| Практическое занятие № 19
Разрезы простые и сложные. Условности и упрощения. Частные изображения симметричных видов разрезов и сечений. Разрезы через тонкие стенки, ребра. Разрезы длинных предметов
| 2
|
| Практическое занятие № 20
Графическая работа №4 «Виды»
| 2
| 3
| Практическое занятие №21
Графическая работа №5 «Простые разрезы»
| 2
| Самостоятельная работа:
Работа с материалами учебника. Ответить на контрольные вопросы
Практическая работа № 2 «Сложный разрез»
| 3
|
| Тема 4.3
Разъёмные и неразъёмные соединения. Их изображение и обозначение на чертежах
| Содержание учебного материала
| 2
| 2
| Практическое занятие № 22
Неразъёмные соединения: соединения сварные, пайка, склеивание, соединения заклёпками. Условные обозначения неразъёмных соединений.
Виды резьб и их обозначение. Стандартные резьбовые крепёжные детали, их условные обозначения и изображения: болты, гайки, винты, шпильки, шайбы и т.д.
Резьбовые соединения. Упрощение и условные изображения резьбовых соединений
| Самостоятельная работа:
Работа с материалами учебника. Ответить на контрольные вопросы,
Практическая работа № 3 «Резьбовое соединение»
| 2
|
| Тема 4.4
Эскиз детали и порядок его выполнения
| Содержание учебного материала
| 2
| 3
| Практическое занятие № 23
Практическая работа № 4 Эскиз детали
| Самостоятельная работа № 24
Закончить оформление эскиза заданной детали.
| 1
|
| Тема 4.5
Рабочий чертёж. Оформление рабочего чертежа
| Содержание учебного материала
| 2
| 2
| Практическое занятие № 25
Графическая работа № 6 «Рабочий чертёж детали»
| Самостоятельная работа:
Закончить оформление рабочего чертежа по эскизу заданной детали
| 1
|
| Раздел 5 Методы и приёмы выполнения схем по специальности
| 25
|
| Тема 5.1
Виды и типы схем. Общие сведения об электрических схемах
| Содержание учебного материала
| 1
| 2
| Практическое занятие № 26
Общие сведения о схемах, разновидность электрических схем их назначение.
| Самостоятельная работа:
Работа с материалами учебника. Ответить на контрольные вопросы
| 1
| 1
| Тема 5.2
Введение в автоматизированную систему программирования Splan
| Содержание учебного материала
| 1
| 2
| Практическое занятие № 27
Параметры листа. Выбор формата листа. Интерфейс sPlan. Чертёжные инструменты. Настройка сетки. Библиотека элементов. Управление библиотекой. Редактирование УГО электрических элементов.
| Самостоятельная работа:
Изучить учебный материал, изложенный в конспекте
| 1
| 1
| Тема 5.3
Графическое оформление схемы электрической структурной.
| Содержание учебного материала
| 2
| 2
| Практическое занятие № 28
Графическая работа № 7Схема электрическая структурная
| Самостоятельная работа:
Работа с материалами учебника. Ответить на контрольные вопросы,
| 1
|
| Тема 5.4
Графическое оформление схемы электрической принципиальной
| Содержание учебного материала
|
| 2
| Практическое занятие № 29
Условные графические обозначения электрических элементов; общие требования к выполнению схемы электрической принципиальной.
Порядок составления таблицы перечня элементов с использованием АСП sPlan.
| 2
| Практическое занятие № 30
Графическая работа № 8 «Схема электрическая принципиальная»
| 2
| Самостоятельная работа:
Работа с материалами учебника. Ответить на контрольные вопросы.
Практическая работа № 5 УГО в электрических схемах
| 2
|
| Тема 5.5
Схема компьютерной сети
| Содержание учебного материала
|
| 2
| Практическое занятие № 31
Графическая работа №9 «Схема компьютерной сети»
| 2
| Самостоятельная работа:
Изучить учебный материал, изложенный в конспекте
| 1
| Тема 5.6
Особенности графического оформления схем цифровой вычислительной техники
| Содержание учебного материала
|
| 2
| Практическое занятие № 32
Условные графические обозначения в схемах цифровой вычислительной техники
Основные требования к оформления схем цифровой вычислительной техники
| 2
| Практическое занятие № 33
Графическая работа №10 «Схема ЦВТ»
| 2
| Самостоятельная работа:
Изучить учебный материал, изложенный в конспекте
Подготовить ответы на контрольные вопросы по разделу.
| 2
|
| Раздел 6 Правила разработки и оформления технической документации
| 7
|
| Тема 6.1
Требования к текстовым документам, содержащим в основном сплошной текст
| Содержание учебного материала
| 2
| 2
| Практическое занятие № 34
Основные правила составления технической документации, содержащей в основном сплошной текст. Построение документа. Изложение текста документа. Примечания. Сноски
| Самостоятельная работа:
Изучить учебный материал, изложенный в конспекте
| 1
|
| Тема 6.2
Оформление иллюстраций и приложений
| Содержание учебного материала
| 2
| 2
| Практическое занятие № 35
Оформление иллюстраций и приложений. Построение таблиц.
| Самостоятельная работа:
Изучить учебный материал, изложенный в конспекте.
Подготовить ответы на вопросы итогового контроля.
| 2
| 1
| ВСЕГО
| 96
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета «Инженерной и компьютерной графики». Оборудование кабинета:
Посадочные места по количеству обучаемых;
Рабочее место преподавателя;
Необходимая для проведения практических занятий методическая и справочная литература (в т.ч. в электронном в виде).
Технические средства обучения:
Персональные компьютеры, в количестве равном количеству обучаемых, с лицензионным программным обеспечением (sPlan 6.0, Компас-3D V.9 и выше),
Принтер;
Мультимедийный проектор, экран;
Модели, детали;
Чертёжный инструмент;
Плакаты, мультимедийные презентации.
3.2 Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники:
Пуйческу Ф. И. Инженерная графика: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования/ Ф. И. Пуйческу. – М.: Академия, 2011. Куприков М. Ю., Маркин Л. В. Инженерная графика: Учебник для ссузов. – М.: Дрофа, 2010.
Дегтярев В.М., Затыльникова В.П. Инженерная и компьютерная графика: Учебник. – М.: Академия, 2010.
Дополнительные источники:
А.А. Дадаян «Инженерная и компьютерная графика», учебник для Вузов. Инфра-М, Форум, 2007.
Куликов В. П., Кузин А. В., Демин В. М. Инженерная графика: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.
Инженерная графика: учебное пособие/ Авт.-сост. Левкович Т. К. – Ростов-на-Дону: РКСИ, 2009.
Графический редактор sPlan 6.0 и его использование в учебном процессе/ Сост. Пустоветова С. Ю. – Ростов-на-Дону: РКСИ, 2009.
ЕСКД. Обозначения условные графические в схемах. – М.: Государственный комитет СССР по стандартам, 1985.
4 Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| Умения
|
| Выполнять схемы и чертежи по специальности с использованием прикладных программных средств.
| Практические занятия
Работа с ГОСТами, подготовка к графическим работам, оформление практических и графических работ, работа с конспектом
| Знания
|
| Средства инженерной и компьютерной графики
| Практические занятия
Выполнение упражнений в рабочей тетради, работа с конспектом, выполнение и оформление графических и практических работ
| Методы и приёмы выполнения схем электрического оборудования и объектов сетевой инфраструктуры
| Графические работы №7 – №10
Практическая работа №5
Работа в системе программирования Splan, работа с материалами учебника, конспектом
| Основные функциональные возможности современных графических систем
| Графические работы №1 - №5, №7 – №10. Практические работы №1 - №3, №5. Работа в системе программирования КОМПАС – ГРАФИК, системе программирования Splan, выполнение упражнений в рабочей тетради, работа с материалами учебника, конспектом
| Моделирование в рамках графических систем
| Графические работы №1 - №5, №7 – №10. Практические работы №1 - №3, №5. Работа в системе программирования КОМПАС – ГРАФИК, системе программирования Splan, работа с материалами учебника, конспектом
| Готовят к освоению общих компетенций
|
| OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
| Работа в системе программирования КОМПАС – ГРАФИК
Работа в системе программирования Splan
Графические работы №1 - №10
Практические работы №1 - №5
Выполнение упражнений в рабочей тетради
Работа с материалами учебника, конспектом
| Готовят к освоению профессиональных компетенций
|
| ПК 1.5. Выполнять требования нормативно-технической документации, иметь опыт оформления проектной документации.
| Работа с ГОСТами
Подготовка к графическим работам Выполнение и оформление практических №1 - №5 и графических работ №1 - №10
Работа с материалами учебника, конспектом
|
|