Уроках математики


Скачать 120.87 Kb.
НазваниеУроках математики
ТипУрок
Мурзинцева Татьяна Алексеевна

МАОУ СОШ №110 г. Новокузнецк.

Учитель математики
Приемы формирования информационной культуры учащихся

на уроках математики
Новая парадигма образования ориентирована на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в компетенции. В основе стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

При увеличении объемов информации и скорости ее потоков в современном обществе особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, обработкой и переработкой информации. От умения работать с информацией, критически осмысливать ее, от умения организовать познавательную систематическую деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию.

При работе с информацией учащиеся осваивают следующие виды деятельности:

  • Работа с учебной и дополнительной литературой

  • Работа с медиапродуктами.

  • Использование в учебном процессе компьютерных презентаций.

В процессе обучения учащихся на уроке особое место занимает работа с учебником. Учебник является важнейшим источником вопросов, задач и заданий, которые учитель ставит перед учащимися или которые они находят самостоятельно. Научить школьника приёмам работы с учебником, с книгой – это значит научить его учиться.

По опыту могу утверждать, что специально работой по обучению учащихся приёмам самостоятельной работы с книгой в школе редко кто занимается. Часть школьников вообще не работают с учебником, часть работают, как умеют, то есть многократно прочитывают текст с установкой на запоминание. А чтобы читать учебник с карандашом в руке, вникая в смысл прочитанного, требуется чрезвычайная добросовестность ученика или чрезвычайная заинтересованность.

Встаёт вопрос, каким приёмам и как научить учащихся работать с книгой?

Такую работу с учащимися я начинаю проводить с 5 класса. На первом уроке знакомлю учеников с тем, как составлен учебник,  с условными обозначениями, которые используются в учебнике, с тем как изложен  материал в учебнике, пронумерованы главы, темы, рисунки. Обращаю внимание на то, что после каждой темы есть сведения из истории математики.  Знакомлю со справочным материалом форзаца, справочным материалом в конце учебника, объясняю принцип предметного указателя.

На первых уроках предлагаю игру «Попробуй найти!», в ходе которой сообщаю классу название главы, параграфа или пункта. Ученики должны быстро с помощью оглавления найти данный раздел учебника и зачитать несколько строк из него. Во время игры развиваются внимательность, быстрота реакции, ориентация в логическом изложении математического материала в учебнике.

Уже в 5-х и 6-х классах необходимо систематически развивать у детей умения читать и понимать текст, не пропускать непонятные слова, выделять в тексте новое для себя, находить главное, опорные слова, заучивать основные теоретические положения, воспроизводить встречающиеся в учебнике элементы рассуждений, доказательств. Для этого использую следующие приемы:

1. Чтение вслух текста по абзацам, по цепочке.

2. После чтения абзаца отвечаем на вопросы: «Что нового узнали? Какие слова непонятны? Что кажется наиболее важным? Что надо обязательно запомнить?»
3. После прочтения всего текста обсуждаем практическую значимость и сферы применения изученного материала.

Например, при изучении темы «Задачи на части» в 6 классе на вопрос где мы в жизни встречаем задачи на части? ребята приводили примеры

рецептов приготовления (или изготовления чего-либо), в составе которых указаны части. (В медицине, в кулинарии, в бытовой химии).
4. При подведении итогов урока отвечаем на вопросы к тексту, таким образом, вновь повторяя основное содержание теоретического материала.

5. После объяснения нового материала и выполнения упражнений на закрепление, можно предложить учащимся прочитать параграф, выделить главные мысли, найти в тексте то, о чём я вообще не говорила на уроке. Например, при изучении в 5 классе темы «Умножение натуральных чисел и его свойства» можно опустить в объяснении, когда можно не ставить знак умножения. Учащимся дается задание: найти в тексте то, что не упоминалось на уроке. После ответа на вопрос, предлагается задание: «Определите, какие из равенств верные?»

7∙a=7a
28+b=28b
(x+9)∙(y-5)=(x+9)(y-5)

7∙2+k=14k
6∙8∙n=48n
x∙(2+c)=x(2+c)
(ab)∙c = abc

Для лучшего понимания прочитанного текста учебника можно использовать методический прием – «Инсерт». Технически он достаточно прост. Учащихся надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. Пометки могут быть следующие:


Знак

Значение знака

V

отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику

+

отмечается новое знание, новая информация



отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе

?

отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее


Завершением данной работы с текстом является устное обсуждение или заполнение таблицы. Обычно школьники без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном тексте, сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали. При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него.

Весьма интересным в этом приеме является знак “вопрос”. Авторы учебников ставят перед учащимися самые разные вопросы, учитель на уроке требует ответов на них, а вот места для вопросов самих детей ни в учебниках, ни на уроках нет. А результат всего этого хорошо известен: школьники не всегда умеют задавать вопросы, а со временем у них вообще появляется боязнь их задавать. А ведь известно, что в заданном вопросе содержится уже половина ответа. Именно поэтому знак “вопрос” весьма важен во всех отношениях. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать, что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается “за кадром”. А это стимулирует учащихся к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации. Технологический прием “Инсерт” делает зримыми процесс накопления информации, путь от “старого” знания к “новому”.

Например, при прочтении объяснительного текста по теме «Теорема Пифагора» у ребят возникло желание узнать о других способах доказательства этой знаменитой теоремы. В настоящее время их насчитывается более ста.

Не секрет, что многим учащимся геометрия даётся нелегко, т.к. она отличается обилием теорем, которые слабые ученики в лучшем случае заучивают наизусть, без понимания, Поэтому можно использовать следующий прием работы по осознанному запоминанию теоремы:

Проработав канву доказательства теоремы, выдаю каждому ученику карточку, на которой доказательство этой теоремы представлено в виде таблицы, состоящей из двух колонок, одна из которых содержит утверждения, другая – их обоснования, а также имеются пропуски в той или иной колонке. Такие карточки можно делать дифференцированными, изменив количество пропусков. Учащимся необходимо заполнить пустые места в доказательстве. Слабым учащимся можно предложить заполнение этой таблицы с использованием учебника. Например, при доказательстве теоремы о сумме углов треугольника(7 класс) можно предложить такую таблицу:

Утверждение

Обоснование

  1. 4=1

…………………………….....................

  1. …………………………….

Накрест лежащие углы при пересечении параллельных прямых а и АС секущей ВС

  1. 4+2+5=1800

……………………………………………

  1. ............................................


5. Вывод: .........................................

Утверждения 1 и 2




Еще одним не простым, но в то же время необходимым способом обработки информации из книги является составление плана прочитанного. Удачно составленный план говорит о конечном итоге, об умении анализировать текст, о степени усвоения содержания.

По плану ученикам будет легко восстановить в памяти содержание прочитанного. При работе с планом сосредотачивается внимание и стимулируется память.

Еще одним способом обработки информации из текста является составление тезисов. Тезисы – это основные положения текста, которые доказывают, объясняют, поясняют материал в тексте. Если в плане в определенной последовательности даются только названия основных объектов в виде заголовков, то при составлении тезисов в той же самой последовательности даётся само содержание этих объектов.

Можно сравнить план и тезисы на примере одного и того же текста из учебника математики для 5 класса «Угол».

План.

1. Понятие угла.

2. Равные углы.

3. Развёрнутый угол.

4. Прямой угол.

Тезисы.

1. Углом называют фигуру, образованную двумя лучами, выходящими из одной точки. Лучи, образующие угол, называют сторонами угла, а точку, из которой они выходят,- вершиной угла.

2. Если один угол можно наложить на другой так, что они совпадут, то эти углы равны.

3. Два дополнительных друг другу луча образуют развёрнутый угол. Стороны этого угла вместе образуют прямую линию, на которой лежит вершина развёрнутого угла.

4. Прямым углом называют половину развёрнутого угла.
Одним из видов деятельности по формированию информационной культуры учащихся является преобразование текстовой информации в другой вид (таблица, диаграмма, график и т.д.).

Например, при изучении темы «Четырехугольники» в 8 классе учащимся можно предложить заполнить таблицу, в которой данный математический факт необходимо представить с помощью слов, на языке символов и в графическом виде.


Словесная формулировка математического факта

Математический факт на языке чертежа

Математический факт на языке символов

Отрезок, соединяющий середины боковых сторон трапеции, параллелен основаниям трапеции.










В С


А D D










ABCD – параллелограмм, AB=CD и BC=AD, A=C и B=D


На этапе изучения нового материала предлагаю заполнить таблицы разного вида. Например, при изучении темы «Умножение и деление степеней»:

Действие

Формулировка

Буквенная запись

Доказательство

Примеры

Умножение степеней с одинаковыми основаниями













Деление степеней с одинаковыми основаниями














Это задание дети выполняют в парах или группах. Работа с текстом учебника заставляет учащихся анализировать прочитанный текст, отделять главную информацию от второстепенной. Важно, что познание нового происходит в самостоятельной деятельности учащихся.

Так же можно использовать задачи содержащие информацию, представленную в различной форме. Вопрос задачи может быть сформулирован следующим образом:

  • переведите в графическую (словесную) форму;

  • если возможно, хотя бы приближенно опишите их математической формулой;

  • сделайте вывод, наблюдается ли в этих данных какая-то закономерность и др.

Примеры:

1) 9-й класс: Продолжить числовую последовательность: 1; 3; 5; 7; 9;… задать ее следующими способами:

– Формулой n-го члена;
– Таблицей;
– Графиком;
– Словесным описанием.

2) 8-й класс: Составьте текст задачи, которую можно решить с помощью данного уравнения, и решите ее: img1

3) 7, 8-й класс: На рисунке показано изменение температуры воздуха на протяжении трех суток. По горизонтали указывается дата и время суток, по вертикали – значение температуры в градусах Цельсия. Определите по рисунку наибольшую температуру воздуха 22 января.

img2

4) На диаграмме показана среднемесячная температура воздуха в Екатеринбурге (Свердловске) за каждый месяц 1973 года. По горизонтали указываются месяцы, по вертикали – температура в градусах Цельсия. Определите по диаграмме наименьшую среднемесячную температуру в 1973 году.

img3

5) 5-й класс (математика). Дана схема дорог между селами A, B, C, D, M и известны расстояния между ними:

AM = 7км, AB = 4км, BC = 9км, CD = 6км, DM = 7км, BM = 5км, BD = 13км, AD = 10км, CM = 11км, AC = 6км. В селе А находится почта. Почтальон должен развозить почту во все села. Необходимо выбрать кратчайший путь для него.

img4
В качестве инструмента формирования информационной культуры использую в своей практике элементы технологии критического мышления:

Прием «Таблица ЗХУ» (Знаю, Хочу узнать, Узнал)

Использую в том случае, если необходимо собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, т.е. на уроках обобщения и систематизации знаний:


З - что мы знаем

Х - что мы хотим узнать

У - что мы узнали, и что нам осталось узнать











Работа с таблицей ведется в течение всего урока. Заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».

Например, при проведении урока геометрии в 10 классе на тему «Взаимное расположение прямых в пространстве» заполнили таблицу:

Знаю

Что хочу знать

Узнал на уроке

Что осталось узнать

Параллельные прямые.
Пересекающиеся прямые.
Аксиома параллельных прямых.

Скрещивающиеся прямые.
Угол между скрещивающимися прямыми. Признак. Применение в практической жизни

Узнал на уроке:

Скрещивающиеся прямые.
Угол между скрещивающимися прямыми. Признак.

Хочу знать:

Применение в практической жизни.


Важно научить школьников задавать вопросы, Для этого используется прием «Толстый и тонкий вопросы», который используется:

Для организации взаимоопроса. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. (Как правило эти заготовки они делают дома, поработав с учебником). Затем – они опрашивают друг друга, используя свои таблицы «толстых и тонких вопросов». При этом работа организуется двумя способами: дети готовят вопросы индивидуально для соседа по парте; работая в паре, готовят вопросы для других групп учащихся.


Толстые вопросы

Тонкие вопросы

В эту графу мы записываем те вопросы, на которые предполагается развернутый, обстоятельный ответ.

В эту графу мы записываем те вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ.

  • дайте объяснение, почему...

  • почему вы думаете...

  • почему вы считаете...

  • в чем разница...

  • предположите, что будет, если...

  • что, если...

  • что...

  • когда...

  • может...

  • будет...

  • мог ли...

  • как называется ...

  • согласны ли вы...

  • верно ли...

  • Дайте объяснение, почему диагонали прямоугольника равны.

  • В чем разница между прямоугольником и квадратом, ромбом и квадратом?

  • Предположите, что будет, если в параллелограмме диагонали будут взаимно перпендикулярны.




  • Что называется прямоугольником?

  • Согласны ли вы, что квадрат является ромбом?

  • Как называется параллелограмм, у которого все стороны равны?




Вопросы формирования информационной компетентности находят свое продолжение:

- в самостоятельной внеурочной работе с различными источниками: научно-популярной литературой, ресурсами сети Интернет при подготовке индивидуальных и групповых сообщений, докладов, рефератов по различным темам.

- в проектной и научно-исследовательской деятельности.

При этом учащиеся готовят не только текстовое сообщение, но и презентацию к нему. При этом развивается интерес к предмету, предоставляется возможность самореализации, выражающаяся в том, что ученики знакомят одноклассников с материалом, которого те не найдут в учебнике.
Таким образом, эффективность процесса формирования информационной культуры учащихся зависит от умения правильно выбрать технологические приёмы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока. Важно понимать, что каждый ученик успешен, талантлив и уникален во всем.

Похожие:

Уроках математики iconИсследовательская работа на тему: «Психология в обучении. Применение...
«Психология в обучении. Применение техники нейро-лингвистического программирования на уроках математики»

Уроках математики iconУроках математики
Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником математики на каждом уроке и дома по трем...

Уроках математики iconОпыта
Развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики через творческие задания

Уроках математики iconУроках математики 5-6 классов 7
Психолого-педагогические особенности развития детей среднего школьного возраста 13

Уроках математики iconУроках математики
Мбоу сургутский естественно-научный лицей, г. Сургут, Тюменская область, хмао-югра

Уроках математики iconНа уроках математики
...

Уроках математики iconМетодическая разработка III место в Областном конкурсе методических разработок 2009 года
Игра на уроках математики как один из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету

Уроках математики iconМетодические рекомендации по формированию ууд у старших школьников...
Теоретические основания формирования универсальных учебных действий у старших школьников 7

Уроках математики iconУроках математики
Римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети заражаются жаждой знаний и стремлением...

Уроках математики iconУроках математики Круковская Татьяна Владимировна
Римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети заражаются жаждой знаний и стремлением...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск