Титульный лист
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования вопроса формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики 5-6 классов 7
1.1. РУУД как результат обучения математике 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития детей среднего школьного возраста 13
1.3. Специфика формирования регулятивных учебных действий на уроках математики 20
ГЛАВА 2. Методические аспекты формирования регулятивных учебных действий на уроках математики 5-6 классов 24
2.1. Содержание обучение математике, обеспечивающее формирование РУУД 24
2.2. Методы приемы обучение математике, обеспечивающие формирование РУУД 31
2.3. Описание организации и результатов эксперимента 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблемы, связанные с определением содержания образования, его концептуальным обоснованием минимизацией объема знаний на уровне учебного предмета, определением актуальных компетенций, всегда были ведущими в теории образования. И сегодня они остаются наиболее дискуссионными.
В течение 20 века в отечественной педагогике разрабатывались и реализовывались различные подходы к определение содержания общего образования. Все их многообразие можно объединить в следующие четыре группы:
- образовательный подход, при котором главное внимание уделяется подбору предметного материала, дает возможность учащимся овладеть соответствующими знаниями основ наук, а также умениями и навыками их применения;
- деятельностный подход, когда внимание сосредоточивается на том смысле образования, который дает ученикам возможность овладеть знаниями, касающиеся современного промышленного и сельскохозяйственного производства, политики и общественной жизни, а главное - способами самостоятельного получения этих знаний и их применение вне учебного процесса;
- культурологический подход, при котором приоритет предоставляется конструированию содержания образования на основе широкого социального опыта, причем этот опыт должна вступать во взаимодействие с собственным эмоционально культурным опытом учащихся;
- компетентностный подход, когда критерием отбора содержания образования являются те знания, усвоение которых дает возможность ученикам непосредственно, уже в процессе обучение решать актуальные для них социальные и жизненные проблемы, осваивать социальную практику [1].
Значительные теоретические труды по проблемам разработки содержания общего образования появились в 70-е годы прошлого века. По нению М. Скаткина, толчком к фундаментальным исследованиям был тот факт, что «...педагогическая наука оказалась недостаточно подготовленной к решению сложных практических задач, связанных с перестройкой содержания общего образования»[7, с. 23], ведь содержание образования, как и в течение многих веков, строился исключительно эмпирическим путем. Однако метод проб и ошибок, ранее более или менее успешно реализовывался в процессе определения содержания образования, уже не оправдывал себя. Огромный эмпирический опыт построения содержания образования потребовал теоретического анализа.
В начале 1970-х годов увидели свет фундаментальные труды известных психологов В. Давыдова, Л. Занкова и представителей их научных школ, посвященные теоретическому обоснованию подходов по структуре содержания образования и отбора содержания начального образования. Давыдов согласно разработанной им теории учебной деятельности, ключевым определял понятие содержательных обобщений, выделенных по структуре мышления. Содержание образования, по мнению ученого, должно направляться на развитие научно-теоретического мышления, а построение учебных предметов должно осуществляться в соответствии к способу научного изложения материала [2, с. 401]. Л. Занков выдвинул положение о триединстве образовательного процесса, охватывающего обучения, воспитания и развитие. Только учитывая все составляющие образования, можно сформировать ее оптимальное содержание [3].
Потому возникает
противоречие: с одной стороны, необходимо
разрабатывать программы занятий по математике с применением процесса формирования регулятивных УУД, с другой, недостаточная изученность влияния регулятивных УУД на процесс обучения детей.
В связи с этим возникает необходимость анализа педагогической и психологической литературы, а также существующих практик работы учителя в направлении формирования регулятивных УД как средства обучения. Этим объясняется выбор
темы дипломной работы,
проблема которой заключается в определении следующих ключевых моментов:
1 - какова взаимосвязь образовательного процесса и получения новых знаний, а также процесса формирования регулятивных универсальных учебных действий?
2 - при каких социально-педагогических условиях регулятивные учебные действия выступают как средство полноценного получения всех необходимых знаний во время обучения в школе?
Решение данной проблемы составляет
цель нашего исследования.
Цель работы – теоретически изучить и экспериментально проверить возможности формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики 5-6 классов.
Объект исследования – процесс обучения математике обучающихся 5 – 6 классов.
Предмет исследования – процесс формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики 5-6 классов.
Гипотеза исследования: формированию
РУУД на уроках математике в 5-6 классах будет способствовать специально отобранное содержание и методы обучения математике.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой сформулированы следующие
задачи исследования:
Задачи исследования:1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, нормативных документов, рассмотреть содержание
РУУД как результата обучения математике в современной общеобразовательной школе и изучить специфику их ф
ормирования на уроках математики.
2. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности развития детей среднего школьного возраста, оказывающих влияние на формирование
регулятивных учебных действий.
3. Охарактеризовать содержание обучение математике, обеспечивающее формирование РУУД, выделить методы и приемы обучение математике, обеспечивающие формирование РУУД и разработать соответствующие методические рекомендации.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанных рекомендаций.
Методологическую основу исследования составили:
– концепции
формирования
регулятивных учебных действий в работах А.Г. Асмолова, Ю.В. Михеевой, Т.В. Сафоновой и др.
– методика и условия формирования
регулятивных учебных действий представленных в трудах Е.Р. Аргуновой, Н.В. Барышниковой, Л.В. Гончаровой, В.А. Красильниковой, И.В. Сапегиной, Т.В. Сафоновой, Т.В. Текнеджян и др.
Для решения поставленных в исследовании задач и проверки гипотезы нами использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих
методов исследования:
1) теоретический анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;
2) педагогический эксперимент (анализ педагогической документации, беседа, наблюдение, тестирование).
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты позволяют привлечь внимание родителей, психологов, педагогов образовательных учреждений к проблеме формирования
регулятивных учебных действий.
Результаты исследования могут быть включены в теоретические и практические курсы вузовской подготовки будущих психологов, педагогов, учителей математики.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа содержит введение, 2 главы, включающие в себя параграфы, заключение, список использованной литературы и приложения.