Учебно-методическое пособие по дисциплине «Сестринское дело в терапии» для подготовки к практическим занятиям студентов III курса факультета мвсо составлено


НазваниеУчебно-методическое пособие по дисциплине «Сестринское дело в терапии» для подготовки к практическим занятиям студентов III курса факультета мвсо составлено
страница1/8
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8
ГОУ ВПО «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РФ »

КАФЕДРА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ № 2

СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ТЕРАПИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для студентов III курса очного отделения факультета МВСО

КАЗАНЬ 2010

2
УДК 614.253.5:616-08(075.8)

ББК 53.5я73
Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета
Составители:

заведующий кафедрой внутренних болезней №2, профессор, д.м.н. Р.Ф.Хамитов,

профессор кафедры внутренних болезней №2,.д.м.н. И.А.Латфуллин,

доцент кафедры внутренних болезней №2, к .м .н. А.А.Подольская,

доцент кафедры внутренних болезней №2, к. м .н. Р.И.Ахмерова
Рецензенты:

декан факультета менеджмента и высшего сестринского образования,

профессор, д.м.н. Сёмина И.И.

заведующий кафедрой менеджмента и организации сестринского дела, профессор, д.м.н., Ш.М.Вахитов

Сестринское дело в терапии: Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов факультета МВСО очного отделения по дисциплине «Сестринское дело в терапии» /Р.Ф Хамитов, И.А.Латфуллин, А.А. Подольская, Р.И. Ахмерова – Изд.2-е, перераб. и доп. – Казань: КГМУ, 2010. – 78 с.
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Сестринское дело в терапии» для подготовки к практическим занятиям студентов III курса факультета МВСО составлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060109

«Сестринское дело» в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине, утвержденной руководителем Департамента научно-исследовательских и образовательных медицинских учреждений В.И. Сергиенко 28 декабря 1998 г. В учебном пособии представлен план занятий, основной перечень знаний и умений, необходимых студентам к практическим занятиям с тестовыми заданиями и ситуационными задачами.


 Казанский государственный медицинский университет
3

ОГЛАВЛЕНИЕ:


Введение

……………………………………………………………….

4

Тема 1.

Структура, организация работы и оснащение терапевтического отделения и поликлиники, больницы, кабинета участкового врача, здравпункта промышленного предприятия………………………………………………......


6

Тема 2.

Сестринский процесс в терапии…………………………..

10

Тема 3.

Атеросклероз, ишемическая болезнь сердца (ИБС),

электрокардиографическая диагностика неотложных состояний в кардиологии…………………………………..



16

Тема 4.

Ангинозный статус. Нарушения ритма и проводимости сердца………………………………………………………..


21

Тема 5.

Артериальная гипертония. Гипертонический криз………

25

Тема 6.

Некоронарогенные поражения миокарда………………..

29

Тема 7.

Основные синдромы при заболеваниях легких………….

34

Тема 8.

Основные синдромы при заболеваниях желудка и кишечника……………………………………………………


39

Тема 9.

Основные синдромы заболеваний поджелудочной железы, печени и желчевыводящих путей………………...


43

Тема 10.

Основные синдромы при заболеваниях почек и

мочевыводящих путей………………………………………


48

Тема 11.

Дифференциальная диагностика анемического синдрома..

53

Тема 12.

Основные синдромы при гемобластозах……………………

58

Тема 13

Суставной синдром………………………………………….

63

Тема 14.

Военно-полевая терапия…………………………………….

68




Приложение………………………………………………….

71




Структура и организация терапевтического отделения…

71




Структура и организация городской поликлиники………

72




Схема истории болезни……………………………………..

74


4
ВВЕДЕНИЕ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ,
ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1. Цель преподавания дисциплины

Деятельность выпускника факультета «Менеджмента и высшего сестринского образования» направлена на оказание высококвалифицированной сестринской помощи, включая укрепление здоровья, профилактику заболеваний, непосредственный уход за больными и реабилитацию; планирование, организацию и управление сестринскими службами; проведение научных исследований по полученной специальности; организацию, обеспечение, управление и проведение педагогического процесса, связанного с подготовкой и переподготовкой среднего, младшего и парамедицинского персонала. Сферами профессиональной деятельности специалиста являются лечебно-профилактические учреждения и учреждения медико-социальной помощи различных форм собственности; профессионально-образовательные учреждения, в том числе медицинские училища и колледжи; органы управления здравоохранением, включая центральные, местные и ведомственные; служба милосердия обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, научно-исследовательские учреждения и организации, ведущие исследования в области сестринского дела.

Основной целью курса является ориентирование медицинских сестер на сохранение здоровья, профилактику болезней, качественную и эффективную медицинскую помощь больным; владение современными методами реабилитационных мероприятий и паллиативной помощи.

1.2. Задачи курса состоят в том, чтобы научить студентов:

  • собирать и оценивать анамнестические данные о состоянии здоровья пациента с целью планирования и осуществления плана мероприятий сестринской помощи;

  • проводить физикальное обследование пациента и интерпретировать полученные данные;

  • планировать и осуществлять мероприятия сестринской помощи, в том числе и при неотложных и угрожающих жизни состояниях;

  • осуществлять динамическое наблюдение за конкретным пациентом и группами населения для определения необходимой медико-социальной помощи;

  • оценивать эффективность оказания пациенту сестринской медицинской помощи;

  • соблюдать стандарты и критерии качества проведения лечебно-диагностических мероприятий;

  • проводить необходимые санитарно-эпидемические мероприятия;

  • эффективно взаимодействовать с врачами и другими работниками здравоохранения и социальной защиты для оказания адекватной помощи;

  • соблюдать принципы этики и деонтологии;

  • организовывать и оказывать сестринскую медицинскую помощь больным, пораженным и раненым в военно-полевых условиях.

1.3. Перечень практических умений, которыми должен овладеть студент факультета МВСО по окончании курса.

5
1.3. Перечень практических умений, которыми должен овладеть студент факультета МВСО по окончании курса.

Студент должен знать:

  • особенности организации сестринской службы в терапии;

  • особенности работы терапевтических отделений различного профиля, диагностических и вспомогательных подразделений в больницах и поликлиниках;

  • правила оформления медицинской документации (истории болезни, амбулаторной карты, санаторно-курортной карты, больничного листа, направления на МСЭК (посыльный лист), рецепты);

  • причины возникновения, меры профилактики наиболее распространенных
    терапевтических заболеваний;

  • причины обострений, ухудшения течения наиболее распространенных терапевтических заболеваний, меры профилактики;

  • основные симптомы наиболее распространенных терапевтических заболеваний;

  • основные синдромы в терапевтической практике;

  • основные симптомы ухудшения (дестабилизации) и улучшения (стабилизации) наиболее распространенных терапевтических заболеваний, критерии наблюдения, контроля за состоянием больного;

  • основные методы диагностики в терапевтической практике и подготовку больного к ним;

  • основные показатели лабораторно-диагностических исследований в норме и при наиболее распространенных терапевтических заболеваниях, неотложных и критических состояниях в терапии;

  • принципы лечения наиболее распространенных терапевтических заболеваний;

  • принципы оказания неотложной медицинской помощи в терапевтической практике;

  • разовые, суточные дозы наиболее часто используемых в терапевтической практике лекарственных препаратов;

  • основные показания, противопоказания и побочные эффекты, меры профилактики и тактику сестринского персонала при возникновении у больного медикаментозных осложнений;

  • основные задачи сестринского ухода для решения проблем пациента при наиболее распространенных терапевтических заболеваниях;

  • основные этапы и принципы реабилитации больных в терапевтической практике;

  • вопросы организации и проведения диспансеризации терапевтических больных;

  • принципы оказания паллиативной помощи.

Студент должен уметь:

  • использовать принципы медицинской этики и деонтологии в повседневной работе в терапевтической практике;






6


  • провести сбор информации о больном (расспрос, физикальный осмотр) и
    выявить основные симптомы наиболее распространенных терапевтических заболеваний, определить ведущий клинический синдром;

  • провести сбор информации о больном (расспрос, физикальный осмотр) и
    выявить основные симптомы наиболее распространенных терапевтических заболеваний, определить ведущий клинический синдром;

  • оценить состояние больного с учетом выраженности симптомов;

  • на основании выявленных симптомов, реакции больного на болезнь и распознанных проблем пациента сформулировать сестринский диагноз;

  • сформулировать задачи ухода и составить план их выполнения, с реализацией всех принципов лечения и сестринского ухода,

  • обучать пациентов с целью предупреждения развития заболеваний, укрепления и улучшения здоровья, т.е. развивать у пациентов навыки здорового образа жизни;

  • научить пациента и членов его семьи правилам поведения и жизни с болезнью.

Студент должен уметь выполнить:

  • уход за тяжелыми больными (санация полости рта, питание),

  • измерение артериального давления,

  • подкожные, внутримышечные и внутривенные инъекции,

  • реанимационные мероприятия (наружный массаж сердца, искусственная вентиляция легких),

  • все необходимые действия, связанные с лечением, диагностикой, проведением неотложной помощи.

1.4. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины

Преподавание курса сестринского дела в терапии обязательно должно интегрироваться с курсами теоретических и медико-биологических дисциплин, с другими дисциплинами блока «Клинической сестринской подготовки», в частности, с такими, как «Реабилитология», «Инфекционные болезни». Для изучения внутренних болезней необходимо также успешное овладение основами пропедевтики внутренних болезней.
Тема 1. Структура, организация работы и оснащение терапевтического отделения и поликлиники, больницы, кабинета участкового врача,

здравпункта промышленного предприятия

1. Мотивация цели занятия: Поликлиническая терапия как существенная часть учения о внутренних болезнях занимает ведущее место в деятельности врача-терапевта городской и сельской поликлиники, здравпункта промышленного предприятия.

После изучения темы студент должен иметь представление о структуре и организации, задачах терапевтического отделения поликлиники, больницы, кабинета участкового врача, здравпункта промышленного предприятия,

стандартах организации рабочего места медицинской сестры, принципах аттестации, аккредитации и лицензирования.

7
2. План занятия

  1. Вступительное слово преподавателя (10 мин)

  2. Исходящий контроль знаний (15 мин)

  3. Устный опрос (45 мин)

  4. Знакомство с работой терапевтического отделения больницы, учетно-отчетной документацией (90 мин, включая перерыв 15 мин)

  5. Самостоятельная работа студентов с методическими материалами (45 мин),

  6. Итоговый контроль знаний (25 мин)

3. План изучения темы

  1. Организация работы терапевтического отделения и поликлиники, больницы, кабинета участкового врача, здравпункта промышленного предприятия.

  2. Стандарты организации рабочего места медицинской сестры и среды пациента.

  3. Аттестация, аккредитация и лицензирование.

  4. Задачи и функциональные обязанности сестринского персонала.

  5. Статистические формы учетно-отчетной документации медицинской сестры, инфекционная безопасность, лечебно-охранительный режим.

4. Студент должен знать

  1. Структуру, задачи, объем терапевтической помощи.

  2. Медицинскую документацию.

  3. Функциональные обязанности сестринского и вспомогательного персонала терапевтического отделения и поликлиники, больницы, кабинета участкового врача, здравпункта промышленного предприятия.

5. Студент должен уметь

  1. Оформить амбулаторную карту, историю болезни, статистический талон и другие формы учетно-отчетной документации, связанные с работой среднего медицинского и вспомогательного персонала, составить график дежурств.

  2. Организовать работу среднего и вспомогательного персонала, уметь работать в составе медицинской бригады, взаимодействовать с другими лечебно-диагностическими и вспомогательными отделениями и службами поликлиники, больницы, города, района.

6. Вопросы для самостоятельной подготовки

  1. Организация работы терапевтического отделения и поликлиники, больницы, кабинета участкового врача, здравпункта промышленного предприятия.

  2. Стандарты организации рабочего места медицинской сестры и среды пациента.

  3. Аттестация, аккредитация и лицензирование.

  4. Задачи и функциональные обязанности сестринского персонала.

  5. Статистические формы учетно-отчетной документации медицинской сестры, инфекционная безопасность, лечебно-охранительный режим.

7. Тестовый контроль

На предложенные вопросы выберите один правильный ответ.

  1. Что представляет собой диспансеризация?

8


  1. обследование и лечение больных в стационаре;

  2. обследование и лечение больных в поликлинике;

  3. активное наблюдение за больными, страдающими некоторыми

заболеваниями, а также за здоровьем определенных групп населе ния;

  1. осмотр в поликлинике;

  2. осмотр в стационаре.

  1. В приемное отделение больницы обратился больной без направительных

медицинских документов, внезапно почувствовав себя плохо. Какой

будет Ваша тактика?

  1. осмотреть больного, оказать ему необходимую медицинскую помощь и

решить вопрос о тактике дальнейшего лечения;

  1. вызвать машину “ скорой помощи”;

  2. послать больного за направительными медицинскими документами;

  3. отказать в госпитализации;

  4. направить к главврачу.

  1. В приемное отделение поступил больной с жалобами на боли в животе. Общее состояние больного удовлетворительное. Можно ли ему принять гигиеническую ванну?

  1. можно;

  2. нельзя;

  3. можно после исключения острого хирургического заболевания;

  4. можно принять душ;

  5. можно с одновременной санобработкой.

  1. В приемное отделение доставлен больной с подозрением на желудочно – кишечное кровотечение (3 ч назад была рвота содержимым типа «кофейной гущи»). Чувствует себя субъективно удовлетворительно, может передвигаться самостоятельно. Как транспортировать больного в отделение?

  1. пешком, в сопровождении медицинской сестры;

  2. в кресле-каталке;

  3. только на лежачей каталке;

  4. пешком в сопровождении родственников;

  5. на лифте.

  1. Что входит в обязанности старшей медсестры отделения?

  1. выполнение наиболее ответственных сестринских манипуляций;

  2. контроль за работой палатных медицинских сестер;

  3. проведение плевральной пункции;

  4. проведение в/м инъекций;

  5. контроль за обеспечением отделения бельем.

  1. Какие манипуляции проводят в процедурном кабинете?

  1. инъекции; г) прием лечебных ванн;

  2. массаж; д) заполнение историй болезни.

  3. постановка банок, горчичников;

9


  1. Какие медицинские документы ведут палатные медицинские сестры?

  1. истории болезни; г) порционники.

  2. листок нетрудоспособности; д ) карта выбывшего из стационар;.

  3. тетрадь врачебных назначений;

  1. Что способствует распространению нозокомиальных инфекций?

  1. нарушение правил асептики и антисептики в больнице;

  2. появление в отделениях клопов и тараканов;

  3. появление в отделениях больных с педикулезом;

  4. госпитализация больных с ОРВИ;

  5. госпитализация больных с пневмонией.

  1. Какие дезинфицирующие растворы используют для влажной уборки?

  1. 0,5% раствор хлорной извести;

  2. 20% раствор хлорной извести;

  3. 5% раствор хлорамина

  4. 10% раствор перекиси водорода;

  5. раствор марганцово-кислого калия.

  1. Как часто следует проводить влажную уборку палат?

  1. ежедневно; г) через день;

  2. по мере необходимости; д) два раза в неделю.

  3. через два дня;

8. Ситуационные задачи

1. Больной С., 68 лет, пенсионер, жалуется на сжимающую боль в области сердца с иррадиацией в обе руки. Приступы боли повторялись ежедневно в течение 5 дней и с трудом снимались нитроглицерином. Последний приступ не купирован нитроглицерином, вызвана «скорая медицинскя помощь».

При осмотре: состояние тяжелое, кожные покровы бледные, число сердечных сокращений 102 в 1 минуту, пульс слабого наполнения и напряжения. АД 80/50 мм.рт.ст. ЧД 26 в 1 мин. В нижних отделах легких мелкопузырчатые влажные хрипы. Живот мягкий, безболезненный. В крови: л. 11,5  109/л, СОЭ 35 мм/ч. ЭКГ: куполообразный подъем сегмента ST в III, V1-V3 отведениях, желудочковые экстрасистолы. Диагноз врача скорой помощи – острый инфаркт миокарда.

Вопросы:

  1. Куда необходимо доставить больного для оказания специализированной медицинской помощи?

  2. Какие группы лекарственных препаратов необходимы для лечения на догоспитальном этапе?

2. Больная Л., 30 лет, с детства страдает приступами бронхиальной астмы. Приступы провоцируются запахом бензина, холодным воздухом, сопровождаются слышимыми на расстоянии хрипами, заканчиваются выделением небольшого количества вязкой мокроты. Трижды болела пневмонией. Последний приступ был продолжительнее обычного, больная
10
вызывала врача скорой помощи. У матери больной - экзема, у сестры – крапивница. При осмотре участковым врачом на следующий день после приступа состояние больной удовлетворительное, температура нормальная. При перкуссии грудной клетки - коробочный звук, границы легких опущены; при

аускультации дыхание ослабленное, рассеянные сухие хрипы над всей поверхностью легких. Тоны сердца приглушены, акцент II тона во втором межреберье слева. Пульс 94 в 1 мин, АД - 140/80 мм рт. ст. Живот мягкий, безболезненный.

Вопросы:

  1. Каков объем лечебно-диагностических мероприятий в условиях поликлиники?

  2. Есть ли необходимость в консультации специалистов другого профиля?

3. Больной Т., 48 лет, доставлен в кардиологическое отделение с жалобами на резчайшую боль за грудиной, иррадиирующую в обе руки, под левую лопатку, не купирующуюся нитроглицерином и лишь слегка уменьшающуюся после введения промедола, фентанила и дроперидола. В течение последних 10 дней отмечает периодически возникающую боль за грудиной меньшей интенсивности и продолжительности.

При осмотре: состояние тяжелое, кожные покровы бледные, покрыты холодным потом. Пульс 120 в 1 мин, слабого наполнения и напряжения, аритмичный. АД 80/40 мм.рт.ст. Тоны сердца глухие. ЧД 28 в 1 мин.

На ЭКГ - элевация ST I, II, avL, V1-V6 на 3 мм от изолинии. В анализе крови: л. 12  109/л, СОЭ 10 мм/ч, КФК 390 ед/л.

Вопросы:

  1. Каков объем неотложных мероприятий?

  2. Какая аппаратура для неотложной помощи необходима в оснащении данного отделения?

Литература:

  1. Сестринское дело: профессиональные дисциплины: Учебное пособие / Под ред.

Г.П. Котельникова. Изд.3-е. – Ростов- на -Дону: Феникс, 2007. – 698 с.

  1. Сестринское дело, том I , II / Под ред. А.Ф.Краснова. – Самара, 1998. – Т.I – 368с, Т.II – 768с.

  2. Бейр П., Майерс Ю. Теория и практика сестринского дела в контексте здоровья взрослого человека/ Под ред. С.В. Лапик. Пер. с англ. – М., 2001. – 286с.

  3. Теория концептуальной модели сестринского дела: Учеб. пособие: Пер. с англ./Под ред. Г.М. Перфильевой. – М.: ГЭОТАРМЕД, 2001. - 386с.


  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Сестринское дело в терапии» для подготовки к практическим занятиям студентов III курса факультета мвсо составлено  icon«сестринское дело в гериатрии»
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Сестринское дело в гериатрии» для самостоятельной работы студентов IV курса заочного отделения...

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Сестринское дело в терапии» для подготовки к практическим занятиям студентов III курса факультета мвсо составлено  iconУчебно-методическое пособие предназначено для студентов 4-го курса...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 4-го курса специальностей «Сестринское дело» и«Лабораторная диагностика»...

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Сестринское дело в терапии» для подготовки к практическим занятиям студентов III курса факультета мвсо составлено  iconЗадание № Перечислите проблемы пациента, встречающиеся при лейкозах, и заполните таблицу
Методическое пособие предназначено для преподавателей и студентов 3,4 курса специальности «Сестринское дело» при изучении темы «Сестринский...

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Сестринское дело в терапии» для подготовки к практическим занятиям студентов III курса факультета мвсо составлено  iconУчебно-методическое пособие для студентов пм. 04.(07.) «Выполнение...
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта по...

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Сестринское дело в терапии» для подготовки к практическим занятиям студентов III курса факультета мвсо составлено  iconМетодическое пособие по ведению дневника и составлению «отчета студента»...
Методическое пособие предназначено для студентов 6 курса, обучающихся по специальности «Лечебное дело»

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Сестринское дело в терапии» для подготовки к практическим занятиям студентов III курса факультета мвсо составлено  iconПромежуточная аттестация специальность 34. 02. 01 Сестринское дело...
Перечень вопросов для подготовки к дифференцированному зачёту по производственной практике «Сестринское дело в терапии», М4/9

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Сестринское дело в терапии» для подготовки к практическим занятиям студентов III курса факультета мвсо составлено  iconПояснительная записка “ Рецептурная тетрадь» разработана в соответствии...
Рецептурная тетрадь» разработана в соответствии с требованиями фгосспо ш поколения и предназначена для самостоятельной подготовки...

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Сестринское дело в терапии» для подготовки к практическим занятиям студентов III курса факультета мвсо составлено  iconМетодическое пособие по английскому языку для самостоятельносовершенствующих...
Данное пособие предназначено учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, для студентов I, II курса специальности 31. 02. 01...

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Сестринское дело в терапии» для подготовки к практическим занятиям студентов III курса факультета мвсо составлено  iconУчебное пособие к практическим занятиям по курсу «Фармацевтическое товароведение»
Учебное пособие предназначено для подготовки студентов к лабораторно-практическим занятиям и включает название темы, цель занятия,...

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Сестринское дело в терапии» для подготовки к практическим занятиям студентов III курса факультета мвсо составлено  iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Трудовое право» для студентов,...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Трудовое право» составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск