Скачать 165.55 Kb.
|
«МУЗЕЙ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЧУДЕС», КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ. Павлюкевич Т.Н. МАОУ СОШ № 40, город Томск В данной статье автор знакомит с рабочей программой внеурочной деятельности по математике в 5 классе. При внедрении ФГОС в среднюю школу мы столкнулись с несоответствием традиционной модели основного общего образования требованиям стандарта в части необходимости создания в школе условий для эффективного самоопределения обучающихся относительно выбираемых ими профилей дальнейшего обучения и выбора способа получения дальнейшего образования. Нашей целью стало создание и апробирование модели организации внеурочной деятельности обучающихся основной школы направленной на развитие интересов, склонностей и способностей подростков и способствующей эффективной пропедевтике профильного обучения на старшей ступени. На этапе раннего предпрофиля мы предлагаем набор образовательных программ, элективных курсов вариативного характера. Они сгруппированы в четыре модуля: физико-математический, естественнонаучный, лингвистический и гуманитарный. Образовательные программы, элективные курсы носят предметно-ориентированный характер; они являются пропедевтическими по отношению к профильным курсам Открытых профильных классов, что повышает вероятность осознанного и успешного выбора профиля. К одному из таких курсов относится курс внеурочной деятельности «Музей математических чудес», который реализуется в нашей школе второй год. Программу, которого предлагаю вашему вниманию. Пояснительная записка. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Мин. обр и науки РФ от «17» декабря 2010 г. № 1897), Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование), с учетом Фундаментального ядра содержания общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом преемственности с примерными программами начального общего образования. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы «Музей математических чудес» Программа курса внеурочной деятельности «Музей математических чудес» является составной частью первого мотивационного этапа инновационной модели раннего предпрофиля сетевого образовательного проекта «Открытый профильный класс» (реализуемого в нашей школе второй год), в составе физико-математической пробы. Курс внеурочной деятельности «Музей математических чудес» направлен на развитие интереса, склонностей и способностей к математическим наукам. Введение топологического материала в курс расширяет и углубляет содержание программы по математике в 5 классе, способствует формированию познавательных интересов учащихся, развитию их логического и абстрактного мышления, пространственного воображения, творческих интеллектуальных способностей. Топологический материал, дополненный историческими сведениями, послужит нравственному и эстетическому воспитанию учащихся. Цель учебной программы: создание условий для формирования внутренней мотивации к обучению математики и формирования у обучающихся осознанного выбора физико-математического профиля обучения. Задачи учебной программы:
Этапы реализации программы: Программа курса внеурочной деятельности «Музей математических чудес» является составной частью первого мотивационного этапа инновационной модели раннего предпрофиля 5-6 класс, который призван создать в школе условий для эффективного самоопределения обучающихся относительно выбираемых ими профилей дальнейшего обучения и выбора способа получения дальнейшего образования. Второй этап, предметного углубления 7-9 класс, сформирует способности обучающихся принимать адекватное решение относительно профиля и формы обучения. Программа курса «Музей математических чудес» состоит из трёх этапов: первый этап введения в курс (1 занятие) знакомит с моделью проведения занятий, основной этап (6 занятий) подготовка экспонатов к экскурсии, заключительный этап - проведение экскурсии.( 1 занятие). Общая характеристика курса «Музей математических чудес» Курс рассчитан на 8 часов. Реализуется в течение четверти. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность каждого занятия – 1 академический час. Программа рассчитана на детей 11-12 лет (учащихся 5 классов). Место проведения занятий: кабинет математики, читальный зал библиотеки, центр музейной педагогики города Томска. Программа внеурочной деятельности «Музей математических чудес» содержит материал, позволяющий в занимательной форме, на уровне, соответствующем возрасту обучающихся познакомить их с «миром» математики. Ребята получат возможность, под руководством учителя, создать «Музей математических чудес», заполнить его экспонатами , изготовленными своими руками, смогут провести экскурсию по музею, познакомив с математическими экспонатами , их свойствами и применением в жизни. Основной акцент делается на активные формы обучения (игровая деятельность, беседа, обучающая экскурсия, соревнование, творческая лаборатория и т.п.). Практическая работа осуществляется как фронтально, так и в небольших группах. Ожидаемые результаты: Личностные;
Метапредметные:
Предметные:
Выпускник научиться:
Выпускник получит возможность научиться:
Учебно-тематический план
Содержание программы. Содержание программы соответствует возрастным особенностям обучающихся и направлено на удовлетворение естественного детского любопытства в процессе познания и желания «пощупать» все своими руками, поэкспериментировать. Поэтому большая часть времени уделяется практической деятельности школьников – проведение простейших экспериментов (в том числе исследовательского характера), выполнение мини-проектов, создание моделей. Моделирование своими руками позволяет ребятам не только глубже разобраться в конкретной математической теме, но и благотворно сказывается на их интеллектуальном развитии. Защита мини проекта проходит в форме экскурсии, что способствует развитию математической речи и формированию личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных ууд. Содержание программы базируется на принципах: научности, последовательности и систематичности, доступности, активности. На занятиях выделяется время для решения задач разной направленности: занимательных задач арифметики и геометрии [8], [9], знаменитых задач древности [6], олимпиадных задач [2], [3]. Сведения из истории развития математики [12], [4] предназначены для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно – исторической среды обучения. Формы достижения результатов во внеурочной деятельности: беседа, игра, групповая исследовательская и экспериментальная деятельность, самостоятельная исследовательская, экспериментальная и проектная деятельность. Формы подведения итогов работы. Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне. Оценивание метапредметных и предметных результатов освоения курса предполагается двух видов- знаниевый компонент в виде теста и мини проектная работа, использующая полученные умения и навыки в межпредметной области. Содержание программы (8 ч.) 5 класс
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса. Программа реализуется с использованием презентаций по темам курса при наличии компьютера и интерактивной доски. Наборов для моделирования из бумаги: белая и цветная бумага, ножницы, клей, цветные карандаши. Учителем подготовлены наборы правильных многоугольников. Занятия проводятся в кабинете математики при поставленных полукругом столах, для удобства контакта с детьми, одно занятие планируется провести на территории художественного музея, заключительное занятие в читальном зале школьной библиотеки. Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Музей математических чудес» (Общеинтеллектуальное направление)
Информационно – методическое обеспечение Литература для учителя
Цифровые образовательные ресурсы
Литература для обучающихся
|
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности 9 | Рабочая программа внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Мы и окружающий мир» составленана основе фгос ноо и... | ||
Дополнительная общеобразовательная программа «Смысловое чтение» имеет духовно-нравственную направленность и предназначена для организации... | Предполагаемая результативность курса стр | ||
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №137 Г. Челябинска» | «Михневская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Ступинского муниципального района | ||
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и дополнительного образования, «Примерной программы по... | Рабочая программа внеурочной деятельности по краеведению для младших школьников «Моя малая родина» | ||
Каждый вид внеурочной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой обогащает опыт коллективного взаимодействия... | Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Основы светской этики» составлена на основе авторской... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |