Программа курса внеурочной деятельности «Музей математических чудес»


Скачать 165.55 Kb.
НазваниеПрограмма курса внеурочной деятельности «Музей математических чудес»
ТипПрограмма курса
«МУЗЕЙ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЧУДЕС», КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ.

Павлюкевич Т.Н.

МАОУ СОШ № 40, город Томск

В данной статье автор знакомит с рабочей программой внеурочной деятельности по математике в 5 классе.

При внедрении ФГОС в среднюю школу мы столкнулись с несоответствием традиционной модели основного общего образования требованиям стандарта в части необходимости создания в школе условий для эффективного самоопределения обучающихся относительно выбираемых ими профилей дальнейшего обучения и выбора способа получения дальнейшего образования. Нашей целью стало создание и апробирование модели организации внеурочной деятельности обучающихся основной школы направленной на развитие интересов, склонностей и способностей подростков и способствующей эффективной пропедевтике профильного обучения на старшей ступени. На этапе раннего предпрофиля мы предлагаем набор образовательных программ, элективных курсов вариативного характера. Они сгруппированы в четыре модуля: физико-математический, естественнонаучный, лингвистический и гуманитарный. Образовательные программы, элективные курсы носят предметно-ориентированный характер; они являются пропедевтическими по отношению к профильным курсам Открытых профильных классов, что повышает вероятность осознанного и успешного выбора профиля. К одному из таких курсов относится курс внеурочной деятельности «Музей математических чудес», который реализуется в нашей школе второй год. Программу, которого предлагаю вашему вниманию.

Пояснительная записка.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Мин. обр и науки РФ от «17» декабря 2010 г. № 1897), Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование), с учетом Фундаментального ядра содержания общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом преемственности с примерными программами начального общего образования.

Обоснование необходимости разработки и внедрения программы «Музей математических чудес»

Программа курса внеурочной деятельности «Музей математических чудес» является составной частью первого мотивационного этапа инновационной модели раннего предпрофиля сетевого образовательного проекта «Открытый профильный класс» (реализуемого в нашей школе второй год), в составе физико-математической пробы. Курс внеурочной деятельности «Музей математических чудес» направлен на развитие интереса, склонностей и способностей к математическим наукам. Введение топологического материала в курс расширяет и углубляет содержание программы по математике в 5 классе, способствует формированию познавательных интересов учащихся, развитию их логического и абстрактного мышления, пространственного воображения, творческих интеллектуальных способностей. Топологический материал, дополненный историческими сведениями, послужит нравственному и эстетическому воспитанию учащихся.

Цель учебной программы: создание условий для формирования внутренней мотивации к обучению математики и формирования у обучающихся осознанного выбора физико-математического профиля обучения.

Задачи учебной программы:

  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;

  • создание положительной мотивации обучения математике;

  • приобретение опыта исследовательской и проектной деятельности, опыта познания и самопознания;

  • формирование изобразительно-графических умений и приёмов конструктивной деятельности;

  • формирование пространственных представлений, познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • содействие в формировании устойчивого интереса к дальнейшему изучению математики.

Этапы реализации программы:

Программа курса внеурочной деятельности «Музей математических чудес» является составной частью первого мотивационного этапа инновационной модели раннего предпрофиля 5-6 класс, который призван создать в школе условий для эффективного самоопределения обучающихся относительно выбираемых ими профилей дальнейшего обучения и выбора способа получения дальнейшего образования. Второй этап, предметного углубления 7-9 класс, сформирует способности обучающихся принимать адекватное решение относительно профиля и формы обучения. Программа курса «Музей математических чудес» состоит из трёх этапов: первый этап введения в курс (1 занятие) знакомит с моделью проведения занятий, основной этап (6 занятий) подготовка экспонатов к экскурсии, заключительный этап - проведение экскурсии.( 1 занятие).

Общая характеристика курса «Музей математических чудес»

Курс рассчитан на 8 часов. Реализуется в течение четверти. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность каждого занятия – 1 академический час.

Программа рассчитана на детей 11-12 лет (учащихся 5 классов).

Место проведения занятий: кабинет математики, читальный зал библиотеки, центр музейной педагогики города Томска.

Программа внеурочной деятельности «Музей математических чудес» содержит материал, позволяющий в занимательной форме, на уровне, соответствующем возрасту обучающихся познакомить их с «миром» математики. Ребята получат возможность, под руководством учителя, создать «Музей математических чудес», заполнить его экспонатами , изготовленными своими руками, смогут провести экскурсию по музею, познакомив с математическими экспонатами , их свойствами и применением в жизни.

Основной акцент делается на активные формы обучения (игровая деятельность, беседа, обучающая экскурсия, соревнование, творческая лаборатория и т.п.). Практическая работа осуществляется как фронтально, так и в небольших группах.

Ожидаемые результаты:

Личностные;

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность с саморазвитию и самообразованию;

  • целостное мировоззрение;

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры и контр примеры;

  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания; отличать гипотезу от факта;

  • способность к эмоциональному восприятию геометрических объектов.

Метапредметные:

  • умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации и в окружающей жизни;

  • умение находить в различных источниках информацию;

  • умение выдвигать гипотезу при решении учебных задач;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

Предметные:

  • представление о математике, как о науке из сферы человеческой деятельности, о её значимости в жизни человека;

  • умение работать с математическим текстом

  • владение некоторыми математическими понятиями: топология, односторонни поверхности, лента Мёбиуса, гексафлексагоны, граф и его свойства, паркеты.

  • Владение практическими умениями: использование математического языка для описания предметов окружающего мира, выполнение рисунков и схем к задачам

Выпускник научиться:

  • Делать модели ленты Мёбиуса, тритетрафлексагона

  • Составлять простейшие паркеты

  • Строить графы

  • Составлять узоры из готовых элементов орнамента

Выпускник получит возможность научиться:

  • Исследовать свойства ленты Мёбиуса

  • Решать задачи с использованием свойства графа

  • Конструировать флексагоны

  • Придумывать и изображать узоры из орнаментов

  • Выполнить проектную работу

Учебно-тематический план


№ п.п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Виды деятельности







всего

Аудит.

Вне аудит.




1

Введение в курс.

О топологии. Первые топологические опыты.

1

1




Развивающая игра

Беседа-рассуждение

Практические опыты с моделями букв алфавита

Решение занимательных задач ( разминочные задачи)




Подготовка математических моделей.

6










2

Лента Мёбиуса.

1

1




Решение занимательных задач

Работа по инструкции, применение приемов работы с информацией,

Проведение исследования.

Формулировка результата исследования.

Работа с разными источниками информации


3

Флексагоны. Изготовление флексагонов.

1

1




Работа с текстом (составить рассказ об открытии флексагонов)

Практическая работа по инструкции ( изготовление тритетрафлексагонов) придумать их применение.

4

Графы

1

1




Практическая работа, по вычерчиванию графа одним росчерком.

Выявление закономерностей при выполнении практической работы.

Составление алгоритма решений математических задач на вычерчивание графа.

Конструирование графа.

Решение занимательных задач с применением графа.

5

Паркеты

Конструирование паркетов

1

1




Решение занимательных задач. Заполнение таблицы «Правильные многоугольники» кол-во сторон, величины углов.

Практическая работа составление паркетов


6

Орнаменты

1

1




Развивающая игра

Активное слушание , об орнаментах, о видах симметрии на примере орнаментов, вычерчивание орнамента по образцу.


7

Интерактивное музейное занятие «Волшебные узоры» или «Золотая хохлома» или «Гжельская роспись»

1




1

Эвристическая беседа об особенностях разных узоров.

Игра «Составь свой узор»




Заключительный этап













8

Проведение экскурсии

1




1

Игра в «музей»

Роли экскурсовод, экспериментатор, администратор, посетитель музея. Оценка проведённой экскурсии (заполнение книги отзывов)


Содержание программы.

Содержание программы соответствует возрастным особенностям обучающихся и направлено на удовлетворение естественного детского любопытства в процессе познания и желания «пощупать» все своими руками, поэкспериментировать. Поэтому большая часть времени уделяется практической деятельности школьников – проведение простейших экспериментов (в том числе исследовательского характера), выполнение мини-проектов, создание моделей. Моделирование своими руками позволяет ребятам не только глубже разобраться в конкретной математической теме, но и благотворно сказывается на их интеллектуальном развитии. Защита мини проекта проходит в форме экскурсии, что способствует развитию математической речи и формированию личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных ууд.

Содержание программы базируется на принципах: научности, последовательности и систематичности, доступности, активности.

На занятиях выделяется время для решения задач разной направленности: занимательных задач арифметики и геометрии [8], [9], знаменитых задач древности [6], олимпиадных задач [2], [3].

Сведения из истории развития математики [12], [4] предназначены для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно – исторической среды обучения.

Формы достижения результатов во внеурочной деятельности: беседа, игра, групповая исследовательская и экспериментальная деятельность, самостоятельная исследовательская, экспериментальная и проектная деятельность.

Формы подведения итогов работы.

Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне. Оценивание метапредметных и предметных результатов освоения курса предполагается двух видов- знаниевый компонент в виде теста и мини проектная работа, использующая полученные умения и навыки в межпредметной области.

Содержание программы (8 ч.) 5 класс

Перечень разделов и тем

Содержание тем

Вид занятий

Тема 1 О топологии. Первые топологические опыты

Что такое топология?


.

Тема 2.Лента Мёбиуса.

История открытия ленты Мёбиуса. Исследование свойств ленты Мёбиуса при разрезании

ленты Мёбиуса. Фокусы с лентой.

Подготовка моделей для экспозиции, подготовка экскурсоводов.

Лабораторная работа.

Работа с текстом.

Тема 3. Флексагоны. Изготовление флексагонов


Понятие флексагона Изготовление гексафлексагонов.

Изучение истории создания и применение в жизни

Практическая работа

Тема 4. Графы

Основные понятия теории графов.

Степень вершины графа.

Полный граф и его свойства.

Маршрут, путь и цикл.

Эйлеров путь , эйлеров цикл, условия их существования в графе.

Связные вершины.

Компоненты связности графа.

Дерево.

Мост и число рёбер в дереве. Построение транспортных или географических графов.

Задачи о прохождении графа одним росчерком.

Построение генеалогического древа или схемы систематики.

Практическая и исследовательская работа

Тема 5 Паркеты

Конструирование паркетов

Правильные многоугольники, величина угла многоугольника. Замощение плоскости многоугольниками.

Паркеты, правильные паркеты, условие замощения плоскости. Конструирование паркетов. Пазлы из тетраэдров. Гравюры Эшера. История появления паркетов в России

Практическая исследовательская работа

Тема 6 Орнаменты

Дать понятие симметричных орнаментов, познакомить с трафаретом. Учить создавать мысленные образы, выполнять преобразования элементов орнамента.

Практическая работа.

Тема 7 Интерактивное музейное занятие «Волшебные узоры» или «Золотая хохлома» или «Гжельская роспись»

Знакомство с одним из видов узоров.в музее по предварительной записи с центром музейной педагогики города Томска

Выполнение творческого задания

Подведение итогов.

Проведение экскурсии для родителей или одноклассников. ( в зависимости от выбора учащихся)

Игра


Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

Программа реализуется с использованием презентаций по темам курса при наличии компьютера и интерактивной доски. Наборов для моделирования из бумаги: белая и цветная бумага, ножницы, клей, цветные карандаши. Учителем подготовлены наборы правильных многоугольников. Занятия проводятся в кабинете математики при поставленных полукругом столах, для удобства контакта с детьми, одно занятие планируется провести на территории художественного музея, заключительное занятие в читальном зале школьной библиотеки.

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу

«Музей математических чудес» (Общеинтеллектуальное направление)





п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Тип

Занятия

Формы проведения

занятия

Виды деятельности обучающихся

Средства наглядности


1

Тема 1 О топологии. Первые топологические опыты

1

открытие нового знания,

закрепление нового знания

Эвристическая беседа, практическая исследовательская работа по инструкции

Активное слушание

Проверка предположений с помощью практических опытов с буквами азбуки

Модели букв

Использование ИКТ литературных источников.

Раздаточный материал

2.

Тема 2.Лента Мёбиуса.

1

открытие нового знания,

закрепление нового знания


Эвристическая беседа, практическая исследовательская работа творческого характера

Работа по инструкции, применение приемов работы с информацией,

Формулировка результата исследования.

Работа с разными источниками информации.

Презентация

Раздаточный материал «Применение ленты»

Изготовленные модели своими руками

3.

Тема 3. Флексагоны. Изготовление флексагонов


1

открытие нового знания, закрепление нового знания

Эвристическая беседа, практическая работа по инструкции

Поиск и проверка закономерностей, исследование в группах.

Конструирование.

Использование ИКТ, печатного раздаточного материала. Микроисследование в группах, выполнение письменно-графических работ, проведение аналогий, выводов, обобщений.

4

Тема 4. Графы

1

открытие нового знания,

закрепление нового знания


Проблемное изложение теоретического материала, поиск подходов к решению задач.

Практическая работа по составлению графов и решению задач с помощью графов.

Практическая работа, по вычерчиванию графа одним росчерком.

Выявление закономерностей при выполнении практической работы.

Составление алгоритма решений математических задач на вычерчивание графа.

Конструирование графа.

Решение занимательных задач с применением графа.

Электронная презентация «Графы».

Раздаточный материал

5

Тема 5 Паркеты

Конструирование паркетов

1

открытие нового знания,

закрепление нового знания


Лекция-беседа, обучение элементам исследования через решение задач на замощение плоскости.

практическая работа

Решение занимательных задач. Заполнение таблицы «Правильные многоугольники» кол-во сторон, величины углов.

Практическая работа составление паркетов


Использование печатного раздаточного материала. Микроисследование в группах, выполнение письменно-графических работ, проведение аналогий, выводов, обобщений.

Использование иллюстраций, схем

6

Тема 6 Орнаменты

1

открытие нового знания,

закрепление нового знания


Лекция-беседа

Практическая работа по составлению орнаментов

Развивающая игра

Активное слушание , об орнаментах, о видах симметрии на примере орнаментов, вычерчивание орнамента по образцу.


Презентация

Раздаточный материал

7

Тема 7 Интерактивное музейное занятие «Волшебные узоры» или «Золотая хохлома» или «Гжельская роспись»

1

закрепление нового знания


Творческая работа по составлению орнаментов

Эвристическая беседа об особенностях разных узоров.

Игра «Составь свой узор»

Экспонаты музея

8

Подведение итогов.

1

Проведение экскурсии в музее математических чудес»

и оценка знаний.

Игровая

Игра в «музей»

Роли экскурсовод, экспериментатор, администратор, посетитель музея. Оценка проведённой экскурсии (заполнение книги отзывов)

Экспонаты рукотворного иузея

Информационно – методическое обеспечение

Литература для учителя

  1. Джин Акияма, Мари-Джо Руис Страна математических чудес./Перевод с англ.М.И. Бабиковой М:Издательство МЦНМО , 2009.-240 с.

  2. Коннова Е.Г.Математика. Поступаем в ВУЗ по результатам олимпиад. 5-8 класс. Часть 1./Издание 4/Под редакцией Ф.Ф.Лысенко.-Ростов-на=Дону: Легион; Легтон М, 2010.- 112 с.

  3. Коннова Е.Г.Математика. Поступаем в ВУЗ по результатам олимпиад.6-9 класс. Часть 1./Издание 4/Под редакцией Ф.Ф.Лысенко.-Ростов-на=Дону: Легион; Легтон М, 2010.- 112 с.

  4. Ганери А. Энциклопедия для любознательных. М.: Издательство «Махаон», 2013. 255 с.

  5. Барр, С. Россыпи головоломок. – М. : Мир, 1987.

  6. Белозеров, С. Е. Пять знаменитых задач древности (История и современная теория). – Ростов, Издательство Ростовского университета, 1975. – 320 с.

  7. Литцман, В. Веселое и занимательное о числах и фигурах. М., 1963.

  8. Перельман, Я. И. Занимательная арифметика. М., 1954. С. 90–96.

  9. Перельман, Я. И. Занимательная геометрия. М.-Л., 1951.

  10. Попов, Ю. П., Пухначев, Ю. В. Математика в образах. – М. : Знание, 1989.

  11. Шиханович, Ю. А. Введение в современную математику (Начальные понятия). – М. : Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1965.

  12. Юшкевич, А. П. История математики в средние века. М., 1961.

Цифровые образовательные ресурсы

  1. http://allforchildren.ru - Все для детей

  2. http://simplescience.ru - Научно-популярный канал simple-science.ru

  3. http://mathem.hut1.ru - Занимательная математика

  4. http://intelmath.narod.ru - Приглашение в мир математики

  5. http://funnymath.ru - Занимательная математика

  6. http://zanimatika.narod.ru - Методическая копилка

Литература для обучающихся

  1. Джин Акияма, Мари-Джо Руис Страна математических чудес./Перевод с англ.М.И. Бабиковой М:Издательство МЦНМО , 2009.-240 с.

Похожие:

Программа курса внеурочной деятельности «Музей математических чудес» iconПрограмма курса внеурочной деятельности «Английский язык» (как второй иностранный язык)
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности 9

Программа курса внеурочной деятельности «Музей математических чудес» iconРабочая программа По внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Мы и окружающий мир» составленана основе фгос ноо и...

Программа курса внеурочной деятельности «Музей математических чудес» iconРабочая программа по внеурочной деятельности метапредметный учебный курс «Смысловое чтение»
Дополнительная общеобразовательная программа «Смысловое чтение» имеет духовно-нравственную направленность и предназначена для организации...

Программа курса внеурочной деятельности «Музей математических чудес» iconРабочая программа внеурочной деятельности Направление духовно-нравственное...
Предполагаемая результативность курса стр

Программа курса внеурочной деятельности «Музей математических чудес» iconРабочая программа курса внеурочной деятельности «Путешествуем с английским»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №137 Г. Челябинска»

Программа курса внеурочной деятельности «Музей математических чудес» iconПрограмма внеурочной деятельности в рамках введения фгос ноо 2015...
«Михневская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Ступинского муниципального района

Программа курса внеурочной деятельности «Музей математических чудес» iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Гончарное дело. Художественная...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и дополнительного образования, «Примерной программы по...

Программа курса внеурочной деятельности «Музей математических чудес» iconРабочая программа по внеурочной деятельности моя малая родина
Рабочая программа внеурочной деятельности по краеведению для младших школьников «Моя малая родина»

Программа курса внеурочной деятельности «Музей математических чудес» iconОбщие подходы к организации внеурочной деятельности
Каждый вид внеурочной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой обогащает опыт коллективного взаимодействия...

Программа курса внеурочной деятельности «Музей математических чудес» iconРабочая программа внеурочной деятельности по духовно нравственному...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Основы светской этики» составлена на основе авторской...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск