С. А. Губина Автобиография как метод самоанализа и познания общества


Скачать 496.16 Kb.
НазваниеС. А. Губина Автобиография как метод самоанализа и познания общества
страница1/4
ТипБиография
  1   2   3   4
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Российский химико-технологический университет

имени Д.И. Менделеева

Издательский центр


С.А. Губина

Автобиография как метод самоанализа и познания общества

(социологический практикум и методические рекомендации

к курсовой работе)

Утверждено редакционным советом университета в качестве учебного пособия


Москва 1996

ББК 60.5:я7

Г 932

УДК 301: 929: 001.8 (072)

Губина С.А. Автобиография как метод самоанализа и познания общества (социологический практикум и методические рекомен­дации к курсовой работе): Учебное пособие / РХТУ им. Д.И. Менделеева. М., 1996. 46 с.

Что собой представляет автобиографический метод в социо­логии?

Как его можно использовать в качестве самоанализа и ана­лиза общества? Ответы на эти вопросы содержатся в учебном пособии к социологическому практикуму по написанию автобио­графии и составлению родословной. В пособии дается програма автобиографического исследования, подробно описывается мето­дика и этапы написания курсовой работы по автобиографии. Ав­тобиографическое исследование можно проводить последова­тельно выполняя практические задания к следующим темам курса социологии: Предмет и объект социологии. Методы со­циологического исследования; Личность и общество. Социализа­ция личности. Социальные типы личности; Социальная структу­ра, социальная динамика и стратификация общества; Семья и общество; Социология полигики и управления. Социальные процессы; Социология образования; Социология культуры и ре­лигии. Социальные регуляторы.

Предназначается для студентов, изучающих социологию, и может представить интерес для тех, кто интересуется проблема­ми генеалогии, составления родословной.

Табл. 4. Схем 2. Библиогр.: 7 назв.

Рецензенты:

проф. С.Г.Спасибенко (ГМПУ им. В.И. Ленина) доц. И.Е. Бондаренко (РХТУ им. Д.И. Менде­леева)

ISBN 5-7237-0055-3 © РХТУ им. Д.И. Менделеева,

1996

"Живой человек носит в своем духе,

в своем сердце, в своей крови жизнь

общества".

(Белинский ВТ. Поли. собр. соч: Т.

4.М.: Изд-во АН СССР, 1959. С. 488).

История вопроса и его актуальность

(или несколько слов о том, что собой

представляет биографический метод в

социологии, когда он возник)

Автобиография... Что она собой представляет? Каза­лось бы, проще простого рассказать о себе: где родился, где учился, где живешь, кто родители...

Однако автобиография чем-то похожа на айсберг.

Видимая часть - это сегодняшняя жизнь и жизнь роди­телей, живущих бабушек и дедушек и других родственни­ков. Большая же часть биографии скрыта прошлым - века­ми и тысячелетиями. Представьте себе, что Вы потомок 801 поколения людей разумных ("homo sapiens"), живущих на земле. Что Вы знаете о тех, кто дал Вам жизнь? По подсчетам американского социолога О.Тоффлера, 650 по­колений наших предков жило в пещерах, только 70 по­следних поколений овладели письменностью, 6 поколений знакомы с печатным словом (на Руси итого меньше), толь­ко 4 последних поколения научились измерять время, 2 по­коления пользуются электромотором. А Ваше поколение осваивает персональный компьютер.

Как же проникнуть в наше личное прошлое, наладить связь времен, узнать, как жили и что собой представляли наши далекие предки?

Восстановить связь времен (хотя бы самого ближай­шего времени) помогает составление родословной, А.С.Пушкин, например, знал свою родословную, насчиты­вавшую 600 лет и бравшую начала от предка Раче, который "мышцей бранной служил Александру Невскому". Та­кое знание родословной среди знати было обычным явле­нием. Во многом это диктовалось социально-экономическими причинами, стремлением сохранить при­надлежность к высшему сословию, а отсюда - и возможно­стями пользоваться соответствующими благами. По древ­ности рода определялось достоинство человека. Даже обедневший род пользовался вниманием и предпочтени­ем.

Представители других сословий: мещане, священно­служители тоже знали имена своих далеких предков. Для купцов, например, родословная служила показателем честно нажитого капитала.

Вели ли родословную простые люди? Безусловно, кре­стьяне знали имена прадедов, прапрадедов и более дале­ких предков. Родословная память служила источником си­лы, выживания, достоинства простых людей. Однако на­родная родословная ограничивалась памятью двух-трех поколений. Во многом это объяснялось отсутствием мас­совой письменности в России (память о предках передава­лась "из уст в уста"). Кроме того, крестьянская родослов­ная велась по кличкам (крепостные крестьяне не имели фамилии). Помещикам было невыгодно, чтобы крестьянин вел свою родословную: чем меньше крестьянин знал о своих корнях, тем меньше чувство достоинства и незави­симости он испытывал, тем легче было его подавлять и за­креплять за собой. Снижала возможность составления ро­дословной и крестьянская община, так как культивировала "общинный дух", солидарность, коллективизм, нивелиро­вала личность. А родословная должна подмечать особен­ное, индивидуальное, исключительное в каждом предста­вителе своего рода, что не соответствовало духу времени.

Сегодня мы живем в невероятно быстро изменяющемся социальном мире. На маленьком отрезке исторического времени, в котором довелось (или посчастливилось?) нам жить, происходит смена столетий, сталкиваются тысячелетия, меняются формации и цивилизации, трансформиру­ются ценности.

Суть масштабных разрушительных процессов послед­него десятилетия направлена против монополизации принципа коллективизма и всех его питающих факторов -государственной, общественной экономики, идеологии, по­литики, социальных организаций. Новой пробивающейся тенденцией развития общества выступает нарастающий процесс индивидуализации социальной жизни. Это гло­бальная тенденция. В ее основе переход к информацион­ному обществу, цивилизованному рынку, правовому госу­дарству. Индивидуализация общественной жизни означает признание автономности, прав и достоинства человека, создание условий для самореализации личности, развития ее способностей. В этом ключе - возрастания роли личности - значение написания автобиографии для фор­мирования "лица с необщим выражением" приобретает особый смысл.

Составление родословной, обращение к своим корням оказывает могучее нравственное воздействие на челове­ка, укрепляет его дух. Всегда, когда человеку трудно или когда он стоит перед большими испытаниями, он обра­щается к матери, припадает к своим истокам.

Впереди каждого из нас ждут суровые испытания на выживаемость. Обращаясь к памяти предыдущих поколе­ний, мы обретаем могучий источник вдохновения, осво­бождения творческой энергии, необходимой для нашего счастья и счастья наших детей.

На Западе биографический метод пользовался чрезвы­чайной популярностью уже в 20-30 годах XX века. Хили, американский социолог, в 1923 году на ежегодном симпо­зиуме социологов провозгласил биографический метод лучшим способом восполнения учеными своего незнания человеческой личности, ее поведения и психической жиз­ни. Он утверждал, что узнать мотивацию социального по­ведения личности можно, только познав семейные обстоятельства, наследственность, образ жизни, круг общения человека.

Биографический метод (от греческого biographia - жиз­неописание) - один из распространенных методов изучения социальных процессов через субъективное восприятие ин­дивида на основе сбора и анализа личных документов (переписки, дневников, автобиографий). Теоретически он был разработан польскими социологами Томасом и Знанецким. В 1919 году они выпустили книгу "Польский кре­стьянин в Европе и Америке". Чтобы собрать материалы о судьбе польского крестьянина, эмигрировавшего в Европу и Америку, они опубликовали в газете объявление с прось­бой к полякам, приехавшим в США, присылать свои авто­биографии, письма родственников по определенному ад­ресу за небольшую плату - 10 центов. Так они собрали ко­лоссальную информацию о жизни польских эмигрантов. Это позволило им выявить механизм и процессы приспо­собления личности к новым социальным условиям.

Биографический метод является важным инструментом для изучения изменений в общественных нравах, нормах и ценностях, особенно в переломные моменты развития об­щества. В центре биографического исследования - изуче­ние течения всей жизни человека, ее внутренней динами­ки, ее "встроенное™ в социум" и накопленного опыта.

Биография отдельного человека может служить типич­ным проявлением определенных социальных процессов в обществе. Можно сказать, что человек - это "свернутое общество", его концентрированное отражение. Объектом автобиографического исследования служит изучение соб­ственной жизни индивида в социальном контексте. С по­мощью автобиографического метода можно увидеть, как жизнь отдельного человека "впечатывается" в общество, как история его жизни связана с историей общества. Этот метод не лишен недостатков, таких как, отсутствие репре­зентативности (представительности) из-за малой выборки, субъективная окраска воспоминаний. Поэтому его необхо­димо дополнять социально - историческим анализом.

Биографический метод широко используется в учебно-методических целях при изучении курса социологии. Аме­риканские студенты, например, рассматривают написание автобиографии как важную часть социологического практи­кума.

Составление автобиографии студентами нашего уни­верситета также является важнейшим условием нефор­мального подхода к изучению курса социологии.

Программа автобиографическо­го исследования

(объект, предмет, цели и задачи исследования)

Составление автобиографии - это самостоятельное со­циологическое исследование, отражающее на примере жизни одного (или нескольких) поколений социальные процессы и изменения, происходящие в обществе.

Коль скоро работа по написанию автобиографии сродни научному исследованию, то в ней должны присутствовать все аспекты исследовательского процесса. Нужно опреде­литься в целях и задачах исследования, объекте и пред­мете изучения, методах сбора и анализа социально значи­мой информации.

Объектом автобиографического исследования высту­пает собственная жизнь индивида, жизнь его родителей и более далеких предков в контексте социальной истории.

Предметом изучения автобиографии является устано­вление и осмысление связей между личной жизнью инди­вида и его родословной с обществом в целом. Сам иссле­дователь изучает собственную жизнь, ее внутреннюю ди­намику, ее "встроенность" в социум; познает прошлое (через анализ родословной ), осмысливает настоящее (через самоидентификацию с социальными процессами), прогнозирует (строит планы) свое будущее. Таким обра­зом, предметом автобиографического исследования вы­ступает самоанализ и анализ общества.

Какова цель автобиографического исследования?

"Познай самого себя"

(надпись на дельфийском храме)

Для чего пишется автобиография? Написание автобио­графии преследует одновременно несколько взаимосвя­занных целей.

Во-первых, основой автобиографического исследова­ния является углубленный самоанализ с целью самопо­знания, осознания своей самобытности и самотождественности в рамках общества.

Осознание индивидуальности, неповторимости себя как члена общества является важным признаком личности. Ведь человек становится личностью не только в процессе освоения социально значимых качеств, но и в результате способности самоосознания.

Изучая свою жизнь и жизнь своих предков на опреде­ленном социально-историческом фоне, можно более глу­боко осознать свою индивидуальность, получить богатую информацию для размышления о путях саморазвития и самоопределения.

Почему написание автобиографии поможет яснее представить собственную жизненную перспективу? По мнению известного американского психолога Эрика Берна, жизненный путь человека определяется в какой-то мере свободными устремлениями самой личности, тем по­ложением, которое создают родители, различными обстоя­тельствами, а также генетическими факторами. Что чело­век унаследовал от своих родителей, бабушек и дедушек? Что его связывает с далекими предками? Оглядываясь на­зад, человек сможет лучше различить путь, лежащий пе­ред ним. Автобиография - это путешествие в собственное прошлое. Прошлое - это фундамент настоящего и буду­щего. Кто имеет слабое представление о своем прошлом или вообще не подозревает о его существовании, не смо­жет прочно укрепиться в настоящем. Известна истина: че­ловек, не знающий, кто он и что он такое, никогда не пой­мет, чего же он хочет. С познания самого себя начинается определение цели жизни.

Работа над своей автобиографией означает работу над своим характером. Изучая прошлый опыт, человек под­вергает его анализу и оценке, а из совершившихся фактов и событий извлекает уроки. Какую бы ценность ни пред­ставлял опыт окружающих, человек все равно учится на собственном опыте ошибок и неудач, учится на собствен­ной жизни. Извлечь пользу и выгоду для себя из своего прошлого, отделить ценное от несущественного - значит приобрести хороший толчок для собственного самосовер­шенствования.

Чем больше человек познает себя, тем больше учится понимать себя. А тот, кто понимает себя, тот принимает себя таким, какой он есть. А это помогает строить отно­шения с другими людьми на доброжелательной основе. Следовательно, работа над автобиографией помогает за­нять правильную жизненную позицию во взаимоотношени­ях с другими людьми.

Таким образом, написание автобиографии являет­ся методом познания самого себя, средством рабо­ты над самим собой и своим характером, лучшим способом самоопределения и умения понимать дру­гих людей.

Вторая важнейшая цель автобиографического иссле­дования состоит в том, чтобы студент через анализ личной жизни и своей родословной смог лучше понять обще­ство, в котором он живет. Для этого на основе авто­биографии и родословной предусмотрены практические задания к семинарским занятиям по таким темам, как:

  • Предмет и объект социологии. Методы социологического ис­следования.

  • Общество и личность. Социализация личности. Социальные типы личности.

  • Социология образования и воспитания.

  • Семья и общество.

  • Социальная динамика и стратификация современного общест­ва.

  • Социология политики и управления. Социальные процессы.

  • Социология культуры и религии.

Личностное восприятие общественных процессов помо­гает студенту "переварить" социологию в органической связи с жизненной биографией своих предков.

Можно сказать, что автобиография - это мини-социология, или социология, пропущенная через сердце студента. Автобиография выступает, таким образом, не­формальным методом изучения социологии и выполняет важную образовательную задачу.

В-третьих, в процессе написания автобиографии, со­ставления родословной и генеалогического древа сту­дент овладевает социологическими методами - це­лой системой операций, процедур и приемов по сбору све­дений о себе и своих родственниках: опрос (очный и заоч­ный, почтовый и телеграфный), интервьюирование, на­блюдение (включенное и отстраненное); анализ докумен­тов (личных и официальных), составление генеалогическо­го древа, составление сравнительных таблиц.

Осмыслить полученные результаты и провести социо­логический анализ исследователь сможет с помощью сравнительно-исторического метода. Сравнительно-исторический метод позволяет получить и сопоставить различные временные срезы в развитии поколений детей -родителей - прародителей, выявить произошедшие в них изменения, понять и объяснить их. Решение аналитиче­ских задач исследования способствует формированию у студента сравнительной оценки своего социального поло­жения по многим критериям (условия и качество жизни, тип семьи, жизненные ценности). Это может стать хорошей ба­зой для самоанализа, оказать влияние на социальное по­ведение и жизненный выбор человека.

Автобиографическое исследование решает следующие задачи:

  1. Сбор, систематизация и анализ автобиографических сведе­ний, касающихся лично самого исследователя.

  2. Составление родословной:

а) сбор и систематизация социологических сведений о родите­лях;

б) сбор и систематизация сведений о бабушках и дедушках (прабабушках и прадедушках...).

3. Составление генеалогического древа.

  1. Проведение сравнительно-исторического анализа получен­ных результатов.

  2. Составление сравнительной таблицы с целью самоидентификации.

  3. Выполнение практических заданий по темам курса социоло­гии.

  4. Написание и оформление курсовой работы по автобиогра­фии.
  1   2   3   4

Похожие:

С. А. Губина Автобиография как метод самоанализа и познания общества iconПриложение №1 порядок оформления автобиографии Автобиография
Автобиография пишется кандидатом собственноручно в произвольной форме с обязательным указанием следующих сведений

С. А. Губина Автобиография как метод самоанализа и познания общества iconSolutions
На современном этапе развития образования иностранный язык рассматривается как средство общения, познания, самореализации и социальной...

С. А. Губина Автобиография как метод самоанализа и познания общества iconТема: «Автобиография. Заявление. Дружеское письмо.»
Скажите, кто из вас писал автобиографию? А где вы могли встречать автобиографию? А кто знает, что такое автобиография?

С. А. Губина Автобиография как метод самоанализа и познания общества iconМетодическая разработка практического занятия для преподавателей....
Изучение темы базируется на системе знаний, умений, полученных студентами при изучении таких тем, как «Анатомо физиологические особенности...

С. А. Губина Автобиография как метод самоанализа и познания общества iconМетодические указания для обучающихся практические занятия тема: Эндодонтические заболевания
Формирование у обучающихся потребности изучения английского языка и овладения им как средством профессионального и межличностного...

С. А. Губина Автобиография как метод самоанализа и познания общества iconМетодические указания для обучающихся практические занятия тема:...
Формирование у обучающихся потребности изучения английского языка и овладения им как средством профессионального и межличностного...

С. А. Губина Автобиография как метод самоанализа и познания общества iconАвтобиография автобиография пишется собственноручно, чернилами синего,...
Фамилия, имя, отчество, число, месяц, год и место рождения (по паспорту). Если фамилию, имя, отчество изменяли указать когда, где...

С. А. Губина Автобиография как метод самоанализа и познания общества iconРабота логоса
Последова­тельное движение по избранным предметам современной филосо­фии с проблематизацией сменявших друг друга в истории тем бытия,...

С. А. Губина Автобиография как метод самоанализа и познания общества iconТолько ту информацию, которую Вы действительно можете подтвердить....
Резюме – это краткая автобиография, создающая Ваш образ как профессионала, в выгодном для Вас свете

С. А. Губина Автобиография как метод самоанализа и познания общества iconМесто и дата совершения доверенности
Общества в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов) по всем вопросам,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск