Скачать 1.11 Mb.
|
Департамент по спорту и молодежной политике Тюменской области Государственное автономное учреждение Тюменской области «Областной центр профилактики и реабилитации» Селиванова О.А., д.п.н., профессор ТюмГУ Малярчук Н.Н., д.м.н., профессор ТюмГУ Старцева Н.Г., к.пс.н., директор ГАУ ТО «ОЦПР» Мариинских Н.В., педагог-психолог высшей категории Комплекс областных профилактических проектов «Это тебя касается!» Информационно-разъяснительный профилактический проект «Предупрежден – значит вооружен!» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СФЕРЫ СПОРТА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СРЕДИ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ Долгосрочная целевая программа «Антинаркотическая программа Тюменской области» на 2011-2013 годы Тюмень 2011 Введение Во второй половине 90-х гг. 20 века в список «вредных привычек», профилактикой которых традиционно занималась школа, была добавлена еще одна «новая» - наркомания. Ведущую современную концепцию информационно-профилактической работы в отношении детей и молодежи можно свести к следующим составным элементам: Знания — Отношения — Поведение. Следствием популярности данной концепции является широкое распространение в образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования сферы спорта и молодежной политики, центров досуговой занятости подростков по всему миру программ информационно-образовательного характера (программы достижения социально-психологической компетентности, здоровьесбережения и обучения жизненным навыкам). Профилактика потребления психоактивных веществ во многих учреждениях представлена тематическими лекциями психологов, врачей психиатров-наркологов, работников органов внутренних дел, а также тематическими учебными занятиями, которые иногда проводятся по типу дискуссии на заданную тему. Помимо разовых акций, элементы профилактики наркомании становятся предметом обсуждения в рамках специальных предметов в образовательных учреждениях. В некоторых учреждениях, в том числе дополнительного образования детей и молодежи, есть опыты публичного разыгрывания и обсуждения жизненных ситуаций, связанных с наркотиками, по примеру телевизионных ток-шоу (наподобие «Человек в маске»), организации агитбригад, постановки спектаклей на тему наркомании, подготовки лекторских групп и пр. Однако, несмотря на достаточно широкое распространение различного рода профилактических программ в образовательных учреждениях, многообразие методических разработок, проектов, мероприятий, и, казалось бы, хорошую информированность учащихся и их родителей об опасности употребления психоактивных веществ, важно поддерживать эту информационно-профилактическую среду и вне образовательных учреждений. Большую воспитательную роль в профилактике асоциального поведения подростков могут и должны играть родители на уровне включения в систему обучения и дополнительного образования, досуговой занятости детей и молодежи. Родители не должны терять бдительность и более того, должны быть «хорошо подкованными» в данном вопросе, владеть «правильной» информацией и уметь донести ее до подростка. Это делает актуальным обращение к проблеме не столько технологических вариантов реализации профилактических программ, сколько к проблеме содержания и структуры информационного компонента профилактической деятельности. Особенно актуальна названная проблема в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи сферы спорта и молодежной политики, пространство которых является развивающим, информационным, профилактическим. Представленный проект направлен на системное решение проблем профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних посредством организации комплексной информационно-разъяснительной работы с родительской общественностью на базе учреждений дополнительного образования сферы спорта и молодежной политики Большое внимание в проекте уделено рассмотрению форм профилактической работы с родителями и способам предъявления им информации. Приложением к проекту являются методические рекомендации для педагогов учреждений дополнительного образования сферы спорта и молодежной политики по организации профилактической работы среди родителей воспитанников. Информационно-методические материалы проекта собраны авторами из самых разных источников (в т.ч. из Интернет-ресурсов), большинство из них апробированы в практической деятельности Областного центра профилактики и реабилитации. Целевая группа проекта: родители воспитанников учреждений дополнительного образования сферы спорта и молодежной политики муниципальных районов (городских округов) юга Тюменской области. Участники проекта: педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, завучи по внеучебной работе, психологи, врачи наркологи, активисты волонтерских профилактических отрядов (в том числе из группы воспитанников), сотрудники органов и учреждений системы профилактики. Сроки реализации проекта: ежегодно в течение календарного года. Цель проекта: организация комплексной информационно-разъяснительной работы с родительской общественностью на базе учреждений дополнительного образования сферы спорта и молодежной политики муниципальных образований юга Тюменской области. Задачи проекта:
Принципы реализации проекта: Тематическая актуальность – материалы проекта представляют собой действенные, всесторонние и развивающие формы профилактической работы педагогов с родителями, обеспечивающие просвещение в области не только профилактики наркотической зависимости подростков, но и других важных проблем молодых людей, в частности юношеское развитие, взросление, стресс и приспособление к нему, межличностные и семейные отношения и пр. Комплексность – взаимодействие педагогов с родительской общественностью предполагает синтез различных форм профилактической работы, использование методических материалов комплексно позволит педагогам максимально полно и детально организовать информационно-разъяснительную работу в учреждении. Полисубъектность – в профилактических мероприятиях, организуемых педагогами, должны принимать участие родители, а также привлеченные специалисты учреждений системы профилактики, волонтеры и сами подростки (в зависимости от формы проводимого мероприятия). Цикличность – профилактические мероприятия должны быть долговременными, с элементами повторения и преемственности в течение всего календарного года. Разноуровневость – целевое воздействие на родителей должно осуществляться педагогами на различных уровнях: личностном, семейном и социальном, как на групповом, так и на индивидуальном уровнях. Информационная исчерпанность – полная и объективная информация о психоактивных веществах, признаках и последствиях их употребления, лечебно-профилактических учреждениях, оказывающих наркологическую помощь, с целью избежать возникновения информационных пустот, на месте которых возникают различного рода стереотипы и мифы. Интерактивность – предпочтение должно отдаваться методикам интерактивного характера, стимулирующих активное участие всех представителей родительской общественности посредством таких форм мероприятий, как лекция, дискуссия, мозговой штурм, ролевая и ситуативная игры и др. Психологическая комфортность - реализуемые информационно-разъяснительные мероприятия, их содержание, сроки и направленность должны подвергаться корректировке с учетом пожеланий участников профилактической деятельности. Концептуальное обоснование направлений и содержания деятельности Данные многочисленных исследований о проблемах эффективности информационно-профилактических программ среди родительской общественности в образовательных учреждениях свидетельствуют о том, что широко распространенное мнение о способности информации эффективно решать и решить проблемы, связанные с потреблением наркотиков, алкоголя и т.п., не совсем верно. Известно, что само по себе предоставление информации может улучшить осведомленность родителей, повысить уровень их знаний о путях профилактики употребления наркотиков, алкоголя, табакокурения, других форм проявления асоциального поведения, однако эта осведомленность далеко не всегда приводит к позитивным результатам, не всегда учитывается родителями в воспитании детей. Многолетние научные исследования (в частности, Института возрастной физиологии РАО) позволили специалистам выдвинуть идею об информационном характере наркотического заражения. Согласно ей источником «инфекции» является информация о «приятности» или «полезности» действия наркотиков на организм. Донося информацию до детей в таком ключе, родители способствуют пробуждению у некритически воспринимающих ее подростков желание испытать на себе действие наркотика. Исходя из данной теории, наркотическое заражение распространяется через различные потоки информационного пространства и даже через «антинаркотические»:
4. Антинаркотическая пропаганда. Распространение идей о вредности, опасности и незаконности потребления наркотических препаратов с целью внедрения их в общественное сознание, активизация общества в борьбе с наркотической угрозой. 5. Пропаганда социально здорового образа жизни включает в себя внедрение в массовое сознание моды на здоровый образ жизни. Основной причиной активности информационного заражения является неправильная подача информации родителями детям: обращение в детском и подростковом возрасте к идеям «сохранение и поддержание здоровья», «связь личного здоровья с качеством жизни и возможным социальным статусом», «опасность наркотика для жизни», «противоправность действий с наркотиками»… Эти потоки неэффективны и не оказывают решающего значения на процессе формирования негативного отношения ребенка к понятию и явлению «наркомания», тогда как идеи «модности», «яркости ощущений», «запретности плода», «крутизны» и «безвредности» составляют значительную часть информационного поля процесса взросления растущего человека. В этой ситуации родители должны быть информационно грамотными, хорошо подкованными в вопросах профилактики наркомании как острой социальной проблемы. Кроме того, зачастую педагоги преподносят родителям непроверенную информацию антинаркотического характера и без достаточной долей новизны, известную по таким открытым источникам, как СМИ, Интернет и пр. Профилактическая информация в изложении педагогов: - должна обладать достаточной долей объективности, достаточной долей новизны (органично сочетать в себе минимум стандартных традиционных знаний и описание последних тенденций) и разносторонности (отражать разные подходы); - должна содержать рациональные доводы отказа и противодействия наркотикам (если начало употребления наркотиков происходит преимущественно по эмоциональным причинам, то отказ от них – это всегда индивидуальный шаг, требующий рационального обоснования), а не ориентироваться только эмоции аудитории слушателей и ставить своей целью вызвать страх перед наркотиками и наркоманией; - должна учитывать актуальные запросы конкретной целевой группы; - должна иметь продолжение в последующей работе педагогов и системе реальных взаимоотношений в семье, в социуме, в сфере образовательного учреждения. Родительская общественность должна иметь четкое представление об основных понятиях антинаркотической информационной среды. Информационное пространство, формируемое в учреждении дополнительного образования, должно обладать такими характеристиками, как: - ценностно-ориентационное единство подходов к пониманию сути, причин, структуры и последствий зависимости (наркомании, алкоголизма и пр.) родителями как субъектами образовательно-профилактического процесса; - согласованность подходов педагогов и родителей в оценках различных групп, демонстрирующих зависимое поведение (например, неупотребляющие, имеющие разовый опыт, периодически употребляющие, постоянно употребляющие и пр.), и принципах организации взаимодействия с ними (контроль, поддержка, помощь, санкции и т.д. и т.п.); - распространение системы оценок за пределы информационно-разъяснительных профилактических мероприятий на повседневную жизнедеятельность родителей и их семей (отношение, статусные характеристики, динамика социально-ролевого положения, перспективы роста и пр.); - интерактивность процессов профилактики, помощи и поддержки, учитывающих личную динамику интересов, потребностей и возможностей родительской общественности. Основные направления деятельности по проекту (с применением методических рекомендаций, типовых программ и разработок профилактических мероприятий), реализуемые на постоянной основе в течение года:
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Цель деятельности – создание условий для формирования в учреждениях дополнительного образования сферы спорта и молодежной политики единой информационно-профилактической среды. Основной формой реализации направления является перечень мероприятий сквозного круглогодичного характера, реализуемых на различных уровнях учреждения: коллективном, групповом, индивидуальном: Содержание мероприятий:
- традиционные коллективные родительские собрания и тематические встречи по проблемам; - регулярный анонимный опрос родителей о распространенности зависимостей и об отношении к ним.
- оформление информационного стенда в удобном для просмотра воспитанниками, родителями, другими педагогами месте; - развитие службы информационной поддержки: телефон доверия, почтовый ящик, стенгазета.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Цель деятельности – формирование педагогами дополнительного образования у родителей внутренних антинаркотических барьеров. Предполагает выработку у родительской общественности нетерпимого отношения ко всему, что может способствовать наркомании, через ознакомление не столько с негативными последствиями употребления подростками наркотиков (цирроз печени, смерть от передозировки и пр.), сколько с приобретением ими качеств и свойств (эмоциональных, физических и пр.), оказывающих немедленное негативное влияние на качество жизни, успешность социализации, эффективность контактов и пр. Содержание программных мероприятий:
Развитие рефлексивной позиции по отношению к совокупности понятий и явлений, характеризующих область зависимого поведения, формирование навыков оценивания получаемой информации и реагирования на нее в рамках мероприятий.
|
Методические рекомендации предназначены для руководителей школьных музеев, краеведческих кружков, методистов по туристско-краеведческой... | Методические рекомендации предназначены для использования в работе органами управления культуры и руководителями образовательных... | ||
Учебно-методические материалы для повышения квалификации работников сферы образования для внедрения разработанных моделей развития... | Алтайского края (далее управление) просит повысить качество наградной работы, а также установить взаимодействие с подведомственными... | ||
Алтайского края (далее управление) просит повысить качество наградной работы, а также установить взаимодействие с подведомственными... | Организация деятельности специализированных классов по видам спорта с продлённым днём обучения и углублённым учебно-тренировочным... | ||
Пильнинского муниципального района новых педагогических технологий, поддержки талантливых, творчески работающих педагогов, в рамках... | Нормативно-правовые и методические материалы по вопросам воспитания и дополнительного образования детей и молодежи | ||
Деятельность департамента образования, науки и молодежной политики в 2015 г была направлена на реализацию государственной политики... | Категория и возраст участников: дети и подростки в возрасте от 08 до 17 лет (включительно), проявившие способности в сфере образования... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |