Пособие для активистов (практические рекомендации и выдержки из правовых документов) воронеж, 2004 г


Скачать 410.58 Kb.
НазваниеПособие для активистов (практические рекомендации и выдержки из правовых документов) воронеж, 2004 г
страница1/3
ТипРегламент
  1   2   3
МАССОВЫЕ АКЦИИ

Пособие для активистов
(практические рекомендации и выдержки из правовых документов)


ВОРОНЕЖ, 2004 г.

Автор-составитель пособия: Звягина Наталья Алексеевна

Консультанты: Юров А.Ю., эксперт Совета Европы;

Гнездилова О.А., юрист Межрегиональной Правозащитной Группы

Козлов А.Ю., к.ф.н., «Экозащита! – Воронеж»

Массовые акции. Пособие для активистов (практические рекомендации и выдержки из правовых документов). – Воронеж: Центр Поддержки Малой Прессы (ЦПМП), 2004. – 34 с.

В данном пособии представлены основные права граждан, связанные с проведением массовых мероприятий. С помощью этого пособия можно, опираясь на законодательные акты РФ, оформить и подать уведомление о проведении митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования и т.д., а также провести акцию максимально безопасно для организаторов, участников и случайных прохожих.

Пособие предназначено для активистов и сторонников различных общественных движений, организаций и партий, а также для представителей власти.


СОДЕРЖАНИЕ

Вступление

МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РОССИЙСКИЕ ДОКУМЕНТЫ, ЗАКРЕПЛЯЮЩИЕ ПРАВО НА СВОБОДУ СОБРАНИЙ

Глава 1 ОРГАНИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

1.1. Уведомительные процедуры

1.2. Предварительная агитация

Глава 2 ПРОВЕДЕНИЕ ПУБЛИЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

2.1.Права и обязанности организаторов и участников

2.2. Права и обязанности уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченного представителя органа внутренних дел

Глава 3 ОБЩЕНИЕ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

3.1. В случае задержания

3.2. После доставления задержанных в отделение милиции

Глава 4 СУД

Глава 5 ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЯ СУДА И ДЕЙСТВИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

5.1. Обжалование незаконных действий сотрудников милиции

5.2 Обжалование решения суда

Приложение ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ

Форма уведомления о проведении массовой акции

Образец выписки из протокола

Регламент проведения публичного мероприятия

Образец ходатайства о допуске защитника

Образец доверенности на право представлять законные интересы в суде

Образец апелляционной жалобы

ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПОСОБИЯ

Список сокращений

МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РОССИЙСКИЕ ДОКУМЕНТЫ, ЗАКРЕПЛЯЮЩИЕ ПРАВО НА СВОБОДУ СОБРАНИЙ

 

ВСТУПЛЕНИЕ

Право на свободу мирных собраний закреплено в основных международных документах и является одним из важнейших прав человека и гражданина.

Принятие летом 2004г. в России нового Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»,  значительно изменило ставший уже привычным порядок организации и проведения публичных мероприятий. Создатели пособия постарались заострить внимание на нововведениях.

С помощью этого пособия можно в соответствии с законом оформить и подать уведомление о проведении митинга, шествия, демонстрации, пикетирования, а также провести акцию максимально безопасно для организаторов, участников и случайных прохожих.

Здесь читатель найдет образцы оформления уведомления о проведении публичного мероприятия; выписки из протокола собрания, где принято решение о ее проведении; форма доверенности на право представлять законные интересы обвиняемого в совершении административного правонарушения.

Пособие предназначено для активистов и сторонников различных общественных движений, организаций и партий, а также для представителей власти.

Авторы пособие надеются на то, что оно повысит общую культуру проведения публичных мероприятий в России.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РОССИЙСКИЕ ДОКУМЕНТЫ, ЗАКРЕПЛЯЮЩИЕ ПРАВО НА СВОБОДУ СОБРАНИЙ

Право на свободу мирных собраний закреплено в различных документах, как международных, ратифицированных РФ, так и российских. Вот основные из них:

1. Всеобщая декларация прав человека

«Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций», статья 20.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах

«Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц», статья 21.

3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Европейская конвенция прав человека)

«Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов», статья 11.

4. Конституция РФ

«Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования», статья 31

5. Декларация прав и свобод человека и гражданина (РСФСР, 1991 г.)

«Граждане РСФСР вправе собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления властей», статья 19.

6. Федеральный Закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

«Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования».

Указанные документы имеют высшую юридическую силу. Указы, постановления и инструкции не могут им противоречить. В случае если противоречие все же имеет место, суд или иной государственный орган обязан применить вышестоящий документ и проигнорировать нижестоящий.

Реализовать свое право на свободу собраний граждане могут посредством организации публичного мероприятия или участия в нем.  

Публичное мероприятие - это открытая, мирная, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Термины "митинг", "демонстрация", "шествие", "пикетирование" в соответствии с Федеральным  Законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» означают:

1) митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

2) демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

3) шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

4) пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

В данном пособии подробно рассматриваются моменты, связанные со спецификой организации и проведения именно этих форм публичного мероприятия.

В законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» особо оговаривается такая форма публичного мероприятия, как собрание.

Собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Организатором собрания в соответствии с законодательством может быть человек, достигший 16 лет. Для проведения собрания не требуется предварительно уведомлять власти.


Глава 1 ОРГАНИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ.


В данный момент проведение публичных мероприятий регулируется:

1. Федеральным  Законом (ФЗ) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 18.06.2004.

2. Соответствующими законами субъектов РФ

Организаторами публичного мероприятия (организатором) могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, митингов – 16 лет), политические партии, другие общественные и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по подготовке и проведению публичного мероприятия.

Не могут быть организатором публичного мероприятия:

1) лица, признанные судом недееспособными либо ограниченно дееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда;

2) политические партии,  общественные и некоммерческие организации, религиозные объединения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.

Организатор публичного мероприятия имеет право:

1) проводить предварительную агитацию в поддержку целей публичного мероприятия через средства массовой информации, путем распространения листовок, изготовления плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, не противоречащих законодательству   Российской Федерации;

2) уполномочивать отдельных участников публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению;

3) организовывать сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями, требованиями и другими обращениями граждан;

4) использовать звукоусиливающие технические средства (аудио-, видео- установки и другие устройства) с уровнем звука, соответствующим стандартам и нормам, установленным в Российской Федерации.

Место и время проведения публичного мероприятия

Публичное мероприятие в соответствии со ст. 8 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» может проводиться в любых пригодных для  его целей местах в случае, если  его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данной акции. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

Действующий закон устанавливает места, в которых проведение публичного мероприятия запрещается. Это:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным  производственным объектам (список таких объектов должен быть специально установлен) и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории,  непосредственно прилегающие к резиденциям Президента РФ (на территории Московского кремля резиденция президента размещается в нескольких зданиях, морская резиденция президента – это Константиновский дворец в Стрельне, есть резиденции президента в субъектах РФ, например, «Шуйская тропа» в Карелии  и т.д.), к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (исправительные колонии, колонии-поселения, тюрьмы. Здания, в которых расположены следственные изоляторы, к этому списку не относятся!);

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры,  определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ с учетом особенностей таких объектов и требований ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». До тех пор, пока особый  порядок не определен, применяется общий порядок.

Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", включая Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом Российской Федерации.

Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени.

Постановления органов местного самоуправления могут дополнительно регламентировать порядок проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций с учетом местных условий и в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства.

Органы государственной власти или органы местного самоуправления, которым адресуются вопросы, явившиеся причинами проведения публичного мероприятия, в соответствии со ст. 18 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» обязаны рассмотреть данные вопросы по существу, принять по ним необходимые решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и сообщить о принятых решениях организатору.

Поддержание общественного порядка, регулирование дорожного движения, санитарное и медицинское обслуживание в целях обеспечения проведения публичного мероприятия осуществляются на безвозмездной основе.

К организации публичного мероприятия относятся:

1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;

2) проведение предварительной агитации;

3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;

4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

1.1. Уведомительные процедуры

Организатор публичного мероприятия обязан подать уведомление о проведении публичного мероприятия. 

Уведомление о проведении публичного мероприятия  (Уведомление) - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Областная администрация) или органу местного самоуправления (Администрация города и др.) сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением пикетирования, проводимого одним участником, и собрания)  подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления  в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до  проведения публичного мероприятия. При  пикетировании группой лиц Уведомление может подаваться в срок не позднее трех дней до проведения акции.

 Таблица сроков подачи Уведомления в зависимости от формы публичного мероприятия и количества участников.
 

      Кол-во\   участников\форма

собрание

митинг

демонстрация

шествие

пикетирование

1 участник

Уведомление не подается

10-15 дней

10-15 дней

10-15 дней

Уведомление не подается

Более одного участника

Уведомление не подается

10-15 дней

10-15 дней

10-15 дней

за 3 дня

 

В Уведомлении указываются:

1) цель публичного мероприятия;

2) форма публичного мероприятия;

3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников;

4) дата и время начала и окончания публичного мероприятия;

5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Уведомление подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению. 

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации  или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:

1) документально подтвердить получение Уведомления, указав при этом дату и время его получения. Документальным подтверждением может служить: уведомление о вручение почтового отправления, отметка органа, принявшего уведомление, на копии уведомления (желательно с живыми подписями), особый документ, если таковой будет установлен региональным законодательством, дополнительно регламентирующим порядок организации и проведения публичного мероприятия;

2) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;

3) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории в месте проведения публичного мероприятия;

4) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;

5) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в его проведении. 

Внимание! Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно (точные сроки устанавливаются региональным законодательством  о порядке организации и проведения публичных мероприятий) отправляется организатору;

6) при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах  проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ "О государственной охране", своевременно информировать об этом соответствующие федеральные органы государственной охраны.

Согласно Конституции РФ и международным документам, право на свободу собраний может быть ограничено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (например, в случае введения режима чрезвычайной ситуации или военного положения).

Поскольку массовые акции проводятся в уведомительном порядке, отказать организаторам в проведении мероприятия, если для его проведения выбрано место допустимое ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», нельзя.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации  или орган местного самоуправления обязан довести до сведения организатора в течение трех дней со дня получения Уведомления (а при уведомлении о пикетировании группой лиц менее чем за пять дней до дня его  проведения - в день получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени акции, а также рекомендовать устранить несоответствия указанных в Уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Эти предложения должны быть выданы организаторам акции в письменном виде, быть мотивированным и содержать ссылки на соответствующие нормативные акты. Этот документ может быть обжалован в суд в соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и главой 25 Гражданско-процессуального кодекса РФ.

В случае, если информация, содержащаяся в тексте Уведомления, и иные сведения дают основание предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции РФ и (или) нарушают запреты, предусмотренные уголовным или административным законодательством, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора письменное мотивированное предупреждение о том, что его, а также иных участников публичного мероприятия могут привлечь к ответственности.

Не позднее чем за три дня до  проведения публичного мероприятия (за исключением пикетирования, проводимого одним участником) организатор обязан проинформировать орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении условий проведения акции, указанных в Уведомлении.

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если Уведомление не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления не были  согласованы изменения.

Законодательством РФ не только закреплено право граждан на проведение мирных массовых акций, но и установлена ответственность лиц, препятствующих проведению собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.

1. Статья 5.38, КоАП РФ предусматривает ответственность за «препятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них» в виде штрафа от одного до трех МРОТ.

2. Статья 149, УК РФ Незаконное воспрепятствование проведению массовой акции или участию в ней, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения предусматривает наказание в виде штрафа в размере от пятисот до семисот МРОТ, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет.

1.2. Предварительная агитация

Организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента подачи уведомления о проведении публичного мероприятия   имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.

Для проведения предварительной агитации могут использоваться средства массовой информации, устные призывы, распространяться листовки, плакаты и объявления, использоваться иные не запрещенные законодательством Российской Федерации формы агитации.

Недопустимо проведение предварительной агитации в формах, оскорбляющих и унижающих достоинство человека и гражданина. Предварительная агитация не может проводиться в форме публичного мероприятия, если порядок его организации и проведения не соответствует требованиям ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», т.е. для раздачи листовок, сбора подписей и проведения опроса граждан на улицах города специального разрешения не требуется.

В случае отказа организатора публичного мероприятия от его проведения он обязан принять меры по прекращению предварительной агитации и информированию граждан и органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, которым подано Уведомление, о принятом решении.

 

  1   2   3

Похожие:

Пособие для активистов (практические рекомендации и выдержки из правовых документов) воронеж, 2004 г iconРегламент проведения публичного мероприятия
Массовые акции. Пособие для активистов (практические рекомендации и выдержки из правовых документов). – Воронеж: Центр Поддержки...

Пособие для активистов (практические рекомендации и выдержки из правовых документов) воронеж, 2004 г iconМетодическое пособие для участников жилищно-коммунальных отношений...
Методическое пособие предназначено для широкого круга читателей, содержит формулы и методики расчета, а также необходимые справочные...

Пособие для активистов (практические рекомендации и выдержки из правовых документов) воронеж, 2004 г iconУчебное пособие Второе издание переработанное и дополненное Издательство...
Передерин, С. В. Трудовое право: права, обязанности, ответственность : учеб пособие / С. В. Передерин; Воронеж гос ун-т. — Воронеж...

Пособие для активистов (практические рекомендации и выдержки из правовых документов) воронеж, 2004 г icon«Обязательные медицинские осмотры и связанные с ними правовые аспекты»...
«Обязательные медицинские осмотры и связанные с ними правовые аспекты»: практические рекомендации для специалистов органов государственного...

Пособие для активистов (практические рекомендации и выдержки из правовых документов) воронеж, 2004 г iconПрактические рекомендации по участию профсоюзов при проведении специальной...
Практические рекомендации предназначены для широкого круга лиц осуществляющих общественный контроль за соблюдением работодателями...

Пособие для активистов (практические рекомендации и выдержки из правовых документов) воронеж, 2004 г iconУчебное пособие
Передерин С. В. Трудовое право Российской Федерации: учебное пособие / С. В. Передерин; Изд-во Воронеж гос ун-т. Воронеж: Изд-во...

Пособие для активистов (практические рекомендации и выдержки из правовых документов) воронеж, 2004 г iconПрактикум Для студентов педагогических вузов воронеж 2007
Практикум по психологии Человека: Учебное пособие для вузов / Под ред д-ра пед наук, профессора Н. М. Трофимовой. – Воронеж: вгпу,...

Пособие для активистов (практические рекомендации и выдержки из правовых документов) воронеж, 2004 г iconА. М. Шестерина Психология журналистики Учебное пособие Воронеж 2010 удк ббк
Шестерина А. М. Писихология журналистики / А. М. Шестерина. Воронеж: Изд-во Воронеж гос ун-та, 2010. … с

Пособие для активистов (практические рекомендации и выдержки из правовых документов) воронеж, 2004 г iconУчебное пособие «Лекции по эзофагогастродуоденоскопии»
Сборник лекций составлен из различных источников (сеть Интернет, периодические издания, методические рекомендации, практические руководства)....

Пособие для активистов (практические рекомендации и выдержки из правовых документов) воронеж, 2004 г iconМетодические рекомендации по изучению курса Основная форма учебной...
«Экономика и бухгалтер учет (в промышленности)» заоч формы обучения / департамент обр., науки и молодеж политики Воронеж обл., Воронеж...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск