Скачать 4.88 Mb.
|
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа №3, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» Принята Утверждена приказом педагогическим советом директора ГКОУ СО протокол № 1 от 30.08.2018 «Екатеринбургская школа № 3» от 30.08.2018 № 15-од АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями Екатеринбург 2018 г. Структура образовательной программы
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 реализуется на базе ГКОУ СО «Екатеринбургская школа №3» в 5-11 классах-комплектах. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлена на формирование общей культуры обучающихся с умственной отсталостью, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью. Программа способствует эстетическому, трудовому и физическому воспитанию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она ориентирована на коррекцию общего, речевого, физического и психического развития воспитанников в целях их успешной социализации в современное общество. В основу разработки АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к построению АООП для обучающихся с умственной отсталостью предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Разработчики программы: рабочая группа из числа руководящих и педагогических работников учреждения, члены совета учреждения. Творческий коллектив разработчиков адаптированной основной общеобразовательной программы ставил своей задачей представить специфическую составляющую образовательной программы, определяющую актуальное состояние образовательного процесса, реализацию коррекционной направленности, содержания образования и технологи его реализации в направлении достижения обучающимися, имеющими интеллектуальный дефект различной степени выраженности, планируемых результатов адаптированной образовательной программы. Нормативными и правовыми основаниями разработки адаптированной основной общеобразовательной программы являются действующие нормативные документы в сфере образования в Российской Федерации и Свердловской области, а также документы локального уровня. Адрес образовательного учреждения: 620049 г. Екатеринбург, ул. Софьи Ковалевской, 10, тел./факс (343) 374-35-03 / 374-66-89, Е-mail: ekbschool3@mail.ru. Сайт: www.123school.ru. Лицензия на право ведения образовательной деятельности: серия 66 № 001709, регистрационный 66 Л01 № 0004381 от 06.10.2015 г., срок действия – бессрочно. Лицензия на осуществление медицинской деятельности: Н 0003806 от 10.09.2015 г. срок действия – бессрочно. Цель деятельности образовательного учреждения – создание комплекса условий, обеспечивающих коррекцию отклонений в развитии, психолого-педагогическую и медико-социальную реабилитацию, социализацию и интеграцию в общество детей с ограниченными возможностями здоровья. Основные задачи образовательного учреждения:
Образовательное учреждение реализует: - адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - дополнительные адаптированные общеобразовательные программы. Контингент обучающихся: на 01.09.2017 года в школе обучается 287 обучающихся (в учебно-воспитательном корпусе школы на С.Ковалевской, 10 - 83 человек, на Красина, 37 обучается 55 обучающихся, в учебно-воспитательном корпусе на базе Екатеринбургского детского дома-интерната на Ляпустина,4 – 149 обучающихся. С 1 сентября 2017 г. 67 воспитанников получают образование в форме индивидуального обучения на дому. Индивидуальное обучение на дому организуется согласно Учебному плану для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (для 3-9 классов), требованиями СанПиН 2.4.2.3286-15 и заключению врачебной комиссии медицинской организации, с учетом психофизиологических особенностей и особых образовательных потребностей обучающегося на основе специально разработанных индивидуальных учебных планов. Образовательный процесс организован в 34 классах-комплектах с 1по 11 класс. Состав участников образовательного процесса в ГКОУ СО «Екатеринбургская школа №3» в учебно-воспитательном корпусе на С. Ковалевской, 10 представлен следующими категориями:
Обучающиеся 1 категории получают образование по программам для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); воспитанники 2 категорий обучаются по программам для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); дети со сложным дефектом обучаются как по программам для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) , так и для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в зависимости от степени выраженности интеллектуального дефекта. В структурном подразделении школы по ул. С. Ковалевской, 10 преимущественно обучаются дети, имеющие лёгкую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), контингент обучающихся в учебно-воспитательном корпусе по ул. Ляпустина, 4 представлен обучающимися Екатеринбургского детского дома-интерната, имеющими умственную отсталость (интеллектуальные нарушения). Однако на обучаемость, продуктивность и адаптацию умственно отсталых детей влияет не только тяжесть интеллектуального дефекта, но и другие нарушения, которые определяют специфику, направления педагогической деятельности, выбор коррекционно-развивающих технологий. Это и определило необходимость классифицировать учащихся в зависимости от клинической картины дефекта: наличия в структуре двух и более первичных нарушений (прогрессирующих психических заболеваний, нарушений опорно-двигательного аппарата, аутистических расстройств, органических повреждений анализаторов и недоразвития сенсорных функций, генетических нарушений и др.). Социальный паспорт школы: в 2017 – 2018 учебном году в ГКОУ СО «Екатеринбургская школа № 3» обучаются 70% детей-инвалидов, 3% детей из опекаемых семей. Родители воспитанников имеют высшее (30%), среднее профессиональное (26%), общее начальное профессиональное (19%), среднее (25%) образование. Большая часть родителей обучающихся школы имеют постоянное место работы – 73%, остальная часть родителей либо являются безработными, либо пенсионерами. Состав участников образовательного процесса с учётом социального статуса семьи: количество неполных семей составляет –57 (в прошлом учебном году 56), количество из полных семей составляет 77 (в прошлом учебном году 59), количество многодетных семей в которых трое и более детей составляет – 16 (в 2014-2015 учебном году 10). Имеются семьи, из которых в школе обучается 2 и более детей. Кадровый потенциал образовательного учреждения. На 01 сентября 2017 года коррекционно-образовательный процесс осуществляют 65 педагогов. Структура кадрового состав педагогических работников: имеют высшую категорию - 15 человек (23%), 1 квалификационную категорию – 34 педагога (52%), без категории – 16 человек (19%) из них 9 являются молодыми специалистами, В образовательном учреждении работают 3 кандидата наук: 1 – психологических, 2 – педагогических. Педагогические и руководящие работники школы регулярно повышают уровень профессиональной компетентности через систему курсов повышения квалификации, участие в обучающих семинарах, научно-практических конференциях. В 2017 году одна треть педагогов школы прошли обучение по программе профессиональной переподготовки педагогических работников ОУ по программе «Специальное образование (олигофренопедагогика)»: из них 20 – на базе НОЧУ ДПО «Уральский центр подготовки кадров», 1 - дистанционно. Кадровый состав образовательного учреждения с учётом критериев: образование, стаж работы, возраст – на период начала 2017-2018 учебного года распределился следующим образом: Образование: Высшее профессиональное – 67 Средне профессиональное – 24 Начальное профессиональное – 9 Среднее специальное – 4 Имеют стаж работы: До 10 лет – 41 чел. До 20 лет – 16 чел. До 30 лет – 15 чел. До 40 лет – 20 чел. Свыше 40 лет – 12 чел. Данные по возрастным группам: От 20 до 30 лет – 27 чел. От 30-до 40 лет – 25 чел. От 40 до 50 лет – 18 чел. От 50- до 60 лет – 26 чел. От 60 до 70 лет -8 чел. По стажу работы педагогический коллектив образовательного учреждения представляет собой оптимальное сочетание опытных и начинающих педагогов. Примечательно, что в школу трудоустроилось достаточно большое число студентов, молодых специалистов, что является мощным кадровым потенциалом для развития образовательного учреждения. Большинство педагогов имеют стаж работы до 10 лет, значительная доля работников имеет высшее профессиональное образование. Основные подходы к отбору содержания и реализации образовательной программы: деятельностный, дифференцированный, аксиологический, социокультурный, компетентностный, информационный, коррекционно-компенсирующий, социально-адаптирующий подход. Принципы построения и реализации адаптированной основной образовательной программы: гуманизации, культуросообразности, индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, преемственности основных образовательных программ, системности, комплексного обучения на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий, эмоционально-ценностной ориентации образовательного процесса, принцип приоритета личностного развития, принцип коррекционной направленности образовательной деятельности.
Результаты освоения образовательной программы общего образования представляются в виде портрета выпускника начальной школы (на период окончания 4 класса), обобщённого портрета выпускника школы на период окончания 9 (11 класса). Кроме того, является необходимым представить ожидаемый результат реализации основной образовательной программы общего образования в отношении обучающихся по программам для глубоко умственно отсталых детей. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы общего образования на уровне выпускника 4 класса специального (коррекционного) образовательного учреждения
Обучающиеся: - освоили общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования в 5-9 классах (то есть овладели общеучебными умениями и навыками); - овладели простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи. - освоили знания о предметах и явлениях окружающей действительности; - овладели умениями применять знания при выполнении предметно-практических и игровых заданий; - овладели элементами общеучебных умений: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного и др. на доступном уровне; - способны переключаться с одной умственной операции на другую с помощью показа или по словесной инструкции учителя. 2. Уровень сформированности общетрудовых умений и навыков. Обучающиеся: - овладели умениями ориентироваться в задании с использованием образца, планировать свои действия при помощи учителя, выполнять самостоятельно простые операции по показу, образцу, словесной инструкции учителя; - овладели способностью к усвоению заданного образца; - овладели умениями реализовывать пооперационную последовательность действий по наглядному плану; - овладели простейшими навыками самоконтроля учебных действий; - овладели умениями применения ранее усвоенных правил; - проявляют готовность принимать помощь учителя при выполнении тех или иных заданий; 3. Уровень сформированности личностных качеств. У обучающихся: - сформировано положительное отношение к игровой и учебной деятельности, мотивация к совместной деятельности со сверстниками и педагогами; - сформированы элементарные умения саморегуляции поведения в соответствии с дисциплинарными правилами и нормами. 4. Уровень сформированности социальных навыков. Обучающиеся: - овладели навыками учебного поведения; - овладели навыками адекватного поведения в общественных местах (в транспорте, на экскурсионных объектах и др.) - овладели умениями согласовывать свои действия с действиями других людей, навыками работы в коллективе сверстников. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы общего образования на уровне выпускника 9 класса специального (коррекционного) образовательного учреждения
Обучающиеся: - освоили общеобразовательную программу для умственно отсталых детей по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования в 5-9 классах; - освоили знания об окружающей действительности, свойствах различных материалов и областях их применения; - овладели умениями применять знания при выполнении практических заданий; - овладели элементами общеучебных умений: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного и др.; - способны переключаться с одной умственной операции на другую по словесной инструкции учителя. 2. Уровень сформированности общетрудовых умений и навыков. Обучающиеся: - овладели умениями ориентироваться в задании с использованием образца, эскиза, чертежа, планировать свои действия самостоятельно, при помощи учителя, выполнять их самостоятельно, по правилу, показу, образцу, представлению, словесной инструкции учителя; - овладели способностью к усвоению заданного образца; - овладели умениями реализовывать пооперационную последовательность действий при выполнении задания и доводить начатое дело до конца; - овладели простейшими навыками самоконтроля учебных действий, навыками самостоятельного краткого оценивания выполнения заданий; - овладели умениями применения ранее усвоенных правил; - овладели умениями работать с различными материалами, инструментами; - умеют принимать помощь учителя при выполнении тех или иных заданий; - овладели умениями организации рабочего места, соблюдения техники безопасности при работе с различными инструментами и санитарно-гигиенических требований при выполнении различных работ.
У обучающихся: - сформирована привычка к трудовому усилию; - сформировано положительное отношение к трудовой и учебной деятельности, результатам собственного труда; - сформирована способность разумно (критично) оценивать результат учебной и трудовой деятельности; - сформированы умения саморегуляции поведения в соответствии с дисциплинарными правилами и нормами. - имеются духовно-нравственные и личностные качества гражданина - патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности. 4. Уровень сформированности социальных навыков. Обучающиеся: - овладели умениями последовательно и полно излагать высказывание при планировании предстоящей деятельности, контроле результатов выполнения заданий; - овладели умениями согласовывать свои действия с действиями других людей, навыками работы в коллективе сверстников. Планируемые результаты освоения общеобразовательной программы для умственно отсталых детей с углублённой трудовой подготовкой. Выпускник 11 класса специального (коррекционного) образовательного учреждения: - освоил все образовательные программы по предметам учебного плана; - освоил содержание обучения на уровне, достаточном для успешного обучения в учреждениях начального профессионального образования; - знает свои гражданские права и умеет их реализовывать, уважает свое и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей; - готов к формам и методам обучения, применяемым в учреждениях начального профессионального образования; - умеет осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий, контролировать и анализировать их, обладает чувством социальной ответственности; - способен к жизненному самоопределению и самореализации; - ведет здоровый образ жизни. - приобрел необходимые знания и навыки жизни в обществе, овладели средствами коммуникации; - овладел системой общеучебных умений (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного и др.). Планируемые результаты освоения общеобразовательной программы для глубоко умственно отсталых детей на уровне выпускника 10 класса специального (коррекционного) образовательного учреждения: У обучающихся с умеренной умственной отсталостью:
Обучающиеся с тяжёлой умственной отсталостью:
|
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью | А. А. Герасимова для обучающихся с умственной отсталостью (далее – аооп ноо сош №17 имени А. А. Герасимова) разработана в соответствии... | ||
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью | Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными... | ||
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными... | Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными... | ||
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными... | Особые образовательные потребности обучающихся с легкой умственной отсталостью интеллектуальными | ||
Николаевск – на-Амуре, Хабаровского края, адрес: ул. Хабаровская 5, 2-02-98, 2-03-42 электронный адрес school8nikol@edu. 27. ru,... | Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |