Скачать 3.15 Mb.
|
Основы русской речевой культуры Учебное пособие для изучающих русский язык как иностранный Москва Российский университет дружбы народов 2013 Авторский коллектив: М.Б. Будильцева, И.Ю. Варламова, Н.С. Новикова, И.А. Пугачев Учебное пособие предназначено для иностранных учащихся, владеющих русским языком в объеме I Сертификационного уровня. Основная цель пособия - помочь иностранным учащимся овладеть основами русской речевой культуры в условиях современной российской действительности, познакомить с нормами современного русского литературного языка, функциональными стилями, со стереотипами речевого поведения русских в типичных ситуациях общения. Доступный теоретический комментарий и материал практических заданий способствуют развитию навыков быстрого понимания стереотипных реплик, адекватной реакции на них и естественного речевого поведения в социально-бытовой, учебно-профессиональной и деловой сферах. Пособие также может быть интересным и полезным для иностранных специалистов разных сфер, работающих в России или сотрудничающих с российскими компаниями, в которых «рабочим языком» является русский. Предисловие Предлагаемая книга представляет собой практическое пособие для иностранных учащихся, владеющих русским языком в объеме I Сертификационного уровня. Пособие также может быть интересным и полезным для иностранных специалистов разных сфер, работающих в России или сотрудничающих с российскими компаниями, в которых «рабочим языком» является русский. Учет конкретных условий обучения и проживания иностранных граждан в России обусловил требования к учебным пособиям подобного характера: методически обоснованная минимизация представления теоретических сведений; намеренно упрощенные формулировки правил, коммуникативный характер и практическая направленность учебных заданий, продуманность системы промежуточного и итогового контроля, введение языкового материала в виде схем и таблиц. В пособии авторы попытались решить задачу создания условий формирования и развития языковой личности иностранного учащегося, при которых особое значение приобретает знание современных норм и особенностей функциональных стилей русского литературного языка, обеспечивающих адекватное речевое поведение в аспекте межкультурного взаимодействия. Для достижения поставленной цели в пособие включен материал, помогающий решить ряд конкретных задач, связанных со спецификой восприятия явлений русского языка представителями других этнокультур, а именно: 1) преодоление трудностей разных языковых уровней, характерных для иностранной аудитории в целом; 2) преодоление языковой и культурной интерференции, вызванной влиянием конкретного языка (родного или языка-посредника) и культуры; 3) формирование межкультурной компетенции с учетом сходств и различий языковых картин мира носителей русского языка и других языков; 4) предупреждение так называемого культурного шока, возникающего в результате недостаточного внимания к проблемам межкультурной коммуникации. Актуальность данного учебного пособия связана также с тем, что большинство имеющихся сегодня учебных пособий по русскому языку как иностранному созданы на базе стилистически нейтральной русской лексики, далекой от живой реальной речи носителей языка. В результате этого у иностранцев образуется разрыв между теоретическими знаниями и реальной практикой речевого общения на русском языке. Данное пособие ориентировано на живую, естественную речь русских людей в её стилевом разнообразии. По замыслу авторов, пособие должно, прежде всего, сформировать у учащихся четкое представление о культуре русской речи современного носителя языка, о принятых сегодня стереотипах речевого поведения русских в типичных ситуациях. Учебное пособие содержит 12 уроков, в которых предлагаются к изучению необходимые сведения о нормах современного русского литературного языка (орфоэпических, морфологических, словообразовательных, лексических и синтаксических) и пяти функциональных стилях. Каждому уроку предшествует словарь урока, в который включены основные лексические понятия по данной теме, необходимые для понимания и изучения теоретических комментариев и для правильного выполнения практических заданий. Упражнения пособия воспроизводят типовые ситуации и демонстрируют, каким образом языковой материал может быть использован в реальном речевом общении. В отличие от существующих книг по культуре речи, ориентированных на русскоговорящих учащихся, в предлагаемом пособии делается особый акцент на особенностях разговорной речи, на стандартных этикетных формах, используемых в реальных речевых ситуациях. Серьезное внимание уделяется также такому актуальному аспекту предмета, как правила оформления некоторых видов документов. Широкий спектр предлагаемых тем и типов учебных и контрольных заданий дает преподавателю возможность гибкого подхода к обучению в зависимости от уровня группы и конкретных целей: материал пособия организован таким образом, что позволяет использовать его как последовательно, так и выборочно. Тема 1 РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ Основные понятия:
I.Читаем комментарий. 1. Современный русский литературный язык. Языковые нормы Понятие современный русский литературный язык состоит из четырёх элементов. Что такое язык? Язык – это система знаков, которая используется в обществе для получения, накопления и передачи информации. Язык – это средство общения между людьми, он возникает в определённом обществе и развивается вместе с ним. В языке, как в зеркале, отражаются культура и традиции народа, его взгляд на мир. Язык выполняет в обществе разные функции. Основные функции языка – это когнитивная (познавательная), коммуникативная и эмоциональная. Рассмотрим функции языка в таблице.
Что такое литературный язык? Это язык, который построен в соответствии с определёнными нормами. Нормы – это правила образования и употребления языковых средств. Существуют следующие типы норм:
Языковые нормы закрепляются в словарях и справочниках. Каждому типу норм соответствует свой тип словаря. Например, существуют словари орфоэпические, орфографические, толковые, словари трудностей русского языка, словари иностранных слов и другие. На литературном языке пишут книги и газеты, составляют документы, говорят дикторы радио, телевидения и все образованные люди. Но в русском национальном языке есть разновидности, которые не относятся к литературному языку: это диалекты, жаргон и просторечие.
Запомните! Литературный язык – это нормированный общенациональный язык. Литературный язык традиционно делится на функциональные стили. Функциональный стиль – это разновидность литературного языка, которая связана с определённой сферой общественной жизни и имеет свои особенности. В современном русском языке выделяют пять функциональных стилей:
Итак, мы рассмотрели понятие «язык» и определили, что такое русский литературный язык. Что же такое современный язык? Понятие современный русский язык обычно рассматривают двояко - в узком и широком смыслах. Современный русский язык в узком смысле – это язык конца XX – начала XXI века, то есть язык, на котором говорят и пишут живущие в наше время люди – носители языка. Современный русский язык в широком смысле – это язык «от Пушкина до наших дней», то есть сложившаяся грамматическая, фонетическая и лексическая система, которая имеет определённые особенности и правила. 2. Место русского языка в системе языков мира. Его международный статус. Какое место русский язык занимает в классификации языков мира? Языки мира группируются в семьи языков, семьи делятся на группы (или ветви) и подгруппы. Русский язык входит в восточнославянскую подгруппу славянской группы индоевропейской семьи языков. Языки одной семьи имеют больше сходства, чем языки разных семей. Рассмотрим основные семьи языков мира в таблице.
|
Б 90 Основы риторики и коммуникации. Нормативный и коммуникативный аспекты современной риторики [Текст] : учебное пособие / М. Б.... | Авторский коллектив: Баряева Л. Б., Бгажнокова И. М., Бойков Д. И., Зарин am., Комарова св | ||
... | Электронный конструктор как средство проектирования деятельности участников образовательного процесса в условиях реализации фгос | ||
Авторский коллектив: И. Д. Чешко, В. Ф. Бондарев, Н. Н. Копейкин, С. А. Кондратьев, В. П. Белобратова, А. О. Антонов | Авторский коллектив: д э н., профессор Посталюк М. П. (руководитель), к э н., доценты: Нигматуллина Л. Г., Посталюк Т. М., Сибгатуллина... | ||
Авторский коллектив муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Костёнковская средняя общеобразовательная школа» Кемеровской... | Римашевская Лариса Сергеевна, канд пед н., руководитель оэр гбдоу детский сад №29 Выборгского района Санкт-Петербурга | ||
«Лицензиат», в лице ректора А. В. Белоцерковского, действующего на основании Устава, с одной стороны и авторский коллектив в составе... | Руководитель авторского коллектива: Заведующий отделом проблем прокурорской деятельности нии академии Генеральной прокуратуры: Амирбеков... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |