Скачать 1.11 Mb.
|
ГБОУ ВПО "Оренбургский государственный медицинский университет" Минздрава России кафедра нормальной физиологии Рабочая тетрадь для практических занятий по физиологии с основами анатомии для студентов фармацевтического факультета (очная форма обучения) Модуль №4. Анатомия и физиология систем дыхания, пищеварения, обмена и терморегуляции, выделения Составители: Профессор И.В.Мирошниченко Доцент О.В.Ширшов Старший преподаватель В.В.Тихонов Доцент А.А. Исенгулова Оренбург 2016 Модуль №4. Занятие №1 Тема: Понятие дыхания. Вентиляция легких. Газообмен в легких Цели:
Рекомендации по использованию материалов смежных дисциплин: Медико-биологическая физика:Понятие о парциальном давлении и напряжении газа. Диффузия газов, факторы, влияющие на скорость диффузии. Уравнение Фика. Растворимость и концентрация газов в жидкости. Понятие об автоматии. Химия:Энергетический обмен. Ферменты биологического окисления. Митохондриальные цепи переноса электронов. Окислительное фосфорилирование. Образование токсичных форм кислорода и их обезвреживание. Анаэробное окисление глюкозы и гликогена. Физиология с основами анатомии:Понятие о гомеостазе, физиологической функции и физиологической реакции. Понятие о регуляции функции, механизмы и принципы. Учение П.К.Анохина о функциональных системах. Анатомическая характеристика малого и большого круга кровообращения. Морфофункциональная характеристика гистогематического барьера. Вопросы для подготовки:
Вопросы для самостоятельной работы:
Домашнее задание: 1. Дайте определение клеточного дыхания, укажите его виды и сущность. Клеточное дыхание – это ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Виды клеточного дыхания: 1. _____________________ 2. _____________________ 2. Дайте определение прямого дыхания. Прямое дыхание – это ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Дайте определение опосредованного дыхания. Опосредованное дыхание – это ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Перечислите этапы опосредованного дыхания. Этапы опосредованного дыхания: 1. _____________________________________ 2. _____________________________________ 3. _____________________________________ 4. _____________________________________ 5. _____________________________________ 5. Перечислите структуры, образующие анатомическое мертвое пространство ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Перечислите функции воздухоносных путей. Функции воздухоносных путей: 1. __________________________________ 2. __________________________________ 3. __________________________________ 4. __________________________________ 7. Дайте определение спирограммы. На спирограмме укажите основные легочные объемы. Спирограмма – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Y X L K O P 8. Дайте определение дыхательного объема, укажите его величину. Дыхательный объем – это ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Величина дыхательного объема равна от________ до ________мл. 9. Дайте определение понятия жизненной емкости легких (ЖЕЛ), укажите формулу расчета ЖЕЛ. ЖЕЛ – это ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ЖЕЛ = 10. Нарисуйте ацинус, укажите его кровоснабжение. Стрелками укажите направление движения газов через аэрогематический барьер, объясните однонаправленность движения газов. Практические работы: 1. Спирометрия. Цель работы: ознакомиться с методикой определение жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Методика выполнения работы: Мундштук спирометра протрите ватой, смоченной спиртом. Испытуемый после максимального вдоха делает максимально глубокий выдох в спирометр. По шкале спирометра определите ЖЕЛ. Измерение проведите 3 раза и в качестве конечного результата возьмите максимальное значение. При повторных измерениях необходимо каждый раз устанавливать шкалу спирометра в исходное положение. Для этого у водяного спирометра из внутреннего цилиндра извлеките пробку, при этом цилиндр опускается, а у сухого спирометра поверните измерительную шкалу и нулевое деление совместите со стрелкой. Сравните величину ЖЕЛ, измеренную спирометром, с должной ЖЕЛ, найденной по формуле Полученные результаты: ЖЕЛ= ДЖЕЛ = Рассчитайте процент отклонения ЖЕЛ от ДЖЕЛ по формуле В норме допускается отклонение в пределах ± 20% ВЫВОД:
2. Виртуальный практикум: - механизм дыхания. Объемы и емкости легких. Влияние радиуса просвета дыхательных путей на легочную вентиляцию; При осуществлении дыхательных движений происходит газообмен между легкими и внешней средой. Тот объем воздуха, который при этом поступает в легкие и выходит из него, образует легочные объемы. Эти легочные объемы в свою очередь функционально сгруппированы в легочные емкости. Объемы легких: 1. Дыхательный объем (ДО) - объем воздуха, который попадает в легкие с каждым спокойным вдохом (объем вдыхаемого воздуха), или объем воздуха, покидающего легкие с каждым спокойным выдохом (объем выдыхаемого воздуха); 2. Резервный объем вдоха (РОВд) - объем воздуха, поступающего в легкие во время усиленного вдоха, который производится после спокойного вдоха; 3. Резервный объем выдоха (РОВы) - объем воздуха, покидающего легкие во время усиленного выдоха, который производится после спокойного выдоха; 4. Остаточный объем (ОО) - объем воздуха, оставшегося в легких после усиленного выдоха; 5. Разрывный объем - объем воздуха, покидающего легкие во время пневмоторакса (разрыва плевры, после чего наступает выравнивание давления плевральной полости с атмосферным); 6. Минимальный объем - объем воздуха, оставшегося в легких после пневмоторакса. Легочные емкости: Общая емкость легких (ОЕЛ) представляет собой сумму всех вышеперечисленных легочных объемов. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ=75% от ОЕЛ) представляет собой сумму следующих объемов: - дыхательного объема (ДО) - резервного объема вдоха (РОВд) - резервного объема выдоха (РОВы) Функциональная остаточная емкость (ФОЕ=50% от ОЕЛ) представляет собой сумму: - резервного объема выдоха (РОВы) - остаточного объема (ОО) Емкость вдоха (ЕВд=50% от ОЕЛ) представляет собой сумму: - дыхательного объема (ДО) - резервного объема вдоха (РОВд) Цель: - выявить легочные объемы и емкости; - выявить влияние, которое оказывает изменение радиуса просвета дыхательного пути на легочные объемы и емкости. Принцип действия: Получение графического изображения серии спокойных вдохов и выдохов, а также серии форсированных вдохов и выдохов, измерение легочных объемов и емкостей. Эксперимент повторяется при уменьшении радиуса просвета трахеи. Технология: 1. Щелкнув мышью по кнопке "СТАРТ" на приборе для проведения опыта, внимательно наблюдайте за тем, как записываются пневмограммы, сначала спокойного дыхания, затем усиленного дыхания; 2. Запишите данные, относящиеся к легочным объемам и емкостям, которые показал прибор; 3. Нажав кнопку, уменьшите радиус трахеи, и повторите пункты 1 и 2. Результат:
Выводы:
- влияние сурфактанта на вентиляцию легких. Сурфактант представляет собой комплекс фосфолипидов, синтезируемых альвеолоцитами II типа (секреторные клетки, выстилающие внутреннюю поверхность легочных альвеол). Сурфактант, будучи поверхностно-активным веществом, стабилизирует сферическую форму альвеол, препятствуя их спадению на выдохе, благодаря чему альвеолы удерживаются в открытом состоянии даже после самых сильных выдохов. Цель: выявить эффект, оказываемый сурфактантом на легочные объемы и на вентиляцию легких. Принцип действия: Записывается спирограмма до и после введения сурфактанта внутрь легких. Результат:
Выводы:
Вопросы тестовых заданий 1. Клеточное дыхание, осуществляемое с потреблением кислорода, называют:
2. Клеточное дыхание, осуществляемое без потребления кислорода, называют:
3. При прямом дыхании:
4. При опосредованном дыхании:
5. При опосредованном дыхании основными элементами газотранспортной системы являются:
6. Конечной целью клеточного дыхания является:
7. В левом легком:
8. В правом легком:
9. Легкие снаружи непосредственно покрыты:
10. Пространство между париетальным и висцеральным листками плевры получило название:
11. Укажите пространство, которое не сообщается с атмосферным воздухом 1. Полость альвеол 2. Плевральная полость 3. Полость бронхов 12. В плевральной полости находится:
|
Усвоение студентами клиники, диагностики и принципов лечения хирургических заболеваний легких у детей. Принципы диспансеризации и... | Работа выполнена в Обществе с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт природных газов и газовых технологий... | ||
Какие будут распоряжения, Учитель? – почтительно спросил святой отец и склонил голову еще ниже | Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении последипломного образования «Государственный институт усовершенствования... | ||
Пояснения к таблицам, указанным в приложениях 1,2 к запросу Оренбургского уфас россии от 09. 06. 2014 исх. №7266 | Цель урока: знать основные заболевания органов дыхания, их причины и меры профилактики | ||
Методические указания предназначены для более глубокого изучения и применения требований ескд и спдс по структуре и правилам оформления... | Понятие и предмет семейного права. Семейное право как отрасль права. Отношения, регулируемые семейным правом. Понятие семьи в социологическом... | ||
Исследование функции внешнего дыхания с использованием бронхолитических препаратов |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |