Вопросы к экзамену по курсу Административное право Предмет и метод административного права


НазваниеВопросы к экзамену по курсу Административное право Предмет и метод административного права
страница1/17
ТипВопросы к экзамену
filling-form.ru > Договоры > Вопросы к экзамену
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Вопросы к экзамену по курсу Административное право

  1. Предмет и метод административного права.

  2. Понятие и основные черты государственного управления.

  3. Понятие и функции исполнительной власти.

  4. Административно-правовые нормы: понятие и виды.

  5. Система административного права.

  6. Административно-правовые отношения, их черты и виды.

  7. Источники административного права.

  8. Понятие и виды субъектов административного права. Административная правосубъектность.

  9. Права и обязанности граждан РФ в сфере государственного управления.

  10. Понятие и время возникновения административной правоспособности, административной дееспособности, административной деликтоспособности граждан РФ.

  11. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

  12. Понятие и виды органов исполнительной власти.

  13. Система органов исполнительной власти.

  14. Административная реформа в России.

  15. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.

  16. Состав и полномочия Правительства РФ.

  17. Структура федеральных органов исполнительной власти РФ.

  18. Понятие и общая характеристика государственной службы.

  19. Система государственной службы.

  20. Понятие и виды государственных служащих.

  21. Права и обязанности государственных служащих.

  22. Порядок прохождения государственной службы.

  23. Административно-правовой статус органов местного самоуправления.

  24. Административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений.

  25. Формы государственного управления, их классификация.

  26. Понятие и виды правовых актов управления.

  27. Понятие административного договора.

  28. Виды методов государственного управления.

  29. Принуждение как метод государственного управления. Виды мер административного принуждения.

30. Понятие и виды мер административного предупреждения.

  1. Понятие и виды мер административного пресечения.

  2. Понятие и основные черты административной ответственности.

  1. Общая характеристика Кодекса РФ об административных правонарушениях.

  1. Понятие и признаки административных правонарушений.

  1. Классификация административных правонарушений.

  2. Состав административного правонарушения.

  1. Виды мер административного наказания.

  1. Основные и дополнительные административные наказания.

  1. Предупреждение как административное наказание.

  1. Лишение специального права как административное наказание - виды, сроки.

  2. Административный арест как административное наказание.

  1. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения.

  1. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

  1. Порядок наложения административного наказания,

  1. Административное задержание. Основания, порядок и сроки административного задержания.

  1. Административные производства и их виды.

  2. Срок давности привлечения к административной ответственности. Срок снятия (погашения) административного наказания.

  1. Порядок и сроки обжалования и опротестования постановлений по делу об административном правонарушении.

  2. Участники производства по делам об административных правонарушениях.

  3. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.

  4. Административное судопроизводство.

  5. Способы обеспечения законности в сфере государственного управления.

  6. Приоритетные национальные проекты в сфере экономики и в социальной сфере.

  7. Понятие и правовой механизм государственного регулирования экономики.

  8. Антимонопольное регулирование. Понятие естественной монополии.

  9. Государственное управление в области промышленности.

  10. Государственное управление в области транспорта.

  11. Государственное управление в области жилищно-коммунального хозяйства.

  12. Государственное управление в области финансов.

  13. Государственное управление в сфере образования и науки.

  14. Государственное регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

  15. Государственное управление обороной.

  16. Понятие военной службы в РФ. Способы комплектования Вооруженных сил РФ и сроки службы.

  17. Государственное управление в области безопасности.

  1. Правовые режимы чрезвычайного и военного положения.

  2. Государственное управление в области внутренних дел.

  3. Структура и задачи милиции.

  4. Государственное управление в области иностранных дел.

  5. Государственное управление в области юстиции.

1 Предмет и метод административного права.

Административное право представляет собой отрасль право­вой системы РФ, которая призвана регулировать общественные отношения, непосредственно связанные с государственно-управлен­ческой деятельностью, а потому обобщенно и называются управлен­ческими. Такого рода отношения, многообразные по своему харак­теру, и составляют предмет административного права.

Следовательно, не все общественные отношения, по своей при­роде являющиеся управленческими, могут быть отнесены к пред­мету административного права. В частности, это отношения, воз­никающие в связи с функционированием негосударственных фор­мирований (общественные объединения, коммерческие структуры и т. п.).

Но это не означает, что административное право безразлично к организации и деятельности негосударственных фор­мирований. Его нормы оказывают определенное регулирующее воз­действие на них в тех случаях, когда это прямо предусматривается действующим законодательством.

При этом достигается цель "подчинения" деятельности такого рода формирований требованиям общего правового режима в сфе­ре государственного управления, обеспечения законности их задач и функций. Эта цель достигается установлением обязательной их государственной регистрации, регламентацией их взаимоотношений с субъектами исполнительной власти, осуществлением государ­ственного контроля и надзора за соответствием их деятельности требованиям закона, административно-правовых норм и т. п.

Тем не менее, главное, что характерно для регулятивной роли административного права и в чем в наибольшей степени проявля­ются его особенности — это функционирование системы исполни­тельной власти. Соответственно административное право фактичес­ки выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и дей­ствующим законодательством РФ на субъектов исполнительной вла­сти, функционирующих в рамках разделения властей.

Таким образом, административное право — отрасль россий­ской правовой системы, представляющая собой совокупность пра­вовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реа­лизации исполнительной власти (в более широком понимании — в процессе осуществления государственно-управленческой деятель­ности).

Методы: Предписания — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в ус­ловиях, предусмотренных правовой нормой. Запреты — фактически также предписания, но иного характера, а именно: возложение пря­мой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Дозволения — юри­дическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных пра­вовой нормой, те или иные действия, либо воздержаться от их со­вершения по своему усмотрению.

суть методов административно-правового ре­гулирования управленческих общественных отношений может быть сведена к следующему:

а) установление определенного порядка действий — предпи­сание к действию в соответствующих условиях и надлежащим об­разом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридических по­следствий, на достижение которых ориентирует норма. Так, КоАП установлено, что административные взыскания могут быть наложе­ны (должны быть наложены) не позднее двух месяцев со дня совер­шения проступка. Превышение этого срока не позволяет применять к виновному меры административной ответственности (ст. 38);

б) запрещение определенные действий под страхом примене­ния соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, зап­рещено направление жалоб граждан на рассмотрение тем должно­стным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисципли­нарную ответственность;

в) предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклонять­ся от такого выбора. Это — "жесткий" вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, напри­мер, вопроса о применении к лицу, совершившему административ­ное правонарушение, той или иной меры административного воздей­ствия (взыскания) либо освобождения его от ответственности;

г) предоставление возможности действовать (или не действо­вать) по своему усмотрению, то есть совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реа­лизации субъективных прав. Например, гражданин сам решает воп­рос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это — "мягкий" вариант дозволе­ния. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволитель­ные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий. Разрешительный метод является наиболее перспективным.

2 Понятие и основные черты государственного управления.

Государственное управление — разновидность социального управления, под которым понимается специфический вид государ­ственной деятельности, отличный от ее иных проявлений (напри­мер, законодательная, судебная, прокурорская деятельность), а так­же от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований (трудовые коллективы, коммерческие структуры и т. п.).

Место и роль государственного управления в механизме госу­дарственной власти определялись следующими характеристиками:

а) государственное управление — конкретный вид деятельно­сти по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти;

б) государственное управление — деятельность исполнитель­но-распорядительного характера. Основным направлением ее яв­ляется исполнение, то есть проведение в жизнь законов и подзакон­ных нормативных актов. Достигается эта цель использованием не­обходимых юридически-властных полномочий (распорядительство);

в) государственное управление — прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распоря­дительные органы государственной власти или же органы госу­дарственного управления',

г) государственное управление — исполнительная деятель­ность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредствен­ного руководства хозяйственным, социально-культурным и админи­стративно-политическим строительством. Непосредственность такого руководства была обусловлена тем, что именно в ведении (органи­зационном подчинении) органов государственного управления нахо­дилась основная масса объектов собственности, выражая тем самым качество государства как собственника основных средств производ­ства;

д) государственное управление — подзаконная деятельность, осуществляемая "на основе и во исполнение закона"; она вторична по отношению к законодательной деятельности.

Такова обобщенная характеристика государственного управле­ния, к которой можно добавить и некоторые иные специфические его признаки, в числе которых: вертикальность (субординацион-ность, иерархичность) системы исполнительно-распорядительных органов; реализация принадлежащих этим субъектам юридически-властных полномочий в административном, то есть во внесудеб­ном порядке; предусмотренная действующим законодательством возможность административного правотворчества (сочетание пра­воприменения с правоустановлением); включение в механизм (си­стему) государственного управления не только исполнительно-рас­порядительных органов, но и всех иных звеньев управленческого аппарата (например, администрации государственных предприятий) и т. п.
3 Понятие и функции исполнительной власти.

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как подзаконодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Функции: а) разработка и реализация политики, выражающейся в госу­дарственных программах общефедерального и регионального мас­штабов (например, приватизации, демонополизации, инвестицион­ная, жилищная, энергетическая и т. п.);

б) установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни (например, государ­ственное стимулирование предпринимательства, обеспечение рав­ноправия всех форм собственности, защита прав собственника, охрана прав потребителей, пресечение монополизма и недобросовес­тной конкуренции и т. п.);

в) управление предприятиями и учреждениями государствен­ного сектора;

г) регулирование функционирования различных объектов не­государственного сектора;

д) координация функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного, социально-куль­турного и административно-политического строительства;

е) обеспечение реализации прав (включая их охрану) и обязан­ностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления;

ж) осуществление государственного контроля и надзора за ра­ботой управляемой и регулируемой сфер

4 Административно-правовые нормы: понятие и виды.

Административно-правовая норма — установленное государ­ством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и пре­кращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) госу­дарственного управления. Указанные общественные отношения при­нято называть управленческими.

Административно-правовые нормы различны по своей регуля­тивной направленности и, соответственно, по своему юридическо­му содержанию.

Существуют различные критерии их классификации. Наибо­лее общий характер имеет выделение двух основных видов этих норм: материальные и процессуальные.

Материальные административно-правовые нормы характери­зуются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых ад­министративным правом управленческих отношений, то есть фак­тически их административно-правовой статус. В материальных нор­мах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках кото­рого должна функционировать система исполнительной власти (го­сударственного управления), должны действовать участники регу­лируемых управленческих отношений. Такие административно-пра­вовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нор­мы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина; нормы, определяющие основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти, и т. п. Таким образом, материальные ад­министративно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов исполнительной власти и различного рода объектов уп­равления, их взаимные юридические возможности.

Процессуальные административно-правовые нормы регламен­тируют динамику государственного управления и связанных с ним управленческих отношений. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан; порядок производства по делам об административных правонарушениях и т. п. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.

Классификация в зависимости от юридического содер­жания:

а) обязывающие, то есть предписывающие в предусмотренных данной нормой условиях совершать определенные действия.

б) запрещающие, то есть предусматривающие запрет на со­вершение тех или иных действий в условиях

в) уполномочивающие (управомочивающие) или дозволитель­ные нормы. в них выражается предусматриваемая возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению

в) стимулирующие (поощрительные) нормы (установление налоговых и иных льгот, освобождении от налого­обложения, применении льготного кредитования и т. п.);

г) рекомендательные нормы (например, рекомендации по при менению санкций за нарушение налогового, природоохранного за­конодательства)

Классификация по адресату: по адресату могут быть выделены нормы, регламентирующие:

а) организацию и деятельность механизма исполнительной вла­сти, то есть различных звеньев аппарата государственного управ­ления;

б) административно-правовой статус государственных служа­щих — работников управленческого аппарата;

в) ключевые вопросы организации и деятельности государ­ственных предприятий и учреждений;

г) административно-правовой статус общественных объедине­ний;

д) отдельные стороны функционирования различного рода ком­мерческих структур, включая частные;

е) административно-правовой статус граждан

С учетом федеративного устройства России административно-правовые нормы по своему масштабу подразделяются на общефе-дералъные, а также устанавливаемые субъектами Федерации (рес­публиканские, территориальные или региональные и т. п.). По объе­му регулирования административно-правовые нормы могут быть об­щими, межотраслевыми, отраслевыми и местными. Наконец, ад­министративно-правовые нормы могут иметь либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный харак­тер. В последнем случае их действие охватывает все виды участ­ников регулируемых управленческих отношений.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Вопросы к экзамену по курсу Административное право Предмет и метод административного права iconВопросы к государственному экзамену по гражданско-правовому профилю
Гражданское право как отрасль частного права. Предмет и метод отрасли гражданское право

Вопросы к экзамену по курсу Административное право Предмет и метод административного права iconВопросы к экзамену Понятие арбитражного процесса. Арбитражная процессуальная форма
Арбитражное процессуальное право, его предмет и метод. Место арбитражного процессуального права в системе российского права

Вопросы к экзамену по курсу Административное право Предмет и метод административного права iconВопросы к экзамену по дисциплине «Гражданское процессуальное право»
Понятие гражданского процессуального права и его значение. Предмет и метод гражданского процессуального права

Вопросы к экзамену по курсу Административное право Предмет и метод административного права iconВопросы к экзамену по «Гражданскому процессуальному праву»
Понятие гражданского процессуального права, его предмет, метод, система и значение

Вопросы к экзамену по курсу Административное право Предмет и метод административного права iconКонспект лекции Источники трудового права. Система трудового законодательства....
Административное право как отрасль. Понятие, предмет административного права. Субъекты административного права

Вопросы к экзамену по курсу Административное право Предмет и метод административного права iconВопросы для подготовки к государственному экзамену по дисциплине
Понятие гражданского права. Предмет и метод гражданско-правового регулирования. Источники гражданского права: понятие, виды

Вопросы к экзамену по курсу Административное право Предмет и метод административного права icon№ понятие и предмет семейного права предмет семейного права. Метод...
«Юриспруденция». Они содержат перечень вопросов, подлежащих обсуждению на практических занятиях по курсу «Семейное право», и список...

Вопросы к экзамену по курсу Административное право Предмет и метод административного права iconВопросы к экзамену по Гражданскому праву (первая часть) Понятие и...
Случаи и условия ограничения дееспособности граждан. Признание гражданина недееспособным

Вопросы к экзамену по курсу Административное право Предмет и метод административного права icon1. Трудовое право: общие положения
Понятие трудового права как отрасли права. Общественные отношения, регулируемые трудовым правом (предмет трудового права). Метод...

Вопросы к экзамену по курсу Административное право Предмет и метод административного права iconФакультет экономики и права
Гражданское право как отрасль права. Предмет и метод гражданско-правового регулирования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск