Рабочая программа учебной дисциплины


НазваниеРабочая программа учебной дисциплины
страница1/5
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Договоры > Рабочая программа
  1   2   3   4   5


Приложение к приказу проректора

по учебно-методической работе
от ________________________ № ________

Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Особенности рассмотрения в государственных и третейских судах гражданских дел с участием иностранных лиц

Specific Issues of Consideration of Civil Cases in State and Arbitration Courts with Participation of Foreign Persons

Язык(и) обучения
Русский
Трудоемкость в зачетных единицах: 6

Регистрационный номер рабочей программы: 003138


Санкт-Петербург

2014

Раздел 1. Характеристики учебных занятий
1.1. Цели и задачи учебных занятий
Цели изучения дисциплины: комплексное исследование теоретических и практических проблем международного гражданского процесса; освоение навыков системного исследования двухуровневого регулирования гражданских процессуальных отношений с наличием иностранного элемента; выявление тенденций развития правового регулирования в области международного гражданского процесса; овладение методом сравнительного правоведения.

Во исполнение этих целей дисциплина предполагает изучение действующего российского гражданского процессуального, арбитражного процессуального законодательства, а также законодательства о третейских судах, регулирующего процессуальные правоотношения, осложненные иностранным элементом; международно-правовых источников в этой области регулирования; российской доктрины международного гражданского процесса; разрешение возникающих при применении нормативного материала практических проблемных вопросов; анализ и обобщение правоприменительной практики российских судов по делам с участием иностранных лиц; сравнительную характеристику нормативного материала, доктрины и правоприменительной практики зарубежных государств.

Результаты изучения дисциплины: формирование у студентов целостного процессуального подхода к проблемам международного гражданского процесса; системного восприятия правового регулирования гражданского судопроизводства с участием иностранных лиц; оценочных суждений по поводу эффективности правового регулирования и судебной практики в этой сфере; обучение составлению письменных документов юридического содержания; формулированию правовых норм в той области права, которая является сравнительно молодой и пробельной; выработка алгоритма совершения процессуальных действий, связанных с реализацией правовых норм, на разных этапах сложного процесса правоприменения по делам с участием иностранных лиц; развитие умений по правоприменению к конкретным ситуациям при разрешении многообразных вопросов международного гражданского процесса; квалифицированному толкованию правовых актов; по аргументации в процессе принятия решений, в том числе, с учетом возможных последствий; по анализу нестандартных правовых ситуаций и выработке различных вариантов разрешения неоднозначных вопросов; воспитание правовой культуры.
В целом дисциплина служит для получения углублённых знаний, умений, навыков и компетенций в области гражданского процессуального права применительно к специфическим отношениям с участием иностранных лиц и наличием иного иностранного элемента.

Цели и результаты изучения дисциплины, другие характеристики, а также её содержание определяются следующими пределами.

Во-первых, курс охватывает деятельность судов, осуществляющих гражданское судопроизводство: судов, относящиеся к системе государственных судов, и судов частных лиц - третейских судов.

Во-вторых, в рамках курса речь идет о национальных российских судах. Вместе с тем, в сравнительно-правовом аспекте задействуются соответствующее зарубежное законодательное регулирование и правила регламентов ведущих арбитражных центров, а также зарубежная доктрина и правоприменительная практика. Решения международных судебных органов учитываются при освещении отдельных вопросов, таких как взаимосвязь процессов; институт установления содержания норм международного права.

В-третьих, предметом изучения курса являются процессуальные особенности рассмотрения дел в государственных судах и особенности процедуры при рассмотрении споров в третейских судах.

В-четвертых, для целей курса «гражданское дело» трактуется в широком смысле. По мере необходимости освещения тех или иных процессуальных особенностей курс затрагивает все формы производств в гражданском и арбитражном процессе – исковое, по делам, возникающим из публично-правовых отношений, особое, приказное и др.

В-пятых, в пределах курса очерчивается процессуальное положение различных иностранных лиц: иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, иностранных индивидуальных предпринимателей, а также международных организаций; учитывается иностранное происхождение не только сторон, но и других возможных участников процесса. Специфическим «иностранным» субъектом является иностранное государство.
1.2. Требования подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)
Нет
1.3. Перечень результатов обучения (learning outcomes)
1.3.1. По результатам обучения магистр должен знать:

- состав, структуру и тенденции развития правового регулирования отношений в соответствующей сфере;
- цели, задачи и направления реформирования правового регулирования общественных отношений на современном этапе;
- закономерности развития юридической практики, в том числе судебной, и ее значение в механизме (системе) правового регулирования;
- состояние и развитие международно-правового регулирования и зарубежного законодательства в соответствующей сфере;
- соответствующее отраслевое законодательство и (или) механизмы функционирования межотраслевых институтов;
- методологию получения юридических знаний;
- философские основы формирования представлений о правовой действительности;
- основные этапы в развитии права в целом и развитии отраслей права по специализации магистра.

1.3.2. По результатам обучения магистр должен уметь:

- применять нормы права в ситуациях наличия пробелов, коллизий норм, сложных взаимодействий, решать сложные задачи правоприменительной практики;
- аргументировать принятые решения, в том числе, с учетом возможных последствий, предвидеть последствия принятых им решений;
- анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и вырабатывать различные варианты решений;
- квалифицированно толковать правовые акты в их взаимодействии;
- проводить экспертизу правовых актов, в том числе, в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции,
- объяснить действие норм права их адресатам;
– проводить научные исследования по отдельным правовым проблемам и свободно излагать результаты научных исследований в устной и письменной форме с использованием современных технических средств сообщения информации;
- самостоятельно осваивать новые методы получения и анализа информации, в том числе в смежных областях знаний.

1.3.3. По результатам обучения магистр должен обладать навыками:

- составления письменных документов юридического содержания;
- разработки проектов нормативных и индивидуальных правовых актов;
- устных выступлений по правовым вопросам, в том числе, в состязательных процедурах, аргументирования и отстаивания своей точки зрения в устной полемике;
- ведения дискуссии, деловых переговоров, осуществления посредничества с целью достижения компромисса участниками юридического конфликта, управления коллективом;
- составления экспертных заключений;
- осуществления разъяснительной и воспитательной работы среди населения по правовым вопросам, в том числе с применением современных интерактивных информационных технологий;
– изучения правовой действительности с помощью научной методологии;
- консультирования граждан по правовым вопросам.

1.4. Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Для повышения качества освоения дисциплины, формирования и развития знаний, умений и навыков обучающихся, отвечающих требованиям компетенций соответствующей профессиональной деятельности, используются следующие формы учебной работы:

1.4.1. классические лекционные методы - 6 часов;

1.4.2. активная форма аудиторной учебной работы в виде семинарских занятий – 14 часов;

1.4.3. активная форма аудиторной учебной работы в виде интерактивных занятий – 10 часов;

1.4.4. самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя - 62 часа.

Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий
2.1. Организация учебных занятий
2.1.1 Основной курс



Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код модуля в составе дисциплины,

практики и т.п.

Контактная работа обучающихся с преподавателем

Самостоятельная работа

Объём активных и интерактивных

форм учебных занятий

Трудоёмкость

лекции

семинары

консультации

практические
занятия

лабораторные работы

контрольные работы

коллоквиумы

текущий контроль

промежуточная
аттестация

итоговая аттестация

под руководством
преподавателя

в присутствии
преподавателя

сам. раб. с использованием

методических материалов

текущий контроль (сам.раб.)

промежуточная аттестация (сам.раб.)

итоговая аттестация

(сам.раб.)







ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

очная форма обучения

Семестр 1

6

14

2

10













2




62










2




10

6




10-25

10-25

10-25

10-25













10-25




10-25










1-1










ИТОГО

6

14

2

10













2




62










2




10

6




Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.

Формы текущего контроля успеваемости

Виды промежуточной аттестации

Виды итоговой аттестации

(только для программ итоговой аттестации и дополнительных образовательных программ)

Формы

Сроки

Виды

Сроки

Виды

Сроки

ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

очная форма обучения

Семестр 1







экзамен, письменно, традиционная форма

по графику промежуточной аттестации








2.2. Структура и содержание учебных занятий
Тема 1. Введение: Понятие международного гражданского процесса. Принципы, система, источники. Перспективы развития.
Понятие международного гражданского процесса (международного гражданского процессуального права). Предмет, значение и цели международного гражданского процесса (далее - МГП). Взаимосвязь проблем МГП и международного частного права. История развития науки международного гражданского процессуального права, роль доктрины в формировании регулирования гражданских процессуальных отношений, осложнённых иностранным элементом. Юридические особенности метода регулирования гражданских процессуальных отношений с иностранным элементом. Нормативный состав МГП. Судебная и арбитражная практика как источник МГП. Универсальная и региональная международно-правовая унификация в области МГП. Принципы, система МГП. Значение принципа lex fori, основания его применения. Коллизионно-правовые вопросы в МГП. Перспективы развития международного гражданского процесса. Сравнительное правоведение в области МГП.

1. Классические лекции - 4 часа:

2.Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя – 20 часов:

составление реферата научной литературы по теме "Концепции международного гражданского процесса" (не менее 15 источников, не менее 15 тыс. знаков).
Тема 2. Международная подсудность (компетенция) судов Российской Федерации по гражданским делам.
Понятие и функции международной подсудности. Два аспекта международной подсудности: прямая и косвенная компетенция. Основные системы определения международной подсудности в мировой практике, их модификации. Общие принципы, применяемые для определения международной подсудности судов общей юрисдикции и арбитражных судов в РФ. Регулирование международной подсудности российских судов по отдельным категориям дел.

Виды международной подсудности. Общая, особенная и чрезвычайная международная подсудность. Правила дополнительной (альтернативной) международной подсудности. Позитивные и негативные стороны forum shopping. Проблемы толкования и применения правовых привязок, используемых для определения международной подсудности. Стандартные условия применения исключительной международной подсудности. Правило perpetuatio fori в аспекте международной подсудности.

Юридические основания договорной международной подсудности. Два аспекта договорной подсудности: пророгация и дерогация. Правовая природа соглашения о подсудности. Условия действительности соглашения о подсудности. Процессуальные последствия заключения сторонами соглашения о подсудности. Право, применимое к соглашению о международной подсудности.

Международная подсудность как самостоятельная предпосылка гражданского (арбитражного) процесса. Проблема lis alibi pendens применительно к международной подсудности.

Тенденции развития международно-правового регулирования международной подсудности.

1. Классические лекции – 2 часа.

2. Интерактивное занятие: групповая дискуссия "Подсудны ли российским судам дела по спорам о признании права на доменное имя в зонах com, biz, org или что означает "тесная связь спорного правоотношения с территорией России"?" (по материалам дела №А56-46111/2003 Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области) – 2 часа:

3. Семинарские занятия – 3 часа:

Задача № 1

Казахский гражданин весной 2011 г. путешествовал со своим трейлером по Восточной Европе. В Минске он познакомился с одним белорусским гражданином, который хотел осенью поработать в Анапе в качестве помощника по сбору винограда и поэтому искал прочную крышу над головой. Казах предложил ему купить свой трейлер, который как нельзя лучше подходит для этой цели. Белорус был воодушевлен предложением, и стороны тотчас заключили письменный договор купли-продажи. Передача трейлера и оплата покупной цены должны были состояться 1 июля 2011 г. в Москве на территории аэропорта «Шереметьево», так как казах хотел оттуда вылететь в г. Алма-Аты, где он постоянно проживает. В согласованный сторонами срок ни казаха, ни его трейлера не оказалось в назначенном месте.

Белорус хотел бы знать, может ли он предъявить иск о передаче трейлера в российском суде?
Задача № 2

Лицо К., проживающее в государстве П, посылает лицу Х. отравленную пищу из государства А в государство Б; Х. потребляет пищу в государстве В, проезжая через неё по железной дороге. Он заболевает в государстве Г и умирает, когда поезд прибывает в государство Д.

Какова международная подсудность иска супруги Х., проживающей в государстве Р, о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца?
Задача № 3

Экземпляры немецкой газеты, содержащей клеветническое заявление в отношении гражданина (акционерного общества) РФ / Украины, распространены в нескольких странах: России, Франции, Чехии.

Где можно защитить честь, достоинство (или деловую репутацию)?
Задача № 4

Российское ООО «Г.» обратилось в федеральный арбитражный суд РФ с иском к турецкой фирме «К.С.» о взыскании задолженности за поставленный товар по договору купли-продажи и процентов за пользование чужими денежными средствами в общей сумме 80 270 долларов США.

Как следует из материалов дела, между «Г.» и «К.С.» заключён договор купли-продажи товара (древесины), согласно которому «Г.» продаёт, а «К.С.» покупает древесину на общую сумму 135 000 долларов США. Согласно исковому заявлению «Г.» полностью поставило товар, в то время как оплата произведена фирмой частично – в размере 57 450 долларов США. Оставшаяся сумма 77 516 долларов США «К.С.» не оплачена, в связи с чем и был предъявлен иск.

Определением арбитражного суда, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, исковое заявление «Г.» возвращено. Суд возвратил исковое заявление, поскольку пришёл к выводу о том, что дело неподсудно арбитражному суду Российской Федерации. Кроме того суд отказал в удовлетворении ходатайства истца об отсрочке уплаты государственной пошлины.

Общество «Г.» подало кассационную жалобу на определение арбитражного суда о возвращении искового заявление и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции. По мнению подателя жалобы, дело подлежит рассмотрению в арбитражному суде Российской Федерации, поскольку спор возник из договора, по которому исполнение имело место на территории Российской Федерации, а также поскольку имеет место тесная связь спорного правоотношения с территорией Российской Федерации.

Федеральный арбитражный суд NN округа, рассмотрев кассационную жалобу, постановил определение арбитражного суда первой инстанции и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу «Г.» без удовлетворения по следующим основаниям.

Арбитражные суды в Российской Федерации рассматривают дела по экономическим спорам и дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием иностранных лиц в соответствии с международной подсудностью (компетенцией), установленной статьями 247, 248, 249 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, договором купли-продажи товара (древесины) место исполнения сторонами не определено. То обстоятельство, что денежное обязательство ответчика должно исполняться на территории Российской Федерации, обоснованно не расценено судом как место исполнения договора в целом. Кроме того, поскольку при рассмотрении спора о взыскании долга по договору поставки установлению подлежит, прежде всего, сам факт поставки товара, предполагается возможная необходимость совершения определённых процессуальных действий на территории Турции.

Доказательств наличия тесной связи спорного правоотношения с территорией Российской Федерации в материалах дела также не представлено. Страна происхождения товара и право собственности истца на неоплаченный товар (срубленную древесину) не могут служить определяющими факторами для признания того, что спорное правоотношение тесно связано с территорией Российской Федерации.

В любом случае тесная связь должна иметь какое-либо практическое обоснование: облегчённый порядок исполнения будущего решения, сбора доказательств, защиту слабой стороны и т.д. В данном случае рассмотрение спора сопряжено с возможной необходимостью совершения процессуальных действий на территории Турции.

Оцените позиции истца и суда. Как Вы полагаете, обладают ли арбитражные суды Российской Федерации международной подсудностью по данному делу?

Назовите условия применения привязки международной подсудности, определяемой по месту исполнения договора.

Раскройте ответ на вопрос «Определение международной подсудности при наличии тесной связи спорного правоотношения с территорией государства суда как метод определения международной подсудности и как привязка определения международной подсудности. Условия применения в российском и зарубежном праве».
Задача № 5

Банк «ЮЮЮБ» (г. Женева, Швейцария) обратился с иском к АО «И» (г. Ташкент, Узбекистан) и Компании «АМДК» (г. Лондон, Великобритания) об освобождении имущества от ареста, находящегося на складах ООО «ИКТКИ» в городе Иваново, Россия. Исковое требование мотивировано тем, что в связи с наложением ареста в порядке исполнения исполнительных документов судебных органов на имущество, не принадлежащее должнику (Компании), нарушены интересы Банка, являющегося собственником данных материальных ценностей (хлопок). Затем истцом предъявлено дополнительное требование о признании за ним права залога на арестованное согласно акту описи и ареста имущество.

Суд кассационной инстанции, рассматривавший вопрос о правомерности прекращения производства по делу, в частности, установил следующее.

Определением областного суда г. Иваново признано и разрешено принудительное исполнение на территории РФ решения Арбитражного суда Ливерпульской хлопковой ассоциации Великобритании о взыскании с Компании в пользу АО «И» задолженности. На основании исполнительного листа, выданного по указанному определению, судебным приставом-исполнителем в рамках возбуждённого исполнительного производства произведены опись и арест имущества (хлопка), находящегося на складах ООО «ИКТКИ» по адресу в г. Иваново, которое ввезено на таможенную территорию РФ Компанией.

Предположив, что в состав арестованного имущества вошёл хлопок, право залога на которое принадлежит Банку, истец обратился в Арбитражный суд Ивановской области с иском о признании за ним этого права. В подтверждение исковых требований Банк сослался на следующие обстоятельства.

Компания (должник) и Банк (кредитор) заключили договор финансирования, согласно которому по указанию Компании Банком перечислены денежные средства в счёт оплаты поставок хлопка из Узбекистана для Компании через Фирму «ГИСА».

В счёт обеспечения прав требования Банка и Компании они заключили договор залога товара, согласно которому предметом залога являются все товары без исключения, которые залогодатель (Компания) «поместил или может поместить в будущем в любом месте на имя Банка». Согласно договору финансирования по указанию Компании в пользу Банка хранителем хлопка (ООО ICTCI) выданы складские свидетельства. В этой связи, по мнению Банка, хлопок, находящийся на складах ООО ICTCI, является предметом залога. После наступления срока уплаты долга со стороны Компании к Банку как залогодержателю перешло право распоряжения заложенным товаром для удовлетворения своих требований.

Обладают ли арбитражные суды РФ международной подсудностью:

- на рассмотрение и разрешение дела по требованиям, заявленным Банком?

- на рассмотрение заявления о признании и разрешении принудительного исполнения на территории РФ решения иностранного арбитража?

4. Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя – 10 часов: подготовка обобщения судебной практики по вопросам признания российского суда компетентным рассматривать спор на основании тесной связи спорного правоотношения с Россией (не менее 15 дел за период 2000-2012 годы)
  1   2   3   4   5

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины английский язык заочное отделение
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины для специальностей...

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины документационное обеспечение управления заочное отделение
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины для специальностей...

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины оп. 10 Экономика предприятия...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины одп. 04 Право для специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта по...

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины огсэ. 03 Иностранный язык (английский)...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа дисциплины гражданское право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Гражданское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа дисциплины гражданское право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Гражданское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа дисциплины семейное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Семейное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа дисциплины семейное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Семейное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск