Программа делопроизводство и деловое общение рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей))


Скачать 490.57 Kb.
НазваниеПрограмма делопроизводство и деловое общение рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей))
страница1/4
ТипПрограмма
filling-form.ru > Договоры > Программа
  1   2   3   4
ПРОГРАММА
ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ


Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей))

03.02.00 - ПОЛИТОЛОГИЯ

Квалификация (степень) выпускника

ПОЛИТОЛОГ- БАКАЛАВР


1.Цели и задачи дисциплины:

Цель курса – Дать студентам основы знаний о деловом общении, о деловых переговорах, о культуре русского языка, о ведении делопроизводства и различных видах документов.

Задачи курса - рассмотреть основы делового общения, помочь студентам приобрести базовые знания в области риторики, делового общения и делопроизводства. Для реализации поставленных задач в процессе преподавания решаются следующие задачи: научить студентов грамотно составлять различные деловые бумаги; привить культуру делового общения; научить вести деловые и телефонные переговоры; освоить проведение деловых (ролевых) игр.
2. Место дисциплины в структуре ООП: ГСЭ. Б 1.04 (выборная)

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11, ОК-12, ОК-22, ПК-15, ПК-16. ФГОС по направлению подготовки Политология, квалификация (степень) «бакалавр».

4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет __2___ зачетных единицы.



Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

V










1.

Аудиторные занятия (ак.часов)

40
















В том числе:
















1.1.

лекции

20













1.2.

Прочие занятия



















В том числе:
















1.2.1.

Практические занятия (ПЗ)

20













1.2.2.

Семинары (С)
















1.2.3.

Лабораторные работы (ЛР)



















Из них в интерактивной форме (ИФ)

6













2.

Самостоятельная работа студентов (ак.часов)

32
















В том числе:
















2.1.

Курсовой проект (работа)
















2.2.

Расчетно-графические работы
















2.3.

реферат
















2.4.

Подготовка и прохождение промежуточной аттестации

2
















Другие виды самостоятельной работы:
















3.

Общая трудоемкость (ак.часов)

72
















Общая трудоемкость (зачетных единиц)

2














5. Содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий



п\п

Наименование раздела

Лекции

Практические занятия и лабораторные работы

СРС

Всего

ПЗ\С

ЛР

из них в ИФ

1.

Деловое общение и его особенности

1

1










2

2

Культура речи и профессиограмма профессионального коммуникатора

1

1










2

3

Принципы речевого поведения. Типы речевых культур

1

1










2

4

Официально-деловой стиль – язык документов. Организационно-распорядительная документация

2

1










3

5

Языковые нормы в официально-деловом стиле речи

2

1










3

6

Стилевой статус и основные черты устной деловой речи

2

1










3

7

Деловая риторика. Коммуникативный аспект делового общения. Современная риторика и ее законы

2

1




2




5

8

Деловые переговоры и их классификация. Методы и тактика проведения переговоров

2

1




2




5

9

Речевой этикет в деловом общении. Виды и нормы этикета

2

1




2




5

10

Этикет делового письма

11

1










2

11

Культура поведения. Речевой этикет

1

1










2

12

Этикет делового телефонного разговора

1

1




1




3

13

Деловые игры

1







3




3




ИТОГО:

40


















5.2. Описание интерактивных занятий



п\п

раздела дисциплины

Тема интерактивного занятия

Вид занятия

Трудо- емкость (час.)

1

7

Коммуникативный аспект делового общения

Тренинг «Навыки общения»

1

2

8

Деловые переговоры

Тренинг «Деловые переговоры и их особенности»

1

3

9

Речевой этикет в деловом общении

Тренинг «Виды речевого этикета и их применение на практике»

1

4

12

Как правильно вести телефонные переговоры в деловом общении

Тренинг «Деловые телефонные переговоры!

1

5

13

Деловые игры

Деловая игра»Открытие фирмы»; «Искусство переговоров»; «Деловое совещание»

2



Содержание дисциплины:
1. Деловое общение и его особенности. В данной теме раскрывается, что деловое общение делится на: устно-письменное, диалогически-монологическое, межличностно-публичное, непосредственное-опосредованное, контактное-дистантное), рассказывается о культуре речи делового общения и ее слагаемых (точность, ясность, выразительность, логичность, чистота, уместность.

2. Культура речи делового общения и коммуникативная профессиограмма менеджера. В данной теме рассматриваются три аспекта речевой культуры: ортологический, коммуникативный, этический; кодифицированные нормы русского литературного языка. Раскрывается понятие «правильность речи», связь всех аспектов между собой. Также рассматриваются показатели лингвистической компетенции менеджера и необходимые речевые навыки.

3. Типы речевых культур в деловом общении и принципы речевого поведения. В данной теме раскрывается, что в деловом общении существует 5 типов речевых культур: элитарный, среднелитературная речевая культура, литературно-разговорная, просторечие и профессионально-ограниченная речевая культура, раскрываются принципы речевого поведения (принципы кооперации, учета взаимных интересов, паритета и равенства), рассматривается речевая ситуация и ее составляющие.

4. Речевая ситуация и ее составляющая. В данной теме раскрывается сущность понятия «речевая ситуация»; рассматриваются особенности речи и речевого поведения человека, а также раскрываются понятия «официальная обстановка» и «неофициальная обстановка» и целесообразность применения тех или иных речевых норм в зависимости от обстановки общения; фактор адресата, фактор цели.

5. История формирования делового стиля. В данной теме раскрывается история появления на Руси первых письменных документов (Договоры с греками 907, 911, 944, 971 гг., первый свод законов Киевской Руси «Русская правда» и т. д.). Дальнейшая трансформация и усовершенствование делопроизводства и создание системы норм документирования.

6. Основные жанры письменной деловой речи. В этой теме рассматриваются договоры, контракты, письма, ходатайства, запросы, рекламации, служебные телеграммы, образцы организационно-распорядительной документации и т.д., даются понятия жанров речи, к какому из жанров можно отнести данный вид документа, раскрывается содержание каждого из перечисленных документов.

7. Основные черты официально-делового стиля. В данной теме рассматриваются лексические, грамматические и синтаксические особенности официально-делового стиля, которые имеют ряд отличительных характерных черт (высокая степень терминированности лексики, унификация грамматической структуры словосочетаний и словоформ, доминирование простых предложений в языке деловых бумаг).

8. Организационно-распорядительная документация. В данной теме раскрывается, что ОРД является центром деловой письменности; рассматриваются особенности различных документов, входящих в состав ОРД и дается их подробная характеристика, прививаются навыки составления таких документов.

9. Языковые нормы в официально-деловом стиле речи. Лексические нормы. В данной теме рассматривается три основных правила для лексических норм: слово должно употребляться с учетом лексического значения; с учетом стилистической окраски; с учетом лексической сочетаемости.
10. Языковые нормы в официально-деловом стиле речи. Грамматические и синтаксические нормы. В этой теме рассматриваются грамматические и синтаксические нормы русского литературного языка, частота грамматических и синтаксических нарушений, логика изложения и законы текстовой организации, а также функция волеизъявления и текстовая организация документа.

11. Деловая игра. Виды игры. В данной теме рассказывается о характере деловых игр. Деловые игры проводятся в форме психологического и лингвистического тренинга. Рассматриваются ролевой характер деловых игр: социальные роли с набором функциональных обязанностей распределяются между участниками с учетом индивидуальных особенностей играющих, конкретный характер игр (деловое общение должно опираться на факты, расчеты, реалии экономико-правовых отношений). Рассматриваются виды деловых игр: 1. Открытие фирмы: набор сотрудников и комплектование штатов. 2. Искусство переговоров: целенаправленный сбыт. 3. Деловое совещание: как выходить из тупиковой ситуации.

На каждом семинарском занятии проводятся деловые игры с предварительным распределением ролей между участниками. Так, в игровой форме участники игры рассматривают, например, ситуацию приема на работу, где каждый из участников играет свою определенную роль, а остальные студенты дают после окончания игры свою оценку происходящего и высказывают мнение, что получилось в игре, а что, может быть, нет. На следующем семинаре проходит следующая игра уже по новому сценарию. Так, в течение семестра все .студенты проходят игровое обучение в интерактивной форм.

Кроме того, студенты делают презентации в интерактивной форме в рамках изучаемого курса

12. Стилевой статус и основные черты устной деловой речи. Фонетические, лексические и грамматические нормы устной литературной речи. В данной теме рассматриваются фонетические, лексические и грамматические нормы устной литературной речи, интонация и смысловая дискретность устной речи, специфика жанров устной деловой речи и взаимосоотнесенность их с жанрами письменной речи.
13. Предмет и задачи деловой риторики. В этой теме раскрывается, что изучает риторика и какие задачи решает, что представляет собой современная риторика и какие законы она использует, а также рассматриваются структура речевого акта и речевая стратегия.

14. Коммуникативный аспект делового общения. В этой теме рассматриваются вопросы коммуникативного общения между коммуникантами (слушающим и говорящим) и раскрывается в чем состоит успех этого общения, а также отличия от древней риторики. Рассматриваются принципы, используемые в процессе общения: кооперации, интереса, принцип Поллианы; раскрываются правила смены коммуникативных ролей в диалогической речи. Рассматриваются также вопросы построения структуры речевого акта и речевой стратегии.
15. Деловые переговоры. В этой теме дается классификация переговоров, этапы переговорного процесса и законы риторики, речевая стратегия, методы и тактики ведения переговоров, взаимодействие тактик, виды слушания, итоги обсуждения, резюмирование, протокольные жанры (совещание). Рассматриваются также презентационная речь как разновидность публичной речи, стилистические приемы и риторические фигуры ораторской речи (параллелизм, антитеза, градация, инверсия, риторический вопрос), виды слушания.
16. Жанр телефонного разговора. Презентационная и ораторская речь. В этой теме рассматривается жанр телефонного делового разговора, его специфика, приводятся примеры делового телефонного разговора, рассматривается также презентационная речь как разновидность публичной речи, стилистические приемы и риторические фигуры ораторской речи.
17. Речевой этикет в деловом общении. В этой теме рассматриваются предмет и функции речевого этикета в деловом общении, учитывается обстановка общения и необходимость употребления этикетных формул. Рассматривается также понятие «этикет» и социальный статус адресата, система обращений, церемонии и этикетные тексты, знакомство, рекомендации.

18. Этикет делового письма. В данной теме рассматривается необходимость использования этикетных средств, которые определяются жанром послания (письма-приглашения, письма-поздравления, письма-соболезнования), социальным статусом адресата, рассматриваются также этикет делового телефонного разговора, культура поведения, речевой этикет и этикетные функции в деловом общении (контактоустанавливающая функция; функция контактоподдержания; функция волеизъявления; функция регулирования подачи информации; функция снятия конфликтной ситуации и напряженности общения).



19. Конфликт в деловом общении. В этой теме рассматриваются типология конфликтов, причины возникновения конфликтов, структура конфликта, динамика конфликта, стратегия поведения в конфликтной ситуации и анализ ситуаций.
20. Речь газет, журналов, радио. В этой теме рассматриваются вопросы, касающиеся типов речевых культур, определяется преобладающий тип речевой культуры - среднелитературный - во всех сферах общественной жизни, в речи радио- и тележурналистов. Рассматриваются также вопросы о процессе снижения уровня речевой культуры общества.


Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами



п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1.




1

2

3

4

5

6

7

8

9-20

2.




1

2

3

4

5

6

7

8

9-20


Примерная тематика рефератов:

1. Специфика делового общения и слагаемые речевой культуры.

2. Типы внутринациональных речевых культур.

3. Основной принцип речевого поведения в деловом общении.

4. Речевые жанры, которыми должен владеть менеджер-управленец.

5.Официально-деловой стиль. Сферы общественных отношений, обслуживаемые официально-деловым стилем, и его доминанта.

6. Устная речь, ее специфика, особенности и соотнесенность с письменной речью.

7. Формирование делового стиля в русском языке и черты официально-делового стиля, характерные для ранних памятников деловой письменности.

8. Основные черты официально-делового стиля и основные жанры официально-делового стиля, которыми должен владеть менеджер.

9. Устная речь и ее признаки.

10. Основные синтаксические особенности устной спонтанной речи, специфика монологической и диалогической речи и их реализация.

11. Функции интонации, речевой сегмент (такт), тактовое ударение, фразовое и логическое ударение.

12. Темп речи характерный для современной деловой беседы, телефонного общения. Специфика норм устной литературной речи.

13. Основа устной деловой речи. Лексика, которая должна быть исключена из употребления в сфере официального общения.

14. Риторика как наука и искусство. Предмет риторики и его изменение в процессе развития цивилизации.

15. Деловая риторика и основные законы современной риторики.

16. Принципы построения общения. Риторические законы, сформулированные в связи с выделением частей структуры речевого акта.

17. Классификация переговоров, этапы переговорного процесса и законы риторики, которые реализуются на этих этапах. Использование рекомендаций американских специалистов по ведению переговоров в России.

18. Эффективные стратегии ведения переговоров. Тактики, используемые в переговорном процессе. Методы ведения переговоров.

19. Виды слушания и их использование в переговорном процессе.

20. Понятие «этикет», виды речевого этикета и специфика сложившейся в русском речевом этикете системы обращений.


Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) Основная литература

1. Колтунова М.В. Язык и деловое общение (нормы, риторика, этикет). М.: Экономическая литература, 2002.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика Учебный курс. Ростов-на-Дону. Издательский центр «Март», 2002.
б) Дополнительная литература:


  1. Казарцева О.М. Культура речевого общения. Теория и практика обучения. М.: Флинта, Наука, 2001.

  2. Кирсанова М.В., Анодина Н.Н. Аксенов Ю.М. Деловая переписка. Учеб пособие. М.- Новосибирск: Инфра-М, 2001.

  3. Колтунова М.В. Язык и деловое общение. Нормы, риторика, этикет. М.: Экономика, 2000.

  4. Кузин Ф. Культура делового общения: Практическое пособие. М.: Ось-89, 2004.

  5. АндреевВ.И. Деловая риторика, Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1993.

  6. Русский язык делового общения / Под общ. ред. И.А. Стернина. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1995.

  7. Русский язык и культура речи. Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. М.: «Гардарики», 2002.

  8. Русский язык и культура общения для государственных служащих. Саратов: Слово, 1998.

  9. Снелл Ф. Искусство делового общения. М, 1990.

  10. Якокка Ли. Карьера менеджера, М.: Прогресс, 1991.



в) программное обеспечение: программа в электронном виде

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

www.rapn.ru – сайт Российской ассоциации политической науки

http//:PoliticalResources.com/ - Ресурсы Американской ассоциации политических консультантов (США)

www.essex.ac.uk/espr/links - Ресурсы Европейского консорциума политических исследований (Великобритании)

www.epsnet.org/links/sommaire.htm - Ресурсы Тематической сети по политической науке в Европейском Союзе

http//:PoliticalResources.com/ - Ресурсы Американской ассоциации политических консультантов (США)

www.essex.ac.uk/espr/links - Ресурсы Европейского консорциума политических исследований (Великобритании)

www.epsnet.org/links/sommaire.htm - Ресурсы Тематической сети по политической науке в Европейском Союзе

www.soiuzpolitolog.ru- cайт Национального Союза Политологов;

www.party.scli.ru/perechen.htm - Политические партии России
www.edinros.ru - Единая Россия
www.yabloko.ru - Российская объединенная демократическая партия Яблоко
www.kprf.ru - КПРФ
www.ldpr.ru - ЛДПР
www.spravedlivo.ru – Справедливая Россия

www.patriot-rus.ru – Патриоты России

http://www.pravoedelo.ru – Правое дело

www.cikrf.ru - Центральная Избирательная Комиссия РФ.
www.cpt.ru - Центр политических технологий
www.indem.ru - Фонд ИНДЕМ
www.rfsv.ru - Российский Фонд Свободных Выборов
www.fep.ru - Фонд эффективной политики
www.asi.org.ru - Агентство социальной информации.
www.president.kremlin.ru - Официальный сайт Президента РФ
www.rsnet.ru - Официальная Россия - сервер органов государственной власти РФ
www.prezident.ru -  Официальный блог ПРЕЗИДЕНТ.РУ
www.duma.gov.ru - Официальный сайт Государственной Думы РФ

Материально-техническое обеспечение дисциплины: мультимедийная аудитория, проектор.

Тесты и тестовые задания по темам (для текущего и промежуточного самоконтроля)

1. Какие слагаемые речевой культуры Вы знаете …

а) синтаксический

б) грамматический

в) ортологический
2. Какие типы внутринациональных речевых культур Вы знаете …

а) элитарный

б) разговорный

в) профессиональный
3. Одна из важнейших составляющих деятельности менеджера – это …

а) знание компьютера

б) коммуникативная компетентность

в) знание делопроизводства
4. Ортология – это наука о …

а) правильной речи

б) устной речи

в) письменной речи
5. Что является базовым требованием культуры речи …

а) логичность речи

б) правильность речи

в) этичность речи
6. Требования, предъявляемые к языку документов …

а) денотативная точность

б) этическая точность

в) ортологическая точность
7. Деловые письма бывают …

а) коммерческие

б) любовные

в) поздравительные

8. Документ, издаваемый руководителем органа управления для решения оперативных задач по деятельности предприятия и по личному составу – это …

а) распоряжение

б) приказ

в) служебная записка
9. Слова близкие по значению, но отличающиеся по значению слова – это …

а) плеоназмы

б) паронимы

в) синонимы
10. Отметьте правильные окончания …

а) по истечению срока договора

б) до истечение пятидневного срока

в) по истечение срока договора
11. Важнейшая черта устной речи – это …

а) спонтанность

б) подготовленность

в) разработанность
12. Для устной речи характерны …

а) гладкость речи

б) негладкость речи

в) проективный порядок слов
13. Укажите правильное написание …

а) прецидент

б) инцидент

в) компроментировать
14. Риторика – это наука о …

а) письменной речи

б) об устной речи

в) об «ораторском искусстве»
15. Самая перспективная стратегия переговоров - это …

а) принятие ваших условий

б) принятие условий партнера

в) примирение интересов
16. Назовите методы ведения переговоров …

а) вариационный

б) сближения интересов

в) учета интересов

17. Какие еще методы ведения переговоров вы знаете…

а) диалога

б) выяснения отношений

в) уравновешивания
18. Какие виды этикета Вы знаете …

а) гражданский

б) светский

в) официальный
19. Одна из важнейших функций этикета – это …

а) снятие стресса

б) снятие агрессии

в) снятие напряжения
20. Система обращений, сложившаяся в России - это …

а) двухименная

б) трехименная

в) многоступенчатая

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Курс состоит из лекций и практических занятий (семинаров) и написания творческой работы или реферата. Формат семинара – обсуждение (понимание и критическая оценка) художественных и литературно-критических текстов по курсу, подготовка развернутых ответов на вопросы, предложенные преподавателем для обсуждения. Проводится два письменных тестирования на основе пройденного материала и по дополнительной литературе. Студенты должны выступить с докладом на выбранную заранее тему на последнем занятии и принять активное участие в обсуждении докладов.
Условия и критерии выставления оценок: От студентов требуется посещение лекций и семинарских занятий, обязательное участие в аттестационных испытаниях, выполнение заданий преподавателя. Особо ценится активная работа на семинаре (умение вести дискуссию, творческий подход к анализу текстов, способность четко и емко формулировать свои мысли), а также качество подготовки эссе, контрольных работ (тестов) и докладов.
  1   2   3   4

Похожие:

Программа делопроизводство и деловое общение рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) iconПрограмма язык, деловое общение и деловые переговоры рекомендуется...
Цель курса – Дать студентам основы знаний о деловом общении, о деловых переговорах, о культуре русского языка

Программа делопроизводство и деловое общение рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) iconАнкета документ, представляющий собой трафаретный текст с пропущенными...
Глоссарий (к курсам «Язык и деловое общение» и «Деловое общение и делопроизводство)

Программа делопроизводство и деловое общение рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) iconПрограмма дисциплины Деловой иностранный язык  для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки / специальности...

Программа делопроизводство и деловое общение рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) iconМ. В. Колтунова язык и деловое общение
Деловое общение это самый массовый вид социального общения. Оно представляет собой сферу коммерческих и административно-пра­вовых,...

Программа делопроизводство и деловое общение рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) iconКомплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине Менеджмент и деловое общение
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального...

Программа делопроизводство и деловое общение рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) iconПрограмма практики рекомендуется для направления подготовки 31. 00. 00 Клиническая медицина
Проходят практику по специальности «Патологическая анатомия» врачи с высшим медицинским образованием по специальности «Лечебное дело»...

Программа делопроизводство и деловое общение рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) iconПрограмма учебной практики рекомендуется для направления подготовки 030900. 62 «Юриспруденция»
Астраханский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

Программа делопроизводство и деловое общение рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) iconПрограмма дисциплины «трудовые споры. Медиация в разрешении индивидуальных...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и обучающихся по магистерской программе...

Программа делопроизводство и деловое общение рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) iconПрограмма дисциплины «трудовые споры. Медиация в разрешении индивидуальных...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и обучающихся по магистерской программе...

Программа делопроизводство и деловое общение рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) iconНемецкий язык для направления подготовки 080100. 62 «Экономика» (уровень подготовки бакалавр)
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск