Скачать 1.55 Mb.
|
«Утверждаю» ______п/п_________ /Татаринова С.С. Начальник УО ОА г.Якутска Приказ № _01-10/664_ от «_29_» _декабря_ 2012_ г. Единые стандарты организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений города Якутска в условиях реализации ФГОС Сегодня, в условиях модернизации системы образования г. Якутска, целевыми ориентирами в работе каждого образовательного учреждения и педагога становятся: забота о психологической безопасности и здоровье школьников; создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования; его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, гарантирующее охрану и укрепление их физического, психологического и социального здоровья. Эти целевые ориентиры являются сегодня показателем достижения школой и педагогами современного качества образования. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя деятельность школьного психолога, как обязательную, конкретную и измеримую и, подчеркивает его полноценность в качестве участника образовательного процесса. При реализации ФГОС НОО у психолога гораздо больше работы и ответственности, чем раньше: он становится необходимым звеном всего образовательного процесса и значительно расширяется зона его ответственности за счет включения новых трудовых функций: • участие в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта (то есть психолог отвечает не только за психологическое обеспечение образовательного процесса, но и участвует в нем, так же как и учитель, обеспечивая охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса); • участие в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (это также подключает психолога к образовательному процессу и оправдывает название его должности «педагог-психолог»); • оценка эффективности образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива через призму развития личности обучающихся (это очень актуальная функция психолога, учитывая, что новая цель российского образования - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России); • анализ достижений и подтверждения обучающимися уровней развития и образования (в отличие от учителя он только анализирует, но не обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися того или иного уровня образования, причем анализирует достижение не только уровня образования, но и уровня развития). Федеральный государственный образовательный стандарт не выделяет психолого-педагогическое сопровождение в качестве обязательного требования к условиям организации образовательного процесса. Вместе с тем, практический опыт реализации стандарта доказал, что психолого-педагогическое сопровождение должно пронизывать все стороны взаимодействия обучающегося, воспитанника, родителей (законных представителей) и школы в процессах обучения, развития, воспитания и социализации. Фактически это означает, что целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. При этом, главной социально-психологической особенностью ФГОС является учет возможностей детей с любыми особенностями в развитии. Стандарт требует от образовательных учреждений создания условий для индивидуального развития всех обучающихся, воспитанников, в том числе и тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Образовательное учреждение должно создать условия для реализации развивающего потенциала общего образования и во главе с педагогом обеспечить гибкое индивидуально-ориентированное обучение и воспитание, формирование компетенций, необходимых для инновационного развития страны, развитие творческих способностей учащихся и научить одному из центральных умений – «умению учиться самостоятельно». При этом педагог должен овладеть принципиально иными, по сравнению с традиционными, средствами организации учебно-воспитательного процесса, а именно - психологическими знаниями, а это возможно лишь при тесном сотрудничестве педагога и психолога. Основным предметом деятельности школьного психолога являются технологии формирования и измерения необходимых компетенций: предметных, метапредметных и личностных, иными словами – оценка качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Таким образом, работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы. В рамках ФГОС описываются требования к коррекционной работе в школе, затрагивающие, прежде всего, работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, и задающие направление деятельности психолого-педагогического сопровождения в целом. При этом особенно важным становится участие в психолого-педагогическом сопровождении таких специалистов, как учитель-логопед, учитель-дефектолог. Требования стандарта в части реализации программы коррекционной работы предусматривают: - выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в образовательном учреждении; - реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). Здесь требуется активное участие психолога в разработке отдельных блоков основной образовательной программы: по формированию универсальных учебных действий (УУД), культуры здорового и безопасного образа жизни, в составлении программы коррекционной работы. Таким образом, в условиях достижения обновленных целей и задач образования психолого-педагогическое сопровождение как целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в образовательной среде, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы. Задачи психолого-педагогического сопровождения обозначены следующим образом:
Содержание психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности: - диагностика возможностей и особенностей развития ребенка; - оказание помощи педагогам в вопросах оценки метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы; - формирования основных образовательных компетенций (УУД); - построение индивидуальной траектории развития ребенка; - экспертиза соответствия применяемых методов работы требованиям ФГОС. Содержание психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и воспитания: - профилактика асоциального поведения; - профилактика и коррекция дезадаптивных форм поведения; - профориентационная работа; - психологическая поддержка одаренных детей; - повышение психолого-педагогической компетенции всех участников образовательного процесса; - мониторинг состояния здоровья, безопасности образовательной среды, психологической атмосферы образовательного учреждения. Содержание коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья: - коррекция познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы отклоняющегося поведения; - консультирование по различным аспектам коррекционной работы родителей и педагогов; - участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума. В настоящее время система психолого-педагогического обеспечения образования города Якутска переживает непростой период. Сегодня только 47% школ обеспечены штатными единицами, соответствующими количеству обучающихся согласно приказу министра образования № 01-08/1542 от 06.10.2009 г. «Об утверждении документации, регламентирующей деятельность психологической службы образования РС(Я)», Положению о службе практической психологии образования в РФ, утвержденному решением коллегии МО РФ №7/1 от 29 марта 1995 «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ», согласно которым в школе рекомендуется 1 педагог-психолог на 500 обучающихся. Педагоги-психологи школ города ежегодно повышают профессиональный уровень, обучаясь на различных курсах повышения квалификации, в том числе фундаментальных, проводимых ИРО и ПК МО РС (Я) и РЦПМСС МО РС (Я). Так, за последние три года 89,4% педагогов-психологов получили удостоверения и свидетельства на проблемных курсах, тренингах, семинарах по повышению профессиональной квалификации. 32% педагогов-психологов прошли специализированные курсы по работе с кризисными состояниями у людей, по краткосрочному психологическому консультированию, тренинги личностного роста, планово проводимыми РЦПМСС МО РС(Я). Это педагоги-психологи с высшей и первой квалификационной категорией, которые принимают участие во всех республиканских и городских мероприятиях по оказанию психологической помощи детям и взрослым, оказавшимся в кризисной или чрезвычайной ситуации. Тем не менее, 68% педагогам-психологам школ г. Якутска необходимо повышать свою профессиональную квалификацию на тренингах личностного роста, получать специализацию по разным направлениям, в том числе по индивидуальному консультированию, ведению тренингов, овладению психотерапевтических методов и технологий работы с детьми и взрослыми. Характерные проблемы, с которыми обращаются участники образовательного процесса к психологам школьных служб являются распространенными и требуют практического сопровождения: трудности в процессе адаптации, готовность к школе, проблемы в межличностном взаимодействии (как в системе «ученик-ученик», так и в системе «учитель-ученик»), профессиональное самоопределение, агрессивное и аутоагрессивное поведение, конфликтные ситуации, девиантное и асоциальное поведение, кризисные проблемы в детско-родительских отношениях. Между тем, согласно данным анализа деятельности психологических служб образовательных учреждений г. Якутска, наиболее приоритетной является диагностическая работа. В целях обеспечения требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования по приказу Управления образования ОА города Якутска рабочей группой были разработаны единые стандарты организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений г. Якутска, в которые включены нижеследующие разделы.
А. Групповая работа в классах нового состава Б. Занятия по формированию культуры безопасного и здорового образа жизни и их тематика
Руководителям муниципальных образовательных бюджетных учреждений необходимо предпринять меры по сохранению, развитию и повышению эффективности системы психолого-педагогического сопровождения и при организации соответствующей деятельности руководствоваться соответствующими нормативными документами (Приложение 1) и настоящим инструктивным письмом. Приложение 1. Нормативная документация
Приложение 2. Организация и содержание работы педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами Цели: - защита прав и интересов ребёнка; - выявление отклонений в развитии, склонностей и способностей ребёнка, выбор оптимального образовательного маршрута; - обеспечение равных возможностей получения качественного образования и коррекции недостатков в физическом и психическом развитии у детей. Задачи:
Данное направление деятельности педагога-психолога включает три взаимосвязанных компонента:
4) просветительская работа по повышению психологической компетентности участников сопровождения ребенка с ОВЗ. Примечание: индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ педагог-психолог осуществляет в следующих случаях: - при выявлении проблем в ходе мониторинговой диагностики; - по заявке/обращению родителей (законных представителей); - по заявке/обращению педагогов, администрации (после получения согласия родителей (законных представителей); - при обращении специалистов других социальных служб. Изучение личности обучающегося обязательно предполагает сбор информации о ребенке и анализ полученной информации (форма №10). Этапы индивидуального психологического сопровождения:
Создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения
в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами
Специальная документация Это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. К специальной документации практического психолога относятся:
ВНИМАНИЕ! Из вышеперечисленной документации три вида являются конфиденциальными, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Эта документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования. Журналы учета видов работы (обязательные) Рекомендации по оформлению журналов учета видов работы
Форма №1 Журнал учета детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Форма №2 Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк
Форма № 3 Журнал учета диагностики Примечание: если диагностика производится в группе, то во второй графе журнала указывается категория группы (например, 6-й «Б» класс) и прилагается список диагностируемых.
Форма № 4 Журнал учета консультирований
Журнал консультаций педагога-психолога / книга приёма
Форма № 5 Журнал учета коррекционно-развивающей работы (индивидуальная) Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводятся по индивидуальным программам, получившим экспертную оценку вышестоящего звена службы и утвержденным руководителем учреждения, с указанием цели, методов и форм работы, предполагаемого результата, автора программы, источника (Смотри форму № 10)
|
«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации фгос» | Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов в период реализации федеральных государственных образовательных... | ||
Сборник тестов предназначены руководителям и специалистам психолого-медико-педагогических комиссий, специалистам суву открытого и... | Псковской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «призма» | ||
Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений, специалистов психолого-медико-педагогических консилиумов | Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений, специалистов школьных психолого-медико-педагогических консилиумов.... | ||
Личностное развитие ребенка средствами психолого – медико – социально – педагогического сопровождения | Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи... | ||
Целью пмпк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями... | Положение регулирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (далее пмпк), который является одной из форм взаимодействия... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |