Правовые основы борьбы пограничных органов ФСБ России
с организованной преступностью в пограничной сфере С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение 3
Глава 1. Правовые и теоретические основы борьбы пограничных органов ФСБ России с организованной преступностью в пограничной сфере 9
1.1. Криминологическая характеристика организованной преступности 9
1.2. Законодательство о борьбе с организованной преступностью 13
на Государственной границе Российской Федерации 13
1.3. Содержание борьбы с организованной преступностью 18
в пограничной сфере 18
Глава 2. Совершенствование правового регулирования борьбы пограничных органов ФСБ России с организованной преступностью 36
в пограничной сфере 36
2.1. Основные правовые проблемы борьбы с организованной преступностью 36
2.2. Зарубежный и международный опыт борьбы правоохранительных органов с организованной преступностью в пограничной сфере 42
2.3. Меры по совершенствованию правового регулирования борьбы 55
с организованной преступностью в пограничной сфере 55
Заключение 67
Список источников: 73
Введение
Доминирующей криминологической тенденцией последнего десятилетия стал продолжающийся рост преступности в мире как в целом, так и отдельных странах с одновременным отставанием социально-правового контроля от растущей криминализации общественных отношений.
В России преступность за период реформ выросла не только количественно, но обрела новое качество. Ее ядро составляют организованные преступные сообщества. Организованный характер значительной части современной преступности – закономерная ступень ее эволюции, ее важная существенная черта, значительно усиливающая общественную опасность.
Возрастающие масштабы организованной преступности представляют реальную угрозу безопасности государства и общества. Преступные формирования, пользуясь безнаказанностью, а подчас и попустительством правоохранительных органов, контролируют такие доходные виды противоправной деятельности, как наркобизнес, проституция, азартные игры, нелегальная торговля оружием, вымогательство и др.
Наряду с этим все большую активность приобретает экономическая направленность преступной деятельности организованных преступных формирований, которая охватила практически все области хозяйственного комплекса страны, в первую очередь в высокодоходных отраслях экономики.
Быстрыми темпами расширяется масштаб преступной деятельности, вследствие чего подавляющее число организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций) оказались включенными в общую систему криминальных отношений. По оценкам криминологов, организованная преступность начинает выступать своеобразным воспитателем молодежи и крупным работодателем для населения страны, обеспечивая контроль за коммерческими структурами.
Продолжается консолидация и саморазвитие организованной преступности. Устойчивые преступные группы консолидируются как в рамках отдельных территорий, так и на межрегиональном и транснациональном уровнях.
Наличию такого положения способствует недостаточное знание механизма, структуры, закономерностей проявления такого социального явления, как организованная преступность, без чего любые попытки борьбы с ним будут обречены на провал. Только всестороннее и глубокое познание феномена организованной преступной деятельности позволит определить реальные пути и средства противодействия ей, что невозможно без разработки правовых и криминологических вопросов предупреждения организованной преступной деятельности. Ее оптимальное разрешение явится важным звеном в системе государственных усилий по преодолению кризиса законности, стабилизации и сокращению преступности в стране.
Особое значение борьба с организованной преступностью имеет в области защиты Государственной границы Российской Федерации, деятельности пограничных органов.
Современный ременный период развития Российской Федерации характеризуется достаточно большим различием между требуемым и имеющимся уровнем обеспечения правового регулирования правовых режимов по защите Государственной границы Российской Федерации. Поэтому на федеральном уровне в целях устранения данного различия организована работа по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в пограничной сфере государства, в том числе в области борьбы с организованной преступностью.
Вышеизложенные положения свидетельствуют об актуальности данной работы.
Объект исследования – комплекс теоретических и практических аспектов, связанных с особенностями борьбы пограничных органов ФСБ России с организованной преступностью в пограничной сфере.
Предмет исследования – нормы международного и российского законодательства и положения теории права.
Цель работы – проанализировать правовые основы борьбы пограничных органов ФСБ России с организованной преступностью в пограничной сфере, выявить проблемы и рассмотреть меры по совершенствованию законодательства в сфере борьбы с организованной преступностью.
Задачи работы:
дать криминологическую характеристику организованной преступности;
изучить законодательство о борьбе с организованной преступностью на Государственной границе Российской Федерации;
исследовать содержание борьбы с организованной преступностью в пограничной сфере;
рассмотреть основные правовые проблемы борьбы с организованной преступностью;
проанализировать зарубежный и международный опыт борьбы правоохранительных органов с организованной преступностью в пограничной сфере;
исследовать меры по совершенствованию правового регулирования борьбы с организованной преступностью в пограничной сфере.
Теоретическую основу исследования составили, прежде всего, труды ученых по проблемам организованной преступности – А.И.Арестова, Н.П.Водько, И.В.Ахременко, И.А.Воробьева, Ю.П.Дубягина, Р.Х.Кубова, В.С.Овчинского, В.Е.Эминова, Н.П.Яблокова и др.
Базой для исследования также послужили учебные пособия по криминологии, уголовному праву и процессу таких авторов как Т.В.Колесникова, В.И.Радченко, А.С.Михлин, Г.А.Есаков, А.И.Чучаев, С.М.Кочои, В.Д.Малков, А.И.Долгова, Г.А.Аванесов, В.Н.Бурлакова, Н.М.Кропачев, Н.Ф.Кузнецова, В.В.Лунеев.
Непосредственно вопросам борьбы с преступностью, осуществляемой пограничными органами ФСБ России, посвящены работы Н.В.Мигаль, И.В.Годунова, Е.М.Дятлова, Р.И.Идаятова, Ю.В.Соболевой, Е.В.Холодной, П.В.Стрельникова, А.Н.Шеворакова, А.Б.Смушкина, И.В.Шульгина и др.
Нормативно-правовая база исследования представлена нормами Конституции Российской Федерации, УК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации», иными федеральными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации, иными подзаконными актами.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Организованная преступность – это относительно массовое, социальное, уголовно-правовое явление, складывающееся, во-первых, из организованных преступных формирований и их участников и, во-вторых, из совокупности организованных преступлений, совершенных ими на определенной территории за конкретный период времени.
2. Среди форм организованной преступной деятельности выделяются следующие:
организованная преступная группа, относящаяся к системе организованных межгрупповых криминальных отношений;
преступная организация;
преступное сообщество, которое создается для обеспечения взаимодействия организованных групп, банд, преступных организаций, обмена информацией, объединения усилий в нейтрализации и использовании правоохранительной системы, иных государственных структур и институтов гражданского общества, в оказании помощи нуждающимся функционерам преступных организаций.
3. В мировой практике до сих пор не сформировано единого понятия организованной преступности. Каждое государство самостоятельно наделяет данный вид преступности группой собственных признаков.
В то же время в международной практике выявлены общие проблемы и проявления организованной преступности, связанные с пограничной сферой, позволяющие выделить основные признаки организованной преступности. В их числе:
незаконный оборот наркотиков;
незаконный оборот и поставка оружия;
незаконный оборот химических и ядерных материалов;
международный терроризм;
торговля людьми, женщинами, детьми, человеческими органами;
нелегальная эмиграция;
похищение детей и торговля ими с целью использования их органов;
кража и контрабанда автомобилей, и др.
4. Одной из серьезнейших проблем в сфере борьбы с организованной преступностью в пограничной сфере является незаконная миграция. В рамках выполнения задач иммиграционного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации пограничные органы федеральной службы безопасности осуществляют контроль за въездом на территорию страны иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежище, следующих транзитом, их идентификацию, регистрацию и учет, а также меры по предупреждению неконтролируемой миграции и организации депортации иностранцев в установленных законодательными актами случаях и порядке. При этом важное значение имеет профилактика незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации.
Предложено создавать в составе Пограничных органов ФСБ России специализированные подразделения, деятельность которых будет направлена на профилактику незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации.
5. В целях повышения эффективности деятельности Пограничных органов ФСБ России в рамках борьбы с организованной преступностью представляется необходимым:
укрепить систему обеспечения безопасности госграниц;
усилить миграционный контроль за въездом, пребыванием и выездом иностранных граждан, а также заключить соглашения о реадмиссии;
привести российское законодательство в соответствие с Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.) и Конвенцией ООН против коррупции (2003 г.);
постоянно совершенствовать и расширять правовую базу международного сотрудничества, в первую очередь по вопросам выдачи преступников, конфискации и возврата преступных доходов;
регулярно проводить рабочие встречи с зарубежными коллегами в целях обмена информацией о лидерах и участниках организованных преступных группировок, а также их связях;
эффективнее использовать оперативные возможности зарубежных коллег, каналы НЦБ Интерпола и Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений (БКБОП) на территории государств – участников СНГ для выявления и пресечения деятельности ОПФ;
регулярно проводить совместные комплексные операции и оперативно-профилактические мероприятия по выявлению и раскрытию наиболее опасных преступлений;
постоянно повышать уровень профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания: сравнение, анализ и синтез, обобщение, а также такие частно-научные методы как исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический, системно-структурный и др.
Базу исследования составили нормы федеральных законов и подзаконных нормативных актов, а также работы авторов по исследуемой теме.
Структура и объем работы обусловлены логикой и результатами исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
|