Скачать 97.82 Kb.
|
Изучение русского языка в профильном гуманитарном классе Савинского ТКО Романова Е.В., учитель русского языка Савинской с.ш. До начала реализации проекта по введению профильного обучения мне казалось, что имеющегося у меня опыта работы, в том числе в профильной гуманитарной школе, знаний по предмету, опыта методической работы достаточно для ведения профильного курса русского языка. Мне были понятны идеи Концепции профильного обучения, я хорошо понимала, как именно они будут реализовываться в Пермском районе, была знакома с профильным стандартом и учебниками. И все же оказалось, что очень многие вещи, как говорил Сент-Экзюпери, надо «передумывать заново». Это касалось как концептуальных решений о смысле преподавания русского языка на профильном уровне в конкретных условиях, так и мелких вопросов, вроде необходимости домашнего задания, методов и приемов ведения урока, стиля общения и т.д. Могу точно сказать, что это было трудно, потому что представляло собой эксперимент в чистом виде. Если в том, что касается содержания, еще можно было опереться на какие-то авторитеты, официальные источники, то все, что касается методики, приходилось нащупывать самостоятельно. Какую бы литературу, периодику, Интернет я ни пыталась привлечь, ответа на вопросы не находила. Представленная на конкурс работа – результат четырех лет эксперимента. За это время я приняла участие в разработке проекта, выпустила один профильный класс, сейчас третий раз веду десятый и второй раз одиннадцатый класс. Это позволяет сделать более обобщенные выводы, чем просто результаты экзаменов профильного класса. *** Поскольку профильное обучение в сельской школе имеет некоторые специфические особенности, необходимо было решить несколько проблем.
Последующая информация показывает, как были решены названные проблемы Смыслы и цели профильного обучения русскому языку в Савинском ТКО Гуманитарный класс в Савинском ТКО имеет социально-экономическую специализацию, поэтому русский язык, являясь профильным предметом, все же не является основным. Он носит, скорее, обеспечивающий, «инструментальный» характер. Другими словами, класс был ориентирован не на филологические специальности, а на юридические, экономические и т.п. Это и определило смыслы, цели и в некоторой степени содержание курса русского языка. В сжатом виде их можно сформулировать так:
Это возможно через принципиально отличное от основной школы содержание деятельности, где, как известно, одним из основных ее видов оказывается работа с пропущенными буквами и знаками препинания. Можно сформулировать особенности учебной деятельности на уроках русского языка:
Главная цель: обучение речи, т.е. формирование умения пользоваться всеми богатствами языка. Следовательно, курс носит, прежде всего, прикладной, практикоориентированный, а не теоретический характер. Методы и приемы, в наибольшей степени отвечающие идеям, заложенным в концепции профильного обучения. Для меня именно этот вопрос представлял наибольшую сложность, потому что, на мой взгляд, урок в профильной школе должен существенно отличаться от урока в обычной школе. Попытаюсь сформулировать принципы, на основании которых осуществлялся отбор методов и приемов, форм работы.
Нет смысла говорить о традиционных формах работы, например, о комплексном анализе текста, несмотря на ту роль, которую он играет в профильном курсе. Поэтому назову лишь те, которые могут представлять интерес. Формы работы для освоения теоретического материала. Я сразу отказалась от обычной, к сожалению, ситуации, когда учитель объясняет, рассказывает, а ученики слушают и потом повторяют. Объяснение материала учителем заменялось разными способами, наиболее удачными и эффективными оказались такие:
Например, достаточно большой текст делится на несколько достаточно законченных частей, каждый ученик получает одну часть. Текст копируется в нескольких экземплярах, но ученики об этом не знают. Задание формулируется следующим образом:
Очевидно, что для того, чтобы выполнить эти задания, нужно не только прочитать часть текста и усвоить его содержание, но и договариваться друг с другом. Такое задание носит комплексный характер, т.к. направлено не только на усвоение содержания текста, но и на формирование коммуникативной компетентности, и на формирование умения схематизации учебного материала. Объемный, но очень важный учебный материал изучался, например, таким способом. Тема «Средства художественной выразительности» почему-то очень плохо усваивается учениками, хотя кажется мне достаточно интересной. Я решила, что это происходит потому, что дети получают материал в готовом и уже достаточно сжатом виде, поэтому применять знания на практике очень сложно. Была выбрана такая организация работы. Самостоятельно (дома) по литературе, названной учителем (предварительно пришлось посмотреть все, что есть в школьных библиотеках), ученики читают весь материал. Затем класс делится на группы по 4 человека. Каждая группа заполняет таблицу по разработанной заранее форме об одном из средств выразительности языка. Поскольку все работали дома с разными источниками, получается хорошая, полная запись. Затем части таблицы передаются по кругу, и каждая группа может внести свои дополнения в текст таблицы. Учителю приходится только слегка откорректировать таблицу, затем распечатать ее для каждого ученика. Ученик получает качественный дидактический материал, автором которого является он сам. Полная самостоятельность предоставляется ученикам при подготовке «публичного выступления». В 11 классе после изучения раздела программы «О русском языке, о русской речи» ученикам предлагалось подготовить выступление на конференции, посвященной году русского языка. При этом не определялись ни темы, ни литература. Понятно, что кроме содержания, требовалось еще и умение донести его до слушателей, умение формулировать вопросы и отвечать на них. Учителю надо только чуть-чуть подыграть, создав атмосферу конференции. На мой взгляд, именно предоставление абсолютной свободы в выборе содержания и формы выступления стало причиной живого интереса к проблеме, что привело к настоящим научным дискуссиям. Более того, некоторые ученики впервые открылись с неожиданной для всех стороны. Все это несмотря на то, что основным источником получения информации был Интернет, который так часто ругают филологи.
Формы практической работыДостаточно трудно из разнообразия форм работы и приемов, используемых на уроке выбрать достойные описания. Не потому, что какие-то из них эффективные, а какие-то не очень. Наиболее эффективными оказываются очень простые приемы, которые просты настолько, что, будучи описанными, выглядят едва ли не примитивно («Мысль изреченная есть ложь…»)
Работа с текстами публицистического и художественного стиля. Как уже было сказано раньше, это основная форма работы в профильном классе. Учебник Дейкиной и Пахновой, которым мы пользуемся, представляет собой именно «сборник текстов». Поскольку общеизвестно, что одна из проблем школьного обучения – это отсутствие понимания, ни один текст, с которым работаем в классе, не оставляется без обсуждения темы и идеи. Специфической формой работы с текстом, которая позволяет еще и определить, в чем именно проблема работы с информацией, является выполнение заданий на грамотность чтения. Именно выполнение задач на грамотность чтения позволяет зафиксировать динамику в достижении главной цели изучения русского языка на профильном уровне. Задачи я беру из заданий PISA, разработка таких заданий кажется мне достаточно сложной, да и пока не было такой необходимости. Главное при работе с этими задачами, мне кажется, не лениться анализировать результаты, как того требует методика. Безусловно, очень важной формой работы является создание собственных текстов. Эта форма не требует пояснений. Важно только, чтобы эти задания не были однообразными. Соорганизация действий учителей русского языка четырех школ, входящих в ТКО. Мы просто договорились о том, что нужно объединять усилия всех педагогов. Я вела профильный курс, другие педагоги вели элективные курсы, содержание которых мы определили совместно. Кто-то просто выступал тьютором при подготовке исследовательских работ, подготовке к олимпиадам. Ученики профильного класса могли посещать дополнительные занятия по подготовке к экзаменам в своих школах, если это необходимо. Поэтому результат, который сформулирован ниже, это результат общей работы, в которой я выступила только координатором.Полученные результаты1. Понятные и простые для измерения результаты ЕГЭ:
(Мною проведен детальный анализ выполнения всех заданий ЕГЭ, определены задания, которые вызвали затруднения, внесены коррективы в работу.) 2. Динамика, которая зафиксирована путем решения задач на грамотность чтения (первое полугодие 10 класса – окончание 11 класса):
3. Качественные показатели, которые трудно измерить количественно:
|
Комментарий: мастерская проводится на уроке русского языка в 9 классе. Учащиеся объединяются в 2-3 группы и рассаживаются вокруг... | Проблема состоит в том, что учебный план основной школы предлагает только 2 часа на изучение русского языка в 9-м классе, что не... | ||
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация материала по теме «Причастие» в свете требований... | Разработка открытого урока русского языка в 7 «Б» классе на тему «Частица как часть речи» | ||
Часто использую творческий диктант, который предполагает включение в текст элементов творчества детей. Это не запись готового текста,... | Изучение иностранного языка в целом и английского в частности в основной школе направлено на достижение следующих целей | ||
Практикум «Практический курс русского языка» используется при изучении одноименной дисциплины (12496). Цель изучения дисциплины –... | |||
Учитель русского языка моу болтинская сош рыбинского района Ярославской области Гагарина Виктория Геннадьевна |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |