Изучение русского языка в профильном гуманитарном классе Савинского тко


Скачать 97.82 Kb.
НазваниеИзучение русского языка в профильном гуманитарном классе Савинского тко
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
Изучение русского языка в профильном гуманитарном классе Савинского ТКО

Романова Е.В.,

учитель русского языка

Савинской с.ш.
До начала реализации проекта по введению профильного обучения мне казалось, что имеющегося у меня опыта работы, в том числе в профильной гуманитарной школе, знаний по предмету, опыта методической работы достаточно для ведения профильного курса русского языка. Мне были понятны идеи Концепции профильного обучения, я хорошо понимала, как именно они будут реализовываться в Пермском районе, была знакома с профильным стандартом и учебниками. И все же оказалось, что очень многие вещи, как говорил Сент-Экзюпери, надо «передумывать заново». Это касалось как концептуальных решений о смысле преподавания русского языка на профильном уровне в конкретных условиях, так и мелких вопросов, вроде необходимости домашнего задания, методов и приемов ведения урока, стиля общения и т.д.

Могу точно сказать, что это было трудно, потому что представляло собой эксперимент в чистом виде. Если в том, что касается содержания, еще можно было опереться на какие-то авторитеты, официальные источники, то все, что касается методики, приходилось нащупывать самостоятельно. Какую бы литературу, периодику, Интернет я ни пыталась привлечь, ответа на вопросы не находила.

Представленная на конкурс работа – результат четырех лет эксперимента. За это время я приняла участие в разработке проекта, выпустила один профильный класс, сейчас третий раз веду десятый и второй раз одиннадцатый класс. Это позволяет сделать более обобщенные выводы, чем просто результаты экзаменов профильного класса.

***

Поскольку профильное обучение в сельской школе имеет некоторые специфические особенности, необходимо было решить несколько проблем.

  1. Определить смыслы и цели профильного обучения в условиях Савинского ТКО.

  2. Отобрать методы и приемы, в наибольшей степени отвечающие идеям, заложенным в концепции профильного обучения.

  3. Соорганизовать действия учителей русского языка четырех школ, входящих в ТКО.

Последующая информация показывает, как были решены названные проблемы
Смыслы и цели профильного обучения русскому языку в Савинском ТКО

Гуманитарный класс в Савинском ТКО имеет социально-экономическую специализацию, поэтому русский язык, являясь профильным предметом, все же не является основным. Он носит, скорее, обеспечивающий, «инструментальный» характер. Другими словами, класс был ориентирован не на филологические специальности, а на юридические, экономические и т.п. Это и определило смыслы, цели и в некоторой степени содержание курса русского языка. В сжатом виде их можно сформулировать так:

  1. Систематизация изученного в основной школе, формирование представления о языке как системе, о взаимосвязанности всех его единиц.

  2. Отказ от расширения теоретических сведений. (Из вузовского курса теория не переносится.)

  3. Применение имеющихся теоретических знаний на более высоком уровне сложности.

  4. Очевидно, что целью изучения профильного курса не может быть «подготовка к ЕГЭ», который я рассматриваю исключительно как форму объективного контроля уровня знаний, умений и навыков, а выполнение задания части С можно рассматривать как оценку степени сформированности коммуникативной компетентности.

Это возможно через принципиально отличное от основной школы содержание деятельности, где, как известно, одним из основных ее видов оказывается работа с пропущенными буквами и знаками препинания. Можно сформулировать особенности учебной деятельности на уроках русского языка:

  • Работа организуется на материале аутентичных текстов, а не на специально выбранных словах и предложениях.

  • Основной формой работы становится комплексный анализ текста, а также создание собственного текста.

  • Учащимся предлагаются задания более высокого уровня сложности.

  • Возрастает доля самостоятельной работы


Главная цель: обучение речи, т.е. формирование умения пользоваться всеми богатствами языка. Следовательно, курс носит, прежде всего, прикладной, практикоориентированный, а не теоретический характер.
Методы и приемы, в наибольшей степени отвечающие идеям, заложенным в концепции профильного обучения.

Для меня именно этот вопрос представлял наибольшую сложность, потому что, на мой взгляд, урок в профильной школе должен существенно отличаться от урока в обычной школе. Попытаюсь сформулировать принципы, на основании которых осуществлялся отбор методов и приемов, форм работы.

  • Сокращение фронтальных форм работы

  • Предоставление возможности выбора в различных учебных ситуациях

  • Разнообразие видов творческих работ

  • Создание условий для проявления инициативы


Нет смысла говорить о традиционных формах работы, например, о комплексном анализе текста, несмотря на ту роль, которую он играет в профильном курсе. Поэтому назову лишь те, которые могут представлять интерес.

Формы работы для освоения теоретического материала.

Я сразу отказалась от обычной, к сожалению, ситуации, когда учитель объясняет, рассказывает, а ученики слушают и потом повторяют. Объяснение материала учителем заменялось разными способами, наиболее удачными и эффективными оказались такие:

  • Метод так называемой «сократовской беседы».




  • Самостоятельная работа с текстом учебного содержания, которая организовывалась разными способами.

Например, достаточно большой текст делится на несколько достаточно законченных частей, каждый ученик получает одну часть. Текст копируется в нескольких экземплярах, но ученики об этом не знают. Задание формулируется следующим образом:

  1. Прочитайте свой отрывок текста, а затем найдите все части и восстановите исходный текст.

  2. Определите тему текста.

  3. Сделайте необходимые краткие записи по теме.

Очевидно, что для того, чтобы выполнить эти задания, нужно не только прочитать часть текста и усвоить его содержание, но и договариваться друг с другом. Такое задание носит комплексный характер, т.к. направлено не только на усвоение содержания текста, но и на формирование коммуникативной компетентности, и на формирование умения схематизации учебного материала.

Объемный, но очень важный учебный материал изучался, например, таким способом. Тема «Средства художественной выразительности» почему-то очень плохо усваивается учениками, хотя кажется мне достаточно интересной. Я решила, что это происходит потому, что дети получают материал в готовом и уже достаточно сжатом виде, поэтому применять знания на практике очень сложно. Была выбрана такая организация работы. Самостоятельно (дома) по литературе, названной учителем (предварительно пришлось посмотреть все, что есть в школьных библиотеках), ученики читают весь материал. Затем класс делится на группы по 4 человека. Каждая группа заполняет таблицу по разработанной заранее форме об одном из средств выразительности языка. Поскольку все работали дома с разными источниками, получается хорошая, полная запись. Затем части таблицы передаются по кругу, и каждая группа может внести свои дополнения в текст таблицы. Учителю приходится только слегка откорректировать таблицу, затем распечатать ее для каждого ученика. Ученик получает качественный дидактический материал, автором которого является он сам.

Полная самостоятельность предоставляется ученикам при подготовке «публичного выступления». В 11 классе после изучения раздела программы «О русском языке, о русской речи» ученикам предлагалось подготовить выступление на конференции, посвященной году русского языка. При этом не определялись ни темы, ни литература. Понятно, что кроме содержания, требовалось еще и умение донести его до слушателей, умение формулировать вопросы и отвечать на них. Учителю надо только чуть-чуть подыграть, создав атмосферу конференции. На мой взгляд, именно предоставление абсолютной свободы в выборе содержания и формы выступления стало причиной живого интереса к проблеме, что привело к настоящим научным дискуссиям. Более того, некоторые ученики впервые открылись с неожиданной для всех стороны. Все это несмотря на то, что основным источником получения информации был Интернет, который так часто ругают филологи.

  • Самостоятельное составление опорных конспектов, схем, алгоритмов применения правила. В начале работы с классом приходится констатировать практически полное отсутствие этого умения. За два года оно постепенно формируется: сначала я сама, рассказывая что-то, всегда рисую на доске какие-то схемы, опорные сигналы. Затем ученикам предлагаются «схемы с пробелами», когда нужно определить принцип структурирования и заполнить пустые места в схеме. Постепенно для учеников становится очевидным преимущество такой формы работы, и они пытаются представить в схемах и опорных конспектах теоретический материал, предложенный для самостоятельного чтения. Очень простым приемом проводится оценка работ: все работы раскладываются на большом столе. Ученик должен положить жетон (ручку) на лучшую работу, кроме своей. Еще не было ни разу, чтобы лучшая работа была определена неправильно. Так формируется представление о том, какой должна быть структурированная запись. По опыту работы знаю, что некоторые ученики научаются составлять не просто конспект, а именно опорный конспект, слушая лекцию.

  • Задания на формирование коммуникативной компетентности. Просто называю, не имея возможности комментировать:

    • Использую любую возможность присутствия в классе посторонних взрослых для того, чтобы ученики им объяснили какой-то материал. Проверяется по степени понимания у тех, кому это объяснялось.

    • «Объясни, что такое ….. своему младшему брату или сестре».

    • «Сформулируй вопрос по изучаемой теме учителю английского языка» и т.п.

Формы практической работы


Достаточно трудно из разнообразия форм работы и приемов, используемых на уроке выбрать достойные описания. Не потому, что какие-то из них эффективные, а какие-то не очень. Наиболее эффективными оказываются очень простые приемы, которые просты настолько, что, будучи описанными, выглядят едва ли не примитивно («Мысль изреченная есть ложь…»)

  • Таким приемом является, например, изготовление учениками «тренажеров» прямо на уроке. «Тренажеры» представляют собой маленькие карточки, определенным образом свернутые. На наружной стороне пишется материал для тренировки, а внутри – правильный ответ. Каждый готовит за несколько минут, в зависимости от задания, одну или несколько таких карточек. В случае необходимости можно проконсультироваться у учителя, можно пользоваться словарями. Затем все карточки выкладываются на столе. У вас получается столько карточек, сколько учеников в классе! Такой простой прием заставляет учеников несколько раз обращаться к изучаемому материалу: при подготовке задания, при его выполнении, при этом он еще может обнаружить ошибки или неточности в задании одноклассника, т.е. выступает в роли эксперта.

  • Традиционная работа у доски тоже претерпевает некоторые изменения. Доска обычно делится на 6 частей. На каждой части пишется короткое задание; первое время это делает учитель, а потом ученики сами достаточно легко по любой теме придумывают задания подобного характера. Главное – добиться того, чтобы «поход к доске» не был тяжелой повинностью, а рассматривался как возможность проверить себя. Мне кажется, здесь важнее всего добиться, чтобы во время выполнения практических заданий на доске ребята не боялись ошибаться. Для этого достаточно несколько раз искренне поблагодарить за ошибку. Это, действительно, важно, т.к. позволяет еще раз объяснить то, что вызывает у учеников затруднения. Очень простой прием, когда нужно записать на доске примеры, иллюстрирующие какое-то теоретическое положение. Например, на доске записываются типы словосочетаний, а ученики должны записать по одному примеру. Потом весь список коллективно проверяется.

  • Через два года работы я пришла к тому, что неэффективно задавать домашнее задание после каждого урока. Теперь я делаю это в начале изучения раздела и состоит оно из нескольких частей: выполнение упражнений учебника, орфографический минимум, пунктуационный практикум, творческая работа. Есть еще задания повышенного уровня сложности, которые называются «Задания для дерзающих». Для выполнения некоторых видов заданий использую электронную почту. Детям объясняю, что это необходимо, потому что мы встречаемся лишь 2 раза в неделю. С одной стороны, это так и есть, с другой стороны, возникает дополнительный мотив выполнить – интересно переписываться с учителем по Email!

Работа с текстами публицистического и художественного стиля. Как уже было сказано раньше, это основная форма работы в профильном классе. Учебник Дейкиной и Пахновой, которым мы пользуемся, представляет собой именно «сборник текстов». Поскольку общеизвестно, что одна из проблем школьного обучения – это отсутствие понимания, ни один текст, с которым работаем в классе, не оставляется без обсуждения темы и идеи. Специфической формой работы с текстом, которая позволяет еще и определить, в чем именно проблема работы с информацией, является выполнение заданий на грамотность чтения. Именно выполнение задач на грамотность чтения позволяет зафиксировать динамику в достижении главной цели изучения русского языка на профильном уровне. Задачи я беру из заданий PISA, разработка таких заданий кажется мне достаточно сложной, да и пока не было такой необходимости. Главное при работе с этими задачами, мне кажется, не лениться анализировать результаты, как того требует методика.

Безусловно, очень важной формой работы является создание собственных текстов. Эта форма не требует пояснений. Важно только, чтобы эти задания не были однообразными.
Соорганизация действий учителей русского языка четырех школ, входящих в ТКО.

Мы просто договорились о том, что нужно объединять усилия всех педагогов. Я вела профильный курс, другие педагоги вели элективные курсы, содержание которых мы определили совместно. Кто-то просто выступал тьютором при подготовке исследовательских работ, подготовке к олимпиадам. Ученики профильного класса могли посещать дополнительные занятия по подготовке к экзаменам в своих школах, если это необходимо. Поэтому результат, который сформулирован ниже, это результат общей работы, в которой я выступила только координатором.

Полученные результаты


1. Понятные и простые для измерения результаты ЕГЭ:

    • Средний балл – 60, это выше, чем средний балл в любой из школ Пермского района и выше среднерайонного (48,6 б.)

    • На 4и5 – 86% (3 человека получили оценку «3»), средний по району – 50,3%

    • С частью С справились все ученики в части создания текста и анализа исходного текста.

(Мною проведен детальный анализ выполнения всех заданий ЕГЭ, определены задания, которые вызвали затруднения, внесены коррективы в работу.)

2. Динамика, которая зафиксирована путем решения задач на грамотность чтения (первое полугодие 10 класса – окончание 11 класса):

    • понимание общего содержания текста (90% - 100%)

    • поиск, выявление, сопоставление информации (86% - 95%)

    • аргументация собственной точки зрения (26% - 68%)

    • интерпретация текста (54% - 90%)

    • критическая оценка информации (60% - 95%)

3. Качественные показатели, которые трудно измерить количественно:

    • ученики становятся более свободными, общительными;

    • умеют формулировать вопросы и задают их учителю, друг другу;

    • могут объяснить теоретический материал друг другу, любому человеку, присутствующему в классе;

    • перестают работать «за оценку», стремятся к усвоению материала;

    • осознанно и творчески выполняют самостоятельные задания.

Похожие:

Изучение русского языка в профильном гуманитарном классе Савинского тко iconРайонная научно-практическая конференция учителей русского языка...
Комментарий: мастерская проводится на уроке русского языка в 9 классе. Учащиеся объединяются в 2-3 группы и рассаживаются вокруг...

Изучение русского языка в профильном гуманитарном классе Савинского тко iconУтверждена
Проблема состоит в том, что учебный план основной школы предлагает только 2 часа на изучение русского языка в 9-м классе, что не...

Изучение русского языка в профильном гуманитарном классе Савинского тко iconУрока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация...
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация материала по теме «Причастие» в свете требований...

Изучение русского языка в профильном гуманитарном классе Савинского тко iconУрока русского языка в 7 «Б» классе на тему «Частица как часть речи»
Разработка открытого урока русского языка в 7 «Б» классе на тему «Частица как часть речи»

Изучение русского языка в профильном гуманитарном классе Савинского тко iconМетодическое сопровождение формирования творческих умений обучающихся...
Часто использую творческий диктант, который предполагает включение в текст элементов творчества детей. Это не запись готового текста,...

Изучение русского языка в профильном гуманитарном классе Савинского тко iconРабочая программа по английскому языку в 8 классе подготовила учитель английского языка
Изучение иностранного языка в целом и английского в частности в основной школе направлено на достижение следующих целей

Изучение русского языка в профильном гуманитарном классе Савинского тко iconПредисловие Практикум «Практический курс русского языка»
Практикум «Практический курс русского языка» используется при изучении одноименной дисциплины (12496). Цель изучения дисциплины –...

Изучение русского языка в профильном гуманитарном классе Савинского тко iconСтили и жанры текстовых произведений. Стилеобразующие речевые средства...

Изучение русского языка в профильном гуманитарном классе Савинского тко iconСтили и жанры текстовых произведений. Стилеобразующие речевые средства...

Изучение русского языка в профильном гуманитарном классе Савинского тко iconКонспект урока русского языка по теме «Заявление вид деловой бумаги»
Учитель русского языка моу болтинская сош рыбинского района Ярославской области Гагарина Виктория Геннадьевна

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск