Скачать 99.59 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кузьмичёвская средняя общеобразовательная школа» Городищенского района Волгоградской области Разработка открытого урока русского языка в 7 «Б» классе на тему «Частица как часть речи» Составитель: учитель русского языка и литературы Колобродова Лариса Игоревна п. Кузьмичи 2014 г. Тема: Частица как часть речи Тип урока: урок изучения нового материала Программа: Под ред. В.В. Бабайцевой Место в программе: Раздел «Частица» (1-й урок) Планируемые результаты обучения: Предметные:
Метапредметные:
Ход урока
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
- Посмотрите на экран. Перед вами несколько слов. Определите, какими частями речи они являются. Распределите в таблицу (Приложение 1). Неизвестное слово «пусть» - не похоже по признакам ни на одну из представленных частей речи. А как вы рассуждали? На что обращали внимание? (Вопрос, суффиксы, возможность изменяться). Это частица. Новая ли это для вас часть речи?
- Как вы думаете, самостоятельная она или служебная? Догадались. А на что именно мы обращаем внимание, когда изучаем часть речи? (Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль). Молодцы!
- Как же мы назовем сегодняшний урок? Запишем в конспект. (Частица как часть речи).
1) Парная работа с полуслепой таблицей (Приложение 2). (3 мин) - Ребята, сейчас нам с вами необходимо собрать как можно больше информации о неизвестной «Частице». Попробуем справиться? Перед вами 5 пар предложений. По какому-то признаку их сгруппировали? Что отличает предложения первой колонки от предложений другой? Как бы можно было назвать остальные три группы значений?
2) Обсуждение (2 мин) 3) Запись в конспект грамматического значения (Частицы – это служебные слова, которые придают различные дополнительные оттенки словам и предложениям) (2 мин). 4) Эксперимент «Определение морфологических признаков» (1 мин). - Попробуем изменить частицу по родам, числам и т.п. Не выходит. Это значит, что… - Запишем морфологические признаки: неизменяемость. Виды: модальные (смыслообразующие). Отметим, что они бывают (переписывают разновидности значений). (2 мин). 5) Обобщение (схемы на экране). 6) Анализ языковых единиц (1 мин) - Сравните следующую группу предложений. (Приложение 3).
- Итак, предложения похожи, но отличаются по смыслу, который меняет грамматическая форма: условное наклонение, повелительное наклонение глагола, сравнительная степень прилагательного. - Допишем грамматическое значение. (…или служат для образования форм слов). Допишем также второй вид частиц – формообразующие. (1 мин) 8) Определение синтаксической роли (по аналогии с ранее изученными служебными частями речи) (1 мин). 9) Запись синтаксической роли в тетрадь (Частицы не являются членами предложения, но могут входить в их состав). (1 мин) 10) Физминутка (поднимают руки, когда слышат частицу). (1 мин) - Не, небо, жечь, лишь, дать, даже.
Разве ты не любишь весну? (Модальная, вопросительная) Пусть возвращаются птицы! (Формообразующая, повелительное наклонение, часть сказуемого) Как Днепр широк! Как даль ясна! (Модальная, восклицательная)
- Продолжите предложения.
VII. Задание на дом (2 мин)
ИЛИ
Приложение 1 Задание: Самостоятельно распределите слова в колонки
Слова для расстановки: Капель, тает, пусть, сияющий, в течение. Приложение 2 Сравните предложения. Найдите изучаемую часть речи. Попробуйте заполнить пустые места в таблице.
Приложение 3 Сравните. Что отличает предложения одной колонки от другой?
Приложение 4 Памятка
Карточка 1 Карточка 3 Пусть сильнее грянет буря! Будь же, князь, ты комаром! Карточка 2 Карточка 4 Разве можно не радоваться весне? Что за прелесть эти сказки! Карточка-проверка Карточка 1 Форм., повел. накл. Пусть сильнее грянет буря! Карточка 2 Мод., вопрос. Разве можно не радоваться весне? Карточка 3 Мод., усил. Будь же, князь, ты комаром! Карточка 4 Мод., восклиц. Что за прелесть эти сказки! Критерии оценки: «5» - 0 ошибок «3» - 3 ошибки «4» - 1-2 ошибки «2» - 4 и более Задание: Самостоятельно распределите слова в колонки
Слова для расстановки: Капель, тает, пусть, сияющий, в течение. Задание: Самостоятельно распределите слова в колонки
Слова для расстановки: Капель, тает, пусть, сияющий, в течение. Задание: Самостоятельно распределите слова в колонки
Слова для расстановки: Капель, тает, пусть, сияющий, в течение. Задание: Самостоятельно распределите слова в колонки
Слова для расстановки: Капель, тает, пусть, сияющий, в течение. |
Цели урока: раскрыть значение письма как средства общения людей на расстоянии; познакомить учащихся с жанром письма | Сент-Экзюпери, надо «передумывать заново». Это касалось как концептуальных решений о смысле преподавания русского языка на профильном... | ||
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация материала по теме «Причастие» в свете требований... | Комментарий: мастерская проводится на уроке русского языка в 9 классе. Учащиеся объединяются в 2-3 группы и рассаживаются вокруг... | ||
Материал подготовлен учителем русского языка и литературы мбоу «Ленино-Кокушкинская сош» Мардановой Л. М | Учитель русского языка моу болтинская сош рыбинского района Ярославской области Гагарина Виктория Геннадьевна | ||
Составитель: Юсупова Мария Николаевна, учитель русского языка и литературы мбоу гимназии №2 г. Чехова Московской области | Вариативность интонационного оформления эмоции удивление в речи носителей современного русского языка | ||
Темы, рассмотренные на курсе, с одной стороны примыкают к основному курсу, с другой позволяют глубже познакомить учащихся с официально-... | Одобрено на заседании кафедры русского языка и культуры речи, протокол №2 от 13. 09. 2011 г |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |