Скачать 262.68 Kb.
|
С А М О С Т О Я Т Е Л Ь Н А Я Р А Б О Т А № 1 по дисциплине «Язык и стиль официально-деловых документов» Стили и жанры текстовых произведений. Стилеобразующие речевые средства русского языка. Стилистически нормы современного русского языка Внимание! Для выполнения заданий необходимо ознакомиться с теоретическим материалом по данной теме. Используйте лекции и рекомендованные Вам учебные пособия, а также справочную литературу (например, лингвистические словари, словарь терминов по стилистике русского языка).Выполнил: _____________________________, гр. №_____ Задание 1. Прочитайте тексты, проанализируйте его содержательную направленность, особенность использованных речевых средств и на этом основании определите функционально-стилистическую принадлежность текста и тип монологической речи (повествование, рассуждение, описание). Укажите стиль, подстиль, жанр, тип монологической речи каждого текста.
Стиль___________________,подстиль____________________,жанр _____________ тип речи __________
Стиль___________________, подстиль ____________________, жанр _________________ , тип речи __________ 3) Заявку на участие в «Неделе русского языка» с указанием темы сообщения, а также тезисы и материалы Ваших докладов и сообщений просим Вас направлять в электронном виде на адреса: LT-2000@yandex.ru или fpk@pushkin.edu.ru. Рабочий язык всех мероприятий Недели - русский. Стиль___________________, подстиль ____________________, жанр _________________ тип речи __________ 4) Книга доктора филологических наук профессора В.В.Колесова посвящена осмыслению русского слова в национальной философской и духовной традиции. История словесного знака представлена автором как живое творчество языка. Написанная с привлечением обширного исторического и современного материала, книга будет интересна языковедам, историкам, философам, а также всем, кто любит русский язык. Стиль___________________, подстиль ____________________, жанр _________________, тип речи __________ 5) Ораторское искусство (или риторика, или красноречие) – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Причина зарождения и развития ораторского искусства – необходимость публичного обсуждения вопросов большой общественной значимости. Оно активно использовалось и используется в демократических условиях решения тех или иных проблем. Первый этап развития связан с древнегреческим обществом. Ораторское искусство имеет сложный характер. В нем соединяются явления, относящиеся как к философии, логике, психологии, этике, эстетике, так и к искусству слова (в том числе – к культуре речи). Для успеха публичного выступления важно, чтобы оратор (или ритор) умел владеть вниманием аудитории, был широко и глубоко осведомлен в избранной для выступления теме, логично, ярко и наглядно представлял перед слушателями обсуждаемые проблемы, обладал артистизмом, четко и достаточно громко говорил, владел законами аргументации (т.е. системой доводов), умел доказать свою правоту и т.п.Стиль___________________, подстиль ____________________, жанр _________________тип речи __________. 6) Мы плыли довольно медленно. Старик с трудом выдёргивал из вязкой тины свой длинный шест, весь перепутанный зелёными нитями подводных трав; сплошные круглые листья болотных лилий тоже мешали ходу нашей лодки. Наконец мы добрались до тростников, и пошла потеха. Утки шумно поднимались, «срывались» с пруда, испуганные нашим неожиданным появлением в их владениях, выстрелы дружно раздавались вслед за ними, и весело было видеть, как эти кургузые птицы кувыркались на воздухе, тяжко шлёпались об воду. Стиль___________________, подстиль ____________________, жанр _________________ тип речи __________ 7) Благодарю тебя, мой ангел, за добрую весть о зубке Машином. Теперь надеюсь, что и остальные прорежутся безопасно. Теперь за Сашкою дело. Что ты путаешь, говоря: о себе не пишу, потому что неинтересно. Лучше бы о себе написала, чем о S., о которой забираешь в голову всякий вздор – на смех всем честным людям и полиции, которая читает наши письма. Ты спрашиваешь, что я делаю. Ничего путного, мой ангел. Однако дома сижу до 4 часов и работаю. В свете не бываю; от фрака отвык; в клобе провожу вечера. Книги из Парижа приехали, и моя библиотека растет и теснится. К нам в ПБ приехал Ventriloque, который смешил меня до слез; мне, право, жаль, что ты его не услышишь. Стиль___________________, подстиль ____________________, жанр _________________ тип речи __________ 8) Впервые я увидел Д.С.Лихачёва «в деле», когда шло обсуждение проекта реконструкции Невского проспекта. Было это в 60-е годы. Созрело очередное покушение на красоту Невского, очередная группа реформаторов взялась переделать проспект, осовременить его, улучшить и, разумеется, «коренным образом» перестроить, заменить здания, «не имеющие большой ценности», новыми и т.д. Широковещательный проект имел солидных сторонников, желающих чем-то «выдающимся» ознаменовать своё пребывание у кормила. Стиль___________________, подстиль ____________________, жанр _________________ тип речи __________ 9) Пыль! Эта странная субстанция, летящая вам в лицо. Она заслуживает внимания, она не должна скрываться за слово «пыль». Просто ли это грязь, не находящая себе места, но составляющая самоё существо этой части света? Или она – Земля, пытающаяся подняться в воздух, оторваться от самой себя, как мысль от тела, как тело, уступающее себя жаре. Стиль___________________, подстиль ____________________, жанр _________________ тип речи __________ Задание 2. Определите и отметьте, что из перечисленного ниже относится к жанру академического красноречия : а) лекция вузовская, школьная, б) приветственное слово, в) научный доклад, г) научный обзор, д) научное сообщение, е) научно-популярная лекция, ж) агитаторское выступление _________________________________________ Задание 3. Напишите, какому стилю русского литературного языка свойственны следующие характерные признаки: Тесная связь с невербальными средствами общения, неполнота выражения (эллипсис), нередко наличие речевой экспрессии, эмоциональности и сниженной лексики, высокая частотность употребления частиц, функционирование в неофициальной ситуации общения. _________________________________________ Задание 4. В текстах, какой стилистической принадлежности обычно употребляются слова:
Задание 5. В следующих предложениях найдите и подчеркните стилистически маркированные слова, употребление которых здесь создаёт языковую экспрессию. Дайте краткую лингвостилистическую характеристику подчёркнутым единицам. 1. Я понимал: чтобы поступить в МГИМО, надо иметь либо крутой блат, либо знания. ____________________________________________________________________________ 2. Недавно в столице открылась Академия боди-арта. ______________________________ ____________________________________________________________________________ 3.Всё меняется, иногда весьма неожиданно. Недавно ещё известный каждому россиянину концерн-гигант сколлапсировал за два последних года столь стремительно и безвозвратно, что сегодня занимает всего лишь грязноватое двухэтажное здание в глубине квартала на Остоженке._______________________________________________ 4.Существует высокооплачиваемая профессия, суть которой заключается в том, чтобы сопровождать состоятельную даму, совершаюшую шоппинг, и помогать ей советами. ___________________________________________________________________________ 5.Держи себя в руках и отвечай за поступки. Никто здесь с тобой цацкаться не будет._______________________________________________________________________ Задание 6. Исправьте предложения, взятые из текстов СМИ, устранив стилистические недочеты и чрезмерные журналистские вольности. Ошибочные элементы подчеркните. Напишите в отредактированном виде только подчёркнутую Вами часть текста.: 1.Перестрелка в спальном районе, случившаяся средь бела дня, по сообщению следователей, явилась очередной разборкой между бандитскими кланами. _________________________________________________________________________ 2.Эта больница проводит комплекс медицинских услуг по диагностике и лечению различных заболеваний____________________________________________________ _________________________________________________________________________ 3.Информацию о запросе на арест депутата слили в прессу накануне открытия осенней сессии Парламента. ________________________________________________ _________________________________________________________________________ 4.По большому счёту, певец должен брать за душу прежде всего пением. У нас на такое способны немногие – Алла Пугачёва разве что или Иосиф Кобзон. Они могут часами вещать (в смысле петь) просто с деревянного помоста, и люди не разойдутся._________________________________________________ _____________ ________________________________________________________________________ 5.Одна из самых распространённых сегодня фишек у молодёжи – это хакерство._________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 7. Внесите ясность в текст, заменив неоправданно использованные профессионализмы общеупотребительной лексикой. Подчеркните профессионализмы: 1.Темой передовицы в субботнем номере газеты стала борьба с коррупцией. __________________________________________________ 2.Освоение неудобий – одна из предусмотренных планом мер.___________________ _________________________________________________________________________ 3.Крышевание бизнесменов – это распространённый, но нелегальный вид деятельности предприимчивых структур. _____________________________________ 4.Вырезанные из дерева изделия – это бельё. Так вот, бельё хохломские мастера перед раскраской особым образом грунтуют.__________________________________ 5.Чтобы не стать жертвой щипача, перед выходом из дома положите крупные деньги во внутренний карман – так советуют оперативники. ___________________________ _________________________________________________________________________ (Из газет). Задание 8. В приведенном фрагменте из художественного текста найдите и подчеркните фразеологические обороты официально-делового и научного характера. Какую стилистическую функцию они выполняют? Очень трудно покорить сердце женщины. А ведь чего только не делаешь для выполнения этой программы! И ничто не помогает. Честное слово, каторжный труд при звездах и при луне... Из Москвы в Одессу приехал отдыхать молодой доктор. Он внезапно заметил, что мир красив и что население тоже красиво, особенно его женская половина. И он почувствовал, что если сейчас же не примет решительных мер, то уже никогда в жизни не будет счастлив... Через несколько дней молодой медик гулял с девушкой по сильно пересеченной местности на берегу моря. Он изо всех сил старался понравиться. Он предложил ей руку, комнату в Москве, сердце, отдельную кухню и паровое отопление. Девушка подумала и согласилась. (По И.Ильфу и Е.Петрову). ____________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Задание 9. Определите функционально-стилистическую и жанровую принадлежность текста. Обоснуйте свою точку зрения письменно, приведя 2-3 доказательства. В качестве доказательства используйте не только отдельные речевые средства из текста, но общие характеристики (тема, проблематика, направленность и т.п.): ... Лет десять назад я - наконец-то! - решил съездить в святое место - Ясную Поляну и был потрясен равнодушием и праздностью толпы, жидким потоком плавающей по аллеям, дорогам и тропинкам усадьбы. Посетители чего-то жевали, фотографировались на память, хохотали, припоминали какие-то сплетни о Толстом, а главным образом - о жене его и детях. Какая-то простодушная пожилая женщина высказалась насчет могилы Толстого: "Такой, говорят, большой человек был, а могила сиротская, без креста. Денег, что ли, жалко?" Какой-то седовласый гражданин с лицом закаленного кухонного бойца кричал в кафе у входа в усадьбу: "Почему это водка есть, а коньяку нету? Я хочу благородного человека помянуть благородным напитком!..." Так бы я, наверное, и уехал домой с тяжестью и растерянностью в душе, если б не посоветовали мне наведаться сюда в выходной для музея день. ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Задание 10. В данных фрагментах найдите средства художественной выразительности, подчеркните их и рядом укажите вид стилистических фигур и тропов. 1)Суровою зимой я более доволен. Люблю её снега; в присутствии луны Как лёгкий бег саней с подругой быстр и волен, Когда под соболем, согрета и свежа, Она вам руку жмёт, пылая и дрожа! (А.Пушкин) ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
(Д.Григорович) ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 3) …Я раньше начал, кончу ране, Мой ум немного совершит; В душе моей, как в океане, Надежд разбитых груз лежит. Кто может, океан угрюмый, Твои изведать тайны? Кто Толпе мои расскажет думы? Я – или Бог – или никто! (М.Лермонтов) ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 4) Наше просвещение находится на степени наших прадедов, которым насильно надобно было брить бороды: всякое действие на просвещение может только и единственно сходить сверху от правительства… Отнимите это солнце, и завянут парниковые цветы нашей словесности. (Князь В. Одоевский) ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 5) Вдали от солнца и природы, Вдали от света и искусства, Вдали от жизни и любви Мелькнут твои младые годы … (Ф. Тютчев) ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 6)… Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё – простор везде, - Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде… (Ф. Тютчев) _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 7) Ангел, дней моих хранитель, С лампой в комнате сидел, Он хранил мою обитель, Где лежал я и болел. (Н.Заболоцкий) ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 8) Расступились на площади зданья, Листья клёна целуют звезду. Нынче ночью – большое гулянье, И веселье, и праздник в саду. (Н.Заболоцкий) ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 9)В дождь Париж расцветает, Точно серая роза… Шелестит, опьяняет Влажной лаской наркоза. (М. Волошин) _____________________________________________________________________ ______________________________________________________________ _______ Задание 11. Во фрагментах из приведённых ниже официальных писем найдите и подчеркните а) прямой чертой элементы, характерные для официально-делового стиля (ОДС); б) волнистой линией те слова и словосочетания, которые являются здесь иностилевыми (то есть чуждыми ОДС) и которые требуют редакторской правки. Учитывайте жанровые особенности текстов. 1) Согласно распоряжению главка № 143/564 от 07.11.2005 года, до 01 января 2009 года признаются действительными паспорта граждан СССР образца 1974 года, удостоверяюшие личность:
Дом Российской культуры и науки в Финляндии Фонда развития образования, культуры и туризма «Инициатива» с искренним удовольствием приглашает Вас принять участие в мероприятиях «Недели русского языка»! Заявку на участие в «Неделе русского языка» с указанием темы сообщения, а также тезисы и материалы Ваших докладов и сообщений просим Вас направлять в электронном виде в адреса: LT-2000@yandex.ru или fpk@pushkin.edu.ru Рабочий язык всех мероприятий Недели - русский. Гостям Недели, принявшим участие в научно-методических мероприятиях, будет непременно выдано Cвидетельство участника выездного семинара повышения квалификации Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина. Задание 12. В соответствии с традиционной формой и принятыми правилами, составьте текст резюме реального или воображаемого претендента на должность психолога- консультанта в крупной частной компании. Предварительно ознакомьтесь с образцами типового резюме. ____________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ |
Цель настоящей работы заключается в рассмотрении особенностей разговорного стиля современного русского языка | |||
Вариативность интонационного оформления эмоции удивление в речи носителей современного русского языка | Комментарий: мастерская проводится на уроке русского языка в 9 классе. Учащиеся объединяются в 2-3 группы и рассаживаются вокруг... | ||
Практикум «Практический курс русского языка» используется при изучении одноименной дисциплины (12496). Цель изучения дисциплины –... | Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где учащиеся должны продемонстрировать... | ||
Задание Прочитайте слова, обращая внимание на подвижность ударения в некоторых грамматических формах | Задание Прочитайте слова, обращая внимание на подвижность ударения в некоторых грамматических формах | ||
Учитель русского языка моу болтинская сош рыбинского района Ярославской области Гагарина Виктория Геннадьевна | ... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |