Досрочное пенсионное обеспечение педагогических работников


НазваниеДосрочное пенсионное обеспечение педагогических работников
страница1/18
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18







Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации

(Государственное учреждение)

по Республике Бурятия
Отдел оценки пенсионных прав застрахованных лиц

ДОСРОЧНОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
(информационно-методический сборник)





г. Улан-Удэ

2007

Предисловие


С 1 января 2002 года трудовые пенсии назначаются в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 17.12.2002 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В новом пенсионном законодательстве сохранено право на досрочное пенсионное обеспечение лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в образовательных учреждениях для детей.

В правоотношениях по пенсионному обеспечению участвуют несколько сторон: органы государственной власти, органы ПФР, страхователи (предприятия, организации, индивидуальные предприниматели и т.д.) и застрахованные лица.

Каждая из сторон этих правоотношений имеет свои определенные обязанности.

Органы государственной власти принимают законодательные и нормативные акты в области пенсионного обеспечения.

Органы ПФР исполняют акты, регулирующие назначение трудовых пенсий, в том числе досрочных, перерасчет и выплату пенсий.

Страхователи должны своевременно и в полном объеме уплачивать в ПФР страховые взносы, представлять Индивидуальные сведения, и другие документы, необходимые для назначения пенсий.

Застрахованные лица также имеют свои обязанности (например, сообщать органам ПФР о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии).

От того, насколько добросовестно каждый из участников выполняет свои обязательства, зависит своевременное и правильное назначение пенсии.

В настоящем издании представлены официальные документы и практические материалы, необходимые для определения права на досрочное пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью, а также комментарий и ответы на отдельные вопросы по применению пенсионного законодательства специалистов отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц Отделения ПФР по РБ.

Надеемся, что данный сборник будет полезен для специалистов кадровых служб предприятий, организаций и учреждений, для специалистов территориальных органов ПФР и позволит избежать многих проблем при определении права на досрочную трудовую пенсию педагогических работников образовательных учреждений.
Управляющий

Отделением ПФР по РБ

Е.К. Ханхалаев.

Досрочное пенсионное обеспечение педагогических работников.
Педагогическим работникам досрочная трудовая пенсия по старости независимо от возраста назначается в соответствии с пп.10, п.1, ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Однако положение о зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов деятельности только в учреждениях, являющихся государственными или муниципальными, Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 № 11-П признано не соответствующим Конституции РФ и, соответственно, утратило силу.

Поэтому в настоящее время периоды работы в образовательных учреждениях засчитываются в соответствующий стаж профессиональной деятельности независимо от формы собственности учреждения.

Законодательством предусмотрены следующие условия предоставления досрочного пенсионного обеспечения:

- продолжительность педагогической деятельности не менее 25 лет (независимо от пола);

- право на пенсию независимо от возраста;

- педагогическая деятельность в образовательных учреждениях учреждения для детей;

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается пенсия, а также Правила исчисления периодов работы утверждаются Правительством Российской Федерации (п.3. ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

29.10.2002г. Правительством Российской Федерации было принято постановление № 781, которым были утверждены:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Список);

- Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила).

Необходимо отметить, что Список и Правила разработаны при участии заинтересованных министерств и ведомств, на основе ранее действовавших документов.

При определении права на досрочное пенсионное обеспечение педагогических работников органы ПФР исходят из соответствия наименований должностей и учреждений, в которых осуществлялась работа, наименованиям, предусмотренным Списком, а также из соблюдения условий работы, установленных Правилами.

Список содержит два раздела «Наименование должностей» и «Наименование учреждений» и подготовлен с учетом ранее действовавших и действующих в настоящее время нормативно-правовых актов.

Список содержит исчерпывающий перечень наименований должностей и наименований образовательных учреждений, предусмотренных Типовыми положениями, утвержденными постановлениями Правительства РФ.

Все учреждения, предусмотренные Списком, являются образовательными учреждениями для детей.

Наименования учреждений сгруппированы по типам в соответствующие пункты. Каждый из пунктов, в свою очередь, содержит перечень видовых наименований учреждений, соответствующих этому типу.

Например:

п. 1.8. раздела «Наименование учреждений» Списка – дошкольные образовательные учреждения – содержит наименования учреждений, имевших место в ранее действовавших нормативно-правовых актах, такие как ясли-сад (сад-ясли), детские ясли, и видовые наименования учреждений, предусмотренные Типовым положением о дошкольных образовательных учреждениях, – детские сады всех наименований, центр развития ребенка – детский сад.

Другой раздел Списка «Наименование должностей» содержит наименование должностей, которые были предусмотрены в образовательных учреждениях ранее (медсестра ясельной группы, педагог и т.д.), и должности, которые предусмотрены в настоящее время, такие как, например, заместитель директора по воспитательной работе.

Правилами определен порядок исчисления стажа.

В соответствии с Правилами в стаж засчитывается работа в учреждениях и в должностях, указанных в Списке. Формулировка «работа в должностях» предполагает работу в штатных должностях.

Работа в штатной должности, предусмотренной штатным расписанием, оформляется соответствующим приказом работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора.

Работа по совместительству, в отличие от совмещения работ, является работой в штатной должности и подлежит зачету в стаж.

Исчисление выслуги лет в некоторых должностях и учреждениях имеет свои особенности.

Так, некоторые периоды работы засчитываются в стаж в зависимости или независимо от объема педагогической нагрузки, от времени, когда выполнялась работа, от наименования должности или учреждения, в которых выполнялась работа. Например, периоды работы до 01.09.2000г. в должностях, указанных в Списке, засчитываются в стаж независимо, а после 01.09.2000г. – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

При определении продолжительности рабочего времени для разных категорий педагогических работников (нормы рабочего времени, педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад)) и объема преподавательской работы используется Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 N 191.

Работа в должностях, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, с различной педагогической или учебной нагрузкой в разных учреждениях подлежит зачету в стаж на соответствующих видах работ, если в результате суммирования общий объем фактически выполняемой нагрузки по этим должностям равен полной ставке.

Например:

Работа осуществлялась в «школе» в должности учителя на полставки и по совместительству на полставки в должности воспитателя в «детском саду». В результате суммирования работа осуществляется на полную ставку. Следовательно, периоды указанной педагогической деятельности дают право на досрочную трудовую пенсию.

Независимо от выполнения нормы педагогической нагрузки засчитывается в стаж работа в качестве «учителей начальных классов» общеобразовательных учреждений, указанных в п.1.1.раздела «Наименование учреждений» Списка, «учителей» общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ), расположенных в сельской местности.

При определении вида поселения (городское или сельское), на территории которого расположены образовательные учреждения, следует руководствоваться Законом Республики Бурятия от 02.04.1996г. № 279-I «Об административно-территориальном устройстве Республики Бурятия», в соответствии с которым сельским поселением (населенным пунктом) являются село, улус, а также поселок, иные населенные пункты, не отнесенные в установленном порядке к категории городских поселений.

Одно или несколько сельских поселений входят в границы одного сельсовета или сомона. Административно-территориальное деление Республики Бурятия представлено в томе 3 «Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления ОК 019-95 (ОКАТО)», утвержденного постановлением Госкомстата Российской Федерации от 31.07.1995г. № 413.

Необходимо обратить внимание на то, что не предъявляются требования о выполнении педагогической нагрузки в образовательном учреждении, расположенном в сельской местности, только в тех случаях, когда работа выполнялась в должности именно «учителя» и в учреждении с наименованием «школа». Работа в сельской местности в других должностях, например «воспитатель» или «преподаватель», либо в учреждении с другим наименованием, например в «лицее» или «гимназии», без выполнения педагогической нагрузки зачету в стаж не подлежит.

Для зачета в стаж работы «музыкальным руководителем» необходимо подтверждение выполнения педагогической нагрузки за все периоды работы, т.е. независимо от времени ее выполнения.

Работа в отдельных должностях, например «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми», «родитель-воспитатель» и др., засчитывается в стаж только до 01.11.1999г., а работа в должностях «педагог», «педагог-воспитатель», «медсестра-воспитатель» – только до 01.01.1992г.

Имеются свои особенности в исчислении стажа педагогическим работникам учреждений дополнительного образования детей (п.12). Им периоды работы в этих учреждениях, начиная с января 2001 года, засчитываются в стаж при соблюдении одновременно двух условий:

- наличие на 1 января 2001г. стажа работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

- наличие факта работы в период с 1 ноября 1999г. по 31 декабря 2000г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка. При этом продолжительность работы в этот период не имеет значения, т.е. достаточно даже одного дня.

Как было уже сказано, Список содержит наименования учреждений. В соответствии с Законом РФ от 10.07.92г. № 3266-1 (ст.12) все образовательные учреждения являются юридическими лицами. Следовательно, учреждения, предусмотренные в Списке, это самостоятельные учреждения. Поэтому при исчислении стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение педагогическим работникам, органы ПФР уточняют правовой статус учреждения за периоды после 31.07.1992г. (даты вступления в силу Закона РФ «Об образовании») и засчитывают в стаж периоды работы в учреждениях, статус юридического лица которых подтвержден документально.

Вместе с тем Правилами предусмотрен зачет в стаж периодов работы в структурных подразделениях организаций, которые сами могут и не являться образовательными учреждениями. Перечень этих структурных подразделений приведен в п. 13 Правил. Это общеобразовательные школы, детские сады, лицеи, гимназии и др.

Например, детский сад «Сказка» не имеет статуса юридического лица и является структурным подразделением Н-ского угольного разреза. Работникам, чьи должности предусмотрены Списком, периоды работы в этом детском саду при соблюдении прочих условий будут засчитаны в стаж на соответствующих видах работ.

Для периодов работы после 01.11.99г. в некоторых образовательных учреждениях необходимо подтверждение не менее 50% контингента учащихся в возрасте до 18 лет (п.14). При этом учитываются все учащиеся, включая обучающихся по вечерней, заочной формам обучения, а также в филиалах учреждения.

В соответствии с Правилами (п. 15) в стаж засчитывается работа за границей в образовательных учреждениях Российской Федерации. Также подлежит зачету работа в советских учреждениях. При этом применяются те же самые нормативные документы, что и при работе в образовательных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, т.е. на общих основаниях.

Необходимо отметить, что работа в иностранных образовательных учреждениях может быть засчитана в специальный стаж в том случае, если это предусмотрено международными соглашениями или договорами Российской Федерации.

Правилами установлено, что при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516.

Так, Правилами № 516 предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Период отпуска по беременности и родам рассматривается как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и, соответственно, засчитывается в стаж на соответствующих видах работ.

Дополнительными оплачиваемыми отпусками в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации являются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляемые:

- работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст.117 ТК РФ);

- работникам, имеющим особый характер работы (ст.118 ТК РФ);

- работникам с ненормированным рабочим днем (ст.119 ТК РФ);

- работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 14 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1;

- в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

- работникам, совмещающим работу с обучением (гл. 26 ТК).

В ранее действовавшем трудовом законодательстве (КЗоТ РФ) отпуска работникам, совмещающим работу с обучением, рассматривались не как дополнительные отпуска, а как отпуска в связи с обучением. Поэтому отпуска, предоставлявшиеся работникам, обучавшимся без отрыва от производства, до вступления в силу Трудового Кодекса Российской Федерации не подлежат зачету в стаж на соответствующих видах работ.

Правилами № 516 не предусмотрен зачет в специальный стаж периодов нахождения в отпуске без содержания, в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет, периодов простоя, как по вине работника, так и по вине работодателя, периодов учебы, к которым относятся периоды получения профессионального образования, отпуска в связи с обучением до 1.02.2002г., курсы повышения квалификации.

Следует отметить, что и ранее, т.е. по нормам «старого» пенсионного законодательства, вышеназванные периоды, кроме отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет, предоставлявшегося в период до 06.10.1992г., не засчитывались в специальный трудовой стаж.

Повышение квалификации для отдельных категорий работников, в том числе для педагогических работников, в силу специальных нормативных актов является обязательным условием выполнения их работы.

С учетом изложенного, а также исходя из того, что Правилами предусмотрено включение периодов работы в стаж на соответствующих видах работ в зависимости от условия выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), при документальном подтверждении выполнения указанного условия периоды нахождения на курсах повышения квалификации, имевшие место после 01.09.2000г., могут быть засчитаны в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

С принятием новых нормативных документов, регулирующих порядок предоставления досрочного пенсионного обеспечения, в том числе и педагогическим работникам, все ранее действовавшие нормативные акты, регулирующие досрочное пенсионное обеспечение педагогических работников, утратили силу.

В связи с этим в некоторых случаях утратило силу основание для зачета в специальный трудовой стаж отдельных периодов работы или иной трудовой деятельности.

Например, воспользовавшись отпуском по уходу за ребенком до 06.10.1992г. в период работы учителем в школе, по ранее действовавшему пенсионному законодательству можно было рассчитывать на то, что период отпуска будет засчитан в стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии.

Или, например, в случае работы без занятия штатной должности, предусмотренной Списком, но, выполняя учебную нагрузку по нормам старого законодательства, также можно было рассчитывать на зачет такого периода педагогической деятельности в выслугу лет.

То есть некоторыми правами, которые были установлены ранее, и на которые рассчитывали застрахованные лица, оказалось невозможно воспользоваться.

Вопрос о конституционности норм, в силу которых граждане утрачивают права, приобретенные ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, неоднократно становился предметом рассмотрения Конституционным судом Российской Федерации. Позиция Конституционного суда была изложена в соответствующих постановлениях и заключается в том, что внесение законодателем изменений в условия приобретения каких-либо прав, касающихся граждан, которые до вступления в силу этих изменений уже выполнили ранее установленные условия, является отказом государства от выполнения своих публично-правовых обязательств и нарушением конституционных прав.

Поэтому Конституционный суд постановлением от 29.01.2004 г. № 2-П подтвердил право на досрочную пенсию тех лиц, которые приобрели это право в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации в период действия этого законодательства. То есть подтвердил их право на исчисление стажа по правилам, которые действовали на момент выполнения работ, дающих право на пенсионные льготы.

С учетом вышеназванного постановления исчисление продолжительности трудового стажа, в том числе дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, может производиться по двум вариантам:

I вариант - периоды работы засчитываются в стаж по правилам и нормам, действовавшим в период выполнения этих работ (исчисление стажа с учетом постановления КС РФ № 2-П);

II вариант – периоды работы засчитываются в стаж по «новым» нормам и правилам.

Нормативными актами, в соответствии с которыми ранее осуществлялось исчисление трудового стажа педагогических работников, являются:

- постановление СМ РСФСР от 06.09.1991г. № 463 (далее – постановление № 463), которым был утвержден Список профессий и должностей работников образования в школах и других учреждениях для детей, педагогическая деятельность в которых дает право на пенсию за выслугу лет. В соответствии данным постановлением исчислялись периоды работы до 01.11.1999г. (дата вступления в силу постановления № 1067)

- постановление Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067 (далее – постановление № 1067) – утверждены Список и Правила – исчислялись периоды работы с 01.11.1999г. до 12.11.2002г. (дата вступления в силу постановления Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781). По желанию заявителя Правила исчисления стажа могли быть применены к периодам до 01.11.1999г.

Постановление № 464.

Данным постановлением утвержден Список профессий и должностей. Правил, как таковых, постановлением не утверждено. Однако в самом тексте постановления (п.2) указано, что в стаж засчитывается работа в учреждениях и в должностях, предусмотренных Списком. Работа должна осуществляться в штатной должности.

Постановление № 1067.

Этим постановлением утверждены Список и Правила.

В Списке – наименования образовательных учреждений и должностей. В Правилах изложен порядок исчисления периодов работы. В стаж засчитывается работа в должностях, в том числе и без занятия штатной должности. При этом следует иметь в виду, что абзацы первые пунктов 1 и 2 Правил применяются с 1.09.2000г.

По желанию заявителя Правила (но не Список) могут быть применены при исчислении стажа за периоды до 1.11.1999г. При этом Правила применяются в полном объеме (нельзя применить выборочно какой-либо пункт Правил) к отдельным периодам до 1.11.1999г., выбранным заявителем.

Следует отметить, что исчисление трудового стажа с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П, т.е. по I варианту, применяется ко всей трудовой деятельности до 01.01.2002г., а не к отдельным периодам работы до 01.01.2002г. и производится следующим образом:

- работа до 01.01.1999г. – с применением постановления № 463,

- работа с 01.11.1999г. по 11.11.2002г. – по нормам постановления № 1067,

- работа с 12.11.2002г. – по нормам постановления № 781.

При исчислении стажа по II варианту ко всем периодам работы применяются Список и Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781.

Исчисление стажа на соответствующих видах работ, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп.10, п.1, ст. 28 Федерального закона

«О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

I вариант
Исчисление стажа на соответствующих видах работ с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004г. № 2-П:





Периоды работы

до 1.11.1999г.

1.11.1999г. – 11.11.2002г.

с 12.11.2002г.


При исчислении применяется


Постановление СМ РСФСР

от 06.09.91г. № 463
По желанию гражданина

ко всем или к отдельным

периодам работы до 1.11.99г.

возможно применение Правил,

утв. Постановлением № 1067,

(в полном объеме, т.е.

все пункты Правил)


Постановление

Правительства РФ

от 22.09.1999г.

1067

Постановление

Правительства РФ от 29.10.2002г.

781



II вариант
Исчисление стажа на соответствующих видах работ без учета Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004г. № 2-П:





Периоды работы

до 1.11.1999г.

1.11.1999г. – 11.11.2002г.

с 12.11.2002г.

При исчислении применяется

Постановление Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781


Следует иметь в виду, что периоды трудовой и иной деятельности, которые включались в стаж на соответствующих видах работ по «старым» нормам, не могут быть включены в стаж при исчислении по «новым» нормам, т.е. при выборе II варианта исчисления стажа.

Например, отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет, предоставлявшийся до 06.10.1992г. может быть засчитан в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, только при исчислении стажа по I варианту.

О проблемах.

Органы ПФР при определении права на досрочную пенсию конкретного человека исходят из соответствия условий и характера его работы тем условиям, которые предусмотрены этими Списками.

Сведения о трудовой деятельности содержатся в трудовой книжке. При назначении досрочных трудовых пенсий, и педагогическим работникам в том числе, возникает много проблем, и в основном их причины в несоответствии наименований образовательных учреждений, наименовании должностей. Это и ошибки при составлении приказов, и ошибки при заполнении трудовых книжек, отсутствие должного учета труда, несохранность документов и т.д. Эти проблемы, как правило, являются следствием нарушений работодателем трудового законодательства, несоблюдением инструктивных и других актов, регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем.

Понятно, что все эти нарушения влекут за собой исключение данных периодов из подсчета специального трудового стажа, и, как следствие, утрату права на досрочное пенсионное обеспечение.

Однако определение продолжительности специального стажа специалистами органов ПФР не сводится к простому подсчету стажа по трудовой книжке. Практика назначения досрочных трудовых пенсий показывает, что трудовая книжка не всегда правильно отражает ту работу, которая выполнялась застрахованным лицом.

Если в трудовых книжках имеется несоответствие в наименовании должности, то имеет смысл проверить наименование должности, в первую очередь, в соответствующем приказе, на основании которого была заполнена трудовая книжка. Если же и в приказе наименование должности аналогичное, то можно обратиться к штатному расписанию, на основании которого составляется приказ. Если штатное расписание не содержит такой должности, какая указана в приказе – имеются все основания для исправления приказа и записи в трудовой книжке.

Например:

В трудовой книжке имеется запись: «Средняя школа № 3. Принята библиотекарем и учителем литературы».

Ни один из вышеперечисленных нормативных документов не содержит такого наименования должности как «библиотекарь и учитель». В данном случае необходима проверка приказа, штатного расписания, других документов для установления правильного наименования должности.

Если проверка показала, что запись в трудовой книжке полностью соответствует тексту приказа, но штатным расписанием предусмотрены две разные должности «библиотекарь» и «учитель», то в первую очередь необходимо выяснить, чем было выполнение работы по двум должностям: совместительством или совмещением. После уточнения данного обстоятельства администрации учреждения следует внести необходимые исправления в приказ и в трудовую книжку. Соответствующим образом будет решен и вопрос о зачете в стаж данного периода.

Следует напомнить о том, что основаниями для исправления записей служат соответствующие документы того периода, когда осуществлялась работа. При этом все документы должны быть оформлены в соответствии с предъявляемыми требованиями: иметь все заполненные реквизиты, содержать даты утверждения, подписи должностных лиц и т.д.

Совместительство – это другая оплачиваемая работа на условиях трудового договора, в свободное от основной работы время. Совместительство бывает внутреннее (в одном учреждении) и внешнее (в другом учреждении).

Совмещение – выполнение дополнительной оплачиваемой работы в одном и том же учреждении наряду с работой по основной должности, обусловленной трудовым договором.

При совместительстве работ и совмещении работ имеются отличия в оплате труда, предоставлении отпусков, оплате пособия по государственному социальному страхованию (больничный лист).

Следующая проблема связана с несоответствием наименований образовательных учреждений и появилась она тогда, когда обычные средние школы, детские сады стали преобразовываться в различные комплексы, центры, лаборатории, ДОУ. В практике встречались сдвоенные наименования, такие как «школа-лицей», «школа-гимназия» и даже такое наименование как «комплекс этнической самореализации».

На несоответствия в наименованиях образовательных учреждений неоднократно указывало Министерство образования Российской Федерации. В своих письмах Минобразования обращало внимание на то, что названия типов образовательных учреждений и их видовые наименования должны определяться соответствующими Типовыми положениями.

Так, Типовым положением об общеобразовательном учреждении предусмотрены следующие видовые наименования таких учреждений:

- начальная общеобразовательная школа;

- основная общеобразовательная школа;

- средняя общеобразовательная школа;

- средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов;

- гимназия;

- лицей.

В случаях несоответствия наименований учреждений органами ПФР проверяется наименования учреждения по учредительным документам – Уставу (Положению), так как в соответствии со ст.13 Закона РФ «Об образовании» Устав учреждения должен в обязательном порядке содержать наименование учреждения.

Например:

В документах образовательного учреждения, в том числе в трудовых книжках работников, наименование указано как ДОУ «Солнышко», тогда как Уставом учреждения определено следующее наименование: «Дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Солнышко» (ДОУ «Солнышко»). Ясно, что в данном случае допущена ошибка, которая подлежит исправлению.

В некоторых случаях несоответствия наименований должностей и учреждений в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 может быть установлено тождество наименований профессий, должностей, учреждений, структурных подразделений.

Порядок установления тождества был разъяснен письмом Минобразования Роосийской Федерации от 23.06.2000г. № 20-51-2760/20-5 и совместным письмом Минтруда России (от 27.05.2003г. № 504-АП), Минобразования Российской Федерации (от 06.06.2003г. № 20-51-1921/20-5), Минздрава Российской Федерации (от 06.06.2003г. № 2510/6223-03-32), Министерства культуры российской Федерации (от 06.06.2003г. № 3946-01-50/32) и ПФР (от 6.06.2003г. № МЗ-25-23/5901).

Установление тождества возможно для тех случаев, когда та или иная должность либо учреждение, предусмотренные Списками, ранее имели иные наименования, и впоследствии эти наименования были изменены.

Тождественность по должностям и учреждениям, наименования которых не предусматривались нормативными правовыми актами, установлена быть не может.

В настоящее время издано четыре постановления Минтруда России и два приказа Минздравсоцразвития России об установлении тождества наименований образовательных учреждений и наименований должностей педагогических работников.

Постановления или приказы об установлении тождества применяются в совокупности с теми нормативными актами, на которые имеется ссылка в тексте постановления или приказа.

Например:

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.07.2005г. № 440 установлено тождество наименований должностей, в том числе должности «воспитатель группы продленного дня» наименованию должности «воспитатель», предусмотренному Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. № 781.

Поэтому периоды работы в должности «воспитатель группы продленного дня» могут быть засчитаны в стаж на соответствующих видах работ в том случае, если при исчислении применяется Постановление Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.

Следующей проблемой при определении права на досрочное пенсионное обеспечение является отсутствие дополнительных подтверждающих документов, которыми должно располагать то учреждение, в котором осуществлялась работа, либо архивные учреждения.

Причины отсутствия этих документов могут быть самые различные: несоблюдение сроков и условий хранения документов, непродолжительные сроки хранения некоторых документов, и просто несоблюдение требований по учету труда и его оплаты.

Существуют определенные требования к ведению кадрового делопроизводства, к ведению учета труда, к срокам хранения документов.

Так, Госкомитетом Российской Федерации по статистике постановлением от 05.01.2004г. № 1 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты и Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты.

Министерством образования Российской Федерации в целях строгого соблюдения действующих нормативных документов в сфере документации и информации, в том числе по учету труда и его оплаты, были разработаны «Методические рекомендации по работе с документами в общеобразовательных учреждениях».

Названные рекомендации были разработаны на основе существующих требований и рекомендованы для использования руководителям образовательных учреждений, территориальных, муниципальных и региональных органов управления образованием.

В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы или иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Периоды работы или иной деятельности после регистрации в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 01.04.1996г. № 27-ФЗ
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи (работодатели) обязаны ежегодно, не позднее 1 марта представлять в территориальные органы ПФР «Индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица» на каждого своего работника. Сведения о стаже включают в себя и сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях а также другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Указанные сведения представляются по форме СЗВ-4-1, утвержденной постановлением Правления ПФР от 31.07.2006г. № 192П.
Форма СЗВ-4-1 │ Код по ОКУД │

──────────────
Индивидуальные сведения

о страховом стаже и начисленных страховых взносах

на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица
Сведения о страхователе:

Регистрационный номер ПФР ____-_____-_____

Наименование (краткое) ________________________________________

Расчетный период: ____ год
Сведения за расчетный период о застрахованном лице:


Страховой номер

Фамилия, Имя, Отчество

Сумма начисленных страховых взносов:

Продолжительность
периода:

Адрес для направления информации
о состоянии индивидуального лицевого счета

на страховую часть
трудовой пенсии

по временной

нетрудоспособности (мес. дн.)

на накопительную часть трудовой пенсии

по дополнительному тарифу

отпуск без сохранения
заработной платы (мес. дн.)






























Стаж работы за расчетный период


N
п/п

Начало
периода
с

(дд.мм.гггг)

Конец
периода
по

(дд.мм.гггг)

Террито-
риальные
условия
(код)

Особые
условия
труда
(код)

Исчисление

страхового стажа

Условия для

досрочного назначения трудовой пенсии

основание
(код)

дополни-
тельные
сведения

основание
(код)

дополни-
тельные
сведения

























































Сведения за расчетный период о застрахованном лице в целом по страхователю (включая обособленные подразделения):


Сумма начисленных страховых взносов

на страховую часть трудовой пенсии

на накопительную часть трудовой пенсии








Наименование должности Подпись Расшифровка подписи

руководителя

Дата М.П.

Для педагогических работников для зачета периодов работы в стаж на соответствующих видах работ имеет значение объем выполняемой работы, поэтому при заполнении Индивидуальных сведений в части стажа работы важно не только правильно отразить код льготы, но и достоверно указать объем выполненной работы.

В соответствии с Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления ПФР от 31.07.2006г. № 192п, объем выполненной работы указывается в графе «Условия для досрочного назначения трудовой пенсии», «Дополнительные сведения»:
Стаж работы за расчетный период


N №
п/п


Начало
периода
с

(дд.мм.гггг)




Конец
периода
по

(дд.мм.гггг)



Террито-
риальные
условия
(код)

Особые
условия
труда
(код)

Исчисление

страхового Стажа

Условия для

досрочного назначения

трудовой пенсии

основание
(код)

дополни-
тельные
сведения

основание
(код)

дополни-
тельные
сведения




















































































При этом, если в графе «Основание (код) указан код «28-ПД» – в обязательном порядке указывается доля ставки, а указание количества учебных часов необязательно; «28-ПДРК» – обязательно указание количества часов (за соответствующий период), доля ставки не указывается.
Сведения об уплачиваемых страховых взносах представляются на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

При проверке достоверности представленных страхователями Индивидуальных сведений в части страхового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, устанавливается соответствие представленных сведений первичным документам по учету труда.

В целях соблюдения пенсионных прав своих работников и их своевременной реализации органы ПФР напоминают работодателям о необходимости неукоснительного соблюдения положений законодательных и нормативных актов, с учетом которых осуществляется досрочное пенсионное обеспечение педагогических работников.

17 декабря 2001 года № 173-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(извлечение)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Похожие:

Досрочное пенсионное обеспечение педагогических работников iconПоложение о порядке обращения в Нижнекамскую городскую организацию...
Настоящее Положение разработано в целях систематизации процесса оказания юридической помощи членам Профсоюза работников образования...

Досрочное пенсионное обеспечение педагогических работников icon2. Нормативно-правовое обеспечение аттестации педагогических работников 5
Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории 8

Досрочное пенсионное обеспечение педагогических работников iconРуководство пользователя программного средства «Перечень льготных профессий предприятия»
Перечня рабочих мест, профессий, должностей, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное пенсионное обеспечение...

Досрочное пенсионное обеспечение педагогических работников iconIX. Финансовое обеспечение деятельности кгу
Подготовка научно-педагогических и научных кадров и повышение квалификации научно-педагогических работников

Досрочное пенсионное обеспечение педагогических работников iconНормативные документы по вопросам аттестации педагогических работников
Аттестация является ответственным моментом в профессиональной жизни педагогических работников. Для успешного прохождения процедуры...

Досрочное пенсионное обеспечение педагогических работников iconПамятка по оформлению документов по аттестации педагогических работников...
Для организации работы по аттестации педагогических работников в 2012-2013 учебном году направляю информацию о порядке приема документов...

Досрочное пенсионное обеспечение педагогических работников iconПоложение по аттестации педагогических работников на соответствие...
Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности проводится на основании Приказа по дошкольному учреждению,...

Досрочное пенсионное обеспечение педагогических работников iconМетодические рекомендации по аттестации педагогических работников...
Федерации от 24 марта 2010 года №209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных...

Досрочное пенсионное обеспечение педагогических работников iconН. В. Нелива Аттестация педагогических работников сегодня
Аттестация педагогических работников сегодня — это не столько формальная процедура, сколько составляющая самооценки профессиональных...

Досрочное пенсионное обеспечение педагогических работников iconНа замещение должностей научно педагогических работников
Положение о процедуре конкурсного отбора на должности научно-педагогических работников Вятского государственного университета

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск