| УТВЕРЖДЁН
распоряжением Министерства промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области
от 14.06.2016 № 399-од
|
Комплекс мероприятий, направленных на
развитие жилищно-коммунального хозяйства
на территории Ульяновской области до 2020 года 1. Основные цели и задачи Комплекс мероприятий, направленных на развитие жилищно-коммунального хозяйства на территории Ульяновской области до 2020 года (далее – Комплекс мероприятий) разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2016 № 80-р «Об утверждении Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации в период до 2020 года», целевыми показателями и задачами, определёнными в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».
Комплекс мероприятий разработан в целях:
- определения основных приоритетов, среднесрочных целей и задач политики региона в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ);
- формирования у участников рынка ЖКХ, инвесторов, потребителей ресурсов и жилищно-коммунальных услуг единых ориентиров и ожиданий относительно направлений и перспектив развития ЖКХ;
- определения основных мер и мероприятий, направленных на достижение намеченных целей.
Реализация Комплекса мероприятий зависит от макроэкономической конъюнктуры, включая динамику цен, процентных ставок по кредитам, уровня доходов населения, а также от социальных и политических факторов, региональных и местных социально-экономических условий, и особенностей.
Ключевыми направлениями Комплекса мероприятий являются:
- формирование активных и ответственных собственников помещений в многоквартирных домах, обладающих всеми правами на принятие решений относительно своего дома и реальными возможностями реализации этих прав, а также определённым уровнем ответственности за принимаемые решения;
- развитие предпринимательства, усиление конкурентной среды и привлечение частных инвестиций в сферу ЖКХ;
- совершенствование системы отношений между собственниками, управляющими организациями и ресуроснабжающими организациями;
- повышение энергетической эффективности отрасли.
В Комплексе мероприятий к сфере ЖКХ отнесены следующие основные направления:
Осуществление деятельности, направленной на улучшение жилищных условий:
Управление многоквартирными домами.
Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, в том числе модернизация лифтового оборудования.
Расселение аварийного жилищного фонда.
Осуществление регулируемых видов деятельности в сфере поставки коммунальных ресурсов (предоставления коммунальных услуг) (вопросы электроснабжения и газоснабжения рассматриваются в иных документах стратегического планирования):
Холодное водоснабжение.
Водоотведение.
Горячее водоснабжение.
Теплоснабжение.
Обращение с твердыми коммунальными отходами.
Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства.
Социальная политика.
Кадровая политика.
Общественный контроль.
Комплекс мероприятий в качестве ценностей развития отрасли ЖКХ определяет:
предоставление качественных жилищно-коммунальных услуг потребителям для получения гражданами комфортной среды проживания;
баланс интересов отрасли: права, законные интересы и обязанности всех участников сферы жилищно-коммунального хозяйства (ресурсоснабжающих организаций, потребителей, лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами или оказывающих услуги (выполняющих работы) по текущему содержанию общего имущества в многоквартирном доме) должны быть ясно сформулированы и обеспечивать учёт и развитие интересов всех участников отношений. Необходимо создать экономические предпосылки для стабильной деятельности каждого участника отрасли, позволяющие ему вести безубыточную деятельность при соблюдении требований законодательства;
- экологичность (охрана и защита окружающей среды, развитие и использование альтернативных источников энергии, бережное отношение к коммунальным ресурсам, повышение стандартов энергетической эффективности). 2. Общая характеристика текущего состояния ЖКХ Жилищно-коммунальное хозяйство – одна из базовых отраслей экономики Ульяновской области, обеспечивающая население жизненно важными услугами, а промышленность - необходимой инфраструктурой.
По данным Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области объём жилищного фонда в Ульяновской области составляет 31984 тыс. кв.м., площадь ветхого и аварийного жилья 437,5 тыс.кв.м. Годовой оборот ЖКХ в Ульяновской области превышает 15 877 322 тыс. рублей, а это более 5,6% валового регионального продукта Ульяновской области.
Рост расходов на жилищно-коммунальные услуги и проблемы обслуживания жилищного фонда воспринимаются населением как самые актуальные личные проблемы, поскольку люди сталкиваются с ними ежедневно и ощущают несоответствие условий, в которых они живут, и размера платы за обеспечение этих условий.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики Ульяновкой области стоимость платы за жилищно-коммунальные услуги по экономически-обоснованным тарифам в расчёте на 1 человека в 1 полугодии 2015 года составляла 1429,93 руб.
При этом в целях снижения платы за жилищно-коммунальные услуги по состоянию на 30 июня 2015 года по данным Федеральной службы государственной статистики Ульяновкой области установлено индивидуальных приборов учёта потребления:
- электрической энергии – 98,5% квартир в многоквартирных домах;
- горячей воды - 93,9%;
- холодной воды - 51,3%;
- газа - 87,6%;
- отопление - 3,4%.
Коллективных (общедомовых) приборов учёта потребления:
- электрической энергии – 93,9% многоквартирных домов;
- горячей воды - 68%;
- холодной воды - 24,2%;
- отопления - 42,2%;
- газа - 0,6%.
Удельный вес индивидуальных домов, оснащённых индивидуальными приборами учёта потребления:
- электрической энергии - 99,7%;
- горячей воды - 93,9%;
- холодной воды - 51,3%;
- отопления - 3,4%;
- газа - 87,6%.
Всего в Ульяновской области по данным Роспотребнадзора по Ульяновской области 2014 года проживает 1267561 человек. Обеспечение населения Ульяновской области составляет 96,1% (на 2,1% больше, чем в предыдущем году). Доброкачественной питьевой водой обеспечены - 84,4% населения области, условно доброкачественной водой пользуются - 12% населения области, недоброкачественной питьевой водой - 2,5% потребляют доброкачественную воду.
Изношенность эксплуатируемых объектов ЖКХ и необходимость их модернизации, технологического перевооружения в самое ближайшее время с привлечением частных инвестиций.
По экспертным оценкам ежегодные инвестиционные потребности коммунального сектора составляют более 2 млрд. руб. (более 1 млрд. руб. - инвестиции в сферу теплоснабжения, более 500 млн. руб. - инвестиции в сферу водоснабжения, более 500 млн. руб. - инвестиции в сферу водоотведения).
При этом сфера ЖКХ имеет огромный потенциал повышения эффективности, но использовать его возможно при условии притока инвестиций и применения наиболее эффективных технологий. 3. Основные приоритеты, цели и задачи государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства Основными целями государственной политики в сфере ЖКХ в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» являются повышение качества жизни населения путем повышения качества и надёжности жилищно-коммунальных услуг, а также обеспечение их доступности для населения.
Приоритетами государственной политики в жилищно-коммунальной сфере являются:
- повышение комфортности условий проживания, в том числе обеспечение доступности многоквартирных домов для инвалидов и других маломобильных групп населения;
- обеспечение доступности и качества жилищно-коммунальных услуг;
- модернизация и повышение энергоэффективности объектов ЖКХ;
- переход на принцип использования наиболее эффективных технологий, применяемых при модернизации (строительстве, создании) объектов коммунальной инфраструктуры и модернизации жилищного фонда.
Понятия качества и надёжности жилищно-коммунальных услуг включают в себя безопасные и благоприятные условия проживания граждан в многоквартирных домах и жилых домах, бесперебойное предоставление услуг отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения, обращения с твёрдыми коммунальными отходами в соответствии с санитарными нормами и правилами и другими обязательными требованиями, установленными законодательством.
Основной задачей органов государственной власти в сфере ЖКХ является создание системы нормативно-правового регулирования, обеспечивающей эффективное функционирование и устойчивое развитие ЖКХ, в том числе предусматривающей сокращение административных процедур, устранение избыточных и заведомо недостижимых требований законодательства, предотвращение коррупции.
Реализация данной задачи невозможна без повышения прозрачности информации о деятельности организаций в сфере ЖКХ для потребителей, инвесторов, контролирующих органов, на обеспечение которой направлено создание государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ).
Необходимо стимулировать развитие интеллектуальных систем по комплексному учёту коммунальных энергоресурсов, в первую очередь позволяющих обеспечить дистанционный учёт коммунальных ресурсов (услуг), в том числе за счёт поэтапного изменения требований к приборам учёта, обобщения и популяризации наилучших решений в этом вопросе, а также создание на региональном уровне единого информационного ресурса (базы данных), обеспечивающего организацию регулярного сбора и систематизацию достоверной и актуальной информации об объектах коммунальной инфраструктуры, об их технико-экономическом состоянии и имущественных правах на указанные выше объекты, о региональных потребителях коммунальных ресурсов (услуг). Повышение информационной прозрачности в указанной сфере позитивным образом отразится на качестве принимаемых управленческих решений, повышении энергоэффективности, платёжной дисциплины, а также содействии привлечению инвестиций в отрасль.
Для обеспечения сбалансированного развития систем коммунальной инфраструктуры с учётом перспективных потребностей должны быть скоординированы механизмы территориального и инвестиционного планирования.
В условиях ухудшения макроэкономической конъюнктуры необходимо максимально использовать внутренние резервы для развития ЖКХ, связанные с оптимизацией текущих и инвестиционных расходов, энергосбережением. Одним из важных направлений повышения энергетической эффективности ЖКХ является развитие рынка энергосервисных услуг.
Для обеспечения модернизации инвестиционно-непривлекательных объектов ЖКХ необходимо принимать специальные меры, направленные на стимулирование консолидации активов таких предприятий, контролируемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на уровне субъектов Российской Федерации с последующей их передачей в управление частным операторам на основе концессионных соглашений.
Для достижения стратегической цели и решения поставленных задач необходимо осуществление мер и мероприятий, направленных на:
- развитие предпринимательства, включая развитие конкуренции, привлечение частных инвестиций в сферу ЖКХ на рыночных условиях;
- повышение качества государственного управления, включая оптимизацию разграничения полномочий и ответственности, совершенствование системы государственного регулирования;
- повышение эффективности управления инфраструктурой, стимулирование энергосбережения, учитывая при этом проблему отрицательной экономической эффективности большинства проектов по повышению энергетической эффективности объектов коммунальной инфраструктуры и их большую затратность;
- переход на использование наиболее эффективных технологий, применяемых при модернизации (строительстве, создании) объектов коммунальной инфраструктуры;
- формирование системы мотивации участников отношений, как в жилищном, так и в коммунальном секторе, стимулирующей участников отношений к рациональному и энергоэффективному поведению;
- обеспечение адресности социальной поддержки населения;
- развитие человеческого и общественного капитала, включая повышение производительности труда, развитие научного и технического потенциала, совершенствование системы общественного контроля, улучшение имиджа ЖКХ в средствах массовой информации.
Настоящий Комплекс мероприятий определяет цели и задачи государственной политики в отдельных сферах деятельности ЖКХ с учётом их специфики, а также меры и мероприятия, необходимые для достижения установленных в этих сферах целей и решения поставленных задач.
Качественное и поступательное развитие сферы ЖКХ будет служить одним из основных источников экономического развития региона ввиду тесного сопряжения отрасли с более чем тридцатью смежными отраслями. В период финансовой нестабильности ЖКХ является одним из наиболее стабильных секторов экономики Ульяновской области (в том числе, благодаря наличию гарантированного спроса на производимые товары, работы и услуги).
Достижение поставленных целей и задач, а также реализация мероприятий, предусмотренных Комплексом мероприятий, приведёт к созданию сбалансированной (между потребителями и производителями жилищно-коммунальных услуг) модели отношений в сфере ЖКХ, в основу которого будет положена следующая целевая ситуация - обеспечение потребителей качественными жилищно-коммунальными услугами стоимость которых, с одной стороны, доступна потребителю (в том числе с учётом оказания государственной (муниципальной) поддержки социально-незащищенным категориям населения), а с другой стороны обеспечивает не только возмещение расходов на производство указанных услуг их производителям, но и конкурентную доходность для инвесторов.
В последующем с целью дальнейшего развития рыночных отношений в сфере ЖКХ возможно постепенное расширение механизмов саморегулирования отрасли.
Мониторинг достижения целей, задач и показателей Комплекса мероприятий будет осуществляться Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области посредством следующих основных инструментов:
- ГИС ЖКХ, в части размещаемой в ней информации.
- Автоматизированная система «Реформа ЖКХ» в части вопросов расселения аварийного жилищного фонда и функционирования региональных систем капитального ремонта.
По результатам мониторинга реализации Комплекса мероприятий планируется рассмотрение указанных результатов на заседаниях Координационного областного совета собственников в жилищном и коммунальном хозяйстве. 4. Меры по развитию ЖКХ по основным направлениям сферы ЖКХ |