Методические рекомендации по организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства г. Владивосток 2015 год


НазваниеМетодические рекомендации по организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства г. Владивосток 2015 год
страница1/6
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Договоры > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6

Прокуратура Приморского края

управление по надзору за соблюдением


федерального и краевого законодательства




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ



по организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства



г. Владивосток

2015 год

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..........3

1.Правовое регулирование отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства………………………………………………………………………………….3

2.Органы государственного и муниципального контроля (надзора) в сфере ЖКХ на территории Приморского края………………………...................................6

2.1 Федеральные органы исполнительной власти………………………........................6

2.2. Органы исполнительной власти Приморского края…………………. …………...7

2.3. Органы местного самоуправления……………………………………......................8

3. Организация прокурорского надзора за исполнением законов в сфере жилищно-коммунального хозяйства……………………………………….................8

3.1. Предмет, объекты, цели и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в сфере ЖКХ……………………………………………………………………..8

4. Источники получения информации о нарушениях законов в различных отраслях ЖКХ……………………………………………………………………..........10

5. Типичные нарушения в сфере ЖКХ………………………………………………11

6. Особенности проведения прокурорских проверок в отдельных отраслях ЖКХ………………………………………………………………………………………19

7. Меры прокурорского реагирования на нарушения закона в сфере ЖКХ………………………………………………………………………………………25

8. Проверка соблюдения требований законодательства при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности в ходе расследования преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства и ценообразования………………....27

9.Выявление и расследование преступлений в сфере ЖКХ…………….………..29

10. Прокурорский надзор за состоянием законности при разрешении сообщений о преступлениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства………………….31

10.1 Прокурорский надзор за состоянием законности при расследовании уголовных дел о преступлениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства.............................32

10.2 Соблюдение разумных сроков уголовного судопроизводства в ходе проведения доследственных проверок и расследования уголовных дел анализируемой категории, принятие мер прокурорского реагирования по фактам выявленных нарушений…………………………………………………………..................................33


Введение

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятные условия жизнедеятельности.

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее – ЖКХ) имеет особое значение в экономике страны, поскольку затрагивает сферу жизнедеятельности всех граждан Российской Федерации.

Несмотря на принимаемые усилия органов государственной власти, государственного контроля и правоохранительных органов, состояние законности в ЖКХ остается неудовлетворительным. Рост выявленных правонарушений в указанной сфере постоянно растет, что свидетельствует об их системном характере.

Такое состояние отрасли обусловлено высоким уровнем ее затратности, дефицитом бюджетных ресурсов на реконструкцию и проведение капитальных ремонтов. Высокая степень износа основных фондов, неэффективная работа ресурсоснабжающих организаций - все эти факторы вызывают угрозу возникновения крупных аварийных ситуаций, снижают надежность энергоснабжения населенных пунктов.

В силу вышеизложенного вопросы осуществления прокурорского надзора в рассматриваемой сфере являются особо актуальными.
1. Правовое регулирование отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства

1. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции должны обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления им жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно требованиям п. 10 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг. Статьей 8 ЖК РФ определено, что к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований ЖК РФ. Нормами ст. 20 определены субъекты, основания и порядок государственного контроля качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг в жилом фонде независимо от его формы собственности в соответствии с установленными требованиями. Данный контроль осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ. ЖК РФ устанавливает структуру платежей за жилое помещение и коммунальные услуги в зависимости от прав лица на жилое помещение (ст. 154). Порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги определяет ст. 155, ее размер - ст. 156-157.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) в сфере жилищно-коммунального хозяйства регулирует право собственности и другие вещные права, отдельные виды обязательств (энергоснабжение, аренда зданий и сооружений, наем жилого помещения, подряд), закрепляет конкретные условия отношений энергоснабжения (§ 6 гл. 30). Установленные ГК РФ правила об энергоснабжении применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, газом и водой, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (ст. 548 ГК РФ). Предметом регулирования является самостоятельный вид купли-продажи - энергоснабжение, в качестве которого выступает снабжение абонентов электрической и тепловой энергией. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (п. 3 ст. 539 ГК РФ).

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. БК РФ регулирует лишь отношения между различными государственными и муниципальными органами, возникающие в связи с формированием и исполнением бюджетов всех уровней, и не устанавливает непосредственно каких-либо прав и обязанностей для организаций и граждан, т.е. для юридических и физических лиц.

4. Важную роль в сфере правового регулирования в сфере ЖКХ играет Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Нарушители действующего законодательства в системе ЖКХ могут быть привлечены к ответственности согласно Кодексу за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий (ст. 6.4); нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде (ст. 6.5); нарушение правил пользования жилыми помещениями (ст. 7.21); нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений (ст. 7.22); нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами (ст. 7.23) и др. За нарушения порядка установления тарифов виновные должностные лица привлекаются к ответственности по ст. 14.6 КоАП РФ (нарушение порядка ценообразования). Кроме того, за непредоставление потребителям информации о тарифах руководители управляющих организаций подлежат привлечению к административной ответственности по ст. 14.8 КоАП РФ (нарушение иных прав потребителей).

5. Вопросы качества и оплаты услуг, а также защиты прав потребителей в сфере ЖКХ регламентируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», в соответствии с которым потребителю предоставляется право требовать уменьшения размера платы в случае обнаружения недостатков в предоставленной ему услуге (ст. 29).

6. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» дает определение естественной монополии как состояния товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.

7. Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» устанавливает принципы государственной ценовой политики в области газоснабжения, дает понятие системы газоснабжения в Российской Федерации.

8. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» регулирует тарифообразование в сфере электроэнергетики, устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии.

9. В соответствии с Конституцией РФ основные полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в том числе в сфере ЖКХ, закреплены в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Органы местного самоуправления в жилищной сфере решают вопросы предоставления земельных участков для жилищного строительства, разработки планов развития застройки территорий поселений, разработки и утверждения в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Они утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса в сфере утилизации твердых бытовых отходов, устанавливают надбавки к тарифам для потребителей, осуществляют учет муниципального жилищного фонда.

10. Одним из базовых законов в системе законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства является Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», который устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса.

11. Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Закон № 185-ФЗ) раскрывает правовой смысл понятия капитального ремонта многоквартирного дома, аварийного жилищного фонда, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

12. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, а также обязанности организаций и граждан по нормативному, финансовому, организационному, техническому обеспечению реализации мероприятий, направленных на сбережение энергоресурсов. Закон применяется не только в отношении энергетических ресурсов, но и в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения.

13. Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» определяет тарифы в сфере теплоснабжения как систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (п. 23 ст. 2).

14. Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения. Действие закона распространяется на этапы деятельности по водоснабжению: водоподготовку, транспортировку и подачу воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем водоснабжения, а также на этапы деятельности по водоотведению: прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

15. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулирует отношения по осуществлению закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Помимо этого, в сфере ЖКХ действует большое количество подзаконных нормативных правовых актов, которые создают правовой механизм действия вышеназванных законов (Указ Президента РФ от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности но управлению многоквартирными домами» и др.).
2. Органы государственного и муниципального контроля (надзора) в сфере ЖКХ на территории Приморского края
2.1 Федеральные органы исполнительной власти

1. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (г. Владивосток, ул. Сельская, д. 3, тел. 244-27-40) осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих отношения в области защиты прав потребителей.

2. Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (г. Владивосток, ул. 1-я Морская, д. 2, тел. 222- 94-95) осуществляет надзор за соблюдением антимонопольного законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в частности надзор за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).

3. Дальневосточное управление Ростехнадзора (г. Владивосток, ул. Светланская, д. 165, тел. 226-95-93) осуществляет надзор за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности энергоустановок, выдает паспорта готовности муниципальных образований к отопительному периоду.

4. Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу (г. Хабаровск, ул. Краснореченская, д. 54Б, тел. 8 (4212) 45-79-52) осуществляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В рамках совместного распоряжения заместителя Генерального прокурора Российской Федерации и руководителя межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу от 30.05.2011 № 150-42р/08-р-1282 «Об организации взаимодействия прокуроров субъектов Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе и межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу». Данный орган ежемесячно информирует прокуратуру края: о совершенных организациями коммунального комплекса операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с Инструкцией по организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных преступных путем, утвержденной совместным приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ФСБ России, МВД России, ФСКН России, ФТС России, Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, Росфинмониторинга от 05.08.2010 № 309/566/378/1460/43/270; о выявленных подозрительных финансовых операциях в деятельности организаций коммунального комплекса. По соответствующим запросам прокуратуры края данный орган дает разъяснения по возникающим вопросам, связанным с выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методические рекомендации по организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства г. Владивосток 2015 год iconМетодические рекомендации по порядку организации и проведению общих...
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства российской федерации

Методические рекомендации по организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства г. Владивосток 2015 год iconМетодические рекомендации по подготовке к отопительному периоду объектов...
Й области в помощь органам местного самоуправления, руководителям энергоснабжающих организаций, организациям жилищно-коммунального...

Методические рекомендации по организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства г. Владивосток 2015 год iconВ. П. Астафьева (кгпу им. В. П. Астафьева)
Управление адаптацией персонала организации работающей в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере общества с ограниченной...

Методические рекомендации по организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства г. Владивосток 2015 год iconИнформационный бюллетень №2 Ассоциации организаций жилищно-коммунального...
Письмо минстроя РФ от 13. 01. 2017 г. №570-ач/04 об изменениях законодательства о государственной информационной системе жилищно-коммунального...

Методические рекомендации по организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства г. Владивосток 2015 год iconТехническое задание на передачу исключительных прав на программное...
«Система автоматизации расчетов в сфере жилищно-коммунального хозяйства», внедрение программного обеспечения

Методические рекомендации по организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства г. Владивосток 2015 год iconО мерах по совершенствованию управления многоквартирными
Москвы, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения координации деятельности органов исполнительной...

Методические рекомендации по организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства г. Владивосток 2015 год iconТехнологическая схема действующая0 предоставления государственной услуги
Приказ министерства жилищно-коммунального хозяйства края от 26 декабря 2013 г. №77 (в ред приказов министерства жилищно-коммунального...

Методические рекомендации по организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства г. Владивосток 2015 год iconКапитальный ремонт в многоквартирных домах: вопросы и ответы
Управление реформирования жилищно-коммунального хозяйства министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства...

Методические рекомендации по организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства г. Владивосток 2015 год iconПриказ министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского...
Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Методические рекомендации по организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства г. Владивосток 2015 год iconМетодические рекомендации по организации создания и порядке работы...
Методические рекомендации предназначены для организации работы пунктов выдачи средств индивидуальной защиты, развертываемых органами...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск