-
| ФГОС ВПО
Учебно-
методический
комплекс
|
Маркетинг библиотечно-информационной деятельности Методическое обеспечение дисциплины
Челябинск 2013
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинская государственная академия культуры и искусств»
Факультет документальных коммуникаций
Кафедра библиотечно-информационной деятельности Утверждаю
Проректор по учебной работе
______________ С. В. Буцык
«___» ______________ 2013 г.
Маркетинг библиотечно-информационной деятельности Методическое обеспечение дисциплины по направлению подготовки
071900 Библиотечно-информационная деятельность
квалификация (степень) выпускника «бакалавр» форма обучения – очная, заочная срок изучения – очная форма 6-7 семестр, заочная форма 9 семестр
Челябинск 2013
УДК 02 33 ББК 65.497.8
М 26
Автор-составитель: И. Ю. Матвеева, канд. пед. наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности Рецензент: В. Н. Штыхван, заведующая отделом маркетинга Челябинской областной универсальной научной библиотеки Методическое обеспечение дисциплины одобрено на заседании совета факультета информационных ресурсов и технологий от 16.09.2013 г., протокол № 1
М М26
аркетинг библиотечно-информационной деятельности : метод. обеспечение дисциплины по направлению подготовки 071900 Библиотечно-информационная деятельность, квалификация (степень) выпускника «бакалавр», форма обучения –– очная форма 6-7 семестр, заочная форма 9 семестр/семестр / И. Ю. Матвеева ; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2013. – 27 с. – (ФГОС ВПО. Учеб.-метод. комплекс). Издание включает: методические рекомендации (материалы) для преподавателя, методические указания для студентов и фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
© Челябинская государственная
академия культуры и искусств, 2013
Содержание
I. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя
| 5
|
II. Методические указания для студентов
| 6
|
III. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
|
7
| 3.1. Вопросы для подготовки к экзамену
| 7
| 3.2. Методические указания по выполнению рефератов,
эссе и творческих заданий по дисциплине
|
8
| 3.3. Планы семинарских занятий
| 10
| 3.4. Задания для практических занятий
| 15
| 3.5. Темы и задания для мелкогрупповых / индивидуальных занятий
|
19
| 3.6. Темы и задания контрольных работ
| 20
| 3.7. Задания для выполнения самостоятельной работы
| 21
| 3.8. Тестовые задания (примеры из разных вариантов)
| 27
| 3.9. Контрольная работа для студентов заочного отделения и методические рекомендации по ее выполнению
|
27
| 3.10. Методические указания по выполнению курсовой работы
| 27
| 3.11. Требования, предъявляемые к студенту для промежуточной аттестации по дисциплине
|
27
|
I. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя Характер процесса обучения, способы его осуществления влияют на формирование познавательной самостоятельной творческой активности. Эти задачи решаются в процессе применения активных и интерактивных технологий в интенсификации процесса обучения с помощью различных дидактических приемов и средств, обеспечивающих перевод ученика в позицию субъекта деятельности. Сущность интерактивных технологий – в интенсификации процесса обучения через организацию взаимодействия обучающихся, стимулирующего креативный характер деятельности.
Использование активных и интерактивных технологий в учебном процессе закреплено во всех Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). В ФГОС ВПО в пункте 7.3 раздела «Требования к условиям реализации основных образовательных программ» в частности отмечается, что реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
В рамках дисциплины «Маркетинг библиотечно-информационной деятельности» учебным планом наряду с лекциями запланированы семинары и практические занятия, часть из которых проходит с использованием активных и интерактивных форм. В профессиональной педагогической печати можно встретить суждения о том, что семинар как форма проведения занятий себя изжила. Сторонники данной формы утверждают, что семинары могут сохраниться лишь в случае использования метода дискуссии. Под дискуссией принято понимать обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, в которой каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения при изучения сложной темы, теоретической проблемы. В форме дискуссии рекомендуется проведение семинара по темам «Теоретические аспекты применения маркетинга в библиотечно-информационной деятельности», «Продвижение информационной продукции».
Практические занятия «Комплексный анализ рынка, потребителей и библиотечно-информационных услуг», «Изучение читательского спроса как один из видов анализа потребительского рынка библиотечно-информационных продукции и услуг» и «Разработка товарной номенклатуры библиотеки», «Расчет затрат на производство товара/услуги», «Анализ печатной рекламной продукции библиотек», «Составление плана маркетинга библиотеки» рекомендуется проводить в форме работы в малых группах.
Работа в малых группах – форма, которая дает возможность всем студентам участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе – неотъемлемая часть многих активных и интерактивных форм.
Организация групповой работы:
Учебная группа разбивается на несколько небольших групп от 3 до 6 человек.
Каждая группа получает свое задание. Задания могут быть одинаковыми для всех групп либо дифференцированными.
Внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли.
Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками.
При формировании групп в расчет надо брать два признака:
уровень учебных успехов студентов, т.е. студентов можно объединить в группы по однородности (гомогенная группа) или по разнородности (гетерогенная группа) учебных успехов;
характер межличностных отношений, в данном случае в группу должны подбираться студенты, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае в группе возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх.
Функции преподавателя:
объяснение цели предстоящей работы;
разбивка студентов на группы;
раздача заданий для групп;
контроль за ходом групповой работы;
попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, побуждение студентов к активному поиску;
после отчета групп о выполненном задании формулирование выводов.
II. Методические указания для студентов Комплексное изучение студентами учебной дисциплины «Маркетинг библиотечно-информационной деятельности» предполагает: овладение материалами лекций, учебной и дополнительной литературы, указанными в рабочей программе дисциплины; творческую работу студентов в ходе проведения семинарских и практических занятий, а также систематическое выполнение тестовых и иных заданий для самостоятельной работы студентов.
В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание. Основой для подготовки студента к семинарским занятиям являются лекций и издания, рекомендуемые преподавателем (см. раздел «Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации»).
Основной целью практических занятий является отработка профессиональных умений и владений. В зависимости от содержания практического занятия могут быть использованы методики интерактивных форм обучения. Основное отличие активных и интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.
Для выполнения заданий самостоятельной работы в письменной форме по темам «Эволюция маркетинга», «Основные виды маркетинга», «Маркетинговая среда библиотеки», «Организация маркетинговых исследований», «Особенности маркетинга библиотечно-информационной деятельност», «Внутренний маркетинг как инструмент управления коллективом библиотеки» студенты, кроме рекомендуемой к изучению литературы, электронных изданий и интернет-ресурсов, должны использовать публикации по изучаемой теме в журналах: «Библиотека», «Библиография», «Мир библиографии», «Библиотечные технологии», «Библиотечное дело», «Библиотековедение», «Библиополе», «Библиотечное дело – ХХI век» и др.
Предусмотрено проведение индивидуальной работы (консультаций) со студентами в ходе изучения материала данной дисциплины. III. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации
3.1. Вопросы для подготовки к экзамену
Некоммерческий маркетинг, его принципы, цели, функции.
Сущность и принципы библиотечного маркетинга.
Комплекс маркетинга.
Этапы развития маркетинга. Основные концепции маркетинга.
Особенности маркетинга библиотечных услуг.
Маркетинговая среда библиотеки.
Сегментация рынка библиотечно-информационных услуг. Цели и принципы сегментирования рынка.
Характеристика производителей информационной продукции.
Потребители информационной продукции. Формирование спроса на информационную продукцию.
Маркетинговые исследования информационного рынка, их значение и цели.
Этапы проведения маркетинговых исследований.
Методы маркетинговых исследований.
Маркетинговая информация, её виды, достоинства и недостатки.
Товарная политика библиотек и информационных служб. Разработка товарной номенклатуры.
Жизненный цикл товара. Особенности маркетинга на каждом этапе.
Формирование цен на информационную продукцию.
Методы ценообразования.
Основные этапы, обеспечивающие процесс ценообразования.
Фандрайзинг в библиотеке, сущность, значение, формы и направления.
Продвижение информационной продукции: интегрированный подход.
Источники маркетинговых сообщений.
Основные этапы стратегии продвижения информационной продукции.
Реклама информационной продукции.
24. Паблик рилейшнз в деятельности библиотек и информационных служб
3.2. Методические указания по выполнению рефератов,
эссе и творческих заданий по дисциплине
Реферат по дисциплине должен быть выполнен в соотвествии с общими требованиями к оформлению студентческих работ на кафедре и в академии. Он выполняется печатным способом с применением компьютера на листах формата А4, отпечатанных с одной стороны. Текст и другие элементы текста выполняются черными отпечатками без ореола и расплывшейся краски, насыщенность окраски букв и знаков – ровная в пределах строки, страницы и всего документа.
Рекомендуемый объем реферата 20-25 страниц. В этом объеме учитываются титульный лист, содержание, введение, заключение и список литературы. Рекомендуемые объемы введения и заключения от 3 до 5 страниц. Приложения в указанный объем не входят.
К тексту реферата предъявляются следующие требования: тип используемого шрифта – Times New Roman; размер шрифта (в Microsoft Word) – 14 пунктов, в таблице – 12 пунктов; межстрочный интервал – 1,5; поля страницы: верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм, левое – 25 мм, правое – 10 мм; абзацный отступ – 0,7 см; нумерация страниц – внизу по центру.
На одной странице сплошного текста размещается 28–30 строк по 65–70 знаков в строке, при этом каждый пробел между словами считается за один знак.
Заголовки «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «РАЗДЕЛ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» печатаются на новой странице прописными буквами без каких-либо выделений, подчеркиваний, в кавычки не заключаются. Точка в конце любого из указанных заголовков не ставится. Записываются наименования с абзацного отступа. Первая буква в наименовании раздела должна быть прописной, а остальные – строчные.
Наименование следующего за уже изложенным раздела (содержание, введение, раздел, заключение и т.д.) печатается на новой странице. Заголовки на новую страницу не выносятся и печатаются на той же странице, где помещено название раздела.
Заголовок не должен быть последней строкой на странице. Точка в конце заголовков разделов не ставится. Перенос слов в заголовках не допускается. Расстояние между последней строкой текста и последующим заголовком раздела должно равняться 3 межстрочным интервалам.
Расстояние между наименованием раздела и подраздела должно равняться 1,5 межстрочному интервалу, а расстояние от всех заголовков до текста должно равняться 3 межстрочным интервалам.
Все страницы реферата (включая приложения) нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы. Первой страницей считается титульный лист, но на нем цифра «1» не ставится, а на следующей странице (СОДЕРЖАНИЕ) проставляется цифра «2» и т.д. Порядковый номер печатается в середине нижнего поля страницы не ниже 15 мм от нижнего среза бумаги.
В содержании работы обязательно указываются страницы, на которых помещен материал введения, каждого раздела, заключения, приложений.
Таблицы, рисунки, приложения в работе должны носить тематические названия. Каждое приложение начинается с новой страницы с указанием наверху посередине листа слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» (без кавычек). Если приложений несколько, то они обозначаются заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, кроме букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ.
В соответствии с государственными и отраслевыми стандартами и принятой в науке символикой во всем отчете должна быть выдержана единая система условных обозначений и терминологии.
Отпечатанный текст работы необходимо тщательно выверить. Сроки сдачи реферата устанавливаются преподавателем в соответствии с календарным планом.
3.3. Планы семинарских занятий
Для очного отделения |