Комплекс Маркетинг библиотечно-информационной деятельности Методическое обеспечение дисциплины Челябинск 2013 Министерство культуры Российской Федерации


НазваниеКомплекс Маркетинг библиотечно-информационной деятельности Методическое обеспечение дисциплины Челябинск 2013 Министерство культуры Российской Федерации
страница1/5
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4   5




ФГОС ВПО

Учебно-

методический

комплекс




Маркетинг библиотечно-информационной деятельности
Методическое обеспечение дисциплины

Челябинск 2013

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинская государственная академия культуры и искусств»

Факультет документальных коммуникаций

Кафедра библиотечно-информационной деятельности
Утверждаю

Проректор по учебной работе

______________ С. В. Буцык

«___» ______________ 2013 г.

Маркетинг библиотечно-информационной деятельности
Методическое обеспечение дисциплины
по направлению подготовки

071900 Библиотечно-информационная деятельность

квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
форма обучения – очная, заочная
срок изучения – очная форма 6-7 семестр, заочная форма ­ 9 семестр

Челябинск 2013

УДК 02 33


ББК 65.497.8

М 26

Автор-составитель: И. Ю. Матвеева, канд. пед. наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности
Рецензент: В. Н. Штыхван, заведующая отделом маркетинга Челябинской областной универсальной научной библиотеки
Методическое обеспечение дисциплины одобрено на заседании совета факультета информационных ресурсов и технологий от 16.09.2013 г., протокол № 1


М
М26

аркетинг библиотечно-информационной деятельности
: метод. обеспечение дисциплины по направлению подготовки 071900 Библиотечно-информационная деятельность, квалификация (степень) выпускника «бакалавр», форма обучения –– очная форма 6-7 семестр, заочная форма ­ 9 семестр/семестр / И. Ю. Матвеева ; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2013. – 27 с. – (ФГОС ВПО. Учеб.-метод. комплекс).
Издание включает: методические рекомендации (материалы) для преподавателя, методические указания для студентов и фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

© Челябинская государственная

академия культуры и искусств, 2013

Содержание

I. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя

5


II. Методические указания для студентов


6


III. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации



7

3.1. Вопросы для подготовки к экзамену

7

3.2. Методические указания по выполнению рефератов,

эссе и творческих заданий по дисциплине



8

3.3. Планы семинарских занятий


10

3.4. Задания для практических занятий


15

3.5. Темы и задания для мелкогрупповых / индивидуальных занятий


19

3.6. Темы и задания контрольных работ


20

3.7. Задания для выполнения самостоятельной работы


21

3.8. Тестовые задания (примеры из разных вариантов)


27

3.9. Контрольная работа для студентов заочного отделения и методические рекомендации по ее выполнению



27

3.10. Методические указания по выполнению курсовой работы


27

3.11. Требования, предъявляемые к студенту для промежуточной аттестации по дисциплине



27



I. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя
Характер процесса обучения, способы его осуществления влияют на формирование познавательной самостоятельной творческой активности. Эти задачи решаются в процессе применения активных и интерактивных технологий в интенсификации процесса обучения с помощью различных дидактических приемов и средств, обеспечивающих перевод ученика в позицию субъекта деятельности. Сущность интерактивных технологий – в интенсификации процесса обучения через организацию взаимодействия обучающихся, стимулирующего креативный характер деятельности.

Использование активных и интерактивных технологий в учебном процессе закреплено во всех Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). В ФГОС ВПО в пункте 7.3 раздела «Требования к условиям реализации основных образовательных программ» в частности отмечается, что реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

В рамках дисциплины «Маркетинг библиотечно-информационной деятельности» учебным планом наряду с лекциями запланированы семинары и практические занятия, часть из которых проходит с использованием активных и интерактивных форм. В профессиональной педагогической печати можно встретить суждения о том, что семинар как форма проведения занятий себя изжила. Сторонники данной формы утверждают, что семинары могут сохраниться лишь в случае использования метода дискуссии. Под дискуссией принято понимать обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, в которой каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения при изучения сложной темы, теоретической проблемы. В форме дискуссии рекомендуется проведение семинара по темам «Теоретические аспекты применения маркетинга в библиотечно-информационной деятельности», «Продвижение информационной продукции».

Практические занятия «Комплексный анализ рынка, потребителей и библиотечно-информационных услуг», «Изучение читательского спроса как один из видов анализа потребительского рынка библиотечно-информационных продукции и услуг» и «Разработка товарной номенклатуры библиотеки», «Расчет затрат на производство товара/услуги», «Анализ печатной рекламной продукции библиотек», «Составление плана маркетинга библиотеки» рекомендуется проводить в форме работы в малых группах.

Работа в малых группах – форма, которая дает возможность всем студентам участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе – неотъемлемая часть многих активных и интерактивных форм.

Организация групповой работы:

  • Учебная группа разбивается на несколько небольших групп от 3 до 6 человек.

  • Каждая группа получает свое задание. Задания могут быть одинаковыми для всех групп либо дифференцированными.

  • Внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли.

  • Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками.

При формировании групп в расчет надо брать два признака:

  • уровень учебных успехов студентов, т.е. студентов можно объединить в группы по однородности (гомогенная группа) или по разнородности (гетерогенная группа) учебных успехов;

  • характер межличностных отношений, в данном случае в группу должны подбираться студенты, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае в группе возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх.

Функции преподавателя:

  • объяснение цели предстоящей работы;

  • разбивка студентов на группы;

  • раздача заданий для групп;

  • контроль за ходом групповой работы;

  • попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, побуждение студентов к активному поиску;

  • после отчета групп о выполненном задании формулирование выводов.


II. Методические указания для студентов
Комплексное изучение студентами учебной дисциплины «Маркетинг библиотечно-информационной деятельности» предполагает: овладение материалами лекций, учебной и дополнительной литературы, указанными в рабочей программе дисциплины; творческую работу студентов в ходе проведения семинарских и практических занятий, а также систематическое выполнение тестовых и иных заданий для самостоятельной работы студентов.

В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание. Основой для подготовки студента к семинарским занятиям являются лекций и издания, рекомендуемые преподавателем (см. раздел «Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации»).

Основной целью практических занятий является отработка профессиональных умений и владений. В зависимости от содержания практического занятия могут быть использованы методики интерактивных форм обучения. Основное отличие активных и интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.

Для выполнения заданий самостоятельной работы в письменной форме по темам «Эволюция маркетинга», «Основные виды маркетинга», «Маркетинговая среда библиотеки», «Организация маркетинговых исследований», «Особенности маркетинга библиотечно-информационной деятельност», «Внутренний маркетинг как инструмент управления коллективом библиотеки» студенты, кроме рекомендуемой к изучению литературы, электронных изданий и интернет-ресурсов, должны использовать публикации по изучаемой теме в журналах: «Библиотека», «Библиография», «Мир библиографии», «Библиотечные технологии», «Библиотечное дело», «Библиотековедение», «Библиополе», «Библиотечное дело – ХХI век» и др.

Предусмотрено проведение индивидуальной работы (консультаций) со студентами в ходе изучения материала данной дисциплины.
III. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля

успеваемости и промежуточной аттестации

3.1. Вопросы для подготовки к экзамену


  1. Некоммерческий маркетинг, его принципы, цели, функции.

  2. Сущность и принципы библиотечного маркетинга.

  3. Комплекс маркетинга.

  4. Этапы развития маркетинга. Основные концепции маркетинга.

  5. Особенности маркетинга библиотечных услуг.

  6. Маркетинговая среда библиотеки.

  7. Сегментация рынка библиотечно-информационных услуг. Цели и принципы сегментирования рынка.

  8. Характеристика производителей информационной продукции.

  9. Потребители информационной продукции. Формирование спроса на информационную продукцию.

  10. Маркетинговые исследования информационного рынка, их значение и цели.

  11. Этапы проведения маркетинговых исследований.

  12. Методы маркетинговых исследований.

  13. Маркетинговая информация, её виды, достоинства и недостатки.

  14. Товарная политика библиотек и информационных служб. Разработка товарной номенклатуры.

  15. Жизненный цикл товара. Особенности маркетинга на каждом этапе.

  16. Формирование цен на информационную продукцию.

  17. Методы ценообразования.

  18. Основные этапы, обеспечивающие процесс ценообразования.

  19. Фандрайзинг в библиотеке, сущность, значение, формы и направления.

  20. Продвижение информационной продукции: интегрированный подход.

  21. Источники маркетинговых сообщений.

  22. Основные этапы стратегии продвижения информационной продукции.

  23. Реклама информационной продукции.

24. Паблик рилейшнз в деятельности библиотек и информационных служб

3.2. Методические указания по выполнению рефератов,

эссе и творческих заданий по дисциплине

Реферат по дисциплине должен быть выполнен в соотвествии с общими требованиями к оформлению студентческих работ на кафедре и в академии. Он выполняется печатным способом с применением компьютера на листах формата А4, отпечатанных с одной стороны. Текст и другие элементы текста выполняются черными отпечатками без ореола и расплывшейся краски, насыщенность окраски букв и знаков – ровная в пределах строки, страницы и всего документа.

Рекомендуемый объем реферата 20-25 страниц. В этом объеме учитываются титульный лист, содержание, введение, заключение и список литературы. Рекомендуемые объемы введения и заключения от 3 до 5 страниц. Приложения в указанный объем не входят.

К тексту реферата предъявляются следующие требования: тип используемого шрифта – Times New Roman; размер шрифта (в Microsoft Word) – 14 пунктов, в таблице – 12 пунктов; межстрочный интервал – 1,5; поля страницы: верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм, левое – 25 мм, правое – 10 мм; абзацный отступ – 0,7 см; нумерация страниц – внизу по центру.

На одной странице сплошного текста размещается 28–30 строк по 65–70 знаков в строке, при этом каждый пробел между словами считается за один знак.

Заголовки «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «РАЗДЕЛ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» печатаются на новой странице прописными буквами без каких-либо выделений, подчеркиваний, в кавычки не заключаются. Точка в конце любого из указанных заголовков не ставится. Записываются наименования с абзацного отступа. Первая буква в наименовании раздела должна быть прописной, а остальные – строчные.

Наименование следующего за уже изложенным раздела (содержание, введение, раздел, заключение и т.д.) печатается на новой странице. Заголовки на новую страницу не выносятся и печатаются на той же странице, где помещено название раздела.

Заголовок не должен быть последней строкой на странице. Точка в конце заголовков разделов не ставится. Перенос слов в заголовках не допускается. Расстояние между последней строкой текста и последующим заголовком раздела должно равняться 3 межстрочным интервалам.

Расстояние между наименованием раздела и подраздела должно равняться 1,5 межстрочному интервалу, а расстояние от всех заголовков до текста должно равняться 3 межстрочным интервалам.

Все страницы реферата (включая приложения) нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы. Первой страницей считается титульный лист, но на нем цифра «1» не ставится, а на следующей странице (СОДЕРЖАНИЕ) проставляется цифра «2» и т.д. Порядковый номер печатается в середине нижнего поля страницы не ниже 15 мм от нижнего среза бумаги.

В содержании работы обязательно указываются страницы, на которых помещен материал введения, каждого раздела, заключения, приложений.

Таблицы, рисунки, приложения в работе должны носить тематические названия. Каждое приложение начинается с новой страницы с указанием наверху посередине листа слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» (без кавычек). Если приложений несколько, то они обозначаются заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, кроме букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ.

В соответствии с государственными и отраслевыми стандартами и принятой в науке символикой во всем отчете должна быть выдержана единая система условных обозначений и терминологии.

Отпечатанный текст работы необходимо тщательно выверить. Сроки сдачи реферата устанавливаются преподавателем в соответствии с календарным планом.

3.3. Планы семинарских занятий

Для очного отделения
  1   2   3   4   5

Похожие:

Комплекс Маркетинг библиотечно-информационной деятельности Методическое обеспечение дисциплины Челябинск 2013 Министерство культуры Российской Федерации iconКомплекс мировые тенденции библиотечно-библиографического и информационного...
Автор-составитель: Ю. В. Гушул, канд пед наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности Челябинской государственной...

Комплекс Маркетинг библиотечно-информационной деятельности Методическое обеспечение дисциплины Челябинск 2013 Министерство культуры Российской Федерации iconПрограмма разработана в соответствии с федеральным государственным...
Программа рассмотрена на заседании кафедры библиотечно-информационной деятельности

Комплекс Маркетинг библиотечно-информационной деятельности Методическое обеспечение дисциплины Челябинск 2013 Министерство культуры Российской Федерации iconУчебно-методический комплекс Хабаровск 2011 министерство культуры...
Утверждена на заседании кафедры теории и истории культуры «02» марта 2011 г., протокол №2

Комплекс Маркетинг библиотечно-информационной деятельности Методическое обеспечение дисциплины Челябинск 2013 Министерство культуры Российской Федерации iconФорма заявления на временный вывоз культурных ценностей для физических...
Министерство культуры Российской Федерации (указать наименование структурного подразделения)/ территориальный орган Министерства...

Комплекс Маркетинг библиотечно-информационной деятельности Методическое обеспечение дисциплины Челябинск 2013 Министерство культуры Российской Федерации iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору б дв 1
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Error: Reference source not found

Комплекс Маркетинг библиотечно-информационной деятельности Методическое обеспечение дисциплины Челябинск 2013 Министерство культуры Российской Федерации iconУчебно-методическое обеспечение дисциплины 13-19 Материально-техническое...
«060301 биология» (квалификация академический бакалавр). Дисциплина реализуется на Факультете естественных наук Федерального государственного...

Комплекс Маркетинг библиотечно-информационной деятельности Методическое обеспечение дисциплины Челябинск 2013 Министерство культуры Российской Федерации iconЮридический факультет утверждаю
Структуру и содержание дисциплины основы делопроизводства, образовательные технологии, а так же учебно-методическое обеспечение самостоятельной...

Комплекс Маркетинг библиотечно-информационной деятельности Методическое обеспечение дисциплины Челябинск 2013 Министерство культуры Российской Федерации iconКомплекс информационное общество рабочая тетрадь Челябинск 2011 Федеральное...
И 90 Информационное общество : рабочая тетрадь в помощь освоению курса / Ю. В. Гушул; фгоу впо «Челяб гос акад культуры и искусств»....

Комплекс Маркетинг библиотечно-информационной деятельности Методическое обеспечение дисциплины Челябинск 2013 Министерство культуры Российской Федерации iconУчебно-методическое обеспечение дисциплины 13-19 Материально-техническое...
Ооп по направлению подготовки «020201 биология» (квалификация специалист). Дисциплина реализуется на Факультете естественных наук...

Комплекс Маркетинг библиотечно-информационной деятельности Методическое обеспечение дисциплины Челябинск 2013 Министерство культуры Российской Федерации iconМинистерство культуры российской федерации приказ
Федерации от 02. 06. 2008, n 22, ст. 2583, в целях поощрения работников сферы культуры за заслуги в области культуры, искусства,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск