Скачать 298.47 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского» Факультет филологии и медиакоммуникаций Кафедра Библиотечно-информационной деятельности Производственная практика студентов 3 курса очной и заочной форм обучения по направлению 071900.62 «Библиотечно – информационная деятельность» Программа практики и методические указания к ее организации Омск – 2013 Методические указания разработаны доцентом, канд. ист. наук Т.В. Бернгардт Программа рассмотрена на заседании кафедры библиотечно-информационной деятельности (протокол № 5 от 27 декабря 2013 г.) Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ по направлению подготовки 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность». Декан факультета филологии и медиакоммуникаций Иссерс О.С. 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 1.Общие вопросы организации практики Предлагаемая программа производственной практики организуется в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения и учебным планом подготовки студентов по направлению «Библиотечно – информационная деятельность» и осуществляется в сроки, определенные учебным графиком. Продолжительность практики 4 недели при 6 часовом рабочем дне. Производственная практика может быть организована: - в общедоступных библиотеках универсального профиля (в публичных и детских библиотеках, центральных городских и их филиалах); - в специальных библиотеках учреждений и организаций (высших учебных заведений, школ, колледжей, научных учреждений) Распределение студентов по базам практики оформляется приказом ректора. Перед началом практики проводится установочное собрание по выполнению заданий практики, ее организации и инструктаж по технике безопасности. Программа практики вместе с приказом предварительно рассылается руководителям библиотек – базам практики. На основе данной программы библиотеки составляют свой план прохождения практики. 2. Цель и задачи практики Цель практики – освоение студентами технологических, экономических и организационных механизмов предоставления библиотечных услуг и продукции в новых условиях функционирования библиотек. Закрепление и углубление теоретических знаний, практических умений и навыков библиотечно-информационного обслуживания пользователей, управленческой деятельности в библиотеке. Задачи практики: - изучение инструктивно – плановой документации; -знакомство с деятельностью структурных подразделений, служб, конкретных специалистов, занимающихся библиотечно-информационным обслуживанием; - овладение технологическими процессами обслуживания пользователей; - изучение специфики новых технологий и их возможностей в библиотечно-информационном обслуживании; - привитие навыков исследовательской работы. - содействовать приобретению умений и выработке навыков управленческой деятельности, необходимых современному библиотечному специалисту. - определить суть и осознать важность управленческой деятельности в библиотеке. - развить творческие способности. Задачи практики, ее содержание и выполнение корректируется в зависимости от типа и вида библиотеки (базы практики) с учетом плана ее деятельности. С Т У Д Е Н Т - П Р А К Т И К А Н Т - Подчиняется действующим в библиотеке правилам внутреннего трудового распорядка; - проявляет самостоятельность при освоении программы практики и выполнении индивидуальных творческих заданий, предложенных библиотекой; - ежедневно ведет дневник, в котором фиксирует содержание выполненной за день работы (Приложение 1); - предоставляет дневник для проверки руководителю практики от библиотеки; - по окончании практики, на основе дневника составляет содержательный отчет, где отражает в обобщенном виде всю проделанную работу (Приложения 2,3); - подает отчет на утверждение руководителю практики от библиотеки, а затем руководителю практики от кафедры. На защиту студент предоставляет отчет о практике и письменный отзыв-характеристику от библиотеки (Приложение 4). Студенты, не выполнившие программу практики или получившие отрицательный отзыв-характеристику, считаются не выполнившими учебный план. Исходя из цели, задач и способа организации практики, ее программа носит комплексный характер и содержит два блока. Первый блок представляет программу, разработанную кафедрой на основе действующего федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства по направлению «Библиотечно-информационная деятельность», по дисциплинам «Библиотечно-информационное обслуживание», «Библиографическая деятельность библиотеки» и «Библиотечный менеджмент». Второй блок – это индивидуальные творческие планы, предлагаемые студентам библиотеками – базами практики, содержательно лежащие в русле поставленных цели и задач, но с учетом потребностей, возможностей и характера их деятельности. В качестве образца приводим творческий план библиотеки Омского государственного технического университета (Приложение 5). 3. Основное содержание практики Наименование разделов и тем 3.1 Установочное собрание и инструктаж по технике безопасности. Организационная структура обслуживания пользователей библиотеки. 3.2.Организация, методика и технология обслуживания читателей на абонементе, в читальном зале, информационно - библиографическом отделе. 3.3 Выставочная работа в библиотеке. 3.4.Массовая (фронтальная) работа библиотеки. 3.5.Информационно – библиографическая работа. 3.6.Проведение микроисследования.
- Организационно-правовое регулирование деятельности библиотеки - Управление библиотечными технологиями Практическое задание
- Библиотечные кадры – трудовые ресурсы библиотеки - Материально-технические ресурсы библиотеки - Финансовые ресурсы библиотеки Практическое задание
- Маркетинг в сфере некоммерческой деятельности библиотеки - Инициативная хозяйственная деятельность библиотеки - Маркетинговые коммуникации - Фандрейзинг - Изучение рынка библиотечно-информационных услуг Практическое задание
- Характеристика организационной структуры НМО - Работа по повышению квалификации персонала - Аналитическая деятельность методической службы. Консультационная помощь. - Методологическая деятельность как управление изменениями. - Аналитическая деятельность методологической службы. - Методическая помощь в организации планирования и отчетности Практическое задание 3.11 Управление библиотечным персоналом - Планирование, методы подбора, расстановки и оценки библиотечных кадров. - Организационная культура как фактор формирования библиотечного коллектива - Мотивация и стимулирование деятельности библиотечных работников 3.12 Делопроизводство в системе библиотечного менеджмента Практическое задание 3.13 Помещение библиотеки. Организация библиотечного пространства. Второй блок Индивидуальные творческие задания, разработанные библиотеками-базами практики Составление и оформление отчета по производственной практике Содержание практики 3.1. Организационная структура обслуживания пользователей в библиотеке. Деятельность библиотеки по организации обслуживания пользователей: задачи, основные показатели, приоритетные направления. Специализация, наличие целевых комплексных программ, проектов по обслуживанию читателей. Организационная структура обслуживания. Внестационарное обслуживание. Инструктивно-плановая документация отделов (секторов) библиотечно-информационного обслуживания. Маркетинг библиотечных услуг. Практические задания: 3.1.1. Составить схему организационной структуры обслуживания пользователей в библиотеке. 3.1.2. Выявить причины изменений в организационной структуре обслуживания ( 2-3 последних года). 3.1.3. Охарактеризовать комфортность библиотечной среды. 3.2.Организация, методика и технология обслуживания читателей на абонементе, в читальном зале, информационно-библиографическом отделе. Виды абонементов, читальных залов. Основные категории потребителей. Характеристика информационных потребностей и запросов. Принятая система учета процессов обслуживания. Наличие должностных инструкций. Ассортимент платных и бесплатных услуг. Внутренняя работа по подготовке к выдаче. Обслуживание читателей по МБА. Использование новых технологий в обслуживании пользователей библиотеки. Задачи и содержание библиографического и информационного обслуживание. Практические задания: 3.2.1. Осуществлять запись читателей в библиотеку. 3.2.2. Выполнять требования читателей (пользователей) на документ . 3.2.3.Проводить беседы с читателями при рекомендации и возврате документов. 3.2.4. Проводить консультации в фонде открытого доступа. 3.2.5.Выполнять справки (устные и письменные), дежурить у каталогов. 3.2.6. Подготовить и провести тематические/информационные обзоры. 3.2.7.Принять участие в подготовке и проведении Дня библиографии. 3.2.8.Описать технологию библиографического информирования. 3.3. Выставочная работа в библиотеке. Основные направления выставочной работы библиотеки. Видовое разнообразие выставок, их соответствие методическим требованиям. Эффективность выставочной работы. Электронные выставки. Практические задания: 3.3.1. Составить план организации и проведения выставки. 3.3.2. Выявить и отобрать документы. 3.3.3 Разработать художественное оформление выставки. 3.3.4. Подготовить рекламное сообщение о работе выставки. 3.3.5. Проанализировать эффективность выставки. 3.4. Массовая (фронтальная) работа библиотеки. Задачи библиотечного обслуживания в организации социально-культурной деятельности, реализуемой через массовую работу. Особенности массовой работы в библиотеке данного типа. Приоритетные методы и формы массовой работы, используемые в библиотеке. Реклама библиотечных мероприятий. Практические задания: 3.4.1. Принять участие в разработке массового мероприятия библиотеки в соответствии с планом ее деятельности. 3.4.2. Охарактеризовать и представить рекламную продукцию массовой работы библиотеки. 3.5. Информационно – библиографическая работа в библиотеке. Практические задания: 3.5.1.Охарактеризовать СБА библиотеки и использование в библиографическом обслуживании. Выполнение библиографических справок (устных и письменных), привести примеры. 3.5.2.Описать методику подготовки и проведения Дня библиографии, технологию индивидуального БИ. 3.5.3.Проанализировать формы библиографического обучения сотрудников и пользователей библиотеки. Принять участие в одной из форм библиографического обучения. 3.6. Проведение микроисследования. Раскрыть особенности исследовательской работы в данной библиотеке: проблематика и методика исследований, внедрение результатов исследований в практику работы библиотеки, проблемы организации исследовательской работы. Практическое задание: 3.5.1. Принять участие или провести самостоятельно микроисследование в соответствии с проблематикой деятельности библиотеки – базы – практики. Примером таких исследований может быть: изучение спроса на библиотечные услуги, выявление информационных потребностей пользователей или сотрудников библиотеки, анализ эффективности выставочной деятельности, формирование имиджа библиотеки и др. Для изучения проблемы необходимо разработать план и программу исследования. Обобщенные результаты изучения вместе с инструментарием необходимо приложить к отчету по практике. 3.7 ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ Тема 1. Общее знакомство с библиотекой Экскурсия по библиотеке. Сведения по истории библиотеки, ее миссии, задачах, особенностях, о книжном фонде, читателях, об организации их обслуживания, о коллективе библиотеки, перспективах развития. Партнерские взаимоотношения с др. библиотеками и небиблиотечными организациями. Тема 2. Организационно-правовое регулирование деятельности библиотеки Внутренняя нормативная документация, отражающая правовые, организационные, технологические стороны профессиональной деятельности: устав библиотеки (положение о библиотеке), учредительный договор, правила пользования библиотекой. Положения, регламентирующие конкретные направления взаимоотношений с пользователями (платные услуги, залоговые отношения и т.д.). Регулирование договорных отношений. Положения о структурных подразделениях (отделах, секторах, залах, абонементах, кабинетах, специализированных центрах и т.п.). Оперативно-распорядительная документация: приказы и распоряжения руководителя, постановления коллегиальных органов управления библиотекой. Правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции специалистов, коллективный договор и т. д. . Тема 3. Управление библиотечными технологиями Учет библиотечных технологий для нормирования труда, планировки библиотечных помещений. Качество библиотечных технологий как показатель научной организации труда. Технологическая карта – основной документ в управлении библиотечными технологиями. Блок схемы как часть технологической карты. Инновационная деятельность библиотеки, направленная на совершенствование библиотечных технологий. Разделение и кооперация библиотечного труда. Практические задания. 3.8 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ БИБЛИОТЕКИ Тема 1. Библиотечные кадры – трудовые ресурсы библиотеки Профессионально-квалификационная структура персонала. Величина трудовых ресурсов (количество используемого рабочего времени и размер фонда заработной платы). Тема 2. Материально-технические ресурсы библиотеки: здание (помещение), оборудование, мебель, фонд библиотечных документов, каталоги и картотеки, средства связи и транспорта, копировально-множительная техника, средства электронного доступа и т.д. Тема 3. Финансовые ресурсы библиотеки Основные источники формирования финансовых ресурсов. Объем внебюджетного финансирования. Роль и значение внебюджетных средств. Сметно-целевой принцип планирования и распределения бюджетных средств. Практические задания 3.9 БИБЛИОТЕЧНЫЙ МАРКЕТИНГ Тема 1. Маркетинг в сфере некоммерческой деятельности библиотеки Признаки бесприбыльного подхода к управлению библиотекой. Качество и востребованность бесплатных библиотечных услуг, их номенклатура. Маркетинг с осознанием социоально-этической миссии библиотеки. Некоммерческий маркетинг как средство достижения общественных интересов, создания позитивного образа библиотеки. Обратная связь с пользователями. Отсутствие стремления к финансовой выгоде. Тема 2. Инициативная хозяйственная деятельность библиотеки Основные рынки позиционирования (библиотечно-информационный, образовательный, культурно-досуговый и т.д.). Социальные и экономические цели инициативной хозяйственной деятельности. Платные услуги. Тема 3. Маркетинговые коммуникации Библиотечная реклама в структуре профильного маркетинга. Взаимоотношения библиотеки с общественностью. Личные контакты библиотекарей с пользователями. Тема 4. Фандрейзинг Изыскание дополнительных средств на функционирование библиотеки: спонсорство, благотворительность, патронаж, гранты, организация благотворительных событий и т.п. Тема 5. Изучение рынка библиотечно-информационных услуг Методы, используемые библиотекой для изучения рынка. Сбор внутри - и внебиблиотечной информации для разработки маркетинговой концепции. Сведения о реальных и потенциальных пользователях, о конкурентах, партнерах, лидерах общественного мнения. Наличие маркетинговой службы в библиотеке и маркетинговых программ. Практические задания 3.10 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема 1. Характеристика организационной структуры научно-методического отдела Сущность, значение и содержание методической работы в новых социокультурных и экономических условиях. Структура и штаты НМО. Положение об отделе. Должностные обязанности персонала. Тема 2. Аналитическая деятельность методической службы Анализ состояния и развития как отдельной библиотеки, так и библиотечной сети в целом. Слежение за изменениями в деятельности библиотеки, или сети библиотек в целях определения уровня их работы и принятия методических решений, направленных на ее совершенствование (методический мониторинг). Оказание консультативной и практической помощи библиотекарям. Методические функции других отделов библиотеки. Фонд методических изданий и их характеристика. Тема 3. Методическая деятельность как управление изменениями Адекватное реагирование методической службы на изменения внешней среды функционирован6ия библиотеки. Стратегия и тактика поиска, оценки, разработки и применения библиотечных новшеств. Основные источники выявления новшеств. Характеристика этапов инновационных процессов, протекающих в библиотеке на момент прохождения практики. Создание новшеств и их распространение по сети библиотек. Тема 4. Работа по повышению квалификации персонала Концепция непрерывного образования в современной библиотеке. Формы и методы повышения квалификации. Самообразование в системе повышения квалификации. Переподготовка библиотечных кадров. Планирование работы с персоналом с точки зрения повышения квалификации. Тема 5. Методическая помощь в организации планирования и отчетности Общая методика планирования. Система плановых и отчетных документов. Методика составления годового плана работы библиотеки. Форма 6-НК или другие формы статистического учета. Практические задания 3.11 УПРАВЛЕНИЕ БИБЛИОТЕЧНЫМ ПЕРСОНАЛОМ Тема 1. Методы планирования, подбора, расстановки и оценки библиотечных кадров Трудовое законодательство РФ как гарант легитимности регулирования трудовых отношений. Прогнозирование потребности библиотеки (ЦБС) в кадрах. Основные источники рекрутирования, используемые в библиотеке. Методы отбора кадров: анкетирование, собеседование, тестирование и т.д. Критерии профессиональной пригодности. Методика проведения аттестации. Индивидуальная работа с персоналом. Планирование карьерного роста. Тема 2. Организационная культура как фактор формирования библиотечного персонала Принятая в библиотеке модель организационной культуры: -Представление о миссии библиотеки, целях ее деятельности, разделяемых всеми сотрудниками; - внимание к сохранению истории и традиций библиотеки; - принятые способы социальной адаптации сотрудников; -стиль взаимоотношений внутри библиотеки и с другими учреждениями; - условия для самореализации сотрудников библиотеки; - корпоративные ценности: конфликтоустойчивость, сплоченность, восприимчивость к новшествам и т.д. Методы формирования организационной культуры, применяемые руководителем. Тема 3. Мотивация и стимулирование деятельности библиотечных работников Формирование рациональной профессионально-квалификационной структуры кадров библиотеки. Учет потребностей, интересов и намерений персонала. Объективизм методов оценки трудового вклада. Доминирующие виды морального и материального стимулирования в библиотеке. Практические задания 3.12 ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В СИСТЕМЕ БИБЛИОТЕЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА Технология документооборота в библиотеке. Документационное обеспечение процесса управления, роль АСУ. Реквизиты документов, бланки. Специфические особенности организации делопроизводства в библиотеке. Контроль за хранением и использованием документов. Практическое задание.
Функциональность библиотечного здания (помещения). Характеристика и размеры помещений обслуживания читателей, помещений хранения, служебных и вспомогательных помещений. Возможности свободной ориентации пользователей. Дизайн и комфортность. Практические задания. VIII. Практические занятия к разделам Практические задания к 3.7 разделуа) Определить вид управленческий структуры библиотеки (линейная, линейно-штабная, линейно-функциональная и т.п. Показать особенности управленческой структуры ЦБС. Установить организованную структуру библиотеки. Отразить организационную и управленческую структуры в виде схем. б) Проанализировать локальную (внутрибиблиотечную) распорядительную документацию, охарактеризовать ее достаточность для эффективного управления, соотнесенность с фоновым и отраслевым законодательством. Заполнить таблицу:
Практические задания ко 3.8 разделу: а) Провести анализ трудовых ресурсов библиотеки (ЦБС) по нижеприведенной схеме: АНАЛИЗ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ЦБС (БИБЛИОТЕКИ) Количество сотрудников ЦБС (библиотеки) В том числе: По штатному расписанию_______________________________________________________ вакансии_____________________________________________________________________ из них специалистов:____________________технич.персонал_________________________ Списочная численность библиотечных работников на начало 200….г _____________________________________________________________________________ Списочная численность библиотечных сотрудников на конец 200….г _____________________________________________________________________________ Библиотечных работников со специальным библиотечным образованием (сред.-высшее)______________________________________________________________________ Библиотечных работников с высшим специальным образованием__________________________________________________________________ Библиотечных работников с высшим неспециальным образованием__________________________________________________________________ Библиотечных работников со средним библиотечным образованием__________________________________________________________________ Библиотечных работников со средним неспециальным образованием__________________________________________________________________ Библиотечных работников, уволенных по всем причинам в течение года__________________________________________________________________________ Библиотечных работников, уволенных по всем причинам в течение года__________________________________________________________________________ Библиотечных работников, принятых в течение года________________________________ Годовой фонд заработной платы библиотечных специалистов_________________________ Определить:
б) Охарактеризовать относительный оборот библиотечного персонала за предыдущие 2 года с помощью ряда показателей: Интенсивность оборота персонала по приему (Ип) Ип = Чпр |
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... | Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению... | ||
Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования... | Настоящая Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки... | ||
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности 060201 стоматология, утвержденным... | Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для специальности... | Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 45. 06. 01... | ||
Семейное право [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011. – 20 с | В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |