Комплекс мировые тенденции библиотечно-библиографического и информационного обслуживания Методическое обеспечение дисциплины


НазваниеКомплекс мировые тенденции библиотечно-библиографического и информационного обслуживания Методическое обеспечение дисциплины
страница1/6
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6



ФГОС ВПО.

Учебно-

методический

комплекс




мировые тенденции

библиотечно-библиографического

и информационного обслуживания

Методическое обеспечение дисциплины

Челябинск 2013Министерство культуры Российской Федерации



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинская государственная академия культуры и искусств»

Факультет документальных коммуникаций и туризма

Кафедра библиотечно-информационной деятельности


мировые тенденции

библиотечно-библиографического

и информационного обслуживания
Методическое обеспечение дисциплины
по направлению подготовки

071900 Библиотечно-информационная деятельность

квалификация (степень) выпускника «магистр»,

Челябинск 2013

УДК 024(073)


ББК 78.377я73

М64

Автор-составитель: Ю. В. Гушул, канд. пед. наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности Челябинской государственной академии культуры и искусств


Рецензент: А. В. Соколов, докт. пед. наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств
Методическое обеспечение дисциплины одобрено на заседании совета факультета документальных коммуникаций и туризма от 16.09.2013 г., протокол № 1



М 64
Мировые тенденции библиотечно-библиографического и информационного обслуживания : метод. обеспечение дисциплины по направлению подготовки 071900 Библиотечно-информационная деятельность, квалификация (степень) выпускника – магистр / авт.-сост. Ю. В. Гушул ; Челябинская государственная академия культуры и искусств. – Челябинск, 2013. – 82 с. – (ФГОС ВПО. Учебно-методический комплекс).
Издание включает: методические рекомендации (материалы) для преподавателя, методические указания для студентов и фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

© Челябинская государственная

академия культуры и искусств, 2013

Содержание


I. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя …


6


II. Методические указания для магистрантов ………………………


7


III. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации ……………………….



9

3.1. Вопросы для подготовки к экзамену ………………………..


9


3.2. Методические указания по выполнению рефератов, эссе и творческих заданий по дисциплине …………………………………


10

3.3. Планы семинарских занятий …………………………………


20

3.4. Задания для практических занятий ………………………….

36

3.5. Темы и задания для мелкогрупповых/индивидуальных занятий ……………………………………………………………….


53

3.6. Темы и задания контрольных работ …………………………

53

3.7. Задания для выполнения самостоятельной работы ………...

53


3.8. Тестовые задания ……………………………………………..


62

3.9. Контрольная работа для магистрантов заочного отделения и методические рекомендации по ее выполнению …………………


62

3.10. Методические указания по выполнению курсовой работы

62

3.11. Требования, предъявляемые к магистранту для промежуточной аттестации по дисциплине ……………………….


62

Приложение 1. Пример электронной выставки …………………


63

Приложение 2. Положение о проведении международной интеллектуальной игры ……………………………………………..



71

Приложение 3. Информационное рекламное письмо о мероприятии …………………………………………………………



76

Приложение 4. Примерный вариант библиографической памятки ……………………………………………………………….


78



Приложение 5. Вариант информационной статьи об услугах информационно-аналитической службы ……………………………




79


I. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя
Следует учитывать, что качество и результативность образовательной работы с магистрантами существенно повышаются, если данный процесс обеспечивается комплексно и с учетом реалий конкретной практической работы магистранта.

Следует выявить, какой (какие) процессы библиотечно-библиографической и/или информационной работы выполняет магистрант на своем месте работы и формулировать задания для самостоятельной работы в зависимости от практических предпочтений.

Следует помнить, что любая работа, проделанная магистрантом-специалистом, приобретает реальное значение только тогда, когда с ее результатами получают возможность ознакомиться другие специалисты (коллеги, преподаватели, студенты). Поэтому важным этапом работы по выполнению и сдаче практических и самостоятельных работ является их наглядное оформление, либо подготовка текстовой части работы к публикации. Следует ориентировать магистрантов, что в таком случае они выступают в новом качестве – как авторы, работающие над авторской разработкой. В этом случае необходимо объяснять магистранту что изменяет его опыт в традиционной практике, какова результативность его учебно-исследовательской работы (УИР) или научно-исследовательской работы (НИР), в чем конкретно заключаются его идеи и подходы.

Следует особое внимание при предложении и объяснении темы практической или самостоятельной работы уделять аргументации для магистранта учебной цели УИР и/или НИР, какие знания, умения, навыки должны быть им приобретены в результате УИР, НИР. Следует подчеркнуть для них содержание тех знаний и умений, на которые необходимо опираться магистранту для выполнения заданной работы.

Следует учитывать, что по данной дисциплине нет учебных пособий для магистрантов, где обобщены необходимые вопросы теории, поэтому

важно своевременно выявлять в профессиональной печати, на профильных сайтах появляющиеся теоретические материалы, описания практического опыта работы и доносить его до магистрантов в таком виде и объеме, который требуется для выполнения задания.

Уместно выявлять и предлагать магистрантам для обсуждения и осмысления (как работающим по специальности профессионалам) в том числе, противоречивый, спорный, дискутируемый материал, предлагая им разобраться в вероятных позициях и выработать свою точку зрения.

Следует активно использовать в работе с магистрантами активные и интерактивные методы общения: презентации, мозговой штурм, дискуссию, встречи-обсуждения со специалистами, мастер-классы, деловые игры.

При организации практической работы № 6 по теме «Выявить возможные формы/приёмы/методы регулирования межкультурной коммуникации» (2 ч.) (ПК-5), (ПК-13), возможно (на основе анализа творческого потенциала группы преподавателем) участие в межкультурном видеоконференц-проекте, при этом достигается формирование необходимой в современном мире социокультурной и межкультурной компетенции. Для библиотечных специалистов такой опыт работы представляется крайне важным, так как библиотека в рамках поддержки образовательного процесса должна обеспечивать «контакт представителей разных стран и культур без необходимости их одновременного физического присутствия в одном и том же месте… важно создать условия для разумного цивилизованного диалога, в котором каждый не только будет видеть в собеседнике представителя другой культуры, но и осознавать, что сам он является представителем своей нативной культуры» (Назаренко, А. Л. Социоконструктивистский подход в международном образовательном видеоконференц-проекте / А. Л. Назаренко // Вестник Московского университета. Серия 19 Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2012. – № 3. – С. 60). Следует обратить особое внимание на теоретическую подготовку магистрантов по проблемам русской национальной культуры, сосредоточившись на её особенностях. Преподавателю следует акцентировать внимание на важности «компонента активного самостоятельного обучения, автономности» магистранта при подготовке материалов к видеоконференции, тем самым достигается формирование готовности специалиста к самостоятельной добыче новых знаний, к построению собственного нового знания. Это, в свою очередь, важно для того, чтобы специалисты были подготовлены к работе в режиме диалога, предусматривающего сообщение параллельной информации в своём варианте.

Данный метод – видеоконференц-проект – предполагает активное обучение и обучение в сотрудничестве; используются принципы, описанные в «Бюллетене Американской ассоциации высшего образования»: Good practice develops cooperation among students b Good practice uses active learning techniques (там же, с. 64). Метод предполагает также активность обучающегося и его ответственность за результат своей деятельности, поскольку от его вклада зависит итог проекта, конечный продукт, результат (там же). Метод предполагает автономность обучающегося, его самостоятельную когнитивную деятельность: Let students do (most of) the work (Б. Пелц) (там же, с. 65).

Выполнение видеоконференц-проекта предполагает подбор, анализ и обработку материала, структурирование собственного сообщения, иллюстрирование его презентацией и публичную защиту. Возможно размещение презентаций на сайте библиотеки, в целях их использования как информационного ресурса для последующей работы.

Рабочим языком проекта может быть на языке-посреднике – lingua franca – каковым, как известно, является английский язык. Поэтому проект ещё можно рассматривать как рабочую площадку для применения на практике получаемых в курсе «Деловой английский язык» речевых навыков и компетенций, составляющих коммуникативную компетенцию (там же, с. 66).
II. Методические указания для магистрантов
Комплексное изучение магистрантами учебной дисциплины «Мировые тенденции библиотечно-библиографического и информационного обслуживания» предполагает: овладение материалами лекций, учебной и дополнительной литературы, указанными в рабочей программе дисциплины; творческую работу магистрантов в ходе проведения семинарских и практических занятий, а также систематическое выполнение тестовых и иных заданий для самостоятельной работы.

В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее актуальные, спорные положения изучаемого материала, которые должны быть осмыслены магистрантами и взяты на вооружение в практической работе. Основой для подготовки магистранта к семинарским занятиям являются лекции и издания, рекомендуемые преподавателем (см. раздел «Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации»).

Основной целью семинарских занятий является освоение сложных теоретических вопросов; обсуждение актуальных и спорных практических проблем профессиональной деятельности, поставленных в профессиональной печати; участие в профессиональных дискуссиях; слежение за степенью усвоения пройденного материала и ходом выполнения магистрантами самостоятельной работы. При обсуждении на семинарах сложных и дискуссионных вопросов и проблем используются методики интерактивных форм обучения: «Сократический диалог», «Займи позицию», ПОПС-формула, дебаты и т. д. Это позволяет магистрантам развивать профессиональные умения делового сотрудничества и деловой дискуссии, постановки проблемы, формулировки аргументов, обоснования своей точки зрения, а также владения формами публичного выступления, методикой построения логичной и аргументированной устной речи и сопровождения устной речи презентацией основных аргументов и выводов.

Для успешной подготовки к семинарским занятиям магистранты в обязательном порядке, кроме рекомендуемой к изучению литературы, электронных изданий и интернет-ресурсов, должны использовать публикации, в первую очередь, в профессиональных журналах: «Вестник БАЕ», «Информационное общество», «Современная библиотека», «Библиотечное дело» и др. Крайне важно обращение к последним материалам международных научных и научно-практических конференций ИФЛА, ЮНЕСКО, зарубежных библиотечных ассоциаций, в том числе, – на иностранных языках. Актуально обращение к материалам международных конференций на русском языке, проводимых под эгидой или при непосредственном участии библиотек и вузов культуры, освещающих международный опыт работы с российской стороны: «Румянцевские чтения», «Информационно-коммуникационные технологии и электронные ресурсы в системе культурно-цивилизационных преобразований: опыт использования в вузах культуры и искусств», «Информационное общество: вызовы XXI века», «Скворцовские чтения» и др.

Основной целью практических занятий является отработка профессиональных умений и владений. В зависимости от содержания практического занятия могут быть использованы методики интерактивных форм обучения. Основное отличие активных и интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.

Важной формой практической работы по дисциплине является участие магистрантов в непосредственной работе кафедры, преподавателя, своей библиотеки по подготовке планового международного мероприятия: научной конференции, форума, международного семинара, дискуссии. В этом случае магистранты под руководством преподавателя подготавливают информационные письма по мероприятию (в том числе, на иностранном языке), занимаются рассылкой информации по мероприятию, подготавливают адресную базу данных участников мероприятия, разрабатывают и подготавливают информационные папки участникам планируемого мероприятия, проводят обновления сайта мероприятия, подготавливают материалы для своего участия в мероприятии (очного или заочного). Все примеры возможных материалов представлены в Приложениях.

Для выполнения заданий самостоятельной работы в письменной форме магистранты, кроме рекомендуемой к изучению литературы, электронных изданий и интернет-ресурсов, должны использовать труды по изучаемой теме в Электронной библиотеке диссертаций, самостоятельно выявлять новые публикации по библиографическим источникам: государственным библиографическим указателям, реферативным журналам, систематическим библиографическим указателям.

Предусмотрено проведение индивидуальной работы (консультаций) с магистрантами в ходе изучения материала данной дисциплины.
III. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля

успеваемости и промежуточной аттестации

3.1. Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Сущность, генезис и развитие библиотечного обслуживания

  2. Сущность, генезис и развитие библиографического обслуживания

  3. Сущность, генезис и развитие информационного обслуживания

  4. Влияние новых информационных технологий на информационное обслуживание

  5. Сущность и тенденции изменений в библиотечно-библиографическом и информационном обслуживании в информационном обществе

  6. Развитие цифровых технологий, их влияние на информационно-библиографическую деятельность

  7. Новые возможности для развития интеллекта и творческих способностей человека в информационном обществе: роль библиотеки и информационных учреждений

  8. Формирование информационного миропонимания и мировоззрения

  9. Информационный образ жизни

  10. Информационно-библиографическое слежение

  11. Модель воспитания личности в информационной среде

  12. Новые риски и угрозы для цивилизации, общества и человека в информационном обществе: роль библиотеки и информационных учреждений

  13. Технологии доведения информации до потребителя

  14. Проблема содержания информации

  15. Библиотечно-библиографическое и информационное обслуживание в поликультурной среде

  16. Библиотечно-библиографическое и информационное обслуживание конкретных групп читателей

  17. Перспективные направления информационной деятельности

  18. Перспективные программы международного библиотечно-библиографического и информационного сотрудничества

  19. Программы продвижения книги и чтения

3.2. Методические указания по выполнению рефератов,

эссе и творческих заданий по дисциплине

Требования к структуре, содержанию и оформлению рефератов по дисциплине.

Реферат может быть выполнен как реферат-цитата, реферат-перефразирование, реферат-фрагмент (см. любое издание Справочника библиографа), дайджест (см. любое издание Справочника информационного работника) на основе консультации с преподавателем, в зависимости от востребованности той или формы на месте работы магистранта. В тексте могут быть представлены реферат-таблица, реферат-диаграмма и др. (см. любое издание Справочника библиографа).

Объем реферата – не более 13–15 страниц. Список использованной литературы должен включать не менее 10 названий. В тексте реферата ссылки на список использованной литературы обязательны.

Структура реферата: введение, основная часть, заключение и список использованной литературы. Во введении следует кратко (10–15 предложений) изложить актуальность темы и ее влияние на практическую работу библиотеки. Основная часть должна представлять содержательную характеристику темы, излагаемую в 2–3 разделах (11–12 страниц). Краткое (5–7 предложений) заключение должно содержать перспективы изучения темы, важность для практической работы магистранта, возможность использования в практической работе. Хотя введение открывает работу, писать его следует после завершения исследования и написания основного текста.

Текст реферата должен продемонстрировать, что магистрант не только овладел навыком выявления литературы по теме, изучил публикации в профессиональной печати, но и умеет логически изложить их основное содержание и самостоятельно обобщить, интерпретировать материал, а также – что особенно важно – имеет собственную точку зрения на изучаемую проблему. Излагать материал необходимо аргументировано, стилистически грамотно, четко, сжато, научным языком. Основная часть текста реферата должна быть ориентирована на использование одной смысловой единицы текста: описание, объяснение, доказательство, интерпретация или оценка.

Текст реферата следует тщательно вычитать и отредактировать самостоятельно; проверить его с точки зрения стиля научной работы, убедительности и точности приводимых доказательств, логичности изложения материала, наличия в реферате вывода, правильности оформления ссылок и соответствия библиографических описаний действующим ГОСТам.

Выполнение реферативной работы согласно темам, предлагаемым преподавателем, обеспечит формирование следующих профессиональных качеств информационного специалиста и компетенций: готовность проводить системный анализ деятельности библиотечно-информационных структур, моделировать, прогнозировать, выявлять тенденции их развития (ПК-1); готовность к внедрению инноваций в библиотечно-информационную практику (ПК-8); способность к оценке эффективности и качества библиотечно-информационной деятельности (ПК-9); способность к исследованию библиотечно-информационной деятельности в контексте социально-экономического развития общества (ПК-12); способность к исследованию тенденций развития информационно-аналитической деятельности (ПК-13).

Требования к структуре, содержанию и оформлению эссе по дисциплине.

Эссе – это размышление небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета (см., например: http://www.khstu.ru/rus/?menu=Essay). Конкретную тему эссе, кроме определенных преподавателем, магистрант может предложить лично, в рамках своих профессиональных интересов по дисциплине. Эссе может содержать только одну мысль, развитие только одного тезиса, отвечать только на один поставленный вопрос.

Объем эссе – 1–2 страницы, максимум – 3 страницы изложения индивидуальных соображений магистранта, рассуждений по теме в свободной форме.

Задание по написанию эссе направлено на формирование умения у магистранта сформулировать и зафиксировать в письменном тексте свой философский, либо исторический, историко-биографический, либо публицистический, литературно-критический, художественный взгляд на вопрос.

Как правило, эссе предполагает новое, субъективное мнение по актуальному рассматриваемому вопросу. В содержании эссе оцениваются в первую очередь личность магистранта, его мировоззрение, мысли и чувства.

Структура эссе: вступление (2–3 предложения об актуальности вопроса), основная часть (тезис–аргументы), заключение (3–4 предложения о возможности авторского, индивидуального самобытного решения вопроса).

Излагать свою точку зрения магистранту следует четко, грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать собственные выводы. Следует приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность (см., например: http://www.khstu.ru/rus/?menu=Essay).

Стиль изложения при разных подходах к эссе – разный. Если эссе представляет философский либо историко-биографический взгляд магистранта, то тексту более подходит научный стиль изложения. Если эссе представляет публицистический либо литературно-критический взгляд на вопрос, то ему может быть присуща эмоциональность, экспрессивность, художественность. Начать рассуждение можно с яркого и даже неожиданного афористического высказывания или парадоксального определения, рушащего все привычные нормы рассмотрения вопроса и отношения к нему, либо сравнительной аллегории, когда неожиданный факт или событие связывается с темой эссе. Допускается ориентация на разговорную речь, но, безусловно, без употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно.

Стиль изложения в эссе зависит и от выбора вида эссе: описательное, повествовательное, рефлексивное, критическое, аналитическое и др.

Сложность написания эссе состоит в том, что необходимо настолько глубоко овладеть темой/вопросом, чтобы суметь свободно, убедительно и доверительно представить собственные размышления и рассуждения по ней.

В отличие от реферата, который адресован любому читателю, эссе адресовано подготовленному читателю, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору эссе сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями (см., например: http://www.khstu.ru/rus/?menu=Essay).

Специалисты предлагают следующим образом проверить правильность написания эссе. После окончания работы над эссе присвойте каждому абзацу букву: либо S (short), либо M (medium), либо L (long). S – менее 10 слов в абзаце, M – менее 20 слов, L – 20 и более слов. Правильное эссе имеет следующий или похожий порядок букв: M S M L M S. Неправильное эссе характеризует такая последовательность букв: S S S M L L L (см., например: http://www.khstu.ru/rus/?menu=Essay).

Выполнение эссе согласно темам, предлагаемым преподавателем, обеспечит владение техниками внедрения инноваций в библиотечно-библиографическое и информационное обслуживание (ПК-8).
Требования к структуре, содержанию и оформлению творческих заданий по дисциплине.

Задание 1. Экспресс-анализ «Организация международной библиографической деятельности в библиотеке (на материале конкретной библиотеки)».

Экспресс-анализ – одна из информационно-аналитических технологий информационной деятельности, на основе использования которой информационный специалист может предоставить информационную услугу. Это услуга по предоставлению, к примеру, актуальной информации о бренде библиотеке, отличающем ее международную деятельность от работы других библиотек. Такой экспресс-анализ может включать проведение анализа сильных и слабых сторон бренда, анализа логотипа, слогана и названия, анализ архитектуры бренда, всех элементов бренда и его атрибутов, анализ целей, стратегии и миссии бренда библиотеки, архетипического уровня бренда, уровня ценностей, ассоциаций и обещания бренда, анализ сенсорных элементов бренда, метафорического уровня бренда, исследование эмоциональных, духовных и функциональных выгод бренда и др.

Экспресс-анализ – это мини-исследование. Результат экспресс-анализа – аналитическая справка объемом 1–2 страницы, максимум 3 страницы. Такая аналитическая справка обычно содержит оценку перспективности нового мероприятия, действия, программы библиотеки еще на этапе планирования, до начала крупных финансовых расходов и проведения полного бизнес-планирования.

Экспресс-анализ осуществляется на базе опубликованной информации о емкости информационного рынка, конкурентной среды, привлекательности предложения информационных продуктов и услуг данной библиотеки для читателя и наличия аналогов (см., например: http://www.ciman.ru/ekspress-analiz-biznes-idey-teo.html).

Для опытных руководителей экспресс-анализ предстартового этапа проекта представляет собой независимую экспертизу идеи с предложением альтернативных вариантов реализации. Для начинающих руководителей проводимый экспресс-анализ поможет свести к минимуму возможные риски проекта, избежать необоснованных затрат и избавиться от иллюзий относительно возникшей идеи. Экспресс-анализ идеи, в целом, позволяет реально оценить собственные силы и возможности (см., например: http://www.ciman.ru/ekspress-analiz-biznes-idey-teo.html).

В рамках творческого задания № 1 магистрантам предлагается провести экспресс-анализ бренда библиотеки для участия в международном мероприятии. В работе по такому экспресс-анализу бренда библиотеки и участии библиотеки в международном мероприятии, магистрант должен выбрать (на основании консультации с преподавателем) одно направление экспресс-анализа, наиболее отвечающие практическим нуждам библиотеки и/или предстоящего международного мероприятия:

  1. разработка анкеты для заполнения библиотекарями с вопросами по характеристике бренда предстоящего международного мероприятия и их отношению к нему, работе над ним самих библиотекарей.

  2. проведение поиска по похожим брендам и потенциальным партнерам с похожими брендами (например, по профессиональной литературе и сайтам библиотек).

  3. анализ плюсов и минусов существующего названия (коннотативные значения и ассоциации, паралингвистические ассоциации (жесты, мимика, предметы и т. д.), графический потенциал имени, способность встраиваться в речевые формулы (в ситуациях библиотечно-библиографического или информационного обслуживания и обсуждения предлагаемого библиотекой продукта), конкурентоспособность, эмоциональные ассоциации и концепты, образность, рекламоспособность, уникальность, запоминаемость.

  4. исследование стратегии развития бренда предстоящего международного мероприятия.

  5. сбор всех рекламных материалов библиотеки и предстоящего международного мероприятия за конкретный период (на основании консультации с преподавателем, например, за последние полгода), анализ их эффективности и связи с концепцией бренда предстоящего международного мероприятия, его обещанием, ценностями.

  6. по полученным данным дача рекомендации по оптимизации коммуникационной стратегии бренда предстоящего международного мероприятия и разработке рекламных материалов.

  7. анализ связки «бренд – предстоящее международное мероприятие» по параметрам «миссия–стратегия–цели–задачи» мероприятия.

Каждый магистрант, выбирает и работает по одному из перечисленных выше направлений экспресс-анализа бренда международного мероприятия. Взятые в совокупности от каждого магистранта группы все работы предоставят группе полную картину по подготовке международного мероприятия в библиотеке.

Краткая (1–2 страницы, максимум 3 страницы) аналитическая справка – информационный продукт, как результат информационного обслуживания – магистранта по итогам информационной работы должна содержать уникальные советы и рекомендации по управлению, оптимизации и развитию бренда предстоящего международного мероприятия. Это должны быть не просто советы, а рабочие решения, которые библиотека может сразу же использовать.

Выполнение творческого задания № 1 согласно теме, предлагаемой преподавателем, обеспечит формирование следующих профессиональных качеств информационного специалиста и компетенций: способность к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (ОК-7); готовность проводить системный анализ деятельности библиотечно-информационных структур, моделировать, прогнозировать, выявлять тенденции их развития (ПК-1); готовность к внедрению инноваций в библиотечно-информационную практику (ПК-8); способность к оценке эффективности и качества библиотечно-информационной деятельности (ПК-9); способность к исследованию библиотечно-информационной деятельности в контексте социально-экономического развития общества (ПК-12); способность к исследованию тенденций развития информационно-аналитической деятельности, мониторингу рынка информационных продуктов и услуг и определению стратегии его развития (ПК-13).

Тем самым происходит формирование знаний о теоретических основах международного библиотечно-библиографического обслуживания и движущих силах международного библиотечного, библиографического, информационного обслуживания пользователей.

Работая над созданием собственного бренда библиотеки для проведения международного мероприятия, магистрант отрабатывает умения моделировать пути оптимизации библиотечно-библиографического и информационного обслуживания (ПК-1), разработки стратегии применения информационно-коммуникативных технологий в библиотечно-информационной деятельности (ПК-5), а также профессионально эксплуатировать современное оборудование и приборы (ОК-7).

Задание 2. Разработать модель воспитания личности в информационной среде.

Предварительно следует повторить (изучить) теоретический материал по вопросам формирования информационной культуры личности, социальной информатики и новой науки – экоэтики. Следует уяснить, что главной задачей, которая сегодня встает перед обществом, является защита психосферы личности и общества в условиях техногенного информационного шквала.

Следует понять, что сегодня угрозой для человеческого общества и его существования стали опасные экологоэтические проблемы. Оказывается, что информационное загрязнение среды обитания не менее опасно чем вещественное. Более того, от всемирного информационного шквала, особенно через интернет и TV, страдает сознание людей. По данным медиков резко возросла гипнабельность населения. Появились даже кабинеты душевнобольных компьютером и интернетом и т. п. (см., например: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2000/doc/tom2/section2/Doc65.HTML).

Магистранту предлагается разработать модель участия библиотеки (на выбор магистранта, на основании консультации с преподавателем):

  1. в воспитании личности в информационной среде,

  2. в формировании безопасного информационного пространства библиотеки,

  3. в обучении этике общественных отношений,

  4. в формировании навыков владения информационными технологиями,

  5. в формировании информационной культуры личности.

Некоторые специалисты строят графические модели (см., например: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2000/doc/tom2/section2/Doc65.HTML) взаимодействия информационной среды и личности. Информационная среда в предлагаемой специалистами модели фактически объединяет общество и информационные ресурсы, видно и присутствие библиотеки в ней.


Магистранту предлагается при построении авторской модели отталкиваться от выражаемых ожиданий общества как заказчика работы библиотеки по формированию экокультуры, экоэтики и информационной культуры читателя, высказываемых в научных публикациях:

  1. «роль библиотеки возрастает за счет предоставления доступа к информационным ресурсам интернета. Для таких библиотек актуально выработать этические правила работы с электронной информацией (см., например: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2000/doc/tom2/section2/Doc65.HTML).

  2. Как библиотека может противостоять «обилию насилия, кодирующей сознание рекламы, “грязной” политики, [что] формирует тягу к жестокости, мещанские стремления в жизни, а порой, политический и религиозный экстремизм» (см., например: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2000/doc/tom2/section2/Doc65.HTML).

  3. «Виртуальным миром игры можно назвать динамическую интерактивную мультимедийную модель реальности. В ней должна присутствовать структурно-смысловая организация взаимодействия объектов. Такие модели строятся согласно концепции, сюжету и классифицируются по жанрам. Существуют виртуальные игровые миры жанров: квеста, action, стратегии, симулятора и др. Разрабатываются многопользовательские игры и виртуальные миры для участников, подключенных к интернет. Примеры можно найти на страничкеhttp://members.xoom.com/001281/games6.htm. Наибольшее распространение получили виртуальные объекты, созданные в виде чата на основе Java-технологии. Ведутся исследования по созданию многопользовательских трехмерных миров в интернет. Примеры VRML–миров можно найти на http://cosmosoftware.com/galleries/, http://www.intervista.com/VRML/gall ery/, http://www.qin.com/virtual.gallery/VRML/. Повторим возникший парадокс, чем большая потенциальная польза виртуала для решения реальных задач, тем осторожней с ним надо “играть”» (см., например: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2000/doc/tom2/section2/Doc65.HTML).

  4. «Известно появление различных молодежных течений. Они образуют некие субкультуры: панки, хиппи, скины, реперы, спортивные и политические фанаты... Их нравы отнюдь не способствуют созданию привлекательного образа человека и гражданина, но зато привлекателен для многих образ “героя”. И вот в этот уличный коллейдоскоп добавляет тирражированные милионами экземпляров уличные “образцы” героев из ТВ и компьютерных сетей. Итак мы имеем еще одно информационное поле – врывчатую смесь Улицы с интернетом. “Улица”, как вся жизнь – это экзамен для личности на твердость морально-нравственных понятий и характера» (см., например: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2000/doc/tom2/section2/Doc65.HTML).

  5. «Воспитание личности определяется вектором внутреннего духовного потенциала, накопленным опытом, выраженным в модели в виде стремлений, и воздействием информационной образовательной среды. Информация, поступающая из различных источников этой среды, имеет различную ценность, направлена на формирование тех или иных стремлений. По нашему мнению, для личности важно дифференцированное отношение к этим информационным потокам (см., например: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2000/doc/tom2/section2/Doc65.HTML).

Модель должна представлять собою тематический план мероприятий (занятий, библиотечно-библиографических уроков, массовых мероприятий, конкурсов и др.) по одному из вышеперечисленных направлений. Модель должна включать до 5 названий мероприятий и их краткую характеристику:

  1. цель,

  2. задачи мероприятия,

  3. ожидаемые результаты,

  4. мировые тенденции.

Выполнение творческого задания № 2 согласно теме, предлагаемой преподавателем, обеспечит формирование следующих профессиональных качеств информационного специалиста и компетенций: готовность на основе системного анализа деятельности библиотечно-информационных структур моделировать конкретные краткосрочные формы работы на основе применения информационно-коммуникативных технологий (ПК-1), (ПК-5). В этом творческом задании № 2 фиксируется умение моделировать возможные пути оптимизации библиотечно-библиографического и информационного обслуживания силами международного сообщества (ПК-1).

Творческие задания, направленные на развитие исследовательских умений и навыков осуществления библиотечно-библиографического, информационного обслуживания.



  1. Тематические выступления «Гранит науки, или Открытия 3-го тысячелетия».

Магистрант должен подготовить обзор (3–5 страниц) публикаций из научных, научно-популярных журналов об открытиях 3-го тысячелетия.

Это творческое задание направлено на расширение знаний о результатах предметной деятельности современных учёных, развитии уровней информированности и интереса магистров по отношению к науке.

Форма применима к Дню информации, Дню специалиста.


  1. Ролевая игра «Международный симпозиум на тему……».

Магистранты, подготовив обзоры публикаций из научных, научно-популярных журналов об открытиях 3-го тысячелетия (см. Творческое задание 1), озвучивают (выступление 7–10 минут, 2 страницы текста) их в группе, либо в библиотеке, по месту работы.

Это творческое задание направлено на усвоение навыков групповой читательской дискуссии, публичного выступления специалиста, убеждающего воздействия, конструктивной критики, группового принятия решения.

Форма применима в работе по продвижению книги и чтения.

  1. Творческое задание «Лики науки».

Магистрант выявляет материал для более подробного изучения жизненного и творческого пути, теоретических воззрений учёного, об открытии / вкладе в науку которого выполнял Творческие задания 1, 2.

Это творческое задание призвано способствовать освоению метода психологической биографии современного учёного, под которым понимается психологическая реконструкция истории жизни учёного с помощью привлечения таких источников, как автобиография, продукты научного творчества и др.

Форма применима к Дню информации, Дню специалиста.


  1. Организация тематической выставки.

Магистрант на основе выполненных Творческих заданий 1, 2, 3 и составленных для Творческих заданий 1, 2, 3 списков литературы подготавливает тематические выставки (название, 5–8 документов, цитаты) по выбранному им открытию 3-го тысячелетия. Тематическая выставка может быть подготовлена (на основании консультации с преподавателем) либо для группы и студентов ЧГАКИ в читальных залах ЧГАКИ, либо для читателей и коллег в библиотеке, по месту работы. Во втором случае необходимо сделать презентацию выставки (5 слайдов).

Эта форма творческой работы применима в деятельности по продвижению книги и чтения.

Формируются важные компетенции информационного общества: умение работать в команде, владение техникой сканирования, работы с сайтом для оформления выставки.


  1. Подготовка электронной выставки.

Магистрант переносит реальную выставку в электронное пространство: на сайт Научно-образовательного центра «Информационное общество». Для этого магистрант сканирует обложки представляемых документов, подготавливает библиографические записи в электронном виде. Библиографическая запись должна содержать библиографическое описание документа и аннотацию (не менее 5 предложений).

Пример электронной выставки – см. Приложение 1, текущих электронных выставок – см. сайт Научно-образовательного центра «Информационное общество» (www.noc.chgaki.ru).

Форма применима в работе по продвижению книги и чтения. Формируется важная компетенция информационного общества – умение работать в команде. Формируются важные компетенции информационного общества: умение работать в команде, владение техникой сканирования, работы с сайтом.


  1. Работа в информационно-аналитической службе Научно-образовательного центра «Информационное общество».

Работа в информационно-аналитической службе Научно-образовательного центра «Информационное общество» (см. сайт Научно-образовательного центра «Информационное общество» – www.noc.chgaki.ru) осуществляется по выполнению запросов пользователей/абонентов службы. Магистранту следует выполнить 1 запрос, поступивший в информационно-аналитическую службу, безусловно, под руководством преподавателя.

Форма направлена на отработку умений таких мировых тенденций обслуживания, как обслуживания отдалённых пользователей, подготовки вторичной информации по запросу, навыков письменной речи, владения технологией электронной почты и виртуального общения.

3.3. Планы семинарских занятий

Для очного отделения
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Комплекс мировые тенденции библиотечно-библиографического и информационного обслуживания Методическое обеспечение дисциплины iconКомплекс Маркетинг библиотечно-информационной деятельности Методическое...
Автор-составитель: И. Ю. Матвеева, канд пед наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности

Комплекс мировые тенденции библиотечно-библиографического и информационного обслуживания Методическое обеспечение дисциплины iconПрограмма создания и реализации внутреннего и внешнего информационного пространства цбс 11 с
Развитие справочно-библиографического информационного обслуживания пользователей библиотек

Комплекс мировые тенденции библиотечно-библиографического и информационного обслуживания Методическое обеспечение дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Основы библиотечно-информационного дела»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Комплекс мировые тенденции библиотечно-библиографического и информационного обслуживания Методическое обеспечение дисциплины iconИнструкция по учету показателей библиотечно-информационного обслуживания пользователей
Данная Инструкция определяет единый порядок и требования к организации учета обслуживания пользователей и является обязательной для...

Комплекс мировые тенденции библиотечно-библиографического и информационного обслуживания Методическое обеспечение дисциплины iconМуниципальное задание Муниципального казенного учреждения культуры...
Наименование муниципальной услуги: Услуга по осуществлению библиотечного, библиографического и информационного обслуживания пользователей...

Комплекс мировые тенденции библиотечно-библиографического и информационного обслуживания Методическое обеспечение дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору б дв 1
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Error: Reference source not found

Комплекс мировые тенденции библиотечно-библиографического и информационного обслуживания Методическое обеспечение дисциплины iconЮридический факультет утверждаю
Структуру и содержание дисциплины основы делопроизводства, образовательные технологии, а так же учебно-методическое обеспечение самостоятельной...

Комплекс мировые тенденции библиотечно-библиографического и информационного обслуживания Методическое обеспечение дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной...

Комплекс мировые тенденции библиотечно-библиографического и информационного обслуживания Методическое обеспечение дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной...

Комплекс мировые тенденции библиотечно-библиографического и информационного обслуживания Методическое обеспечение дисциплины iconЗаместитель директора по увр мбоу «сош №26»
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечного и информационно-библиографического обслуживания...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск