Порядок оформления запросов об оказании международной правовой помощи и исполнения поручений, поступивших с территории иностранных государств


Скачать 280.06 Kb.
НазваниеПорядок оформления запросов об оказании международной правовой помощи и исполнения поручений, поступивших с территории иностранных государств
страница1/3
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3


Порядок оформления запросов

об оказании международной правовой помощи

и исполнения поручений, поступивших с территории

иностранных государств
1. Виды порядков сношений с компетентными органами иностранных государств, предусмотренные международными соглашениями и практикой оказания международной правовой помощи
Всем известно, что нахождение участников спора за границей нередко ставит перед судом, рассматривающим дело, дополнительные сложности. Одним из средств их преодоления является механизм судебного поручения.

При необходимости направления поручения суду, прежде всего, следует выяснить, нормами какого правового акта надлежит руководствоваться, является ли государство, к которому обращается суд, участником международного соглашения, если да, то какого именно, или заключались ли международные договоры между нашими странами.

В целях установления данных фактов на сайте Главного управления Минюста России по Ростовской области to61.minjust.ru в разделе международная правовая помощь имеется перечень государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры.

В указанном перечне необходимо найти интересующую страну и посмотреть, какие договоры заключены с данным государством. Из них следует выбрать подходящий международный акт, которым надлежит руководствоваться.

При конкуренции норм нескольких международных соглашений, регулирующих аналогичные процедуры, следует применять те из них, которые предусматривают упрощенный, ускоренный порядок взаимоотношений, а значит, более выгодный для сторон и суда.

Далее уже в рамках международного договора необходимо выяснить порядок сношений с тем или иным государством.

По сложившейся практике, а также в рамках международных договоров, регламентирующих оказание правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, выделяют следующие способы взаимодействия.

1) Одним из предусмотренных порядков является непосредственное обращение запрашивающего правовую помощь органа Российской Федерации к запрашиваемому органу иностранного государства.

При подобном взаимодействии орган государственной власти может обратиться в иностранный компетентный орган самостоятельно, минуя Минюст России и МИД России.

Например, такой порядок сношений предусмотрен Соглашением о порядке разрешений споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20.03.1992.

Участниками обозначенного Соглашения являются: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина, кроме Грузии и Молдовы.

В рамках данного международного Соглашения суд Российской Федерации направляет запрос о правовой помощи непосредственно в суд иностранного государства, который компетентен произвести необходимое процессуальное действие, например опрос сторон по делу, вручение судебных документов и т.п.

2) Следующий порядок - дипломатический.

Заключается он в том, что российское судебное поручение подлежит направлению через Минюст России в МИД России, которое через свое посольство или консульство обращается в МИД иностранного государства с нотой. МИД иностранного государства направляет поручение в соответствующий суд с просьбой о его исполнении.

Такой порядок предусмотрен, например, Договором между СССР и Алжирской Народной Демократической Республикой о взаимном оказании правовой помощи от 23.02.1982.

3) Еще один способ взаимодействияпередача поручений центральному органу юстиции, назначенному для целей выполнения соответствующего международного соглашения.

Например, договоры о правовой помощи между СССР с бывшими социалистическими странами устанавливают порядок сношений между центральными органами юстиции договаривающихся стран.

Так, в соответствии со ст. 3 Договора между СССР и Чехословацкой Социалистической Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1982 года поручение о правовой помощи подлежит направлению центральному органу России - Министерству юстиции Российской Федерации, который передает его центральному органу Чехии - Министерству юстиции Чешской Республики. В свою очередь, Минюст Чехии направит поручение в соответствующий орган для непосредственного исполнения.

В соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 в редакции Протокола к ней от 28.03.1997 взаимодействие осуществляется через центральные, территориальные и иные органы.

Договаривающиеся Стороны определяют перечень своих центральных, территориальных и других органов, уполномоченных на осуществление непосредственных сношений, о чем уведомляют депозитария Конвенции - Исполнительный комитет СНГ.

С государствами, которые не являются участниками Протокола к Конвенции 1993 года от 28.03.1997 - Азербайджанская Республика, Грузия, Республика Узбекистан, Кыргызская Республика (не ратифицировали), Туркменистан (не подписал), а также Республика Молдова, сделавшая оговорку к статье 5, взаимодействие при исполнении поручений об оказании правовой помощи осуществляется через Министерство юстиции Российской Федерации и Министерство юстиции соответствующего иностранного государства.

Взаимодействие с учреждениями юстиции остальных государств: Украина, республики Армения, Беларусь, Казахстан, Таджикистан при выполнении положений Конвенции, осуществляется через территориальные органы юстиции - главные управления Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации и уполномоченные органы иностранных государств.

Таким образом, органы государственной власти Российской Федерации не наделены правом непосредственного взаимодействия с компетентными органами государств - участников Минской Конвенции в редакции Протокола от 28.03.1997, в связи с чем запросы о правовой помощи направляются ими в Главное управление Минюста России по субъекту Российской Федерации для последующего препровождения на территорию иностранного государства.

4) Следует также отметить, что при отсутствии международного договора о правовой помощи взаимодействие с компетентными органами иностранных государств осуществляется Минюстом России в соответствии с российским законодательством и на основе международных принципов вежливости и взаимности, в необходимых случаях - по согласованию с МИДом России.

Однако исполнение поручений о правовой помощи на условиях вежливости и взаимности, тем не менее, будет целиком зависеть от воли запрашиваемого иностранного государства.

5) Иной порядок сношений установлен некоторыми международными соглашениями, заключенными в рамках Гаагской конференции по международному частному праву. Данный порядок направлен на упрощение и ускорение процедуры передачи документов, подлежащих вручению за границей.

В соответствии с Конвенцией о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 года каждое государство, участник Конвенции, назначает центральный орган, на который возлагается обязанность принимать и рассматривать запросы о вручении документов, поступающие из компетентных органов других государств.

В связи с указанным российские органы государственной власти направляют запросы о вручении документов непосредственно в адрес центрального органа иностранного государства, минуя Минюст России и МИД России (ст. 3 Конвенции 1965 года).

С заявлениями государств - участников Конвенции 1965 года можно ознакомиться на официальном интернет-сайте постоянно действующего Бюро Гаагской конференции: www.hcch.net.

В соответствии с заявлениями Российской Федерации центральным органом, уполномоченным на получение и организацию исполнения запросов компетентных органов иностранных государств о вручении документов, является Министерство юстиции Российской Федерации1. Поэтому запросы иностранных органов о вручении документов в рамках Конвенции 1965 года поступают в Минюст России и направляются в главные управления Минюста России по субъектам Российской Федерации, которые затем препровождают их по территориальности в российские суды или иные органы государственной власти, находящиеся на территории соответствующего федерального округа.

Российский компетентный орган после исполнения поручения иностранного органа направляет материалы в Главное управление Минюста России по субъекту Российской Федерации, которое в дальнейшем переправит их в центральный орган Российской Федерации - Минюст России для препровождения в запрашивающий орган иностранного государства.

Аналогичный порядок сношений предусмотрен Конвенцией о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам 1970 года. Однако Российской Федерацией центральный орган для целей Конвенции 1970 года не определен, не были сделаны оговорки относительно необходимости перевода запросов, поступающих для исполнения на территории Российской Федерации, на русский язык, а также по другим положениям.

По сложившейся практике Минюст России принимает направляемые в соответствии с Конвенцией 1970 года запросы компетентных органов иностранных государств.

Запросы компетентных российских органов государствам - участникам Конвенции 1970 года направляются в центральный орган иностранного государства.

Таким образом, в целях определения правомерного способа направления поручения на территорию иностранного государства необходимо изучить тот или иной международный правовой акт, подлежащий применению по отношению к интересуемой стране, на предмет установленного порядка сношений.

В случае, когда определена возможность непосредственного взаимодействия, материалы направляются в уполномоченный орган соответствующего государства.

Если предусмотрено, что поручение препровождается для организации исполнения через Минюст России или МИД России, органам государственной власти соответствующего федерального округа следует предоставлять его в главные управления Минюста России по субъектам Российской Федерации для проверки правильности оформления и дальнейшего направления в соответствии с порядком сношений на территорию иностранного государства или в Минюст России.2

При установленном порядке получения запросов центральным органом иностранного государства, пакет документов необходимо направлять напрямую в центральный орган.

6) Относительно непосредственного вручения материалов иностранным гражданам следует иметь в виду, что международными правовыми актами по общему правилу не предусмотрено направление судом извещения напрямую лицу, находящемуся за границей, за исключением Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15.11.1965, в соответствии со статьей 10 которой данная Конвенция не препятствует возможности непосредственно посылать по почте судебные документы, если запрашиваемое государство не заявляет возражений.

При этом многие участники, в том числе Российская Федерация сделали заявления о недопустимости использования такого способа пересылки материалов.

В связи с указанным при решении вопроса о возможности направления документов по почте иностранным лицам, находящимся на территории государства, являющегося участником упомянутой Конвенции, следует изучить заявления, высказанные той или иной страной относительно упрощенного порядка.

Достоверную и актуальную информацию обо всех заявлениях государств, как было сказано выше, можно получить на официальном интернет-сайте постоянно действующего Бюро Гаагской конференции: www.hcch.net.

Рассмотрим также случай, если интересуемое лицо является гражданином запрашивающей стороны. В этой ситуации возможно применить нормы отдельных международных договоров, которыми предусматривается право производить непосредственно через своих дипломатических или консульских представителей и без применения мер принуждения вручение судебных и внесудебных документов своим гражданам, находящимся на территории другого государства. Такая норма содержится, например, в Соглашении между СССР и Австрийской Республикой по вопросам гражданского процесса от 11.03.1970.

Таким образом, при наличии международного правового акта необходимо изучить его на предмет возможности непосредственного направления материалов, а также ознакомиться с заявлениями, сделанными государствами. При отсутствии договора между странами следует руководствоваться исключительно законодательством запрашивающей и запрашиваемой сторон.
2. Общие требования, предъявляемые к оформлению и содержанию поручения в сфере международного сотрудничества
После определения порядка сношения необходимо изучить международный договор на предмет предъявляемых к оформлению и содержанию поручения требований.

По общему правилу судебное поручение должно иметь следующие реквизиты:

- наименование запрашивающего учреждения;

- наименование запрашиваемого учреждения (в случае, если наименование неизвестно, то поручение необходимо адресовать КОМПЕТЕНТНОМУ ОРГАНУ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА);

- наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь;

- имена и фамилии сторон, а также лиц, в отношении которых совершаются действия, их гражданство, дата и место рождения, занятие и постоянное местожительство или местопребывание;

- имена, фамилии и адреса возможных представителей названных лиц, включая законных представителей;

- содержание поручения.

В поручении о вручении документа должны быть также указаны точный адрес получателя и наименование всех вручаемых документов.

В случае отсутствия информации о месте жительства или нахождения лица, в отношении которого необходимо совершить определенные процессуальные действия, в поручении необходимо отдельным пунктом обозначить просьбу о розыске данного лица. Однако включение данного пункта допускается только в том случае, если объемом правовой помощи многостороннего соглашения или двустороннего договора предусмотрено установление местонахождения лиц.

Документы, направляемые при оказании правовой помощи, должны иметь подпись компетентного должностного лица и официальную печать запрашивающего учреждения.

Постановка как можно более конкретных задач перед запрашиваемым судом или иным компетентным органом представляется наиболее желательной для более качественного и оперативного исполнения поручений.

В случаях, предусмотренных международным договором, поручение, а также прилагаемые к нему документы должны быть изготовлены на официальном языке запрашиваемого государства или сопровождаться переводом на этот язык. Однако это правило не абсолютно.

В некоторых случаях международные договоры предусматривают возможность использования «дипломатического» языка, в качестве которого выступает обычно французский или английский.3

При подготовке материалов, направляемых за границу и требующих перевода, у судей зачастую возникают вопросы, связанные с поиском переводчика, а также порядком оплаты его услуг.

В связи с указанным необходимо отметить, что в компетенцию Минюста России и территориальных органов Минюста России не входит осуществление перевода направляемых и получаемых документов.

Как показывает практика, перевод судебных документов, направляемых компетентным органам иностранных государств, осуществляется как за счет заинтересованной стороны, так и за счет средств федерального бюджета.

Однако в связи с тем, что, как правило, расходы на перевод судебных актов не заложены в финансирование судов, переводы преимущественно осуществляются за счет лиц, участвующих в деле.

При этом, по имеющимся сведениям, в некоторых субъектах Российской Федерации (Удмуртская область) перевод документов на иностранные языки по арбитражным делам производится торгово-промышленными палатами на основании договоров на оказание услуг, в рамках которого осуществляется перевод документов (определений, запросов, основного содержания, свидетельства о вручении), а также нотариальное удостоверение переведенных документов. Оплата оказываемых услуг производится за счет средств, выделяемых арбитражным судам.

Следующим моментом, на который следует обратить внимание – назначение даты судебного заседания при участии иностранного лица.

Здесь необходимо исходить из того, что судебные извещения должны быть вручены с расчетом, чтобы лица, участвующие в деле, имели достаточный срок для подготовки и своевременной явки в суд.

Если международным договором этот срок не определен, рекомендуем определять дату рассмотрения дела не менее чем за шесть месяцев для направления документа в страны СНГ и не менее 8 месяцев – в другие государства. Также рекомендуем предусматривать резервную дату.

Данное требование обусловлено многоступенчатостью оказания международной правовой помощи.
  1   2   3

Похожие:

Порядок оформления запросов об оказании международной правовой помощи и исполнения поручений, поступивших с территории иностранных государств iconПорядок оформления запросов об оказании международной правовой помощи...
Виды порядков сношений с компетентными органами иностранных государств, предусмотренные международными соглашениями и практикой оказания...

Порядок оформления запросов об оказании международной правовой помощи и исполнения поручений, поступивших с территории иностранных государств icon1. Порядок оформления запросов об оказании международной правовой...
Порядок исполнения и оформления запросов об оказании международной правовой помощи

Порядок оформления запросов об оказании международной правовой помощи и исполнения поручений, поступивших с территории иностранных государств icon1. Порядок оформления запросов об оказании международной правовой...
Порядок исполнения и оформления запросов об оказании международной правовой помощи

Порядок оформления запросов об оказании международной правовой помощи и исполнения поручений, поступивших с территории иностранных государств iconИнформация о порядке оформления поручений и ходатайств об оказании...
...

Порядок оформления запросов об оказании международной правовой помощи и исполнения поручений, поступивших с территории иностранных государств iconИнформационное письмо
Порядок оформления запросов об оказании международной правовой помощи в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях...

Порядок оформления запросов об оказании международной правовой помощи и исполнения поручений, поступивших с территории иностранных государств iconИстребование документов с территории иностранных государств-членов...
Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Москва, 21 июля 1992 г.);...

Порядок оформления запросов об оказании международной правовой помощи и исполнения поручений, поступивших с территории иностранных государств iconПоложение об ордерах на исполнение поручений об оказании юридической помощи
Ф 05. 10. 2017, настоящее Положение об ордерах, выдаваемых адвокатам на исполнение поручений об оказании юридической помощи (далее...

Порядок оформления запросов об оказании международной правовой помощи и исполнения поручений, поступивших с территории иностранных государств iconОбобщение деятельности судебных органов, расположенных на территории...
Российской Федерации, действующими на территории Уральского федерального округа (далее – суды Уральского федерального округа), при...

Порядок оформления запросов об оказании международной правовой помощи и исполнения поручений, поступивших с территории иностранных государств iconАнкета для истребования документов универсальна. При ее заполнении...
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области во исполнение полномочий в сфере оказания международной...

Порядок оформления запросов об оказании международной правовой помощи и исполнения поручений, поступивших с территории иностранных государств icon1. Оформление и направление запросов компетентным органам иностранных государств
В ходе судебного производства у судов Российской Федерации может возникнуть необходимость в получении дополнительной информации из...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск