Отчет о зарубежной стажировке в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011-2014 годах» Образовательная программа


Скачать 470.9 Kb.
НазваниеОтчет о зарубежной стажировке в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011-2014 годах» Образовательная программа
страница1/4
ТипОтчет
filling-form.ru > Договоры > Отчет
  1   2   3   4
Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

Отчет о зарубежной стажировке

в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011-2014 годах»


Образовательная программа:

Управление в сфере образования

Слушатель: Полюк Надежда Владимировна

Страна стажировки: Германия


Москва, 2012

Раздел 1. Информационная часть


    1. 1.1. Наименование образовательной программы: «Управление в сфере образования».

    2. 1.2. Фамилия, имя, отчество слушателя: Полюк Надежда Владимировна.

    3. 1.3. Регион, место работы, должность: Сахалинская область, Южно – Курильский район, МБОУ «СОШ с.Дубовое», директор.

    4. 1.4. Наименование выполненного в рамках программы Проекта: «Проектное бюро как механизм создания школы социальной ответственности»

    5. 1.5. Сроки и место проведения зарубежной стажировки: с 18.11.2012 по 01.12.2012, Германия.


Раздел 2. Системный анализ изученной в ходе стажировки зарубежной практики управления
Треннинговая программа федеральной комиссии «Образование и обучение в Германии» по поручению Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации началась 18.11.2012 в г. Кельн.

Участников программы, руководителей различных уровней управления образованием из разных регионов Российской Федерации, встретил тьютор Центров Карла Дюйсберга Таня Панкратов в аэропорту г.Кельн. После размещения в гостинице «Барсело» состоялась экскурсия по ночному Кельну.

Кельн со своим без малого миллионным населением является культурным и экономическим центром рейнского бассейна. Интернациональный колорит придают городу наряду с большим количеством туристов, также студенты со всего мира, обучающиеся в высших учебных заведениях Кельна. Город со своим знаменитым кафедральным Собором популярен как у туристов, так и у жителей города. Достопримечательностью, затмевающей все остальное, и символом города является, конечно, Кельнский Собор, признанный в 1996 году памятником мирового культурного наследия. Основанный римлянами, г. Кельн насчитывает более чем 2000-летнюю историю, хорошо сохранившиеся свидетельства, которой встречаются в городе повсюду. «Кельн - море чувств»,- так предпочитают отзываться жители Кельна о своем городе, славящимся открытым и толерантным характером населения.
Знакомство с организаторами стажировки с немецкой стороны – представителями Центров Карла Дюйсберга (г.Кельн) (далее – ) состоялось 19.11.2012 в помещениях Carl Duisberg Centren.

Участникам стажировки били представлены: Mareike Droge - project manager, Johanna Lange - project manager, Jorn Hardenbicker - deputy managing director, Таня Панкратов – tutor, Елена Лукошко – переводчик, Mareike – помощник – практикантка.

Г-жа Mareike Droge кратко ознакомила участников программы со структурой, расположением, образовательными программами Carl Duisberg Centren.

Carl Duisberg Centren предлагают свои образовательные программы с 1962 года и являются одим из старейших и ведущих учебных заведений в Германии в области международного образования и повышения профессиональной квалификации.   Помимо этого они руководят и управляют несколькими межгосударственными образовательными проектами, осуществляемые по заказу промышленных предприятий и общественных организаций. Являясь некоммерческой организацией, Carl Duisberg Centren сотрудничает с национальными и международными организациями и реализует ориентированные на практику программы обучения, обмена и изучения иностранных языков для специалистов и руководителей. Ежегодно в этих программах участвует более 20.000 человек во всём мире.

Carl Duisberg Centren имеют свои отделения в восьми городах Германии: Берлине, Ганновере, Дортмунде, Кельне, Манхайме, Мюнхене, Радольфцелле и Саарбрюккене, правление расположено в Кельне.

Собственные филиалы или представительства в Китае, Великобритании, Индонезии, Индии, Камеруне , Малайзии, России, Украине и Вьетнаме совместно с многочисленными партнерами по всему миру обеспечивают  Carl Duisberg Centren международную дееспособность.

Название  фирмы связано с именем немецкого предпринимателя и мецената Карла Дуйсберга (1861-1935), который в двадцатые годы прошлого столетия придал значительный импульс профессиональной подготовке молодых специалистов  и  повышению квалификации руководящих работников. 

В Carl Duisberg Centren в Германии и за рубежом работают более двухсот постоянных сотрудников. Помимо этого, систематически привлекаются к работе тренеры и эксперты промышленных предприятий, образовательных и научных учреждений  и организаций.

Далее г-жа Mareike Droge презентовала треннинговую программу стажировки и обсудила организационные вопросы.

Г-н Jorn Hardenbicker коснулся исторических аспектов в осуществлении идей Carl Duisberg Centren.

После ознакомительных мероприятий состоялся приветственный обед по приглашению Carl Duisberg Centren.

Во второй половине дня состоялась первая встреча с г-жой Ломар в Постоянной конференции министров образования и культуры федеральных земель в г. Бонн.

Г-жа Ломар подробно ознакомила нас с системой образования в Германии.

По конституции государство сохраняет право только общего контроля над системой образования. Все вопросы в области законодательства и управления в области образования относятся к компетенции федеральных земель.

Всего Германия состоит из 16 федеральных земель. Каждая из земель имеет собственное самостоятельное министерство образования. В каждой федеральной земле принят свой закон об образовании, однако все они разработаны на основе общего федерального закона. Каждая федеральная земля более или менее самостоятельна в определении времени посещения школ, сроков обучения и учебников. Учебные планы и образовательный уровень каждой земли различны. Программы обучения, учебники утверждаются на уровне земельных правительств, причем по каждому предмету одновременно существуют несколько одобренных соответствующим министерством учебников, а учитель волен выбирать их сам. Таким образом, достигается многовариантность образования, обеспечивается плюрализм мнений и суждений.

Администрация земель несёт основную долю расходов на нужды народного образования (около 70%), остальная часть покрывается из ассигнований федерального правительства и бюджетов муниципалитетов.

Координация и сотрудничество центральных и земельных органов образования осуществляются через Постоянную конференцию министров образования и культуры федеральных земель (далее – Постоянная конференция). Главная задача Постоянной конференции – определение основных образовательных принципов. Единство образовательных принципов обеспечивается в работе комиссий и комитетов. Четыре раза в год встречаются представители министерств федеральных земель для работы в составе комиссий и комитетов.

Как внедряются новшества в области образования? В Германии имеет место восходящая схема принятия решений. Если школьный комитет решает, что для обеспечения качества образования надо внести какое либо изменение или новшество, то данное решение передается на уровень государственных секретарей, которые очень критично рассмотрят данный вопрос. При положительном решении принимается резолюция и передается на уровень министерства. На данном уровне, при голосовании не должно быть голосов против. Если все проголосовали за данное решение, то оно должно быть опубликовано. Существуют специальные сборники собраний решений, в которых отражены темы перехода от одной школьной ступени к другой, образовательные стандарты, рекомендации в зависимости от формы школы, рекомендации для коррекционных школ и т.д.

Г-жа Ломар коснулась и организационной структуры Постоянной конференции министров образования федеральных земель. В состав секретариата входят службы педагогических обменов как учителями так и учениками, центр по вопросам зарубежных систем (признание школьных аттестатов, дипломов вузов других стран).

Особенно интересным и познавательным был доклад г-жи Ломар о структуре и особенностях школьного образования.
Школьное образование в Германии начинается за год до школы. В начале января – в феврале с будущими первоклассниками проводится собеседование, по результатам которого определяется готовность ребенка к школе. Ребенок проходит медицинское обследование, которое проводят психологи и социальные педагоги и сдает несколько видов тестов. У ребенка проверяют слух, зрение, координацию движений, предлагают простейшие задания для проверки логического мышления (например, отобрать предметы одного цвета или формы, дорисовать картину). Особое внимание обращается на умение малыша внимательно выслушать указания взрослого и сосредоточиться на решении поставленной задачи. Если ребенок справляется с заданиями, но не может и минуты усидеть на месте, если ему требуется всё повторять несколько раз или он с трудом идет на контакт с новыми людьми, то родителям могут порекомендовать оставить его еще на год в детском саду либо в специальной группе подготовки к школе. Такую рекомендацию получает приблизительно один ребенок из двадцати, и родители, как правило, воспринимают ее конструктивно. Дети, которые не сдают тест, по рекомендации муниципального органа образованием и согласия родителей, отправляются в дошкольные образовательные учреждения, находящиеся на балансе муниципалитета. Критерий готовности к школе – вовсе не умение читать и писать, а достаточная социальная зрелость ребенка: его способность совместно с другими детьми выполнять задания, понимать и соблюдать правила игры, концентрировать внимание, подчиняться дисциплине, доводить начатое дело до конца. С точки зрения немецких педагогов, незнание алфавита в 6 летнем возрасте – не беда, на то и школа, чтобы этому научить, а вот если ребенок отправится в класс, не будучи психологически готовым к школьной жизни, он вполне может стать тем самым «трудным» учеником, с которым годами мучаются родители и педагоги.

Если ребенок сдал тест, то с 6 лет начинается школьное образование. Сейчас гибко подходят к дате исполнения 6 лет на момент принятия в школу. Берется период времени с 30.06. – по 30.09.

Обучение в начальной школе длится 4 года (в Берлине, Брандербурге – 6 лет). При некоторых различиях система школьного образования в Германии имеет черты, присущие всем землям. Основными принципами законодательно установлена обязательность образования и общий план школьного образования.

Начальной школе предшествует дошкольная ступень (Elementarbereich). Она начинается с 3-х лет и заканчивается с поступлением ребенка в школу, чаще всего при достижении 6-ти полных лет. Точная граница перехода может быть и ниже и выше этого

возраста. При некоторых начальных школах существуют подготовительные классы (Vorklassen) для пятилеток. С другой стороны, для детей школьнообязанного возраста, которые еще не способны к обучению в начальной школе, введены школьные детские сады. Они относятся к дошкольной ступени; их устраивают при начальных и специальных школах для детей 6-ти лет и старше, которых готовят к переходу в начальную школу.

Таким образом, возможно продление времени пребывания в дошкольной ступени до достижения полного соответствия уровню обучения в начальной школе.

Подготовка к начальной школе несколько отличается от нашего привычного понимания. Никаких целенаправленных занятий по развитию интеллекта в садике не предусмотрено. Воспитателей, кажется, нимало не заботит, что их питомцы отправятся в школу, не зная букв и простейших арифметических действий. Воспитатели играют с детьми в отнюдь не бессмысленные, как нам кажется, а в разработанные специалистами игры, чтобы у ребят развились нужные в школе качества (или выявилось их тревожное отсутствие). Потому и ходит по детским садам района будущий преподаватель первоклассников, чтобы заранее познакомиться со своими учениками, узнать мнение о них воспитателей и совместно вынести ответственное решение, от которого зависит успешный школьный старт ребенка: готов ли он к школе? Иногда ошибки все таки происходят, и некоторые дети, проучившись пару месяцев, отправляются обратно в детский сад или в подготовительный класс» (Vorschule).

Количество учеников в классе колеблется от 16 до 32. В начальной школе дети должны получить основу для дальнейшей учебы. Педагоги обязаны учитывать различную скорость, с которой дети осваивают учебную программу, и их жизненную ситуацию. В начальной школе дети учатся читать, писать и считать. Кроме этого, изучается предмет окружающий мир и физкультура. Программа обучения в начальной школе дополняется экскурсиями в музеи или зоопарки. С отстающими детьми проводят дополнительные занятия.

Следует отметить, что учитель не обязан преподавать дисциплины по строго определенному часовому графику – он может переходить от одной темы к другой, если чувствует, что дети устали. В течение первых лет учебы количество уроков составляет 21 час, в 4 классе – 25 часов в неделю. В настоящее время в Германии 5 дневная неделя. Раньше была 5,5 дневная, но родители очень возражали против такой нагрузки. . С детьми работает классный руководитель, который ведет все занятия. Считается, что, если ученики настраиваются только на одного человека, это способствует их вживанию в школу. Классный руководитель, таким образом, является не только учителем, но и воспитателем.

Немецкая система – это занятия первой половины дня. Все остальные занятия – вторая половина дня.

В 1-м и во 2-м классах оценки учащимся, как правило, не выставляются, но на каждого ученика дважды в год учитель пишет официальное резюме, в котором характеризует его успехи и отношение к учебе. С 3-го класса успеваемость оценивается по 6 балльной шкале. Высшие оценки –1 и 2 – «очень хорошо» и «хорошо», далее – 3 «удовлетворительно», 4 – «достаточно»; оценки «5» и «6» считаются неудовлетворительными. Табели с оценками выдаются ученикам в январе и перед летними каникулами. Учащиеся, не успевающие по одному или нескольким предметам, могут быть в течение года переведены в младший класс; ежегодно таких учеников бывает 1–3 на класс.

Школу, в том числе и начальную, часто критикуют. В немецкой печати то и дело появляются статьи о весьма огорчительных (хотя и улучшившихся за последние 6 лет) результатах тестов PISA, о нехватке учителей, о скверном состоянии школьных зданий, о моббинге среди учеников. В настоящее время эксперты начального образования много спорят и о том, каким образом можно научить детей разумному обращению с медиасредствами. Многие педагоги озабочены тем, что малыши проводят много времени перед телевизором или за компьютерными играми. В некоторых федеральных землях медиавоспитание уже превратилось в составную часть занятий. Следует отметить, что особенностью начальной школы в Германии является медиавоспитание, которое только вводится в начальную школу в связи с повсеместной компьютеризацией.

По окончании начальной школы учащиеся получают дипломы с оценками по всем предметам, характеристикой и рекомендацией для продолжения образования в том или

ином виде старшей школы: гимназии (для самых успешных учащихся с оценками от 1 до 3), реальной школе (Realschule), основной школе (Hauptschule). После начальной школы на каждого ученика составляется характеристика. Конечно, отметки ученика и желание родителей принимаются во внимание. Рекомендация учителей начальной школы очень важна: в ней учитываются не только успеваемость ребенка, но и его психологическая характеристика, желание учиться, стремление получить хорошее образование, что часто имеет решающее значение при приеме его в старшую школу. Большую роль в выборе школы играет и мнение родителей.

Раннее – всего после четырех лет обучения – распределение выпускников начальной школы между основной, реальной школой и гимназией давно служит объектом критики. По этому в ряде земель установлена промежуточная ступень для ориентировки (5-й и 6-й классы). В основном решают родители, куда должен идти ребенок после окончания начальной школы. Школа только выносит рекомендации. Но есть федеральные земли, где рекомендации носят обязательный характер.

После 5 класса уже не оставляют на повторное обучение. В течение этих двух школьных лет учителя наблюдают, отвечают ли дети предъявляемым требованиям. Корректировка отнесения школьников к определенному виду школ производится, в первую очередь, по итогам выполнения школьного плана. В это время желательна совместная работа родителей и учителей, чтобы путем двустороннего обмена информацией можно было правильно интерпретировать школьные отметки. Многие проблемы при этом могут быть решены быстро и не бюрократически. С целью уточнения выбора пути образования созданы «комбинированные школы» (Gesamtschulen), которые появились как экспериментальные и характеризуются объединением внутри одного учебного заведения (в рамках первой ступени среднего образования) основной школы, реальной школы и гимназии. Но она не пользуется спросом у родителей и учеников. Соотношение форм школ распределилось следующим образом: основная - 11,3%, реальная - 26,9%, гимназия - 34,2%, комбинированная - 14,3%. Коррекционные школы. На средней ступени образования установилось равновесие форм школ.

Немецкая школьная система-система первой половины дня. Во второй половине дня – дополнительные занятия. В последнее время ведутся разговоры о школе полного дня.

Возможен ли переход из школы одного типа в другую? В принципе возможен, но очень сложен, так как в школах разные учебные планы.

Система начальной школы единая. Каждая земля рекомендует учебники. 9-5 учебников. В рамках педсоветов решается, какими учебниками будут пользоваться.

На средней ступени так же.

На верхней ступени списки учебников существуют, но учитель не обязан их придерживаться.

За каждое полугодие выставляются оценки.

Школьное обучение полностью бесплатное. Частично оплачиваются учебники, проживание в интернате, школьное питание.

Каждое село старается, чтобы у него была начальная школа.

В основной школе ребенок обучается 5 лет, по окончании выдается свидетельство о неполном среднем образовании, но обычно школьники обучаются в 10 классе, чтоб получить квалифицированное удостоверение об окончании школы (полном среднем образовании).

После 10 класса ученик может получить среднее специальное образование: 3-дня в компании, 1-2 дня – преподается теория. Помимо специальных предметов существуют и общеобразовательные предметы. Теоретические занятия в колледже бесплатные.

Компании объявляют конкурс на вакансии. Конкурсы вакансий объявляются после летних каникул с февраля по июнь. И обучающийся сам подает документы. Заключается Договор ученика. Ученик получает зарплату в среднем 750 евро.

По окончании образования – ученик получает образовательный сертификат. Экзамены сдает в торгово-промышленной палате и получает квалификацию.

В гимназии изучается обязательно 2 языка: латынь и греческий. Комбинации разные. На высшей ступени возникает выбор у ученика в изучении предметов.

По окончании гимназии – экзамен по 4 предметам (письменно). Есть предварительные оценки. Существуют единые экзаменационные задания. Выдается аттестат зрелости со средним баллом. Затем в ВУЗ.

Профориентационная работа ведется как со стороны школы, так и со стороны других специалистов.

В немецкой системе образования существуют и проблемы:

1. Недостаточная поддержка слабых учеников.

2. 15% школьников не получают свидетельства об образовании, идут работать как низкоквалифицированными специалистами.

3. Существование образовательного предела для обучения в школах – 18 лет.

4. Единоличное решение директора о приеме ребенка, с задержкой психического развития, в школу. При инклюзивном образовании учителя в обычных школах не достаточно квалифицированы для работы с такими детьми и не готовы работать в данных условиях.

Вечером того же дня состоялась культурная программа – приглашение на концерт Берлинского филармонического оркестра.
  1   2   3   4

Похожие:

Отчет о зарубежной стажировке в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011-2014 годах» Образовательная программа iconОтчет о зарубежной стажировке в рамках программы «Подготовка управленческих...
Образовательная программа: «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011 -2014 годах»

Отчет о зарубежной стажировке в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011-2014 годах» Образовательная программа iconПрограмма профессиональной переподготовки «Организация перевозок...
Профессиональная образовательная организация «Уральский институт подготовки кадров «21-й век»

Отчет о зарубежной стажировке в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011-2014 годах» Образовательная программа iconОтчет о зарубежной стажировке: фио
Пожалуйста, дайте развернутый ответ на следующие вопросы. Объем отчета неограничен

Отчет о зарубежной стажировке в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011-2014 годах» Образовательная программа iconВ целях обеспечения муниципальных учреждений муниципального образования...
«О резерве управленческих кадров организаций муниципального образования город Ханты-Мансийск» (в ред постановлений Администрации...

Отчет о зарубежной стажировке в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011-2014 годах» Образовательная программа iconОбразец заявления для участия в конкурсе по формированию резерва...
Ямальский район, резерва управленческих кадров Администрации муниципального образования

Отчет о зарубежной стажировке в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011-2014 годах» Образовательная программа iconЦелевая программа Калининградской области «Повышение уровня финансовой...
Программа предназначена для обучения взрослых в рамках реализации целевой программы Калининградской области «Повышение уровня финансовой...

Отчет о зарубежной стажировке в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011-2014 годах» Образовательная программа iconИли высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное...
«О резерве управленческих кадров организаций муниципального образования город Ханты-Мансийск» (в ред постановлений Администрации...

Отчет о зарубежной стажировке в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011-2014 годах» Образовательная программа iconОбразовательная программа комплекс основных характеристик образования...
Институте образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры,...

Отчет о зарубежной стажировке в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011-2014 годах» Образовательная программа iconФормирование и работа с резервом управленческих кадров муниципального...
«Сыктывдинский», положение о конкурсе на включение в резерв управленческих кадров, критерии отбора на включение в резерв управленческих...

Отчет о зарубежной стажировке в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011-2014 годах» Образовательная программа iconМетодические рекомендации для органов местного самоуправления муниципальных...
О формировании, подготовке и использовании резерва управленческих кадров на федеральном уровне 5

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск