Скачать 446.4 Kb.
|
Правовой аспект трудоустройства лиц без определенного места проживания Управление Государственной Федеральной службы занятости населения Нижегородской области Межрегиональная общественная организация инвалидов «Социальная реабилитация» Правовой аспект трудоустройства лиц без определенного места проживания г. Нижний Новгород 2005 год Настоящее пособие издано в рамках проекта «Возвращение в жизнь: программа социально - трудовой реабилитации лиц без определенного места проживания» при поддержке фонда «Партнерский Совет» на средства, предоставленные Министерством международного развития Великобритании (DFID). Его главная цель – помощь в разъяснении всем заинтересованным лицам правовых основ и практики легального трудоустройства лиц без определенного места проживания. Предлагаемый материал предназначен для специалистов, занимающихся проблемой бездомности, представителей органов власти, социальных работников, потенциальных работодателей, а также самих лиц без определенного места проживания, желающих трудоустроиться. МООИ «Социальная реабилитация» выражает огромную благодарность Управлению Государственной Федеральной службы занятости населения Нижегородской области, Администрации Канавинского района города Нижнего Новгорода, Центру социально-трудовой реабилитации граждан за содействие, оказанное в ходе реализации проекта. Составители: Маркова Татьяна Ивановна, Директор МООИ «Социальная реабилитация» Журавлева Надежда Михайловна, Руководитель службы проекта Косенкова Ирина Вячеславовна, Юрисконсульт МООИ «Социальная реабилитация» Швалова Тамара Сергеевна, Юрисконсульт МООИ «Социальная реабилитация» СОДЕРЖАНИЕ
3.1. Получение статуса безработного………………………………………………………………..9 3.2. Порядок получения и восстановления документов, необходимых для установления трудовых отношений…………………………………………………………………………...……10
Материальную основу любого общества составляет, трудовая деятельность человека, которая в то же время развивает и преобразует самого человека. Все великие открытия, весь научно-технический прогресс общества, его цивилизация - это результат большого труда не одного поколения людей. Что же такое труд? Труд - это целенаправленная деятельность человека, реализующего свои физические и умственные способности для получения определенных материальных или духовных благ, необходимых для удовлетворения его жизненных потребностей. Рассматриваемый в таком виде труд есть вечное естественное условие человеческой жизни. Потребности в правовом регулировании труда определяются, как известно, объективными условиями развития общества. В нынешней России ощущается острая потребность в таком типе права, который закрепил бы принципы гуманизма и справедливости в сфере трудоустройства и трудовых отношений, максимально содействовал переходу их к рыночному характеру, как по форме, так и по содержанию. Главная функция современного российского государства на рынке труда – обеспечение его цивилизованной формы. То есть государство должно законодательно установить минимальный необходимый уровень защиты трудовых прав граждан, а также осуществлять надзор и контроль за соблюдением законодательства в области трудовой деятельности и трудоустройства. Следует отметить, что в существующих экономических условиях особенно остро проявилась проблема трудоустройства и обеспечения жизнедеятельности граждан, которые в силу определенных обстоятельств оказались лишенными жилья, то есть бездомных. Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого человека на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы (ст. 37 Конституции РФ). При этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от социальных и биологических различий между людьми, в том числе независимо от их имущественного положения и места жительства (ст. 19 Конституции РФ). Конституционные нормы конкретизируются в других нормативно – правовых актах, например, Гражданском кодексе Российской Федерации от 26 января 1996 года № 14-ФЗ (в ред. от 21 июля 2005 года) (далее Гражданский кодекс РФ), Трудовом кодексе Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2004 года) (далее – Трудовой кодекс РФ), где более детально регламентируются вопросы оформления и организации трудовой деятельности граждан. Однако само по себе наличие должным образом подготовленного закона (в частности, Конституции) не достаточно, чтобы заметно повлиять на общественное сознание. Хороший закон может просто не применяться, и не действовать эффективно. В современных условиях массовые нарушения прав бездомных граждан при трудоустройстве и трудовой деятельности связаны часто не с отсутствием законодательных актов, а с простым незнанием и соответственно неисполнением закона. В предлагаемом пособии представлен анализ действующего российского законодательства и правоприменительной практики в сфере обеспечения занятости лиц без определенного места проживания.
Социально – экономические изменения и реформы, имевшие место в России за последние пятнадцать лет, к сожалению, привели к резкому снижению уровня жизни населения страны, расширению масштабов бедности, росту безработицы, увеличению числа лиц, не имеющих жилья и средств к существованию. Реформирование всех сфер жизни российского государства привело к формированию и укреплению так называемого «социального дна». «Социальное дно» - особая социальная группа, состоящая из людей разного возраста, пола, уровня образования, состояния здоровья, жизненного опыта, профессиональной подготовки и т.д. Всех их объединяет одно обстоятельство – отсутствие жилья. Этот социальный слой именуется в России как лица без определенного места жительства (БОМЖи) или бездомные. Точная численность указанной категории граждан неизвестна. По различным оценкам она составляет около 4,5 миллионов человек или 2,8% населения России. Информация, полученная в результате исследования Института социологических исследований РАН, проведенного в начале 2000 годов, показывает, что нижняя граница размеров «социального дна» составляет 10% городского населения, или 10,8 млн. человек, в составе которых 3,3 млн. – лица БОМЖ. Отметим, что приведенные данные не совпадают с официальной статистикой. Так, по данным МВД РФ, бездомных в России всего от 100 до 350 тысяч человек. Это вполне естественно, потому что правоохранительные органы фиксируют лишь ту часть «социального дна», с которой они сталкиваются в ходе своей непосредственной работы по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений. К сожалению, это лишь видимая часть айсберга. Проведенное исследование показало, что усредненный собирательный образ современного взрослого бездомного выглядит следующим образом: Возраст:
Пол:
Наличие детей, семейное положение:
Уровень образования:
Профессии:
Бездомные как жертвы преступлений (виктимный опыт бездомных):
из них жертвами: - краж – 19%; - грабежа или разбойного нападения – 18%; - избиений, нанесения телесных повреждений (причинение вреда здоровью) разной степени тяжести – 24%; - побоев со стороны сотрудников милиции – 14%; - мошенничества – 10%; - вымогательства, рэкета – 7%; - изнасилований (женщины) – 6%. Обращает на себя внимание рост насильственной и имущественной виктимности бездомных. Причины падения на «дно»
Источники средств существования:
Показательно, что 90% опрошенных бездомных хотели бы получить работу, 66% бездомных хотели бы иметь постоянную работу, из них:
Приведённые данные убедительно развенчивают миф о «бродяжьей душе» бездомных и свидетельствуют о том, что бездомные вовсе не склонны к бродяжничеству. В основном они держатся тех мест, где у них сохранились устойчивые социальные связи, где они могут получить помощь и поддержку родственников, друзей и знакомых (в том числе в решении вопроса ночлега, получения какой-либо работы и др.), тех мест, которые они хорошо знают. Таким образом, лица без определенного места жительства пытаются поддерживать устойчивые социальные связи с родными и знакомыми, а также решить жилищный вопрос, обустраивая чердаки и подвалы для своего проживания. Большинство бездомных стремится вернуться к нормальной жизни, подняться с «социального дна» и стать равноправным членом общества. Для этого им необходима, конечно, длительная социальная реабилитация. Одним из аспектов реабилитации, помимо решения вопросов предоставления жилья и медицинского лечения, является трудоустройство этих граждан на работу с легальной выплатой им заработной платы. Бездомные хотят и могут работать. Однако в настоящее время большинство из них вынуждено трудиться нелегально, рискуя своим здоровьем, а порой и своей жизнью. Основные причины их незанятости состоят в следующем:
Однако в настоящее время все же существует правовая возможность трудоустройства граждан указанной категории. Однако прежде чем идти к работодателю гражданин должен соответствующим образом подготовиться. 3. ПОДГОТОВКА К ТРУДОУСТРОЙСТВУ 3.1. Получение статуса безработного Ст. 37 Конституции РФ устанавливает, что каждый гражданин имеет право на защиту от безработицы. Ст. 2 Трудового кодекса РФ также закрепляет в качестве одного из принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве. Непосредственной реализацией названных законодательных положений занимаются территориальные органы Управления Государственной Федеральной службы занятости населения (далее – центры занятости населения). Регистрация граждан в качестве безработных центрами занятости осуществляется на основании Федерального закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения» (в ред. от 22 августа 2004 года), а также Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 года № 458 (в ред. от 01 февраля 2005 года) (далее – Порядок). Лицо без определенного места проживания в целях трудоустройства может обратиться в центр занятости населения по месту своего фактического пребывания, где его зарегистрируют в качестве безработного гражданина и окажут содействие в поиске подходящей работы. В соответствии с Порядком для регистрации в центре занятости населения гражданин обязан представить следующие документы:
а также если есть возможность
Инвалиды представляют также справку государственной службы медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности и индивидуальную программу реабилитации с рекомендациями по профессиональной реабилитации, а именно условиями и характером допустимой трудовой деятельности. При невозможности предоставления центрами занятости подходящей работы в течение 10 дней эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов. Признанным безработным назначается и выплачивается пособие. Пособие назначается в пропорциональном размере к выплатам по последнему месту работы. Для лиц, ранее не работавших, а также не имеющих возможности представить трудовую книжку и справку о заработной плате с предыдущего места работы, размер пособия составляет 720 рублей. Кроме того, лица, признанные безработными имеют право на выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению центра занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности, а также возможность участия в оплачиваемых общественных работах. 3.2. Порядок получения и восстановления документов, необходимых для установления трудовых отношений Для поиска подходящей работы через центр занятости населения и оформления трудовых отношений лицу без определенного места проживания необходимо иметь целый ряд документов. Однако не каждый бездомный располагает всем необходимым. Рассмотрим законодательные возможности оформления, восстановления или замены личных документов. Паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации. В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1998 г. № 828, его обязаны иметь все граждане РФ, достигшие14-летнего возраста и проживающие на территории России. Повторная выдача паспорта производится на основании Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД РФ от 15 сентября 1997 г. № 605 (в ред. от 21 октября 2003 года). Для восстановления утраченного паспорта гражданин без определенного места проживания должен обратиться в Паспортно – визовую службу по месту пребывания или фактического проживания, где необходимо
Помимо этого представляют
При этом гражданин проверяется по учетам адресно-справочных бюро, информационных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, ГИЦ МВД России. В исключительных случаях, при невозможности получения необходимых документов, личность гражданина может быть подтверждена надлежаще оформленными свидетельскими показаниями, а также путем проведения криминалистических и других идентификационных исследований. До оформления нового паспорта органом внутренних дел выдается гражданину по его просьбе временное удостоверение личности на срок не более двух месяцев. В свидетельство о регистрации по месту пребывания гражданина вносятся сведения о выданном временном удостоверении личности. По вопросам, связанным с восстановлением утраченных документов, лицам без определенного места проживания можно обращаться
Трудовая книжка может быть восстановлена путем оформления дубликата. Такая возможность предусмотрена Постановлением Правительства от 16 апреля 2003 г. № 225 «О трудовых книжках», которым утверждена Инструкция ведения учета, хранения и выдачи трудовых книжек. Для этого лицо, утратившее трудовую книжку, должно обратиться к работодателю по последнему месту работы с письменным заявлением о выдаче дубликата. Работодатель обязан выдать дубликат в течение 15 дней с момента подачи заявления. В дубликат трудовой книжки вносятся:
Помимо трудовой книжки документами, подтверждающими трудовой стаж являются:
В документе, представленном в подтверждение трудового стажа с последнего места работы, должны быть указаны периоды работы и причина прекращения отношений между работником и работодателем. При отсутствии в трудовой книжке записи об определенном периоде работы гражданина и при невозможности доказывания последнего иными документами, он может быть подтвержден с помощью свидетельских показаний (не менее двух человек) в судебном порядке. Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования в соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе пенсионного страхования» (в ред. от 31 декабря 2002 года) выдается каждому застрахованному лицу. Регистрация граждан в системе пенсионного страхования обязательна. При поступлении на работу впервые, а также лицам без определенного места проживания, не имеющим свидетельства, указанное страховое свидетельство оформляет и выдает работодатель. При этом специалисты Управления Пенсионного фонда Канавинского района г.Н.Новгорода рекомендуют работодателям действовать по следующей схеме: бухгалтер организации заполняет на гражданина «Анкету застрахованного лица» (форма АДВ - 1) на основании данных паспорта или временного удостоверения личности, используя ПК «Контур», формирует файл, и данные на бумажном и магнитном носителях передает в Управление Пенсионного фонда России. Сотрудники Управления Пенсионного фонда России оформляют и передают в организацию страховые свидетельства государственного пенсионного страхования для выдачи их лицам без определенного места проживания. Неработающий гражданин может самостоятельно подать анкету для получения страхового свидетельства в Управление Пенсионного фонда России по месту жительства или пребывания. При этом необходимо представить также паспорт или временное удостоверение личности. Полис обязательного медицинского страхования оформляется работодателем на каждого работающего у него сотрудника в течение месяца с момента трудоустройства последнего. Заполняемая в этих целях анкета допускает введение данных не только паспорта, но и других документов, удостоверяющих личность. Полис обязательного медицинского страхования выдается на срок трудового договора той страховой организацией, с которой работодатель заключил договор обязательного медицинского страхования работающих граждан. 4. ПРАВОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С ЛИЦАМИ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ПРОЖИВАНИЯ Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого человека на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы (ст. 37). При этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от социальных и биологических различий между людьми, в том числе независимо от их имущественного положения и места жительства (ст. 19 Конституции РФ). В соответствии с действующим законодательством трудоустройство граждан может осуществляться на основании следующих документов:
|
Омс. Медицинская помощь лицам без определенного места жительства предоставляется в соответствии с действующим законодательством | Алгоритм взаимодействия с добровольцами при осуществлении розыска лиц, пропавших без вести | ||
Рма социального обслуживания предназначена для граждан пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), инвалидов,... | Опыт работы в определенной сфере деятельности всегда и везде играет весомую роль при принятии на работу. Но если его нет, тогда это... | ||
Вуз проводит набор абитуриентов на целевые (бюджетные) места с целью содействия государственным и муниципальным органам в решении... | Крыму, устанавливаются при приеме на места, выделенные в рамках контрольных цифр (выделенные бюджетные места), на места по договорам... | ||
Приморского края уполномоченного органа исполнительной власти Приморского края в сфере образования | Прием заявлений, документов об установлении факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,... | ||
Зни (далее Учреждение и Организация соответственно) принимаются лица без определенного места жительства и занятий, граждане, оказавшиеся... | В рамках чего приглашает любых юридических лиц, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |