В области охраны труда


Скачать 266.85 Kb.
НазваниеВ области охраны труда
страница1/2
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2

ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА



 

Одна из основных обязанностей работодателя - обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 2 ст. 22 ТК РФ).
Правовое регулирование в сфере охраны труда осуществляется в соответствии с разделом Х ТК РФ, который отвечает нормам международного права - Конвенции МОТ № 155 "О безопасности и гигиене труда и производственной среде". В данной сфере действуют также многочисленные иные нормативные правовые акты.

В обеспечении безопасных условий труда в той или иной степени участвуют обе стороны трудовых отношений. Однако основная нагрузка по обеспечению безопасных условий труда лежит на работодателе. Рассмотрим, какие конкретные обязанности в сфере охраны труда возлагаются законом на работодателя.

КОНКРЕТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Абзац 1 ч. 2 ст. 212 ТК РФ уста­навливает обязанность работодате­ля обеспечить безопасность работ­ников при эксплуатации зданий, со­оружений, оборудования, осуществ-1 лении технологических процессов, а также безопасность применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов. Это означает, что здания, сооружения, оборудование, тех­нологические процессы, инструмен­ты, сырье, материалы, используе­мые работодателем в производст­венной деятельности, должны соот­ветствовать государственным нормативным требованиям охра­ны труда.

Согласно ст. 211 ТК РФ государ­ственными нормативными требова­ниями охраны труда, содержащими­ся в федеральных законах, иных нормативных правовых актах РФ, а также в законодательстве субъек­тов РФ, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направлен­ные на сохранение жизни и здоро­вья работников в процессе трудо­вой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для выполнения всеми работодателями при осущест­влении всех видов деятельности.

В соответствии с Положением о разработке, утверждении и измене­нии нормативных правовых актов, содержащих государственные нор­мативные требования охраны труда (утв. постановлением правительст­ва РФ от 27.12.2010 № 1160), к нормативным правовым актам, со­держащим государственные норма­тивные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструк­ции по охране труда, государствен­ные санитарно-эпидемиологиче­ские правила и нормативы (сани­тарные правила и нормы, санитар­ные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы).

Работодатель обязан обеспе­чить наличие комплекта норматив­ных правовых актов, содержащих требования охраны труда, в соответ­ствии со спецификой своей деятель­ности (абз. 22 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

На основании государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в правилах и типовых инструкциях по охране тру­да, работодатели разрабатывают инструкции по охране труда для при­менения непосредственно работни­ками различных профессий, долж­ностей или для использования на конкретном рабочем месте. При разработке инструкций по охране труда учитываются требования безопасности, изложенные в доку­ментации на производственное обо­рудование, а также специфика ра­боты на данном предприятии и ра­бочем месте.

При утверждении инструкций по охране труда работодатель, соглас­но абз. 21 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, обязан учесть мотивированное мнение вы­борного органа первичной профор­ганизации или иного уполномочен­ного работниками органа в порядке, предусмотренном ст. 372 ТК РФ. Колдоговором, соглашением может быть предусмотрен иной порядок ут­верждения работодателем инструк­ций по охране труда - по согласова­нию с выборным органом первич­ной профорганизации.

Поскольку технологические про­цессы, способы производства ра­бот, оборудование постоянно совер­шенствуются, инструкции по охране труда также подлежат периодиче­скому пересмотру. В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда (утв. постановлением Минтру­да РФ от 17.12.2002 № 80) работо­датель организует проверку и пере­смотр инструкций по охране труда для работников. Пересмотр инструк­ций должен производиться не реже раза в 5 лет (п. 5.6. Методических рекомендаций). Инструкции по, ох­ране труда для работников могут досрочно пересматриваться при пе­ресмотре межотраслевых и отрасле­вых правил и типовых инструкций по охране труда; при изменении условий труда работников; при внедре­нии новой техники и технологии; по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профза­болеваний; а также по требованию представителей органов по труду субъектов РФ или органов Феде­ральной инспекции труда (п. 5.7. Методических рекомендаций). Если в период действия инструкции усло­вия труда работника не изменились, то действие инструкции продлевает­ся на новый срок.


 

Одной лишь разработки инструкций по охране труда недостаточно для обеспечения безопасности работников. Необходимо добиться, чтобы и сами работники думали о собственной безопасности и неукоснительно соблюдали требования охраны труда. Это является их прямой обязанностью, установленной ст. 214 ТК РФ.

Огромное количество несчастных случаев на производстве происходит по причине нарушения работниками требований охраны труда - из-за незнания правил безопасного ведения работ либо пренебрежения правилами. В связи с этим законодательство обязывает работодателя обеспечить: обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим; инструктаж по охране труда; стажировку на рабочем месте; проверку знания требований охраны труда (абз. 6 ст. 212 ТК РФ).
Все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение и проверку знания требований по охране труда в порядке, установленном уполномоченным правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии (ч. 1 ст. 225 ТК РФ). Такой порядок установлен постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций". Требования Порядка обязательны для исполнения работодателями организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, работодателями - физическими лицами, а также работниками, заключившими трудовой договор с работодателем.

ОБУЧЕНИЕ

Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех принимаемых на работу (в течение месяца) и переводимых на другую работу лиц, занятых в рабочих профессиях. Обучение охране труда также проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям. Работодатель периодически (не реже раза в год) организует обучение работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу не позднее месяца после приема проходят обучение оказанию первой помощи.
Для лиц, принимаемых на работу с вред­ными и (или) опасными условиями труда, рабо­тодатель организует обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со ста­жировкой на рабочем месте и сдачей экзаме­нов, а в процессе трудовой деятельности - пе­риодическое обучение и проверку знаний тре­бований охраны труда. Лица рабочих профес­сий, впервые поступившие на указанные ра­боты либо имеющие перерыв в работе по про­фессии (виду работ) более года, проходят обу­чение и проверку знаний требований охраны труда в течение месяца после назначения на эти работы.

При установлении порядка, формы, перио­дичности и продолжительности обучения и проверки знаний требований охраны труда занятых в рабочих профессиях работодатель обязан руководствоваться нормативными правовыми актами, регулирующими безопас­ность конкретных видов работ.

Работодатель обязан обеспечить прохож­дение руководителями и специалистами ор­ганизаций специальное обучение охране труда в объеме их должностных обязанностей: при поступлении на работу – в течение месяца, далее – по мере необходимости, но не реже раза в три года.

Вновь назначенные на должность руководители и специалисты до­пускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организа­ции локальными нормативными актами, рег­ламентирующими порядок организации ра­бот по охране труда, с условиями труда на вверенных им объектах (структурных подраз­делениях организации).
ИНСТРУКТАЖИ
Для всех принимаемых на работу лиц, а также для тех, кого, переводят на другую рабо­ту, работодатель (или уполномоченное им ли­цо) обязан проводить инструктаж по охране труда.

Все принимаемые на работу лица, а так­же командированные в организацию работ­ники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на территории органи­зации, учащиеся образовательных учрежде­ний, проходящие в организации производст­венную практику, а также другие лица, участ­вующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном по­рядке вводный инструктаж. Его проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя возложены эти обязанности.

Вводный инструктаж по охране труда про­водится по программе, разработанной на ос­новании законодательных и иных норматив­ных правовых актов РФ с учетом специфики организации и утвержденной в установлен­ном порядке работодателем. Кроме вводного инструктажа, проводится первичный инструк­таж на рабочем месте, повторный, внеплано­вый и целевой инструктажи. Их проводит не­посредственный руководитель (производи­тель) работ (мастер, прораб, преподаватель и т.д.), прошедший в установленном порядке обучение охране труда и проверку знаний тре­бований охраны труда.

Нередко на практике инструктажи по охра­не труда либо не проводятся и сводятся к под­писи работника о прохождении инструктажа в специальном журнале, либо проводятся фор­мально и поверхностно. Эту ситуацию надо ме­нять. Когда работник, не получивший инструк­таж, но расписавшийся в его получении, по­страдает из-за нарушения правил охраны тру­да ввиду их незнания, вся вина ляжет на него самого, поскольку у работодателя будут дока­зательства, что инструктаж работником пройден. Поэтому работник должен требовать от представителя работодателя подробного инст­руктажа и только после его получения ставить подпись о прохождении инструктажа.

Работодатель обязан проводить инструк­тажи в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. В соответствии с Порядком про­ведение инструктажей включает: 1) ознаком­ление работников с имеющимися опасными или вредными производственными фактора­ми; 2) изучение требований охраны труда, со­держащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документа­ции; 3) применение безопасных методов и приемов выполнения работ.

Конкретный порядок, условия, сроки и пе­риодичность проведения всех видов инструк­тажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соот­ветствующими отраслевыми и межотраслевы­ми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда. Проведение всех видов инструктажей регистрируется в со­ответствующих журналах (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ) с подписями инструктируемого и инстуктирующего, а также указанием даты инст­руктажа.
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ
Инструктаж по охране труда должен завер­шаться устной проверкой приобретенных ра­ботником знаний и навыков безопасных приемов работы. Проверку производит лицо, проводившее инструктаж.

Проверку теоретических знаний требова­ний охраны труда и практических навыков безопасной работы занятых в рабочих про­фессиях проводят непосредственные руково­дители работ. Проверяется знание работни­ком требований правил и инструкций по охра­не труда, а при необходимости - знание допол­нительных специальных требований безопас­ности и охраны труда.

Руководители и специалисты организаций проходят очередную проверку знаний требо­ваний охраны труда не реже раза в три года. Кроме того, независимо от срока предыдущей проверки работодатель обязан проводить внеочередные проверки знаний требований охраны труда в следующих случаях:

- при введении новых или внесении изме­нений и дополнений в действующие законода­тельные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда (прове­ряются знания только этих правовых актов);при вводе в эксплуатацию нового обору­дования и изменениях технологических прошений работниками организации требова­ний нормативных правовых актов по охране труда;

- при вводе в эксплуатацию нового обору­дования и изменениях технологических про­цессов, требующих дополнительных знаний по охране труда работников (проверяются зна­ния требований охраны труда, связанных с со­ответствующими изменениями);

- при назначении или переводе на дру­гую работу, если новые обязанности требу­ют дополнительных знаний по охране труда (до начала исполнения должностных обя­занностей);

- по требованию должностных лиц Федеральной инспекции труда, других органов госнадзора и контроля, а также органов исполнительной власти (федеральных и субъектов РФ) в области охраны труда, органов местного самоуправления, а также работодателя - при установлении нарушений требо­ваний охраны труда и недостаточных знаний в этой сфере;

- после аварий и несчастных случаев, а также при выявлении неоднократных нарушений работниками организации требований нормативных правовых актов по охране труда;

- при перерыве в работе в данной должно­сти более одного года.
НЕДОПУЩЕНИЕ К РАБОТЕ
Если обучение, инструктаж по охране тру­да, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда работники в установленном порядке не прошли, работода­тель обязан обеспечить их недопущение к ра­боте (абз. 7 ст. 212, ч. 1 ст. 76 ТК РФ). Если та­кие обстоятельства (непрохождение обучения и т.д.) были выявлены работодателем до того, как работник приступил к работе, работода­тель обязан не допускать его к работе до уст­ранения причин, вызвавших недопущение к работе. Если же указанные обстоятельства были выявлены уже в процессе трудовой дея­тельности, работодатель обязан прервать вы­полнение работы и отстранить работника от работы до устранения причин, послуживших основанием для отстранения.

За период отстранения от работы или не­допущения к работе зарплата работнику не начисляется и не выплачивается (ч. 3 ст. 76 ТК РФ). Исключение составляют случаи, когда ра­ботник не прошел обучение, инструктаж по ох­ране труда и т.п. не по своей вине: например, работодатель своевременно не организовал обучение или проверку знаний по охране тру­да. В таких случаях время отстранения или не­допущения работника к работе должно быть оплачено по правилам ст. 157 ТК РФ, как за простой (временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характе­ра). При этом за время простоя, возникшего по вине работодателя, работнику выплачивается 2/3 его среднего заработка, а за время простоя, возникшего по причинам, не зависящим от работодателя и работника, - 2/3 тарифной ставки (оклада, должностного оклад) Расчет ведется пропорционально времени простоя.

Однако зачастую недобросовестные работодатели пытаются скрыть свою вину в возникновении простоя и выставить его как простой, возникший по независящим от сторон трудовых отношений причинам, что позволяет существенно экономить на выплатах работникам за время простоя. Во всех случаях профорганы должны анализировать причины возникновения простоя и своевременно вмешиваться в ситуацию, если налицо попытки обмануть работников и искусственно снизить им оплату.

 

Обязательное обучение работников безопасным методам выполнения работ, инструктаж и проверка знаний - не единственные условия допуска к выполнению работ. Работодатель также обязан за счет собственных средств организовать проведение обязательных медосмотров (обследований) работников, а также обеспечить работников индивидуальными и коллективными средствами защиты.

МЕДОСМОТРЫ

Работодатель обязан обеспечить проведение обязательных медицинских осмотров (обследований) работников в случаях и в порядке, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Различают следующие виды обязательных медосмотров работников:

- предварительные - при приеме на работу до оформления трудовых отношений. Цель - определения соответствия состояния здоровья человека поручаемой ему работе и условиям, в которых придется трудиться;
- периодические - в течение трудовой деятельности работника через установленные промежутки времени. Цель - наблюдение за изменением состояния здоровья работников в процессе трудовой деятельности; своевременное выявление профзаболеваний и признаков воздействия на здоровье вредных и опасных производственных факторов, имеющихся на рабочих местах; определение необходимости профилактических и реабилитационных мероприятий;
- внеочередные - в соответствии с медицинскими рекомендациями, например, в целях уточнения наличия профзаболевания, а также по просьбам работников.

Статья 213 ТК РФ предусматривает категории работников, для которых прохождение медосмотров обязательно:

- занятые на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных);
- работники, чья работа связана с движением транспорта;
- работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений (медосмотры данных категорий работников проводятся в целях охраны здоровья всего населения).
Вредные и (или) опасные производствен­ные факторы и работы, при выполнении кото­рых проводятся обязательные медосмотры, а также порядок проведения медосмотров оп­ределяются нормативными правовыми акта­ми, утверждаемыми в порядке, установлен­ном правительством РФ (ч. 3 ст. 213 ТК РФ). В настоящее время применяется приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 № 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предва­рительные и периодические медицинские ос­мотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований).

Помимо медосмотров работодатель в ус­тановленных законодательством случаях обя­зан организовать проведение обязательных психиатрических освидетельствований работ­ников. К каким категориям работников это от­носится, видно из названия документа, уста­навливающего порядок освидетельствова­ния: Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования ра­ботниками, осуществляющими отдельные ви­ды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опас­ности (с влиянием вредных веществ и небла­гоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (утв. постановлением правительст­ва РФ от 23.09.2002 № 695). Психиатрическое освидетельствование проводится не ре­же раза в пять лет.

Если работники в соответствии с нормами ТК РФ обязаны проходить медосмотры (обследования, освидетельствования), то на время .прохождения медосмотра работодатель обя­зан сохранить за работниками их средний за­работок (ст. 185 ТК РФ). Кроме того, работода­тель обязан выплачивать работникам сред­ний заработок и за время проведения внеоче­редного медосмотра (обследования) в соот­ветствии с медицинскими рекомендациями (абз. 10 ч. 1 ст. 219 ТК РФ).

Порядок учета работодателями времени, затраченного работниками на прохождение медосмотра, законодательством не установ­лен. Это создает определенные трудности в обеспечении гарантии, предусмотренной ст. 185 ТК РФ. Исходя из существующего поло­жения дел, работодатель должен самостоя­тельно осуществлять учет времени медосмот­ров. Представляется, что средняя зарплата со­храняется за работниками в течение времени, непосредственно проведенного ими в меди­цинском учреждении в связи с медосмотром.

Средний заработок за время медосмотров сохраняется за работниками независимо от того, в какое время - рабочее или нерабочее -проводился медосмотр. На практике многие работодатели направляют работников для прохождения медосмотра в их рабочее время, отмечают данное время в табеле учета рабочего времени как отработанное и выплачива­ют заработную плату, как за рабочее время. Это некорректно с точки зрения законода­тельства, но зато не требует специального оформления оплаты и кропотливого учета вре­мени, затраченного на медосмотр. А для ра­ботника это даже выгодно, поскольку сумма оплаты за время медосмотра, оформленной как оплата за отработанное время, не выпа­дет при расчете среднего заработка для опла­ты отпуска и для всех остальных целей.

Если работник использовал для прохожде­ния медосмотра свое личное время, ему необ­ходимо обратиться к работодателю с письмен­ным заявлением о выплате среднего заработ­ка за время прохождения медосмотра, указав в заявлении периоды, проведенные в медуч­реждении. Подтвердить время нахождения на медосмотре можно по записям в медицинских документах.
СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ (СИЗ)
На работодателя возлагается обязанность обеспечить приобретение за счет собствен­ных средств и выдачу сертифицированных спецодежды, спецобуви и других СИЗ (средст­ва защиты органов дыхания, рук, глаз, орга­нов слуха и т.п.), а также необходимых смы­вающих и обеззараживающих средств всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температур­ных условиях или связанных с загрязнением. При обеспечении работников СИЗ работода­тель обязан руководствоваться типовыми нормами, установленными в порядке, опреде­ляемом правительством РФ.

Применяются Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ ра­ботникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда таккже на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с за­грязнением (утв. приказом Минздравсоцраз вития РФ от 01.10.2008 № 541н). Применяет­ся и ряд других нормативных правовых актов, устанавливающих нормы обеспечения СИЗ работников конкретных хозяйственных отрас­лей с учетом особенностей их работы.

Некоторые категории работников, исходя из специфики выполняемой работы, должны обеспечиваться сигнальной одеждой повы­шенной видимости в соответствии с Типовы­ми нормами бесплатной выдачи сертифици­рованной специальной сигнальной одежды повышенной видимости работникам всех от­раслей экономики (утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 20.04.2006 № 297). Это относится, например, к работникам различ­ных видов транспорта, дорожного хозяйства, ЖКХ и др.

Специфика работы на конкретных пред­приятиях, отдельных производственных участ­ках зачастую такова, что обеспечения работ­ников СИЗ по типовым нормам недостаточно. Поэтому, в соответствии с ч. 2 ст. 221 ТК РФ, работодатель наделен правом с учетом мне­ния выборного представительного органа ра­ботников (прежде всего профсоюзного орга­на) и с учетом своего финансово-экономиче­ского положения устанавливать повышенные нормативы обеспечения СИЗ, тем самым, улуч­шая положение работников. В связи с этим, профсоюзные организации должны отслежи­вать достаточность обеспечения работников СИЗ и в случае их нехватки своевременно вносить предложения работодателю об уста­новлении повышенных нормативов обеспече­ния СИЗ. На практике такие нормативы, как правило, включаются в коллективные догово­ры организаций.

В соответствии с абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан информировать работ­ников о полагающихся им средствах индиви­дуальной защиты.

При обеспечении работников СИЗ работо­датель обязан руководствоваться Межотрас­левыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 № 290н). Данные Правила устанавливают обязательные требо­вания к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за СИЗ.

Работодатель также обязан своевременно обеспечить за счет собственных средств хранение СИЗ в специально оборудованных по­мещениях (гардеробных), отвечающих требо­ваниям действующих строительных норм и правил (СНиП). А также - обеспечить своевре­менную химчистку, стирку, дегазацию, дезак­тивацию, дезинфекцию, обезвреживание, обеспыливание, сушку, ремонт и замену вы­данных работникам СИЗ.

Если технические возможности работода­теля не позволяют в полном объеме обеспе­чить требования Правил к уходу за СИЗ, он обязан заключить гражданско-правовой дого­вор со специализированной организацией, которая выполнит необходимые работы по уходу за СИЗ.

Помимо средств индивидуальной защиты работодатель обязан обеспечить применение сертифицированных средств коллективной защиты работников от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов (абз. 2 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

Средства коллективной защиты (СКЗ) - тех­нические средства, конструктивно или функ­ционально связанные с производственным процессом или оборудованием, предназна­ченные для защиты работников от опасного воздействия подвижных частей оборудования или инструмента, попадания в рабочую зону вредных и опасных веществ, материалов и т.п. СКЗ направлены на защиту любого работни­ка, находящегося в рабочей зоне.

К СКЗ относятся: различные виды ограж­дений; предохранительные, блокировочные и тормозные устройства; различные виды сиг­нализации; средства защиты от поражения электрическим током; системы противопо­жарной защиты; системы вентиляции и т.п.

Средства коллективной защиты (как и СИЗ) должны быть сертифицированными, то есть иметь сертификат соответствия, который подтверждает их соответствие нормативным требованиям, установленным техническими регламентами, СНиПами, санитарными пра­вилами и нормами и другими нормативными правовыми актами.


 

Работодатель обязан организовать контроль за состоянием условий труда на рабочих местах и за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты (абз. 8 ч. 2 ст. 212 ТК РФ), а также проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда.

КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ УСЛОВИЙ ТРУДА

Состояние условий труда на рабочих местах должно контролироваться в целях определения соответствия условий труда нормативным требованиям и своевременного устранения нарушений.
Для такого контроля, а также для обеспечения соблюдения требований охраны труда все ведущие производственную деятельность работодатели, численность работников которых превышает 50 человек, обязаны создавать у себя службы охраны труда, как минимум - вводить в штат должность специалиста по охране труда. При создании службы охраны труда численность ее сотрудников определяется работодателем с учетом рекомендаций, установленных нормативными правовыми актами (в настоящее время применяются Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, утв. постановлением Минтруда РФ от 22.01.2001 № 10).


Работодатели с численностью работников не более 50 человек не обязаны создавать службу охраны труда или вводить должность соответствующего специалиста (хотя и вправе это сделать). Они самостоятельно, с учетом специфики своей производственной деятельности, решают вопрос о способах обеспечения соблюдения требований охраны труда и контроля за их выполнением. Функции службы охраны труда в таких случаях могут выполнять работодатель - индивидуальный предприниматель, руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник, специализированная организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда на основании заключенного с работодателем гражданско-правового договора.
В РФ действуют различные нор­мативные правовые акты, опреде­ляющие порядок осуществления ра­ботодателями контроля за состояни­ем условий труда. Например, поста­новлением правительства РФ от 10.03.1999 № 263 утверждены Пра­вила организации и осуществления производственного контроля за со­блюдением требований промышлен­ной безопасности на опасном произ­водственном объекте. Эти Правила предписывают каждой организации, эксплуатирующей опасные произ­водственные объекты, разрабаты­вать собственное положение о про­изводственном контроле.

При осуществлении контроля ра­ботодатели также руководствуются санитарными правилами СП 1.1.1058-01 "Организация и прове­дение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (утв. постановлением Главного государственного санитар­ного врача РФ от 13.07.2001 № 18).

Важный элемент организации производственного контроля за со­стоянием условий труда на рабочих местах - правильное возложение и распределение обязанностей между работниками и непосредственными руководителями работ. Как прави­ло, соответствующие требования включаются в должностные инструк­ции и инструкции по охране труда для работников и руководителей.

Непосредственно перед началом работ работник, а также непосредст­венный руководитель работ должны проверить исправность и безопас­ность оборудования, инструмента, приспособлений , защитных устройств, средств вентиляции и т.п. При обнаружении факторов, препят­ствующих безопасному выполнению работ, работник сообщает о них не­посредственному руководителю и, если возможно, самостоятельно принимает меры к их устранению.

В ходе выполнения работ их не­посредственный руководитель кон­тролирует правильность применения работниками СИЗ, а в случае непра­вильного использования СИЗ обес­печивает устранение нарушений. Со­гласно ст. 214 ТК РФ правильное при­менение средств индивидуальной и коллективной защиты является обя­занностью работников, за невыпол­нение которой может наступить дис­циплинарная ответственность.

Периодически в сроки, устанав­ливаемые локальными норматив­ными актами, в организациях про­водятся профилактические провер­ки состояния условий труда на рабо­чих местах. Проведение таких про­верок входит в компетенцию служб охраны труда организаций. В ходе проверок состояние рабочих мест оценивается специалистами в об­ласти охраны труда, имеющими со­ответствующую подготовку.

При осуществлении контроля за соблюдением требований охраны работодатели должны обеспечивать участие органов обществен­ного, прежде всего профсоюзного, контроля. Работодатели обязаны предоставлять органам профсоюз­ного контроля информацию и доку­менты, необходимые для реализа­ции их полномочий, а также обеспе­чивать беспрепятственный допуск представителей этих органов в орга­низации для проверок условий и ох­раны труда и расследования несча­стных случаев на производстве (абз. 13, 17 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

В соответствии со ст. 218 ТК РФ на предприятиях создаются комите­ты (комиссии) по охране труда, в со­став которых на паритетной основе входят представители работодателя и выборного органа первичной профорганизации. Комитеты (ко­миссии) по охране труда действуют на основании положений о них, раз­работанных в организациях в соот­ветствии с Типовым положением о комитете (комиссии) по охране тру­да (утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2006 № 413). Среди задач комитета (комиссии) по охране труда - организация совмест­ных действий работодателя и работ­ников по обеспечению требований охраны труда, а также организация совместных проверок условий и ох-Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов наделены правом проверять состоя­ние условий и охраны труда и вносить работодателям предложения об уст­ранении выявленных нарушений; ра­ботодатели обязаны рассмотреть эти предложения (ст. 370 ТК РФ). Профуполномоченные по охране труда действуют в соответствии с Типовым положением об уполномоченном (до­веренном) лице по охране труда про­фессионального союза (утв. поста­новлением исполкома ФНПР от 18.10.2006 № 4-3). На основе данно­го Типового положения общероссий­ские (межрегиональные) профсоюзы вправе разрабатывать и утверждать свои Положения с учетом особенно­стей экономической деятельности.

При выполнении своих функций уполномоченные взаимодействуют с руководителями организации и ее структурных подразделений, иными представителями работодателя, службами охраны труда, комитетом (комиссией) по охране труда, кон­тролирующими органами.
  1   2

Похожие:

В области охраны труда iconУчебное пособие предназначено для освоения студентами основных разделов...
Учебное пособие предназначено для освоения студентами основных разделов охраны труда: «Законодательство в области охраны труда»,...

В области охраны труда iconБюллетень по охране труда является периодическим изданием группы компаний «Охрана труда»
Ью формирования культуры охраны труда и решения проблем управления профессиональными рисками на региональном и федеральном уровне,...

В области охраны труда iconБюллетень по охране труда является периодическим изданием группы компаний «Охрана труда»
Ью формирования культуры охраны труда и решения проблем управления профессиональными рисками на региональном и федеральном уровне,...

В области охраны труда iconКонкурсов по охране труда Тема: «Продвижение охраны труда в «зеленой»
Итоги проведения областного месячника по охране труда и Всемирного дня охраны труда в Еврейской автономной области в 2012 году

В области охраны труда iconМетодические рекомендации Уполномоченные (доверенные) лица по охране...
Одним из направлений государственной политики в области охраны труда является содействие общественному контролю за соблюдением прав...

В области охраны труда iconИнформационный бюллетень по охране труда в Иркутской области подготовлен...
В бюллетень вошли аналитические материалы, касающиеся проведения специальной оценки условий труда по состоянию на 17 августа 2015...

В области охраны труда iconОб утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания...

В области охраны труда iconПеречень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация
Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций,...

В области охраны труда iconМетодические рекомендации в соответствии с Трудовым кодексом Российской...
Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация

В области охраны труда iconМетодические рекомендации в соответствии с Трудовым кодексом Российской...
Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск