Введение
В последние десятилетия заметно возрос интерес доктрины и практики международного частного права к проблемам, связанным с применением коллизионных норм, совершенствованием коллизионного метода регулирования. Одно из постоянных направлений в решении коллизионных проблем связано с преодолением «столкновения» законов в области обязательств вследствие причинения вреда (деликтных обязательств, torts).
В правовой литературе обязательства вследствие причинения вреда условно называют деликтными. Коллизии законов в указанной области принадлежат к наиболее сложным.
И договорное, и деликтное право призваны реализовать практику справедливой компенсации ущерба, причиняемого гражданам в результате нарушения их интересов. Но сфера действия договорного права здесь ограничена: оно наделяет истца правом на компенсацию только в случае нарушения ответчиком договорных обязательств, на выполнение которых первый с полным основанием мог рассчитывать. Действие деликтного права, наоборот, распространяется на случаи, когда ущерб интересам индивидов заключается не столько в обмане доверия истца к данному ему слову путем нарушения ответчиком своего обещания выполнить свои договорные обязательства, сколько в нанесении вреда другим многочисленным интересам, в частности, при причинении вреда здоровью или репутации индивида, его недвижимому или движимому имуществу, или когда ему причиняются некоторые другие виды ущерба.
Функция деликтного права заключается в том, чтобы из необозримого числа случаев причинения вреда выбрать такие, в которых потерпевший был бы правомочен переложить бремя причиненного ему вреда на плечи другого лица.
Одним из наиболее часто встречающихся случаев деликтов является нарушение правил безопасности при применении современных транспортных средств, при массовом перемещении людей из одной страны в другую. Это приводит к значительному увеличению аварий и катастроф различного рода и масштаба, что, в свою очередь, влечет за собой возникновение деликтных отношений с так называемым иностранным элементом.
Вред может быть причинен иностранному гражданину на территории России в результате дорожно-транспортного происшествия по вине российского или иностранного водителя, в результате столкновения в открытом море судов, зарегистрированных в различных государствах.
Часто последствия деликта, совершенного на территории одного государства, проявляются в пределах другой юрисдикции (так называемые «трансграничные правонарушения»).
В современном мире складывается тенденция интернационализации деликтных отношений, связанная с расширением сферы международного использования объектов, являющихся источником повышенной опасности. Вследствие этого существует настоятельная необходимость разработки новых способов защиты прав потерпевшего и интересов предпринимателей.
Вышеизложенные положения свидетельствуют об актуальности данной работы, рассматривающей вопросы деликтной ответственности в МЧП.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с появлением, развитием, применением и изменением деликтных обязательств, в том числе на примере ДТП.
Предметом исследования выступает деликт как правовая категория.
Цель исследования – комплексное рассмотрение обязательств с участием иностранного элемента, вытекающих из деликтов, связанных с применением и использованием транспортных средств.
Исходя из указанной цели были поставлены следующие
задачи:
- дать понятие деликтных обязательств в МЧП;
- исследовать особенности деликтных обязательств в сфере ДТП, морских и авиакатастроф, в области атомной энергетики;
- изучить международные источники регулирования;
- проанализировать национальное законодательство.
Методы исследования – как общенаучные, так и специальные: общие методы научного познания, методы эмпирического и теоретического исследования, – позволяющие исследовать проблему комплексно.
В работе использованы нормы законодательства, как национального, так и международного, а также работы авторов по международному частному праву – Л.А.Ануфриевой, А.В.Банковского, М.М.Богуславского, И.В.Гетьман-Павловой, В.П.Звекова, К.А.Бекяшева и других.