Скачать 490.41 Kb.
|
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д. Н. Прянишникова Кафедра истории и социологии Ярома О.В. Задания к семинарским занятиям по курсу «Отечественная история» для студентов дневного отделения (бакалавриат) Пермь 2012 УДК 372.893 ББК Т3(2) Я- Рецензент: Кашаева Ю. А., доцент, кандидат исторических наук (Пермский национальный исследовательский политехнический университет) Ярома О.В Задания к семинарским занятиям по курсу «Отечественная история» для студентов дневного отделения (бакалавриат)/ О.В. Ярома. – Пермь: ПГСХА, 2011. – 33 с. Задания к семинарским занятиям по курсу «Отечественная история» составлены в соответствии с программой курса и соответствуют Государственным образовательным стандартам Высшего профессионального образования. Сборник содержит задания разного типа для проверки знаний студентов по темам семинарских занятий; список рекомендуемой литературы Печатается по решению методической комиссии факультета землеустройства и кадастра Пермской государственной сельскохозяйственной академии имени академика Д. Н. Прянишникова (протокол № от ноября 2011 г.). Содержание
ВВЕДЕНИЕ Данное пособие представляет собой сборник заданий, разработанных в соответствии с темами семинарских занятий, включённых в учебно-методический комплекс по дисциплине «История». Основой для разработки заданий является Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования ГСЭ.Ф.03 «Отечественная история» третьего поколения и учебные пособия, входящие в УМКД: Деревянко А. П. История России: учебное пособие / А. П. Деревянко, Н. А. Щебельникова. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Велби: Проспект, 2007. – 557 с.; Зуев М. И. История России: учебное пособие / М. Н. Зуев. – М.: Высшее образование, 2007. – 634 с.; История России: учебник / А.С. Орлов, В. А. Георгиева; Исторический ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова.- 4-е издание: переработанное и дополненное. – М.: ТК Велби: Изд-во Проспект, 2011. – 528 с., Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А. С. Орлов [и др.]. – М.: Проспект, 2007. – 589 с. Пособие соответствует рабочим программам по отечественной истории в рамках бакалавриата. Методологической основой данного пособия является признание диагностического потенциала заданий различных видов и форм в определении уровня знаний, познавательных умений и личностных характеристик студентов. Пособие предназначено для закрепления знаний студентов по предмету, стимулирования навыков самостоятельного продуктивного мышления и активной познавательной деятельности, расширения «интеллектуального багажа» учащихся высших учебных заведений. С помощью предлагаемого пособия достаточно эффективно проводить текущий, промежуточный и рубежный контроль знаний студентов. Возможно использование заданий во всех формах студенческой работы: фронтальной, групповой, индивидуальной, как в рамках семинарского занятия, так и в качестве домашнего задания Каждый раздел пособия соответствует теме семинарского занятия. В начале раздела приведён план семинарского занятия и список основной и периодической литературы по теме. Указанная литература находится в фонде библиотеки ПГСХА. В данном пособии представлены задания различного типа: тестовые задания т с выбором варианта ответа, задания на определение соответствия, задания для работы с отрывками из документов и монографий, работа с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, задания с открытыми ответами. Задания с выбором варианта ответа могут применяться во всех видах проверки с целью первичного закрепления, систематизации, обобщения, актуализации нового материала, развития интереса к предмету, самообразования и самопроверки. Вероятность угадывания в процессе выполнения таких заданий при эквивалентности дистракторов значительно ниже, чем в других типах заданий. Задания с открытыми ответами используются для проверки субъективированных компонентов исторической подготовки студентов. Задания, связанные со схемами, позволяют усвоить вопросы государственного управления в России на различных этапах её истории. Пособие предназначено для студентов очных отделений негуманитарных вузов. Задания апробированы на практике в работе со студентами различных факультетов. Тема 1. Зарождение Русского государства 1. Внешняя политика первых киевских князей 2. Особенности государственного строя и политической жизни Киева и Новгорода. Литература по теме Основная
Дополнительная 1. Бычков А.А. Загадки Древней Руси 2001. - 511 с. 2. Вернадский Г.В. История России: Киевская Русь , 1996. - 448 с. 3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь: учебное пособие. 2006. - 863 с. 4. Древняя Русь в свете зарубежных источников: учебное пособие / ред. Е. А. Мельникова, 2003. - 609 с. 5. История России: IX-XXI века. От Рюрика до Медведева: учебное пособие / ред. Я. А. Перехов. - М.: МарТ, 2010. - 718. - Ростов н/Д: Феникс 6. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 2-х книгах [Текст] : учебное пособие. Кн.1 / В. О. Ключевский, 2003. - 734 с. 7. Мильков В.В. Осмысление истории в Древней Руси , 2000. - 382 с. 8. Нечволодов А. Сказания о русской земле. В 4-х кн. Кн.1, 1991. - 314 с. 9. Соловьев С.М. Древняя Россия: научное издание , 2004. - 328 с. Периодическая литература
Заполните таблицу «Особенности экономики и политической жизни Киева и Новгорода»
1. Какое событие древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» относит к 945 г.? А) восстание древлян В) призвание варягов в Новгород Б) крещение князя Владимира Г) поход князя Олега на Византию 2. Древнейшая русская летопись называлась А) «Повесть временных лет» В) «Слово о полку Игореве» Б) «Слово о погибели русской земли» Г) «Задонщина» 3. Крещение Руси привело к
5. Первый на Руси письменный сборник законов «Русская Правда» начал создаваться во время правления А) княгини Ольги В) Владимира Мономаха Б) Ярослава Мудрого Г) Александра Невского Тема 2. Борьба русского народа за независимость (XIII в.).
Литература по теме Основная
Дополнительная 1. Борисов Н.С. Русские полководцы 13-16 веков. -, 1993. - 190 с. 2. Вернадский Г.В. История России: Киевская Русь , 1996. - 448 с. 3. Гумилев Л.Н. Черная легенда: Друзья и недруги Великой степи [Текст]: [сборник] , 2004. - 564 с 4. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 2-х книгах [Текст] : учебное пособие. Кн.1 / В. О. Ключевский, 2003. - 734 с. 5. Нечволодов А. Сказания о русской земле. В 4-х кн. Кн.2, 1991. - 487 с. 6. Соловьев С.М. Древняя Россия: научное издание, 2004. - 328 с. Периодическая литература
«Пришло неслыханное войско… на землю половецкую. Половцы пытались сопротивляться, но даже самый сильный из них Юрий Кончакович не мог им противостоять и бежал, и многие были перебиты - до реки Днепра… И вот когда половцы прибежали в Русскую землю, то сказали они русским князьям: «Если вы нам не поможете, то сегодня мы были побиты, а вы завтра побиты будете».
«…Так Батый разорил город Владимир, попленил города суздальские и пришёл к городу…, а в нём был молодой князь, именем Василий. И нечестивые узнали, что у людей в городе крепкий дух, и нельзя обманными словами взять город. [Жители] же совещались и решили не сдаваться Батыю, сказав: «Хотя наш князь и молод, положим жизнь за него…и тем небесные венцы от бога получим». Татары же… разбили стену у города и взошли на вал. [Жители] же на ножах резались с ними… и вышли из города,.. убили и татар четыре тысячи и сам были перебиты. Батый же взял город и не пощадил никого, от подростков до грудных младенцев, а о князе Василии неизвестно, … говорили, что он в крови утонул… С тех пор татары называют этот [город] город злой, потому что бились около него семь недель».
А. «И во граде [Рязань] многих людей, и жён, и детей мечами посекли… и весь город пожгли и всю красоту знаменитую…» Б. «Навёл Бог на нас [на Владимир] народ немилостивый, народ лютый, народ не щадящий красоты юношей, немощи старцев, младости детей… Разрушены божественные церкви, осквернены священные сосуды, потоптаны святыни…кровь отцов и братьев наших обильно напоила землю. Исчезло мужество князей и воевод наших. Сёла поросли сорной травой, смирилось величие наше, погибла красота наша».
«В полку великого князя Александра оказалось 6 мужей храбрых… Первый, Гаврило Олексич, наехал на корабль и увидел королевича и поехал по сходням до самого корабля, и все бежали перед ним…Второй же новгородец, именем Сбыслав Якунович, много раз нападал, бился одним топором, не имея страха в сердце…Третий же, Яков Полочанин,… напав на полк с мечом, ожесточённо сражался, и похвалил его великий князь. Четвёртый же, новгородец по имени Миша, напав пешим с дружиною своею и погубил три корабля шведов. Пятый же…некто по имени Савва, напав на великий златоверхий шатёр, подсёк столб, шатёр упал, а полки Александровы, увидев падение шатра, обрадовались. Шестой же…по имени Ратмир, бился пешим, был окружён многими шведами, упал от многих ран и скончался…Уцелевшие шведы побежали посрамлёнными, а трупами своих воевод наполнили три корабля…».
«Был же тогда субботний день, а на восходе солнца сошлись оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что лёд на замёрзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать».
1. Существуют две точки зрения на последствия монгольского нашествия на Русь в XIII в. и зависимость Руси от Золотой Орды: 1) Монгольское нашествие и иго Золотой Орды привели к крайне негативным последствиям для Руси. Был нанесён огромный ущерб экономическому, политическому, культурному развитию Руси. Она стала отставать от стран Европы. (С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский и др.) 2) Нашествие Батыя трактуется как рядовой набег кочевников, а между русскими князьями и ханами установились союзнические отношения, а не отношения господства-подчинения. (Л.Н. Гумилёв.) Какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной? Ответ аргументируйте. 2. Почему монголы не пошли на Западную Европу? 3. В чём заключался цивилизационный выбор Александра Невского? Почему он был именно таким? 4. Как монгольское завоевание повлияло на складывание российской цивилизации? В качестве параметров возьмите военный, политический, культурные факторы.
1) 1113-1125; 2) 1237-1240; 3) 882-980; 4) 980-1025
1) ясак; 2) число; 3) ордынский выход; 4) ярлык 3. Каков был итог первого похода Батыя на Русь в 1237-1238 гг.? 1) разорение Великого Новгорода 4) разорение Галицко-Волынского княжества 2) разгром Киева 3) разорение значительной части северо-восточных земель 4. Установление зависимости от Золотой орды привело к тому, что 1) в русских землях была установлена система баскачества; 2) к Золотой Орде отошли земли Великого Новгорода 3) к Золотой Орде отошли земли Галицко-Волынского княжества 4) прекратились набеги и карательные походы монголо-татар на Русь 5. В 1240 г. произошли события 1) Битва на Калке, битва на Сити 2) Взятие Киева Батыем, Невская битва 3) Начало Батыева похода на Русь, смерть Чингисхана 4) Смерть Александра Невского, восстание в Новгороде против сборщиков дани. Тема 3. Трансформация общественных отношений: от правления Ивана III к эпохе Ивана IV
Литература по теме Основная
Дополнительная 1. Библиотека Флорентия Павленкова. Т. I: Иоанн Грозный. Петр Великий. Меньшиков. Потемкин. Демидовы: библиографические очерки, 1994. - 464 с. 2. Карамзин Н.М. История государства Российского: учебное пособие, 2006. - 1022 с. 3. Ключевский В.О. Русская история [Текст]: полный курс лекций в 2 книгах. Книга вторая: лекции XLIV-LXXXVI, 2003. - 643 c. Периодическая литература
Завершите заполнение схемы «Общественные отношения в XIV- XV вв.
Задания с открытыми ответами
1. Система распределения служебных мест с учётом происхождения и служебного положения: 1) разрядная служба; 2) наместничество; 3) местничество; 4) кормление 2. Судебник Ивана Великого: 1) ликвидировал уделы; 2) уничтожил вечевой строй; 3) учредил боярскую думу; 4) ограничил переход крестьян 3. Как назывались крестьяне, которые жили на государственных землях и несли повинности в пользу государства: 1) черносошные; 2) половники и старожильцы; 3) государевы холопы; 4) смерды 4. С незавершённостью процесса централизации Руси непосредственно связано понятие 1) уезд; 2) княжата; 3) нестяжательство; 4) наместник. 5. Репрессии, проведённые после присоединения Новгорода к Москве, затронули в первую очередь: 1) священнослужителей; 2) боярство; 3) дворянство; 4) ремесленников 6. Как назывался приказ, ведавший дворянской службой и назначением на командные должности: 1) Стрелецкий; 2) Дворцовый: 3) Дворянский; 4) Разрядный 7. Урочные лета – это: 1) срок выполнения «урока» (работы) кабальными холопами; 2) годы, в которые запрещался переход крестьян от одного владельца к другому; 3) 5-летний срок сыска беглых крестьян; 4) минимальное время проживания крестьянина на земле помещика после перехода к нему в Юрьев день. 8. Судебник Ивана IV: 1) сохранил право крестьян на переход; 3) учредил Боярскую думу; 2) уничтожил вечевой строй; 4) ликвидировал уделы. 9. Как назывались выборные главы местного самоуправления по реформам 1530-1550-х гг.: 1) уездные предводители; 3) земские стороны; 2) губные старосты; 4) наместные воеводы. 10. Прикрепление крестьян к земле было предпринято в первую очередь в интересах: 1) крупных бояр-вотчинников; 3) дворян-помещиков; 2) священнослужителей; 4) самих крестьян. Тема 4. Смутное время и его последствия
Феномен самозванства.
Литература по теме Основная
Дополнительная 1. Карамзин Н.М. История государства Российского: учебное пособие, 2006. 2. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей / Н. И. Костомаров, 2006. 3. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории: учебное пособие / С. Ф. Платонов, 2000. - 742 с. Периодическая литература |
I. Сибирские архивы в системе приказных учреждений русского государства (Конец XVI начало XVIII вв.) | Рекомендован Учебно-методическим Советом Института правоведения и предпринимательства в качестве учебно-методического комплекса по... | ||
Комментарий: мастерская проводится на уроке русского языка в 9 классе. Учащиеся объединяются в 2-3 группы и рассаживаются вокруг... | Цели: сформировать представление о традиционных символах государства, познакомиться с историей их возникновения, проанализировать... | ||
Практикум «Практический курс русского языка» используется при изучении одноименной дисциплины (12496). Цель изучения дисциплины –... | Международный Коммунистический Шестой Интернационал, основанный на мировоззрении Русского Мира, опираясь на коренные Народы планеты... | ||
Учебник предназначен студентам средних профессиональных учебных заведений. Он соответствует обязательному минимуму содержания исторического... | Учитель русского языка моу болтинская сош рыбинского района Ярославской области Гагарина Виктория Геннадьевна |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |