Рекомендации по совершенствованию кассовых операций Челябинского отделения №8597 Сбербанка России 20 Заключение 29


Скачать 388.33 Kb.
НазваниеРекомендации по совершенствованию кассовых операций Челябинского отделения №8597 Сбербанка России 20 Заключение 29
страница1/3
ТипРеферат
filling-form.ru > Договоры > Реферат
  1   2   3
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Анализ кассовых операций Челябинского отделения №8597 Сбербанка России 4

2. Рекомендации по совершенствованию кассовых операций Челябинского отделения №8597 Сбербанка России 20

Заключение 29

Список литературы 31


Введение


Актуальность изучения кассовых операций банка обусловлена тем, что выбор клиентом коммерческого банка для кассового обслуживания обязывает коммерческий банк к обеспечению высокого качества оказания расчетных услуг, которые должны выполняться своевременно, экономично и надежно. Поскольку контакты с банком по кассовому обслуживанию регулярны, то в зависимости от качества работы банка клиенты принимают решение о целесообразности дальнейшего сотрудничества с банком, о степени обоснованности установленных банком тарифов на кассовые услуги. Организация кассового обслуживания является «визитной карточкой» любого банка.

На сегодняшний день кассовое обслуживание в коммерческих банках находится примерно на одном уровне. Перечень предоставляемых услуг отличается не многим. Но в период острой конкурентной борьбы за каждого клиента, необходимо развивать, усовершенствовать систему кассового обслуживания, преодолевать возникающие проблемы.

На данный момент коммерческие банки стремятся усовершенствовать методы и инструменты в области расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и системе безналичного платежного оборота, в целях процветания бизнеса и экономики.

Предмет исследования – кассовые операции банка. Объектом исследования является Челябинское отделение №8597 Сбербанка России.

Цель исследования состоит в изучении кассовых операций на примере конкретного банка.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:

- выполнить анализ кассовых операций Челябинского отделения №8597;

- дать рекомендации по их совершенствованию.

Теоретической и методологической базой для исследования послужили:
материалы отечественных и зарубежных ученых, действующее российское законодательство и нормативные акты, официальная статистическая отчетность, публикации в периодической печати.

1. Анализ кассовых операций Челябинского отделения №8597 Сбербанка России


Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (Сбербанк России) создан в форме акционерного общества открытого типа в соответствии с Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР». Учредителем и основным акционером Сбербанка России является Центральный банк Российской Федерации (свыше 60% голосующих акций). Его акционерами являются более 200 тысяч юридических и физических лиц. В Центральном банке Российской Федерации Сбербанк России зарегистрирован 20 июня 1991 г., его регистрационный номер - 1481.

В настоящее время Челябинское отделение предоставляет кассовые операции клиентам юридическим и физическим лицам.

Учёт кассовых операций ведётся в режиме реального времени.

Кассовые операции в Челябинском отделении №8597 оформляются следующими документами:

1. по приходу

  • объявлением на взнос наличными;

  • приходным кассовым ордером;

  • извещением-квитанцией;

2. по расходу

  • денежным чеком;

- расходным ордером.

После заполнения реквизитов операции в компьютере операционный работник Челябинского отделения №8597 направляет электронный документ в кассу (соответствующая запись отражается в электронном кассовом журнале), распечатывает и оформляет документ в соответствии с требованиями нормативных документов Банка России и Банка (штамп на приходных ордерах проставляется обязательно). Клиент с заполненным и подписанным кассовым документом направляется в кассу банка.

При предъявлении клиентом кассового документа кассир контролирует наличие электронного документа, созданного операционным работником. При наличии электронного документа кассир сверяет:

  • номер документа;

  • сумму документа;

  • наименование организации - получателя средств.

При идентичности данных кассир принимает деньги от клиента полистным пересчётом и при соответствии сумм подписывает кассовый документ, ставит печать, подтверждает электронный документ. В электронном документе кассовый работник в обязательном порядке указывает:

  • символ кассового плана;

  • сумму взноса;

  • счёт получателя денежных средств;

  • ФИО вносителя;

  • назначение платежа.

На основании предъявленного клиентом денежного чека или распоряжения руководства банка на выдачу денежной наличности операционный работник формирует кассовый документ по расходу в интегрированной банковской системе, который заверяется его электронной подписью. При формировании электронного документа операционным работником в обязательном порядке указывается:

  • символ кассового плана;

  • сумма выдаваемых средств;

  • счёт, с которого происходит выдача денежных средств;

  • ф.и.о. получателя денежных средств, и реквизиты документа, удостоверяющего личность;

  • направляет электронный документ в кассу, распечатывает и оформляет расходный ордер в соответствии с требованиями нормативных документов Банка России и Банка (штамп проставляется обязательно).

Кассир контролирует наличие электронного документа, созданного операционным работником в интегрированной банковской системе.

Кассовые журналы по приходу и расходу формируются автоматически на основании документов, созданных операционными работниками и подтверждённых кассирами. В конце операционного дня операционный работник в обязательном порядке контролирует состояние кассовых документов. При наличии непроведенных документов выясняется причина, и принимаются соответствующие меры.

В разрезе клиентов кассовые операции предоставляются Челябинским отделением юридическим, физическим лицам и предпринимателям.

Анализ кассового обслуживания клиентов начнем с количества операций (таблица 1.1).

Таблица 1.1

Количество кассовых операций в разрезе клиентов (ед.)

 Показатель

2007 год

2008 год

откл.

Темп роста, %

2009 год

откл.

Темп роста, %

Количество кассовых операций за год

86000

111000

25000

129,1

146000

35000

131,5

в т.ч. юр.л

3000

4000

1000

133,3

7000

3000

175,0

в т.ч. ИП

12000

18000

6000

150,0

27000

9000

150,0

в т.ч. фл

71000

89000

18000

125,4

112000

23000

125,8


Как видно из таблицы 1.1, в Челябинском отделении №8597 Сбербанка России сложилась положительная тенденция наращивания количества кассовых операций корпоративных клиентов и предпринимателей: в 2007 году совершено 86 тыс.шт., в 2008 году – 111 тыс. шт., в 2009 году – 146 тыс.шт. Наибольший рост в 2008 году демонстрировали операции с предпринимателями – 50% прироста, в 2009 году с юридическими лицами – 75% прироста.

Следует также отметить, что основная часть кассовых операций – более 80% в отделении приходилась на физических лиц (рис.1).

При этом в рассматриваемом периоде наметилась тенденция сокращения доли операций указанных клиентов в общем количестве операций: с 82,6% в 2007 году до 76,7% в 2009 году.



Рис.1 – Количество кассовых операций Челябинского ОСБ №8597 в разрезе видов клиентов

Количество операций является необходимым, но не достаточным условием анализа кассового обслуживания клиентов. Для полноты исследования нужно рассмотреть объем данных операций.

Таблица 1.2

Средний размер кассовых операций Челябинского отделения №8597 Сбербанка России (руб.)

 Показатель

2007 год

2008 год

откл.

Темп роста, %

2009 год

откл.

Темп роста, %

Средний размер операций

113 245

204 197

90 952

180,3

367 359

163 162

179,9

в т.ч. юр.л

102 030

185 683

83 653

182,0

339 857

154 174

183,0

в т.ч. ИП

9 210

15 614

6 404

169,5

21 852

6 238

140,0

в т.ч. ф.л

2 005

2 900

895

144,6

5 650

2 750

194,8

Как видно из Таблицы 1.2, на протяжении последних 3 лет в Челябинском отделении происходило поступательное увеличение объемов кассовых операций, при этом наибольший прирост в 2008 году приходился на операции юридическими лицами – на 82%, в 2009 году – на физических лиц – на 94,8%.

Значительная (44-56%) часть кассовых операций юридических лиц и предпринимателей сформирована за счет предприятий торговли и общественного питания (рис.2-4).



Рис.2 – Формирование размера кассовых операций юридических лиц в разрезе отраслей народного хозяйства в 2007 году



Рис.3 – Формирование размера кассовых операций юридических лиц в разрезе отраслей народного хозяйства в 2008 году



Рис.4 – Формирование размера кассовых операций юридических лиц в разрезе отраслей народного хозяйства в 2009 году
Важным моментом при проведении анализа количества кассовых операций является изучение количества кассовых операций физических лиц.

Челябинское отделение №8597 Сбербанка России предлагает следующие виды кассовых операций для населения:

1. Коммунальные платежи

Челябинское отделение №8597 Сбербанка России принимает от физических лиц платежи за коммунальные услуги, международные и междугородные переговоры, услуги телекоммуникационных компаний (сотовой и пейджинговой связи), доступ в интернет и ряд других платежей.

Для удобства оплаты услуг большинства компаний банк предоставляет необходимые бланки.

Сведения о принятом платеже от клиента в адрес компаний, с которыми Челябинское отделение №8597 Сбербанка России заключило соответствующие договоры, могут передаваться получателю платежа в режиме онлайн или с дискретностью, установленной договором. После получения этой информации компания предоставляет клиенту доступ к оплаченной услуге, не дожидаясь фактического поступления денежных средств на свой расчетный счет.

Платежи в пользу компаний, с которыми заключены соответствующие договоры, а также налоговые платежи принимаются бесплатно.

Комиссия за прием наличных платежей от физических лиц и перечисление их в адрес компаний, с которыми банком заключены договоры о предоставлении компаниям информации о принятых в их адрес платежах, взимается с физического лица.

Платежи в пользу компаний, с которыми заключены соответствующие договоры, могут быть осуществлены не только наличными деньгами, но и через банкоматы Челябинского отделения №8597 Сбербанка России.

2. Вклады

Челябинское отделение №8597 Сбербанка России предлагает вклады до востребования и широкий спектр срочных вкладов.

Вклад до востребования есть в рублях или иностранной валюте (долларах США или евро). Размер минимального первоначального взноса (неснижаемого остатка) по данному вкладу составляет 100 рублей или 50 долл. США / евро. Процентная ставка по вкладам до востребования в любой валюте составляет 0,10% годовых.

3. Банковские карты

Банковские карты Сбербанка России - это современное средство расчетов, которое позволяет:

- оплачивать без комиссии товары и услуги, не имея при себе наличных денег;

- пользоваться широкой сетью пунктов выдачи наличных по всему миру;

- хранить собственные средства на счете карты;

- не декларировать денежные средства, находящиеся на счете банковской карты, при выезде за границу.

Банк выпускает карты международных платежных систем Visa Inc. и MasterCard. Безопасность карточного счета обеспечивается современной защитой от подделки самой карты и ПИН-кодом, который известен только держателю карты.

Можно оформить кредитные или дебетовые банковские карты. При желании клиент может использовать кредитную карту как дебетовую, размещая на ней собственные средства.

4. Операции с наличной валютой и чеками

Челябинское отделение №8597 Сбербанка России проводит операции с наличной валютой (покупка, продажа, прием для направления на экспертизу, проверка подлинности и др.), а также оплачивает чеки Tax Free, выданные в других странах в рамках международной программы компании Global Refund.

Челябинское отделение №8597 Сбербанка России осуществляет операции с дорожными и именными чеками - продает дорожные чеки American Express в долларах США и евро, а также принимает к немедленной оплате дорожные чеки American Express, Thomas Cook, Visa, Citicorp.

Также проводится прием на инкассо именных чеков, выпущенных зарубежными банками. На инкассо принимаются именные чеки, выписанные в долларах США, евро, английских фунтах стерлингов, канадских долларах. Выплата денежных средств за сданные на инкассо чеки производится в сроки определенные банком, после зачисления средств от иностранного банка.

5. Операции с монетами из драгоценных металлов

Монеты Банка России, выпущенные в обращение и предлагаемые к продаже кредитными организациями, изготавливаются на Московском и Санкт-Петербургском монетных дворах, отличаются высоким уровнем художественного оформления и безукоризненным качеством чеканки, пользуются признанием и устойчивым спросом как в самой России, так и за ее пределами, неоднократно признавались лучшими монетами года по результатам опросов, проводимых специализированными иностранными нумизматическими изданиями и организациями.

Челябинское отделение №8597 Сбербанка России предлагает широкий выбор монет из драгоценных металлов старого и нового образца, выпущенных Банком России с 1992 года. Монеты реализуются через операционные кассы головного офиса, дополнительных офисов и иногородних филиалов. Оптовым покупателям предлагаются значительные скидки. Специалисты банка помогут в выборе монет, как для подарка, так и для коллекционирования. Перечень предлагаемых к продаже монет изменяется по мере поступления новых монет.

Динамика основных кассовых операций, проводимых Челябинским отделением №8597 с населением, приведена в таблице 1.3.

Таблица 1.3

Количество кассовых операций физических лиц в Челябинском отделении №8597 Сбербанка России

 Показатель

2007 год

2008 год

откл.

Темп роста, %

2009 год

откл.

Темп роста, %

количество кассовых операций физических лиц

71000

89000

18000

125,4

112000

23000

125,8

в т.ч. вкладных

36000

43000

7000

119,4

51000

8000

118,6

в т.ч. валютно-обменных обменных

7000

10000

3000

142,9

16000

6000

160,0

в т.ч. коммунальных

28000

36000

8000

128,6

45000

9000

125,0


В 2007-2009 гг. темп роста кассовых операций физических лиц составлял 125-126%. В разрезе видов наибольший прирост демонстрировали валютно-обменные операции – на 29% и 60% соответственно.

Основная доля кассовых операций физических лиц приходилась на вкладные операции (рис.5-7). Однако, их доля в структуре операций сократилась с 51% в 2007 году до 46% в 2009 году.



Рис.5 – Структура кассовых операций, оказываемых Челябинским отделением №8597 Сбербанка России населению в 2007 году


Рис.6 – Структура кассовых операций, оказываемых Челябинским отделением №8597 Сбербанка России населению в 2008 году



Рис.7 – Структура кассовых операций, оказываемых Челябинским отделением №8597 Сбербанка России населению в 2009 году
Анализ кассовых операций в разрезе видов показал, что их объем и количество за последние три года также имели тенденцию роста (Таблица 1.4).

Таблица 1.4

Динамика объемов проводимых кассовых операций и количества операций в разрезе видов за 2007-2009 гг.

Показатель 

2007 год

2008 год

откл.

Темп роста, %

2009 год

откл.

Темп роста, %

количество кассовых операций, ед.

86 000

111 000

25000

129,1

146 000

35 000

131,5

по приему денежной наличности

39 560

53 280

13 720

134,7

65 700

12 420

123,3

по выдаче денежной наличности

46 440

57 720

11 280

124,3

80 300

22 580

139,1

объем кассовых операций, млн. руб.

9 739

22 666

12 927

232,7

53 634

30 969

236,6

по приему денежной наличности

4 285

9 746

5 461

227,4

24 940

15 194

255,9

по выдаче денежной наличности

5 454

12 920

7 466

236,9

28 694

15 775

222,1


Как правило, предоставление услуг осуществляется банком на платной основе, что находит отражение в его процентных и комиссионных доходах. Динамика доходов от банковского обслуживания населения в Челябинском отделении №8597 Сбербанка России и структуры комиссионных доходов представлены на рисунках 8-9.



Рис. 8 – Динамика доходов от банковского обслуживания в Челябинском отделении №8597 Сбербанка России



Рис. 9 – Динамика комиссионных доходов Челябинского отделения №8597 Сбербанка России в разрезе клиентов кассовых операций



Рис. 10 – Динамика комиссионных доходов Челябинского отделения №8597 Сбербанка России от кассовых операций, оказываемых населению
Увеличение объемов операций по кассовому обслуживанию является положительным моментом, когда оно прибыльно.

Для оценки эффективности проведения операций по расчетно-кассовому обслуживанию применим следующую формулу:

Пр = (Д – Р) / Р * 100%, где (1)

Пр – прибыльность или рентабельность операций;

Д – комиссионные доходы от совершения операций;

Р – расходы, связанные с проведением операций.

Доходы определяются по каждому виду операций как произведение цены услуги – тарифа на количество операций при безналичном перечислении или на объем операций по кассовому обслуживанию, а затем суммируются.

Расходы, соответственно, рассчитываются как сумма затрат по каждому виду операций – произведение себестоимости услуги на количество операций.

Следует отметить, что ежеквартально Сбербанком для подчиненных территорий рассчитывается себестоимость каждой услуги, а также по мере необходимости пересматриваются тарифы.

Резервами увеличения рентабельности при расчетно-кассовом обслуживании являются:

  • в части доходов: отделение само устанавливает цены на услуги, исходя из себестоимости их проведения и ситуации на рынке в пределах установленного Сбербанком диапазона;

  • в части расходов: использование современных продуктов снижает себестоимость одной операции.

Эффективность операций по кассовому обслуживанию, проводимых отделением в 2007-2009 гг., представлена в Таблице 1.5.

Таблица 1.5

Рентабельность кассового обслуживания в 2007-2009 гг.

Показатель

2007 год

2008 год

откл.

Темп роста, %

2009 год

откл.

Темп роста, %

Доходы от проведения операций, руб.

12 675 485

19 017 949

6 342 464

150,0

25 761 940

6 743 992

135,5

Юр.л и ИП

9 030 675

12 613 896

3 583 221

139,7

16 450 700

3 836 804

130,4

Ф.л.

3 644 810

6 404 053

2 759 243

175,7

9 311 240

2 907 188

145,4

Расходы по проведению операций, руб.

5 992 105

11 528 970

5 536 865

192,4

17 924 769

6 395 799

155,5

Юр.л и ИП

4 816 360

8 759 650

3 943 290

181,9

12 338 025

3 578 375

140,9

Ф.л.

1 175 745

2 769 320

1 593 575

235,5

5 586 744

2 817 424

201,7

Прибыль от проведения операций, руб.

6 683 380

7 488 979

805 599

112,1

7 837 171

348 193

104,6

Юр.л и ИП

4 214 315

3 854 246

-360 069

91,5

4 112 675

258 429

106,7

Ф.л.

2 469 065

3 634 733

1 165 668

147,2

3 724 496

89 764

102,5

Рентабельность проведения операций, %

111,5

65,0

-122,3

58,2

43,7

5,4

67,3

Юр.л и ИП

87,5

44,0

-43,5

50,3

33,3

7,2

75,8

Ф.л.

210,0

131,3

-78,8

62,5

66,7

3,2

50,8

Комиссионные доходы отделения, руб.

36 496 543

53 825 463

17 328 920

147,5

70 549 132

16 723 669

131,1

Уд. вес доходов от кассового обслуживания в общем объеме комиссионных доходов, %

34,7

35,3

0,6

101,7

36,5

1,2

103,4

Из Таблицы 1.5 следует, что рентабельность оказания услуг по кассовому обслуживанию в отделении снизилась как в части операций физических лиц, так и ИП и юридических лиц. Этот факт обусловлен удорожанием себестоимости проведения операций. Казалось бы, отделение могло компенсировать увеличение расходов повышением тарифов, однако, осуществляя деятельность в жестких условиях конкуренции, оно не может беспредельно увеличивать цену услуг, так как в этом случае клиенты могут перейти в банки с более выгодными для них условиями. Причем, доходы от расчетно-кассового обслуживания составляют свыше одной трети всех комиссионных доходов отделения, что также существенно.

Решением проблемы в данном случае является дифференцированный подход к клиентам при установлении тарифов и снижение себестоимости услуг посредством применения современных продуктов.

  1   2   3

Похожие:

Рекомендации по совершенствованию кассовых операций Челябинского отделения №8597 Сбербанка России 20 Заключение 29 icon2. Бухгалтерский учет кассовых операций муэп одинцовская Теплосеть 32
Рекомендации по совершенствованию системы бухгалтерского учета в части отражения кассовых операций 62

Рекомендации по совершенствованию кассовых операций Челябинского отделения №8597 Сбербанка России 20 Заключение 29 icon3 Порядок ведения кассовых операций в Республике Беларусь
Для приема, хранения и расходования наличных денег предприятие имеет кассу. Учет кассовых операций регламентируется Правилами ведения...

Рекомендации по совершенствованию кассовых операций Челябинского отделения №8597 Сбербанка России 20 Заключение 29 iconКомментарий к новому Положению о порядке ведения кассовых операций 373-П
«Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России», утв. Банком России от 12. 10. 2011 №373-п (опубликовано...

Рекомендации по совершенствованию кассовых операций Челябинского отделения №8597 Сбербанка России 20 Заключение 29 iconПоложение о служебных командировках (образец заполнения)
Об особенностях направления работников в служебные командировки" с учетом Указания Банка России от 11. 03. 2014 n 3210-у "О порядке...

Рекомендации по совершенствованию кассовых операций Челябинского отделения №8597 Сбербанка России 20 Заключение 29 iconПоложение о служебных командировках (образец заполнения)
Об особенностях направления работников в служебные командировки" с учетом Указания Банка России от 11. 03. 2014 n 3210-у "О порядке...

Рекомендации по совершенствованию кассовых операций Челябинского отделения №8597 Сбербанка России 20 Заключение 29 iconМетодическая разработка по теме: выполнение кассовых операций
Организация выполнения кассовых операций по программе WinPost

Рекомендации по совершенствованию кассовых операций Челябинского отделения №8597 Сбербанка России 20 Заключение 29 iconЗаключение Ассоциации российских банков по проекту Положения Банка России
«О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, инкассации и перевозки наличной валюты и ценностей для кредитных организаций...

Рекомендации по совершенствованию кассовых операций Челябинского отделения №8597 Сбербанка России 20 Заключение 29 iconДипломная работа на тему: «Бухгалтерский учет анализ и контроль кассовых операций»
I. теоретические основы учета и контроля кассовых операций в бюджетных организациях

Рекомендации по совершенствованию кассовых операций Челябинского отделения №8597 Сбербанка России 20 Заключение 29 iconДанной курсовой работы, безусловно, является очень актуальной, так...
Целью данной работы является предоставление наиболее полной информации по порядку учёта кассовых операций и ознакомление с правилами...

Рекомендации по совершенствованию кассовых операций Челябинского отделения №8597 Сбербанка России 20 Заключение 29 iconИнструкция по осуществлению оплаты через отделения Сбербанка
Бланк извещения-квитанции также можно получить и заполнить непосредственно в отделении Сбербанка

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск