Скачать 388.33 Kb.
|
СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1. Анализ кассовых операций Челябинского отделения №8597 Сбербанка России 4 2. Рекомендации по совершенствованию кассовых операций Челябинского отделения №8597 Сбербанка России 20 Заключение 29 Список литературы 31 ВведениеАктуальность изучения кассовых операций банка обусловлена тем, что выбор клиентом коммерческого банка для кассового обслуживания обязывает коммерческий банк к обеспечению высокого качества оказания расчетных услуг, которые должны выполняться своевременно, экономично и надежно. Поскольку контакты с банком по кассовому обслуживанию регулярны, то в зависимости от качества работы банка клиенты принимают решение о целесообразности дальнейшего сотрудничества с банком, о степени обоснованности установленных банком тарифов на кассовые услуги. Организация кассового обслуживания является «визитной карточкой» любого банка. На сегодняшний день кассовое обслуживание в коммерческих банках находится примерно на одном уровне. Перечень предоставляемых услуг отличается не многим. Но в период острой конкурентной борьбы за каждого клиента, необходимо развивать, усовершенствовать систему кассового обслуживания, преодолевать возникающие проблемы. На данный момент коммерческие банки стремятся усовершенствовать методы и инструменты в области расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и системе безналичного платежного оборота, в целях процветания бизнеса и экономики. Предмет исследования – кассовые операции банка. Объектом исследования является Челябинское отделение №8597 Сбербанка России. Цель исследования состоит в изучении кассовых операций на примере конкретного банка. В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач: - выполнить анализ кассовых операций Челябинского отделения №8597; - дать рекомендации по их совершенствованию. Теоретической и методологической базой для исследования послужили: материалы отечественных и зарубежных ученых, действующее российское законодательство и нормативные акты, официальная статистическая отчетность, публикации в периодической печати. 1. Анализ кассовых операций Челябинского отделения №8597 Сбербанка РоссииАкционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (Сбербанк России) создан в форме акционерного общества открытого типа в соответствии с Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР». Учредителем и основным акционером Сбербанка России является Центральный банк Российской Федерации (свыше 60% голосующих акций). Его акционерами являются более 200 тысяч юридических и физических лиц. В Центральном банке Российской Федерации Сбербанк России зарегистрирован 20 июня 1991 г., его регистрационный номер - 1481. В настоящее время Челябинское отделение предоставляет кассовые операции клиентам юридическим и физическим лицам. Учёт кассовых операций ведётся в режиме реального времени. Кассовые операции в Челябинском отделении №8597 оформляются следующими документами: 1. по приходу
2. по расходу
- расходным ордером. После заполнения реквизитов операции в компьютере операционный работник Челябинского отделения №8597 направляет электронный документ в кассу (соответствующая запись отражается в электронном кассовом журнале), распечатывает и оформляет документ в соответствии с требованиями нормативных документов Банка России и Банка (штамп на приходных ордерах проставляется обязательно). Клиент с заполненным и подписанным кассовым документом направляется в кассу банка. При предъявлении клиентом кассового документа кассир контролирует наличие электронного документа, созданного операционным работником. При наличии электронного документа кассир сверяет:
При идентичности данных кассир принимает деньги от клиента полистным пересчётом и при соответствии сумм подписывает кассовый документ, ставит печать, подтверждает электронный документ. В электронном документе кассовый работник в обязательном порядке указывает:
На основании предъявленного клиентом денежного чека или распоряжения руководства банка на выдачу денежной наличности операционный работник формирует кассовый документ по расходу в интегрированной банковской системе, который заверяется его электронной подписью. При формировании электронного документа операционным работником в обязательном порядке указывается:
Кассир контролирует наличие электронного документа, созданного операционным работником в интегрированной банковской системе. Кассовые журналы по приходу и расходу формируются автоматически на основании документов, созданных операционными работниками и подтверждённых кассирами. В конце операционного дня операционный работник в обязательном порядке контролирует состояние кассовых документов. При наличии непроведенных документов выясняется причина, и принимаются соответствующие меры. В разрезе клиентов кассовые операции предоставляются Челябинским отделением юридическим, физическим лицам и предпринимателям. Анализ кассового обслуживания клиентов начнем с количества операций (таблица 1.1). Таблица 1.1 Количество кассовых операций в разрезе клиентов (ед.)
Как видно из таблицы 1.1, в Челябинском отделении №8597 Сбербанка России сложилась положительная тенденция наращивания количества кассовых операций корпоративных клиентов и предпринимателей: в 2007 году совершено 86 тыс.шт., в 2008 году – 111 тыс. шт., в 2009 году – 146 тыс.шт. Наибольший рост в 2008 году демонстрировали операции с предпринимателями – 50% прироста, в 2009 году с юридическими лицами – 75% прироста. Следует также отметить, что основная часть кассовых операций – более 80% в отделении приходилась на физических лиц (рис.1). При этом в рассматриваемом периоде наметилась тенденция сокращения доли операций указанных клиентов в общем количестве операций: с 82,6% в 2007 году до 76,7% в 2009 году. Рис.1 – Количество кассовых операций Челябинского ОСБ №8597 в разрезе видов клиентов Количество операций является необходимым, но не достаточным условием анализа кассового обслуживания клиентов. Для полноты исследования нужно рассмотреть объем данных операций. Таблица 1.2 Средний размер кассовых операций Челябинского отделения №8597 Сбербанка России (руб.)
Как видно из Таблицы 1.2, на протяжении последних 3 лет в Челябинском отделении происходило поступательное увеличение объемов кассовых операций, при этом наибольший прирост в 2008 году приходился на операции юридическими лицами – на 82%, в 2009 году – на физических лиц – на 94,8%. Значительная (44-56%) часть кассовых операций юридических лиц и предпринимателей сформирована за счет предприятий торговли и общественного питания (рис.2-4). Рис.2 – Формирование размера кассовых операций юридических лиц в разрезе отраслей народного хозяйства в 2007 году Рис.3 – Формирование размера кассовых операций юридических лиц в разрезе отраслей народного хозяйства в 2008 году Рис.4 – Формирование размера кассовых операций юридических лиц в разрезе отраслей народного хозяйства в 2009 году Важным моментом при проведении анализа количества кассовых операций является изучение количества кассовых операций физических лиц. Челябинское отделение №8597 Сбербанка России предлагает следующие виды кассовых операций для населения: 1. Коммунальные платежи Челябинское отделение №8597 Сбербанка России принимает от физических лиц платежи за коммунальные услуги, международные и междугородные переговоры, услуги телекоммуникационных компаний (сотовой и пейджинговой связи), доступ в интернет и ряд других платежей. Для удобства оплаты услуг большинства компаний банк предоставляет необходимые бланки. Сведения о принятом платеже от клиента в адрес компаний, с которыми Челябинское отделение №8597 Сбербанка России заключило соответствующие договоры, могут передаваться получателю платежа в режиме онлайн или с дискретностью, установленной договором. После получения этой информации компания предоставляет клиенту доступ к оплаченной услуге, не дожидаясь фактического поступления денежных средств на свой расчетный счет. Платежи в пользу компаний, с которыми заключены соответствующие договоры, а также налоговые платежи принимаются бесплатно. Комиссия за прием наличных платежей от физических лиц и перечисление их в адрес компаний, с которыми банком заключены договоры о предоставлении компаниям информации о принятых в их адрес платежах, взимается с физического лица. Платежи в пользу компаний, с которыми заключены соответствующие договоры, могут быть осуществлены не только наличными деньгами, но и через банкоматы Челябинского отделения №8597 Сбербанка России. 2. Вклады Челябинское отделение №8597 Сбербанка России предлагает вклады до востребования и широкий спектр срочных вкладов. Вклад до востребования есть в рублях или иностранной валюте (долларах США или евро). Размер минимального первоначального взноса (неснижаемого остатка) по данному вкладу составляет 100 рублей или 50 долл. США / евро. Процентная ставка по вкладам до востребования в любой валюте составляет 0,10% годовых. 3. Банковские карты Банковские карты Сбербанка России - это современное средство расчетов, которое позволяет: - оплачивать без комиссии товары и услуги, не имея при себе наличных денег; - пользоваться широкой сетью пунктов выдачи наличных по всему миру; - хранить собственные средства на счете карты; - не декларировать денежные средства, находящиеся на счете банковской карты, при выезде за границу. Банк выпускает карты международных платежных систем Visa Inc. и MasterCard. Безопасность карточного счета обеспечивается современной защитой от подделки самой карты и ПИН-кодом, который известен только держателю карты. Можно оформить кредитные или дебетовые банковские карты. При желании клиент может использовать кредитную карту как дебетовую, размещая на ней собственные средства. 4. Операции с наличной валютой и чеками Челябинское отделение №8597 Сбербанка России проводит операции с наличной валютой (покупка, продажа, прием для направления на экспертизу, проверка подлинности и др.), а также оплачивает чеки Tax Free, выданные в других странах в рамках международной программы компании Global Refund. Челябинское отделение №8597 Сбербанка России осуществляет операции с дорожными и именными чеками - продает дорожные чеки American Express в долларах США и евро, а также принимает к немедленной оплате дорожные чеки American Express, Thomas Cook, Visa, Citicorp. Также проводится прием на инкассо именных чеков, выпущенных зарубежными банками. На инкассо принимаются именные чеки, выписанные в долларах США, евро, английских фунтах стерлингов, канадских долларах. Выплата денежных средств за сданные на инкассо чеки производится в сроки определенные банком, после зачисления средств от иностранного банка. 5. Операции с монетами из драгоценных металлов Монеты Банка России, выпущенные в обращение и предлагаемые к продаже кредитными организациями, изготавливаются на Московском и Санкт-Петербургском монетных дворах, отличаются высоким уровнем художественного оформления и безукоризненным качеством чеканки, пользуются признанием и устойчивым спросом как в самой России, так и за ее пределами, неоднократно признавались лучшими монетами года по результатам опросов, проводимых специализированными иностранными нумизматическими изданиями и организациями. Челябинское отделение №8597 Сбербанка России предлагает широкий выбор монет из драгоценных металлов старого и нового образца, выпущенных Банком России с 1992 года. Монеты реализуются через операционные кассы головного офиса, дополнительных офисов и иногородних филиалов. Оптовым покупателям предлагаются значительные скидки. Специалисты банка помогут в выборе монет, как для подарка, так и для коллекционирования. Перечень предлагаемых к продаже монет изменяется по мере поступления новых монет. Динамика основных кассовых операций, проводимых Челябинским отделением №8597 с населением, приведена в таблице 1.3. Таблица 1.3 Количество кассовых операций физических лиц в Челябинском отделении №8597 Сбербанка России
В 2007-2009 гг. темп роста кассовых операций физических лиц составлял 125-126%. В разрезе видов наибольший прирост демонстрировали валютно-обменные операции – на 29% и 60% соответственно. Основная доля кассовых операций физических лиц приходилась на вкладные операции (рис.5-7). Однако, их доля в структуре операций сократилась с 51% в 2007 году до 46% в 2009 году. Рис.5 – Структура кассовых операций, оказываемых Челябинским отделением №8597 Сбербанка России населению в 2007 году Рис.6 – Структура кассовых операций, оказываемых Челябинским отделением №8597 Сбербанка России населению в 2008 году Рис.7 – Структура кассовых операций, оказываемых Челябинским отделением №8597 Сбербанка России населению в 2009 году Анализ кассовых операций в разрезе видов показал, что их объем и количество за последние три года также имели тенденцию роста (Таблица 1.4). Таблица 1.4 Динамика объемов проводимых кассовых операций и количества операций в разрезе видов за 2007-2009 гг.
Как правило, предоставление услуг осуществляется банком на платной основе, что находит отражение в его процентных и комиссионных доходах. Динамика доходов от банковского обслуживания населения в Челябинском отделении №8597 Сбербанка России и структуры комиссионных доходов представлены на рисунках 8-9. Рис. 8 – Динамика доходов от банковского обслуживания в Челябинском отделении №8597 Сбербанка России Рис. 9 – Динамика комиссионных доходов Челябинского отделения №8597 Сбербанка России в разрезе клиентов кассовых операций Рис. 10 – Динамика комиссионных доходов Челябинского отделения №8597 Сбербанка России от кассовых операций, оказываемых населению Увеличение объемов операций по кассовому обслуживанию является положительным моментом, когда оно прибыльно. Для оценки эффективности проведения операций по расчетно-кассовому обслуживанию применим следующую формулу: Пр = (Д – Р) / Р * 100%, где (1) Пр – прибыльность или рентабельность операций; Д – комиссионные доходы от совершения операций; Р – расходы, связанные с проведением операций. Доходы определяются по каждому виду операций как произведение цены услуги – тарифа на количество операций при безналичном перечислении или на объем операций по кассовому обслуживанию, а затем суммируются. Расходы, соответственно, рассчитываются как сумма затрат по каждому виду операций – произведение себестоимости услуги на количество операций. Следует отметить, что ежеквартально Сбербанком для подчиненных территорий рассчитывается себестоимость каждой услуги, а также по мере необходимости пересматриваются тарифы. Резервами увеличения рентабельности при расчетно-кассовом обслуживании являются:
Эффективность операций по кассовому обслуживанию, проводимых отделением в 2007-2009 гг., представлена в Таблице 1.5. Таблица 1.5 Рентабельность кассового обслуживания в 2007-2009 гг.
Из Таблицы 1.5 следует, что рентабельность оказания услуг по кассовому обслуживанию в отделении снизилась как в части операций физических лиц, так и ИП и юридических лиц. Этот факт обусловлен удорожанием себестоимости проведения операций. Казалось бы, отделение могло компенсировать увеличение расходов повышением тарифов, однако, осуществляя деятельность в жестких условиях конкуренции, оно не может беспредельно увеличивать цену услуг, так как в этом случае клиенты могут перейти в банки с более выгодными для них условиями. Причем, доходы от расчетно-кассового обслуживания составляют свыше одной трети всех комиссионных доходов отделения, что также существенно. Решением проблемы в данном случае является дифференцированный подход к клиентам при установлении тарифов и снижение себестоимости услуг посредством применения современных продуктов. |
Рекомендации по совершенствованию системы бухгалтерского учета в части отражения кассовых операций 62 | Для приема, хранения и расходования наличных денег предприятие имеет кассу. Учет кассовых операций регламентируется Правилами ведения... | ||
«Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России», утв. Банком России от 12. 10. 2011 №373-п (опубликовано... | Об особенностях направления работников в служебные командировки" с учетом Указания Банка России от 11. 03. 2014 n 3210-у "О порядке... | ||
Об особенностях направления работников в служебные командировки" с учетом Указания Банка России от 11. 03. 2014 n 3210-у "О порядке... | Организация выполнения кассовых операций по программе WinPost | ||
«О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, инкассации и перевозки наличной валюты и ценностей для кредитных организаций... | I. теоретические основы учета и контроля кассовых операций в бюджетных организациях | ||
Целью данной работы является предоставление наиболее полной информации по порядку учёта кассовых операций и ознакомление с правилами... | Бланк извещения-квитанции также можно получить и заполнить непосредственно в отделении Сбербанка |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |