Заключение Ассоциации российских банков по проекту Положения Банка России


Скачать 336.84 Kb.
НазваниеЗаключение Ассоциации российских банков по проекту Положения Банка России
страница1/4
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4


Заключение

Ассоциации российских банков

по проекту Положения Банка России

«О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, инкассации и перевозки наличной валюты и ценностей для кредитных организаций на территории Российской Федерации»

Специалисты Ассоциации российских банков рассмотрели размещенный на сайте Банка России (www.cbr.ru) проект Положения Банка России «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, инкассации и перевозки наличной валюты и ценностей для кредитных организаций на территории Российской Федерации» (далее – проект Положения), который разработан в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 10.07.02 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Росси)» (далее – Закон) и пришли к заключению, что проект Положения в целом соответствует нормам Закона, нормам Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», а также нормативным актам Банка России.

Вместе с тем, представляется, что отдельные нормы, регламентирующие операции кредитных организаций, связанные с кассовым обслуживанием, перевозкой, инкассацией и хранением наличности, ценных бумаг и иных ценностей, требуют доработки. В этой связи предлагаем следующее.

1. В соответствии с пунктом 1.12 проекта Положения перевозка наличной валюты – это «операция по доставке наличной валюты и ценностей кредитной организации в установленные сроки в пункт назначения», т.е. под данное определение в данном случае подпадает любая доставка наличной валюты в любой банк или филиал, а также в любой город.

При этом в главе 8 проекта Положения, в частности, в пункте 8.1, определено, что перевозка наличной валюты, а именно, инкассация и перевозка наличной валюты и ценностей производится инкассаторскими работниками. Перевозку наличной валюты и ценностей внутреннего структурного подразделения может осуществлять кассовый работник этого подразделения в сопровождении специально выделенных работников.

В главе 11 проекта Положение указаны правила перевозки наличной валюты и ценностей.

По сути, данные положения определяют, что подкрепление кассы филиала кредитной организации или другой кредитной организации, находящейся как в одном городе, так и в разных городах, должно проводится инкассацией.

В связи с тем, что кредитные организации находятся по всей России, то и подкрепление касс этих организаций наличной валютой требует перевозки фактически по всей стране.

Обращаем внимание, что применение к перевозке наличной иностранной валюты тех же правил, что и к инкассации на территории Российской Федерации рублевой наличности противоречит сложившейся мировой практике.

Созданная и успешно действующая на протяжении десятилетий международная система перевозки наличной иностранной валюты предполагает привлечение к осуществлению данных операций специализированных организаций, что позволяет учесть особенности работы с этими видами ценностей при хранении и транспортировке, как по территории России, так и по территории иностранных государств, а также прохождению таможенных процедур. При помощи данных компаний проблемы подкрепления кассы любой кредитной организации в любом городе не существует и производится фактически за сутки.

Следует подчеркнуть, что изложенное касается только операций по хранению и перевозке, которые в отличие от инкассации, не являются банковскими операциями, регулирование которых осуществляется Банком России на основании пункта 5 статьи 4 Закона.

Также вызывает сомнение обоснованность введения названных норм на территории России, поскольку российские кредитные организации в короткие сроки не смогут осуществить необходимые организационно-технические мероприятия. В результате может быть нарушено движение «валютных потоков» внутри страны, что создаст предпосылки к возникновению негативных социальных последствий.

Кроме того, необходимость адаптации своих договорных обязательств, изменение транспортных схем доставки, а в ряде случаев изменение организационной структуры для создания или увеличения численности инкассаторских подразделений повлечет дополнительные расходы для банков, снизит качество и увеличит сроки перевозки наличной иностранной валюты.

На основании изложенного предлагаем в главах 8 и 11 проекта Положения, установить разные правила перевозки наличной валюты и инкассации с учетом того, что перевозка наличной валюты должна осуществляться по менее жестким правилам.

Также предлагаем определить порядок доставки наличной валюты по денежному чеку.

2. Пунктом 2.11 проекта Положения установлено, что кредитная организация может осуществлять инкассацию и перевозку наличности и ценностей самостоятельно либо через инкассаторские службы других кредитных организаций или иных организаций, входящих в банковскую систему Российской Федерации.

Указанная норма проекта Положения запрещает кредитным организациям использовать для перевозки наличной валюты и ценностей организации-перевозчики, не входящие в банковскую систему Российской Федерации, которыми в настоящее время являются: Федеральное государственное унитарное предприятие Главный центр специальной связи (ГЦСС), Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (ГФС), ЗАО «Специальная Транспортная Служба» (СТС), ООО «ТБСС», ЗАО «Инкахран».

Таким образом, устанавливаются единые правила для инкассации (как одного из видов банковских операций, регулируемых Банком России) и перевозки (элемента транспортного процесса, при осуществлении которого перевозчик осуществляет перевозку упакованного ценного груза из одного пункта в другой).

Представляется, что последствия введения данной нормы будут крайне негативные для кредитных организаций, у которых останется одна из следующих возможностей:

а) организовать собственную службу инкассации, причем достаточной численности, что влечет дополнительные расходы и фактически вынуждает кредитные организации заниматься перевозками, т.е. развивать непрофильную деятельность;

б) пользоваться инкассаторской службой иной кредитной организации, которая в этом случае получает доступ к коммерческой информации об объемах, регулярности поставок и иной информации, позволяющей получить конкурентные преимущества, что делает данный вариант неприемлемым;

в) заключить договор с иной организацией, входящей в банковскую систему Российской Федерации, а именно, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» с филиалами или представительствами иностранных банков.

Следует отметить, что данные нормы будут действовать как в отношении внутренних перевозок по территории России, так и международных перевозок, что также не соответствует международной практике с созданной и успешно действующей системой перевозки.

Кроме того, отказ от использования сторонних перевозчиков, обладающих лицензией таможенного перевозчика и лицензией таможенного брокера (кредитные организации не имеют таких лицензий), которые необходимы для осуществления таможенного оформления и ввоза на территорию Российской Федерации/вывоза с территории Российской Федерации наличной иностранной валюты и наличной валюты Российской Федерации, слитков драгоценных металлов и многих иных ценностей, сделают невозможным осуществление кредитными организациями Российской Федерации импортных/экспортных операций с наличной иностранной валютой, наличной валютой Российской Федерации, слитками драгоценных металлов и т.п. с иностранными банками.

Исходя из вышеизложенного, считаем необходимым внести соответствующие изменения в пункт 2.11 проекта Положения и подтвердить возможность использования кредитными организациями для обеспечения своих потребностей в перевозке наличной валюты и ценностей не только названных способов, но и возможность привлечения специализированных сторонних перевозчиков (организаций), оказывающих услуги по перевозке, не входящих в банковскую систему Российской Федерации.

3. Пунктом 4.2 проекта Положения установлено, что организация должна вносить денежную наличность только на свой банковский счет, открытый в этой кредитной организации (филиале). Считаем, что организация может вносить денежную наличность на счет, открытый в любом из структурных подразделений кредитной организации (ее филиале или ВСП). В этой связи из данного пункта, а также из пункта 5.9 проекта Положения следует исключить прямое указание на филиал кредитной организации.

В связи с тем, что в соответствие с пунктом 1.2 проекта Положения в понятие «Организация» включаются кредитные организации, данное определение сделает невозможными проведение кредитными организациями Российской Федерации операций экспорта/импорта наличной иностранной валюты. Иностранные банки, являющиеся основными контрагентами кредитных организаций Российской Федерации по операциям с наличной иностранной валютой, в подавляющем большинстве случаев не имеют корреспондентских счетов в кредитных организациях Российской Федерации. Возможность открытия данными иностранными банками счетов в кредитных организациях Российской Федерации представляется маловероятной в связи со сложностями в установлении этими иностранными банками лимитов риска на большинство кредитных организаций Российской Федерации. Кроме того, условием операций, в соответствии с которыми наличная иностранная валюта поступает от иностранных банков-контрагентов в кассы кредитных организаций Российской Федерации, является зачисление безналичного покрытия на корреспондентские счета иностранных контрагентов в иностранных банках.

Таким образом, ввозимая на территорию Российской Федерации наличная иностранная валюта не может быть зачислена на счета иностранных банков в кредитных организациях Российской Федерации, а наличная иностранная валюта, вывозимая с территории Российской Федерации, не может быть выдана со счетов иностранных банков в кредитных организациях Российской Федерации.

Кроме того, предлагаемая технология проведения операций противоречит не только мировой, но и сложившейся в Российской Федерации практике проведения межбанковских операций с наличной иностранной валютой. В настоящее время подавляющее большинство операций с наличной иностранной валютой между кредитными организациями Российской Федерации осуществляется на условиях зачисления безналичного покрытия за принимаемую в кассу кредитной организации наличную иностранную валюту на корреспондентский счет кредитной организации-отправителя не в кредитной организации-получателе, т.е. без установления корреспондентских отношений между кредитной организацией-отправителем и кредитной организацией-получателем. По нашим оценкам на данных условиях осуществляется более 95% межбанковских операций с наличной иностранной валютой между кредитными организациями Российской Федерации. Помимо этого, следует отметить, что в рамках данных операций осуществляется прием в кассы кредитных организаций денежных знаков в редких (экзотических) валютах, в которых кредитные организации Российской Федерации не ведут корреспондентские счета «Лоро».

В связи с вышеизложенным считаем необходимым предусмотреть возможность приема в кассу кредитной организации наличной иностранной валюты от другой кредитной организации (резидента или нерезидента) без зачисления на счет кредитной организации-отправителя в кредитной организации-получателе, а также выдачу наличной иностранной валюты кредитной организацией другой кредитной организации (резиденту или нерезиденту) не со счета кредитной организации-получателя.

4. Из текста проекта Положения неясно, может ли кредитная организация сдавать наличную валюту в другую кредитную организацию в сумках. Пункт 4.5 проекта Положения предусматривает прием наличной иностранной валюты кредитной организацией от представителя другой кредитной организации полными и неполными пачками банкнот и мешками с монетой. При этом понятие «Организация» в пункте 1.2 проекта Положения включает в себя кредитные организации, что дает основание полагать, что действие Главы 5 «Порядок приема сумок с наличной валютой от клиентов» Положения распространяется на операции приема наличной валютой кредитной организацией от другой кредитной организации.

В настоящее время вся наличная иностранная валюта по импортным/экспортным операциям с иностранными банками выдается/принимается кредитными организациями Российской Федерации в сумках/мешках. Вместо препроводительных ведомостей по данному виду операций оформляются документы (в том числе инвойс в нескольких экземплярах), необходимые таможенным органам Российской Федерации и сторонним перевозчикам (в т.ч. авиакомпаниям) для осуществления таможенного оформления и перевозки данной наличной иностранной валюты. Невозможность оформления иностранными банками препроводительной ведомости по форме приложения № 14 к проекту Положения не позволит кредитным организациям Российской Федерации осуществлять прием наличной иностранной валюты, поступающей от иностранных банков.

Учитывая изложенное, считаем необходимым предусмотреть в пункте 4.5 проекта Положения возможность приема кредитной организацией наличной валюты от другой кредитной организации в опломбированных сумках/мешках. Это особенно важно по экспортным/импортным операциям с иностранными банками в связи с большими объемами операций и стандартными условиями организаций-перевозчиков, которые осуществляют прием-передачу наличной валюты в опломбированных сумках/мешках.

Кроме того, в связи с тем, что пункт 4.5 проекта Положения предусматривает прием наличной валюты от представителя кредитной организации полными и неполными пачками банкнот и мешками с монетой, предусмотренный последним абзацем пункта 4.5 проекта Положения пересчет наличной валюты по данным операциям может быть осуществлен как в присутствии клиента (если сумма наличной валюты невелика, клиент желает присутствовать при пересчете, и такая возможность предусмотрена договором между кредитными организациями) или в отсутствии клиента.

В связи с большими объемами межбанковских операций большая часть принимаемой от кредитных организаций наличной валюты пересчитывается без присутствия клиента с составлением акта 0402145 в случае обнаружения кассового просчета (по аналогии с порядком, изложенным в пунктах 5.1.10 – 5.1.11 Положения Банка России от 09.10.02 № 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации»). При этом невозможно выполнить требование пункта 4.7 проекта Положения и указать на обороте второго экземпляра фактически принятую сумму наличной валюты, так как данный экземпляр передается представителю организации в соответствии с пунктом 4.6 проекта Положения после приема от него наличных денежных средств полными и неполными пачками банкнот и мешками с монетой и представитель организации не присутствует при пересчете.

Считаем необходимым предусмотреть в Главе 4 проекта Положения порядок пересчета наличной валюты без присутствия клиента, а также порядок оформления документов в случае обнаружения кассового просчета без присутствия клиента.

Кроме того, пункт 4.7 проекта Положения предусматривает переоформление приходного кассового документа только в случае установления расхождений между фактически сданной суммой и суммой, указанной в приходном кассовом документе, а также при обнаружении неплатежных или сомнительных денежных знаков. В настоящее время в соответствии с действующими нормативными документами Банка России понятие «неплатежные» не используется применительно к наличной иностранной валюте. В соответствии с пунктом 20.3 проекта Положения поврежденный денежный знак иностранного государства (группы государств) может быть принят на инкассо, поврежденная монета иностранного государства (группы иностранных государств) принимается на инкассо. При этом, очевидно, должно быть осуществлено переоформление приходного кассового документа и составлен акт на обнаруженные поврежденные денежные знаки иностранного государства (группы государств).

Считаем необходимым внести соответствующие изменения в формулировку пункта 4.7 проекта Положения, а также не использовать по тексту проекта Положения понятие «неплатежные» применительно к наличной иностранной валюте.

Оформление приходного кассового документа до осуществления пересчета наличной иностранной валюты не соответствует сложившейся практике проведения межбанковских операций с наличной иностранной валютой и приведет к частому переоформлению кассовых документов и многочисленным исправительным проводкам.
  1   2   3   4

Похожие:

Заключение Ассоциации российских банков по проекту Положения Банка России iconДиректор Ю. А. Полупанов Приложение Вопросы и предложения, поступившие...
Департамент финансового мониторинга и валютного контроля направляет ответы на актуальные вопросы банков – членов Ассоциации, поступившие...

Заключение Ассоциации российских банков по проекту Положения Банка России iconГ. А. Тосуняну 121069, г. Москва, Скатертный пер., д. 20, стр. 1
Рассмотрев запрос Ассоциации российских банков относительно применения валютного законодательства Российской Федерации, Московское...

Заключение Ассоциации российских банков по проекту Положения Банка России iconК исх. № А-01/5-332 от 14. 05. 2010 Заключение Ассоциации российских...
...

Заключение Ассоциации российских банков по проекту Положения Банка России iconОтчет о мероприятиях «Работа с проблемной задолженностью шаг за шагом»
Ассоциацией российских банков. Мероприятие собрало 120 участников из 50 банков и организаций, включая коммерческие банки не только...

Заключение Ассоциации российских банков по проекту Положения Банка России iconВ соответствии с положением Банка России №318-п «О порядке ведения...
Банка России на территории Российской Федерации все организации обязаны сдавать в учреждения банков поступающие в их кассы наличные...

Заключение Ассоциации российских банков по проекту Положения Банка России iconОтветы, предоставленные Департаментом финансового мониторинга и валютного...
Предполагается ли со стороны Банка России рассмотрение вопроса об изменении «порогового» значения суммы обязательств по внешнеэкономической...

Заключение Ассоциации российских банков по проекту Положения Банка России iconИндекс удовлетворенности потребителей банков в России в 2013 году...
Пресс-релиз: Удовлетворенность потребителей работой банков, Россия, epsi rating 2013

Заключение Ассоциации российских банков по проекту Положения Банка России iconБанка
Просим вас ознакомиться со структурой справочника Ассоциации банков Северо-Запада «Банковские и финансовые услуги» и заполнить формы...

Заключение Ассоциации российских банков по проекту Положения Банка России iconОсновы расчетно-кассового обслуживания клиентов российских банков 7
Понятие и роль кассовых операций банков в организации налично-денежного обращения 7

Заключение Ассоциации российских банков по проекту Положения Банка России iconПоложение о членском билете ассоциации крестьянских (фермерских)...
Жение разработано в соответствии с Уставом Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск