«Работа социального педагога с учащимися группы риска»


Скачать 414.5 Kb.
Название«Работа социального педагога с учащимися группы риска»
страница1/4
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4
Из опыта работы социального педагога

по теме:

«Работа социального педагога с учащимися группы риска»
Полосихина Евгения Сергеевна,

социальный педагог высшей

квалификационной категории

МАОУ «Гимназия №1 г. Орска»
В процессе обучения и воспитания ребёнка, в ежедневной практике, педагоги оказывают помощь ученику в преодолении различного рода трудностей. О «группе риска» или группе «проблемных» учащихся по поведению, успеваемости и т. д. говорят тогда, когда проблемы носят стойкий характер и требуют комплексного системного подхода к их преодолению.

Изменения, которые в течение последних лет происходят в системе образования и в обществе в целом, требуют от современной школы новых подходов к организации психолого-педагогических условий внутри образовательного учреждения для обеспечения поддержки, помощи и сопровождения всех учащихся, в т. ч. детей с ограниченными возможностями здоровья, одарённых детей, учащихся с проблемами в эмоциональной, мотивационно-волевой, учебной и поведенческой сферах.

Внутришкольное сопровождение учащегося, как показывает практика, позволяет успешно решать задачи, стоящие в настоящее время перед школой.

Ключевой фигурой педагогического сопровождения в школе является социальный педагог.

Среди разнообразных задач социального педагога одной их актуальных является задача развития социально-адаптированной личности ученика. Решению этой задачи я уделяю наибольшее внимание в своей деятельности.

А главное содержание работы для меня – это вовремя заметить, предотвратить, помочь. Заметить того, кому трудно общаться или учиться, предотвратить социальное сиротство, жестокость или вседозволенность в отношении детей; помочь, если ученик, родитель, учитель обращается ко мне с проблемой.

Что означает понятие «проблемный ребёнок», «группы риска».

Проблемный ребенок – это учащийся, у которого в течение длительного времени (более 3-х месяцев) проявляются одна или несколько проблем в социально-эмоциональной, учебной, мотивационно-волевой сферах. Проявлением данных проблем могут быть:

  • нарушение поведения (от замкнутости до агрессии)

  • эмоциональное неблагополучие (плаксивость, вспышки гнева и т. д.)

  • пропуск уроков и учебных дней без уважительной причины

  • нарушение общепринятых норм поведения (совершение противоправных действий)

Наиболее часто возникающие проблемы:

  • в обучении

  • во взаимоотношении со сверстниками

  • во взаимоотношении с родителями

  • рисковое поведение, в том числе различного рода зависимости

  • комплексные проблемы.

Любая проблемная ситуация – это ситуация выбора, которая порождает множественность вариантов решения. На выбор влияют не только положительное или отрицательное отношение; не только высокая или низкая оценка вероятности достижения; не только имеющееся поле выбора, но и наличие у личности устойчивых вариантов поведения в тех или иных ситуациях.

Очевидно, что результат выбора способа разрешения проблемной ситуации (успех или неуспех в конкретной ситуации социального взаимодействия) находит свое отражение в эмоциональной сфере человека. Соединение «социального» и «эмоционального» в одном понятии подразумевает, что противоречия проявляются как на социальном, так и на эмоциональном уровнях, что субъекту важно их разрешение, но оно не доступно на данном уровне возможностей, что ситуация требует выхода за рамки собственного социального опыта.

Можно говорить о наличии у ребёнка социально-эмоциональной проблемы, когда: имеет место проблемная социальная ситуация; носитель проблемы нуждается в ее разрешении; отсутствуют устойчивые варианты поведения в данной ситуации, эффективные способы ее разрешения; проблема влечет за собой негативные эмоциональные переживания.

Результатом решения социально-эмоциональной проблемы будут: оптимизация эмоционального уровня, улучшение социальных отношений и появление нового опыта в решении проблем.

Цели и задачи системного сопровождения «проблемных» учащихся

Цель – обеспечение в гимназии наиболее благоприятных условий для обучения и воспитания «проблемного» ребёнка посредством поиска и использования всех имеющихся ресурсов для преодоления неблагоприятного воздействия негативных факторов развития и активизации позитивных факторов развития (педагогика успеха).

Задачи:

  • Осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у учащихся, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления.

  • Осуществление индивидуального сопровождения учащегося, направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения, общения, на этапе выбора профиля обучения и профессионального самоопределения.

  • Проведение комплекса мероприятий для выявления и сопровождения учащихся «группы риска» (взаимодействие классного руководителя, социального педагога и психолога).

  • Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения «проблемного» ребёнка.

  • Реализация системно-ориентированных программ, направленных на профилактику проблем в учебной, социальной и эмоционально-волевой сферах.

  • Осуществление информационной поддержки учащихся, учителей, и родителей по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах; а также по вопросам выбора профиля обучения.

Основные принципы работы с «проблемными» учащимися:

  • «Всегда на стороне ребёнка!»

  • Опора и ориентация на сильные стороны личности учащегося.

  • Комплексный и мультидисциплинарный подход к проблеме ребёнка.

Основные направления работы с «проблемными» детьми:

  • Помощь в выборе образовательного маршрута и профиля обучения, помощь и поддержка на этапе профессионального самоопределения.

  • Помощь в преодолении учебных затруднений. Профилактика проблем в учебе.

  • Профилактика и преодоление проблем поведения (несоблюдение правил и норм, агрессивное поведение и т. д.). Профилактика зависимого поведения (употребление ПАВ, интернет-зависимости)

  • Сопровождение учащихся из социально-уязвимых семей, детей с ослабленным здоровьем; выявление и сопровождение учащихся «группы риска».

Методы работы

1. Методы диагностики - интервью, мониторинг, тесты, социометрия, личностные опросники;

2. Методы профилактики - социальная терапия, игровая коррекция, тренинг, проблемные ситуации, беседа, дискуссия, лекция, творческие задания;

3. Методы психологического консультирования;

4. Социально-экономические - временное трудоустройство, материально-вещевая помощь;

5. Организационно-распорядительные – инструктирование, контроль и проверка;

6. Методы воспитания – положительный пример, убеждение, приучение, поощрение и наказание, игра, создание ситуаций успеха.

Работая с учащимися группы риска и осуществляя профилактику безнадзорности, правонарушений, наркомании и других негативных проявлений с несовершеннолетними в гимназии №1 социальный педагог руководствуется следующими нормативными локальными документами: Устав учреждения; положение о Совете по профилактике; положение о Совете старшеклассников, должностные инструкции педагогических работников, договор от 01.09.2012 с АНКПО «Радуга»; планы работы социального педагога, педагога-психолога, социально-психологической службы, план работы Совета по профилактике, совместные профилактические мероприятия по предупреждению правонарушений, преступлений среди учащихся несовершеннолетних и их родителей по гимназии № 1 г. Орска на 2012-2013 учебный год гимназии и ПДН ОВД по Советскому району МО г. Орска; положение об организации и порядке ведения в гимназии №1 учета обучающихся и семей, находящихся в социально-опасном положении; положение о проведении рейдов по профилактике безнадзорности среди несовершеннолетних в гимназии №1; положение о службе примирения, положение о самовольных уходах несовершеннолетних.

Осуществляя работу по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании и других негативных проявлений у учащихся гимназия №1 взаимодействует с различными ведомствами (Приложение А.).

Межведомственное взаимодействие способствовало: социальной адаптации несовершеннолетних, снижении уровня социального неблагополучия, предупреждение правонарушений. Основными формами взаимодействия является: оказание помощи, контроль, воспитательные мероприятия, защита прав и интересов несовершеннолетних, профилактика правонарушений, оказание комплексной поддержки семье.

Наиболее тесное и эффективное сотрудничество с АНКПО «Радуга» в лице Барановой Н.Ю., КДН и ЗП в лице Сарвардиновой Л.С., ЛОВД в лице инспектора Артемьевой Г.С., ГИБДД, инспекторами ПДН Еряшевой А. и Морозовой А.Г., которые помогали в решение конфликтных ситуаций, правовой помощи участников образовательного процесса.

В сентябре социальным педагогом совместно с классными руководителями составлен социальный паспорт гимназии и списки семей различных категорий.

Год обучения

Состоит на учете ВШУ

Состоит на учете ПДН

Состоит на учете

КДН и ЗП

Малообеспеченных семей

Детей из малообеспеченных семей

Многодетных семей

Детей из многодетных семей

Семей социально опасного положения

Детей из социально опасных семей

Опекаемых и сирот

Всего детей на 01.09.12

2009-2010

12

2

2

37

72

18

58

10

10

11

783

2010 -2011

13

4

4

69

80

16

48

5

11




776

2011-2012

13

0

0

108

115

19

57

2

2

9

792

2012-2013

6

0

0

107

121

21

37

2

3

7

780

2013-2014

6

1

1

70

78

29

42

6

7

10

772


Выявление «проблемных учащихся»

С целью выявления проблемных учащихся социальным педагогом проводится социально-педагогическое исследование по следующим направлениям: формирование банка данных – социальной картотеки гимназии; составление материально-бытовых актов; изучение социального статуса учащихся в классном коллективе 5, 8, 10 классов; диагностика вновь зачисленных учащихся; мониторинг удовлетворенности качеством гимназического образования учащихся и родителей; тестирование учащихся, состоящих на ВШУ; тестирование подопечных «Семейное неблагополучие»; анкетирование учащихся с целью выяснения их занятости в каникулярный период.
Взаимодействие заместителя директора по ОПР,
классного руководителя, социального педагога,
психолога и учителей-предметников



Сроки

Классный
руководитель


Социальный
педагог


Педагог-
психолог


Зам. директора
по УВР


Учитель-
предметник


Начало учебного года
(сент.)


Знакомство
с учащимися, посещение уроков, структурированное наблюдение

Оформление социального портрета класса

Знакомство
с учащимися, посещение уроков, структурированное наблюдение, работа с картами индивидуального сопровождения

Совещание
с классными руководителями, планирова-ние работы по выявлению проблемных учащихся

Знакомство
с учащимися, наблюдение
(проблемы
в учебе, опоздания, пропуски, готовность к уроку)

В конце каждой четверти

Анализ успеваемости, посещаемости, проблем
в общении

Собеседование с классными руководителями, заполнение диагностической карты класса «Выявление поля проблем»



Совещание
с классными руководителями: обсуждение итогов четверти, анализ проблем

Собеседование с классными руководителями
по итогам четверти (анализ проблем)


Индивидуальное сопровождение
«проблемных» учащихся


С момента поступления ребёнка в школу социальный педагог во взаимодействии с классным руководителем, психологом, а также с медицинским работником непрерывно наблюдают за процессом его развития, выявляя проблемы в учебной, социальной, эмоционально-волевой сферах.

Карта индивидуального сопровождения заводится на каждого ученика гимназии в момент его первого знакомства со школой и пополняется данными диагностики, проводимой на определённых этапах обучения. Однако карту сопровождения нельзя рассматривать только лишь как «копилку информации» о ребёнке. Если ученик нуждается в индивидуальной программе сопровождения, то сама программа и мониторинг её эффективности найдут свое отражение в карте (см. Приложение Б). Детальный анализ проблемы, сбор информации позволяют разработать программу индивидуального сопровождения, включающую планирование конкретных шагов, направленных на оказание помощи ребёнку в преодолении проблемной ситуации.

В ходе индивидуальной работы использованы следующие методы проведения контроля несовершеннолетнего, находящегося на профилактическом учете: текущий контроль за посещением учебных занятий, контроль за посещением занятий дополнительного образования в школе, контроль за соблюдением режима во время посещения несовершеннолетнего на дому.

Помощь ребёнку в преодолении различного рода проблем оказывается на трёх уровнях:

1 у р о в е н ь – помощь со стороны ближайшего окружения ребёнка (родители, родственники и друзья), помощь в классе (одноклассники, учителя, классный руководитель);

2 у р о в е н ь – центр психолого-педагогического сопровождения;

3 у р о в е н ь – специалисты других организаций и служб города (схема 2).

Процесс индивидуального сопровождения можно описать через последовательную реализацию следующих шагов:

1) проведение квалифицированной диагностики сути проблемы, ее истории и потенциальных носителей;

2) информационный поиск методов и ресурсов, которые могут помочь решить проблему;

3) обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными людьми и выбор наиболее целесообразного пути решения;

4) оказание первичной помощи ребёнку и другим носителям проблемы на начальных этапах реализации плана действий.

Этапы процесса сопровождения:

– диагностика сущности проблемы;

– построение программы сопровождения: проектирование путей решения проблемы; отбор содержания, средств; определение участников;

– реализация программы и мониторинг эффективности;

– подведение итогов – анализ качества программы индивидуального сопровождения.

Рассмотрим эти этапы подробнее. На этапе диагностики определяется наличие проблемной ситуации.

Симптомами могут выступать: состояние общего неблагополучия, испытываемого ребёнком/подростком; данные скрининговых исследований; прогностический анализ потенциальных трудностей (например, учителем-предметником). Принципиально важным является соблюдение принципа «всегда на стороне ребёнка», что гарантирует защиту его интересов даже в тех случаях, когда педагог сталкивается с негативным поведением учащегося.

Целью диагностического этапа является осознание сути проблемы, определение ее носителей и потенциальных возможностей решения.

На этапе разработки программы сопровождения в результате анализа полученной информации о путях и способах решения проблемы, создаются условия для осознания проблемы самим сопровождаемым, распределяются обязанности по реализации плана действий, определяется последовательность шагов, уточняются сроки исполнения и возможность корректировки программы.

На этапе реализации программы сопровождения особенно важной является первичная помощь ребёнку/подростку, всем участникам проблемной ситуации в реализации плана действий. Необходимо фиксировать любые, даже минимальные, успехи на пути к поставленной цели.

Разрешение проблемы часто требует оказания помощи на третьем уровне, то есть активного вмешательства внешних служб. В этой ситуации социальный педагог принимает на себя координирующие функции.

Оценочные этапы. Сопровождение предполагает выделение двух этапов оценки: промежуточной, которая позволяет выявить общую целесообразность выбранного плана решения проблемы и итоговую, предполагающую общий анализ эффективности программы. Этот этап может стать заключительным в отношении программы индивидуального сопровождения, а может стать стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и решения проблем, типичных для значительных групп учащихся.

На заключительном этапе индивидуального сопровождения необходимо предоставить возможность ученику – носителю проблемы – реализовывать приобретённый собственный опыт, укрепляя уверенность в своих силах в процессе дальнейшего развития.

Пример программы индивидуального сопровождения
с использованием технологии «Дневник старшеклассника».


Программа индивидуального сопровождения
ученицы 9 класса Марии


Диагностика проблемы: неуспеваемость по русскому языку, алгебре и физике; нарушение дисциплины: опоздания, пропуски уроков и учебных дней; нарушения поведения (грубость по отношению к учителям, неадекватные эмоциональные реакции на замечания со стороны администрации).

Сбор информации (беседы с Машей, ее мамой, классным руководителем, одноклассницами; наблюдения на уроках) и более детальный анализ проблемы позволили сделать вывод о том, что Маша после длительной болезни «запустила» учебу, пробелы в знаниях по особенно трудным для нее предметам повлекли нежелание присутствовать на уроках. Постоянные замечания со стороны педагогов Мария перестала воспринимать, она не верит в возможность исправить ситуацию и пытается уйти от решения проблемы посредством прогулов и грубости в адрес учителей и родителей.

Разработка и реализация плана действий, программы сопровождения. (участники: Мария, социальный педагог, классный руководитель, родители, психолог, учителя).

1. Беседа с девочкой (классный руководитель, психолог). Цель – помочь разобраться в сложившейся ситуации, пробудить стремление справиться с ней; помочь девочке «увидеть проблему со стороны», убедиться в том, что она решаема, рассмотреть разные варианты ее решения, включая анализ и коррекцию собственного отношения к окружающим и к самой себе.

2. Работа с «Дневником старшеклассника». Цель – саморегуляция и самоконтроль поведения и успеваемости.

3. Наблюдение со стороны классного руководителя.

4. Организация дополнительных занятий по «трудным» предметам (контроль посещения со стороны родителей и учителей, самоконтроль со стороны Марии).

5. Еженедельное обсуждение эффективности программы действия (Мария, психолог, классный руководитель, родители).

Оценка эффективности программы.

Уже через месяц были отмечены значительные улучшения в эмоциональном состоянии девочки. Положительные изменения во взаимоотношениях с учителями произошли спустя полтора месяца. Эффективность программы сопровождения подтверждается улучшением успеваемости, отсутствием пропусков уроков.
  1   2   3   4

Похожие:

«Работа социального педагога с учащимися группы риска» iconДокументация социального педагога
Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность социального педагога

«Работа социального педагога с учащимися группы риска» iconПамятка по заполнению регистра по учету несовершеннолетних «группы риска»
Формы предназначены для сбора информации о лицах, находящихся в «группе риска» социально опасного положения

«Работа социального педагога с учащимися группы риска» iconРабочая программа социального педагога
Село Хаилино является многонациональным – коренными жителями являются коряки, чукчи, эвены, они составляют 95 жителей села. Из этого...

«Работа социального педагога с учащимися группы риска» iconОрганизация работы с детьми «группы риска» исостоящими на всех видах учета
Тема: Организация работы с детьми «группы риска» и состоящими на всех видах учета

«Работа социального педагога с учащимися группы риска» iconКгбоу дпо «Красноярский центр профессиональной ориентации и психологической...
Адь педагога предназначена для проведения профориентационной работы с учащимися 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Пособие...

«Работа социального педагога с учащимися группы риска» iconМетодика и технологии работы социального педагога: лабораторный практикум
Шакурова М. В. Методика и технологии работы социального педагога: лабораторный практикум. – Воронеж: Воронежский государственный...

«Работа социального педагога с учащимися группы риска» iconАнализ работы мадоу за 2015-2016 учебный год
«группы риска»

«Работа социального педагога с учащимися группы риска» iconМетоды социального воспитания, их характеристика методы социального воспитания
Под методом в социальном воспитании понимаются пути и способы совместной взаимосвязанной деятельности социального педагога и воспитуемого,...

«Работа социального педагога с учащимися группы риска» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс работа социального педагога...
Автор – составитель программы: Т. Д. Тегалева, старший преподаватель кафедры социальной работы и организации работы с молодёжью

«Работа социального педагога с учащимися группы риска» iconПримерная структура плана работы социального педагога Аналитическая записка
Краткий анализ социального паспорта оу (сколько стояло на контроле и учете семей, детей и т д., что и как изменилось )

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск