Скачать 414.5 Kb.
|
Из опыта работы социального педагога по теме: «Работа социального педагога с учащимися группы риска» Полосихина Евгения Сергеевна, социальный педагог высшей квалификационной категории МАОУ «Гимназия №1 г. Орска» В процессе обучения и воспитания ребёнка, в ежедневной практике, педагоги оказывают помощь ученику в преодолении различного рода трудностей. О «группе риска» или группе «проблемных» учащихся по поведению, успеваемости и т. д. говорят тогда, когда проблемы носят стойкий характер и требуют комплексного системного подхода к их преодолению. Изменения, которые в течение последних лет происходят в системе образования и в обществе в целом, требуют от современной школы новых подходов к организации психолого-педагогических условий внутри образовательного учреждения для обеспечения поддержки, помощи и сопровождения всех учащихся, в т. ч. детей с ограниченными возможностями здоровья, одарённых детей, учащихся с проблемами в эмоциональной, мотивационно-волевой, учебной и поведенческой сферах. Внутришкольное сопровождение учащегося, как показывает практика, позволяет успешно решать задачи, стоящие в настоящее время перед школой. Ключевой фигурой педагогического сопровождения в школе является социальный педагог. Среди разнообразных задач социального педагога одной их актуальных является задача развития социально-адаптированной личности ученика. Решению этой задачи я уделяю наибольшее внимание в своей деятельности. А главное содержание работы для меня – это вовремя заметить, предотвратить, помочь. Заметить того, кому трудно общаться или учиться, предотвратить социальное сиротство, жестокость или вседозволенность в отношении детей; помочь, если ученик, родитель, учитель обращается ко мне с проблемой. Что означает понятие «проблемный ребёнок», «группы риска». Проблемный ребенок – это учащийся, у которого в течение длительного времени (более 3-х месяцев) проявляются одна или несколько проблем в социально-эмоциональной, учебной, мотивационно-волевой сферах. Проявлением данных проблем могут быть:
Наиболее часто возникающие проблемы:
Любая проблемная ситуация – это ситуация выбора, которая порождает множественность вариантов решения. На выбор влияют не только положительное или отрицательное отношение; не только высокая или низкая оценка вероятности достижения; не только имеющееся поле выбора, но и наличие у личности устойчивых вариантов поведения в тех или иных ситуациях. Очевидно, что результат выбора способа разрешения проблемной ситуации (успех или неуспех в конкретной ситуации социального взаимодействия) находит свое отражение в эмоциональной сфере человека. Соединение «социального» и «эмоционального» в одном понятии подразумевает, что противоречия проявляются как на социальном, так и на эмоциональном уровнях, что субъекту важно их разрешение, но оно не доступно на данном уровне возможностей, что ситуация требует выхода за рамки собственного социального опыта. Можно говорить о наличии у ребёнка социально-эмоциональной проблемы, когда: имеет место проблемная социальная ситуация; носитель проблемы нуждается в ее разрешении; отсутствуют устойчивые варианты поведения в данной ситуации, эффективные способы ее разрешения; проблема влечет за собой негативные эмоциональные переживания. Результатом решения социально-эмоциональной проблемы будут: оптимизация эмоционального уровня, улучшение социальных отношений и появление нового опыта в решении проблем. Цели и задачи системного сопровождения «проблемных» учащихся Цель – обеспечение в гимназии наиболее благоприятных условий для обучения и воспитания «проблемного» ребёнка посредством поиска и использования всех имеющихся ресурсов для преодоления неблагоприятного воздействия негативных факторов развития и активизации позитивных факторов развития (педагогика успеха). Задачи:
Основные принципы работы с «проблемными» учащимися:
Основные направления работы с «проблемными» детьми:
Методы работы 1. Методы диагностики - интервью, мониторинг, тесты, социометрия, личностные опросники; 2. Методы профилактики - социальная терапия, игровая коррекция, тренинг, проблемные ситуации, беседа, дискуссия, лекция, творческие задания; 3. Методы психологического консультирования; 4. Социально-экономические - временное трудоустройство, материально-вещевая помощь; 5. Организационно-распорядительные – инструктирование, контроль и проверка; 6. Методы воспитания – положительный пример, убеждение, приучение, поощрение и наказание, игра, создание ситуаций успеха. Работая с учащимися группы риска и осуществляя профилактику безнадзорности, правонарушений, наркомании и других негативных проявлений с несовершеннолетними в гимназии №1 социальный педагог руководствуется следующими нормативными локальными документами: Устав учреждения; положение о Совете по профилактике; положение о Совете старшеклассников, должностные инструкции педагогических работников, договор от 01.09.2012 с АНКПО «Радуга»; планы работы социального педагога, педагога-психолога, социально-психологической службы, план работы Совета по профилактике, совместные профилактические мероприятия по предупреждению правонарушений, преступлений среди учащихся несовершеннолетних и их родителей по гимназии № 1 г. Орска на 2012-2013 учебный год гимназии и ПДН ОВД по Советскому району МО г. Орска; положение об организации и порядке ведения в гимназии №1 учета обучающихся и семей, находящихся в социально-опасном положении; положение о проведении рейдов по профилактике безнадзорности среди несовершеннолетних в гимназии №1; положение о службе примирения, положение о самовольных уходах несовершеннолетних. Осуществляя работу по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании и других негативных проявлений у учащихся гимназия №1 взаимодействует с различными ведомствами (Приложение А.). Межведомственное взаимодействие способствовало: социальной адаптации несовершеннолетних, снижении уровня социального неблагополучия, предупреждение правонарушений. Основными формами взаимодействия является: оказание помощи, контроль, воспитательные мероприятия, защита прав и интересов несовершеннолетних, профилактика правонарушений, оказание комплексной поддержки семье. Наиболее тесное и эффективное сотрудничество с АНКПО «Радуга» в лице Барановой Н.Ю., КДН и ЗП в лице Сарвардиновой Л.С., ЛОВД в лице инспектора Артемьевой Г.С., ГИБДД, инспекторами ПДН Еряшевой А. и Морозовой А.Г., которые помогали в решение конфликтных ситуаций, правовой помощи участников образовательного процесса. В сентябре социальным педагогом совместно с классными руководителями составлен социальный паспорт гимназии и списки семей различных категорий.
Выявление «проблемных учащихся» С целью выявления проблемных учащихся социальным педагогом проводится социально-педагогическое исследование по следующим направлениям: формирование банка данных – социальной картотеки гимназии; составление материально-бытовых актов; изучение социального статуса учащихся в классном коллективе 5, 8, 10 классов; диагностика вновь зачисленных учащихся; мониторинг удовлетворенности качеством гимназического образования учащихся и родителей; тестирование учащихся, состоящих на ВШУ; тестирование подопечных «Семейное неблагополучие»; анкетирование учащихся с целью выяснения их занятости в каникулярный период. Взаимодействие заместителя директора по ОПР, классного руководителя, социального педагога, психолога и учителей-предметников
Индивидуальное сопровождение «проблемных» учащихся С момента поступления ребёнка в школу социальный педагог во взаимодействии с классным руководителем, психологом, а также с медицинским работником непрерывно наблюдают за процессом его развития, выявляя проблемы в учебной, социальной, эмоционально-волевой сферах. Карта индивидуального сопровождения заводится на каждого ученика гимназии в момент его первого знакомства со школой и пополняется данными диагностики, проводимой на определённых этапах обучения. Однако карту сопровождения нельзя рассматривать только лишь как «копилку информации» о ребёнке. Если ученик нуждается в индивидуальной программе сопровождения, то сама программа и мониторинг её эффективности найдут свое отражение в карте (см. Приложение Б). Детальный анализ проблемы, сбор информации позволяют разработать программу индивидуального сопровождения, включающую планирование конкретных шагов, направленных на оказание помощи ребёнку в преодолении проблемной ситуации. В ходе индивидуальной работы использованы следующие методы проведения контроля несовершеннолетнего, находящегося на профилактическом учете: текущий контроль за посещением учебных занятий, контроль за посещением занятий дополнительного образования в школе, контроль за соблюдением режима во время посещения несовершеннолетнего на дому. Помощь ребёнку в преодолении различного рода проблем оказывается на трёх уровнях: 1 у р о в е н ь – помощь со стороны ближайшего окружения ребёнка (родители, родственники и друзья), помощь в классе (одноклассники, учителя, классный руководитель); 2 у р о в е н ь – центр психолого-педагогического сопровождения; 3 у р о в е н ь – специалисты других организаций и служб города (схема 2). Процесс индивидуального сопровождения можно описать через последовательную реализацию следующих шагов: 1) проведение квалифицированной диагностики сути проблемы, ее истории и потенциальных носителей; 2) информационный поиск методов и ресурсов, которые могут помочь решить проблему; 3) обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными людьми и выбор наиболее целесообразного пути решения; 4) оказание первичной помощи ребёнку и другим носителям проблемы на начальных этапах реализации плана действий. Этапы процесса сопровождения: – диагностика сущности проблемы; – построение программы сопровождения: проектирование путей решения проблемы; отбор содержания, средств; определение участников; – реализация программы и мониторинг эффективности; – подведение итогов – анализ качества программы индивидуального сопровождения. Рассмотрим эти этапы подробнее. На этапе диагностики определяется наличие проблемной ситуации. Симптомами могут выступать: состояние общего неблагополучия, испытываемого ребёнком/подростком; данные скрининговых исследований; прогностический анализ потенциальных трудностей (например, учителем-предметником). Принципиально важным является соблюдение принципа «всегда на стороне ребёнка», что гарантирует защиту его интересов даже в тех случаях, когда педагог сталкивается с негативным поведением учащегося. Целью диагностического этапа является осознание сути проблемы, определение ее носителей и потенциальных возможностей решения. На этапе разработки программы сопровождения в результате анализа полученной информации о путях и способах решения проблемы, создаются условия для осознания проблемы самим сопровождаемым, распределяются обязанности по реализации плана действий, определяется последовательность шагов, уточняются сроки исполнения и возможность корректировки программы. На этапе реализации программы сопровождения особенно важной является первичная помощь ребёнку/подростку, всем участникам проблемной ситуации в реализации плана действий. Необходимо фиксировать любые, даже минимальные, успехи на пути к поставленной цели. Разрешение проблемы часто требует оказания помощи на третьем уровне, то есть активного вмешательства внешних служб. В этой ситуации социальный педагог принимает на себя координирующие функции. Оценочные этапы. Сопровождение предполагает выделение двух этапов оценки: промежуточной, которая позволяет выявить общую целесообразность выбранного плана решения проблемы и итоговую, предполагающую общий анализ эффективности программы. Этот этап может стать заключительным в отношении программы индивидуального сопровождения, а может стать стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и решения проблем, типичных для значительных групп учащихся. На заключительном этапе индивидуального сопровождения необходимо предоставить возможность ученику – носителю проблемы – реализовывать приобретённый собственный опыт, укрепляя уверенность в своих силах в процессе дальнейшего развития. Пример программы индивидуального сопровождения с использованием технологии «Дневник старшеклассника». Программа индивидуального сопровождения ученицы 9 класса Марии Диагностика проблемы: неуспеваемость по русскому языку, алгебре и физике; нарушение дисциплины: опоздания, пропуски уроков и учебных дней; нарушения поведения (грубость по отношению к учителям, неадекватные эмоциональные реакции на замечания со стороны администрации). Сбор информации (беседы с Машей, ее мамой, классным руководителем, одноклассницами; наблюдения на уроках) и более детальный анализ проблемы позволили сделать вывод о том, что Маша после длительной болезни «запустила» учебу, пробелы в знаниях по особенно трудным для нее предметам повлекли нежелание присутствовать на уроках. Постоянные замечания со стороны педагогов Мария перестала воспринимать, она не верит в возможность исправить ситуацию и пытается уйти от решения проблемы посредством прогулов и грубости в адрес учителей и родителей. Разработка и реализация плана действий, программы сопровождения. (участники: Мария, социальный педагог, классный руководитель, родители, психолог, учителя). 1. Беседа с девочкой (классный руководитель, психолог). Цель – помочь разобраться в сложившейся ситуации, пробудить стремление справиться с ней; помочь девочке «увидеть проблему со стороны», убедиться в том, что она решаема, рассмотреть разные варианты ее решения, включая анализ и коррекцию собственного отношения к окружающим и к самой себе. 2. Работа с «Дневником старшеклассника». Цель – саморегуляция и самоконтроль поведения и успеваемости. 3. Наблюдение со стороны классного руководителя. 4. Организация дополнительных занятий по «трудным» предметам (контроль посещения со стороны родителей и учителей, самоконтроль со стороны Марии). 5. Еженедельное обсуждение эффективности программы действия (Мария, психолог, классный руководитель, родители). Оценка эффективности программы. Уже через месяц были отмечены значительные улучшения в эмоциональном состоянии девочки. Положительные изменения во взаимоотношениях с учителями произошли спустя полтора месяца. Эффективность программы сопровождения подтверждается улучшением успеваемости, отсутствием пропусков уроков. |
Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность социального педагога | Формы предназначены для сбора информации о лицах, находящихся в «группе риска» социально опасного положения | ||
Село Хаилино является многонациональным – коренными жителями являются коряки, чукчи, эвены, они составляют 95 жителей села. Из этого... | Тема: Организация работы с детьми «группы риска» и состоящими на всех видах учета | ||
Адь педагога предназначена для проведения профориентационной работы с учащимися 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Пособие... | Шакурова М. В. Методика и технологии работы социального педагога: лабораторный практикум. – Воронеж: Воронежский государственный... | ||
«группы риска» | Под методом в социальном воспитании понимаются пути и способы совместной взаимосвязанной деятельности социального педагога и воспитуемого,... | ||
Автор – составитель программы: Т. Д. Тегалева, старший преподаватель кафедры социальной работы и организации работы с молодёжью | Краткий анализ социального паспорта оу (сколько стояло на контроле и учете семей, детей и т д., что и как изменилось ) |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |